Рабочая программа по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
рабочая программа (5 класс)

Дедюхин Юрий Юрьевич

Рабочая программа по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odnknr.docx69.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«_________________________________________________»

Рабочая программа

по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5 классе на 2020 – 2021 учебный год

Составлена на основе  программы комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»/Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2012

Составитель:

2020

1.Пояснительная записка:

Название, автор и год издания авторской учебной программы, на основе которой разработана Рабочая программа

Составлена на основе  программы комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»/Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2012

Цели данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений.

  • курс  «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5-м классе  призван обогатить процесс воспитания в основной школе не только новым содержанием (ознакомление с традиционными религиями Российского государства), но и новым пониманием сущности российской культуры, развивающейся как сплав национальных традиций и религиозных верований. Особенность курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» заключается в раскрытии общечеловеческих ценностей, которые объединяют (а не разъединяют) светскость и религиозность.

Задачи данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений.

  • совершенствование способности к восприятию накопленной разными народами духовно-нравственной культуры; осознание того, что человеческое общество и конкретный индивид может благополучно существовать и развиваться, если стремится к нравственному самосовершенствованию, проявляет готовность к духовному саморазвитию;

• углубление и расширение представлений о том, что общечеловеческие ценности родились, хранятся и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные, семейные традиции, общенациональные и межнациональные отношения, религиозные верования;

• осознание того, что духовно-нравственная культура современного человека является прямым наследником всей жизни и деятельности предков, она берет свои истоки в повседневной жизни, в народном эпосе, фольклорных праздниках, религиозных обрядах и др.;

• становление внутренних установок личности, ценностных ориентаций, убеждения в том, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определенному этносу, не его религиозными убеждениями, а нравственным характером поведения и деятельности, чувством любви к своей родине, уважения к народам, населяющим ее, их культуре и традициям.

Учебно-методический комплект.

Виноградова Н.Ф.  и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник/ Н.Ф. Виноградова и др. — М.: Вентана-Граф, 2012. — 156 с.

Виноградова Н.Ф.  Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: методическое пособие / Н.Ф. Виноградова— М.: Вентана-Граф, 2016. —64с.

Количество учебных часов, на которое рассчитано изучение предмета, курса, в том числе тематическое распределение часов и количество часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ

Данная программа рассчитана на 35 часов, исходя из 1 часа в неделю.

Наименование разделов

Всего часов

 I 

 В мире культуры

 4ч

II

Нравственные ценности

14ч

III

Религия и культура

10ч

IV

Как сохранить духовные ценности

V

Твой духовный мир

 

Всего

35ч

Формы организации учебного процесса.

Формы текущего контроля знаний учащихся (текущий контроль – текущий, четвертной и полугодовой контроль, промежуточная аттестация – итог за учебный год)

 Основной формой организации обучения является совместная, коллективная деятельность школьников разных вероисповеданий по ознакомлению с традиционными религиями России, а также их вкладом в духовную и материальную культуру общества.

Оценочные средства Рабочей программы

Виноградова Н.Ф.  и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник/ Н.Ф. Виноградова и др. — М.: Вентана-Граф, 2012. — 156 с. (вопросы и задания)

2.Планируемые результаты

   В соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего образования содержание данного предмета определяет достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.

     Личностные результаты представлены двумя группами. Первая отражает изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это:

• готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки, взаимоотношения со сверстниками;

• достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа целей передает социальную позицию школьника, формирование его ценностного взгляда на окружающий мир:

* формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в современном мире; воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование ценностей многонационального российского общества;

* воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения и толерантности к людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания;

* понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

*формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
      Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий разного типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные), которые успешно формируются средствами данного предмета. Среди них:

* владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);

* овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;

* овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);

* освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

* умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.

      Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

* осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;

* использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;

* расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
 

Требования к уровню подготовки обучающихся:

Личностные:

– осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности);

– понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения;

– проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности;

– стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.

Универсальные учебные действия. (УУД)

Познавательные:

– характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;

– сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях;

– различать культовые сооружения разных религий;

– формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.

Коммуникативные:

– рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России;

– кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие, доброта, милосердие и др.).

Рефлексивные:

– оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;

– анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового этикета.

Информационные:

– анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства). К концу обучения учащиеся научатся:

·Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя.

· Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов. Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.

· Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.

· Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя.

· Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания  известных личностей.

· Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.

· Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач.

 К концу обучения школьники смогут научиться:

· Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека.

· Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики;
намечать способы саморазвития.

· Работать с историческими источниками и документами

3.Содержание учебного предмета, курса

В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» определен как курс, направленный на формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности. Особенность данного учебного курса состоит в том, что расширение знаний обучающихся сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать согласно общественным нормам, правилам поведения и взаимоотношений в обществе.

    Таким образом, характеризуя данный учебный предмет, следует подчеркнуть его интегративный характер: изучение направлено на образование, воспитание и развитие школьника при особом внимании к его эмоциональному развитию. Учебный курс разбивается на следующие основные разделы:

1. Формирование понятия «культура», ознакомление с ролью и значением российской культуры в мировом сообществе (раздел «В мире культуры»).

2. Характеристика общечеловеческих ценностей, их представленность в повседневной жизни народа и особое значение в чрезвычайных моментах истории страны (разделы «Нравственные ценности российского народа», «Как сохранить духовные ценности», «Твой духовный мир»).

3. Истоки становления общечеловеческих ценностей, раскрытие вклада различных религий в формирование законов и правил жизни в обществе (раздел «Религия и культура»).

Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в основной школе является частью всего учебно-воспитательного процесса и тесно связан с содержанием других предметных областей, прежде всего, «Обществознания», «Литературы», «Истории», «Изобразительного искусства».

Основным средством обучения является учебник, который построен в полном соответствии с программой обучения. Вместе с тем, учитель может использовать разнообразные средства ИКТ, что обогатит содержание и методы проведения уроков.

Принципы организации обучения по курсу: «Основы духовно-нравственной культуры народов России»:

1. Культуроведческий принцип определяет возможность широкого ознакомления с различными сторонами культуры народов России: фольклором, декоративно-прикладным искусством, архитектурой, особенностями быта, праздниками, обрядами и традициями. Особое место в курсе занимает знакомство с культурой, рожденной религией. Все это позволяет обеспечить благополучную адаптацию подрастающего поколения в обществе и воспитать важнейшие нравственные качества гражданина многонационального государства – толерантность, доброжелательность, эмпатию, гуманизм и др.

2. Принцип природосообразности. В младшем подростковом возрасте у формирующейся личности возникает глубокий интерес к окружающему миру, обществу, взаимоотношениям людей и т. п., что позволяет приобщить её к философской стороне жизни. Вместе с тем, важно учитывать психологические возможности и малый жизненный опыт младших подростков: особенности восприятия ими философских идей, тягу к эмоциональным впечатлениям, стремление к самоанализу и самостоятельности. Материал, который предоставляется для восприятия пятиклассникам, должен, прежде всего, вызывать у них эмоциональную реакцию, а память фиксировать образы и фактологическую сторону явления.

3. Принцип диалогичности. Поскольку сама российская культура есть диалог различных культур, то и ознакомление с ними предполагает откровенный и задушевный разговор о ценностях, представленных как в традиционной народной культуре, так и в религиозной культуре. Более того, учитывая, что ведущей деятельностью подростка начинает становиться коммуникативная деятельность, возникает необходимость создать условия для ее развития. Диалогичность реализуется разными дидактическими способами: организацией текстов в учебнике; проведением учебных диалогов, обсуждением проблемных ситуаций, обучением в парах, группах.

4. Принцип краеведения. При обучении пятиклассников этот принцип остается актуальным, т.к. продолжающаяся социализация ребенка проходит в естественной среде, частью которой являются быт, традиции, этические нормы и нравственные правила, религиозная вера народов и др. Ознакомление с конкретным выражением этих пластов в данном крае, городе, деревне может стать основой формирования системы ценностей, нравственных качеств личности, позволяющих ей адаптироваться в различной этнической среде. Школьники, изучая родной край, начинают осознавать, что малая родина – часть большого Отечества, а окружающая его культурная среда – один из элементов общероссийской культуры.

5. Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения. При сохранении общей идеи курса содержание обучения постепенно углубляется и расширяется, школьники начинают решать более серьезные проблемные задачи.

Раздел 1. В мире культуры

Величие многонациональной российской культуры. Российская культура — плод усилий разных народов. Деятели науки и культуры — представители разных национальностей (К.П. Брюллов, И.Е. Репин, К.С. Станиславский, Шолом-Алейхем, Г.С. Уланова, Д.Д. Шостакович, Р.Г. Гамзатов, Д.С. Лихачёв, С.Д. Эрьзя, Ю.С. Рытхэу и др.). Человек — творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от её таланта, способностей, упорства. Законы нравственности — часть куль туры общества. Источники, создающие нравственные установки.

Раздел 2. Нравственные ценности российского народа

«Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Ге рои национального эпоса разных народов (Улып, Сия жар, Боотур, Урал-батыр и др.).

Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Дея те ли разных конфессий — патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом.

В труде — красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах). «Плод добрых трудов славен». Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии.

Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разных национальностей на благо Родины (землепроходцы, учёные, путешественники и пр.). Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками. Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России. Семья — хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка — главные семейные ценности. О любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов. Семья — первый трудовой коллектив.

Раздел 3. Религия и культура

Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества. Культурное наследие христианской Руси. Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм (внешние особенности, внутреннее убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Особенности православного календаря. Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века) — золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть — часть исламской культуры. Исламский календарь.

Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора — Пятикнижие Моисея. Синагога — молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь. Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь.

Раздел 4. Как сохранить духовные ценности

Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные гарантии права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями. Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты России.

Раздел 5. Твой духовный мир

Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности — составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека.

4.Учебно-тематическое планирование

№   урока

№ урока в теме

Название тем и уроков

Цели изучения темы урока

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Средства обучения,

в том числе ИКТ

В мире культуры (4ч)

1

1

Величие многонациональной российской культуры

Создать условия для формирования знаний об основных источниках духовно-нравственной культуры; формировать у учащихся умение извлекать существенную информацию из источников, систематизировать её, обобщать, представлять в графическом виде

Учебный диалог: чтение и обсуждение текста учебника. Рассматривание и анализ иллюстративного материала: «Что мы можем сказать о профессии этих людей? Чем они прославили Россию?». Восприятие и оценка информации, представленной в видеофильме. Выделение главной мысли рассказа учи те ля о жизни и твор честве Шо лом-Алей хе ма. Обсуждение докладов и презентаций учащихся на тему «Словесный порт рет вы дающе го ся дея те ля культуры России»

Презентация,

учебник

стр.6-11

2

2

Величие многонациональной российской культуры

3

3

Человек – творец и носитель культуры

Познакомить учащихся с источниками, создающими нравственные установки, вкладом отдельных личностей в культуру в зависимости от их таланта;  развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сопоставление, классификация), творческое воображение; воспитывать желание внести вклад в развитие культуры своей Родины. _

Чте ние и об су ж де ниетек ста учеб ни ка «Че ло век — тво рец и но си тель куль ту ры». Кон ст руи ро ва ниесхем: «Че ло век — но си тель куль ту ры», «Че ло век — тво рец куль ту ры» (на ос но ве ил лю ст ра тив но го ма те риа ла). Вос при ятие и оцен каин фор ма ции, пред став лен ной в рас ска зе учи те ля «Что так ое этик а?». Учеб ный диа лог: об су ж де ниевы ска зы ва ния Ари сто те ля об этик е. Со вме ст ная дея тель ностьв груп пах: объ яс не ние зна че ния по сло виц и по го во рок раз ных на ро дов. Ра бо тас руб ри ка ми «Жил на све те че ло век» и «Для лю бо зна тель ных» (со став ле ние пла на пе ре ска за тек стов)

Презентация,

учебник

стр.12-17

4

4

Человек – творец и носитель культуры

Нравственные ценности (14ч)

5

1

«Береги землю родимую, как мать любимую»

Создать условия для формирования знаний об основных источниках духовно-нравственной культуры; расширения знаний о российской многонациональной культуре

Объ яс не ниезна че ния по сло виц и по го во рок о Ро ди не и пат рио ти че ских чув ст вах. Чте ние текста «Нюр гун Боотур — стремительный» и составление
сло вес но го порт ре та ге роя.
Оцен ка об-
раз ца сло вес но го порт ре та, пред став-
ленного учителем.
Совместная дея-
тельность
в парах: чтение и обсуж-
де ние
баш кир ской ле ген ды об
Урал-батыре.
Рассматривание иллю-
страций к текстам, анализ и оценка
выразительных средств.
Учебный
диалог
«Обсудим вместе»: сравнение
эпи чес ких ге ро ев

Презентация,

учебник

стр.19-24

6

2

«Береги землю родимую, как мать любимую»

7

3

Жизнь ратными подвигами полна

Создать условия для формирования и развития ценностного отношения учащихся к совместной учебно-познавательной деятельности при ознакомлении с новыми понятиями «ратный подвиг», «герой», «подвиг»

Ра бо та с ин фор ма ци ей, предс тав лен ной в тек сте. Вы де ле ниеглав ной мыс ли рас ска за-до пол не ния учи те ля. Ра бо та с руб ри кой «Кар тин ная га ле рея»: опи са ниеге роя кар ти ны. Чте ние и оценк аин фор ма ции из тек стов об уча стии в Ве ли кой Оте че ст вен ной вой не пред ста ви те лей раз ных на ро дов Рос сии

Презентация,

учебник

стр.25-35

8

4

Жизнь ратными подвигами полна

9

5

В труде – красота человека

Создать условия для развития целостного представления о трудолюбии как нравственном качестве человека.

Чте ние и оп ре де ле ниеглав ной мыс ли тек ста. Объ яс не ниезна че ния по сло виц (по го во рок). Со вме ст ная дея тель ность в па рах: чте ниеи анализ текста татарской сказки
«Звёздочка Зухра».
Чтение и анализ
текста «Микула Селянинович». Коллек-
тивная оценка
выполнения задания,
обобщение: «Почему Микула Селяни-
нович стал героем народных былин?».
Анализ сказки К.Д. Ушинского «Два
плуга»,
выделение главной мысли

Презентация,

учебник

стр.36-40

10

6

В труде – красота человека

11

7

«Плод добрых трудов славен»

Закрепить представление о труде как основополагающем задании Бога человеку творчески возделывать и преображать окружающий мир

Учебный диалог: обсуждение выска-
зы ва ния буд дий ско го мо на ха Шан ти -
девы.
Определение главной мысли
текстов учебника. Восприятие и
оцен ка
ин фор ма ции, пред став лен ной
в рассказе учителя «Владимир Моно-
мах о трудолюбии».
Формулирование
вы во да
по ма те риа лам уро ка

Презентация,

учебник

стр.41-42

12

8

«Плод добрых трудов славен»

13

9

Люди труда

Формирование у обучающихся новых знаний о людях труда в различных профессиях и исторических эпохах, внёсших значимый вклад в развитие России, в том числе о тружениках родного села; развитие умения самостоятельно формулировать цели учебного процесса; работать с текстом учебника, проводить учебное исследование

Чтение и работа с текстами учебни-
ка.
Обсуждение проблемы: «Как мо-
жет про яв лять ся лю бовь к Ро ди не
в мирное время?».
Учебный диалог: «Является ли учёба
трудом? Какие качества должны быть
у ученика, чтобы его труд был успеш-
ным?».
Анализ и оценка ситуаций из
жиз ни свер ст ни ков

Презентация,

учебник

стр.43-48

14

10

Люди труда

15

11

Бережное отношение к природе

Расширять и углублять природоведческие знания учащихся, воспитывать уважительное и  бережное отношение к природе и к животным;

обучение умению делать выводы из предложенной  информации; обучение умению анализировать иллюстративный материал; уяснить разницу между потребительским и ответственным отношением к природе; помочь учащимся осознать личную сопричастность в деле охраны природы.

Оживление и использование имею-
щих ся зна ний: от вет на во прос «Как
древ ние лю ди от но си лись к при ро де?».
Анализ информации, представленной
в рас ска зе-обоб ще нии учи те ля.
Со -
вме ст ная ра бо та
в группах: анализ
ин фор ма ции, пред став лен ной в тек с-
тах.
Просмотр и оценка видеофиль-
ма.
Анализ иллюстраций.
Обсуждение и формулирование выво-
да по ма те риа лам уро ка

Презентация,

учебник

стр.49-55

16

12

Бережное отношение к природе

17

13

Семья – хранитель духовных ценностей

Способствовать формированию представлений о семье как о первом социальном институте, где ребенок получает уроки нравственности

Учебный диалог на основе иллюстра-
тивного материала.
Коммуникатив-
ная деятельность:
«Послушаем друг
друга» (традиции в моей семье).
Чте-
ние и анализ
тек ста сти хо тво ре ния
«Бабушкины сказки».
Обсуждение
проблемы: «Отражение в фольклоре
на ро дов Рос сии се мей ных цен но стей».
Анализ информации, представленной
в ма те риа лах руб ри ки «Кар тин ная га-
лерея».
Составление описательного
рассказа
по картине. Совместная
деятельность
в группах: чтение и ана-
лиз на род ной сказ ки.
Учебный диалог: обсуждение темы,
идеи и главной мысли народных сказок.

Чтение текстов и анализ главной мыс-
ли.
Учебный диалог: «Любовь — глав-
ная семейная ценность».
Анализ текс-
тов и иллюстраций в учебнике: семей-
ные цен но сти в пра во сла вии, буд диз ме,
исламе, иудаизме.
Оценка информа-
ции, пред став лен ной в рас ска зе учи те-
ля о Петре и Февронии Муромских:
«О ка ких се мей ных цен но стях по ве ст -
ву ет ис то рия Пет ра и Фев ро нии?».
Совместная деятельность в парах:
чтение и выделение главной мысли
притчи «Хлебец с маслом». Самооцен-
ка
выполненной работы. Учебный диа-
лог:
«В чём состоит ценность человече- ского общения?». Коммуникативная
деятельность:
послушаем друг друга,
рас ска з о тра ди ци ях сво ей се мьи

Презентация,

учебник

стр.56-82

18

14

Семья – хранитель духовных ценностей

Религия и культура (10ч)

19

1

Роль религии в развитии культуры

Помочь учащимся осознать значение религии в жизни человека, взаимосвязь культуры и религии

Оживление имеющегося опыта и зна-
ний:
высказывания на тему: «О каких
ре ли ги оз ных празд ни ках мы уже зна-
ем? Что мы можем рассказать о пра-
во слав ном хра ме, ме че ти, си на го ге и
пагоде?».
Восприятие и анализ ин-
фор ма ции, пред став лен ной в рас ска зе
учителя.
Разыгрывание сценок: «Ко-
ля да», «Свят ки»

Презентация,

учебник

стр.83-84

20

2

Роль религии в развитии культуры

21

3

Культурное наследие христианской Руси.

Формирование в сознании учащихся целостного образа культуры Руси Х-ХII вв.

Обсуждение вопросов: «Что мы знаем
о хри сти ан ской ве ре? Ко гда Древ няя
Русь при ня ла хри сти ан ст во?» (по
имеющемуся опыту).
Чтение и обсу-
ждение
текста учебника «Откуда на
Русь пришло христианство?».
Учеб-
ный диалог
(«Обсудим вместе»): ана-
лиз
ин фор ма ции, пред став лен ной в
текстах учебника.
Чтение и выделе-
ние главной мысли
текста о Ярославе
Му дром

Презентация,

учебник

стр.85-98

22

4

Культурное наследие христианской Руси.

23

5

Культура ислама

Формирование представления о России как многонациональном государстве; о духовном и внутреннем мире человека; о культурных традициях страны

Чтение и обсуждение текста учебни-
ка «Возникновение ислама».
Учебный
диалог:
«Золотой век исламской куль-
туры».
Анализ информации, представ-
лен ной в рас ска зе учи те ля о ве ли ком
персидском и таджикском поэте Фир-
доуси.
Чтение и обсуждение текста
учеб ни ка о ме че ти. Рас смат ри ва ние
ил лю ст ра ций, оцен ка ин фор ма ции,
пред став лен ной в ви део филь ме

Презентация,

учебник

стр.99-108

24

6

Культура ислама

25

7

Иудаизм и культура

Формирование представлений об иудаизме, иудейской культуре, чувство уважения

к духовным памятникам.

Чтение и обсуждение текста учебни-
ка «Как всё начиналось».
Практиче-
ская ра бо та:
на хо ж де ние на кар те
Палестины и других мест, связанных
с ранней историей иудаизма.
Беседа-
по вто ре ние прой ден но го по во про сам
«Что такое Ветхий Завет?», «Частью
какой книги он является?», «Последо-
ва те ли ка ких ре ли гий при зна ют Вет -
хий Завет священной книгой?».
Анализ
ин фор ма ции, пред став лен ной в ма те-
риале рубрик «Жил на свете человек» и «Картинная галерея»,
составление
по ве ст во ва ния по сю же ту кар ти ны.
Беседа по тексту и иллюстрациям
учебника «Дом окнами на Восток».
Игра-экскурсия «Иудейская история
в про из ве де ни ях жи во пи си»

Презентация,

учебник

стр.109-119

26

8

Иудаизм и культура

27

9

Культурные традиции буддизма

Познакомить учащихся с мировой религией буддизм, с жизнью её основателя

Обсуждение проблемы: какие народы
России исповедуют буддизм (на основе
имеющихся знаний).
Анализ информа-
ции, представленной в рассказе учите-
ля «Буддизм в России»,
составление
плана пересказа. Практическая ра-
бота
с картой: нахождение мест, свя-
зан ных с ран ней ис то ри ей буд диз ма.
Анализ и оценка ин фор ма ции, пред-
став лен ной в тек стах учеб ни ка.
Со -
ставление плана пересказа
текста

«Буд дий ский мо на стырь». Про смотр

и обсуждение видеофильма «Искус-
ст во тан ка»

Презентация,

учебник

стр.120-127

28

10

Культурные традиции буддизма

Как сохранить духовные ценности (4ч)

29

1

Забота государства о сохранении духовных ценностей

Создать условия для формирования представлений о духовных ценностях и их влиянии на жизнь общества

Оценка информации, представленной
в рассказе учителя «Забота государствао сохранении духовных ценностей».
Чтение и обсуждение главной мысли
текстов учебника. Составление плана
пе ре ска за тек ста «Храм Хри ста Спа си -
теля»;
чтение и выделение главной
мысли
текста «Охраняется государст-
вом».
Конструирование вывода по теме

Презентация,

учебник

стр.128-135

30

2

Забота государства о сохранении духовных ценностей

31

3

Хранить память предков

Формирование знаний о благотворительности. Осознание целостности окружающего мира; использование полученных знаний в продуктивной деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами; расширение кругозора и культурного опыта школьника; формирование ценностей многонационального российского общества

Учебный диалог: обсуждение статьи
Д.С. Лихачёва «Память».
Оценка ин-
фор ма ции, пред став лен ной в рас ска-
зе-объяснении учителя.
Выделение
главной мысли
рассказа. Чтение и
анализ
текста учебника «Творить бла-
го».
Коммуникативная деятель-
ность:
послушаем друг друга, выска-
жем своё мнение: можем ли мы при-
нять уча стие в бла го тво ри тель но сти?
Составление портрета героя художе-
ственного полотна (И.Е. Репин. Порт-
рет С.И. Мамонтова).
Учебный диалог
(обсудим вместе): оценим жизненные
ис то рии

Презентация,

учебник

стр.136-141

32

4

Хранить память предков

Твой духовный мир (3ч)

33

1

Твой духовный мир

Создать условия для формирования навыков организации проектной деятельности, направленной на формирование регулятивных и коммуникативных УУД

Анализ информации, представленной
в объяснении учителя «Что такое эти-
кет и зачем он нужен?».
Практиче-
ская ра бо та
«Учим ся быть об ра зо-

ванными». Учебный диалог: обсудим
вме сте, за пол ним уст но таб ли цу, до-
полним её.
Совместная деятель-
ность
в группах: анализ информа-
ции, пред став лен ной в ди дак ти че ских
тек стах К.Д. Ушин ско го. Со став ле ние
опи са тель но го рас ска за по кар ти не
П.А. Федотова «Свежий кавалер». Сю-
жетная игра «Разговор с младшим

бра тиш кой (се ст рён кой) об эти ке те»

Презентация,

учебник

стр.142-154

34

2

Твой духовный мир

35

3

Твой духовный мир

5.Организация системы оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения

1. Исключается система балльного (отметочного) оценивания. Не допускается использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, самолетики, солнышки и пр.). Допускается лишь словесная объяснительная оценка. При неправильном ответе ученика запрещается говорить «не думал», «неверно», лучше обходиться репликами «ты так думаешь», «это твое мнение» и т.д.

 2. Оцениванию не подлежат: темп работы ученика, личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.).

3. Оцениванию подлежат индивидуальные учебные достижения обучающихся (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями). Положительно оценивается каждый удавшийся шаг ребенка, попытка (даже неудачная) самостоятельно найти ответ на вопрос. Необходимо поощрять любое проявление инициативы, желание высказаться, ответить на вопрос, поработать у доски. Поощрять, не боясь перехвалить. Учить детей осуществлять самоконтроль: сравнивать свою работу с образцом, находить ошибки устанавливать их причины, самому вносить исправления. Осуществление информативной и регулируемой обратной связи с учащимися должно быть ориентировано на успех, содействовать становлению и развитию самооценки. Оценивание должно быть направлено на эффективное обучение и научение ребенка.

4. Результаты подготовки и защиты творческих продуктов и проектов могут учитываться при формировании портфолио обучающихся.

5. Результаты индивидуальной и групповой проектной деятельности (обязательно для всех обучающихся) представляются в форме реферата, презентации или творческой работы любого вида.

6. Проверка теоретических знаний по предмету предполагает ответы на вопросы, тесты с выбором правильного ответа, отгадывание кроссвордов по изученным темам, творческие проекты, исследовательская деятельность которых основана на теоретическом материале.

7. Прохождение материала по предмету фиксируется в журнале успеваемости обучающихся. Система оценивания результатов безотметочная. По итогам года обучающийся аттестуется или не аттестуется (запись в журнале - зачет/не зачет).

8. По курсу ОДНКНР контрольные работы не проводятся, домашние задания не задаются.

6.Описание материально-технического и учебно-методического

обеспечения рабочей программы.

Главная цель курса – формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции. Реализация этой цели ставит перед учителем задачи, решения которых можно добиться при соответствующем материально-техническом обеспечении.

     В связи с тем, что начало изучения учебного курса осуществляется в начальной школе, а завершается в основной школе, целесообразно организовать специализированный класс-кабинет, который станет той информационной средой, в которой будут проходить не только уроки по курсу, но и внеурочные и внеклассные занятия, осуществляться проектная деятельность учащихся.

     Для изучения курса должны быть в наличии следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:

· оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;

· технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе)

- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;

- демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер/компьютеры, телевизор, музыкальный центр, включающий в себя устройство для воспроизведения аудиокассет, CD и DVD, мультипроектор, диапроектор, экспозиционный экран и др.);

- вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в т.ч. принтер, сканер, фото- и видеотехника (по возможности) и др.;

· экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию и кинестику;

- электронное пособие к каждому модулю курса «Основы религиозных культур и светской этики»;

- дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;

· библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

- учебно-методические комплекты, обеспечивающие изучение/преподавание учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (комплексная программа, учебные пособия для учащихся, методическая литература для учителя и др.);

- нормативные документы, регламентирующие взаимоотношения государства и религиозных организаций, а также отражающие правовые основы изучения в учреждениях системы общего образования основ религиозных культур и светской этики;

- специальные дополнительные пособия для учителей и литература, предназначенная для оказания им информационной и методической помощи (учебники по религиоведению, культурологии, книги для учителя по истории, обществознанию, мировой художественной культуре, истории религий, окружающему миру, литературе и др.);

- научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса;

- хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса;

- документальные источники (фрагменты текстов исторических письменных источников, в том числе и религиозных, дающих целостное представление об историческом развитии ведущих религий мира);

- энциклопедическая и справочная литература (философские и религиоведческие словари, справочники по теории и истории религий, биографии религиозных деятелей и значимых персоналий и др.);

- религиозная литература (произведения, составляющие «золотой фонд» мировой религиозной мысли; книги, содержащие актуальную информацию о событиях, происходящих в религиозной сфере жизни общества);

- художественные альбомы, содержащие иллюстрации к основным разделам курса;

· печатные пособия, в т.ч. картографические издания, иллюстративные материалы, включая портреты выдающихся людей России.

7.Лист коррекции Рабочей программы

№ приказа директора школы на основе которого внесены изменения в рабочую программу

Вид коррекции (совмещение, использование резерва)

Номера и темы уроков, которые подверглись коррекции

 

       

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» УМК «Духовно-нравственные беседы»

Пути реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» УМК «Духовно-нравственные беседы»...

Рабочая программа предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 6-9 классов

Предметная область "Основы духовно-нравственной культуры народов России" (ОДНКНР)  для 6-9 классов реализуется через преподавание предмета Православная культура. Рабочая программа разработана на ...

«Программа внеурочной деятельности «Светлые праздники» Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР)

Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления  "Светлые праздники" . Данная разработка адресована пятиклассникам. Она представляет собой методический материал для ...

Интеграция христианских духовных ценностей в учебный предмет «Литература» в 5 классе в условиях реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Краткая аннотация работы В методической разработке рассматривается актуальный вопрос об изучении религиозных знаний, основ православной культуры, христианских духовных ценностей в светской школе через...

Выступление по теме "Методическое обеспечение предметной области "Основы духовно-нравственной культуры народов России"", 24.03.2016 г.

Программа круглого стола " Организационные и содержательные аспекты реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»", 24.03.2016 г....

Участник круглого стола "Проблема преемственности учебного модуля "Основы православной культуры" и предметной области "Основы духовно-нравственной культуры народов России" в школьном образовании", 07.04.2016 г.

Участник круглого стола "Проблема преемственности учебного модуля "Основы православной культуры" и предметной области "Основы духовно-нравственной культуры народов России" в ш...

Статья «Подготовка детей к участию в олимпиадах и конкурсах предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Статья рассказывает о подготовке к олимпиадам и конкурсам предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России», а также связанных с ней других культурологических предме...