Этнический музей под открытым небом «Дулин Буга»
проект (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Культурно исторический потенциал каждого этноса выражен в его историческом наследии. Для любого народа сохранение культурного наследия очень важно. Именно поэтому привитие любви к родному краю, знание и сохранение самобытной культуры своего народа являются основными принципами воспитания детей коренных малочисленных народов Севера. Так как историко-культурное наследие существенно воздействует на сознание и самосознание людей, позволяя им ощутить свою причастность к культурной традиции многих поколений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_muzey_po_otkrytym_nebom.docx32.76 КБ

Предварительный просмотр:

Этнический музей под открытым небом

«Дулин Буга»

          Руководитель: Никитина Ж.В., учитель технологии

                                             Хатыстыр, 2019 г.

                                       Аннотация проекта

Этнический музей под открытым небом «Дулин Буга»

Место расположения: Алданский район с. Хатыстыр

Территория размещения музея: МБОУ СОШ № 20 Алданского района.

Общая площадь: 1 га.

Культурно исторический потенциал каждого этноса выражен в его историческом наследии. Для любого народа сохранение культурного наследия очень важно. Именно поэтому привитие любви к родному краю, знание и сохранение самобытной культуры своего народа являются основными принципами воспитания детей коренных малочисленных народов Севера. Так как историко-культурное наследие существенно воздействует на сознание и самосознание людей, позволяя им ощутить свою причастность к культурной традиции многих поколений.

Предлагаемый нами музей под открытым небом «Дулин Буга» планируется создать на базе СОШ №20 с. Хатыстыр так как:

  • Школа является опорной школой по языковому и культурологическому образованию среди школ, на базе, которой ежегодно проводятся районные, региональные  семинары и конференции;
  • Школа является базовой для кочевых школ Алданского района;
  • Школа   выступает как  районный ресурсный  центр по экологическому и  культурологическому образованию. На базе школы  проводятся районные семинары учителей, ведущих предмет «Культура народов РС (Я)», реализуются совместные проекты учителей и учащихся, в летний  период организуются   экологические  экспедиции (сплав, посещение родовых общин)  и экскурсии на предприятия района.  
  • В 2009 г. в с.Хатыстыр создан международный информационный центр таежного оленеводства. Начата перспективная работа по документированию традиционных знаний об оленеводстве. В селе проведено 4 международных семинара ЕАЛАТ.  Положено начало  социальному  партнерству  с международными организациями Ассоциация «Оленеводы мира», Международный центр оленеводства (Норвегия).

Музей под открытым небом планируется организовать как эвенкийский архитектурно этнографический, демонстрирующий через объекты самобытную культуру эвенков.

Объекты – экспозиции музея отражают типичный для данного региона этно-территориальный уклад жизни коренного населения – характеризуют экологически чистые и самые простые, доступные строительные и хозяйственно-бытовые традиции, порожденные спецификой образа жизни аборигенного этноса.

Интерес посетителей может повысить демонстрация жизни оленеводческого хозяйства, охотничье-промыслового, рыболовного уклада жизни, официальных культовых религиозных обрядов, которые может показать художественная самодеятельность учащихся. Элементы традиционного праздника эвенков, угощение традиционными блюдами, причастие школьников к выполнению культовых обрядов и другие.

Музей под открытым небом планируется на компактной территории в виде летнего и зимнего стойбищ эвенков – оленеводов, охотников и рыбаков, а также культового стойбища.

Планирование экспозиционных объектов музея.

Объекты музея будут расположены недалеко друг от друга компактно, в следующих секторах (порядок расположения может быть изменен в зависимости от топографии местного и исходя из иных соображений, предложений по увеличении количества и качества объектов и т.д.)

Вводный – стойбище оленевода – зимнее и летнее.

         Объекты этого составного элемента музея: зимний чум, сайба (амбар), пури, дэлкэн и бютей (загон); к ним приурочиваются утварь, упряжь летний – нээмэ, ындыы и зимняя упряжь оленя. В таких стойбищах эвенки останавливались на небольшой срок, на сезон, пока не заканчивали охоту на бассейнах ближайших ручейков, урочищ.

Объекты сектора летнего стойбища: чум летний оленевода, аргы, пури, бютей, халмата. Показывает образ жизни охотника эвенка в теплый период года, с весны (апрель, май) до конца сентября или середины октября до начала сезона охотничьего промысла. Подчеркивает значение простого сооружения халмата, спасающее оленей в жаркий летний день от жары, нападения гнуса, комаров, слепней с помощью дымокуров.

Возможно, демонстрация современной палатки, сложившейся за которое время способ своеобразный установки ее местным населением, условным разделением внутренней части площади палатки на назначению и названий этих площадей.

2. Сооружения охотничьего промыслового сезона. Объекты этой композиции: шалаш охотника, пури, дэлькэн, орудия промысла от самодельных – пастей, черкана, лука со стрелами,  плашек – до огнестрельных – пистонных шомпольных ружей, трехлинейки  тозовки. Объект знакомит посетителей и туристов с фауной промысловых животных, способами охоты на них, в том числе на белку, соболя, изюбря, лося и других, с поверьями эвенков, связанными с почитанием охотничьих животных, их покровителя сингкэн, других объектов обрядов, связанных с добычей ценных и священных животных, подношений и алгысов духу охоты и т.д.

3. Эвенк-рыболов.

Объекты композиции: шалаш рыбака, приспособления для сушки рыбы, коптильные сооружения и приспособления, снаряжения рыболова, берестяная лодка. Объект подчеркивает, что в жизни эвенка юга Якутии рыболовство не имело основного значения, но в летнее время разнообразило его блюдо. Эвенки никогда не старались запасаться рыбок впрок.  Знакомит посетителей и туристов с традиционными орудиями лова, обработки и временного хранения добытого.

4. Элементы циркумполярной оленеводческой культуры эвенкийского этноса.

Объекты композиции: Туру муо (Тэгэк муо) – заповеди «иты одэ» , объекты культового значения-  чычыпкан, дэлькэн,  Сэвэки и др.

Объект знакомит с верованиями эвенков, основа которых в основных чертах характерна верованиям и других арктических народов и близка к общемировым идеям веры в бога, сохранившимся от архаических культур. Знакомит посетителей и туристов  с основными формами и типами культуры саами, эскимосов, чукчей, эвенов, юкагирей  которые создали своеобразную материальную и духовную культуру, приспособленную к природно – климатическим экстремальным условиям существования человека на этой холодной части планеты. Эвенки как аборигенные народы Арктики с этим справились еще в глубокой древности, сформировался особый толерантный тип человека – человека циркумполярной культуры, в экологии которой духовность первична и все живые существа, в том числе человек, имеют равные права. Для этого человека превыше всего мораль «Бэе – дуннэ тукалан»- «Человек – Земли соринка»; знакомит посетителей  и туристов с неписаными правилами – постулатами поступков и образа жизни эвенка «оказавшегося в этом мире» - заповедями жизненного пути. В заключение объектами подчеркивает, что в веровании эвенков основной смысл – напоминание о предках, бережное, экологически чистое отношение к среде обитания, почитание духов, которыми заселена любая территория, географический объект, имеющие «анал аат». Приводит образные, эстетически выдержанные примеры из произведений писателей эвенков Г.Кэптукэ, например из рассказа «Имеющее свое имя, Джелтука-река» ею созданные волшебные образы из мира животных и растений, других писателей – Д.Апросимова, Н.Калитина и др., слова М.Горького «численность народа не влияет на качество таланта» приводя в пример содержательные картины эвенкийского художника-анималиста Н.Е.Марфусалова.

Таким образом, проект направлен на изучение культурно-исторического наследия, воспитания у школьников чувства патриотизма. В то же время проект содействует развитию коммуникативных и исследовательских умений, навыков проектирования и работы в команде.

Проблема:

В связи с динамичным развитием современного общества, перед нами, эвенками Алданского района, остро встала задача сохранения и приобщения подрастающего поколения к самобытной культуре нашего народа. Ведь без прошлого нет и будущего. Развитие духовности немыслимо без ощущения себя, как части своего народа, его  культуры.

Сегодня важно восстановить естественный процесс передачи и сохранения духовных ценностей. В настоящее время, в современной молодежной среде происходит утрата интереса к прошлому, к культуре своего народа. Нарушились традиции, которые связывали молодое и старшее поколения.

Не зря в последнее время привитие чувства патриотизма приобретает всё большее общественное значение и становится задачей государственной важности.

Основные цели организации музея:

-Сохранение и развитие традиционных духовных, исторических и культурных ценностей в рамках единого культурного пространства путем приобщения детей к развитию краеведения, истории освоения родного края.  

Задачи:

- создать оптимальные условия для приобщения взрослых и детей к истокам культуры своего народа через организацию музея под открытым небом.

- вовлечь взрослых и детей в активно-познавательную, исследовательскую деятельность по изучению и сохранению истории, природы и культуры своего народа;

- сформировать у детей чувство патриотизма.

Основные целевые группы, на которые направлен проект:

- Учащиеся образовательных учреждений Алданского улуса;

- Молодежь и студенты;

- Гости и туристы при серьезной поддержке со стороны заинтересованных ведомств, министерств, учреждении и правительства.

Механизм и поэтапный план реализации проекта (последовательное перечисление основных мероприятий проекта с приведением количественных показателей и периодов осуществления).

                                   Календарный план работы:

Содержание работы

Сроки выполнения

Ответственный

                                      Подготовительный этап

1.

-подбор и изучение методической литературы;

-планирование предстоящей деятельности направленной на реализацию проекта;

-подготовка строительных материалов

(заготовка бревен, жердий )

- субботник ЧП Марков;

- приобретение стройматериала обрезная доска, гвозди, краска;

Январь-март 2018 г.

Апрель-май 2018 г.

Июнь

2018 г.

Прокопьева Д.М.- организатор детского движения «Единство»;

Тихонова Т.С.- зам. Директора по ВР;

Никитина Ж.В., Прокопьев В.Д.- организаторы летнего отдыха детей; учащиеся школы.

Никитина Ж.В., Прокопьев В.Д.- организаторы летнего отдыха детей; учащиеся школы.

                                                    Основной  этап

2

- строительство: зимний чум, сайба (амбар), пури, дэлкэн и бютей (загон);

- заказ на изготовление рекламного щита (баннер) «Спектр»

-строительство шалаш охотника, пури,

дэлькэн;

-Изготовление и постановка сооружений :Туру муо (Тэгэк муо) – заповеди «иты одэ» , объекты культового значения-  чычыпкан, дэлькэн,  Сэвэки.

- лакокрасочная работа ( покраска и декорирование)

Июнь 2018 г.

Июнь 2018 г.

Июль 2018 г.

Август  2018 г.

Август  2018 г.

Никитина Ж.В., Прокопьев В.Д.- организаторы летнего отдыха детей; трудовой отряд.

Тихонова Т.С.-зам. Дир. ВР

Никитина Ж.В., Прокопьев В.Д.- организаторы летнего отдыха детей; трудовой отряд

Никитина Ж.В., Прокопьев В.Д.- организаторы летнего отдыха детей; трудовой отряд

Никитина Ж.В., организатор летнего отдыха детей; трудовой отряд

                                   

                                             Заключительный этап            

 3.

Подведение итогов

Торжественное открытие музея

Сентябрь

2018 г.

1 сентября 2018 г.

Прокопьева Д.М.- организатор детского движения «Единство»;

Тихонова Т.С.- зам. Директора по ВР;

Никитина Ж.В., Прокопьев В.Д.- организаторы летнего отдыха детей; трудовой отряд.

Прокопьева Д.М.- организатор детского движения «Единство»;

Тихонова Т.С.- зам. Директора по ВР;

Никитина Ж.В., Прокопьев В.Д.- организаторы летнего отдыха детей; трудовой отряд

Ожидаемые результаты:

  1. Создание условий для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного народа через создание на территории МБОУ  "СОШ №20 с.Хатыстыр" "Этнического музея под открытым небом «Дулин Буга".
  2. Повышение интереса родителей и учеников к истории, традиции и культуре своего народа.
  3. Воспитание патриота, который будет не только знать о своем народе, но и гордится своей принадлежностью к этносу.

Исполнители проекта:

 группа учителей и работников школы – Прокопьева Д.М.,

Никитина Ж.В., Тихонова Т.С., Прокопьев В.Д.; учащиеся школы.

СМЕТА

на строительство экспозиционных объектов

этнического музея под открытым небом «Дулин буга»

Наименование объектов

Расход

материалов

Стоимость единиц

Кол-   во

объектов

Сумма

руб.

1.

Объекты отдела:

Чум летний;

Чум летне-осенний;

Чум зимний;

Элбэлээн (шалаш)

охотника.

Доска обрезная;

краска ПФ

 

 Доска обрезная

2,0 куб х 10 000руб=

 20 000;

Краска ПФ 20 лит

3 б  х  3600 = 10 800

     4

30 800

2.

Объекты хозяйственно-бытового значения:

Сайба на сваях;

Пури для хранения снаряжений и одежды охотника;

Халтама с 3-мя отделами;

Бютэй летний и зимний.

Доска обрезная, бревна, столбы

Доска-

 0,5 куб х 10 000 руб = 5 000;

Бревна,

столбы-

  1. куб х 10 000 руб= 10 000;

гвозди 7-12 см

 12 кг х 100 руб = 1200

 

   

      4

16 200

3.

Объекты охотничье-бытового отдела:

Избушка дымокур для копчения мяса и шкуры;

Аргы для сушки шкуры, меха, зимних и летних снаряжений охотника;

Лабас – пури  на 4-х,3-х и 1 столбах ножках для хранения продуктов;

Аргы для рыболовных

снастей.

Доска обрезная, бревна, столбы

Доска-

 1,0 куб х 10 000 руб = 10 000;

Бревна,

столбы-

2.0 куб х 10 000 руб= 20 000;

гвозди 7-12 см

1 0 кг х 100 руб = 1000

     4

31 000

4.

Объекты культового отдела:

Чычыпкан;

Дэлькан;

Туру муо (Тэгэк муо) – заповеди «иты одэ»

Доска обрезная, бревна, столбы,

Рекламный щит

Доска-

 1,0 куб х 10 000 руб = 10 000;

Бревна,

столбы-

1.5 куб х 10 000 руб= 15 000;

гвозди 7-12 см

10 кг х 100 руб = 1 000;

Рекламный щит (баннер)- 12 000

Краска ПФ 20 лит – 3600

Лак по дереву –

20 лит – 4000

Антицептик по дереву – 1400

    3

 

    47 000

5

Копание в ручную установка столбов

Столбы 20 шт. х1500 =15000

15000

6

Услуги трактора

1 час х 1500

16

25000

ИТОГО:

165000

Итого: 165 000 (сто шестьдесят пять тысяч) рублей  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МУЗЕЙ ВЕЛИКИХ ОТКРЫТИЙ: Жизнь и творчество Марии Склодовской-Кюри.

Внеклассное мероприятие по физике для учащихся 9-х классов. ...

Презентация "Великий Новгород в деревянном кружеве"(Музей под открытым небом Витославлицы)

Эта презентация знакомит учащихся с лучшими образцами древнерусского деревянного зодчества: избами, церквями,мельницами, колодцами. Может быть использована на уроках развития речи, литературы при изуч...

«Город-музей под открытым небом» (Заседание клуба «Эрудит»)

1.     Обобщить и систематизировать литературные и исторические знания о родном городе.2.     Развивать познавательную деятельность, пополнять словарный запас у...

Афины-город музей под открытым небом.

Работа была подготовлена в рамках районной историко-обществоведческой конференции "Эврика". Номинация - Всеобщая история"....

Шарыповский район – музей под открытым небом.

Сценарий урока, посвященного 75-летию Шарыповского района «История района – моя история»...

Программа лагеря с дневным пребыванием детей «Моян мощ!» (В гостях у Сказка Программа лагеря с дневным пребыванием детей «Моян мощ!» (В гостях у Сказки) Этническая и) Этническая

Лагерь с дневным пребыванием детей на базе средней школы № 1 в июне погрузил 75 детей и подростков в сказочную атмосферу.  Программа под названием «М...