Рабочая программа по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
рабочая программа (5 класс)
Рабочая программа по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odnknr.docx | 69.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«_________________________________________________»
Рабочая программа
по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5 классе на 2020 – 2021 учебный год
Составлена на основе программы комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»/Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2012 |
Составитель: |
2020
1.Пояснительная записка:
2.Планируемые результаты
В соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего образования содержание данного предмета определяет достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.
Личностные результаты представлены двумя группами. Первая отражает изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это:
• готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки, взаимоотношения со сверстниками;
• достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, формирование его ценностного взгляда на окружающий мир:
* формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в современном мире; воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование ценностей многонационального российского общества;
* воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения и толерантности к людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания;
* понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
*формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий разного типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные), которые успешно формируются средствами данного предмета. Среди них:
* владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);
* овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;
* овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);
* освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
* умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
* осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;
* использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;
* расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Личностные:
– осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности);
– понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения;
– проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности;
– стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.
Универсальные учебные действия. (УУД)
Познавательные:
– характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;
– сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях;
– различать культовые сооружения разных религий;
– формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.
Коммуникативные:
– рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России;
– кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие, доброта, милосердие и др.).
Рефлексивные:
– оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;
– анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового этикета.
Информационные:
– анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства). К концу обучения учащиеся научатся:
·Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя.
· Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов. Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.
· Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.
· Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя.
· Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей.
· Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.
· Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач.
К концу обучения школьники смогут научиться:
· Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека.
· Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики;
намечать способы саморазвития.
· Работать с историческими источниками и документами
3.Содержание учебного предмета, курса
В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» определен как курс, направленный на формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности. Особенность данного учебного курса состоит в том, что расширение знаний обучающихся сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать согласно общественным нормам, правилам поведения и взаимоотношений в обществе.
Таким образом, характеризуя данный учебный предмет, следует подчеркнуть его интегративный характер: изучение направлено на образование, воспитание и развитие школьника при особом внимании к его эмоциональному развитию. Учебный курс разбивается на следующие основные разделы:
1. Формирование понятия «культура», ознакомление с ролью и значением российской культуры в мировом сообществе (раздел «В мире культуры»).
2. Характеристика общечеловеческих ценностей, их представленность в повседневной жизни народа и особое значение в чрезвычайных моментах истории страны (разделы «Нравственные ценности российского народа», «Как сохранить духовные ценности», «Твой духовный мир»).
3. Истоки становления общечеловеческих ценностей, раскрытие вклада различных религий в формирование законов и правил жизни в обществе (раздел «Религия и культура»).
Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в основной школе является частью всего учебно-воспитательного процесса и тесно связан с содержанием других предметных областей, прежде всего, «Обществознания», «Литературы», «Истории», «Изобразительного искусства».
Основным средством обучения является учебник, который построен в полном соответствии с программой обучения. Вместе с тем, учитель может использовать разнообразные средства ИКТ, что обогатит содержание и методы проведения уроков.
Принципы организации обучения по курсу: «Основы духовно-нравственной культуры народов России»:
1. Культуроведческий принцип определяет возможность широкого ознакомления с различными сторонами культуры народов России: фольклором, декоративно-прикладным искусством, архитектурой, особенностями быта, праздниками, обрядами и традициями. Особое место в курсе занимает знакомство с культурой, рожденной религией. Все это позволяет обеспечить благополучную адаптацию подрастающего поколения в обществе и воспитать важнейшие нравственные качества гражданина многонационального государства – толерантность, доброжелательность, эмпатию, гуманизм и др.
2. Принцип природосообразности. В младшем подростковом возрасте у формирующейся личности возникает глубокий интерес к окружающему миру, обществу, взаимоотношениям людей и т. п., что позволяет приобщить её к философской стороне жизни. Вместе с тем, важно учитывать психологические возможности и малый жизненный опыт младших подростков: особенности восприятия ими философских идей, тягу к эмоциональным впечатлениям, стремление к самоанализу и самостоятельности. Материал, который предоставляется для восприятия пятиклассникам, должен, прежде всего, вызывать у них эмоциональную реакцию, а память фиксировать образы и фактологическую сторону явления.
3. Принцип диалогичности. Поскольку сама российская культура есть диалог различных культур, то и ознакомление с ними предполагает откровенный и задушевный разговор о ценностях, представленных как в традиционной народной культуре, так и в религиозной культуре. Более того, учитывая, что ведущей деятельностью подростка начинает становиться коммуникативная деятельность, возникает необходимость создать условия для ее развития. Диалогичность реализуется разными дидактическими способами: организацией текстов в учебнике; проведением учебных диалогов, обсуждением проблемных ситуаций, обучением в парах, группах.
4. Принцип краеведения. При обучении пятиклассников этот принцип остается актуальным, т.к. продолжающаяся социализация ребенка проходит в естественной среде, частью которой являются быт, традиции, этические нормы и нравственные правила, религиозная вера народов и др. Ознакомление с конкретным выражением этих пластов в данном крае, городе, деревне может стать основой формирования системы ценностей, нравственных качеств личности, позволяющих ей адаптироваться в различной этнической среде. Школьники, изучая родной край, начинают осознавать, что малая родина – часть большого Отечества, а окружающая его культурная среда – один из элементов общероссийской культуры.
5. Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения. При сохранении общей идеи курса содержание обучения постепенно углубляется и расширяется, школьники начинают решать более серьезные проблемные задачи.
Раздел 1. В мире культуры
Величие многонациональной российской культуры. Российская культура — плод усилий разных народов. Деятели науки и культуры — представители разных национальностей (К.П. Брюллов, И.Е. Репин, К.С. Станиславский, Шолом-Алейхем, Г.С. Уланова, Д.Д. Шостакович, Р.Г. Гамзатов, Д.С. Лихачёв, С.Д. Эрьзя, Ю.С. Рытхэу и др.). Человек — творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от её таланта, способностей, упорства. Законы нравственности — часть куль туры общества. Источники, создающие нравственные установки.
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа
«Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Ге рои национального эпоса разных народов (Улып, Сия жар, Боотур, Урал-батыр и др.).
Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Дея те ли разных конфессий — патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом.
В труде — красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах). «Плод добрых трудов славен». Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии.
Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разных национальностей на благо Родины (землепроходцы, учёные, путешественники и пр.). Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками. Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России. Семья — хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка — главные семейные ценности. О любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов. Семья — первый трудовой коллектив.
Раздел 3. Религия и культура
Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества. Культурное наследие христианской Руси. Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм (внешние особенности, внутреннее убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Особенности православного календаря. Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века) — золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть — часть исламской культуры. Исламский календарь.
Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора — Пятикнижие Моисея. Синагога — молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь. Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь.
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности
Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные гарантии права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями. Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты России.
Раздел 5. Твой духовный мир
Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности — составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека.
4.Учебно-тематическое планирование
№ урока | № урока в теме | Название тем и уроков | Цели изучения темы урока | Основные виды учебной деятельности обучающихся | Средства обучения, в том числе ИКТ |
В мире культуры (4ч) | |||||
1 | 1 | Величие многонациональной российской культуры | Создать условия для формирования знаний об основных источниках духовно-нравственной культуры; формировать у учащихся умение извлекать существенную информацию из источников, систематизировать её, обобщать, представлять в графическом виде | Учебный диалог: чтение и обсуждение текста учебника. Рассматривание и анализ иллюстративного материала: «Что мы можем сказать о профессии этих людей? Чем они прославили Россию?». Восприятие и оценка информации, представленной в видеофильме. Выделение главной мысли рассказа учи те ля о жизни и твор честве Шо лом-Алей хе ма. Обсуждение докладов и презентаций учащихся на тему «Словесный порт рет вы дающе го ся дея те ля культуры России» | Презентация, учебник стр.6-11 |
2 | 2 | Величие многонациональной российской культуры | |||
3 | 3 | Человек – творец и носитель культуры | Познакомить учащихся с источниками, создающими нравственные установки, вкладом отдельных личностей в культуру в зависимости от их таланта; развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сопоставление, классификация), творческое воображение; воспитывать желание внести вклад в развитие культуры своей Родины. _ | Чте ние и об су ж де ниетек ста учеб ни ка «Че ло век — тво рец и но си тель куль ту ры». Кон ст руи ро ва ниесхем: «Че ло век — но си тель куль ту ры», «Че ло век — тво рец куль ту ры» (на ос но ве ил лю ст ра тив но го ма те риа ла). Вос при ятие и оцен каин фор ма ции, пред став лен ной в рас ска зе учи те ля «Что так ое этик а?». Учеб ный диа лог: об су ж де ниевы ска зы ва ния Ари сто те ля об этик е. Со вме ст ная дея тель ностьв груп пах: объ яс не ние зна че ния по сло виц и по го во рок раз ных на ро дов. Ра бо тас руб ри ка ми «Жил на све те че ло век» и «Для лю бо зна тель ных» (со став ле ние пла на пе ре ска за тек стов) | Презентация, учебник стр.12-17 |
4 | 4 | Человек – творец и носитель культуры | |||
Нравственные ценности (14ч) | |||||
5 | 1 | «Береги землю родимую, как мать любимую» | Создать условия для формирования знаний об основных источниках духовно-нравственной культуры; расширения знаний о российской многонациональной культуре | Объ яс не ниезна че ния по сло виц и по го во рок о Ро ди не и пат рио ти че ских чув ст вах. Чте ние текста «Нюр гун Боотур — стремительный» и составление | Презентация, учебник стр.19-24 |
6 | 2 | «Береги землю родимую, как мать любимую» | |||
7 | 3 | Жизнь ратными подвигами полна | Создать условия для формирования и развития ценностного отношения учащихся к совместной учебно-познавательной деятельности при ознакомлении с новыми понятиями «ратный подвиг», «герой», «подвиг» | Ра бо та с ин фор ма ци ей, предс тав лен ной в тек сте. Вы де ле ниеглав ной мыс ли рас ска за-до пол не ния учи те ля. Ра бо та с руб ри кой «Кар тин ная га ле рея»: опи са ниеге роя кар ти ны. Чте ние и оценк аин фор ма ции из тек стов об уча стии в Ве ли кой Оте че ст вен ной вой не пред ста ви те лей раз ных на ро дов Рос сии | Презентация, учебник стр.25-35 |
8 | 4 | Жизнь ратными подвигами полна | |||
9 | 5 | В труде – красота человека | Создать условия для развития целостного представления о трудолюбии как нравственном качестве человека. | Чте ние и оп ре де ле ниеглав ной мыс ли тек ста. Объ яс не ниезна че ния по сло виц (по го во рок). Со вме ст ная дея тель ность в па рах: чте ниеи анализ текста татарской сказки | Презентация, учебник стр.36-40 |
10 | 6 | В труде – красота человека | |||
11 | 7 | «Плод добрых трудов славен» | Закрепить представление о труде как основополагающем задании Бога человеку творчески возделывать и преображать окружающий мир | Учебный диалог: обсуждение выска- | Презентация, учебник стр.41-42 |
12 | 8 | «Плод добрых трудов славен» | |||
13 | 9 | Люди труда | Формирование у обучающихся новых знаний о людях труда в различных профессиях и исторических эпохах, внёсших значимый вклад в развитие России, в том числе о тружениках родного села; развитие умения самостоятельно формулировать цели учебного процесса; работать с текстом учебника, проводить учебное исследование | Чтение и работа с текстами учебни- | Презентация, учебник стр.43-48 |
14 | 10 | Люди труда | |||
15 | 11 | Бережное отношение к природе | Расширять и углублять природоведческие знания учащихся, воспитывать уважительное и бережное отношение к природе и к животным; обучение умению делать выводы из предложенной информации; обучение умению анализировать иллюстративный материал; уяснить разницу между потребительским и ответственным отношением к природе; помочь учащимся осознать личную сопричастность в деле охраны природы. | Оживление и использование имею- | Презентация, учебник стр.49-55 |
16 | 12 | Бережное отношение к природе | |||
17 | 13 | Семья – хранитель духовных ценностей | Способствовать формированию представлений о семье как о первом социальном институте, где ребенок получает уроки нравственности | Учебный диалог на основе иллюстра- Чтение текстов и анализ главной мыс- | Презентация, учебник стр.56-82 |
18 | 14 | Семья – хранитель духовных ценностей | |||
Религия и культура (10ч) | |||||
19 | 1 | Роль религии в развитии культуры | Помочь учащимся осознать значение религии в жизни человека, взаимосвязь культуры и религии | Оживление имеющегося опыта и зна- | Презентация, учебник стр.83-84 |
20 | 2 | Роль религии в развитии культуры | |||
21 | 3 | Культурное наследие христианской Руси. | Формирование в сознании учащихся целостного образа культуры Руси Х-ХII вв. | Обсуждение вопросов: «Что мы знаем | Презентация, учебник стр.85-98 |
22 | 4 | Культурное наследие христианской Руси. | |||
23 | 5 | Культура ислама | Формирование представления о России как многонациональном государстве; о духовном и внутреннем мире человека; о культурных традициях страны | Чтение и обсуждение текста учебни- | Презентация, учебник стр.99-108 |
24 | 6 | Культура ислама | |||
25 | 7 | Иудаизм и культура | Формирование представлений об иудаизме, иудейской культуре, чувство уважения к духовным памятникам. | Чтение и обсуждение текста учебни- | Презентация, учебник стр.109-119 |
26 | 8 | Иудаизм и культура | |||
27 | 9 | Культурные традиции буддизма | Познакомить учащихся с мировой религией буддизм, с жизнью её основателя | Обсуждение проблемы: какие народы «Буд дий ский мо на стырь». Про смотр и обсуждение видеофильма «Искус- | Презентация, учебник стр.120-127 |
28 | 10 | Культурные традиции буддизма | |||
Как сохранить духовные ценности (4ч) | |||||
29 | 1 | Забота государства о сохранении духовных ценностей | Создать условия для формирования представлений о духовных ценностях и их влиянии на жизнь общества | Оценка информации, представленной | Презентация, учебник стр.128-135 |
30 | 2 | Забота государства о сохранении духовных ценностей | |||
31 | 3 | Хранить память предков | Формирование знаний о благотворительности. Осознание целостности окружающего мира; использование полученных знаний в продуктивной деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами; расширение кругозора и культурного опыта школьника; формирование ценностей многонационального российского общества | Учебный диалог: обсуждение статьи | Презентация, учебник стр.136-141 |
32 | 4 | Хранить память предков | |||
Твой духовный мир (3ч) | |||||
33 | 1 | Твой духовный мир | Создать условия для формирования навыков организации проектной деятельности, направленной на формирование регулятивных и коммуникативных УУД | Анализ информации, представленной ванными». Учебный диалог: обсудим бра тиш кой (се ст рён кой) об эти ке те» | Презентация, учебник стр.142-154 |
34 | 2 | Твой духовный мир | |||
35 | 3 | Твой духовный мир |
5.Организация системы оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения
1. Исключается система балльного (отметочного) оценивания. Не допускается использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, самолетики, солнышки и пр.). Допускается лишь словесная объяснительная оценка. При неправильном ответе ученика запрещается говорить «не думал», «неверно», лучше обходиться репликами «ты так думаешь», «это твое мнение» и т.д.
2. Оцениванию не подлежат: темп работы ученика, личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.).
3. Оцениванию подлежат индивидуальные учебные достижения обучающихся (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями). Положительно оценивается каждый удавшийся шаг ребенка, попытка (даже неудачная) самостоятельно найти ответ на вопрос. Необходимо поощрять любое проявление инициативы, желание высказаться, ответить на вопрос, поработать у доски. Поощрять, не боясь перехвалить. Учить детей осуществлять самоконтроль: сравнивать свою работу с образцом, находить ошибки устанавливать их причины, самому вносить исправления. Осуществление информативной и регулируемой обратной связи с учащимися должно быть ориентировано на успех, содействовать становлению и развитию самооценки. Оценивание должно быть направлено на эффективное обучение и научение ребенка.
4. Результаты подготовки и защиты творческих продуктов и проектов могут учитываться при формировании портфолио обучающихся.
5. Результаты индивидуальной и групповой проектной деятельности (обязательно для всех обучающихся) представляются в форме реферата, презентации или творческой работы любого вида.
6. Проверка теоретических знаний по предмету предполагает ответы на вопросы, тесты с выбором правильного ответа, отгадывание кроссвордов по изученным темам, творческие проекты, исследовательская деятельность которых основана на теоретическом материале.
7. Прохождение материала по предмету фиксируется в журнале успеваемости обучающихся. Система оценивания результатов безотметочная. По итогам года обучающийся аттестуется или не аттестуется (запись в журнале - зачет/не зачет).
8. По курсу ОДНКНР контрольные работы не проводятся, домашние задания не задаются.
6.Описание материально-технического и учебно-методического
обеспечения рабочей программы.
Главная цель курса – формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции. Реализация этой цели ставит перед учителем задачи, решения которых можно добиться при соответствующем материально-техническом обеспечении.
В связи с тем, что начало изучения учебного курса осуществляется в начальной школе, а завершается в основной школе, целесообразно организовать специализированный класс-кабинет, который станет той информационной средой, в которой будут проходить не только уроки по курсу, но и внеурочные и внеклассные занятия, осуществляться проектная деятельность учащихся.
Для изучения курса должны быть в наличии следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:
· оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;
· технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе)
- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
- демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер/компьютеры, телевизор, музыкальный центр, включающий в себя устройство для воспроизведения аудиокассет, CD и DVD, мультипроектор, диапроектор, экспозиционный экран и др.);
- вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в т.ч. принтер, сканер, фото- и видеотехника (по возможности) и др.;
· экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию и кинестику;
- электронное пособие к каждому модулю курса «Основы религиозных культур и светской этики»;
- дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;
· библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
- учебно-методические комплекты, обеспечивающие изучение/преподавание учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (комплексная программа, учебные пособия для учащихся, методическая литература для учителя и др.);
- нормативные документы, регламентирующие взаимоотношения государства и религиозных организаций, а также отражающие правовые основы изучения в учреждениях системы общего образования основ религиозных культур и светской этики;
- специальные дополнительные пособия для учителей и литература, предназначенная для оказания им информационной и методической помощи (учебники по религиоведению, культурологии, книги для учителя по истории, обществознанию, мировой художественной культуре, истории религий, окружающему миру, литературе и др.);
- научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса;
- хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса;
- документальные источники (фрагменты текстов исторических письменных источников, в том числе и религиозных, дающих целостное представление об историческом развитии ведущих религий мира);
- энциклопедическая и справочная литература (философские и религиоведческие словари, справочники по теории и истории религий, биографии религиозных деятелей и значимых персоналий и др.);
- религиозная литература (произведения, составляющие «золотой фонд» мировой религиозной мысли; книги, содержащие актуальную информацию о событиях, происходящих в религиозной сфере жизни общества);
- художественные альбомы, содержащие иллюстрации к основным разделам курса;
· печатные пособия, в т.ч. картографические издания, иллюстративные материалы, включая портреты выдающихся людей России.
7.Лист коррекции Рабочей программы
№ приказа директора школы на основе которого внесены изменения в рабочую программу | Вид коррекции (совмещение, использование резерва) | Номера и темы уроков, которые подверглись коррекции |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пути реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» УМК «Духовно-нравственные беседы»
Пути реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» УМК «Духовно-нравственные беседы»...
Рабочая программа предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 6-9 классов
Предметная область "Основы духовно-нравственной культуры народов России" (ОДНКНР) для 6-9 классов реализуется через преподавание предмета Православная культура. Рабочая программа разработана на ...
«Программа внеурочной деятельности «Светлые праздники» Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР)
Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Светлые праздники" . Данная разработка адресована пятиклассникам. Она представляет собой методический материал для ...
Интеграция христианских духовных ценностей в учебный предмет «Литература» в 5 классе в условиях реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Краткая аннотация работы В методической разработке рассматривается актуальный вопрос об изучении религиозных знаний, основ православной культуры, христианских духовных ценностей в светской школе через...
Выступление по теме "Методическое обеспечение предметной области "Основы духовно-нравственной культуры народов России"", 24.03.2016 г.
Программа круглого стола " Организационные и содержательные аспекты реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»", 24.03.2016 г....
Участник круглого стола "Проблема преемственности учебного модуля "Основы православной культуры" и предметной области "Основы духовно-нравственной культуры народов России" в школьном образовании", 07.04.2016 г.
Участник круглого стола "Проблема преемственности учебного модуля "Основы православной культуры" и предметной области "Основы духовно-нравственной культуры народов России" в ш...
Статья «Подготовка детей к участию в олимпиадах и конкурсах предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Статья рассказывает о подготовке к олимпиадам и конкурсам предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России», а также связанных с ней других культурологических предме...