Работа по теме самообразования на 2019-20 уч.год: "Этический диалог как форма нравственного воспитания школьника"
методическая разработка (5 класс)
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Недостатки и просчеты нравственного воспитания обусловлены обострившимися жизненными противоречиями. Часть школьников поражена социальным инфантилизмом, скептицизмом, нежеланием активно участвовать в общественных делах, откровенными иждивенческими настроениями. Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eticheskiy_dialog_ryabova.docx | 38.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Рябова А.В.
Этический диалог как форма нравственного воспитания школьника
Учебно-воспитательный процесс образовательного учреждения – системообразующий фактор организации жизнедеятельности детей, и их воспитание должно стать его органичной составной частью. В настоящее время важное значение в педагогической практике воспитания приобретает духовно-нравственное направление, поскольку в нем сосредоточены глубинные истоки и основания морального совершенствования личности.
Главной задачей в воспитательном процессе является создание педагогических условий для включения учеников в осознание и переживание нравственных ценностей как важнейшей потребности личности, как субъективно значимых, устойчивых жизненных ориентиров. В связи с этим технология этического диалога является важным компонентом в учебно-воспитательном процессе.
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Недостатки и просчеты нравственного воспитания обусловлены обострившимися жизненными противоречиями. Часть школьников поражена социальным инфантилизмом, скептицизмом, нежеланием активно участвовать в общественных делах, откровенными иждивенческими настроениями. Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. Именно поэтому школа, а в частности учитель, решая задачи воспитания, должны опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности. Этому поможет нравственное воспитание, органически вплетенное в учебно-воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть.
Поэтому актуальность проблемы воспитания школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:
Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность – это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К.Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».
В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника.
Работая над темой, она нашла отражение в фундаментальных работах А.М. Архангельского, Н.М. Болдырева, Н.К. Крупской , А.С. Макаренко, И.Ф. Харламова и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания.
Я поставила перед собой следующие задачи:
Провести анализ литературных источников по проблеме исследования;
Рассмотреть характеристики школьного возраста;
Выявить особенности и условия нравственного воспитания;
Изучить методы, формы и приемы нравственного воспитания;
Подобрать методики исследования нравственного воспитания школьников;
Провести анализ полученных результатов;
Сформулировать выводы и рекомендации.
Гипотеза – предполагаю, что формирование нравственной культуры наиболее успешно будет происходить в следующих условиях:
В содержание моей работы будут включены компоненты способствующие формированию нравственного сознания, чувств, мышления;
Будут использоваться различные формы, методы и приемы нравственного воспитания;
Буду личным примером способствовать воспитанию нравственности;
Будет использована технология поэтапного формирования нравственной культуры;
Будет организовано поэтапное понимание детьми полученных знаний и формирование практических умений по этой проблеме;
Будут организованы условия необходимого применения детьми полученных знаний и умений.
Методы исследования:
Теоретический – поиск, изучение и анализ философской и психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме;
Практический – экспериментальное исследование;
Методы математической обработки данных.
Научная новизна исследования – состоит в том, что методика «Этической грамматики» не применялась в нашей школе. Мною был подобран определённый курс занятий нравственного воспитания школьников, способствующий раскрытию и развитию духовно-нравственных качеств школьников, а именно, ответственность, доброжелательность, самостоятельность.
Практическая значимость исследования – заключается в том, что результаты исследования могут послужить основой для нравственного воспитания школьников.
Глава 1. Психолого-педагогические основы нравственного воспитания подрастающего поколения
1.1 Нравственное воспитание: сущностная характеристика
Прежде чем говорить о нравственном воспитании рассмотрим некоторые смежные понятия.
Нравственная культура – систематический, интегральный результат всего духовного развития личности. Она характеризуется как уровнем усвоенных моральных ценностей, как и участием человека в их создании.
Для того чтобы понять сущность и особенности нравственной культуры, необходимо выяснить такие узловые понятия, как культура, мораль, нравственность.
Культура рассматривается как способ человеческой деятельности, как синтетическая характеристика развития человека. Она выражает степень его овладения отношениями к природе, к обществу и к самому себе. Культура не только совокупность материальных и духовных ценностей, созданных обществом, она – специфический способ человеческой деятельности, определённое качество этой деятельности, которое охватывает как мотивацию и стимуляцию социальной активности, так и механизмы социальной регуляции и саморегуляции.
Роль воспитания как «посредника» между личностью и культурой самая важная. Воспитание имеет две основные цели. Во-первых, задача его состоит в передаче части культурных ценностей, созданных обществом, личности в индивидуализации их. Во-вторых, немаловажной задачей воспитания является создание определённых способностей для восприятия культурных и эстетических ценностей.
Социальная функция морали связана с преодолением имеющихся или возможных противоречий между интересами социального единства и личной заинтересованностью отдельного члена общества. Но это вовсе не означает, что моральные санкции связаны с какой-то «жертвой» индивидуума во имя общего. Наоборот, ограничения и самоограничения индивидуального поведения, его подчинение интересам общего должно быть и в интересах самой личности. Диалектика морального регулирования такова, что «защита» общего есть необходимое условие свободы каждого, а ограничение свободы каждого является необходимым условием свободы всех.
Свобода – это возможность поступать так, как ты желаешь. К сожалению, и в сознании некоторых людей истинная свобода связывается именно с полной с неограниченной реализацией всех личных желаний, капризов и стремлений.
Однако если в своём поведении человек не ограничивает свои желания и страсти, он достигает противоположного результата – свобода превращается в несвободу. Необузданные желания ведут к закрепощению личности. И наоборот, определённое разумное ограничение желаний и потребностей, которое внешне выглядит как уменьшение свободы, в действительности же является её существенной предпосылкой.
Известная триада – истина, красота и добро – обычно возглавляется добром, ибо считается, что оно – наивысшее проявление гуманизации человека. Нравственность – это не любование другим человеком, не абстрактная вежливость и обмен комплиментами, а «воинствующее» добро, преобразующее и очеловечивающее социальные условия жизни. Добро – не только желание добра, а действие, созидание добра.
Нравственная культура проявляется в способности личности сознательно и добровольно реализовать требования моральных норм, осуществлять такое целенаправленное поведение, которое характеризуется гармоническим соответствием личных и общественных интересов.
Важнейшими элементами, образующими «ядро» нравственной свободы, являются:
1. Осознание требований нравственных норм.
2. Принятие этих требований в качестве внутренней потребности, в качестве системы самообязанностей.
3. Самостоятельный выбор одного из возможных вариантов действия, то есть принятие решения, сделанного не под внешним давлением (правовым или авторитарным), а по внутреннему убеждению.
4. Волевое усилие и самоконтроль за реализацией решения, сопровождающегося эмоциональным удовлетворением достигнутым результатом (намерением).
5. Ответственность за мотивы и последствия действия.
Нравственно воспитанная личность активно борется против зла. Не мирится с ним и стремится непрерывно «возвышать» своё и чужое поведение до требований идеала. Нравственно-свободный человек – не просто носитель моральных достоинств, а их неутомимый созидатель. Нравственные качества людей является таким «снаряжением», которое нельзя выковать без их активного участия.
Уровни нравственной культуры.
Нравственная культура – это качественная характеристика морального развития и моральной зрелости личности, проявляющаяся на трёх уровнях.
Во-первых, как культура нравственного сознания, выражающаяся в знании моральных требований общества, в способности человека сознательно обосновать цели и средства деятельности.
Но ещё Сократ был поражён тем, что многие люди, знающие что есть добро, делают зло. Поэтому, во-вторых, исключительно важным уровнем, обеспечивающим внутреннее принятие моральных целей и средств, внутреннюю готовность их реализации, есть культура нравственных чувств.
В-третьих, культура поведения, посредством которой реализуются поставленные и принятые нравственные цели, превращаются в активную жизненную позицию.
В зависимости от зрелости этих специфических компонентов существует несколько уровней индивидуальной нравственной культуры: низкий уровень нравственной культуры, когда человек не обладает элементарными моральными знаниями и часто нарушает общепринятые нравственные нормы; «мозаичная культура», когда отрывистые моральные знания соседствуют с нравственными поступками, совершёнными под воздействием общественного мнения, традиций в семье и т.д.; рациональный тип нравственной культуры, характеризующийся чисто вербальным усвоением моральных норм без внутренней убеждённости в их правомерности и необходимости; эмоционально-экспрессивная культура, когда человек приобретает обострённое нравственное чувство добра и зла, справедливого и несправедливого, но ему не хватает знаний и чаще всего воли для их материализации, и, наконец, высокая зрелость нравственной культуры, когда глубокие и научно обоснованные знания находятся в единстве с богатством чувств и практическим действием.
Педагог учит школьников анализировать, оценивать нравственные явления, воспринимаемые ими, соотносить их со своими поступками, осуществлять выбор нравственных решений. Т.о. он переводит внимание ребят с общих представлений о нравственности и моральных понятий на действительность. Формы такой работы: беседа, «круглый стол», диспут, обсуждение материалов периодической печати, конкретного случая, результатов интервью.
В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)» [16, с. 191-192].
В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека» [9, с. 345] Он считал: «Нравственный — противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного.» «Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному - добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести» [9, с. 558].
С годами понимание нравственности изменилось. У Ожегова С.И. мы видим: «Нравственность — это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами» [23, с. 414].
Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства. Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека». [2, с. 360].
А Ницше считал: «Быть моральным, нравственным, этичным - значит оказывать повиновение издревле установленному закону или обычаю» [22, с. 289]. «Мораль - это важничанье человека перед ПРИРОДОЙ» [22, с .735]. В научной литературе указывается, что мораль появилась на заре развития общества. Определяющую роль в ее возникновении сыграла трудовая деятельность людей. Без взаимопомощи, без определенных обязанностей по отношению к роду человек не смог бы выстоять в борьбе с природой. Мораль выступает как регулятор взаимоотношений людей. Руководствуясь моральными нормами, личность тем самым способствует жизнедеятельности общества. В свою очередь, общество, поддерживая и распространяя ту или иную мораль, тем самым формирует личность в соответствии со своим идеалом. В отличие от права, которое также имеет дело с областью взаимоотношений людей, но опираясь на принуждение со стороны государства. Мораль поддерживается силой общественного мнения и обычно соблюдается в силу убеждения. При этом мораль оформляется в различных заповедях, принципах, предписывающих, как следует поступать. Из всего этого мы можем сделать вывод, что взрослому человеку порой трудно выбирать, как поступить в той или иной ситуации не «ударив лицом в грязь».
А что же говорить о детях? Еще В.А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека» [26, с. 120].
Василий Андреевич говорил: «Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать».
Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает» [26, с. 170].
В настоящее время нравственному воспитанию в школах уделяется большое внимание, однако конечный результат работы не всегда удовлетворителен. Одной из причин является отсутствие чёткой системы в воспитательной работе школы и классных руководителей.
Система нравственного воспитания включает в себя:
Во-первых, актуализацию всех источников нравственного опыта воспитанников. Такими источниками являются: деятельность (учебная, общественно полезная), отношения между детьми в коллективе, отношения воспитанников с обучающими их педагогами и родителями, эстетика быта, мир природы, искусства.
Во-вторых, правильное соотношение форм деятельности и просвещения на разных возрастных этапах.
В-третьих, включение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности воспитанников.
Остановимся более подробно на характеристике основных источников нравственного опыта детей.
1.2 Основные источники нравственного опыта
К источникам нравственного опыта детей школьного возраста, прежде всего, относится учебная деятельность. Педагогу важно знать, что нравственное развитие воспитанников на уроках осуществляется через содержание программного и дидактического материала, самой организацией урока, личностью учителя.
Содержание учебного материала обогащает представление учащихся о нравственных качествах личности, раскрывает прекрасное в природе, общественной жизни, личных взаимоотношениях людей, развивает у подростков положительное личное отношение к принципам морали, формирует идеал прекрасного человека, побуждает соотносить своё поведение с поведением героической личности. Учебный материал способен глубоко затронуть эмоциональную сферу, стимулировать развитие нравственных чувств школьников.
Колоссальные потенциальные возможности для нравственного влияния на школьников имеет учебный материал, особенно по литературе и истории. В нём содержится большое количество морально-этических суждений, нравственных коллизий. На уроках преподаватель напрямую выводит учеников на осмысление отношений к человеку и обществу.
Но, пожалуй, самое сильное влияние на нравственное развитие школьников в процессе обучения оказывает личность педагога. Нравственный облик педагога раскрывается детям в системе его отношений к своей основной и общественной работе, к учащимся и другим людям, к самому себе. Эти отношения являются для воспитуемых убедительным комментарием к тем нравственным идеям, которые утверждаются в процессе обучения. Примеры увлечённого, ответственного отношения к своему делу, бескомпромиссности, принципиальности, чуткости и заботы в отношениях с коллегами и учащимися укрепляют в подростках веру в торжество морали.
И, напротив, если учащиеся были свидетелями равнодушного или бестактного отношения педагога к своим одноклассникам, нравственному развитию подростков наносится существенный урон.
Действенность нравственного воспитания определяется личным примером самого воспитателя. Духовная близость и уважение к педагогу, побуждающие ему подражать, формируются из многих слагаемых и, в частности, зависят от степени его компетентности, профессионализма, характера повседневных взаимоотношений с детьми. Особенно важно не допускать, чтобы слова, даже искренние, страстные, расходились с его делами, поступками. Если учитель провозглашает одни нормы жизни, а сам придерживается других, то он не вправе рассчитывать на действенность своих слов, и потому он никогда не станет авторитетным наставником.
Другим важным источником нравственного опыта школьников является разнообразная внеклассная работа. В ней удовлетворяются их насущные потребности в общении, более глубоком взаимоузнавании, самовыражении и самоутверждении в коллективе сверстников. Во внеклассной работе создаются особенно благоприятные условия для включения учащихся в систему реальных нравственных отношений взаимопомощи, ответственности, принципиальной требовательности и т. д. Индивидуальные склонности, творческие способности в более полной мере развиваются именно в этой деятельности.
Известно, что такие нравственные черты личности, как мужество, ответственность, гражданская активность, единство слова и дела нельзя воспитать только в рамках учебного процесса. Для становления этих качеств необходимы жизненные ситуации, требующие непосредственного проявления ответственности, принципиальности и инициативы. Такие ситуации чаще возникают во внеучебной деятельности.
Различные нравственные установки, усваиваемые в учебном процессе, во внеклассной деятельности как бы испытываются. Проверяется их целесообразность, аспекты тех или иных нравственных положений раскрываются с большей очевидностью. Тем самым обеспечивается перевод знаний в убеждения.
Если в детском коллективе утвердились отношения доброжелательности, взаимозаботы, ответственности друг за друга, если каждому ребенку обеспечено благополучное положение в коллективе, у него прочнее становятся связи с одноклассниками, укрепляются чувства коллективной чести, коллективного долга, ответственности. Благополучное эмоциональное самочувствие, состояние защищённости, как называл его А. С. Макаренко, стимулирует наиболее полное самовыражение личности в коллективе, создаёт благоприятную атмосферу для развития творческих задатков ребят, обнажает красоту гуманных, чутких отношений людей друг к другу. Всё это готовит почву для формирования нравственных идеалов в области человеческих отношений [18, с. 56].
Только в коллективе складывается нравственная среда, в которой у ребенка возникают отношения ответственной зависимости, а, следовательно, наилучшие условия для формирования способности идентифицировать себя с другим человеком.
Созданию детского коллектива педагог должен отдавать много времени и сил, планировать его развитие, находить наиболее оптимальные формы самоуправления.
Забота о другом человеке успешно реализуется в содружестве старших воспитанников и малышей. Оно предполагает взаимную заботу и совместную деятельность, доставляющую удовлетворение двум сторонам. Особенно полезно индивидуальное шефство старших над малышами.
Отношения с окружающими педагогов – также важный источник нравственного опыта школьников. Для детей отношение воспитателя к окружающим – это нравственный образец отношения человека к человеку, который не может не «заражать» ребят, не влиять на их отношения друг к другу.
Высоконравственное отношение воспитателя к воспитанникам – важный катализатор воспитательного процесса и потому, что такое отношение содействует наиболее глубокому, осознанному усвоению растущей личностью идей и требований, которые несёт, утверждает педагог.
Психологи подтверждают: отношение к требованиям у детей зависит от отношения к требующему. Если требования исходят от уважаемого, духовно близкого учащимся педагога, они воспринимают эти требования как целесообразные и лично значимые. В противном случае дети подчиняются требованию под нажимом педагога, но это требование вызывает внутреннее сопротивление подростков.
Важнейшим источником жизненного опыта школьников являются внутрисемейные отношения, отражающие нравственные установки, духовные ценности родителей. Возможности воспитателя в перестройке неблагоприятных внутрисемейных отношений, в обеспечении своему воспитаннику благополучного эмоционального самочувствия в семье ограничены. Однако воспитатель может восполнить таким детям недостаток эмоционального комфорта особой теплотой, вниманием, заботой в его другой «семье» - классном коллективе. Для этого надо знать всех воспитанников, чьё положение в семье неблагополучно, вести специальную работу с коллективом учителей и учащихся, по возможности нейтрализовать отрицательное воздействие неблагоприятных отношений в семье на воспитанника, формируя у него правильные взгляды на характер внутрисемейных взаимоотношений.
К важным источникам нравственного опыта школьников относится искусство. Оно должно быть разнообразным и постоянным, пронизывать всю жизнь ребенка, насыщать его душу сопереживанием другим людям. Формы такого общения: прослушивание фонозаписей, посещение театров, художественных выставок, участие в конкурсах и фестивалях, школьных спектаклях, ансамблях, хорах и т.п.
Искусство совершенно незаменимо в формировании сознания и культуры чувств личности. Оно расширяет, углубляет и организует нравственный опыт человека.
Из произведений искусства растущая личность черпает конкретную основу разнообразных нравственных представлений, накладывает на собственный опыт отдельные конфликтные ситуации, запечатлённые в художественном произведении, и тем самым обогащает своё нравственное сознание. Незаменима роль искусства в накоплении опыта сопереживания. Искусство позволяет пережить то, что каждый человек в силу ограниченности его опыта пережить не может. Сострадая героям художественных произведений, радуясь их успехам, болея их невзгодами, человек становится эмоционально богаче, отзывчивее, проницательнее, мудрее.
Кроме того, искусство создаёт у каждого иллюзию самооткрытия истины, благодаря чему нравственные уроки, содержащиеся в произведении, глубоко переживаются и быстрее становятся достоянием сознания личности.
Развитию нравственного сознания детей также способствует их знакомство с жизнью, деятельностью, нравственными позициями выдающихся людей.
В нравственном опыте ребенка немаловажную роль выполняет вещно-предметное пространство, в котором он находиться. Порядок и чистота, удобство и красота создают благоприятное психологическое состояние.
2. Экспериментальное исследование нравственного воспитания школьников
2.1 Описание организации и методик исследования
Практическая часть исследования была проведена в МООУ СТ-ТСШИ г. Томмот 4 класс (2008-2009уч.г): 5 класс(2009-2010уч.г): 6 класс (2010-2011уч.г)
Цель экспериментальной работы заключается в изучении и совершенствовании нравственных качеств учащимися.
Исследование состоит из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.
На констатирующем этапе исследования были поставлены следующие задачи:
Определение изначального уровня нравственных представлений, складывающихся из личного опыта детей
Выявление процентного соотношения учащихся с разным уровнем нравственных представлений.
На этапе формирующего эксперимента 2008-2009 учебный год были определены методы и приемы работы по нравственному воспитанию, и было проведено анкетирование учащихся.
На этапе промежуточного контрольного эксперимента я сравнила ответы, провела анализ и интерпретацию данных, графически изобразила результаты.
2.2 Результаты констатирующего эксперимента
А я решила в своей работе по формированию мотивов нравственного поведения использует множество разнообразных методов и приемов:
этические беседы (на уроках внеклассного чтения, если позволяет материал, во внеурочное время),
рассказы на этическую тему,
диспуты (проводятся раз в месяц, при этом дети выбирают тему из предложенных учителем),
письменные размышления на нравственную тему (некоторые из сочинений зачитываются перед классом),
пример (герои художественных произведений, герои «Ералаша» и т.п.),
встречи с «интересными» людьми (в класс приходили актеры, милиционер, врач, военный).
Проверить положение выдвинутой гипотезы об использовании разнообразных методов и приемов для повышения эффективности работы по формированию мотивов нравственного поведения можно путем выявления уровня сформированности нравственных мотивов, что является вторым этапом эксперимента.
2.3 Результаты формирующего эксперимента
И на конец эксперимента было проведено анкетирование в 5 классе (2019-2020гг). В анкетировании участвовало 23 человека
Учащиеся ответили на следующие вопросы:
1. Если кто-то относится к тебе не очень хорошо, то:
а) ты прощаешь ему это,
б) ты относишься к нему также.
2. Когда кто-то из детей просит тебя помочь на контрольной,
а) ты говоришь, чтобы он сам все решал,
б) ты помогаешь, когда не видит учитель.
3. Если мама на тебя сердится, то
а) у тебя ощущение, что ты сделал что-то не так,
б) ты думаешь, что она ошибается.
4. Когда мама зовет тебя домой, ты
а) идешь сразу же,
б) продолжаешь играть еще немного.
5. Если ты знаешь, что тебя могут наказать за что-то,
а) ты тревожишься,
б) тебя это не волнует.
Проанализируем ответы детей на начало эксперимента 4 класс и конец эксперимента 6 класс, на каждый из вопросов и графически изобразим результаты.
1. Если кто-то относится к тебе не очень хорошо, то
а) ты прощаешь ему это,
б) ты относишься к нему также.
Начало. Этот вопрос разделил класс почти пополам:8 человек выбрали варианты а) и 7 человек вариант б). Вообще же, этот вопрос достаточно сложен даже для многих взрослых людей, но в данном случае мы не предлагаем ребенку рассуждать, как нужно поступать, а просим его вспомнить, чем на «не очень хорошее» к нему отношение отвечает он. Оказалось, что 53% детей этого класса считает, что нужно прощать, и 46%, что нужно отвечать тем же, и соответственно своей установке поступают.
Конец. В этом классе вариант а) выбрали 11 человек (73%) и 4 человек (26%) – б).
Таким образом, ответы на этот вопрос показали, что на конец учебного года больше учащихся, склонных прощать плохое отношение к себе других людей, чем отвечать тем же. А это свидетельствует о большей эффективности работы воспитателя в данногонаправлении по формированию мотивов нравственного поведения.
2. Когда кто-то из детей просит тебя помочь на контрольной,
а) ты говоришь, чтобы он сам все решал,
б) ты помогаешь, когда не видит учитель.
Начало. При ответе на этот вопрос вариант а) выбрали 5 человек (33%), а вариант б) – 10 (66%). С одной стороны можно было бы говорить о сформированности мотива оказания помощи у этих 10-ти детей, но с другой стороны (и это наиболее важно) оказывается, что лишь 5 человек в классе не только знают, что на контрольной работе подсказывать нельзя, но и применяют это знание в своем поведении. Подсказка может быть и порождена мотивом оказания помощи, однако в тот момент, когда проверяются знания каждого, о таком мотиве говорить неуместно. Скорее всего, дети помогают друг другу на контрольной, чтобы одноклассники не думали, будто они специально не хотят помочь и не считали их «единоличниками».
Конец. Дети стали лучше понимать, что помогать на контрольной нельзя. Вариант а) выбрали 9 человек, а это составляет примерно 60%. И только 6 человека выбрали вариант б), то есть 40%.
3. Если мама на тебя сердится, то
а) у тебя ощущение, что ты сделал что-то не так,
б) ты думаешь, что она ошибается.
Начало. В данном случае 11 человек (73%) выбрали вариант а), что свидетельствует о том, что они склонны анализировать свои поступки, вызывающие недовольство мамы, а 4 человек (26%) из 15 обычно ссылаются на ошибочность ее мнения по поводу их поведения (выбрали второй вариант). Можно сказать, что у этих 4-х человек не сформирован внутренний контроль действий. Эти дети пока не могут осознать нравственное и безнравственное в поступке и склонны поступать «по настроению», а при указании на ошибку оставаться при своем мнении, зачастую неверном, и не анализировать поступок.
Конец. Большинство детей выбрали вариант а): 13 человек (86%) против 2 человека (13%). На конец года в классе склонность к анализу своего поступка выявилась у большего числа учащихся, чем в начале года, то есть уровень сформированности мотивов нравственного поведения поднялся.
4. Когда мама зовет тебя домой, ты
а) идешь сразу же,
б) продолжаешь играть еще немного.
Начало.9 человек ответили, что идут сразу же (60%) 6 человек (40%), что продолжают заниматься своим делом. Данный вопрос (впрочем, как и предыдущий) скорее отражает результат домашнего воспитания.
Конец. Вариант а) выбрали 12человек (80%), вариант б) – 3 (20%).
Можно предположить, что такой результат был достигнут воспитателем, поскольку он не ссылался только на домашнее воспитание, а целенаправленно проводил работу по формированию чувства уважения к взрослым, которое включает и послушание
5. Если ты знаешь, что тебя могут наказать за что-то,
а) ты тревожишься,
б) тебя это не волнует.
Этот вопрос как бы дублирует вопрос №3. Но если там ребенку предлагалось вспомнить момент, когда мама уже сердится, то здесь – ситуация, когда никто еще не знает о его поступке. Она позволяет выяснить, способен ли он осознать свой поступок как плохой раньше, чем ему кто-то укажет на это.
Начало. Оказалось, что тревожатся о наказании 11 человек (73%), то есть осознают ошибку. Так или иначе, угроза наказания, хотя и является способом лишь внешнего контроля поведения и не достаточно эффективным, для этих детей все же стимулирует нравственное поведение.4 человек (26%) не переживают по поводу возможного наказания, поскольку, видимо, не в состоянии усмотреть безнравственное в поступке.
Конец. 14 человек класса способны оценить поступок как плохой раньше, чем ему укажут на это, поэтому по каким-то причинам совершив плохой поступок, они тревожатся о наказании (93%). Оставшийся 1 человек (6%) не волнуется.
Разница в процентном соотношении выборов варианта а) между началом и концом– 25%, то есть умение анализировать поступок лучше развито на конец эксперимента
Начало эксперимента.
Видим, что первый столбец практически равен в 1 и 2 вопросах со вторым, а в 3, 4 и 5 вопросах – больше второго, хотя и ненамного. Это говорит о том, что большая часть опрошенных детей склонны поступать нравственно. Мы можем проверить этот результат и с помощью цифр. Так, например, вариант а) во всех вопросах выбрал 1 человек (6%), в четырех – 4 человек (26%), в трех – 2 (13%). Таким образом, хотя бы в трех вопросах выбрали вариант а)7 учащихся (46%).
С другой стороны только в двух вопросах первый вариант ответа, свидетельствующий о склонности ребенка поступать нравственно, выбрали 2 человека (13%), только в одном – 1(6%). Были дети (2 человека, то есть 10%), которые во всех вопросах выбрали вариант б). Таким образом, малая склонность поступать нравственно выявлена у 5 на начало эксперимента, что составляет 33% опрошенных.
Конец эксперимента.
В данном случае мы видим, что первый столбец гораздо выше второго во всех вопросах. Во всех вопросах выбрали вариант а) 6 учащихся (40%), в четырех – 4человек (26%), в трех вопросах – 4 человека (26%). Таким образом, хотя бы в трех вопросах выбрали вариант а) 14 человек, что составляет 93% от общего количества учащихся (против 46% в начале эксперимента в 4 классе).
Хотя бы в двух вопросах выбрали а) только 2 человека (10%). Не оказалось ни одного человека, который во всех вопросах отметил бы вариант б). То есть у 10% опрошенных выявлен низкий уровень сформированности мотивов нравственного поведения, в то время на начало было33% (!).
На этом основании мы может сделать вывод, что большее разнообразие в выборе методов формирования нравственных мотивов показало и более высокий результат, что подтверждает наше предположение.
В связи с данными исследования мы пришли к выводу, что необходимо создать программу, направленную на воспитание нравственных качеств школьников, которой можно придерживаться в течение всего обучения.
Заключение
Проблему нравственного воспитания исследовали и философы, и психологи, и педагоги – ученые. Но и сейчас она актуальна.
Работая над темой нравственного воспитания подрастающего поколения я изучила психолого-педагогическую литературу по данной проблеме, рассмотрела сущность, содержание и основные понятия нравственного воспитания, а также характеристики школьного возраста, изучила методы, формы и приемы нравственного воспитания школьников в учебной деятельности, произвела анализ, а затем и обобщение различных взглядов на данную проблему в литературе и пришла к следующим выводам:
Нравственное воспитание – целенаправленный двухсторонний процесс формирования морального сознания, развития нравственных чувств и выработки навыков и привычек нравственного поведения. Оно включает формирование нравственного сознания, воспитание и развитие нравственных чувств, выработку умений и привычек нравственного поведения. Поведение нравственно, если человек взвешивает, продумывает свои действия, поступает со знанием дела, выбирая верный путь решения стоящей перед ним проблемы. Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность: жизненная ситуация – порождаемое ею нравственно – чувственное переживание – нравственное осмысление ситуации и мотивов поведения, выбор и принятие решений – волевой стимул – поступок.
Важнейшим средством нравственного воспитания является использование созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравственных идеалов, т.е. образцов нравственного поведения, к которому стремится человек. Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени. Процесс нравственного воспитания динамичный и творческий. Основными критериями нравственности человека могут являться его убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям. Мы считаем, что нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как привычные формы поведения.
Обучение в школе – это, прежде всего, формирование нравственной личности. Учебная деятельность имеет все возможности, позволяющие развивать у учащихся нравственные качества личности в процессе изучения любого предмета. Я выяснила, что методы нравственного воспитания выступают в сложном и противоречивом единстве.
Результаты экспериментальной работы по изучению и совершенствованию нравственного опыта школьников подтвердили выдвинутую нами гипотезу.
Я пришла к выводу, что успешному формированию нравственных качеств способствуют:
– Личный пример воспитателя;
– Полное раскрытие и понимание содержания нравственности, значимости в обществе и самой личности;
– Использование различных форм, методов и видов нравственного воспитания;
Так же компоненты способствующие формированию нравственного сознания, чувств, мышления, включенные в содержание работы.
Завершая свою работу можно сказать следующее, нравственное воспитание – непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения. На первый взгляд может показаться, что нельзя обозначить какие-то периоды в этом едином непрерывном процессе. И, тем не менее, это возможно и целесообразно. Педагогика зафиксировала, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Ребенок, подросток и юноша, например, по разному относятся к различным средствам воспитания. Знания и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает проектировать в воспитании его дальнейший рост. Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, оказывает огромное влияние и на умственное развитие, и на трудовую подготовку, и на физическое развитие и на воспитание эстетических чувств и интересов.
Нравственное воспитание подрастающего поколения должно стать одним из обязательных компонентов образовательного процесса. Школа для ребенка – та адаптивная среда, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные ориентации. Поэтому важно, чтобы нравственная воспитательная система взаимодействовала со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой, внеурочной деятельностью, пронизывала всю жизнь ребят нравственным содержанием.
Именно поэтому школа, решая задачи воспитания, должна опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества. Этому поможет нравственное воспитание, органически вплетенное в учебно-воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Паломнические поездки как эффективная форма духовно-нравственного воспитания школьников
В данной публикации представлены теоретико-педагогическое обоснование и методические рекомендации по организации и проведению однодневных экскурсий в православные храмы или монастыри родного края для ...
"Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы. Из опыта работы по теме самообразования"
Статья содержит материал по теме самообразования, цели, задачи, обоснование выбора темы, план работы...
Духовно-нравственное воспитание школьников в системе дополнительного образования. Работа над созданием методического объединения «Центр “Диалог культур”»
Анализируя возможности органичного включения духовно-нравственного воспитания детей в систему дополнительного образования, мы придерживаемся следующие позиции:Дополнительное образование детей «строитс...
Обобщение опыта работы по теме «Духовно-нравственное воспитание школьников. Проблемы. Решения»
. Выбор темы понятен и обусловлен рядом причин. И основная причина – не развал экономики, не смена полит системы, а разрушение личности. У детей искажены представления о доброте, милосердии, вел...
Методические рекомендации. Обобщение опыта работы по теме «Духовно-нравственное воспитание школьников на основе системно-деятельностного подхода»
В контексте системно-деятельностного подхода изложена концепция применения ряда образовательных технологий, методов и приемов по духовно-нравственному развитию учеников. Опытно-экспериментальным путём...
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ МАРШРУТ (РАБОТА НАД ТЕМОЙ САМООБРАЗОВАНИЯ) на 2019-2020 учебный год
laquo;Использование современных образовательных технологий в работе педагога как инструмент повышения качества образования обучающихся с ОВЗ»...
Отчет по теме самообразования за 2019-2020 уч.год«Нравственное воспитание подростков с ОВЗ в школе-интернате через внеурочную деятельность»
Нравственное воспитание – непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь. Вопросы нравственного развития, воспитания, человека волновали общество всегда и во все...