Работа в методических объединениях
методическая разработка


Предварительный просмотр:

Тезисы доклада «Активные методы обучения на уроках истории и обществознания»

Мотивация к обучению студентов заключается в постоянном совершенствовании образовательного процесса, путём внедрения методов и приемов современных и инновационных образовательных технологий:

Одним из них является проблемный метод обучения.

Проблемная ситуация - создание обстановки, в которой у обучаемых

Проблема  креативна , то есть требует к себе творческого отношения. Стереотипы мышления и поведения в наше время – главный тормоз развития человека, общества, государства. И для педагога важно быть готовым к принятию нестандартных решений со стороны учащихся, обладать гибкостью мышления и поведения, если варианты решения детей не совпадают с его вариантами решения.

Проблема имеет адресный характер. Это значит, что учитель, формулируя проблемные вопросы на уроке, должен учитывать особенности класса, группы.

В сфере воспитания игнорирование данной технологии приводит к дискредитации воспитания как такового, всё сводится к морализаторству, поучениям, чтению нотаций, а это наносит огромный урон развитию человека.

Считаю, что использование данного метода создает необходимых условий для развития креативного мышления обучающихся посредством проблемно-ориентированного подхода.

Прогнозируемым результатом достижения этой цели, на мой взгляд, будет повышение внутренней мотивации к учебной, познавательной деятельности; углубление уровня понимания и усвоения учебного материала, а также конструктивное отношение  обучающихся к такому явлению, как «проблема».

Приёмы технологии развития критического мышления. Одним из них является составление КЛАСТЕРА.  Это способ графической организации материала, позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Последовательность действий проста и логична.

Главная роль  при реализации данного приема отводится тексту. Его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют. 
Учащемуся надо освоить свой текст, выработать собственное мнение, выразить себя ясно, доказательно, уверенно. Чрезвычайно важно умение слушать и слышать другую точку зрения, понимать, что и она имеет право на существование. 

Роль учителя – в основном координирующая. 

Задачи, которые преподаватель ставит перед собой, используя прием данной технологии:

Научить:

- выделять причинно-следственные связи; 

- понимать, как различные части информации связаны между собой; 

- делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек; 

- избегать категоричности в утверждениях; 

- быть честным в своих рассуждениях; 

-формировать  культуру чтения, включающую в себя умение ориентироваться в источниках информации.

- стимулировать самостоятельную  поисковую, творческую деятельность.

-запустить  механизмы самообразования и самоорганизации

Одним из методов данной технологии является метод «толстых» и «тонких» вопросов

Так как современному человеку для достижения успеха в жизни необходимо уметь быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, находить общий язык с людьми самых разных профессий ,идеологических, политических взглядов и культур. Данный заказ общества нащел свое отражение в основных требованиях к выпускникам, сформулированных в Федеральном государственном образовательном стандарте .Эти требования   побуждают преподавателей и учителей к поиску новых технологий, приемов и методов в образовательном процесс.

В последние три года работы для меня стал актуален метод проектов

Правильно организованная проектная деятельность служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности. При разработке и реализации исследовательских проектов обучающиеся учатся самостоятельно добывать знания из различных источников, работать с разными формами представления информации, планировать свою интеллектуальную  деятельность, осуществлять самоконтроль и объективно оценивать полученные результаты. Используя данный метод за основу беру следующее суждение:

Проект — это «пять «П»»:

  1. Проблема (постановка проблемы, компоненты которой требуют решения).
  2. Проектирование (планирование деятельности).
  3. Поиск информации (сбор, систематизация, структурирование информации).
  4. Продукт (изготовление, оформление продукта).
  5. Презентация (выбор формы, подготовка и презентация, а также самооценка и самоанализ).

Методы и приемы игровой технологии применяю на комбинированных занятиях и на уроках обобщения и систематизации знаний:

Урок-дебаты

Урок- экскурсия

Маршрутные игры

Ретроспективные игры

Проблему повышения мотивации обучающихся считаю наиболее острой и значительной на современном этапе развития образования в России. Одним из важнейших способов его повышения является стимулирование самостоятельной деятельности студентов с помощью активного применения технологии формирующего оценивания, которая даёт, по моему мнению, наибольшие результаты в процессе освоения подрастающим поколением новых знаний и способов деятельности.

Существует  множество приемов в данной технологии, здесь нужно апробировать и подобрать наиболее эффективные для вас.

Использованная литература:

1.Активная школа: теория, практика, перспективы. Под редакцией А. Зеленцовой, К. Спенсли, С. Шехтера. Совет по международному образованию – М.:АСПРЯЛ/АКСЕЛС, Фонд «Сивитас»,2015

2.  Белгородская Л. В. От факта к пониманию -  Преподавание истории в школе, 2014, №3

3. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как сегодня преподавать историю в школе - М.: Просвещение, 2016г


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Активные методы обучения на уроках истории и обществознания» Преподаватель ГБПОУ «БРИТ»: Долматова Т.В.

Слайд 2

Хороших методов существует столько, сколько существует хороших учителей. Д.Пойя

Слайд 3

«Активные методы обучения на уроках истории и обществознания» Активные методы обучения (АМО) – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.

Слайд 4

Активные методы обучения на уроках истории и обществознания строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.

Слайд 5

Проблемный метод обучения Проблемная ситуация - создание обстановки, в которой у обучаемых возникает интеллектуально-психологическое затруднение, преодоление которого требует поиска новых знаний, новых подходов, направленных на выявление личной оценки противоречиям, заложенным в проблемной задаче (вопросе).

Слайд 6

Метод проектирования Проект — это «пять «П»»: Проблема (постановка проблемы, компоненты которой требуют решения). Проектирование (планирование деятельности). Поиск информации (сбор, систематизация, структурирование информации). Продукт (изготовление, оформление продукта). Презентация (выбор формы, подготовка и презентация, а также самооценка и самоанализ).

Слайд 7

Лекция с запланированными ошибками (лекция-провокация) Преподаватель сообщает, что в лекции будет сделано определенное количество ошибок различного типа (5-7). Преподаватель должен иметь перечень этих ошибок на бумаге, который он по просьбе слушателей обязан предъявить в конце лекции. Слушатели в конце лекции должны назвать ошибки, вместе с преподавателем или самостоятельно дать правильные версии решения проблем.

Слайд 8

«Исторический футбол» Группа делится на команды (обычно по рядам), каждая из которых получает задание составить вопросы по определённому материалу: два простых (со слов кто, что, когда) и один сложный (со слов почему, зачем, в чём различие; что, если; объясните и т.д.). Обычно работа выполняется индивидуально в тетрадях, а групповая принадлежность необходима лишь при определении очереди вопроса: 1 ряд задаёт вопрос 2, 2-3-му, 3-1-му. Если никто из команды не смог ответить на вопрос – «гол», то весь ряд лишается права задавать вопрос в течение 1 тура, а значит- рискует рейтингом.

Слайд 9

Задания креативного характера: предложение учащимся по-своему выполнить то, что учителю уже известно, например, самостоятельно дать определение изучаемому понятию; составление кроссворда, игры, викторины, родословной, сценария спектакля, своего задания для других учеников; создание образа (рисуночного, двигательного, словесного).

Слайд 10

Благодарю за внимание!



Предварительный просмотр:

Тезисы доклада «Применение элементов технологии формирующего оценивания на уроках истории»

      Ведущими векторами образовательной стратегии стали образование в течение всей жизни, инициатором которого является тот, кто учится, вариативность и индивидуализация обучения, которые обеспечивают его запросы и возможности, компетентностный подход, тесно связанный с активным характером обучения.  Наиболее полно новая образовательная стратегия выражается лозунгом: «Возьми в свои руки контроль над своим обучением».

     Ориентация федерального государственного образовательного  стандарта на деятельностный подход, на формирование обобщенных способов деятельности ставит процедуру оценки в особое положение. Она выступает одновременно и как цель, и как средство обучения.

    Это, в свою очередь, требует включения в содержание образовательного процесса формирование такого элемента, как навыки рефлексии, самоанализа, самоконтроля, самооценки, а также вовлечения в процесс оценивания процедур самооценки.

Целью моего выступления  является осмысление и популяризация опыта  формирующего оценивания

Для более эффективного достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:

  • глубоко и максимально полно изучить техники формирующего оценивания;
  • проанализировать и систематизировать имеющийся опыт формирующегося оценивания;

    Под системой оценивания понимается не только та шкала, которая используется при выставлении отметок и моменты, в которые отметки принято выставлять, но в целом механизм осуществления контрольно-диагностической связи между учителем, учеником и родителями по поводу успешности образовательного процесса, равно как и осуществления самостоятельного определения таковой учащимся.

Различают два вида отметок: внутренняя отметка (формирующая) и внешняя отметка (суммирующая).

     Внутренняя отметка устанавливает «обратную связь « между учащимися и степенью успешности достижения им целей обучения (результаты ученика в сравнении с его же предыдущими результатами).

      Внешняя отметка связана с выставлением отметок и предполагает вынесение заключительного суждения о том, чего сумел достичь обучающийся курсе обучения на основе единых требований (в сравнении с эталоном).  Обе формы оценки взаимосвязаны. Часто формирующую оценку игнорируют, хотя она имеет первостепенную важность для обеспечения эффективности процесса

.

Цели формирующего оценивания и результаты:

Оценивать опыт и потребности ученика. 

Поощрять самодвижение и сотрудничество

Осуществлять мониторинг прогресса учащихся.  

 Организация формирующего оценивания:

  • планирование образовательных результатов по каждой теме, учитывая индивидуально уровень каждого ученика;
  • определение в рамках программы обучения тем, при  изучении которых целесообразно использование листов  обратной связи;
  • контроль, определение индивидуальных достижений каждого учащегося и нет сравнения результатов учащихся;
  • оценивание результатов деятельности, оценка ориентирована на конкретного ученика, выявление пробелов в освоении учащимся содержания образования    с целью восполнить их с максимальной эффективностью, показать прогресс в   обучении;
  • обратная связь относительно достижений  учащегося, анализ;
  • планирование дальнейшей деятельности.

   Оценивается успешность, отдельно каждый вид работы. Это не должно быть отдельной частью урока, а должно пронизывать всю работу. Но оценивать нужно не только результат деятельности, но и прилежание, усердие, стремление преодолеть трудности, самостоятельность.

 На своих занятиях я применяю следующие техники оценивания:

  • Карта понятий
  • Карты причин и следствий

При рефлексии метод неоконченных предложений

  • Я почувствовал, что…
  • Было интересно…
  • Меня удивило…
  • Свей работой сегодня я… потому что…
  • Мне захотелось…
  • Мне больше всего удалось…
  • Задания для меня показались… потому, что…

Использованная литература:

  1. Оценивание учебных достижений учащихся. Методическое руководство/Р.Х.Шакиров, А.А.Букитова. Билим 2015
  2. Пинская М. «Оценивание – способ повышения эффективности обучения».  Руководство для учителя, 2016 г.
  3. Репкина А.Б., Заика Е.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. -Томск: Пеленг,2017.


Предварительный просмотр:

Тезисы доклада «Применение элементов технологии формирующего оценивания на уроках истории»

      Ведущими векторами образовательной стратегии стали образование в течение всей жизни, инициатором которого является тот, кто учится, вариативность и индивидуализация обучения, которые обеспечивают его запросы и возможности, компетентностный подход, тесно связанный с активным характером обучения.  Наиболее полно новая образовательная стратегия выражается лозунгом: «Возьми в свои руки контроль над своим обучением».

     Ориентация федерального государственного образовательного  стандарта на деятельностный подход, на формирование обобщенных способов деятельности ставит процедуру оценки в особое положение. Она выступает одновременно и как цель, и как средство обучения.

    Это, в свою очередь, требует включения в содержание образовательного процесса формирование такого элемента, как навыки рефлексии, самоанализа, самоконтроля, самооценки, а также вовлечения в процесс оценивания процедур самооценки.

Целью моего выступления  является осмысление и популяризация опыта  формирующего оценивания

Для более эффективного достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:

  • глубоко и максимально полно изучить техники формирующего оценивания;
  • проанализировать и систематизировать имеющийся опыт формирующегося оценивания;

    Под системой оценивания понимается не только та шкала, которая используется при выставлении отметок и моменты, в которые отметки принято выставлять, но в целом механизм осуществления контрольно-диагностической связи между учителем, учеником и родителями по поводу успешности образовательного процесса, равно как и осуществления самостоятельного определения таковой учащимся.

Различают два вида отметок: внутренняя отметка (формирующая) и внешняя отметка (суммирующая).

     Внутренняя отметка устанавливает «обратную связь « между учащимися и степенью успешности достижения им целей обучения (результаты ученика в сравнении с его же предыдущими результатами).

      Внешняя отметка связана с выставлением отметок и предполагает вынесение заключительного суждения о том, чего сумел достичь обучающийся курсе обучения на основе единых требований (в сравнении с эталоном).  Обе формы оценки взаимосвязаны. Часто формирующую оценку игнорируют, хотя она имеет первостепенную важность для обеспечения эффективности процесса

.

Цели формирующего оценивания и результаты:

Оценивать опыт и потребности ученика. 

Поощрять самодвижение и сотрудничество

Осуществлять мониторинг прогресса учащихся.  

 Организация формирующего оценивания:

  • планирование образовательных результатов по каждой теме, учитывая индивидуально уровень каждого ученика;
  • определение в рамках программы обучения тем, при  изучении которых целесообразно использование листов  обратной связи;
  • контроль, определение индивидуальных достижений каждого учащегося и нет сравнения результатов учащихся;
  • оценивание результатов деятельности, оценка ориентирована на конкретного ученика, выявление пробелов в освоении учащимся содержания образования    с целью восполнить их с максимальной эффективностью, показать прогресс в   обучении;
  • обратная связь относительно достижений  учащегося, анализ;
  • планирование дальнейшей деятельности.

   Оценивается успешность, отдельно каждый вид работы. Это не должно быть отдельной частью урока, а должно пронизывать всю работу. Но оценивать нужно не только результат деятельности, но и прилежание, усердие, стремление преодолеть трудности, самостоятельность.

 На своих занятиях я применяю следующие техники оценивания:

  • Карта понятий
  • Карты причин и следствий

При рефлексии метод неоконченных предложений

  • Я почувствовал, что…
  • Было интересно…
  • Меня удивило…
  • Свей работой сегодня я… потому что…
  • Мне захотелось…
  • Мне больше всего удалось…
  • Задания для меня показались… потому, что…

Использованная литература:

  1. Оценивание учебных достижений учащихся. Методическое руководство/Р.Х.Шакиров, А.А.Букитова. Билим 2015
  2. Пинская М. «Оценивание – способ повышения эффективности обучения».  Руководство для учителя, 2016 г.
  3. Репкина А.Б., Заика Е.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. -Томск: Пеленг,2017.

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы школьного методического объединения

План работы ШМО учителей "Технического и эстетического" цикла....

План работы районного методического объединения учителей технологии

Сформулирована тема, цель, задачи методической работы районного объединения учителей технологии, прилагается план-сетка графика работы на учебный год...

План работы Районного Методического Объединения учителей истории

Предлагаю Вашему вниманию презентацию с задачами и основными направлениями РМО...

Анализ методической работы школьного методического объединения гуманитарного цикла за 2015-2016 год.

В анализе подведены итоги работы членов ШМО учителей гуманитарного  цикла по разным  направлениям. Определены задачи  работы на новый уебный год...

Отчет о работе школьного методического объединения учителей физкультуры презентация "Спортивно-оздоровительная работа в школе"

Данная презентация подготовлена для педагогического совета школы, она позволяет наглядно ,в полном объеме показать все направления работы ШМО учителей физической культуры...

Методическое объединение учителей математики Московского района Санкт-Петербурга на пути совершенствования работы школьных методических объединений в условиях реализации инновационной деятельности

В 2018-2019 учебном году методическое объединение учителей математики Московского района Санкт-Петербурга много внимания уделяло на развитие инновационного образования, на совершенствование образовате...