Воспитание гражданственности и патриотизма во внеурочной деятельности школы
статья
Статья "Воспитание гражданственности и патриотизма во внеурочное деятельности школы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_grazhdanstvennosti_i_patriotizma_vo_vneurochnoy_deyatelnosti_shkoly.doc | 109.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Савельева Любовь Анатольевна,
Заместитель директора школы по ВР.
Уварова Наталья Борисовна,
учитель истории и обществознания
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа№65»
г.Улан-Удэ, Республики Бурятия
Воспитательная работа современной школы строится в соответствии с основными направлениями Программы воспитания и социализации школьников. Одним из приоритетных направлений этой программы стало воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека, сохранение наследия прошлого.
Целью гражданско-патриотической работы является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Нормативно-правовой основой гражданско-патриотического воспитания стали Федеральная программа «Патриотическое воспитание», Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Устав образовательного учреждения.
Результатами реализации Программы воспитания и социализации школьников должны стать формирование базовых национальных ценностей (основных моральных ценностей и нравственных установок на основе существующих культурных, семейных, религиозных, национальных традиций, обеспечивающих стабильное развитие страны) и формирование национального самосознания (идентичности) и осознания учащимися своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы.
Ключевые понятия: базовые национальные ценности, духовно-нравственное воспитание, национальное самосознание (гражданская идентичность), патриотизм, социализация, толерантность
Савельева Любовь Анатольевна,
Заместитель директора школы по ВР.
Уварова Наталья Борисовна,
учитель истории и обществознания
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа№65»
г.Улан-Удэ, Республики Бурятия
Воспитание гражданственности и патриотизма во внеурочной деятельности школы.
В условиях современной школы деятельность, направленная на воспитание гражданственности, патриотизма, формирование базовых национальных ценностей охватывает весь учебно-воспитательный процесс. Гражданско-патриотическая работа ведется в нашей школе в течение всего года. (основные направлении) Результатами ее реализации стали активное участие наших детей в республиканских краеведческих и научно-практических конференциях, в военно-спортивной игре «Зарница», массовых акциях, патриотического направления.
В Программу воспитания и социализации школьников включена и деятельность школьного музея, который является не просто хранителем бесценного фонда историко-культурного наследия, но и приобщает школьников к основам поисково-исследовательской деятельности, способствует их активной социализации. Одним из главных направлений работы школьного музея стали систематизация, учет и хранение материалов по истории Великой Отечественной войны; сохранение исторической памяти о событиях войны, ее участниках; воспитание уважительного отношения к историческому прошлому своего края, страны.
2015 г. – был объявлен Годом патриотического воспитания, в рамках которого наша страна отметила 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. Великая Отечественная война прошла по судьбам всех людей нашей страны. Нет ни одной семьи, где бы не было участников этой войны. Кто-то непосредственно воевал на фронтах, кто-то внёс свой вклад в приближение Победы, самоотверженно трудясь в тылу.
Но особой категорией участников Великой Отечественной войны являются дети, которые фактически лишились самого главного – детства, наряду со взрослыми перенося все тяготы военного лихолетья, испытав все горести, потери и победы.
Павел Батов, генерал армии, дважды герой Советского Союза писал: «Войну выиграли не только те, кто смотрел через прицельную планку на врага, но и женщины и дети, которые дневали и ночевали в цехах, и выпускали гранаты, мины, снаряды. Но женщины, дети и старики, которые выпускали самый мощный снаряд, имя которому – хлеб»
Но что мы знаем о войне? На этот вопрос может ответить только тот, кто через неё прошёл. Поэтому очень важно, что живы еще свидетели тех страшных лет, которые могу нам повествовать о том времени. Но их все меньше и меньше остается в живых. Поэтому сегодня необходимо сохранить память об участниках Великой Отечественной войны, собрать как можно больше исторических документов, воспоминаний о войне, о тех, кто приблизил день Победы, сохранил независимость нашей страны. Ведь без прошлого нет настоящего...
С этой целью и была разработан и реализован месячник, посвященный 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. «Мы память бережно храним». По результатам проведения месячника, ребята не только приняли активное участие в мероприятиях школы, но и города и республики, посвященных празднованию 70-летия Великой Отечественной войны. Актом гражданского самосознания и патриотизма стало массовое участие школы в акции «Бессмертный полк», когда 9 мая 2015 г. на площадь столицы Республики Бурятия вышли все учителя школы, к ним присоединились учащиеся и родители
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ПРОВЕДЕНИЯ МЕСЯЧНИКА «МЫ ПАМЯТЬ БЕРЕЖНО ХРАНИМ».
Месячник «Мы память бережно храним», посвященный 70-летию победы в
Великой Отечественной войне был проведен в апреле 2015 г.
Проведение месячника преследует как педагогические, так и практические цели.
Практические:
-способствовать повышению эффективности гражданско-патриотической работы среди учащихся через сохранение памяти об участниках Великой Отечественной войны и вовлечение учащихся в учебно-исследовательскую деятельность;
-систематизировать исторический материал по истории Великой Отечественной войны; начать работу по созданию информационного банка данных о ветеранах войны,
-способствовать сохранению памятников истории и культуры находящихся
на территории микрорайоне школы.
Педагогические:
- содействие становлению духовно-нравственных и гражданско-патриотических качеств учащихся.
- способствовать формированию и углублению знаний учащихся по истории Великой Отечественной войны;
- побуждение интереса к истории и традициям своего микрорайона, школы;
- активизация саморазвития и самообразования детей посредством вовлечения их в поисково-исследовательскую деятельность;
Данное мероприятие преследует следующие задачи:
1. Учебно-познавательные:
- месячник направлен на углубленное изучения истории своей страны, края.
- формирование предметных теоретических знаний и практических умений.
- привитие навыков исследовательской работы.
2. Социальные:
-способствовать формированию мировоззрения учащихся в соответствии с общественными ценностями;
-способствовать социализации, самореализации и адаптации учащихся к общественной жизни.
3. Общекультурные:
- способствовать воспитанию личностных качеств учащихся – гражданских, нравственных, интеллектуальных, эстетических;
- формировать представления о необходимости соблюдения общечеловеческих нравственных норм и законов, в том числе и патриотических;
- содействие в понимании связи подрастающего поколения с окружающим
миром, воспитание чувства сопричастности к наследию прошлого.
4. Коммуникативные:
- формирование навыков толерантного общения, работы в команде, контактности.
- формирование и развитие самостоятельности, творческой активности и инициативности учащихся.
5. Информационные: развивать умения самостоятельно работать с информационными источниками, искать, анализировать и отбирать необходимую информацию.
Основные направления месячника «Мы память бережно храним».
Класс | Мероприятие/ проект | Цели и задачи | Планируемые результаты |
1-4 классы «Мы наслед-ники Победы» | 1. Конкурс инсценированной песни «По дорогам военных лет…» 2. Выставка рисунков детей «Мы наследники Победы» 3. Конкурс чтецов «Весна 1945 года!» | Способствовать формированию знаний учащихся начальной школы по истории Великой Отечественной войне. Побуждение интереса к истории своей страны, народа, семьи. | 1. Конкурс-концерт «Мы наследники победы». 2. Организация выставки творческих работ учащихся. 3. Проявление учащимися творческой активности, |
5-6 классы. «Война в истории моей семьи, моей страны» | 1. Конкурс «Письмо Ветерану» 2. День открытых дверей в музее школы 3. Библиотечные уроки «Великая Победа». 4. Викторина «Что я знаю о войне» | 1. Способствовать повышению эффективности гражданско-патриотической работы среди учащихся через сохранение памяти об участниках Великой Отечественной войны. 2. Содействие становлению духовно-нравственных и гражданско-патриотических качеств учащихся. 3. Способствовать формированию знаний учащихся по истории Великой Отечественной войны | 1. Участие учащихся в конкурсе «Письмо ветерана» 2. Определение лучших творческих работ 3. демонстрация глубоких знаний по истории Великой Отечественной войны. |
7-8 Классы. «Медаль за бой, медаль за труд из одного металла льют» | 1. Конкурс «Письмо Ветерану» 2. День открытых дверей в музее школы 3. Библиотечные уроки «Великая Победа». 4. «В тылу как на фронте» | 1. Содействие становлению духовно-нравственных и гражданско-патриотических качеств учащихся. 2. Способствовать формированию знаний учащихся по истории Великой Отечественной войны; 3. Побуждение интереса к истории и традициям своего микрорайона, школы. | 1. Краеведческая конференция «В тылу как на фронте» 2. Проявление учащимися творческой активности, демонстрация глубоких знаний, умений организации исследовательской деятельности. |
9-11 классы. «Человек на войне» | 1. Создание мультимедийного проекта «Виртуальные музеи боевой славы». 2. «Живые голоса войны» - встреча с ветеранами. 3. Интегрированный урок «Человек на войне» 4. Научно-практическая конференция «Человек на войне». | 1. Способствовать углублению знаний учащихся о Великой Отечественной войне» 2. Активизация саморазвития и самообразования старшеклассников посредством вовлечения их в поисково-исследовательскую деятельность. | 1. Защита презентаций «Виртуальный музей боевой славы» 2. Проведение научно-практической конференции. 3. Проявление учащимися творческой активности, демонстрация глубоких знаний, умений организации исследовательской деятельности. |
Обще-школьные мероприя-тия «Мы память бережно храним» | 1. «70 добрых дел» 2. «70 пятерок – это моя Победа» 3. «Полк «бессмертных» школы №65» 4. Участие в городской акции «Вахта Памяти» и «Бессмертный полк» | 1. Способствовать повышению эффективности гражданско-патриотической работы среди учащихся и вовлечение их в учебно-исследовательскую деятельность; 2.Содействие становлению духовно-нравственных и гражданско-патриотических качеств учащихся. 3. Создание информационного банка данных о ветеранах войны, | 1. Конкурс добрых общешкольных дел. 2. Конкурс на лучшего ученика, получившего 70 пятерок за апрель месяц 3. Создание информационного банка данных об участниках войны (выпускниках и учителях школы, родных и близких педагогов и учащихся школы». 4. Участие в городских мероприятиях. |
Реализация проекта
Направление работы | Личностные УУД | Результаты |
Конкурс-концерт «Мы наследники победы» | Осознание своей идентичности как гражданина страны, общества. Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека. Формирование устойчивого познавательного интереса к изучению истории своей страны. Формирование у учащихся ярких, эмоционально окрашенных героических образов истории Великой Отечественной войны. Осмысление социально-нравственного опыта старшего поколения, способность к определению своей позиции к историческому прошлому. | Воспитание любви к Родине, уважение к истории своего государства, своей семьи. |
«Война в истории моей семьи, моей страны» | Формирование устойчивого интереса к изучению истории. Воспитание любви к Родине, уважительного отношения к людям старшего поколения. Понимание значения Великой Победы в истории человечества. | |
«Медаль за бой, медаль за труд из одного металла льют» | Формирование устойчивого интереса к изучению истории своей страны, народа, семьи. Формирование уважительного отношения к людям старшего поколения. Начало формирования у учащихся основ критического мышления, установления взаимосвязи между событиями, происходящими на фронте и в тылу в годы войны. | |
«Человек на войне» | Формирование представления о необходимости соблюдения общечеловеческих нравственных норм и законов, в том числе и патриотических; Признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, уважение к личности и её достоинству, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им Содействие в понимании связи подрастающего поколения с окружающим миром, воспитание чувства сопричастности к наследию прошлого. Формирования основ социально-критического мышления, потребности к самовыражению и самореализации, | |
«Мы память бережно храним» |
Направление работы | Метапредметные УУД | Результаты |
Конкурс-концерт «Мы наследники победы» | Формирование метапредметных результатов состоит: В самоорганизации внеурочной деятельности: умении определять цель, планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль, коррекцию и самооценку. Работать с учебной и внешкольной информацией (осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернет-источников). Выполнять универсальные логические действия (анализировать, синтезировать, сравнивать и обобщать факты, устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логические цепочки рассуждений, формулировать и обосновывать выводы и т. д.); В умении строить монологическую речь, участвовать в обсуждении, формулировать вопрос, выступать с сообщениями, презентациями. В способности решать познавательные, творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, рассказ, эссе, проект, презентация, реферат и др.). В способности выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к окружающим. В умении продуктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, адекватно использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать | Ученики научатся: Познавательные действия: - основам смыслового чтения; - осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; - самостоятельно и с помощью учителей постановке и формулирование проблемы; -составлять сообщения, презентации и умение их защищать Универсальные логические действия: - умение самостоятельно анализировать, синтезировать, обобщать используемые источники. - самостоятельно решать задачи творческо-поискового характера. Регулятивные действия: - организовывать свою деятельность: самостоятельно и с помощью учителя определять цель, задачи работы, выбирать последовательность действий; - составление плана и последовательности деятельности; - осуществлять коррекцию своей деятельности. Коммуникативные действия: -владеть устной и письменной речью; -слушать и вести диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка; - участвовать в коллективном обсуждении проблем, эффективно сотрудничать со сверстниками. - учитывать позиции других людей, партнеров по общению или деятельности. |
«Война в истории моей семьи, моей страны» | ||
«Медаль за бой, медаль за труд из одного металла льют» | ||
«Человек на войне» | ||
«Мы память бережно храним» | Ученики получат возможность научиться: - ставить проблему, аргументировать ее актуальность; организовывать исследовательскую деятельность; - основам саморегуляции в познавательной деятельности, направленной на достижение поставленных целей; адекватно оценивать свои возможности, -основам саморегуляции своего эмоционального состояния; -прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей; -брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство); оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности; - следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к учителю и одноклассникам. |
Список литературы:
1. Декларация прав ребенка, принята 20.11.1959 Резолюцией 1386 (XIV) на 841-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН.
2. Конвенция о правах ребенка, принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года.
3. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Образовательная область «Общественно-научные предметы», утвержденного приказом № 1897 Министерства образования Российской Федерации от 17.12.2010 г.
4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа «Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время».
Реализация в 2009-2016 годах программы «Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время» позволит добиться определённых результатов. Должно...
ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА ПОСРЕДСТВОМ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В повседневной учебной работе учителя истории не всегда, к сожалению, уделяется должное внимание краеведческому компоненту. В данной работе описан опыт шестилетнего краеведческого исследования с...
Презентация по теме:" Воспитание гражданственности и патриотизма через проектную деятельность"
Формы и методы проектной деятельности....
Презентация «Воспитание гражданственности и патриотизма в урочное и внеурочное время»
Выступление на педсовете«Воспитание гражданственности и патриотизма в урочное и внеурочное время»...
Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках технологии и во внеурочное время.
В воспитании и образовании подрастающего поколения всегда присутствует национальный колорит. Важность этой проблемы отражена в "Законе об образовании". Роль учителя технологии по освоению историко-кул...
Обобщение опыта на тему "Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках технологии и во внеурочное время"
Национальный колорит способствует патриотическому воспитанию, обращает ум и сердце ученика к национальному достоянию своего народа. Практически в каждом разделе предмета «Технология»...
Воспитание гражданственности и патриотизма во внеурочной деятельности
В современной школе воспитательная работа современной школы выстраивается в соответствии с основными направлениями Программы воспитания и социализации школьников. Воспитание гражданственности, патриот...