Глобальный мир и проблемы его развития.Пути решения общечеловеческих проблем.
план-конспект урока по обществознанию (8 класс) по теме

Открытый урок по обществознанию. Используется групповая работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_8_globalnye_problemy.docx20.06 КБ

Предварительный просмотр:

8 класс

Тема: Глобальные проблемы. Пути решения общечеловеческих проблем.

Цели урока:

  • Образовательные: поднять учащихся на новый уровень осмысления глобальных проблем; максимально актуализировать их знания по другим предметам.
  • Развивающие: развивать  навыки групповой работы; учить анализировать полученную информацию, развивать воображение, учить видеть причинно-следственные связи; вести аргументированный спор.
  • Воспитательные: обратить внимание на нравственные аспекты в разрешении глобальных проблем.

Тип урока: урок обобщения и систематизации материала.

Вид урока: практическое занятие, дискуссии.

Основные понятия: глобальные проблемы, озоновые дыры, парниковый эффект, опустынивание, кислотные дожди, оружие массового поражения, терроризм, концепция устойчивого развития, глобальный прогноз.

Эпиграф на доске:

Цивилизация на нашей планете
до сих пор жива благодаря тому,
что люди, становясь сильнее,
в конечном счете, умели становиться и мудрее.
                                   А. Назаретян

  1. Организационный момент.

Ассоциации (Весна, война)

Учитель. На планете Земля неспокойно.

Да и было ль спокойно на ней?

Прекращались раздоры и войны.

Только снова седлали коней.

Вот и космос уже на примете.

Став над пропастью, в бездну глядим.

Как земли неразумные дети,

Рубим сук, на котором сидим.

Не спасет ни утроба отсека,

Ни глубинное в недрах жилье,

Человек,  полюби человека

Только в этом спасенье твоё!

В современных условиях обострились факторы риска, которые глобально влияют на развитие мировой цивилизации. Этим объясняется актуальность темы сегодняшнего занятия. Нам предстоит на основе исторического анализа подняться на новый уровень осмысления глобальных проблем. Актуализируйте ваши знания из курсов истории, обществознания, химии, физики, биологии, экологии, географии, ОБЖ. В конце урока вам предстоит ответить на проблемный вопрос (записан на доске):

Неизбежен ли крах человеческой цивилизации из-за глобальных проблем?

I этап. Что такое глобальные проблемы?

Учитель. Вплоть до середины XX в. в политическом языке отсутствовало понятие "глобальные проблемы” (фр. global – всеобщий, от лат. globus – "шар”). Лишь на уровне философских обобщений выдвигались идеи о связи деятельности человека с состоянием биосферы (окружающей его среды, которая поддерживает жизнь на Земле). Так, русский ученый В.И. Вернадский в 1944 г. высказал мысль о том, что деятельность человечества приобретает масштабы, сопоставимые с мощью природных сил. Это позволило ему поставить вопрос о перестройке биосферы в ноосферу (сферу деятельности разума).

Вопросы учащимся: Почему вплоть до середины XX в. в развитии человечества не существовало глобальных проблем? Что их породило? В ходе обсуждения возможно пояснение учителя.

Причины появления глобальных проблем:

  • глобализация мира;
  • огромные масштабы человеческой деятельности и неспособность человека рационально распорядиться этой могучей силой.

II этап. Классификация глобальных проблем.

Презентация работы групп:

1.Проблема войны и мира, терроризм.

2. Экологическая проблема.

3.Демографическая проблема.

4.Заболевания угрожающие существованию человечества.

III этап.

Тест.

IV этап.

 Ученица входит в класс, вносит глобус (звучит спокойная музыка), читает «Письмо Земли» своим детям.

Дорогие дети Земли!

Я пишу вам это письмо, обращаясь за помощью. Знаете кто я? Я – планета Земля. Но я не просто планета. Я – ваш дом. Я – ваша Мать – Земля. И как вы единственны и неповторимы, так же единственна и неповторима я. Так же как и вы, я нуждаюсь в любви, заботе и внимании.

Я расскажу вам о себе. Я – это скалы и деревья, по которым вы любите лазить. Я – тёплый песок на пляже, который поскрипывает под босыми ногами. Я – мягкая трава, на которой вы лежите, рассматривая облака. Я – реки, озёра, моря, в которых вы любите купаться. Я – прохладные зелёные леса, горячие красные пустыни и холодные белые ледники. Я люблю обнимать вас тёплым солнечным светом, щекотать ветром и целовать каплями дождя.

Скажите мне, что вы видите, глядя в зеркало? Конечно себя. Вы улыбаетесь и радуетесь себе.

Хотите знать, что вижу я, когда смотрю в зеркало? Я вижу всех животных, гуляющих по моим просторам, всех птиц, парящих в бескрайнем небе. Я вижу рыб, китов и дельфинов, плывущих в моих океанах. И во всех этих животных я вижу своих детей.

Но я вижу в зеркале кое-что ещё. Я вижу всех вас!

Потому что все вы - тоже мои дети.

И многое из того, что я вижу, доставляют мне боль и страдания.

Я вижу вымирающие растения и животных, моря и реки, в которых не может жить рыба, сгоревшие леса, засоленные почвы.

Я вижу всё больше пожилых людей и всё меньше молодых. Я плачу от жалости и бессилия, видя нищих и голодных. С содроганием смотрю я, как вы, не заботясь о будущем, забираете из моих недр всё, что я копила для вас миллионы лет, тратите мои богатства на то, чтобы убивать друг друга, уничтожать живой мир, своих младших братьев.

Когда я представляю себе такую картину, мне становится грустно и одиноко. Мне страшно от того, что вы не хотите понимать и уважать друг друга, что в вашем мире скопилось столько ненависти и боли.

Я – это вы, и если каждый человек делает что- то во вред себе или другим, то это причиняет мне огромную боль. Помните, что я у вас одна, а вас - миллиарды.

Дети мои, мне нужна ваша помощь, ваша любовь. Помогите мне, а значит и себе. Подумайте, что вы можете сделать для меня сейчас, что в ваших силах, что самое важное?

V. Практическая работа. 

1.Поможем планете решить глобальные проблемы! Продумайте и сформулируйте пути решения одной из глобальных проблем.

2.Альтернативные сценарии будущего. Школа моей мечты.

VI. Презентация работы групп.

VII. Мотиватор.

VIII. Работаем с учащимися по П О П С – формуле.

  • П – позиция
  • О – обоснование
  • П – пример
  • С – следовательно

. Учащиеся подводятся к выводу.

Вывод: Только через изменение ценностных установок возможно сохранение цивилизации. Будущее человечества зависит от того, насколько быстро и полно будут осознаны и приведены в действие главные факторы устойчивого развития.

Итоговый вывод: Многообразие и темпы развития глобальных проблем огромны и устрашающи. Однако умные люди в состоянии многое успеть предпринять для замедления их воздействия и даже исправления ситуации в целом, иначе человечеству останется винить лишь себя за все последующие невзгоды. Апокалипсис или золотой век? Выбор за нами.

Д.З.Эссе. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Координация усилий школы и семьи в решении актуальных проблем

Выступление на педагогическом совете по теме: "Координация усилий  школы и семьи  в решении актуальных проблем  воспитания школьников". В условиях кардинальных изменений в социальн...

Решение нравственных проблем в "Слове о полку Игореве" и опере А. Бородина "Князь Игорь". ( Интегрированный урок ).

Задачи урока: 1. Составить образы героев" Слова ..." с нравственной точки зрения. ...

"Использование игрового метода в решении учебных проблем "

Однотипность и шаблонность уроков снижают интерес к обучению, делают учебный процесс скучным и бесперспективным. А уж в начальной школе такое проведение уроков вообще недопустимо. Русский язык являетс...

Глобальные проблемы и пути их решения

Глобальные проблемы и пути их решения...

Методическая разработка урока "Глобальное потепление и проблемы окружающей среды"

Урок посвящен изучению проблем, вызванных глобальным потеплением....

Материалы научно-практической конференции "Современное общество: глобальные и региональные проблемы экологии".

Публикация статьи " Актуальные экологические проблемы Донбасса и определенные пути их решения" в сборнике материалов конференции....