Программа по самообразованию
рабочая программа

Маркова Татьяна Викторовна
Новые социальные запросы, определяют цели образования как личностное, общекультурное и познавательное развитиеобучающихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Вопросы нравственного развития, вопросы воспитания личности, совершенствование человека волнуют общество особенно сейчас.
           Роль педагога повышается, кроме того, растут требования к его профессиональным качествам. На педагогическом поприще нужны не просто профессионалы, а яркие личности, способные работать творчески. 
Обязательным условием  формирования личности педагога является овладение исследовательскими навыками.Функции педагогической деятельности педагога дополнительного образования отражают как общее назначение педагога, так и тот особый социальный заказ, который обусловлен спецификой дополнительного образования и современными требованиями к нему. 
Современный педагог дополнительного образования является одновременно воспитателем, организатором деятельности детей, активным участником общения собучающимися, их родителями и коллегами, исследователем педагогического процесса, консультантом, просветителем и общественником. Он постоянно повышает уровень своего профессионализма и педагогического мастерства, ведет творческий поиск нового. 
           Изменения, происходящие в современной системе образования, делают  актуальнымповышение квалификации и профессионализма педагога, т.е. егопрофессиональной компетентности. Свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения  целей современного образования.Профессионально компетентным можно назвать педагога, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании обучающихся. Развитие профессиональной компетентности - это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное самообразование, саморазвитие и самосовершенствование педагога.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_samoobrazovaniyu.docx44.58 КБ

Предварительный просмотр:

 Дом детского творчества Воротынского муниципального района

Нижегородской области

Программа по самообразованию

« Декоративно-прикладное творчество, как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста».

педагога дополнительного образования

Марковой Татьяны Викторовны

на 2018-2021г.

р.п. Воротынец

                                                                      2018г.

Никогда не прекращайте вашей самообразовательной работы и не забывайте, что, сколько бы ни учились, сколько бы ни  знали, знанию и образованию нет ни грани, ни пределов.

                             Н.А.  Рубакин

Пояснительная записка.

Новые социальные запросы, определяют цели образования как личностное, общекультурное и познавательное развитиеобучающихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Вопросы нравственного развития, вопросы воспитания личности, совершенствование человека волнуют общество особенно сейчас.

           Роль педагога повышается, кроме того, растут требования к его профессиональным качествам. На педагогическом поприще нужны не просто профессионалы, а яркие личности, способные работать творчески.

Обязательным условием  формирования личности педагога является овладение исследовательскими навыками.Функции педагогической деятельности педагога дополнительного образования отражают как общее назначение педагога, так и тот особый социальный заказ, который обусловлен спецификой дополнительного образования и современными требованиями к нему.

Современный педагог дополнительного образования является одновременно воспитателем, организатором деятельности детей, активным участником общения собучающимися, их родителями и коллегами, исследователем педагогического процесса, консультантом, просветителем и общественником. Он постоянно повышает уровень своего профессионализма и педагогического мастерства, ведет творческий поиск нового.

           Изменения, происходящие в современной системе образования, делают  актуальнымповышение квалификации и профессионализма педагога, т.е. егопрофессиональной компетентности. Свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения  целей современного образования.Профессионально компетентным можно назвать педагога, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании обучающихся. Развитие профессиональной компетентности - это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное самообразование, саморазвитие и самосовершенствование педагога.

                                                    Актуальность темы

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставит перед системой образования основную цель воспитания у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Не для кого не секрет, что на занятиях по продуктивным видам деятельности, дети стараются скопировать образец, не стремятся внести в свою работу новшество, отличительную особенность, в общим дети не стремятся проявлять творчество. Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию, т. е. качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей. Формирование творческой личности – одно из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве. Важный путь педагогического процесса, создающего эмоционально благоприятную обстановку для каждого ребенка и обеспечивающего его духовное развитие – формирование художественно - творческих способностей у всех детей,

на занятиях кружка декоративно-прикладного творчества «Росток».

Цель самообразования:

       «Расширение общепедагогических знаний, повышение образовательных компетенций педагога  с целью достижения положительной динамики в развитии творческих способностей, через выполнение творческих работ в кружке».

Задачи:

  1. Расширить и углубить свои  знания в данной области.
  2. Обобщить и проанализировать опыт работы других педагогов по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
  3. Внедрить в практику  педагогической деятельности современные образовательные технологии, обеспечивающие повышение качества дополнительного образования и развития  творческих способностей учащихся.
  4. Активизировать работу по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, через выполнение творческих работ в кружке.

     5.  Разработать  методические и дидактические материалы.

  1. Совершенствовать систему мониторинга, по отслеживанию результатов освоения учащимися дополнительной образовательной программы.
  2. Формировать опыт сотрудничества по данной теме.

Направления самообразования: профессиональное, методическое.

Источники самообразования: Методическая литература, журналы, семинары и конференции,  курсы повышения квалификации, мастер-классы,  Интернет, общения с коллегами.

Срок реализации программы самообразования: с сентября  2018 года по декабрь 2021 года

Представление материала:  открытые занятия, выступления из опыта работы на педагогических советах.

Результат работы: Обобщение опыта работы по данной теме.

Основные этапы работы по теме самообразования:

Этапы

Сроки

Содержание деятельности

диагностический

2018  учебный год

Постановка проблемы, анализ и диагностика, изучение методической литературы по теме «Развитие творческих способностей у старших дошкольников, средствами декоративно-прикладного творчества»

прогностический

2019 – 2020 учебный год

Определение целей и задач работы по выбранной теме, разработка системы работы, направленной на решение проблемы,  планирование и прогнозирование результатов.

практический

2019 - 2020 учебный год

Накопление материалов, их отбор и анализ по данной теме,   внедрение передового практического опыта в практику своей деятельности. Формирование методического комплекса.

обобщающий

2020 – 2021 учебный год

Подведение итогов, оформление результатов работы по теме.

внедренческий

дальнейшая педагогическая деятельность

Предусматривает использование опыта работы в своей деятельности и его распространение (семинары, мастер-классы, родительские собрания и т.д.)

Предполагаемый результат

для педагога

  1. Повысить знания  по данной теме.
  2. Повысить качество дополнительного образования.
  3. Разработать дидактический материал по дополнительной общеразвивающей программе кружка декоративно-прикладного творчества «Росток».
  4. Создать методические рекомендации  для родителей.
  5. Обобщить  опыт работы по исследуемой проблеме.
  6. Создать  и обеспечить  постоянное действие персонального сайта.
  7. Внедрить  в учебно-воспитательный процесс образовательные технологии:
  • Технологию разноуровневого обучения;
  • технологию индивидуализации обучения;
  • игровые технологии;
  • ИКТ-технологии;
  • проектного обучения;
  • здоровьесберегающие технологии;

для учащихся:

  1. Повысить  качество ЗУН, уровень  обученности учащихся.
  2. Повысить  творческую  активность учащихся.

НАПРАВЛЕНИЯ   САМООБРАЗОВАНИЯ

Профессиональное:

  1. Знакомиться с  нормативно-правовыми документами различного уровня по дополнительному образованию детей.
  2. Знакомиться с новыми типовыми, модифицированными и авторскими  общеразвивающими программами дополнительного образования детей по направлению декоративно-прикладное творчество.
  3. Изучать новую литературу по дополнительному образованию детей и методике преподавания.
  4. Пройти курсы повышения квалификации для педагогов дополнительного образования, организованных  в  НИРО в 2020 г.
  5. Пройти аттестацию на высшую квалификационную категорию в 2021 г.
  6. Продолжить работу по оформлению учебного кабинета  дидактическим материалом и наглядными пособиями.
  7. Подготовить учащихся к участию  в конкурсах, выставках, фестивалях различного уровня.
  8. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.
  9. Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.
  10. Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической жизни.
  11. Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.
  12. Проводить открытые занятия для различных категорий участников (коллеги, родители уч-ся).
  13. Посещать семинары, конференции, организованные на разных уровнях.
  14. Опубликовывать материалы с опытом своей работы в различных изданиях и сети Интернет.
  15. Внедрять  в  учебный  процесс  современные образовательные технологии.
  16. Создать  комплект  дидактики  по  предмету (схемы, технологические карты и т.д.).
  17. Создать  пакет  разработок  учебных занятий с  применением  информационных  технологий.
  18. Организовать работу с одарёнными детьми и детьми с ограниченными возможностями здоровья.

 Психолого-педагогическое:

  1. Совершенствовать свои знания в области  психологии и педагогики.
  2. Изучать современные психологические методики.

3. Создать  пакет  психолого-педагогических  материалов  для  педагога дополнительного образования.

Методическое:

  1. Совершенствовать знания современного содержания дополнительного образования детей.
  2. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями, формами, методами и приемами обучения через предметные издания и Интернет.
  3. Изучать  опыт коллег по организации  учебно-воспитательного процесса.
  4. Изучать научно-методическую  литературу по дополнительному образованию детей.
  5. Проводить открытые уроки, мастер-классы  для коллег  ДДТ, педагогов ДОУ, родителей.
  6. Принимать  активное  участие  в  работе  методического объединения педагогов дополнительного образования района, в работе педагогического совета МБОУДДТ Воротынского муниципального района Нижегородской области.
  7. Создавать пакет сценариев занятий и мастер-классов.
  1. Создать собственный УМК по дополнительной общеразвивающей программе кружка декоративно-прикладного творчества «Росток».
  2. Создать копилку дидактических игр по программе.

   10. Создать собственный сайт.

   11.Участвовать в Интернет-конкурсах.

   12.Размещать  методические  разработки  в интернет-ресурсах.

Формы представления результатов педагогической деятельности:

  1. Проведение серии  открытых занятий и последующим анализом.
  2. Проведение мастер-классов для различных категорий педагогических работников.
  3. Выпуск методической  продукции.
  4. Создание портфолио.
  5. Творческий отчёт, обобщение педагогического опыта.
  6. Представление результатов педагогической деятельности и выступление по обмену опытом на педагогическом совете ДДТ.
  7. Результаты работы по теме самообразования разместить на собственном сайте.

План работы по самообразованию

2018 – 2021 г.

сроки

Содержание деятельности

результат

Определение темы самообразования, планирование системы работы

Сентябрь-декабрь

2018 г.

Обзор в Интернете информации по направлению деятельности, педагогике, психологии, педагогики  использованию в опыте работы педагогов дополнительного образования

Обобщение и систематизация знаний

2018-2019 уч.г.

весь период

Изучение психолого-педагогической, научно-методической литературы, изучение передового педагогического опыта работы

Составление картотеки информационных ресурсов

2018-2019 уч.г.

весь период

Чтение и изучение периодических изданий:

- информационно-методический журнал «Дошкольное воспитание»;

- научно-методический журнал «Дополнительное образование и воспитание»;

- научно-методический журнал «Наука и практика воспитания и дополнительного образования»

- библиотечка дляУДОД (приложение к журналу «Внешкольник»)

- Бюллетень-региональный опыт развития, воспитания и дополнительного образования;

- дополнительные образовательные программы (сборник программ);        

Пополнение картотеки, методической копилки

сентябрь

2019 г.

Накопление информации по педагогике, психологии, методике, предметному содержанию, анализ полученной информации, определение перспективы развития

Обобщение и систематизация знаний

сентябрь

2018 г.

Разработка собственной программы по самообразованию

Формулирование целей и задач, этапов работы над темой самообразования

Разработка программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса

сентябрь 2018

Внесение изменений в дополнительную общеобразовательную программу кружка декоративно-прикладного творчества «Росток».

Соответствие программы современным требованиям и содержанию деятельности

весь период

Разработка УМК к дополнительной общеобразовательной программе кружка декоративно-прикладного творчества «Росток».

Систематизация используемых материалов

весь период

Разработка комплекта дидактического материала к учебным занятиям по программе

Систематизация используемых материалов

весь период

Создание копилки дидактических  игр

Систематизация используемых материалов

весь период

Создание авторских разработок конспектов занятий, в том числе с применением ИКТ

Систематизация используемых материалов

весь период

Выбор диагностического инструментария к мониторингу результатов обучения и воспитания учащихся

Систематизация используемых материалов

Обобщение собственного опыта педагогической деятельности

2019 – 2020 уч.г

Внедрение современных образовательных технологий, форм и методов в образовательный процесс

Повышение качества дополнительного образования по программе, активизация творческой активности учащихся

сентябрь – декабрь 2019 г.

Создание собственного сайта и размещение информации о реализации программы самообразования, методических разработок занятий, массовых мероприятий с учащимися, дидактического материала, обобщения опыта работы

Распространение опыта работы

декабрь 2021

Отчёт по теме самообразования

Самоанализ деятельности

Участие в методической деятельности, распространение опыта работы

март

2019г.

Проведение семинара

для педагогов ДОУ по теме: «Почему важно развивать творческие способности у старших дошкольников?»

Распространение опыта работы

май

 2019г.

Выступление на заседании педагогического совет «Творческая деятельность в кружке, как средство развития творческих способностей старших дошкольников».

Распространение опыта работы

2019 – 2021 уч.г

Проведение открытых занятий и мастер-классов для педагогов ДОУ и ДДТ

Распространение опыта работы

 2019 – 2021 уч.г

Обобщение и оформление материалов в методическую копилку ДДТ (на сайте ДДТ)

Распространение опыта работы

Повышение профессиональной компетентности

весь период

Участие в работе методического объединения педагогов дополнительного образования

Обмен опытом работы

весь период

Обучение на методических семинарах педагогов дополнительного образования

Приобретение новых знаний

весь период

Взаимопосещение занятий коллег

Обмен опытом работы

2018 – 2021 уч.г.

Участие в профессиональных конкурсах на внутриучережденческом и муниципальном  уровнях

Повышение профессиональной компетентности

апрель 2020 г.

Прохождение курсов профессиональной переподготовки

Приобретение систематических знаний в области педагогики и психологии, повышение квалификации

декабрь 2021г.

Аттестация на высшую квалификационную категорию

Повышение профессиональной компетентности

Работа с учащимися

весь период

Проведение учебных занятий и внеучебной деятельности с внедрением новых творческих работ

Повышение активизации и результативности участия обучающихся во всех творческих конкурсах  на  всех уровнях

весь период

Организация работы с одарёнными детьми. Участие в реализации программы

Повышение  результативности участия в конкурсах, фестивалях, смотрах детского творчества

ежегодно май

Анкетирование учащихся, родителей с целью выявления удовлетворённости качеством учебно-воспитательного процесса в кружке.

по плану

Организация индивидуальных мини-выставок учащихся, выставок семейного творчества

Повышение мотивации к учебной деятельности

Оценка эффективности программы самообразования

Эффективность программы будет оцениваться по количественным и качественным показателям:

  • достижение положительной динамики в развитии творческих способностей учащихся;
  • уровень ЗУН учащихся;
  • уровень участия в смотрах, фестивалях, конкурсах;
  • степень удовлетворенности учащихся и их родителей учебно-воспитательным процессом;
  • качество учебно-методического и технологического обеспечения;
  • качественное и количественное размещение информации на сайте педагога и других информационных источниках.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа проффессионального самообразования

Программа проффессионального самообразования учителя географии позволяет самореализовываться, создавать свое портфолио...

Программа профессионального самообразования учителя русского языка и литературы

Программапрофессионального самообразования учителя русского языка и литературы МОУ Бирюченской СОШ с. Бирюч Таловский района Воронежской области Рындиной Инны Владимировны    Программа ...

Программа по самообразованию

Программа по самообразованию учителя русского языка и литературы "Использование игровой технологии на уроках русского яхыка и литературы"...

Программа профессионального самообразования

Программа профессионального самообразования...

Программа по самообразованию

Программа по самообразованию...

Программа по самообразованию "Художественная обработка кожи как средство развития творческих способностей у учащихся на уроках декоративно-прикладного творчества"

Программа по самообразованию: 1. Пояснительная записка; 2. Цель, задачи; 3. План работы над темой; 4.Ожидаемые результаты; 5. Список литературы....