Настольные игры - эффективное средство педагога-психолога в развивающей деятельности обучающихся
статья по психологии

Нацибуллина Альбина Рустэмовна

В статье описывается влияние игры на личность подростка, устанавливается важная роль настольных игр в социализации и развитии коммуникативных навыков у воспитанников. Рассматривается использование известных настольных игр в работе педагога-психолога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл natsibullina_a.r.nastolnye_igry.docx20.61 КБ

Предварительный просмотр:

Настольные игры - эффективное средство педагога-психолога в развивающей деятельности обучающихся

Нацибуллина Альбина Рустэмовна, педагог-психолог

Федерального государственного казенного общеобразовательного учреждения «Казанское суворовское училище Министерства обороны Российской Федерации»

В статье описывается влияние игры на личность подростка, устанавливается важная роль настольных игр в социализации и развитии коммуникативных навыков у воспитанников. Рассматривается использование известных настольных игр в работе педагога-психолога.

Мир быстро меняется и вместе с ним и особенности протекания различных возрастных периодов.

Подростковый возраст часто называют «трудным», переломным. Социальная ситуация развития состоит в том, что подросток активно включается в коммуникативную деятельность, но и это основная потребность претерпела  метаморфозы. Переход межличностного взаимодействия в сферу информационных коммуникаций принес не только плюсы, но и минусы. В «живом» разговоре подростки порой не в состоянии понять своего собеседника, его мысли и желания, испытывают трудности при проведении дискуссий, групповой и коллективной деятельности. Не стоит забывать и об изменениях в   групповой системе, иерархии в коллективе. Подросток стремится к лидерству и самоутверждению, демонстрируя порой высокий уровень агрессии.

В реалиях суворовского училища подростки постоянно находятся во взаимодействии со сверстниками, у них нет личного пространства, все конфликты и ссоры порой воспринимаются острее. Снизить напряжение, эмоциональное истощение может помочь игровая деятельность. Я не говорю о специальных психологических играх. Давно известно, что игра является одним из средств социализации, с помощью игры мы не только можем эффективно подать материал, но и помочь в его усвоении. С помощью игр дети узнают, что значит правила. Учатся проигрывать,  (то есть учатся пониманию, что не всегда во всем можно быть первым, воспитание адекватной самооценки). Это также развивающий и духовно обогащающий ресурс. [1, c.16]

Следует сказать о том, что какую бы игру мы ни взяли, ее влияние на психологическую сторону развития ребенка подросткового возраста будет в первую очередь положительным, ведь одним из главнейших критериев игры, по Эльконину, считается определенная свобода действий, что, в свою очередь, принимается подростками как один из важных моментов на этапе преодоления данной стадии, и приближения их к взрослению. [3, c.46] Говоря об играх в широком смысле, стоит сказать о том, что психика подростка подразумевает постановку различных целей, и главной среди них по-прежнему остается общение и завоевание определенного авторитета в среде ровесников. [2]

В области педагогических, социальных, психологических наук настольная игра появилась довольно давно, она признается как эффективный метод не только подачи материала, но и отличного его усвоения. Также, развитие настольных игр во многом связано с социализацией детей разного возраста, с взаимовыгодным взаимодействием детей одной возрастной группы, с воспитанием в растущих поколениях лучших моральных качеств.

Я расскажу о некоторых настольных играх, которые в практике показали свое эффективное воздействие при работе с подростками-суворовцами:

  1. Игра «Имаджинариум»  

Игра – аналог заграничной игры «Диксит» и обладает огромным потенциалом. Суть игры сводится к тому, что с помощью карточек с рисунками игроки по очереди загадывают слово или словосочетание-ассоциацию, а остальные подбрасывают свои карточки, картинки на которых подходят задуманному слову. При загадывании ассоциаций и при просмотре картинок уже можно выделить определенные проблемные места, то, что наиболее волнует подростков, скрытые желания и страхи. Все карточки похожи в чем-то на ассоциативные, которые психологи применяют в проективных методиках. С помощью картинок также можно узнать важные личностные особенности подростка. Например, при фразе «Когда получаю плохие оценки»,  картинки, выложенные участниками,  очень разные – веселые, нейтральные, грустные. Происходит развитие ассоциативного мышления, абстрактного. В игре улучшается коммуникация, подростки учатся узнавать друг друга, радуются, если угадали карточку друга. В игре не бывает конфликтов, даже проигрыш по очкам не слишком сильно расстраивает, скорее ребята расстраиваются из-за окончания игры и готовы начать заново.  

  1. Игра «Каркассон» – это практически настольная стратегия. Она также популярна среди подростков. Правила игры довольно просты – нужно выстроит игровое поле из разрозненных кусочков – тайлов, выстраивая дороги, замки и поля. Здесь игроки могут образовывать коалиции, видно, кто стремится к сотрудничеству, объединяет или склоняет к объединению, объясняя свою позицию и выгоду такого союза. Кто-то  стремится к личной победе, желая обойти всех. При игре опытный психолог сразу наблюдет позицию участника в самом коллективе, его положение и статус, проявляются скрытые лидеры и как на ладони видны межличностные отношения в группе, конфликтные и агрессивные черты.
  2. Игра «Cluedo» - улика, в ходе которой имитируется расследование преступления.  Данная игра, как и другие, может помогать в развитии невербального общения – игрокам требуется внимательно следить за соперниками, слушать, просчитывать, а также критического мышления и навыков дедукции и индукции, как одних из важнейших логических операций. Игра развивает умение логически мыслить, способности к индукции и дедукции.

Это лишь несколько игр, способных помочь подросткам справиться с проблемами, отвлечься от трудностей, пообщаться со сверстниками. Игровая деятельность, хоть и перестала являться ведущей деятельностью в данном возрасте, но не потеряла своей актуальности и нужности. Играйте с детьми!!!

Список литературы:

  1. Громова Д. А. Настольные игры как современный инструмент работы психолога в сопровождении подростков [Текст] // Современная психология: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 16-19.
  2. Практикум по игровым технологиям в работе с детьми и подростками / Под ред. М.Р.Битяновой.—СПб.,2003.
  3. Эльконин Д. Психология игры. — М.: Владос, 1999 г. — 360 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Справка об эффективности работы педагога-психолога Мартынычевой Елены Николаевны

Справка  составлена для предоставления в портфолио педагога - психолога....

Справка об эффективности работы педагога-психолога Мартынычевой Елены Николаевны

Справка  составлена для предоставления в портфолио педагога - психолога....

Справка об эффективности работы педагога-психолога Мартынычевой Елены Николаевны

Справка  составлена для предоставления в портфолио педагога - психолога....

Справка об эффективности работы педагога-психолога Мартынычевой Елены Николаевны

Справка  составлена для предоставления в портфолио педагога - психолога....

План работы педагога-психолога по профилактике суицида среди обучающихся 2014-2015 уч.год

План работы является дополнительным. По распоряжению управления образования муниципального района необходимо было дополнить перспективный годовой план данным направлением работы....

Обобщение опыта по теме "Организация проектной деятельности в условиях школьного НОУ как эффективное средство развития интеллектуального и творческого потенциала обучающихся".

Цель опыта: систематизировать учебно - методический материал для создания модели проектно - исследовательской деятельности с учащимися 8 - 11 классов в условиях школьного НОУ....

Статья "Использование проектной методики на уроке иностранного языка как эффективное средство организации творческой и учебной деятельности обучающихся"

Основной  целью   введения метода проектов в школу  является развитие интереса к предмету и приобретение  исследовательского  опыта, развитие умения  творчески оформ...