Статья "Досуг жителей города Троицка"
статья

Целью исследования познакомиться  с тем, как был организован досуг жителей дореволюционного Троицка: чем занимались горожане в свободное от службы, бизнеса, учебы время, какие виды деятельности предпочитали, какие возможности существовали в городе для отдыха и свободного время препровождения троичан.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_v_sbornik.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

 

                                   «Уметь с умом распорядиться досугом —

 высшая ступень цивилизованности»

Б. Рассел

Издревле досуг рассматривался как цель и способ удовлетворения разнообразных потребностей, в том числе культурных. Досуг – деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой человек восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности.

Раз досуг – деятельность, то это означает, что он не пустое время провождение, не простое бездельничанье по принципу: «что хочу, то и делаю». Это деятельность, осуществляемая в русле определенных интересов и целей, которые ставит перед собой человек.

От умения направлять свою деятельность в часы досуга на достижение общезначимых целей, реализацию своей жизненной программы, развитие и совершенствование своих сущностных сил во многом зависит социальное самочувствие человека, его удовлетворенность своим свободным временем.

В своем исследовании мы задались целью познакомиться  с тем, как был организован досуг жителей дореволюционного Троицка: чем занимались горожане в свободное от службы, бизнеса, учебы время, какие виды деятельности предпочитали, какие возможности существовали в городе для отдыха и свободного времяпрепровождения троичан. Вместе с тем, хотелось обратить внимание современной молодежи на важность организации своего досуга. Для этого мы провели анкетирование студентов педагогического колледжа, задав респондентам следующие вопросы:

1.Есть ли у вас свободное время?

2.Как вы проводите свое свободное время?

3.Удолевлетворенны ли вы тем, как проводите свое свободное время?

4.Знаете ли вы, как организован культурный досуг в городе?

В анкетировании приняло участие 70 студентов первых и четвертых курсов.

Оказалось, что студенты свое свободное время проводят по-разному. Первокурсники в основном общаются в социальных сетях, смотрят телевизор, пишут стихотворения, читают книги, занимаются творчеством, гуляют с друзьями, т.е. их свободное время наполнено вполне разносторонними занятиями. А вот у выпускников времени на досуг практически не остается.

Итак, обратимся к источникам, повествующим о досуге дореволюционного Троицка – рубежа XIX-XX веков. Мы познакомились с работами краеведов Н.Аблиной, Р.Н.Гизатуллина, М.Абубакировой, Е.Скобелкина, И.Шамсутдинова, Р.Хасанжановой, а также с экспонатами краеведческого музея и материалами библиотек города.

Рассмотрим такие виды досуга жителей дореволюционного Троицка, как праздники, цирк, кино, театр.

Кроме православных праздников (судя по календарю 1911 года, их было достаточно много), существовал традиционный праздник мусульманского населения города сабантуй. Организованно он начал отмечаться не позднее 1882 г. 

 Большим событием в городе считались конные скачки на ипподроме, в строительстве которого и организации мероприятий большое значение принадлежит Абдулвали Яушеву и городскому голове Дмитрию Васильевичу Кузнецову.

Традиция забавлять-развлекать людей оказалась очень живуча и в итоге оформилась в появление досуговых учреждений. В том числе цирка. Здание цирка располагалось на Гимназической улице (современной ул. Гагарина), между Дмитриевским кладбищем и женской гимназией. Фотографий цирка обнаружить пока не удалось, предположительно, это было традиционно круглое деревянное здание с шатровым брезентовым куполом. Построенное по самым последним требованиям, с просторной ареной, оно оказалось самым большим на Южном Урале.

Периодически в Троицк заезжали бродячие цирковые труппы: «итальянские» — Арригони, Мартини, а также Э.А. Стрепетова, В.П. Янишевского, А.Г. Коромыслова.  

На арене троицкого цирка выступал фантастически популярный у народа, один из известных силачей того времени казах Хаджимукан Мунайтпасов, которого прозвали «сын Востока – японец Муханура». О необыкновенной силе Хаджымукана вспоминают такой случай: «Как-то в Жмеринке, борцов попросили перетащить сейф. Видя, что его друзья плохо справляются с такой работой, он с помощью верёвок взваливает железную глыбу на спину и поднимается с ней на второй этаж. Присутствующие не могли вымолвить ни слова. Они знали, что сейф весит 450 кг».

В 1910 году в Америке он завоевал  большую золотую медаль. Сильнейшим он стал и на мировом чемпионате в Варшаве (1911). В 1913 году в Троицке степной богатырь одержал победу над 18 борцами из разных стран. Под именем «Кара-Иван» Хаджимукан защищал спортивную честь России в Кабуле, Тегеране, Харбине и других городах. Существует история о том, что благодарные жители Троицка дарили Мухануру деньги, халаты, лошадей и баранов за выступления, а богатые купцы Яушев и Валеев подарили даже дом, расположенный на окраине города, а с домом вместе и жену.

В краеведческом музее города находится афиша, приглашающая горожан на бенефис директора цирка В.П.Янишевского. Любопытные факты можно почерпнуть из содержания этого документа. В программе бенефиса были представлены различные номера: персидский танец на канате с трудными экзерцициями в темпе музыки, жонглирование  двухпудовыми гирями, гротеск на лошади, трудные гимнастические упражнения с опасными обрывами и другие.

В 1904 году в Троицке был открыт электрический театр Марс. Основателем  его стал купец 1-й гильдии А. Радеев. Большие деньги, вложенные в строительство в сочетании с энергичными действиями неугомонного заказчика, позволили в считанные месяцы возвести здание, установить киноаппаратуру, приобрести киноленты, нанять киномеханика. Благодаря этому азиатский уездный Троицк, не в пример даже некоторым губернским центрам, заимел собственный синематограф с космическим названием «Марс». Характерна такая деталь, что синематограф «Марс» начал функционировать в 1910 году, практически став ровесником одного из самых старейших кинотеатров Москвы «Художественный».

Вскоре напротив здания Николаевского первого приходского училища (ныне лицей) наискосок от кинотеатра «Марс» как на дрожжах поднялось здание нового электрического театра с громким названием «Фурор», что в переводе на русский язык означает публичный успех. Но однажды ярким пламенем «Фурор» вспыхнул, превратившись в дым и пепел…»

Что касается синематографа «Марс», то его судьба сложилась на редкость удачно. С первого года основания и до дней нынешних кинотеатр оставался тем, чем задумывался его основателем Андреем Радеевым». 

     Здание бывшего кинотеатра «Марс», переименованное сначала в кинотеатр «30-летия ВЛКСМ», а теперь «Сан-Сити», для троичан продолжает и в год российского кино оставаться одним из самых привлекательных мест досуга.

Драматический театр в Троицке был открыт в 1881 году. Сцена для профессиональных актеров этого театра была предоставлена в здании дворянского собрания, или, как его стали называть впоследствии, зимнего клуба (ныне здание ГДК).

Среди экспонатов краеведческого музея наше внимание привлекла афиша с приглашением на бенефис артистки  А.И. Ленской. В заключение спектакля сюрпризом для публики был продемонстрирован в первый раз в Троицке «аппарат воспроизведения звуков граммофон, который производит положительную иллюзию, будто в той же комнате поют или играют на всевозможных инструментах».

О том, какую популярность имел у троичан драматический театр, можно судить хотя бы по тому факту, что в начале 20 века общественность Троицка поставила перед городской думой вопрос о строительстве специального театрального здания. Участок под него отвели в центральной части города на престижном месте. В настоящее время в этом здании находится один из корпусов аграрного университета.

Интересной и любимой формой досуга городских мусульман начала 20 века стали «Восточные вечера». Литературно-музыкальные собрания мусульманской молодежи регулярно проводились летом в городском саду, зимой - на квартирах состоятельных горожан, в «Зимнем клубе» или женской гимназии. Как правило, праздник проходил в форме карнавала, на котором играла музыка. Все приглашенные были в национальных костюмах, масках. Организаторами проводились различные игры с шутливыми призами. Участниками одноименных литературно-музыкальных собраний ставились любительские спектакли.

В январе 1910 года было организовано Троицкое общество поощрения татарского сценического искусства и  музыки. В состав театрального коллектива вошел впервые организованный в Троицке струнный оркестр под руководством Салиха Айманова, в котором выступало  около 20 музыкантов, игравших на гитарах и мандолинах. К слову сказать, в городе существовал и симфонический оркестр, руководителем которого был С. Коханович. Состав этого оркестра был, конечно же, камерным. Однако все группы оркестра в нем присутствовали: струнная, духовая, ударная.

В числе первых постановок общества - спектакли по драмам Г.Камала, пьесам С.Рамеева. Представления регулярно давались на сцене Городского общественного собрания, а также в городских гимназиях.

При обществе была создана детская труппа; в 1912 году поставлен первый детский спектакль в переводе с русского языка «У страха глаза велики». Представление регулярно давались на сцене Городского общественного собрания, а также в городских гимназиях. Троицкие актеры принимали участие в организации мусульманского драматического отделения при Музыкально-драматическом обществе в г. Челябинске и Челябинского татарского театра. В августе 1919 года  общество было преобразовано в профессиональный театр.

«Да, Троицк начала века в культурном отношении был неизмеримо более значителен Троицка нынешнего», - говорят авторы книги «Возвращаясь к прошлому» Е.Скобелкин и И.Шамсутдинов. Трудно с ними не согласиться. Изучив большое количество краеведческого материала, мы увидели, что молодежь дореволюционного города могла себя проявить и проявляла в различных видах досуга и тем самым получала возможность для самореализации. Учитывая опыт прошлого, современная молодежь могла бы организовать  свой досуг более интереснее, разнообразнее, плодотворнее, т.к. «способность умно наполнить свободное время— есть высшая ступень личной культуры»( Б.Рассел).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация 6 класс по краеведению: "Административное устройство Челябинской области и города Троицка"

Презентация по курсу краеведения. Содержит информацию о географическом положении, размерах области, изображение флага, герба области и города Троицка, карту областного административного устройства....

Презентация 6 класс по краеведению: "Административное устройство Челябинской области и города Троицка"

Изучение темы  "Атмосфера" в 6 классе, в презентация помогает изучать различные типы облаков на фоне родного города....

Первый слет кадетов в городе Троицке проводился по инициативе школы №9

Первый слет кадетов города Троицка проводился по инициативе СОШ № 9 - партнера нашей общественной организации по социальному проекту "Окна с мир света". В этой школе существуют несколько кадетских кла...

Создание экологической тропы «Путешествие в прошлое» в городе Троицке Челябинской области

Создание экологической тропы «Путешествие в прошлое» в городе Троицке Челябинской областиШигабутдинова ОльгаРоссийская Федерация, Челябинской области, г. ТроицкМуниципальное бюджетное обра...

Путешествие по городу Троицку

      Троицк – старинный  купеческий город с красивой архитектурой, своего рода музей под открытым небом.Он отличается уникальным архитектурным наследие...

Игра-викторина "Мой родной город Троицк"

- Закрепить знания детей о символике города Троицка.- Расширять представления детей о достопримечательностях своего города, о названиях улиц. - Закрепить знания о природе родного края.-...

Проект "Мой любимый город Троицк"

   Чтобы воспитать в человеке чувство патриотизма и любви к Родине, необходимо еще в детстве научить его любить свою семью, город, край где он родился и вырос, природу, которая его ок...