ЗОЖ подростков: Проблемы и возможные пути решения
статья
Данная статья представляет собой анализ, который актуализирует основные проблемы сформированности ЗОЖ у учеников старшей ступени, а также возможные пути их решения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zozh_podrostkov.docx | 16.26 КБ |
Предварительный просмотр:
«ЗОЖ подростков: проблемы и пути решения»
Проблема сохранения здоровья подрастающего поколения по-прежнему не потеряла своей актуальности. Статистические данные системы здравоохранения, обобщение результатов научных исследований позволяют утверждать, что снижение уровня здоровья учащихся приобрело стойкие тенденции. Интерес ряда исследователей к состоянию здоровья детей обусловлен не только том, что они представляют будущее страны (они составляют 26% ее населения), но и тем, что это наиболее чувствительная к воздействию негативных факторов возрастная группа (В.А. Вишневский, 2002). Создание специализированных учебных заведений без предшествующей физиолого-гигиенической проработки планов и программ, все нарастающая интенсификация образования и обусловленные этим информационные перегрузки учащихся, дефицит двигательной активности, гиповитаминозы, недостаточная инсоляция на севере создают высокую степень риска нарушения здоровья у наших школьников (В.А. Вишневский, 2005).
К числу факторов, неблагоприятно действующих на растущий организм ребенка, также относят: нарушение гигиенических требований к окружающей среде и условиям жизнедеятельности, нарушения режима дня и учебно-воспитательного процесса, недостатки в организации питания, неблагоприятный климат в семье и коллективе, постоянно повышающиеся психические и учебные нагрузки, и мн. др. В.Р. Кучма и Г.Н. Сердюковская (2000) выявили, что приоритетное влияние на здоровье детей оказывают: экологический фактор (до 20%), факторы внутришкольной среды (20,7%), социально-гигиенические факторы (27,5% при поступлении в школу и 13,9% в конце обучения).
По мнению Всемирной организации здравоохранения и многих ученых (И.И. Брехман, 1995; В.П. Казначеев, 1998; Ю.П. Лисицин, 1998; В.В. Колбанов, 1998; Э.Н. Вайнер, 1998; В.П. Петленко, 1998; Г.Л. Апанасенко, 2000; Н.А. Амосов, 2002 и др.) доминирующая роль в обеспечении здоровья принадлежит образу жизни человека. Здоровье в значительной мере обусловлено полноценным питанием, рациональным двигательным режимом, закаливанием, режимом дня, и т.д. Поэтому, наш интерес к образу жизни учащихся вызван тем, что именно он более других факторов влияет на здоровье. Для исследования были выбраны старшие классы, так как в этом возрасте уже понятно, насколько сформирована культура здоровья учащихся, отражающая качество профилактической и оздоровительной работы школы. Культура здоровья школьников включает в себя: грамотность в вопросах здоровья, мотивацию на ведение здорового образа жизни, принятие на себя ответственности за собственное здоровье. Культура здоровья проявляется в образе жизни учащихся, в том, насколько он соответствует понятию «здоровый», в наличии или отсутствии факторов риска для здоровья учащихся.
Исследование образа жизни 64-х учащихся 10-х и 11-х классов одной из Сургутских школ, показало, что подавляющее большинство учащихся под здоровым образом жизни (ЗОЖ) понимают отсутствие вредных привычек и занятия физической культурой. Гораздо реже говорят о рациональном питании и режиме дня, психофизиологической регуляции, закаливании. Практически все опрошенные признают необходимость вести здоровый образ жизни, но он интересен им не сам по себе, а как средство достижения других жизненных целей: быть современным, красивым, успешным, дольше прожить, добиться успеха в жизни.
Считают, что ведут здоровый образ жизни - 18,7% школьников. Относятся к ЗОЖ положительно, но нерегулярно следуют ему 59,3% учащихся. Не ведут здоровый образ жизни, но относятся к нему положительно - 12,5% старшеклассников. Остальные респонденты не придают значение ЗОЖ. Считают, что беспечно относятся к своему здоровью - 84,2%. Верно, оценивают значение адекватной двигательной активности для человека 84,3% школьников. При этом активной физической деятельностью, вне школы занимаются 25% старшеклассников.
Считают, что использование естественных факторов природы (воздуха, воды, солнца) является необходимым компонентом здорового образа жизни 91% учащихся. При этом, бывают на свежем воздухе ежедневно: меньше 30 минут - 34,3%, около часа - 21,8%, 2 - 3 часа - 22,6%, более 3-х часов - 9,3%, не следят за этим - 12,5%. Утверждают, что закаливающие процедуры необходимы даже здоровым людям 35,9% старшеклассников. Закаливаются с помощью водных процедур - 21,8%.
Верное определение рационального питания дают 85,9% школьников. Соблюдают режим питания всего лишь 18,7% респондентов. Завтракают перед уходом в школу 54,6% опрошенных. Употребляют вредные для здоровья продукты - (чипсы, фанту, колу и т.п.) - несколько раз в неделю 51,6%, несколько раз в день - 23,4%; каждый день - 7,8%. Дальнейший анализ знаний учащихся о правилах питания показал, что 51,6% опрошенных считают, что молочные продукты следует употреблять 1 раз в день; 29,6% - несколько раз в неделю. Употребляют ежедневно молочные продукты - 40,6% респондентов. 41,7% старшеклассников считают, что овощи, фрукты следует употреблять 1 раз в день; 48% - несколько раз в день; 10,3% - несколько раз в неделю. Употребляют фрукты ежедневно - 54,6%. Используют в пищу йодированную соль - 48,4%; не используют - 51,6%.
Утверждают, что человеческий организм способен создавать запасы витаминов и их не обязательно постоянно принимать с пищей или в виде витаминных препаратов 42,2% респондентов. 57,8% считают, что витаминные препараты следует употреблять ежедневно, но реально принимают их каждый день 46,8%, из них всего 12,5% с учетом дефицитных для населения Сургута микроэлементов.
Считают, что воду нужно подвергать дополнительной очистке 70,3% респондентов; при этом из общего числа опрошенных пьют воду из под крана - 18,7%, отстаивают перед употреблением - 7,8%; пьют фильтрованную воду 28,1%, остальные кипятят. Правильную характеристику подземных вод региона (т.е. отнесли их к мягким) дали всего лишь 18,7%. Не знают о том, что Сургутская вода характеризуется мягкостью, дефицитом некоторых микроэлементов - 73,4% опрошенных.
Из учащихся, имеющих вредные привычки, 35,9% считают, что они появились под влиянием жизненных проблем; 21,5%, - под влиянием друзей; и 7,8% под влиянием телевидения. Не соблюдают режим дня - 32,8%; соблюдают, но не всегда - 57,8%. Хотя бы раз курили - 64% учащихся. Каждый день курят 6,3%, и столько же (6,3%) несколько раз в неделю. Достаточно часто пьют пиво - 21,8% опрошенных. Более крепкие напитки редко (раз в месяц и реже) употребляют 12%.
Многочисленные публикации последних лет свидетельствуют о том, что значительная часть современной молодежи проявляет не высокий уровень грамотности в вопросах здоровьесбережения (О.Л. Трещева, И.В. Павлова, 2001; О.А. Ахвердова, В.А. Магин, 2002; С.И. Логинов, 2002 и др.) и соответственно это находит отражение в их образе жизни. Вызывает тревогу несформированность у детей и взрослых культуры здоровья, мотивации на долгую, здоровую жизнь и потребности в ведении здорового образа жизни. К основным причинам такой ситуации следует отнести: отсутствие знаний по вопросам сохранения здоровья и соответствующего мировоззрения; сложное социально-экономическое положение в стране; отсутствие планомерной широкомасштабной агитационной деятельности по формированию «моды на здоровье» (В.Н. Касаткин, 2000) и др. Несмотря на негативные тенденции в состоянии здоровья школьников, обусловленные, в том числе и существующей организацией обучения, инициатива сохранения и укрепления здоровья учащихся принадлежит сегодня именно системе образования
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Причины ухода подростков в субкультуры. Возможные варианты решения проблемы.
Данный материал представляет презентацию-исследование причин ухода подростков в различные группировки: эмо, готы, панки и другие. Раскрывает социальные и психологические факторы, подталкивающие детей ...
Подходы к оценке качества работы учителя в рамках НСОТ: проблемы и возможные пути их решения
Поиск эффективных механизмов оценки качества труда учителя привёл нас к необходимости разработки новой системы внутришкольного контроля и мониторинга....
Портфолио ученика: проблемы и возможные пути их решения…
Портфолио ученика: определение портфолио, его виды, возможные ошибки при работе с портфолио, электронное портфолио (где создавать и его возможности)....
Портфолио ученика: проблемы и возможные пути их решения…
Портфолио ученика: определение портфолио, его виды, возможные ошибки при работе с портфолио, электронное портфолио (где создавать и его возможности)....
Глобальный мир и проблемы его развития.Пути решения общечеловеческих проблем.
Открытый урок по обществознанию. Используется групповая работа....
Проблемы подростка. Возможные пути решения, 7 класс
План-конспект открытого урока на тему "Проблемы подростка. Возможные пути решения" 7 класс (Enjoy English)...
«Проблемы экологии и их возможные пути решения» 7 класс
Данные материалы помогут учителю подготовить открытый урок по теме "Экология"...