Этнический музей под открытым небом «Дулин Буга»
проект (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Культурно исторический потенциал каждого этноса выражен в его историческом наследии. Для любого народа сохранение культурного наследия очень важно. Именно поэтому привитие любви к родному краю, знание и сохранение самобытной культуры своего народа являются основными принципами воспитания детей коренных малочисленных народов Севера. Так как историко-культурное наследие существенно воздействует на сознание и самосознание людей, позволяя им ощутить свою причастность к культурной традиции многих поколений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_muzey_po_otkrytym_nebom.docx | 32.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Этнический музей под открытым небом
«Дулин Буга»
Руководитель: Никитина Ж.В., учитель технологии
Хатыстыр, 2019 г.
Аннотация проекта
Этнический музей под открытым небом «Дулин Буга»
Место расположения: Алданский район с. Хатыстыр
Территория размещения музея: МБОУ СОШ № 20 Алданского района.
Общая площадь: 1 га.
Культурно исторический потенциал каждого этноса выражен в его историческом наследии. Для любого народа сохранение культурного наследия очень важно. Именно поэтому привитие любви к родному краю, знание и сохранение самобытной культуры своего народа являются основными принципами воспитания детей коренных малочисленных народов Севера. Так как историко-культурное наследие существенно воздействует на сознание и самосознание людей, позволяя им ощутить свою причастность к культурной традиции многих поколений.
Предлагаемый нами музей под открытым небом «Дулин Буга» планируется создать на базе СОШ №20 с. Хатыстыр так как:
- Школа является опорной школой по языковому и культурологическому образованию среди школ, на базе, которой ежегодно проводятся районные, региональные семинары и конференции;
- Школа является базовой для кочевых школ Алданского района;
- Школа выступает как районный ресурсный центр по экологическому и культурологическому образованию. На базе школы проводятся районные семинары учителей, ведущих предмет «Культура народов РС (Я)», реализуются совместные проекты учителей и учащихся, в летний период организуются экологические экспедиции (сплав, посещение родовых общин) и экскурсии на предприятия района.
- В 2009 г. в с.Хатыстыр создан международный информационный центр таежного оленеводства. Начата перспективная работа по документированию традиционных знаний об оленеводстве. В селе проведено 4 международных семинара ЕАЛАТ. Положено начало социальному партнерству с международными организациями Ассоциация «Оленеводы мира», Международный центр оленеводства (Норвегия).
Музей под открытым небом планируется организовать как эвенкийский архитектурно этнографический, демонстрирующий через объекты самобытную культуру эвенков.
Объекты – экспозиции музея отражают типичный для данного региона этно-территориальный уклад жизни коренного населения – характеризуют экологически чистые и самые простые, доступные строительные и хозяйственно-бытовые традиции, порожденные спецификой образа жизни аборигенного этноса.
Интерес посетителей может повысить демонстрация жизни оленеводческого хозяйства, охотничье-промыслового, рыболовного уклада жизни, официальных культовых религиозных обрядов, которые может показать художественная самодеятельность учащихся. Элементы традиционного праздника эвенков, угощение традиционными блюдами, причастие школьников к выполнению культовых обрядов и другие.
Музей под открытым небом планируется на компактной территории в виде летнего и зимнего стойбищ эвенков – оленеводов, охотников и рыбаков, а также культового стойбища.
Планирование экспозиционных объектов музея.
Объекты музея будут расположены недалеко друг от друга компактно, в следующих секторах (порядок расположения может быть изменен в зависимости от топографии местного и исходя из иных соображений, предложений по увеличении количества и качества объектов и т.д.)
Вводный – стойбище оленевода – зимнее и летнее.
Объекты этого составного элемента музея: зимний чум, сайба (амбар), пури, дэлкэн и бютей (загон); к ним приурочиваются утварь, упряжь летний – нээмэ, ындыы и зимняя упряжь оленя. В таких стойбищах эвенки останавливались на небольшой срок, на сезон, пока не заканчивали охоту на бассейнах ближайших ручейков, урочищ.
Объекты сектора летнего стойбища: чум летний оленевода, аргы, пури, бютей, халмата. Показывает образ жизни охотника эвенка в теплый период года, с весны (апрель, май) до конца сентября или середины октября до начала сезона охотничьего промысла. Подчеркивает значение простого сооружения халмата, спасающее оленей в жаркий летний день от жары, нападения гнуса, комаров, слепней с помощью дымокуров.
Возможно, демонстрация современной палатки, сложившейся за которое время способ своеобразный установки ее местным населением, условным разделением внутренней части площади палатки на назначению и названий этих площадей.
2. Сооружения охотничьего промыслового сезона. Объекты этой композиции: шалаш охотника, пури, дэлькэн, орудия промысла от самодельных – пастей, черкана, лука со стрелами, плашек – до огнестрельных – пистонных шомпольных ружей, трехлинейки тозовки. Объект знакомит посетителей и туристов с фауной промысловых животных, способами охоты на них, в том числе на белку, соболя, изюбря, лося и других, с поверьями эвенков, связанными с почитанием охотничьих животных, их покровителя сингкэн, других объектов обрядов, связанных с добычей ценных и священных животных, подношений и алгысов духу охоты и т.д.
3. Эвенк-рыболов.
Объекты композиции: шалаш рыбака, приспособления для сушки рыбы, коптильные сооружения и приспособления, снаряжения рыболова, берестяная лодка. Объект подчеркивает, что в жизни эвенка юга Якутии рыболовство не имело основного значения, но в летнее время разнообразило его блюдо. Эвенки никогда не старались запасаться рыбок впрок. Знакомит посетителей и туристов с традиционными орудиями лова, обработки и временного хранения добытого.
4. Элементы циркумполярной оленеводческой культуры эвенкийского этноса.
Объекты композиции: Туру муо (Тэгэк муо) – заповеди «иты одэ» , объекты культового значения- чычыпкан, дэлькэн, Сэвэки и др.
Объект знакомит с верованиями эвенков, основа которых в основных чертах характерна верованиям и других арктических народов и близка к общемировым идеям веры в бога, сохранившимся от архаических культур. Знакомит посетителей и туристов с основными формами и типами культуры саами, эскимосов, чукчей, эвенов, юкагирей которые создали своеобразную материальную и духовную культуру, приспособленную к природно – климатическим экстремальным условиям существования человека на этой холодной части планеты. Эвенки как аборигенные народы Арктики с этим справились еще в глубокой древности, сформировался особый толерантный тип человека – человека циркумполярной культуры, в экологии которой духовность первична и все живые существа, в том числе человек, имеют равные права. Для этого человека превыше всего мораль «Бэе – дуннэ тукалан»- «Человек – Земли соринка»; знакомит посетителей и туристов с неписаными правилами – постулатами поступков и образа жизни эвенка «оказавшегося в этом мире» - заповедями жизненного пути. В заключение объектами подчеркивает, что в веровании эвенков основной смысл – напоминание о предках, бережное, экологически чистое отношение к среде обитания, почитание духов, которыми заселена любая территория, географический объект, имеющие «анал аат». Приводит образные, эстетически выдержанные примеры из произведений писателей эвенков Г.Кэптукэ, например из рассказа «Имеющее свое имя, Джелтука-река» ею созданные волшебные образы из мира животных и растений, других писателей – Д.Апросимова, Н.Калитина и др., слова М.Горького «численность народа не влияет на качество таланта» приводя в пример содержательные картины эвенкийского художника-анималиста Н.Е.Марфусалова.
Таким образом, проект направлен на изучение культурно-исторического наследия, воспитания у школьников чувства патриотизма. В то же время проект содействует развитию коммуникативных и исследовательских умений, навыков проектирования и работы в команде.
Проблема:
В связи с динамичным развитием современного общества, перед нами, эвенками Алданского района, остро встала задача сохранения и приобщения подрастающего поколения к самобытной культуре нашего народа. Ведь без прошлого нет и будущего. Развитие духовности немыслимо без ощущения себя, как части своего народа, его культуры.
Сегодня важно восстановить естественный процесс передачи и сохранения духовных ценностей. В настоящее время, в современной молодежной среде происходит утрата интереса к прошлому, к культуре своего народа. Нарушились традиции, которые связывали молодое и старшее поколения.
Не зря в последнее время привитие чувства патриотизма приобретает всё большее общественное значение и становится задачей государственной важности.
Основные цели организации музея:
-Сохранение и развитие традиционных духовных, исторических и культурных ценностей в рамках единого культурного пространства путем приобщения детей к развитию краеведения, истории освоения родного края.
Задачи:
- создать оптимальные условия для приобщения взрослых и детей к истокам культуры своего народа через организацию музея под открытым небом.
- вовлечь взрослых и детей в активно-познавательную, исследовательскую деятельность по изучению и сохранению истории, природы и культуры своего народа;
- сформировать у детей чувство патриотизма.
Основные целевые группы, на которые направлен проект:
- Учащиеся образовательных учреждений Алданского улуса;
- Молодежь и студенты;
- Гости и туристы при серьезной поддержке со стороны заинтересованных ведомств, министерств, учреждении и правительства.
Механизм и поэтапный план реализации проекта (последовательное перечисление основных мероприятий проекта с приведением количественных показателей и периодов осуществления).
Календарный план работы:
№ | Содержание работы | Сроки выполнения | Ответственный |
Подготовительный этап | |||
1. | -подбор и изучение методической литературы; -планирование предстоящей деятельности направленной на реализацию проекта; -подготовка строительных материалов (заготовка бревен, жердий ) - субботник ЧП Марков; - приобретение стройматериала обрезная доска, гвозди, краска; | Январь-март 2018 г. Апрель-май 2018 г. Июнь 2018 г. | Прокопьева Д.М.- организатор детского движения «Единство»; Тихонова Т.С.- зам. Директора по ВР; Никитина Ж.В., Прокопьев В.Д.- организаторы летнего отдыха детей; учащиеся школы. Никитина Ж.В., Прокопьев В.Д.- организаторы летнего отдыха детей; учащиеся школы. |
Основной этап | |||
2 | - строительство: зимний чум, сайба (амбар), пури, дэлкэн и бютей (загон); - заказ на изготовление рекламного щита (баннер) «Спектр» -строительство шалаш охотника, пури, дэлькэн; -Изготовление и постановка сооружений :Туру муо (Тэгэк муо) – заповеди «иты одэ» , объекты культового значения- чычыпкан, дэлькэн, Сэвэки. - лакокрасочная работа ( покраска и декорирование) | Июнь 2018 г. Июнь 2018 г. Июль 2018 г. Август 2018 г. Август 2018 г. | Никитина Ж.В., Прокопьев В.Д.- организаторы летнего отдыха детей; трудовой отряд. Тихонова Т.С.-зам. Дир. ВР Никитина Ж.В., Прокопьев В.Д.- организаторы летнего отдыха детей; трудовой отряд Никитина Ж.В., Прокопьев В.Д.- организаторы летнего отдыха детей; трудовой отряд Никитина Ж.В., организатор летнего отдыха детей; трудовой отряд |
Заключительный этап | |||
3. | Подведение итогов Торжественное открытие музея | Сентябрь 2018 г. 1 сентября 2018 г. | Прокопьева Д.М.- организатор детского движения «Единство»; Тихонова Т.С.- зам. Директора по ВР; Никитина Ж.В., Прокопьев В.Д.- организаторы летнего отдыха детей; трудовой отряд. Прокопьева Д.М.- организатор детского движения «Единство»; Тихонова Т.С.- зам. Директора по ВР; Никитина Ж.В., Прокопьев В.Д.- организаторы летнего отдыха детей; трудовой отряд |
Ожидаемые результаты:
- Создание условий для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного народа через создание на территории МБОУ "СОШ №20 с.Хатыстыр" "Этнического музея под открытым небом «Дулин Буга".
- Повышение интереса родителей и учеников к истории, традиции и культуре своего народа.
- Воспитание патриота, который будет не только знать о своем народе, но и гордится своей принадлежностью к этносу.
Исполнители проекта:
группа учителей и работников школы – Прокопьева Д.М.,
Никитина Ж.В., Тихонова Т.С., Прокопьев В.Д.; учащиеся школы.
СМЕТА
на строительство экспозиционных объектов
этнического музея под открытым небом «Дулин буга»
№ | Наименование объектов | Расход материалов | Стоимость единиц | Кол- во объектов | Сумма руб. |
1. | Объекты отдела: Чум летний; Чум летне-осенний; Чум зимний; Элбэлээн (шалаш) охотника. | Доска обрезная; краска ПФ
| Доска обрезная 2,0 куб х 10 000руб= 20 000; Краска ПФ 20 лит 3 б х 3600 = 10 800 | 4 | 30 800 |
2. | Объекты хозяйственно-бытового значения: Сайба на сваях; Пури для хранения снаряжений и одежды охотника; Халтама с 3-мя отделами; Бютэй летний и зимний. | Доска обрезная, бревна, столбы | Доска- 0,5 куб х 10 000 руб = 5 000; Бревна, столбы-
гвозди 7-12 см 12 кг х 100 руб = 1200 |
4 | 16 200 |
3. | Объекты охотничье-бытового отдела: Избушка дымокур для копчения мяса и шкуры; Аргы для сушки шкуры, меха, зимних и летних снаряжений охотника; Лабас – пури на 4-х,3-х и 1 столбах ножках для хранения продуктов; Аргы для рыболовных снастей. | Доска обрезная, бревна, столбы | Доска- 1,0 куб х 10 000 руб = 10 000; Бревна, столбы- 2.0 куб х 10 000 руб= 20 000; гвозди 7-12 см 1 0 кг х 100 руб = 1000 | 4 | 31 000 |
4. | Объекты культового отдела: Чычыпкан; Дэлькан; Туру муо (Тэгэк муо) – заповеди «иты одэ» | Доска обрезная, бревна, столбы, Рекламный щит | Доска- 1,0 куб х 10 000 руб = 10 000; Бревна, столбы- 1.5 куб х 10 000 руб= 15 000; гвозди 7-12 см 10 кг х 100 руб = 1 000; Рекламный щит (баннер)- 12 000 Краска ПФ 20 лит – 3600 Лак по дереву – 20 лит – 4000 Антицептик по дереву – 1400 | 3
| 47 000 |
5 | Копание в ручную установка столбов | Столбы 20 шт. х1500 =15000 | 15000 | ||
6 | Услуги трактора | 1 час х 1500 | 16 | 25000 | |
ИТОГО: | 165000 |
Итого: 165 000 (сто шестьдесят пять тысяч) рублей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок-проект в 9 классе на немецком языкев рамках билингвального обученя по курсу "Немецкий язык + география" на тему "Этническое, языковое и религиозное многообразие населения Саратова"
Praktische Ergebnisse der Projektarbeit mit Jugendlichen 1. Im modernen Deutsc...
МУЗЕЙ ВЕЛИКИХ ОТКРЫТИЙ: Жизнь и творчество Марии Склодовской-Кюри.
Внеклассное мероприятие по физике для учащихся 9-х классов. ...
Презентация "Великий Новгород в деревянном кружеве"(Музей под открытым небом Витославлицы)
Эта презентация знакомит учащихся с лучшими образцами древнерусского деревянного зодчества: избами, церквями,мельницами, колодцами. Может быть использована на уроках развития речи, литературы при изуч...
«Город-музей под открытым небом» (Заседание клуба «Эрудит»)
1. Обобщить и систематизировать литературные и исторические знания о родном городе.2. Развивать познавательную деятельность, пополнять словарный запас у...
Афины-город музей под открытым небом.
Работа была подготовлена в рамках районной историко-обществоведческой конференции "Эврика". Номинация - Всеобщая история"....
Шарыповский район – музей под открытым небом.
Сценарий урока, посвященного 75-летию Шарыповского района «История района – моя история»...
Программа лагеря с дневным пребыванием детей «Моян мощ!» (В гостях у Сказка Программа лагеря с дневным пребыванием детей «Моян мощ!» (В гостях у Сказки) Этническая и) Этническая
Лагерь с дневным пребыванием детей на базе средней школы № 1 в июне погрузил 75 детей и подростков в сказочную атмосферу. Программа под названием «М...