Методический семинар
материал

Волкова Яна Владимировна

Методический семинар 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_seminar.docx22.28 КБ
Файл formirovanie_uud_na_urokah_geografii.pptx114.11 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кузбасская средняя общеобразовательная школа имени героя Советского Союза Н.А. Шорникова» Кемеровского муниципального района

Волкова Я.В.,

учитель географии и истории

Методический семинар

«Формирование универсальных учебных действий на уроках географии»

Уважаемые коллеги, представляю Вашему вниманию методический семинар по теме «Формирование универсальных учебных действий на уроках географии». (Слайд 1)

В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов становится реализация развивающего потенциала образования, актуальной и новой задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. (Слайд 2)

Универсальные учебные действия создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные способы действий, открывающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях.

В более узком значении термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Функции универсальных учебных действий включают:

1. Регуляцию учебной деятельности: принятие и постановка учебных целей и задач; поиск и эффективное применение необходимых средств и способов  реализации учебных целей и задач; контроль, оценка и коррекция  процесса и результатов учебной деятельности.

2. Создание условий для саморазвития и самореализации личности: готовность к непрерывному образованию на основе умения учиться; формирование гражданской идентичности и толерантности жизни в  поликультурном обществе; развитие высокой  социальной и профессиональной мобильности.

3. Обеспечение успешности обучения: успешности усвоения знаний, умений и навыков; формирование целостной картины мира; формирование компетентностей в любой предметной области познания. (Слайд 3)

Универсальный характер УУД проявляется в том, что они:

  • носят надпредметный, метапредметный характер;
  • обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;
  • обеспечивают преемственность всех степеней образовательного процесса;
  • лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания;
  • обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

Виды универсальных учебных действий (Слайд 4)

В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить четыре блока:

  1. личностный;
  2. регулятивный;
  3. познавательный;
  4. коммуникативный.

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. (Слайд 5)

Способы формирования личностных универсальных учебных действий на уроках географии. (Слайд 6)

Для формирования личностных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий: участие в проектах: выбор интересной для ребенка темы, распределение ролей в группе, определение своего вклада в коллективную работу, и т.д.; дневники достижений: портфолио помогает   учителю:  - создать ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях; максимально раскрыть индивидуальные способности каждого ребенка; в приобретении навыков рефлексии, формировании у ребенка умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями ("я реальный", "я идеальный"). (Слайд 7)

Познавательные универсальные учебные действия включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем. (Слайд 8)

Способы формирования познавательных универсальных учебных действий. (Слайд 9)

Для формирования познавательных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды деятельности. (Слайд 10)

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. (Слайд 11)

Способы формирования регулятивных универсальных учебных действий. (Слайд 12, 13) Для формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:

  • «преднамеренные ошибки»;
  • поиск информации в предложенных источниках;
  • взаимоконтроль.

Критериями сформированности у учащегося регуляции своей деятельности могут стать способности: выбирать средства для организации своего поведения; запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени; планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм; предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки; начинать и заканчивать действие в нужный момент; тормозить ненужные реакции.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет  позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. (Слайд 14)

Способы формирования коммуникативных универсальных учебных действий. (Слайд 15)

Личностный эффект совместной деятельности учителя и учеников предполагает преобразование, перестройку позиций личности, что выражается в изменении ценностных установок, смысловых ориентиров, целей учения и самого взаимодействия у каждого из участников обучения. (Слайд 16)

Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий: составь задание партнеру; отзыв на работу товарища; групповая работа по составлению кроссворда; «отгадай, о ком говорим»; диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи); проектная деятельность.

Виды формируемых универсальных действий и типы используемых заданий и приемов на уроках истории и обществознания. (Слайд 17, 18)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование универсальных учебных действий на уроках географии Материал подготовила: Волкова Яна Владимировна , учитель географии и истории МБОУ «Кузбасская СОШ »

Слайд 2

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ умение учиться, обеспечивают способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта 2

Слайд 3

Функции УУД 3 Регуляция учебной деятельности Создание условий для саморазвития и самореализации личности Обеспечение успешности обучения

Слайд 4

Виды УУД 4 ЛИЧНОСТНЫЕ − обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся РЕГУЛЯТИВНЫЕ − обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ − обеспечивают общеучебные умения работать с новой информацией, логические действия КОММУНИКАТИВНЫЕ − обеспечивают умение строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми

Слайд 5

Личностные УУД Самоопредление - жизненное, личностное, профессиональное (построение жизненных планов) ; Смыслообразование ( ф-е ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности , установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом); Нравственно-этическое оценивание ( знание основных моральных норм, выделение нравственного содержания поступка , умение выделить нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами ) .

Слайд 6

Ключевые слова в учебных заданиях, направленных на развитие личностных УУД 6 «вырази отношение», «объясни эмоции», «настроение», «любите», «нравится», «не нравится», «хорошо – плохо», «красиво – некрасиво» и др.

Слайд 7

Памятка для учителя Как помочь ученику освоить УУД? Личностные УУД: 1. Помните, что каждый ребенок – индивидуален . Помогите найти в нем его индивидуальные личные особенности. 2. В жизни ребенка, в каком бы возрасте он не был взрослый это тот человек, который «открывает» ему реальный мир. Помогите раскрыть и развить в каждом ученике его сильные и позитивные личные качества и умения . 3. Организуя учебную деятельность по предмету учитывайте индивидуально-психологические особенности каждого ученика. Используйте данные психологической диагностики. 4. Помните, что главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете . Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета. 7

Слайд 8

Познавательные УУД 8 Общеучебные ( определение познавательной цели, поиск информации, структурирование знаний, смысловое чтение, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности и др.) Логические, включая постановку и решение проблем (анализ объектов с целью выделения признаков, синтез – составление целого из частей, установление причинно-следственных связей, выведение следствий , доказательство и др.) Знаково-символические ( кодирование – декодирование, умение строить и использовать наглядные модели, схемы, диаграммы, чертежи )

Слайд 9

Ключевые слова в учебных заданиях, направленных на развитие познавательных УУД 9 «назови», «графически обозначь», «составь текст», «расскажи», «вспомни», «сделай вывод», «найди в словаре, справочнике» и др.

Слайд 10

Познавательные УУД: 1. Если вы хотите чтобы дети усвоили материал, по вашему предмету научите их мыслить системно (например, основное понятие (правило) - пример - значение материала) 2. Постарайтесь, помочь ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности , учите иx учиться. Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний 3. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике . Найдите способ научить ребенка применять свои знания. 4. Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи. 10

Слайд 11

Регулятивные УУД 11 Целеполагание Планирование Прогнозирование Контроль, включая волевую саморегуляцию Коррекция Оценка

Слайд 12

Ключевые слова в учебных заданиях, направленных на развитие регулятивных УУД 12 «найди (исправь) ошибки», «план», «набросок», «алгоритм», «оцени работу», «по образцу», «прикидка», «прогноз» и др.

Слайд 13

Регулятивные УУД: 1. Научите ребенка контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике. 2. Научите ученика: контролировать, выполнять свои действия по заданному образцу и правилу . 3. Помогите ребенку научиться адекватно оценивать выполненную им работу . Научите исправлять ошибки. 13

Слайд 14

Коммуникативные УУД 14 Учебное сотрудничество Согласование действий с партнером Постановка вопросов Построение речевых высказываний Умение слушать и слышать Разрешение конфликтов

Слайд 15

Ключевые слова в учебных заданиях, направленных на развитие коммуникативных УУД 15 «объясни», «сформулируй», «составь рассказ», «дай характеристику», «опиши», «выскажи»,«работай в группе (паре)» и др.

Слайд 16

Коммуникативные УУД: 1.Научите ребенка высказывать свои мысли . Во время его ответа на вопрос задавайте ему наводящие вопросы. 2. Не бойтесь «нестандартных уроков», попробуйте различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала по вашему предмету. 3. Составите для учеников алгоритм пересказа текста материала, за следование которого вы будете причислять дополнительный балл, например. 4. Организовывая групповую работу или в парах, напомните ребятам о правилах ведения дискуссии, беседы . 5. Приучите ребенка самого задавать уточняющие вопросы по материалу (например, Кто? Что? Почему? Зачем? Откуда? и т.д.) переспрашивать, уточнять; 6. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников , их интересы, особенности развития. 16

Слайд 17

ВИДЫ УУД ТИПЫ ЗАДАНИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД: Умение анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять сравнение; Умение работать с информацией: осуществлять поиск, выделять главное, систематизировать, представлять в различных формах. Умение формулировать проблему и находить пути ее решения, умение выдвигать гипотезы и находить аргументы, умение строить доказательство. Составление планов. « Инсерт », « синквейн », кластер, графо-схема , опорный конспект, таблица и др. Поиск лишнего, соотнесение, логические цепочки, сравнение и др. Работа с диаграммами, статистической информацией, документами. Подготовка рефератов, сообщений, докладов, презентаций. Решение кроссвордов, ребусов. ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: Навык оценочной деятельности. Ценностная ориентация Смыслообразование Дать оценку явлению, личности, поступку, ситуации. Как бы ты поступил? Задай вопрос историческому деятелю. Проекты и т.п.

Слайд 18

ВИДЫ УУД ТИПЫ ЗАДАНИЙ РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД: Умение осуществлять целеполагание , разбивать деятельность на этапы, корректировать, проводить рефлексию, осуществлять волевую саморегуляцию . Работа с памятками, алгоритмами; Учебно-исследовательская и проектная деятельность. Взаимоконтроль, взаимооценка . Дифференцированные задания. Сообщения, доклады, рефераты, презентации. Игры Работа в группах, парах. КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД: Умение выражать свои мысли в устной и письменной форме, владение диалогической и монологической формами речи. Умение работать в команде (слушать и слышать, учитывать мнение другого, разрешать конфликты). Умение задавать вопросы. Придумать вопросы и задать одноклассникам. Написать отзыв на работу одноклассника Составить рассказ, описание, подготовить презентацию, написать эссе. Выполнение различных заданий в парах и группах. Ролевые игры и деловые игры. Диспуты, дискуссии, круглые столы.

Слайд 19

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на методическом семинаре "Пути повышения мотивации учащихся", 2009

Доклад на методическом семинаре "Пути повышения мотивации учащихся"...

методический семинар для учителей по теме"одаренность"

В данном материале  рассматриваются виды одаренности, различные пожходу  к данному вопросу. даются рекомендации для учителей по педагогическому сопровождению одаренности....

Методический семинар Методическая тема: « Здоровьесберегающие технологии. Тайм-менеджмент на уроках русского языка и литературы»

Методический семинар Методическая тема: « Здоровьесберегающие технологии. Тайм-менеджмент на уроках русского языка и литературы» В учебной программе нет предмета, который напрямую был ...

Конкурсное мероприятие " Методический семинар" Методическая проблема " Физический эксперимент как метод активации познавательной и мыслительной деятельности обучающихся".

Уроки без демонстраций и практических работ скучны, поэтому для вовлечения учащихся в активный познавательный процесс я использую наглядность, демонстрационный и фронтальный эксперимент.  ...

Районный профессиональный конкурс «УЧИТЕЛЬ ЗОЛОТОГО АЛДАНА – 2017» Заочный тур «Методическое портфолио» Конкурсное задание «Методический семинар» Обобщение и систематизация опыта по теме: Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского язы

Данный материал представляет обобщение опыта работы учителя  по теме "Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы". Работа включает презентацию и пояснительную ...

Методическая папка к конкурсному заданию "Методический семинар" ("Учитель года-2017")

Представленные задания я применяла на уроках русского языка в V-VII классах в первой четверти. Каждое задание представлено в шести вариантах (по числу рабочих групп, состав которых относительно постоя...