Обучение с учетом модальности ребенка
консультация по психологии

Звягина Ольга Николаевна

Рекомендации педагогам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_s_uchyotom_modalnosti_rebyonka.doc285.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение с учётом  модальности  ребёнка

Любая информация, идущая через  нервную систему, должна предварительно транслироваться в ведущую единственную модальность  понимания. Когда информация совпадает с  ведущей модальностью , обучающиеся  справляются прекрасно и хорошо запоминают эту часть урока. Когда учитель переключается с ведущей модальности “транслятора” на другую, ученик вынужден транслировать информацию обратно в свою модальность. Такая трансляция требует временного отключения от реальности (ученик в это время не слышит учителя). В результате у ученика появляется серия пробелов в информации, что выявляется чаще всего при повторении и на контрольных работах.

Примеры: К-ученик легко выполняет практическую часть лабораторной работы, но он теряется, когда читает об этом в учебнике. Наоборот, В-ученик затрудняется в лабораторном эксперименте, в то время как чтение учебника дает ему полную картину эксперимента. А-ученик прекрасно работает, когда на уроке используется фонетический подход.

Визуалы

Про людей с ведущим визуальным каналом придумана поговорка: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Действительно, при обработке информации они сразу превращают слуховые и прочие сигналы в зрительные образы, которые, собственно, и запоминают. Считается, что зрительная память у таких людей развита намного лучше, чем у всех остальных, что неудивительно — ведь именно ею они пользуются чаше всего. Определить при общении, что вы имеете дело с визуалом, очень легко. Такой человек даже в речи часто использует весьма характерные зрительные метафоры, например, он говорит: я хорошо вижу эту проблему; я смотрю на этот вопрос шире — и так далее. В комнате визуал постарается занять такое место, с которого ему будет всех и все хорошо видно: особенно для него важно, чтобы в поле его зрения оказалась дверь. Также они любят садиться у окна, особенно если из него открывается красивый вид. Для них огромное значение имеет внешний вид, причем и свой, и чужой. Они тщательно продумывают интерьер своего жилища, а вид пиши иногда значит для них больше, чем ее вкус. При общении эти люди очень четко держат дистанцию, не оттого, что опасаются близости, а потому, что собеседника обязательно должно быть хорошо видно. Неудивительно, что подавляющее число художников, дизайнеров (от компьютерных до ландшафтных) относятся к визуалам.

Аудиалы

Люди, предпочитающие слуховой канал, все делают через звук: слушают, говорят, размышляют. Даже когда они читают про себя, у них шевелятся губы, что вовсе не означает их малограмотность, просто аудиалам так удобнее. Они очень часто говорят вслух сами с собой, да и с другими делают это с явным удовольствием. В общении они предпочитают находиться поближе к собеседнику, чтобы лучше слышать его, но при этом не любят смотреть в лицо, и особенно в глаза. К словам вообще и к похвале в особенности аудиалы весьма чувствительны. Естественно, лучше всех остальных они распознают оттенки интонаций и тембр голоса собеседника, а в речи используют много слуховых метафор: Перестань скрипеть; Я услышал твою проблему. К внешности, обстановке в доме, виду и вкусу еды они достаточно равнодушны, но зато красивый голос может тронуть их до самого сердца. А бубняший звук включенного телевизора за стеной может довести до белого каления. Аудиалы часто становятся музыкантами, певцами, из них получаются прекрасные лекторы и психологи.

Кинестетики — это люди, все жизненные события переводящие на язык телесных ощущений, вкуса, осязания и обоняния. Как ни странно, но инструментом для обработки информации и принятия решении для них служит интуиция. Они слушают свои внутренние ощущения, подчиняются им и часто поступают безошибочно. Для кинестетиков крайне важны прикосновения, так что дистанция при общении у них минимальная — им все хочется потрогать, в том числе и собеседника. Если визави при разговоре крутит вашу пуговицу и то и дело прикасается к вашему плечу, не удивляйтесь и не злитесь — просто он кинестетик. Любые прикосновения несут для кинестетиков переизбыток информации, и поэтому в быту такие люди крайне внимательны и чувствительны к комфорту, вкусной еде и приятным запахам. Принцесса на горошине из одноименной сказки — вот яркий пример типичного кинестетика. Людей этого типа можно узнать и по весьма характерной манере говорить, например, «когда я вижу этого человека, у меня мурашки бегут по коже». Вообше же любимое слово кинестетика — чувствую, его они употребляют к месту и не к месту. Кинестетики обожают все. что дает им сильные телесные ощущения — спорт, танцы, секс. Что же касается профессиональных предпочтений, то кинестетиков много среди циркачей, танцоров, массажистов.

Наша психика устроена так, что у каждого  человека в силу каких-то причин ведущим становится только один канал из трех. Доминирующая модальность формируется достаточно рано и сохраняется чаще всего на всю жизнь. На выбор канала могут влиять самые разные обстоятельства — от воспитания и культурных стереотипов до генетической предрасположенности и физических особенностей.

Нет смысла подавать визуалу значительный объем информации исключительно в речевом виде. Большая часть ее не воспримется, еще меньшая часть усвоится. А ведь именно в таком виде обучающимся поступает изучаемый материал, в то время как процентное представительство людей с ведущей аудиальной модальностью относительно невелико - по различным данным от 25 до 30 %.   («Всё такое зеленое, солнышко ярко светит, белые стволы березок сверкают — красота!», а он: «Да что березки, когда сыро и комары грызут, вот шашлычок на костре — это вкуснотища!». Ясно, что вы видите один и тот же лес совершенно по-разному: вы — визуал, а знакомый — кинестетик)

Любая информация, идущая через  нервную систему, должна предварительно транслироваться в ведущую единственную модальность  понимания. Когда информация совпадает с  ведущей модальностью , обучающиеся  справляются прекрасно и хорошо запоминают эту часть урока. Когда учитель переключается с ведущей модальности “транслятора” на другую, ученик вынужден транслировать информацию обратно в свою модальность. Такая трансляция требует временного отключения от реальности (ученик в это время не слышит учителя). В результате у ученика появляется серия пробелов в информации, что выявляется чаще всего при повторении и на контрольных работах.

Примеры: К-ученик легко выполняет практическую часть лабораторной работы, но он теряется, когда читает об этом в учебнике. Наоборот, В-ученик затрудняется в лабораторном эксперименте, в то время как чтение учебника дает ему полную картину эксперимента. А-ученик прекрасно работает, когда на уроке используется звуковой фон.

Исследования:

Так, если педагог  подает материал просто рассказывая, то есть на слух, обучающиеся усвоят материал только на 10 %. Табличный материал повысит усвояемость, составляя в среднем 20 %.  Задействование аудиального и визуального каналов с использованием визуальной опоры (демонстрационный материал в виде моделей слайдов, фильмов) доведет усвояемость материала до 50 %.  Задействование же моторного кинестетического канала в виде самостоятельной работы на тренажерах, реальных приборах и аппаратах с решением поставленных преподавателем задач доводит усвояемость материала до 90 %.

Рекомендуется педагогам

от визуала можно требовать быстрого решения задач

от аудиала - немедленного повторения услышанного им материала

от кинестетика лучше не ждать ни того, ни другого - он нуждается в другом отношении, ему нужно больше времени и терпения со стороны учителей и домашних!

  • визуалу разрешить иметь под рукой листок, на котором он в процессе осмысления и запоминания материала может чертить, штриховать, рисовать и т.д.;
  • аудиалу не делать замечания, когда он в процессе за поминания издает звуки, шевелит губами - так ему легче справиться с заданием;
  • кинестетика не заставлять сидеть долгое время неподвижно; обязательно давать ему возможность моторной разрядки (сходить за мелом, журналом, писать на доске, дома - сходить в другую комнату и т.д.); запоминание материала у него легче происходит во время движения

Тип модальности  

1. Каким образом вы предпочли бы узнать, как работает компьютер?

а. посмотрев учебный фильм;

б. прослушав объяснения;

в. разобрав компьютер и самостоятельно попытавшись понять, что там к чему?

2. Что бы вы предпочли почитать для развлечения?

а. книгу о путешествиях со множеством иллюстраций;

б. детектив со множеством диалогов;

в. книгу с задачами, загадками и головоломками.

3. Если вы не уверены, как пишется слово, что вы скорее всего сделаете?

а. напишете, чтобы посмотреть, так ли оно выглядит, как надо?

б. произнесете его;

в. напишете, обращая внимание на свои ощущения, те ли они?

4. Как вы скорее всего будете готовиться к контрольной работе?

а. читать свои конспекты, заголовки книг, рассматривать схемы и иллюстрации;

б. попросите кого-нибудь задавать вам вопросы или сами будете повторять все про себя;

в. записывать то, что надо знать, на карточках и рисовать схемы.

5. Когда вы видите слово с-о-б-а-к-а, что вы делаете первым делом:

а. представляете себе собаку;

б. мысленно произносите слово «собака»;

в. представляете, что можно делать с собакой — гладить ее, играть с ней и т. д.

6. Что вам больше всего мешает, когда вы пытаетесь сосредоточиться?

а. зрительные отвлекающие моменты;

б. Шум;

в. другие ощущения вроде голода, тесной обуви или тревоги.

7. Как вы предпочитаете справляться с трудностями?

а. составить список, определить этапы и вычеркивать то, что сделано;

б. сделать несколько звонков по телефону, чтобы посоветоваться со специалистами и друзьями;

в. представить проблему в уме и пройти по всем возможным этапам ее решения.

8. Если вы злитесь, что скорее всего станете делать?

а. мимикой покажете свое недовольство;

б. кричать;

в. топать ногами и хлопать дверьми.

9. Если вы обрадуетесь, что скорее всего сделаете?

А.соответствующая мимика лица;

б. закричите от радости;

в. запрыгаете от радости.

10. Какой кружок вы предпочтете?

а. художественный;

б. музыкальный;

в. спортивный.

Подсчитайте число «а», «б» и «в»

• Если у вас больше всего «а», вы в учебе больше полагаетесь на зрительное восприятие. Вы учитесь глазами.

• Если у вас больше всего «б», вы в учебе больше полагаетесь на слуховое восприятие. Вы учитесь ушами.

• Если у вас больше всего «в», вы в учебе больше всего полагаетесь на кинестетическое восприятие. Вы учитесь в движении и руками.

Анкета

  1. У меня в основном преобладает хорошее настроение
  2. 2. Я помню, то чему учился 2-3 года назад
  3. Прослушав 1-2 раза мелодию, могу правильно её воспроизвести
  4. Когда слушаю рассказ, читаю, то представляю всё в образах
  5. Эмоции в беседе только мешают
  6. Мне трудно дается алгебра
  7. Я легко запоминаю незнакомые лица
  8. В компании приятелей я первым начинаю разговор
  9. Если обсуждаю идею, мне важны аргументы
  10. у меня преобладает плохое настроение

Подсчитать сумму баллов на вопросы 1,2,5,8,9 ( левополушарники )

Подсчитать сумму баллов на вопросы    3,4,6,7,10 (правополушарники)              

Функциональная асимметрия мозга.

Функциональная асимметрия мозга определяется неравнозначностью участия больших полушарий мозга человека в протекании различных процессов в организме. Функциональная асимметрия является одной из важнейших психофизиологических закономерностей в деятельности головного мозга человека. Все проявления функциональной асимметрии делятся на три группы: моторная, сенсорная и психическая асимметрии человека.

Под моторной (или двигательной) асимметрией понимается совокупность признаков неравенства функций рук, ног, половин туловища и лица в формировании общего двигательного поведения и его выразительности. Левши и правши отличаются во всем двигательном поведении, психомоторных процессах в целом. У большинства людей правая рука превосходит левую по силе ловкости, скорости реакции, тонкости двигательной координации. Движения ведущей руки управляются, осознаются точнее. При одновременном движении обеих рук больше внимания человека концентрируется на движениях ведущей руки.

Под сенсорной асимметрией понимается совокупность признаков функционального неравенства парных органов чувств и разных видов чувствительности на правой и левой половине тела. Асимметрия зрения проявляется в том, что, несмотря на бинокулярное зрение, зрительные впечатления каждого из глаз обладают неодинаковой силой, качеством, четкостью зрительного образа. Ведущий глаз первым останавливается на предмете. Асимметрия слуха проявляется в его остроте, качестве восприятия вербальной и музыкальной информации. По данным ряда исследований, продуктивность воспроизведения левшей, ниже, чем у правшей.

Понятие психической асимметрии подразумевает неравенство больших полушарий мозга при осуществлении психической деятельности, которая включает эмоциональные проявления, восприятие, мышление, сознание, речевую и другие функции. Принципиальная закономерность в отношении психической асимметрии состоит в том, что левое полушарие в основном ответственно за двигательные функции, язык и речь, а правое управляет навыками, связанными с чувственным (прежде всего, зрительным) и пространственным опытом.  

Функциональная асимметрия мозга лежит в основе индивидуального профиля латеральной организации (ИПЛО) – совокупность модально-специфических факторов, составляющих комплексный интегративный полушарный фактор, характеризующий индивидуальные особенности мозговой организации. Различным типам асимметрии соответствует определенный тип протекания высших психических функций . Это присущее только каждому данному субъекту сочетание моторных, сенсорных, психических асимметрий. Логически оправдано ожидание трех профилей: правого (правши), смешанного (амбидекстры) и левого (левши), подразумевающих сочетание соответственно только правых, правых и левых и только левых асимметрий органов движений и чувств.  

Специализация полушарий завершается у человека после рождения, и по мере взросления между аппаратами образного и абстрактного мышления устанавливается демаркационная линия. И тогда оказывается, что индивидуальность человека, особенности его психики зависят от того, какой из аппаратов приобретает ведущее значение. Правда, нельзя воспринимать асимметрию буквально. Каждое решение принимается обоими полушариями совместно, между ними проходят миллионы информационных каналов. Просто в общем решении содержится разный вклад полушарий. Это лишь исходные условия, которые необходимо выравнивать и формировать в процессе индивидуального развития.

Нет главного и второстепенного, “большого” и “малого” полушарий. У большинства людей доминирует смешанный тип, где правое и левое полушария тесно взаимодействуют. У людей с амбидикертностью (универсальный) преобладает комбинированный индуктивно-дедуктивный способ изложения материала, дифференцированное запоминание, умение одновременно оперировать знаками, символами и художественными образами. Для таких людей характерна пластичность мышления возможность реализовать себя в любом виде деятельности. Полученная информация последовательно обрабатывается то одним, то другим полушарием. Люди с такими задатками могут развивать свои способности,как в области техники, так и в области гуманитарных наук. Имеют широкий диапазон возможностей и интересов.

Полноценная психика предполагает согласованную и уравновешенную работу обоих полушарий. Около 40 лет назад крупнейший физиолог нашего века И. П. Павлов писал о двух типах людей: “Жизнь отчетливо указывает на две категории людей: художников и мыслителей, между ними резкая разница. Одни – художники... захватывают действительность целиком, сплошь, сполна, без всякого дробления... Другие – мыслители, именно дробят ее.., делая из нее какой-то временный скелет, и затем только постепенно как бы снова собирают ее части и стараются их таким образом оживить...”

Асимметричная организация мозга прослеживается на различных уровнях: от молекулярного до поведенческого. Полушария по-разному обрабатывают информацию, поступающую из внешнего мира. Левое отвечает за аналитическое мышление; люди с доминирующим левым полушарием, как правило, рациональны, расчетливы и, что называется, не поддаются власти эмоций. Левое полушарие – база абстрактного мышления – ищет и находит в этом мире гармонию причин и следствий. Правополушарные обладают образным мышлением, им свойственно не аналитическое целостное восприятие мира. Правое полушарие – база образного мышления – охватывает мир явлений во всем его богатстве и разнообразии.

Мир еще недавно был предельно жесток по отношению к правополушарным людям. Им было трудно социализироваться. Для того, чтобы соответствовать нормам левополушарного общества, необходимо было затрачивать недюжинные запасы энергии, ломать себя. Правополушарные представители в нашем, приспособленном под левополушарных мире, испытывают массу неудобств. Например, правополушарные дети позже взрослеют и не сразу вписываются в общество, чего не понимают учителя, ставящие им двойки и тем самым понижающие их самооценку. Этим детям присуща повышенная ранимость, ведь эмоции являются основой их личности. Асоциальное поведение тоже часто встречается среди неадаптировавшихся к жизни правополушарных людей.

Рекомендации преподавателям

Школьная неуспеваемость с точки зрения психологии обусловлена рядом внешних и внутренних факторов:

  1. Неравномерное созревание мозговых зон.
  2. Недостаточная зрелость, психических процессов.
  3. Несоответствие психолого-педагогических методик обучения психофизиологическим особенностям ребенка.

Основы функциональной специализации полушарий мозга является врожденной, однако по мере развития ребенка происходит усложнение механизмов межполушарной симметрии.

Существует три типа функциональной организации полушарий мозга.

- отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий- смешанный тип.

- доминирование левого полушария (словесно-логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению)

- доминирование правого полушария (конкретно-образное мышление, развитое воображение)

К односторонним представителям (правополушарным и левополушарным) принадлежат чуть меньше половины людей. Большая часть относится к равнополушарным людям.

ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ

ОБЛАСТИ СОЗНАНИЯ

логическое последовательное линейное, символическое, основано на реальности вербальное                      

ЛЕВОПОЛУШАРНЫЙ УЧЕНИК

Видит символы (буквы, слова). Необходимы ясные письменные инструкции. Повторяет фактическую информацию. Дискомфорт с незавершенными творческими инструкциями. Любит проверять работу. Любит информацию в письменной форме. Анализирует от части к целому. Переживает реальность после чтения. Любит смотреть фильм после чтения книги.

ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ

ОБЛАСТИ СОЗНАНИЯ

интуитивное хаотическое абстрактное, ориентировано на фантазии, невербальное, вневременное, аналоговое

ПРАВОПОЛУШАРНЫЙ УЧЕНИК

Видит конкретные объекты и рискует отставать в чтении. Отвлекаемость, способность, к саморазвлечению. Отвечает на личностные отношения, а не авторитарные. Любит самостоятельный выбор. Использует интуицию. Не любит проверять работу. Любит информацию в виде графиков, карт, демонстраций. Фокусирован на внешнее. Анализирует от целого к части. Переживает реальность до чтения. Любит смотреть фильм до чтения книги.

 ЧТЕНИЕ

Последними исследованиями достоверно установлено, что чтение задействует оба полушария мозга: левое кодирует печатные символы, называемые языком, а правое находит значение декодируемому. Визуальные правые и визуальные левые ученики читают по-разному. Левовизуалы оценивают и читают слова, “атакуя” их. Для этих учащихся идеален фонетический - дискретный подход, они обучаются от части к целому. Правовизуалы, напротив, обучаются от целого к части.

Правополушарный метод чтения использует ключи контекста. Но основные методы учителей в научении чтению рутинно используют только левополушарный подход. Таким образом, не удивительно, что отстающими учениками в чтении оказываются правополушарными.

МАТЕМАТИКА.

Когда классу предоставляется выбор возможных ответов, правополушарные ученики склонные к догадкам, (имеют больше шансов). Полагаясь на интуицию, они часто находят правильный вариант. А доказательства может дать только “левый” мозг. Примеры этого имеются на всех образовательных уровнях. Младшие проверяют вычитание сложением двух меньших чисел. Ученики старших классов могут проверять ответ, помещая его в уравнение. Интересно, что левополушарные ученики действительно любят проверки своих работ, в то время как половина правополушарных находят, что это не интересно, и их нужно заставлять это делать.

Благодаря пространственной природе геометрии многие правополушарные ученики, считающиеся слабыми, будут блистать в сравнении с их левополушарными товарищами. Напротив, алгебра требует логически последовательного мышления, что является преимуществом левого полушария.

Методика преподавания в средней школе построена с “левополушарным” акцентом. Для того что бы создать ситуацию успеха на уроках нужно учитывать индивидуальные психофизиологические особенности учащихся.Создать оптимальные психолого –педагогические условия для реализации потенциальных возможностях ребенка, с учетом мозговой организации познавательных процессов.

Правополушарные учащиеся

Рабочая полусфера - левая.

Светлая доска - темный мел

Условия необходимые для успешной учебной деятельности: 

  • контекст
  • связь информации с реальностью, практика
  • творческие задания
  • эксперименты
  • музыкальный фон
  • речевые и музыкальные ритмы
  • работа в группах
  • схемы, таблицы, карточки
  • ролевые игры, инсценировка

Методы проверки:

Устный опрос, задания с ограниченным сроком выполнения, вопросы “закрытого” типа (собственный развернутый ответ).

Левополушарные учащиеся

Рабочая полусфера - правая

Темная доска - светлый мел

Условия необходимые для успешной учебной деятельности:

  • детали
  • абстрактно-линейный стиль изложения информации
  • тишина на уроке
  • работа в одиночку
  • многократное повторение
  • задание на поиск ошибок
  • задание в символах

Методы проверки:

Решение задач, письменный опрос с неограниченным сроком выполнения, вопросы “закрытого” типа (выбрать готовый вариант ответа).

У многих преподавателей возникает вопрос “Как левополушарный учитель может преподавать правополушарному учащемуся?”. Ответ очень простой. Не нужно пытаться изменить свое сознание. Нужно, с пониманием относится к трудностям, которые возникают у детей. Создавать условия для успешного обучения и гармоничного развития личности с учетом психофизиологических особенностей.

Подход в обучении с учетом психофизиологии

Математика

Левополушарные. Анализ, вневременные задания, работа в одиночку, доказательство теорем, оперирование знаками на плоскости, задание в символах, алгебра (логическое последовательное мышление на плоскости, многократное повторение

Правополушарные. Синтез, здание на время, работа в группе, формулировка теорем, оперирование пространственными связями, задание в картинках, геометрия (пространственное мышление), схемы, таблицы

Словесность

Левополушарные. Анализ рассказа, разбор слов и предложение по составу, обучение других, применение правил понятийное понимание слов

Правополушарные. Сочинение составление слов и предложений из частей, чтение-нахождение взаимосвязи пересказ, чтение по ролям, инсценировка, творческие работы

Иностранный язык

Правополушарные. Рационально-логический способ изучения,освоение вокабуляра посредством изучения слов, усвоение правил и грамматических конструкций, обучение других, лингафонная система, восприятие на слух, сопоставление текстов, дробление текстов и слов на части, проверка после урока деятельность требующая отсроченной реакции.

Левополушарные. Интуитивный способ изучения, освоение вокабуляра методом “островков”, образные представления и конкретные ситуации, ролевые игры, работа с наглядностью фильмами и карточками, деятельность требующая быстрой реакции, задание на правописание, интервью, синтез текстов и слов предложенных частей

Естественные науки

Левополушарные. Аналитическая работа, логические задания, выявления различий, выделение деталей, создание категорий, обобщение, многократное повторение, алгоритм

Правополушарные. Мозговой штурм, просмотр фильмов, предсказание результатов, творческие задания, выявление сходств, сопоставление фактов, выделение сути, выделение важных моментов, использование речевых и музыкальных ритмов, экскурсии, походы, путешествия

В соревнованиях

Левополушарные. Индивидуальная борьба, рассчитывает только на свои силы

Правополушарные. Командная борьба, обостренное чувство честной борьбы, “один за всех и все за одного”.

Перцептвное пространство

Левополушрные. Получать информацию с правой стороны

Правополушарные. Получать информацию с левой стороны

Ученики с противоположными стилями обучения могут реально помочь друг другу.

Ученик правополушарного типа мышления, работая в паре с левополушарным над заданием, связанный с оценкой значимости раздела текста, может показать своему товарищу такие стратегии в обучении, как синтез, применение схем, выделение сути, поиск и выделение информации и сопоставление фактов. Левополушарный ученик может поделиться со своими партнерами способом выделения нужных деталей, выявления различия, создание категорий.

Сферы специализации левого и правого полушарий головного мозга

Левое полушарие

Правое полушарие

Обработка вербальной информации:

Левое полушарие мозга отвечает за ваши языковые способности. Это полушарие контролирует речь, а также способности к чтению и письму. Оно также запоминает факты, имена, даты и их написание.         

Обработка невербальной информации:

Правое полушарие специализируется на обработке информации, которая выражается не в словах, а в символах и образах.

Аналитическое мышление:

Левое полушарие отвечает за логику и анализ. Именно оно анализирует все факты. Числа и математические символы также распознаются левым полушарием.         

Воображение:

Правое полушарие дает нам возможность мечтать и фантазировать. С помощью правого полушария мы можем сочинять различные истории. Правое полушарие отвечает также за способности к музыке и изобразительному искусству.

Последовательная обработка информации:

Информация обрабатывается левым полушарием последовательно по этапам.         

Параллельная обработка информации:

Правое полушарие может одновременно обрабатывать много разнообразной информации. Оно способно рассматривать проблему в целом, не применяя анализа.

Большинство выдающихся математиков нашего века мыслило зрительными, реже — двигательными образами. Ж. Адамар перекодировал задачи в систему точек и пятен неопределенной формы, а затем оперировал этими символами, расстояниями между ними, свободными пространствами. Только на заключительном этапе исследования начинали использоваться математические знаки, а перекодирование зрительных образов в слова осуществлялось лишь в процессе подготовки открытия к опубликованию.

Точно так же работал А. Эйнштейн. Он и другой великий физик, Н. Бор, с большим отставанием от средней нормы овладели в детстве устной, а затем и письменной речью. Это способствовало большему развитию правого полушария, созданию им особых систем знаков внутренней речи, впоследствии использованных в процессе творческой деятельности, полностью защищенной от вмешательства скептически настроенного левого соседа с его словесным мышлением и логикой традиционного здравого смысла, что в конечном итоге и сделало их выдающимися учеными.

Чтобы творчески осмыслить проблему, одного логического аппарата недостаточно. Необходима интуиция, а это важнейшая функция правого полушария. Левое полушарие выделяет в каждой проблеме важнейшие, ключевые моменты, но если для ее решения их недостаточно, оно бессильно. Правое полушарие схватывает проблему в целом. Оно легко образует различные ассоциации и с большой скоростью осуществляет их перебор. Это помогает правому полушарию разобраться в ситуации и высказать гипотезу, сформулировать идею, пусть даже бредовую, но часто нестандартную и нередко правильную.

Правое полушарие — сфера бессознательного. Мыслительные операции осуществляются в правом полушарии скрытно и независимо от левого, и оно знакомится лишь с окончательным результатом этой работы. Вот почему левое полушарие, командующее всем и вся, не может вмешаться в эту скрытную работу и погубить на корню начинающую зарождаться идею, показавшуюся ему неожиданной и парадоксальной.

Озарение, которое может к нам придти и во сне, и когда наш мозг занят совершенно другой работой, — результат творчества правого полушария        

Афоризмы

  • «Урок — это помощь. Кому-то скорая, кому-то неотложная...»     Ильин Е.Н
  • «Педагогика - это неблагодарная профессия, все успехи которой можно приписать природе, оставив педагога отдуваться за все неудачи подопечных».  В. Кротов
  • «Если учителя просвещают своих многочисленных учеников, преподнося им всем один и тот же урок и требуя от них одинакового поведения, хотя способности их вовсе не одинаковы, то нет ничего удивительного, что среди огромной толпы детей найдется всего два или три ребенка, которые извлекают настоящую пользу из подобного преподавания». 
  • «Если  ученик становится безразличным к оценке или относится к собственной неуспешности со злобой, то за этим стоит наше педагогическое безразличие или бессилие».                       Лизинский В.М.
  • «Любому профессиональному педагогу понятно, что выставление неудовлетворительной оценки должно сопровождаться целой системой мер по ее дальнейшему предотвращению».  Лизинский В.М.
  • «Учителя, рассматривающие свою работу не как искусство, науку и творчество, а как ремесло, за которое можно получить некое жалкое количество дензнаков, достаточно быстро становятся безразличными к судьбам учеников».  Лизинский В.М.

Причины неуспеваемости

Внутренние по отношению к школьнику

Внешние по отношению к школьнику

недостатки  биологического развития:

Недостатки психического   развития   личности:

Недостатки      воспитанности личности:

Недостатки образования личности:

Недостатки      опыта влияний школы:

Недостатки    влияния внешкольной среды:

а)  дефекты органов чувств;

б)  соматическая    ослабленность;

в)  особенности    высшей нервной   деятельности, отрицательно влияющие      на учение;

г) психопатологические     отклонения

а)  слабое развитие эмоциональной сферы личности;

б)  слабое развитие воли;

в)  отсутствие положительных познавательных интересов, мотивов,     потребностей

а)  недостатки в раз витии моральных     качеств личности

б)   недостатки   в   отношениях личности к учителям, коллективу,  семье и пр.

в)   недостатки  в трудовой воспитанности

а)  пробелы в знаниях и специальных умениях;

б) пробелы в навыках учебного труда

а)   недостатки      процесса обучения, учебных пособий и пр.;

б)   недостатки   воспитательных влияний    школы    (учителей, коллектива      учащихся    и ДР)

а)   недостатки    влияний      семьи;

б)   недостатки    влияний сверстников;

в)   недостатки    влияний  культурно-производственного     окружения

Профилактика неуспеваемости

Этапы урока

Акценты в обучении

1.    В процессе контроля   за       подготовленностью учащихся

Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшие затруднения

Тщательно   анализировать   и   систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении Контролировать  усвоение  материала  учениками, пропустившими предыдущие уроки По окончании изучения темы или раздела, обобщать итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков школьниками, выявлять причины отставания

2. При изложении нового материала              

|Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов  излагаемого материала

Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний

Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал

3. В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке

Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала, стремясь меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе, достичь большего эффекта  Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе

Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполнять ее в должном темпе и осуществлять контроль

4.    При организации самостоятельной вне класса

Обеспечить в ходе домашней работы повторение работы   пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять   степень понимания этих инструкций слабоуспевающими школьниками

Согласовывать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников

Методы стимулирования учащихся в целях предупреждения отставания и неуспеваемости

1-я группа

Посредством

содержания

(содержательные)

2-я группа

Посредством организации деятельности (организационные)

3-я группа

Посредством воспитательных воздействий в плане общения, отношения, внимания (социально-психологический

1. Особый подход к освещению учебного материала, характер его преподнесения:

а) эмоционально-образный (эмоциональный, наглядно-образный, увлеченный);

б)   аналитический  (разъяснительный,    критический, логический, проблемный);

в) деловой;

г) необычный

2.   Использование, показ, подчеркивание элементов, привлекательных сторон содержания:

а)   важность     отдельных частей;

б)   трудность,   сложность (простота, доступность);

в)  новизна, познавательность материала;

г)  историзм, современные достижения науки;

д)     интересные    факты, противоречия, парадоксы

3.  Задания с интересным  содержанием,       занимательными вопросами

4.  Показ значимости знаний, умений:

а) общественной;

 б) личностной

5. Межпредметные связи

1.   Целевая  установка  не работу, ее краткая характеристика, постановка задач

2.  Предъявление требований к учащимся. По содержанию:   к  дисциплине,   к работе; по форме; развернутые, алгоритмы, свернутые (указания, замечания мимика); единые и индивидуально-групповые, общие и детальные, прямые и косвенные

3. Характер деятельности (копирующий, репродуктивный, творческий)

4. Создание ситуаций различного характера: интеллектуального     (проблемная,    поисковая,    ссора, дискуссии, противоречия), игрового (познавательной игры,         соревнования), эмоционального   (успеха, увлеченности темой)

5.  Анализ ошибок и оказание необходимой помощи

6. Контроль за деятельностью учащегося (тщательный, беглый), взаимо-

 и самоконтроль, оценка отношения к предмету, деловых качеств и т.д.) и побуждение учащихся к подобным проявлениям

7. Четкое использование ТСО, наглядности, дидактических материалов, красочных пособий

1.     Показ  достижений   v недостатков   в   развитии личности,        проявление доверия  к силам  и  возможностям учащихся

2.     Проявление   личного отношения учителя к ученику,  классу,  высказывание собственного мнения

3.     Проявление      учителем собственных  качеств данных личности (в плане общения,   эрудиции,   отношения к предмету, деловых качеств и т.д.) и побуждение учащихся к подобным проявлениям.

4. Организация дружеских взаимоотношений в коллективе (взаимопроверка, обмен мнениями, взаимопомощь)

Система работы по формированию положительного отношения к учению у неуспевающих школьников

        Этапы                              работы

 

Формируемые отношения        

1 этап

2 этап

3 этап

4 этап

Отношение к со-

держанию учебного

материала

Наиболее лег-

кий занимательный материал

независимо от

его важности,

значимости

Занимательный материал,

касающийся

сущности изучаемого

Существенный, важный,

но непривлекательный

материал

Отношение к процессу учения (усвоение знаний)

Действует учитель - ученик

только воспринимает

Ведущим остается учитель,

ученик участвует в отдельных звеньях

процесса

Ведущим становится ученик,

учитель участвует в отдельных звеньях

процесса

Ученик действует самостоятельно

Отношение к себе,

своим силам

Поощрение

успехов в учебе, работе, не

требующей

усилий

Поощрение

успеха к работе, требующей

некоторых

усилий

Поощрение

успеха в работе,

 требующей

значимых усилий

Отношение  к учителю (коллективу)

Подчеркнутая

объективность,

нейтралитет

Доброжелательность, внимание, личное

расположение,

ПОМОЩЬ,        

чувствие

Использование суждения

наряду с доброжелательностью,      помощью и др.

Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке

Этапы урока

Виды помощи в учении

В процессе контроля за подготовленностью учащихся

Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски Предложения учащимся примерного плана ответа Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой

При изложении нового материала

Применение мер поддержания интереса к усвоению темы Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д. Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником

В ходе самостоятельной работы на уроке

Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее Напоминание приема и способа выполнения задания Указание на необходимость актуализировать та или иное правило Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений Инструктирование о рациональных путях выполнения   заданий, требованиях к их оформлению Стимулирование   самостоятельных   действий   слабоуспевающих Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправления

При организации самостоятельной работы

Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа

Более подробное объяснение последовательности выполнения задания

Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий

Игры для динамических пауз

 

Поддержание и укрепление физического здоровья учащихся напрямую связано с их двигательной активностью.

          В оздоровительных целях общеобразовательные учреждения должны создавать условия для удовлетворения естественной потребности в движении.

          Одним из путей решения проблемы адаптационных возможностей младшего школьника, увеличения продолжительности активного внимания учеников начальных классов, снижения утомления, является  оптимизация физической, умственной и эмоциональной активности.

          Известно, что продолжительность активного внимания учеников начальных классов составляет 15-20 минут, после 30-35 минут непрерывных занятий у них резко падает работоспособность, интенсивность работы снижается на 37 %, а качество её на 50% при этом  половина учащихся начинает отвлекаться от работы.

           Устранить утомление помогает активный отдых, переключение на другие виды деятельности.

           С этой целью в учебном процессе широко используются на уроках и во внеурочное время, малые формы физической активности учащихся:

  • физкультминутки;
  • динамические паузы;
  • зарядка до занятий;
  • спортивные часы в ГПД;
  • прогулки;

и т. д.

Представленные игры могут использоваться для проведения динамических пауз на свежем воздухе или в спортивном зале. Так же их можно использовать в рамках группы продлённого дня.

      Игровая деятельность развивает и укрепляет основные группы мышц и тем самым способствуют так же улучшению здоровья. К подвижным играм относятся игры, направленные преимущественно на общую физическую подготовку.

      Игры доставляют удовольствие, создают хорошее настроение, содействуют укреплению дружбы, взаимопомощи.

      Представленные  игры просты в применении, не требуют сложного специального инвентаря и оборудования. Эти игры  легко и быстро осваиваются как учителями, так и детьми. Каждую из игр можно легко  упростить  или видоизменить, в зависимости от группы детей и условий.

        Если заинтересовать детей игрой, они сами научатся заполнять время полезными и увлекательными играми.

Лошадки.

Играющие разбегаются по всей площадке и на сигнал учителя “Лошадки” бегут, высоко поднимая колени. На сигнал “Кучер” — обычная ходьба. Ходьба и бег чередуются. Учитель может повторить один и тот же сигнал подряд.

Горелки.

Играющие строятся в две колонны (парами, впереди — водящий). Все хором произносят:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо —

Птички летят.

Колокольчики звенят!

Раз, два, три — беги!

С последним словом дети, стоящие в последней паре, отпускают руки и бегут в начало колонн - один слева, другой справа. Водящий пытается поймать одного из них, прежде чем дети успевают встретиться и взяться за руки. Если водящему удастся это сделать, то одного из детей он берет за руку и встает с ним в пару.

Мороз — Красный нос.

На противоположных сторонах площадки обозначают два дома, в одном из них располагаются играющие. Посредине площадки встает водящий - “Мороз - Красный нос”. Он говорит:

Я  Мороз — Красный нос.

Кто из вас решится

В путь-дороженьку пуститься?

Играющие отвечают:

Не боимся мы угроз,

И не страшен нам мороз.

 После этого дети перебегают через площадку в другой дом. Мороз догоняет их и старается заморозить (коснуться рукой). Замороженные останавливаются на том месте, где их настиг Мороз, и стоят до окончания перебежки. После нескольких перебежек выбирают другого водящего.

Шире шаг.

На одной стороне площадки (зала) дети выстраиваются в шеренгу, по сигналу учителя надо перебежать на другую сторону с меньшим количеством шагов (чем шире шаг, тем быстрее можно преодолеть дистанцию).

Самый ловкий?

По обе стороны площадки выкладывают бруски на расстоянии 60—70 см один от другого. По одной стороне площадки дети бегут, перепрыгивая через бруски, по другой — прыгают попеременно на правой и левой ноге. Дети с небольшим интервалом выполняют задание в колонне по одному. При увеличении количества пособий упражнение проводят в две колонны.

Пингвины.

Дети встают в 2—3 колонны. У тех, кто стоит первыми, мяч (мешочек с песком). Они кладут его между колен и по сигналу учителя прыгают на двух ногах к флажку, находящемуся на расстоянии 7—8 м. Затем берут мяч (мешочек) в руку, обегают флажок, возвращаются к своей колонне и передают мяч следующему игроку. Выигрывает та колонна, которая быстрее выполнит задание.

Канатоходец.

Дети встают в две колонны перед чертой. У направляющих в руке мешочек с песком. По сигналу учителя они быстрым шагом, держа руки в стороны, доходят до финишной черты (расстояние 6 м). Перешагнув через нее, они бегут к своей колонне, передают мешочек следующему, сами встают в конец строя. Выигрывает колонна, быстрее выполнившая задание.

Замени предмет.

 Играющие  распределяются на 2—3 команды. Перед каждой на расстоянии 6—8 м в небольшом круге лежит какой-либо предмет (кубик, обруч). У первых в руке кегля. По сигналу учителя направляющие бегут к кружкам, ставят в него кегли, берут кубик и передают его следующему игроку. Побеждает команда, быстрее выполнившая задание.

Пробеги с мячом.

У каждого играющего мяч. Дети выстраиваются в шеренгу, кладут мяч на землю перед собой. По команде учителя они, подбивая мяч ногами (не слишком сильно), передвигаются на другую сторону площадки.

Бросок.

Играющие распределяются на пары и встают на расстоянии 2 м друг от друга. У одного из детей мяч, ударом ноги (правой и левой) он посылает мяч партнеру точно в ноги. Тот уступающим движением ноги останавливает мяч и таким же ударом направляет его обратно.

Мяч в кругу.

Ребята распределяются на пары и встают на расстоянии 2 м друг от друга по кругу, в середине водящий с мячом. У одного из детей мяч, ударом ноги (правой и левой) он посылает мяч ведущему точно в ноги. Тот уступающим движением ноги останавливает мяч и таким же ударом направляет его обратно.

Два и три.

Играющие разбегаются по всей площадке. На сигнал учителя “Два!” дети образуют пары с любым рядом стоящим. На “сигнал “Три!” встают тройками.

Брось—поймай.

Играющие встают перед натянутой веревкой (на высоте поднятой вверх руки ребенка), в руках у каждого мяч (диаметр 20—25 см). Дети перебрасывают мяч через веревку, пробегают под ней и ловят мяч двумя руками после отскока от земли (пола).

Стой!

Дети встают в шеренгу на одной стороне площадки. На противоположной стороне чертят линию финиша, за ней спиной к играющим стоит водящий, он громко говорит: “Быстро шагай, смотри не зевай! Стой!” На каждое произносимое слово играющие продвигаются шагом вперед. На последнее слово все останавливаются, водящий быстро оглядывается. Тому, кто не успел вовремя остановиться, водящий предлагает сделать два шага назад. Затем водящий снова поворачивается спиной и вновь произносит текст. Все продолжают движение. Тот, кто успеет пересечь линию финиша прежде чем будет сказано слово “Стой!”, становится водящим. Игра повторяется.

Через ручеёк.

На площадке проводят две лилии на расстоянии 5—7 м (это берега). Играющие выстраиваются в 4—5 звеньев перед первой чертой, в руках у каждого по две дощечки (из фанеры или картона). Надо перебраться через ручей на другой берег, наступая только на дощечки, перекладывая их перед собой. Выигрывает то звено, которое быстрее перебралось на другой берег, не намочив ног.

Проведи мяч.

Ребята выстраиваются в 2—3 колонны. Перед каждым коридор из веревок (ширина 50 см, длина 3 м). У стоящих в колонне первыми - мяч. Надо, ударяя его о пол (землю), провести по коридору, обойти коридор с внешней стороны и передать мячи  следующему игроку.

Лягушки в болоте.

С двух сторон очерчивают берега, в середине болото. На одном из берегов находится журавль (за чертой). Лягушки располагаются на кочках (кружки на расстоянии 50 см) и тe говорят:

Вот с насиженной гнилушки

В воду шлепнулись лягушки.

Стали квакать из воды:

Ква-ке-ке, ква-ке-ке.

Будет дождик на реке.

С окончанием слов лягушки прыгают с кочки в болото. Журавль ловит тех лягушек, которые находятся на кочке. Пойманная лягушка идет в гнездо журавля. После того как журавль поймает несколько лягушек, выбирают нового журавля из тех, кто ни разу не был пойман. Игра возобновляется.

        Метко в цель.               

Посредине площадки проводят черту, на которую ставят 10—12 предметов (кубики, кегли). Играющие распределяются в две равные команды. Первая получает малые мячи, выходят на исходную линию (на расстоянии 5 м от предметов), бросает по мишеням. Затем соревнуется вторая команда. Каждая команда бросает 2—3 раза. Выигрывает команда, метко бросавшая в цель.

Быстрые и ловкие.

Играющие распределяются на три команды и встают в колонны у линии старта, в руках у каждого мешочек с песком. Первые бегут к линии финиша (расстояние 10 м), бросают мяч в обруч, расположенный от линии финиша в 3 м, и бегом возвращаются в конец колонны. Следующий начинает бег, как только предыдущий игрок пересечет линию старта. Побеждает команда, которая забросила большее число мячей и быстрее выполнила задание.

Лиса и куры.

Дети изображают кур. Один из играющих — петух, другой — лиса. Куры ходят по площадке, ищут корм. Лиса внимательно следит за ними. По указанию учителя (незаметно для всех) выходит лиса и тихонько подкрадывается к курам. Петух громко кричит: “Ку-ка-ре-ку!” Куры убегают, взлетают на насест (бревно, скамейку). Петух должен убежать последним. Лиса ловит тех кур, которые успели быстро подняться на насест и удержаться на нем. После 2—3-кратного проведения игры выбирают других детей на роль петуха и лисы.

Передай шайбу.

Играющие распределяются парами и встают на расстоянии 2—3 м. У каждого клюшка. Несильным движением они перебрасывают шайбу друг другу так, чтобы она скользила по снегу и попадала точно на клюшку партнера.

Кто быстрей?

Участвуют 2—3 команды. Дети выстраиваются в колонны у стартовой линии. Перед каждой на расстоянии 5 м поставлены предметы. По сигналу “Марш” первые в колонне клюшкой ведут шайбу к предмету, обводят ее вокруг предмета, так же ведя шайбу, возвращаются и передают клюшку следующему в колонне. Побеждает та команда, которая быстро справилась с заданием.

Поймай мяч.

Дети распределяются по трое. Двое из них встают на расстоянии 3 м и перебрасывают мяч друг другу. Третий становится между ними и старается поймать мяч или коснуться его рукой. Если это ему удается, он меняется местами с тем, кто бросал мяч.

Займи свободный кружок.

Игра проводится с подгруппой 8—10 детей. (Если позволяет площадка, то участвуют все дети, распределяясь по командам.) Каждый играющий, кроме водящего, чертит кружок (диаметр 50 см) на расстоянии 1,5 м один от другого. Стоя в кружках, дети перебрасывают мяч друг другу (игрокам своей команды). Водящий старается поймать мяч или коснуться его рукой. Если это ему удалось, то учитель дает сигнал, все игроки быстро меняются местами (перебегают из кружка в кружок), водящий старается также занять кружок. Кто не успел это сделать, становится водящим. Игра повторяется.

Эстафета с обручами.

Дети встают в 2—3 колонны. Перед каждой колонной на расстоянии 6 м обруч (диаметр 50 см). По команде “Раз, два, три — беги!” первые бегут к обручу, поднимают его вверх, пролезают в него, кладут на место, бегут к своей колонне, касаются рукой следующего в колонне ребенка, а сами встают в конец строя. Каждый последующий игрок выполняет то же задание. Выигрывает команда, быстрее закончившая эстафету.

Попади в кольцо.

Дети встают за чертой и поочередно забрасывают мяч (диаметр 20—25 см) в кольцо (на высоте 120—130 см). Выигрывает тот, кто раньше наберет определенное (условленное) число очков.

Заяц без домика.

Участники игры стоят парами лицом друг к другу, подняв сцепленные вверху руки – это “домики” зайцев. Выбирается двое водящих – “заяц” и “охотник”. Заяц убегает от охотника, при этом он может спрятаться в домик, т.е. встать между играющими. Тот, к кому он встал спиной, становится зайцем и убегает от охотника. Если охотник осалил зайца, то они меняются ролями.

Караси и щука.

На противоположных сторонах площадки отмечают место “норы”, где от щуки прячутся караси. Щука живёт в камышах. Перед началом игры все караси собираются в одной норе. По сигналу они выплывают из укрытия и стараются перебраться на противоположную сторону реки. Щука выходит на охоту. Пойманные караси из игры не выходят, а берут друг друга за руки и встают на середину игровой площадки, образуя сеть. Пойманных становится всё больше, сеть – все длиннее. Тогда из сети делают корзину, играющие встают в круг. Участники игры при перебежке обязательно забегают в корзину. Игра заканчивается, когда переловлены все караси.

Воробьи и кошка.

Чертится большой круг диаметром 3-4 м (или выкладывается шнур). Один из детей – кошка, сидит в середине круга. Все остальные – воробьи, становятся за чертой круга. Воробьи по сигналу учителя прыгают в круг и выпрыгивают из него. Кошка неожиданно вскакивает и старается поймать неуспевших выпрыгнуть из круга. Пойманный выходит из игры. Когда кошка поймает 2-3 воробьев, выбирается новая кошка из числа непойманных, и игра возобновляется. Пойманных можно не исключать из числа играющих, а запоминать. Кошка ловит воробьев только в кругу, воробьи прыгают на двух ногах.

Кто такой психолог?

Психологи пришли в наши школы сравнительно недавно, поэтому далеко не каждый знает, а чем же, собственно говоря, они занимаются. за это недолгое время родилось много смешных (равно как и печальных) "мифов" о психологах и их клиентах, которые, честно говоря, очень мешают. Поэтому наша работа начинается с разговора об этих мифах и о том, кто такие психологи и чем они занимаются на самом деле.

 

Миф 1. Если ты консультируешься у психолога - ты псих. Психолог и психиатр - одно и то же.

Правда: психолог отличается от психиатра, как сумасшедший день от сумасшедшего дома. Врач-психиатр - это специалист в области лечения психических заболеваний (напр. шизофрения). Использует преимущественно медикаментозные методы лечения (лекарства, таблетки). 

Психолог - специалист, который консультирует ЗДОРОВЫХ людей в ситуациях затруднения в различных сферах жизни (проблемы в учёбе, семейные отношения, отношения в коллективе, отношения между детьми и родителями, проблемы в общении, выбор жизненного пути, саморазвитие, конфликтные ситуации и многое другое).

 

Миф 2. К психологу приходят только слабые и глупые люди, которые сами не могут решить свои проблемы. 

Правда: К психологу обращается человек, который ощущает потребность изменить своё поведение, свою жизнь в ту или иную сторону и ищет грамотный способ, эффективный путь осуществления этих изменений. Психолог - специалист, который может помочь найти такой путь, свой, уникальный для каждого. Если у вас болит зуб, вы ведь не находите ничего зазорного в том, чтобы обратиться к стоматологу?

 

Миф 3. если ты обратился к школьному психологу - об этом станет известно всей школе. 

Правда: основное правило работы психолога, и особенно школьного психолога - конфиденциальность. Это значит, что никто без вашего согласия не узнает, с каким вопросом вы обратились психологу, о содержании вашей с ним беседы, а зачастую даже и о самом факте вашего обращения. Это же касается и результатов психологического тестирования, которое проводится в школе. О ваших конкретных результатах знает только психолог. Куратору или классному руководителю предоставляются материалы в обобщённом виде (напр. так: 70% учеников класса выполнили тест с высокими показателями; 30% - со средними и т.д.).

Вопросы, по которым можно и нужно обращаться к школьному психологу

1. Трудности в учёбе. Некоторые ребята учатся не так хорошо, как им хотелось бы. Причин тому может быть масса. Например, не очень хорошая память или рассеянное внимание или недостаток желания, а может быть проблемы с учителем и непонимание зачем всё это вообще нужно. На консультации мы постараемся определить, в чём причина и каким образом это исправить, другими словами попробуем найти, что и как необходимо развивать, чтобы учиться лучше.

 

2. Взаимоотношения в классе. Есть люди, которые запросто находят контакт с другими, легко общаются в любой, даже незнакомой компании. А есть, и их тоже очень много, такие, которым сложно знакомиться, сложно строить хорошие взаимоотношения, сложно находить друзей и просто чувствовать себя легко и свободно в группе, например в классе. С помощью психолога можно найти способы и личные ресурсы, изучить приёмы для построения гармоничных отношений с людьми в самых разных ситуациях.

 

3. Взаимоотношения с родителями. Иногда бывает так, что теряются общий язык и тёплые отношения с нашими самыми близкими людьми - с нашими родителями. Конфликты, ссоры, отсутствие взаимопонимания - такая ситуация в семье обычно приносит боль и детям, и родителям. Некоторые находят пути решения, а другим это сделать достаточно трудно. Психолог расскажет вам о том, как научиться строить новые отношения с родителями и научиться понимать их, и как сделать так, чтобы и родители понимали и принимали вас.

 

4. Выбор жизненного пути.  Девятый, десятый и одиннадцатый класс - время, когда многие задумываются о будущей профессии и вообще о том, как бы они хотели прожить свою жизнь. Если вы не уверены каким путём вы хотите пойти, всегда есть возможность пойти к психологу :. Он поможет вам осознать свои мечты, желания и цели, оценить свои ресурсы и способности и понять (или приблизиться к пониманию), в какой сфере (сферах) жизни вы хотите реализоваться.

 

5. Самоуправление и саморазвитие. Наша жизнь настолько интересна и многогранна, что постоянно ставит перед нами массу задач. Многие из них требуют недюжинных усилий и развития в себе самых разнообразных личностных качеств, навыков и умений. Можно развивать навыки лидерства или навыки ведения спора, логическое мышление или творческие способности. Улучшать свою память, внимание, воображение. Можно учиться управлять своей жизнью, ставить цели и эффективно достигать их. Психолог - человек, который владеет технологией развития тех или иных качеств, навыков и умений и с удовольствием поделится этой технологией с вами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УМК "New Millennium" в интегрированном процессе обучения с учетом межпредметных связей

Учебно - методический комплект "New Millennium English" предназначен для общеобразовательных учреждений. УМК соответствует обязательному минимуму содержания образования, расчитан на базисный учебный п...

Организация урока по групповой форме обучения с учетом приоритетов личности ученика

Групповая форма занятий способствует преодолению единообразия, создает динамизм и многовариативность педагогического процесса. Такая форма организации    процесса физ...

Организация урока по групповой форме обучения с учетом приоритетов личности ученика

Групповая форма занятий способствует преодолению единообразия, создает динамизм и многовариативность педагогического процесса. Такая форма организации    процесса физического восп...

обучение с учетом темперамента

обучение с учетом психофизиологии...

обучение с учетом темперамента

обучение с учетом психофизиологии...

Обучение средствам выражения модальности

Обучение средствам выражения модальности...

Индивидуальный подход в обучении с учетом темперамента ребенка.

Рекомендации родителям по развитию ребёнка с учётом темперамента...