"Проблемно-диалогическая технология в организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся c ОВЗ»
статья

Семенова Полина Владимировна

В статье рассматривается примненении проблемно-диалогической технологии в проектной и исследовательской деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_problemno-dialogicheskaya_tehnologiya.docx28 КБ

Предварительный просмотр:

«Проблемно-диалогическая технология в организации  проектной и исследовательской деятельности обучающихся»

Семенова П.В., учитель начальных классов, коррекционный педагог. ГБОУ школа №499, г. Санкт- Петербург.

На сегодняшний день обществу нужен человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей, готовый к сотрудничеству для достижения совместного результата.

Перед современной школой встала проблема: найти такую технологию обучения детей, которая позволила бы ученикам не быть объектом обучения, пассивно воспринимающими учебную информацию, а быть активными её субъектами, самостоятельно владеющими знаниями и решающими познавательные задачи.

В связи с переходом на новые ФГОС внимание учителей активизируют на необходимости использовать современные образовательные технологии, которые помогут обеспечить развитие школьников. Не случайно, именно использование передовых технологий становится важнейшим критерием успешности учителя.

Одной из таких технологий является проблемно-диалогическая.

 На основе многолетних отечественных исследований в двух самостоятельных областях — проблемном обучении (И.А. Ильницкая, В. Т. Кудрявцев, М.И.Махмутов и др.) и психологии творчества (А. В. Брушлинский, А.М. Матюшкин, А.Т. Шумилин и др.) Е.Л. Мельниковой разработана технология проблемно-диалогического обучения, которая позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний. Технология проблемно-диалогического обучения универсальна, т.е. применима на любом предметном содержании и любой ступени.

Проблемно-диалогическая технология – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоения знаний учащимися посредством специально организованной учителем проблемной ситуации и диалога[6].

Автором технологии проблемного диалога является педагог, психолог, Е.Л. Мельникова. По ее мнению внедрение данной технологии способствует идти не от учебного предмета к ребенку, а от ребенка к учебному предмету; идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок – учить его с учетом потенциальных возможностей[4].

В словосочетании проблемный диалог первое слово «проблемный» означает, что на уроке изучения нового материала обязательно должны быть проработаны два звена: «постановка проблемы» и «поиск решения». Постановка проблемы - это этап формулирования темы урока или вопросов для исследования. Поиск решения - это этап формулирования нового знания.

Слово «диалог» означает, что и постановку проблемы, и поиск решения должны выполнить ученики в специально организованном учителем диалоге. Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий. Они по-разному устроены, обеспечивают разную учебную деятельность и имеют разный развивающий эффект.

Существует три основных метода постановки учебной проблемы:

  • побуждающий от проблемной ситуации диалог;
  • подводящий к теме диалог;
  • сообщение темы с мотивирующим приемом.

Побуждающий от проблемной ситуации диалог требует: создание проблемной ситуации, побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации, побуждение к формулированию учебной проблемы и принятие предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.

Подводящий к теме диалог представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками. Вопросы должны быть посильными для учеников. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет ученикам сформулировать тему урока.

Сообщение темы с мотивирующим приемом заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом либо характеристикой значимости темы для самих учащихся [4].

Проблемно-диалогическая технология организуется на основе совместного труда, сотрудничества учеников и учителя; позволяет детям овладеть умением самостоятельно искать, исследовать. 

Проблемно-диалогические методы обучения универсальны, т.е. реализуются на любом предметном содержании и любой образовательной ступени.

На проблемно-диалогических уроках учитель сначала с помощью диалога помогает поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования. Тем самым у школьников вызывается интерес к новому материалу, бескорыстная познавательная мотивация. Затем учитель с помощью диалога организует поиск решения, т.е. «открытие» знания школьниками.

Проблемно-диалогическая технология даёт развернутый ответ на вопрос, как научить учеников ставить и решать проблемы. В соответствии с данной технологией на уроке введения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения. Эта технология, прежде всего, формирует регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивая умения решать проблемы. Наряду с этим происходит формирование и других универсальных учебных действий: за счёт использования диалога – коммуникативных, необходимости извлекать информацию, делать логические выводы и т.п. – познавательных [3].

Правильно выстроенная проблемно-диалоговая технология позволяет обучающимся овладеть специальными знаниями, умениями, навыками исследовательского поиска, тем самым формировать исследовательскую компетентность [9].

Особенно актуально использовать проблемно-диалогическую технологию в организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся. Эффективность использования данной технологии подтверждается повышением учебной мотивации младших школьников, снижением тревожности, развитием способностей обучающихся к переносу полученных знаний в принципиально новые условия [2].

 Проектная деятельность позволяет «объединить усилия» различных учебных предметов по формированию ведущей деятельности младшего школьника и обеспечить вклад каждого в решение этой задачи, обеспечивает возможность установления связи между полученными знаниями об окружающем мире и конкретной практической деятельностью школьника как способа познания разных сторон действительности. В основу опыта положены идеи развивающего обучения и проектирования, разработанные Л.С. Выготским, Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым, Н.Ф.Виноградовой, Журовой Л. Е. , М.Б. Романовской, А.И. Савенковымх [5]. Исследовательское поведение особенно ценно тем, что оно создаёт надёжный фундамент для постепенного преобразования процессов обучения и развития в процессы более высокого порядка – самообучение и саморазвитие. Умения проведения самостоятельных исследований, постижения истины легко прививаются и переносятся в дальнейшем на все виды деятельности, если учитель создаёт для этого определённые условия [7]. 

Исследовательская практика ребёнка – это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля учебной деятельности, который имеет потенциал трансформировать обучение в самообучение [5].

 Внедрение учителем проблемно-диалогической технологии действенно при формировании умений и способностей младших школьников к проектной и исследовательской деятельности. Сценарий урока или исследования нужно составить таким образом, чтобы поставить ребенка на порог открытия, создать ситуацию неустойчивости, которая заставит ребенка сделать первый шаг в направлении открытия, и дать инструментарий для анализа своих шагов. В рамках данного направления на подготовительном (инициирующем) этапе учитель формулирует проблему, ситуацию, цель, задачи исследуемой работы, формирует интерес к данной теме. При всем этом учащиеся вживаются в ситуацию, производят уточнение целей и задач. На втором (основополагающем) шаге учащиеся анализируют, разбиваются на группы, распределяют роли, планируют работу, выбирают форму презентации результатов. При всем этом роль учителя состоит в том, чтоб посодействовать организовать группы, распределить в группах роли, спланировать их деятельность. Познакомить с разными формами презентации результатов. В диалоге с учителем ученики актуализируют имеющиеся у них знания, которые пригодятся для решения учебной проблемы, определяют, каких знаний недостаточно, и что нужно узнать (сделать), чтобы найти решение проблемы (план урока, план проекта, исследования). Выполняя план, ученики с помощью учителя открывают новое знание, решая соответствующие учебные задачи. Применяют новое знание, делая вывод о том, какое решение учебной проблемы найдено и выражает это решение в виде словесного тезиса, схемы, таблицы, художественного образа. На третьем шаге учитель консультирует, ненавязчиво держит под контролем работу учащихся, выполненную без помощи других и сообща. При всем этом учащиеся консультируются, собирают информацию, «добывают» недостающие познания, готовят презентацию результатов под управлением учителя. На четвертом (заключительном) шаге работы учитель обобщает результаты, подводит итоги, оценивает умения доказывать своё мировоззрение, работать в группе на общий итог, оценивает потенциал продолжения работы по избранному направлению. На этом же шаге проходит защита проекта, учащиеся проводят рефлексию деятельности, дают оценку ее результативности. На пятом (итоговом) шаге проходит представление готового продукта, рефлексия выполненной работы. При защите которого учащиеся учатся убеждать своих одноклассников, преподавателей в значимости работы, показывают свою компетентность в специальных вопросах, касающихся проекта, старательность, добросовестность при выполнении задания, аргументированность предлагаемого решения, уровень творчества и оригинальность подходов [1].

 На всех этапах работы важно иметь в виду, что главный из ожидаемых результатов – это приобретение и развитие обучающимися новых проектно-исследовательских умений и навыков. Отсюда следует, что проблемно-диалогическая - технология дает возможность формировать навыки поисковой и исследовательской деятельности.

В качестве применения проблемно-диалогической технологии приведу пример педагогического опыта «Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности» учителя начальных классов МКОУ Межевской СОШ, Смирновой Светланы Николаевны[8].

Вариантами проблемно-диалогической технологии являются поисковые и исследовательские методы, при которых учащиеся ведут самостоятельный поиск и исследование проблем, творчески применяют и добывают знания.

«Успех исследования во многом зависит от его организации. Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальными для ребенка. Важно, чтобы он понимал возможность использования полученного результата не только в прикладных целях, но и в практическом плане. Исследовательская работа должна выполняться им добровольно и быть обеспечена необходимым оборудованием, средствами и материалами.» - подчеркивает Светлана Николаевна [9, стр.4]. Она использовала в проектно-исследовательской деятельности два основных метода постановки учебной проблемы:

  • побуждающий от проблемной ситуации диалог;
  • подводящий к теме диалог;

Смирнова Светлана Николаевна в обобщении своего опыта работы выделила следующие исследовательские проекты, на которых применяется проблемно-диалогическая технология:

«В рамках гражданско-патриотического направления у нас был проект «Конституция – главный закон страны». Работая над исследовательским проектом «Дети Великой Отечественной войны», учащиеся изучали соответствующую литературу, посещали музей, работали с архивными данными, встречались с жителями района с целью сбора информации о детях войны. Много времени и труда было потрачено на обработку данных. Результатом исследовательской деятельности стало мероприятие «Дети Великой Отечественной войны» и выпуск книги о детях войны.

 Работая над проектом «Моя малая родина», вместе мы изучили достопримечательности нашего родного Межевского района. Совершили экскурсии по памятным местам, возложили цветы к памятникам. Подготовили устный журнал об истории памятных мест нашего района. Не забыли мы и о друзьях, ведь с них тоже начинается наша маленькая родина. Ребята сочинили истории о них и поместили в самодельные книжки. Об этом мы рассказали на презентации проектов» - рассказывает Светлана Николаевна.

Смирнова Светлана Николаевна, опираясь на методику проведения детских исследований А.И.Савенкова выделяет следующие основные этапы исследовательской деятельности:

  • Выделение и постановка проблемы.
  • Выработка гипотез.
  • Поиск путей решения (сбор и изучение материалов).
  • Формулирование выводов, этап подготовки к защите исследования.
  • (обобщение, классификация, систематизация).
  • Представление результатов исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность может быть составной частью проектной деятельности. Так, в своей работе Светлана Николаевна пишет:

«В работе с детьми наряду с исследовательской деятельностью использую и проектную деятельность. На практике чаще всего они соединяются в проектно-исследовательскую деятельность. Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов.» – пишет Светлана Николаевна [8, стр.10].

Проводя проектно-исследовательскую деятельность, Светлана Николаевна использовала проблемно-диалогическую технологию, воспользовавшись этапами работы, выделенной Вишняковой Т.В[1].

На первом этапе исследовательской деятельности - учащиеся формулируют проблему, ситуацию, цель, задачи, педагог же формирует интерес к данной теме. При всем этом учащиеся вживаются в ситуацию, производят уточнение целей и задач. «Совместная работа ребенка-учителя позволяет выстроить особые отношения, отношения сотрудничества и равноправия, наладить диалог с ребенком. Главное для учителя – увлечь детей, а также  в исследовательской деятельности, вселить уверенность в своих силах» - подчеркивает Светлана Николаевна.

На втором этапе - выработке гипотез, учащиеся разбиваются на группы, предполагают гипотезу,  распределяют роли, планируют работу, выбирают форму презентации результатов под наблюдением учителя. «Этап поиска распределяет задачи по группам. Учащиеся обсуждают возможные методы исследования, поиска информации, принимают творческие решения. Они работают по индивидуальным или групповым исследовательским и творческим задачам.» - пишет педагог. Также учитель организовывает группы, помогает распределять роли в группах, помогает спланировать  деятельность членов группы, знакомит с разными формами презентации результатов.

На третьем этапе - поиске путей решения, учитель консультирует, ненавязчиво держит под контролем работу учащихся, выполненную без помощи других и сообща. При всем этом учащиеся консультируются, собирают информацию, «добывают» недостающие познания, готовят презентацию результатов под управлением учителя. На этом этапе формируются умения и навыки работы в сотрудничестве и коммуникативные умения.

На четвертом этапе - формулировании выводов, учитель обобщает результаты, подводит итоги, оценивает умения доказывать своё мировоззрение, работать в группе на общий итог, оценивает потенциал продолжения работы по избранному направлению. «На этапе подготовки к защите исследования от учащиеся потребуется:

-Дать определения основным понятиям.

-классифицировать основные предметы, явления, проблемы.

-выработать суждения.

- сделать выводы.

-подготовить текст выступления и подготовиться к ответам на вопросы по результатам исследования.

-приготовить текст, макеты, рисунки, схемы, чертежи для иллюстрации результатов исследования.» - выделяет Светлана Николаевна [8, стр.11].

На пятом этапе - представлении результатов исследовательской деятельности, проходит защита проекта, учащиеся проводят рефлексию деятельности, дают оценку ее результативности, проходит представление готового продукта, рефлексия выполненной работы. «Работа завершается коллективным обсуждением, экспертизой, объявлением результатов, появляется конкретное ее решение: советы, рекомендации, выводы. Если выдвигается практическая проблема, то требуется получить конкретный продукт, готовый к внедрению (видеофильм, альбом, компьютерная газета, альманах, доклад и т. д.).» - пишет Светлана Николаевна [8, стр.15].

Проводя аналогию между проектно-исследовательской деятельностью и проблемно-диалогической технологией можно сделать вывод, что они тесно взаимосвязаны между собой, что проектно-исследовательская деятельность невозможна без использования проблемно-диалогической технологии.

Литература

  1. Вишнякова, Т. В. Проблемно-диалоговое обучение как способ формирования исследовательской компетентности школьников [текст]: / Т. В. Вишнякова //Вестник Бурятского государственного университета. - 2012. - № 1, Ч. 1: Педагогика. - С. 70-72.
  2. Игошина, Н. В. Проектная деятельность в педагогике саморазвития [текст]:/ Н.В. Игошина // Начальная школа плюс До и После. – 2014. - № 1. – С. 68-73.
  3. Мельникова, Е. Л. Конкурс проблемно-диалогических уроков [текст]: / Е. Л. Мельникова // Начальная школа плюс До и После. – 2012. – № 9. – С. 22–31.
  4. Мельникова, Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, методика [Текст]: монография / Е. Л.Мельникова. – М.: Баласс, 2015. – 272 с.
  5. Ролдугина, Е. Н. Об организации проектно-исследовательской деятельности [текст]: / Е. Н. Ролдугина, Н. Н. Поддубецкая // Химия в школе. - 2015. - № 3. - С. 21-29.
  6. Савкуева, В. Ю. Эффективность применения современных образовательных технологий в начальной школе [текст]: / В. Ю. Савкуева // Начальная школа плюс До и После. – 2011. – № 5. – C. 66–68.
  7. Савкуева, В. Ю. Эффективность применения современных образовательных технологий в начальной школе [текст]: / В. Ю. Савкуева // Начальная школа плюс До и После. – 2011. – № 5. – C. 66–68.
  8. Смирнова С.Н. Обобщение педагогического опыта «Организация проектно – исследовательской деятельности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности» [Электронный ресурс]: учебно-методический материал/ [web-сайт] http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2014/03/20/obobshchenie-pedagogicheskogo-opyta-organizatsiya (20.03.2014).
  9. Чиранова, О. И. Технология проблемно-диалогического обучения как средство реализации современных целей образования младшего школьника [текст]: / О. И. Чиранова // Начальная школа плюс до и после. - 2012. - № 2. - С. 31-33.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся на уроках экологии.

Презентация об организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся на уроках биологии и  экологии....

Возможности вариативной части образовательных программ в формировании универсальных учебных действий, организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся.

Наиболее полно решать задачу формирования универсальных учебных действий позволяет  вариативная часть учебного плана, которая в нашей школе  формируется в соответствии   с образова...

Организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в творческих объединениях в системе дополнительного образования

Проект как творческая задача интеллектуального и практического характераПорядок выполнения проектовКритерии оценки проектаСтруктура творческого проекта...

Организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в творческих объединениях в системе дополнительного образования (презентация к выступлению)

1 слайд: Проект – совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.2 слайд: Основные составляющие учебного проекта: ...3 слайд: Учебный проект - определен...

Выступление на конференции "Формы сотрудничества обучающихся в организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся"

В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС  перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих ...

«Проблемно – диагностическая технология в организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся».

Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач организационно-управленческих...

Формы сотрудничества обучающихся в организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся

В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС  перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих ...