Закаливание
материал

Анисимова Анна Валерьевна

польза и виды закаливания 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zakalivanie_vodoy.doc139.5 КБ
Microsoft Office document icon zakalivanie_vozduhom_.doc47 КБ
Microsoft Office document icon zakalivanie_solntsem.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

ВОДНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ.

Очень мощным природным средством закаливания является вода, ее температура. Влияют на организм также механические факторы, например душ, купание, и химические - соленые, хвойные ванны, купание в море.

Водные процедуры могут быть местными, (умывание, ножные ванны, обтирание   или  обливание до пояса) и общими (обтирание и обливание всего тела, купание в бассейнах, открытых водоемах). Их начинают с таких температур воды, которые не вызывают большого напряжения терморегуляционных механизмов ребенка (28—36°), и проводят тогда, когда тело его не переохлаждено и не перегрето.

Водные процедуры имеют перед воздушными и солнечными ваннами то преимущество, что их можно легко дозировать. При обливании водой, купании в открытых водоемах на тело человека оказывает влияние не только температура, но и давление воды, а при приеме солевых, хвойных ванн, купании в море, лечебных источниках — еще и химический ее состав. Обтирание кожи после любой водной процедуры сухим полотенцем обеспечивает хороший ее массаж, способствует лучшему кровенаполнению, а следовательно, и питанию. Так как водные процедуры являются возбуждающим и тонизирующим средством, их следует проводить после утреннего или дневного сна.

Местные процедуры — это обтирание, обливание, ванны. Местные процедуры проводят с постепенным усилением воздействия, начиная с более слабодействующих либо снижая каждый раз температуру воды. Надо особенно внимательно следить за исходным состоянием здоровья детей, их реакцией на процедуру, учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.

Действие воды, так же как и воздуха, человек испытывает на себе с момента рождения. Все гигиенические процедуры (умывание, мытье ног, рук и пр.) при правильной организации их проведения оказывают также и закаливающее воздействие. 

Для детей первого года жизни местными закаливающими мероприятиями являются подмывание, умывание, обтирание.

Начальная температура воды местных процедур для детей первого года жизни 28°, т. е. она близка к температуре кожи на открытых частях тела. Через каждые 1—2 дня, а индивидуально и через 4—б дней температура воды уменьшается на 1—2°, снижаясь до 22—20°. После подмывания, умывания кожу вытирают сухим мягким полотенцем. Длительность процедур 1—2 минуты.

Умывание, которое ежедневно проводят по утрам с гигиенической целью, при определенной организации может оказать на детей и закаливающее влияние. Для этого температуру воды при умывании постепенно (через каждые 2—3 дня) снижают на 1° и доводят ее для детей от года до 2 лет с 28 до 20°, для детей от 2 до 3 лет — до 16°, для детей 3 лет и старше — до 14°.

Детям до 2 лет обычно моют лицо и кисти рук, 2—3 лет, кроме этого, шею и руки до локтя, от 3 лет и старше при умывании можно обмывать и верхнюю часть груди.

В раннем возрасте подмывание детей также можно использовать как закаливающую процедуру. При этом температура воды постепенно снижается с 29—30° до 22—20° (на 2° через каждые 5—6 дней).

 При умывании детей от года до 2 лет им моют только лицо и кисти рук. Детям старше 2 лет моют лицо, шею, верхнюю часть груди и руки до локтя. Исходная температура для умывания 260, снижают ее постепенно за 10-15 дней до 18-170. После умывания кожу вытирают досуха полотенцем.

Местное обтирание является переходной стадией к общему обтиранию, но оно может проводиться и длительно — у детей ослабленных, перенесших недавно заболевание. Обтирание начинают с ног — от ступней до колен, а затем обтирают руки — от кистей до плеча. Продолжительность процедуры 1—2 минуты. В холодные месяцы исходная температура воды для обтирания должна быть 36— 35°, летом 34—33°. Один раз в 5 дней температуру воды снижают на 1°, доводя ее до 30—28°. После влажного обтирания руки и ноги ребенка растирают до легкого покраснения сухим мягким полотенцем.

При легком заболевании ребенка местная водная процедура не отменяется, повышается температура воды лишь на 2—3° по сравнению с той, которая применялась до заболевания. По выздоровлении температура воды вновь снижается на 1° через каждые 2—3 дня, пока не достигнет нужной.

Обтирание грудных детей проводят следующим образом: сначала обтирают руки (от пальцев к плечу), ноги (от стопы к бедру), затем грудь, живот и, наконец, спину. Каждую часть тела после ее обтирания сразу вытирают досуха (до легкого покраснения). Таким образом, сочетается действие воды и легкого массажа. Продолжительность процедуры 3—4 минуты, лучшее время — перед одним из дневных снов. Рукавичку или ткань, которой обтирают, через день кипятят. В условиях детского учреждения эти предметы должны быть у каждого ребенка.

Ножные ванны являются хорошим средством закаливания. Как известно, переохлаждение ног нередко приводит к простудным заболеваниям, так как при сильном их охлаждении рефлекторно сужаются кровеносные сосуды носоглотки, вследствие чего питание слизистых оболочек носа и зева ухудшается, а жизнедеятельность микробов, всегда находящихся там, увеличивается. Ножные ванны способствуют закаливанию всего организма. Кроме того, ежедневные ножные ванны снижают потливость ног, являются профилактикой против плоскостопия.

Местное обливание ног проводится из ковша емкостью 0,5 л при температуре воздуха в помещении не ниже 20°. Во время процедуры смачивают нижнюю половину голени и стопы. Сосуд с водой держат на близком расстоянии от тела (4—5 см). На каждое обливание расходуется '/2—'/3 л воды соответствующей температуры. Собственно обливание продолжается 15—20 с, затем ноги ребенка обтирают сухим полотенцем до легкого порозовения кожи. Следует помнить, что эффект закаливания будет только в том случае, если прохладную воду лить на теплые ноги ребенка. В связи с этим обливание ног проводят обычно после дневного сна. Летом целесообразно обливание ног сочетать с их мытьем после прогулки — ноги моют теплой водой с мылом и обливают водой соответствующей температуры.

Обливание ног (с постепенным снижением температуры воды)

Возраст детей

Начальная температура

Конечная температура

2 года

4 — 7 лет

30°

30°

18— 16°

16—14°

Температура воды снижается через 1—2 дня на 2°.

Обливание ног с использованием контрастных температур воды можно рекомендовать для детей раннего возраста в холодный период года, когда частота респираторных заболеваний возрастает. На контрастное обливание переходят и в период эпидемической обстановки (наличие респираторных и инфекционных заболеваний в дошкольных учреждениях), а также при снижении температуры воздуха в групповых помещениях ниже

Контрастное обливание может быть щадящим, когда вначале ноги обливают теплой водой 36—35°, а затем сразу же прохладной — 24—25°, после чего вновь следует обливание теплой водой 36—35°. Постепенно температура теплой воды повышается до 40°, а прохладной снижается до 18°. Заканчивают процедуру сухим: растиранием. Такой метод обливания рекомендуется детям ослабленным или перенесшим болезнь. Закаленным и редко болеющим воспитанникам эту процедуру лучше проводить в обратном порядке, начиная с холодной воды 24—25°, потом переходят к теплой воде 35—36° и затем вновь к холодной с таким же постепенным изменением температуры. После обливания — сухое растирание.

В настоящее время в дошкольных учреждениях широко используется контрастное закаливание. При этом ноги обливают сначала теплой водой – 360, а затем температуру постепенно снижают до 28-180, а в конце – опять теплой. Этот способ имеет определенные преимущества: у детей с аллергическими реакциями предотвращается чрезмерное сужение сосудов, которое вредно для ребенка. Контрастное обливание вызывает исходное расширение сосудов, и действие холодной воды оказывает закаливающий эффект. Последующее теплое обливание препятствует возникновению спазма капилляров. Контрастное обливание позволяет и после заболевания не выводить детей из всей системы закаливания, таким детям ножки обливают только теплой водой.

Общие процедуры. К ним относятся гигиеническая ванна, влажное обтирание, обливание, душ, купание в водоемах.

Общие водные процедуры (обтирание, обливание, купание) проводятся не раньше чем через 30—40 мин после приема пищи.

Обтирание можно начинать с 3-месячного возраста. Детям первого года жизни, а также ослабленным воспитанникам старшего возраста перед обтиранием водой в течение 1 – 2 недель следует проводить сухое растирание кожи чистой мягкой материей до слабого покраснения. Чтобы раздетые дети не ждали процедуры, следует заранее подготовить все необходимое. Мальчиков и девочек старше 3 лет обтирают отдельно.

Рукавички из мягкой материи, которыми обтирают детей, кладут в большой таз с водой нужной температуры. В воду добавляют морскую или поваренную соль (2 столовые ложки на ведро). После обтирания хорошо смоченной рукавичкой тело ребенка сразу же растирают сухим банным полотенцем. Грудным детям сначала обтирают руки и ноги, затем шею, грудь, живот и только после этого спину. Ноги и руки обтирают, слегка массируя кожу по направлению от пальцев к туловищу (это предупреждает застой крови в венах и капиллярах). Детей, умеющих хорошо стоять, обтирают в положении стоя: сначала верхнюю, а затем нижнюю часть тела. С 5—7 лет дошкольников приучают обтираться самостоятельно, помогая им смачивать рукавичку и обтирать спину. Рукавички после употребления кипятят и сушат.

Примерная температура воды для обтирания

Возраст детей

Начальная

температура

Предельная

температура

Первый год жизни

35°

28°

От года до 3 лет

34°

25°

От 4 до 7 лет

32°

22°

Обливание всего тела проводится при температуре воздуха не ниже 23°. Воду льют из лейки на плечи, грудь, спину (расход воды— 1,5—2 л). Сосуд поднимают на 6—8 см выше ребенка. Затем сразу следует сухое растирание. Длительность процедуры увеличивается с 15 до 35 с.

Примерная температура воды для обливания

Возраст детей

Начальная

температура

Конечная температура

До 3 лет

3 — 4 года

5—7 лет

   35°

35—34°

34—35°

26—28°

   24°

   22°

Температура воды снижается через 3—4 дня на 2°. Душевые установки (смесители) используют при закаливании водой только в том случае, если они обеспечивают ее постоянную температуру. Обычно воду нужной температуры разводят в специальных баках.

Во время процедуры дети становятся в таз с теплой водой (37—38°) или на деревянную подставку, помещенную в ванну, голову покрывают резиновым колпаком или шапочкой. Процедура, продолжительность которой для каждого ребенка должна быть не более 40 с, заканчивается растиранием тела мохнатым полотенцем до покраснения кожи Летом обливание и душ рекомендуется проводить на воздухе.

Когда при закаливании будут достигнуты конечные температуры воды и воздуха, на них останавливаются в течение 2 мес. для обеспечения эффекта тренировки. Далее можно усилить действующий фактор (перейти от местных — к общим закаливаниям, от слабых — к более сильным процедурам) или увеличить время его действия.

Общие обливания у детей до 9 месяцев сводится к контрастным обливаниям после гигиенической ванны. Начиная с 9 – 10 месяцев можно делать общее обливание, не связанное с гигиенической ванной. С этого возраста целесообразно проводить обливание ежедневно в течение года. В зимнее время общее обливание рекомендуется начинать лишь после предварительно проведенных обтираний, летом же можно обойтись и без этого.

Обливание выполняют из садовой лейки, ведерка, кувшина или ковша. Голову обливать не нужно. Лейку или кувшин надо держать на расстоянии 25—30 см от тела. Детей сажают, а умеющих стоять ставят в большой таз. Сначала обливают спину, при этом ребенка держат несколько наклонно вперед, затем грудь и живот, отклонив голову назад. И, наконец, по очереди обливают левое и правое плечо и руки. После этого ребенка досуха растирают полотенцем. Температура воды зимой 37—36°, летом 35°. Постепенно (на Г через каждую неделю зимой, а летом через 3—5 дней) ее снижают до 28°. , Детям 1—3 лет общее обливание зимой начинают водой температуры 34°, летом 33°, постепенно снижая ее на 1°: зимой — через 5 дней, доводят ее до 28°, летом — через 2—3 дня и доводят до 25— 24°. Длительность общих обливаний должна быть небольшой — от 30—40 секунд до 1 —1,5 минуты. После общего обливания кожа ребенка становится сначала бледной (сужение кожных сосудов), а затем краснеет (наступает расширение сосудов). Это указывает на положительное действие обливания. Если кожа резко бледнеет, синеет, появляется дрожь, это свидетельствует о переохлаждении; если же покраснения кожи не происходит или оно слабо выражено, то после обливания или душа надо растереть тело ребенка полотенцем до легкого покраснения.

Душ — сильнодействующее закаливающее средство. При проведении этой процедуры к температурному фактору присоединяется механическое действие струи воды, оказывающее на нервную систему возбуждающее действие. Поэтому душ начинают применять детям только с 1,5 лет. Душ особенно полезен малоактивным детям, страдающим плохим аппетитом. Температура воды такая же, как и при общих обливаниях.

При снижении температуры воды руководствуются состоянием здоровья и реакцией ребенка на процедуру. Для детей с повышенной нервной возбудимостью рекомендуется применять более теплую воду, продолжительность процедуры не более 1 —1,5 минуты.

Надо учесть, что испарение с увлажненной кожи резко усиливает охлаждение, поэтому, как и общее обливание, душ принимают быстро и сразу же вытирают ребенка досуха. Чем холоднее вода, тем короче процедура.

Лучшее время для проведения обтирания, обливания, душа — утренние часы после пробуждения или утренней гимнастики, когда кожа равномерно согрета, что обеспечивает хорошую сосудистую реакцию. В условиях детского учреждения эти процедуры проводятся после дневного сна, а летом — перед обедом.

Купание в открытых водоемах (бассейн, река, озеро, море) является одним из любимых детьми закаливающим мероприятием. На организм ребенка одновременно действуют воздух, солнце, вода (ее температура, состав). Все это в сочетании с движениями, которые ребенок производит, плавая или играя в воде, активизирует работу нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной и других систем.

Купание в открытых водоемах вызывает значительное напряжение теплорегуляционных механизмов ребенка и поэтому должно строго контролироваться. В условиях дошкольных учреждений к купанию в открытых водоемах допускают только здоровых детей (первая группа по здоровью) старше 3 лет.

Дошкольникам можно начинать купаться в безветренную погоду при температуре воздуха не ниже 25° и воды 23°. Закаленным детям можно позволять купаться и в более прохладной воде, сокращая время купания. Нельзя купать детей натощак или раньше чем через 1,5 ч после приема пищи. Купаются воспитанники 1 раз в день.

Продолжительность первых купаний не должна превышать 3 мин, в дальнейшем ее постепенно увеличивают: для детей 3—5 лет — до 5 мин, 6—7 лет — до 8—10 мин. Купать детей надо в утренние часы после солнечных ванн.

Купаться одновременно могут шестеро детей. При этом один воспитатель, умеющий плавать, должен быть вместе с ними в воде, а другой воспитатель или няня остается на берегу и следит за остальными детьми. В воде дети должны все время двигаться, играть в мячи, резиновые игрушки. Пятилетних ребят уже можно обучать плаванию.

Во время купания нельзя разрешать детям заходить дальше указанного места, шалить, толкать друг друга, окунаться в воду с головой. Если какой-либо ребенок замерзнет, начнет дрожать, его надо немедленно вывести из воды, хорошо растереть полотенцем и одеть.

После купания всех воспитанников быстро обтирают индивидуальными полотенцами, организуют подвижные игры в тени. Принимать солнечные ванны после купания не рекомендуется.

Для купания детей в населенных пунктах надо отгородить часть общего пляжа и водоем с проверенным дном. Глубина водоема должна быть не более 60—70 см. Нельзя устраивать купальню там, где выше по течению купают или поят скот. На берегу для раздевания детей хорошо иметь индивидуальные подстилки.

Водный бассейн, где купаются дети, должен быть обязательно проточный, берег сухой, чистый; дно бассейна без ям и камней, с постепенным понижением.

Купание в открытых водоемах является наиболее сильнодействующей процедурой, так как здесь имеет место одновременное влияние трех факторов: свежего воздуха, большой массы воды и солнечной радиации — на всю поверхность кожных покровов. Водоем для купания детей должен быть с песчаным дном, пологим и чистым. Лучше, если место для купания детей будет огорожено барьером. Течение воды не должно быть сильным. Для купания детей, умеющих хорошо ходить, т.е. не младше 2—3 лет, рекомендуется выбирать место глубиной 25—30 см; наибольшая допустимая глубина — не выше пояса детям. Купание лучше начинать при установившейся безветренной погоде, температуре воздуха 25—26° и воды не ниже 23°. Наилучшее время купания — от 10 до 12 часов. Купание натощак вредно, не следует также купаться раньше чем через 1 —1,5 часа после еды. Продолжительность первых купаний для детей 2—3 лет ограничивается двумя-тремя кратковременными погружениями в воду. Затем длительность их увеличивается до 2—3 минут, а в дальнейшем, по мере привыкания малышей к этой процедуре,— до 5—6 минут. Ребенку разрешается купаться не более одного раза в день. Надо следить за тем, чтобы дети не входили в воду разгоряченными или с охлажденным телом, холодными руками. Во время купания надо следить за состоянием ребенка: при малейших признаках охлаждения (бледность лица, синева губ, озноб) прекратить купание. После купания следует досуха растереть тело, быстро одеть и отвести ребенка в тень.

Солнечные и воздушные ванны должны предшествовать купанию. Ослабленным детям полезно в течение первых 4—7 дней от начала приема процедур проводить обтирания прохладной водой.

Морские купания — наиболее сильное, комплексное закаливающее средство. При купании в море на организм ребенка действует не только температура воды, но и ее давление, химический состав (соли хлористого натрия и др.). Теплые ванны из морской воды в условиях помещения полезны детям любого возраста, особенно страдающим рахитом.

В течение месяца с детьми достаточно провести 20 морских купаний. (Купаться 1 раз в день.) В прохладную и дождливую погоду купание заменяют обливанием или обтиранием морской водой.

Морские купания оказывают еще более сильное действие на организм ребенка, так как при них сочетается термическое и механическое воздействие (давление большой массы воды и удар волн) и, кроме того, морская вода оказывает химическое действие (соленость и др.). Поэтому детям, постоянно живущим на юге, можно начинать купание с 2 лет, а живущим в условиях умеренного климата — с 3 лет. Для детей до 2 лет, особенно больных рахитом, очень полезны ванны из подогретой морской воды.

Морские купания вначале продолжаются всего 1—2 минуты, и только по мере привыкания ребенка их продолжительность увеличивают до 5—8 минут. Во время купания не рекомендуется выходить из воды, чтобы погреться на солнце, а затем снова погружаться в воду. По окончании купания ребенок должен быстро выйти из воды, его надо растереть полотенцем и одеть. Полезно дать малышам немного побегать по берегу, а затем спокойно посидеть в песке. Купать ребенка в море достаточно один раз в день. Курс морских купаний для маленьких детей — примерно 20 раз в месяц. В прохладную дождливую погоду купание заменяется обливанием или обтиранием.

Любое купание в открытом водоеме противопоказано детям с очень низкой массой тела, страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями, резким малокровием, эпилепсией, заболеваниями мочевыводящих путей, больным активной формой туберкулеза, а также детям с повышенной нервной возбудимостью, перенесшим недавно пневмонию или инфекционные заболевания. Безусловно, запрещается купаться при повышенной температуре, острых респираторных и острых желудочно-кишечных заболеваниях.

В течение последних лет получило известное распространение так называемое раннее плавание детей. Эта водная процедура для здоровых детей; начинается она со второй, третьей недели жизни ребенка. Хотя этот вид закаливания проводится еще задолго до поступления в дошкольное учреждение, воспитатели должны быть знакомы с этим способом.

Физиологической основой раннего плавания является безусловный рефлекс плавания, которым обладают новорожденные дети, что позволяет, применяя эту общую водную процедуру, постепенно увеличивать время пребывания ребенка в воде и формировать в дальнейшем навыки плавания. Раннее плавание проводится по назначению врача.

При проведении этого вида закаливания особое внимание следует уделять дозировке времени пребывания ребенка в воде. Нарастание дозы плавания на каждом занятии — в диапазоне 10—15 секунд, а снижение температуры воды в конце каждого месяца —0,5°. При этом активизация двигательных функций достигается увеличением количества, и стимулированием движений, а достижение закаленности — снижением температуры воды.

Занятия плаванием проводятся в условиях поликлиники, подготовленным медицинским персоналом, по индивидуально разработанной методике под строгим врачебным контролем, с учетом состояния здоровья и индивидуальных особенностей детей.

Проявление отрицательного эмоционального состояния или дискомфорт в температуре тела (появление «гусиной кожи», озноба, резкого покраснения тела и т. д.) является показанием к немедленному прекращению процедуры. Этот вид закаливания только начал подвергаться всестороннему клиническому и экспериментальному изучению, поэтому проводить раннее плавание следует с осторожностью.

Плавание детей дошкольного возраста (5—7 лет) издавна использовали как меру закаливания. Научными исследованиями доказано, что систематические занятия плаванием улучшают физическое развитие детей. Это позволило обоснованно рекомендовать плавание детей с 5 лет в детских бассейнах.

В последнее время при многих детских садах и комбинатах создают плескательные бассейны для купания детей в жаркую погоду. Такие бассейны значительно облегчают работу по закаливанию детей в летнее время года. Однако пользоваться ими можно только в тех случаях, когда воду в них регулярно меняют, а стены и дно очищают от грязи и посторонних предметов.

Летом с целью закаливания детям можно разрешать играть с водой в бассейнах, ручьях и других проточных водоемах. Температура воды при этом должна быть не ниже 20°. Время игры с водой постепенно увеличивается с 30 с до 5—10 мин.

Хорошим средством закаливания полости рта и носоглотки является систематическое их полоскание водой комнатной температуры. Удобнее всего проводить эту процедуру утром после сна и перед ночным сном. Приучать детей полоскать рот можно с 2—3 лет, с 4—5 лет они могут полоскать и горло. На полоскание затрачивают '/2—-'/3 стакана воды. Опыт показывает, что эта процедура является эффективным средством предупреждения ангин, тонзиллитов, аденоидов.

Закаливающие мероприятия особенно важно проводить в периоды повышенной заболеваемости детей, карантинов и после перенесенных заболеваний. При этом сила воздействующего фактора временно снижается, а врачебный контроль за детьми усиливается.

Медицинских отводов от закаливания в детских коллективах дошкольных учреждений не должно быть, поскольку методы и средства закаливания подбираются индивидуально в зависимости от возраста, состояния ребенка и условий окружающей среды. Ответственность за правильную организацию работы по закаливанию детей несут заведующий дошкольным учреждением и врач.

Правила проведения водных процедур

Наиболее доступно обтирание. Оно производится мокрым полотенцем или губкой, после чего тело насухо вытирается полотенцем. Для обтирания вначале используется теплая вода:

•  для детей дошкольного возраста 28-25 °С,

•  для младших школьников 25—20 "С.

Затем температура воды может понижаться на Г через каждые три-четыре дня и доводится для детей дошкольного возраста до 19 °С, для младших школьников до 16 0С.

Обливания или душ являются более сильными водными процедурами, и к ним следует приступать после того, как дети привыкли к обтиранию. Обливание — это сильно действующая процедура, при которой к действию холода присоединяется небольшое давление струи воды на поверхность тела, усиливающее термическое раздражение. Обливание холодной   водой   вызывает   энергичный   спазм   кожных   сосудов   с последующим       быстрым       расслаблением,       повышает       тонус нервно-мышечного  аппарата,  работоспособность  и  создает  чувство бодрости.   Процедура  заключается в выливании холодной  воды  из какого-нибудь сосуда (кувшин, лейка) или шланга, подсоединенного к водопроводу, с расстояния не более 20—25 см от туловища. Обливание обычно производят в следующем порядке: спина, грудь, живот, левая, правая рука, левая, правая нога. Голову обливать не рекомендуется. Начальная   температура   воды   при   этой   процедуре   для   младших школьников зимой не ниже 30 °С, летом — не ниже 28 "С, а конечная (предельная) соответственно 20 °С и 18 °С. Ее снижение производят постепенно, на 1-2 градуса через каждые 10 дней. Общая длительность процедуры — 1,5-2 минуты, после обливания проводится энергичное сухое растирание тела.

Наиболее сильное охлаждающее действие оказывает душ. Вследствие механического раздражения, производимого струями воды, душ вызывает более сильные общую и местную реакции, чем предыдущие водные процедуры. Поэтому душ рекомендуется в основном здоровым людям.

Душ вначале следует принимать не более 10—15 с, постепенно доводя до 30-40 с.

Регулярный прием душа, как и других водных процедур, должен' вызывать чувство свежести, бодрости, хороший аппетит, повышение работоспособности. При появлении неприятных ощущений (чрезмерное возбуждение, раздражительность, бессонница и пр.) необходимо или повысить   температуру   воды,   или   заменить   душ   более   щадящей процедурой закаливания.

Лучшим  временем для начала  водных  процедур является лето. Проводить их следует утром, после зарядки.

Одним из наиболее ценных методов закаливания является купание в открытых водоемах в теплое время года. Если купание проводят после утренней зарядки, то пребывание в воде следует ограничить 2—3 мин., если же после солнечных ванн, то дети младшего школьного возраста могут находиться в воде 10—15 мин. Находясь в воде, надо выполнять энергичные движения, так как в противном случае возможно переохлаждение.

Детям школьного возраста рекомендуется начинать купальный сезон при температуре воды 20—22 °С, воздуха — не ниже 24 °С. Время пребывания в воде постепенно увеличивают с 5 до 15 минут в младшем школьном возрасте и до 20 минут в старшем. Заканчивают купальный сезон при температуре воды 16 °С и температуре воздуха 17 °С.

После любой водной процедуры необходимо насухо вытереть тело и растереть его рукой или сухим полотенцем.

Для закаливания организма весьма полезно ежедневно мыть ноги перед сном. Вначале мыть ноги надо теплой водой, затем температуру воды постепенно понижать до комнатной. Эта водная процедура должна войти в привычку каждого школьника.

Закаливание носоглотки. Носоглотка — одно из холодоуязвимых мест. Для ее закаливания надо использовать полоскание горла прохладной, а затем холодной водой, обтирание шеи. Не следует укутывать шею теплым шарфом. В сильные морозы рекомендуется защищать горло и миндалины от прямого воздействия холодного воздуха при дыхании. Для этого кончик языка следует прижать к внутренней поверхности верхних зубов. При вдохе холодный воздух, обтекая язык, будет нагреваться от него и от щек; это исключит охлаждение миндалин и горла.

Обливание стоп. Эта закаливающая процедура проводится следующим образом. Опущенные в таз ноги сидящего человека обливаются водой с начальной температурой 28—30 °С, конечная температура воды — не ниже 10 °С. Снижать температуру рекомендуется на 1—2 °С каждые 7-10 дней. После процедуры ноги тщательно вытираются досуха, особенно между пальцами. Обливание стоп рекомендуется проводить утром, если же оно проводится вечером, то не позже чем за 1 час до отхода ко сну.

Контрастные ножные ванны: в один таз наливают горячую (38-42 °С), в другой — прохладную (30-32 °С) воду. Сперва ноги погружают в горячую воду на 1,5—2 минуты, затем, не вытирая, — в прохладную на 5—10 с. Такую смену проводят 4—5 раз. Через каждые 7—10 дней температуру прохладной воды снижают на 1 —2 °С и к концу курса закаливания доводят до 12—15 °С. Температура горячей воды остается неизменной, так же как и длительность погружения в нее ног. Длительность погружения ног в холодную воду можно увеличить до 20 секунд; количество смен горячей и холодной воды можно довести до 8—10 раз за процедуру.



Предварительный просмотр:

ЗАКАЛИВАНИЕ ВОЗДУХОМ

Воздух является наиболее доступным средством закаливания в любое время года. В атмосфере движение воздуха   совершается   интенсивнее, чем в помещении. Поэтому кожные покровы человека, находящегося вне помещения, подвергаются более сильным его влияниям, что вызывает непрерывную защитную работу сосудодвигательных механизмов (сужение или расширение кожных капилляров). В результате систематического пребывания на воздухе организм ребенка вырабатывает способность быстро адаптироваться к новым температурным условиям.

Закаливание воздухом начинается с хорошей вентиляции помещения, в котором находятся дети, если при этом, температура в помещении снижается более чем на 1°.Оздоровительный эффект его тем больше, чем большая поверхность кожи подвергается влиянию воздуха, поэтому необходимо постепенно приучать детей ходить в облегченной одежде (в зимнее время в помещении, а в теплую погоду вне его). При нормальной температуре воздуха  дети должны находиться в 2-слойной одежде и гольфах.

Температура воздуха в групповых помещениях

Возраст детей

Температура воздуха

до 3 лет

3 — 4 года

5 — 7 лет

22°

21°

20°

При отклонении температуры воздуха помещения от нормы тепловой комфорт ребенка достигается изменением в слойности его одежды.

Одежда детей в зависимости от температуры воздуха в помещениях

Температура

Одежда

23° и выше

1—2-слойная одежда: тонкое хлопчатобумажное белье, легкое   платье   с   короткими   рукавами,   носки,   босоножки.

21—22°

2-слойная одежда: белье, хлопчатобумажное или полушерстяное платье с длинными рукавами, колготы для детей 3—4 лет, 5—7 лет — гольфы, туфли.

18—20°

2-слойная одежда: белье, плотное платье с длинными рукавами, колготы для детей 3—4 лет, 5—7 лет — гольфы, туфли.

16—17°

3-слойная одежда: хлопчатобумажное белье, трикотажная кофта, шерстяное платье с длинными рукавами, колготы, туфли.

При температурах выше и ниже указанных наступает перегревание или охлаждение, что может явиться причиной заболевания.

Одним из способов закаливания воздухом является прогулка, включающая и сон на воздухе для малышей. День, проводимый ребенком без прогулки,— потеря для его здоровья. Полезнее гулять в утренние часы, когда в воздухе много ультрафиолетовых лучей. В плохую погоду прогулку можно организовать на веранде. Собирая ребенка на прогулку, надо обращать внимание на одежду: она должна соответствовать сезону года и не стеснять движений, так как во время прогулки он должен активно двигаться.

Следует помнить, что низкие температуры воздуха в течение года, особенно околонулевые в весенне-летне-осенний периоды, сопровождаемые сильным ветром, провоцируют частые переохлаждения детей, что способствует простудным заболеваниям.

Эффективное средство закаливания — воздушные ванны. Для детей первого года жизни воздушные ванны начинаются фактически с периода новорожденности — при пеленании малыша. Затем время воздушных ванн следует постепенно продлевать, причем уже с 1,5— 2 месяцев воздушную ванну надо сочетать с массажем, а с 3 месяцев — с гимнастикой. При этом температура воздуха в помещении должна быть не выше 20—22°. Воздушные ванны для детей старше года проводятся при температуре 18°. Ее можно постепенно снижать (проветриванием) до 15—16°. Во время воздушной ванны проводят с детьми гимнастику. В это время (и после воздушной ванны) ребенок чувствует себя бодрым, у него хорошее настроение, что определяет положительное отношение к проводимой процедуре.

Необходимо следить за признаками переохлаждения. При появлении «гусиной кожи» ребенка надо сразу же одеть. Напомним: у детей со склонностью к аллергическому диатезу переохлаждение наступает быстрее.

Воздушные ванны начинают проводить с детьми 2-месячного возраста. В теплую погоду их организуют в местах, защищенных от ветра и прямых солнечных лучей: на открытых верандах, террасах, специально оборудованных площадках под навесом или в тени деревьев, в лесу, на берегу реки или моря. В ненастное время и зимой — на верандах или в комнатах при открытых фрамугах и форточках.

Температура воздуха для проведения воздушных ванн

Местные воздействия

Общие воздействия

Возраст детей

Начальная

Конечная

Начальная

Конечная

  До 2 лет

  2—3 года

  4—7 лет

    23°

    22°

    22°

20—18°

18—16°

16—14°

     23°

     22°

     22°

      20°

      20°

  19—18°

Во время воздушной ванны на тело ребенка действуют температура, влажность и скорость движения воздуха, а в весенне-летний период — еще и отраженные, рассеянные солнечные лучи. С детьми первого года жизни воздушные ванны можно проводить спустя 30—40 мин после приема пищи, а старше года — через 1 — 1,5 ч.

Воздушные ванны хорошо сочетать с массажем, пассивной и активной гимнастикой (дети первого года жизни), подвижными играми, работой в саду и на огороде (старшие дошкольники). Во время движений и трудовой деятельности в организме ребенка образуется тепло, которое предохраняет от переохлаждения и простудных заболеваний.

Маленьких детей (первый год жизни) во время воздушной ванны на несколько минут оставляют в одних распашонках, а затем и полностью   раздевают.   Дети   старше   года   вначале   принимают воздушные ванны в майках, трусах и легкой обуви, по мере закаливания — в трусах и, если позволяют условия, босыми. Хождение босиком является хорошим средством закаливания, укрепления и формирования свода стопы. В летнее время детей  надо приучать ходить босиком по хорошо очищенному грунту (трава, гравий, песок). Начинать ходить босиком следует в жаркие,  солнечные дни,  постепенно увеличивая  время  с 2—3  мин до 10—12 мин и более. Минимальная температура воздуха, при которой детям разрешается ходить босиком, 22—20°.

Затем детей приучают ходить босиком и в помещении. Перед дневным сном им разрешают дойти до своей кровати по ковровой дорожке босиком. С детьми 5—7 лет рекомендуется проводить утреннюю гимнастику и физкультурные занятия сначала в носках, а потом и босиком. Полы должны быть в зале паркетными или покрываться пластиком, ковром.

Правила приема воздушных ванн

Прием воздушных ванн лучше всего начинать ранней весной, в теплые дни (около 20 °С) в местах, защищенных от прямого воздействия солнечных лучей и ветра. Длительность приема вначале 10-15 мин., затем до 1,5—2ч. Лучшее время для воздушных ванн — дневные часы (с9до 18).

Воздушные ванны не рекомендуются натощак или непосредственно после приема пищи. При появлении озноба процедуру следует немедленно прекратить. Желательно, чтобы приему воздушной ванны предшествовало предварительное разогревание организма. Пребывание на воздухе лучше сочетать с движениями (играми или ходьбой).

Систематический прием воздушных ванн в теплые дни позволяет постепенно перейти к процедурам и при более низкой температуре (16 °С). Это способствует закаливанию организма.

Самое сильное закаливающее средство — это водные процедуры. Они применяются для тренировки тела холодом, поэтому понижать температуру воды или увеличивать время водных процедур следует очень осторожно, чтобы избежать простуды. К водным процедурам относятся обтирание, обливание, душ и купание.



Предварительный просмотр:

СОЛНЕЧНЫЕ ВАННЫ.

Среди всех природных факторов закаливания наиболее сильнодействующими являются солнечные лучи. Это связано с тем, что солнце — мощный источник излучения инфракрасных видимых и ультрафиолетовых лучей. Физические особенности различных видов лучистой энергии определяют различное их фотобиологическое и физиологическое действие на живые организмы. Лучистая энергия солнца оказывает огромное влияние на жизнедеятельность организма. Солнечные лучи, кроме видимых, с длиной волны от 390 до 760 ммк, содержат невидимые лучи: инфракрасные (длина волны больше 760 ммк) и ультрафиолетовые (длина волны около 390 ммк). Эти последние лучи, главным образом, и оказывают биологическое влияние на живой организм.

Под воздействием солнечных лучей химические и биологические процессы в клетках и тканях ускоряются, общий обмен веществ повышается, слой эпидермиса утолщается, особенно за счет увеличения количества пигментных клеток, которые при этом начинают усиленно вырабатывать „красящее вещество меланин. Под влиянием ультрафиолетовых лучей в подкожном жировом слое из провитамина D (дегидрохолестерина) вырабатывается активный витамин D. Изменяется и общее состояние организма, улучшаются настроение, сон, аппетит, повышаются работоспособность и сопротивляемость к различного рода заболеваниям.

Однако солнечные лучи оказывают благоприятное влияние на организм только при правильном их использовании, в противном случае они могут причинить вред, вызвать тяжелые ожоги, заболевание глаз, обострение некоторых болезней (туберкулез легких, базедова болезнь, желудочно-кишечные расстройства). Даже при кратковременном действии солнца на коже детей, не привыкших к нему, может появиться покраснение (эритема), или ожог I степени, при более длительном его действии могут образоваться пузыри (ожог II степени) и даже омертвение кожи (ожог III степени). Солнечные ожоги кожи даже I степени, особенно если они обширны, сопровождаются общей болезненной реакцией: может повыситься температура тела, появиться озноб, вялость, головная боль, тошнота. Поэтому солнечные ванны надо проводить осторожно, с учетом возраста и состояния здоровья детей.

При закаливании лучистой энергией солнца рассчитывают главным образом на действие ультрафиолетовых лучей, так как именно они являются одним из жизненно важных элементов внешней среды, в которой обитает человек. Оптимальное использование солнечных лучей благоприятно сказывается на функциях физиологических систем: улучшается общее состояние организма, состав крови, усиливается обмен веществ, повышаются защитные силы организма, эмоциональный тонус, улучшается, сон. Кроме того, необходимо учитывать и бактерицидное действие солнечных лучей. Ультрафиолетовая часть спектра способствует выработке в организме витаминов D2 и D3, относящихся к средствам предупреждения и лечения рахита.

Инфракрасные лучи оказывают тепловое действие и усиливают эффект от ультрафиолетовых лучей.

Солнечные лучи подразделяются на прямые, косые, рассеянные и отраженные. Влияние прямых, отвесно падающих лучей, наиболее сильно. Косые лучи длительно проходят через атмосферу и поэтому слабее действуют на организм. Рассеянные лучи образуются при прохождении солнечного света сквозь облака и листву деревьев, их действие еще слабее. Отраженные солнечные лучи — это дневной свет.

Сила физиологического воздействия солнечных лучей значительна, поэтому пребывание детей дошкольного возраста, особенно первых трех лет жизни, в не защищенных от солнца местах ограничивается.

Солнечные ванны (спокойное лежание под прямыми лучами солнца) детям раннего возраста противопоказаны. Они могут вызвать резкое перегревание (тепловой солнечный удар) и ожоги кожи.

Детей первого года жизни не выносят на солнце. После предварительного пребывания в тени, где температура воздуха должна быть не ниже 20°, их можно поместить под рассеянные лучи (светотень) для спокойной игры в манеже. Кроме этого, свето-воздушные ванны можно делать в теплую, безветренную погоду начиная с 3 месяцев, когда температура в тени не ниже 22°. Продолжительность первой свето-воздушной ванны 3 минуты, затем один раз в три дня добавляют по 2 минуты, доводя время 10-й свето-воздушной ванны до 10 минут. Детям от 3 до 6 месяцев это время не увеличивают. Во втором полугодии жизни ребенка на процедуру продолжают прибавлять по 5 минут один раз в 4 дня, доведя к 26—27-й ванне до 30 минут.

Курс свето-воздушных ванн состоит из 25—30 процедур. Лучшее время для их приема — с 9 до 12, на юге — с 8 до 10 часов.

Грудным детям свето-воздушные ванны делают спустя 30—40 минут после кормления. В ненастную погоду, чтобы не было перерывов, свето-воздушные ванны они принимают в помещении.

Детям от 1 года до З лет в летнее время рекомендуется пребывать на площадке, которая имеет в равных соотношениях участки сплошной тени (лучше от зелени, чем от навесов) и светотени («кружевная» тень от листвы деревьев).

На площадке, где находятся дети от 2 до 3 лет, могут быть участки, беспрепятственно облучаемые солнцем, но малышей нельзя задерживать там больше 5—б минут в первые дни, а затем после появления хорошего загара они могут находиться на облучаемом солнцем участке 8—10 минут (в течение дня посещать этот участок 2—3 раза). Одежда должна предохранять ребенка от перегревания.

Свето-воздушные ванны рекомендуется принимать начиная с температуры воздуха не ниже 20° в тени, в последующем, когда дети привыкнут, можно продолжать эти ванны и при более низкой температуре—15—16°, но тогда малыши должны заниматься какой-либо подвижной игрой. Продолжительность первой свето-воздушной ванны 5 минут; затем, увеличивая продолжительность ванны на 5 минут один раз в три-четыре дня, к 25—26-й ванне доводят общее время до часа.

Имеется ряд противопоказаний к использованию солнца в целях закаливания. Облучение прямыми солнечными лучами не рекомендуется всем детям первого года жизни и детям более старшего возраста с резким отставанием в физическом развитии, страдающим малокровием, повышенной нервной возбудимостью, в острый период заболевания. В этих случаях используется облучение рассеянным светом и отраженными солнечными лучами.

В дошкольных учреждениях закаливание солнцем осуществляется на прогулке, особенно в весенне-летнее время, при обычной разнообразной деятельности детей. Начинают со свето-воздушных ванн в тени деревьев, затем переходят к местным солнечным ваннам, для чего детям оголяют руки и ноги (на голове при этом должна быть светлая шапочка). Для проведения солнечных ванн игры детей организуют под прямыми лучами солнца на 5—6 мин, а потом ребят вновь уводят в тень. По мере появления загара солнечные ванны становятся общими, для этого воспитанников раздевают, оставляя их в трусах и майках, а затем — в одних трусах. Непрерывное пребывание детей под прямыми солнечными лучами вначале составляет 5 мин и постепенно доводится до 10 мин. В течение дня продолжительность солнечных ванн может составить 40—50 мин.

В осеннее и зимнее время в средней полосе и особенно на Крайнем Севере, где мало солнца, детей облучают ртутно-кварцевыми лампами. Облучать ультрафиолетовыми лучами рекомендуется всех детей 2 раза в год: в ноябре — декабре и в марте — апреле (15 — 20 процедур), обязательно без перерывов. При облучении необходимо обеспечить правильную дозировку - ультрафиолетовых лучей, защитить глаза детей и персонала темными очками, а также строго наблюдать за реакциями каждого ребенка. Эти процедуры, которые проводит медицинский персонал, являются не только оздоровительным мероприятием, но и хорошей профилактической мерой против заболеваний детей рахитом, а также простудными и другими болезнями.

Ультрафиолетовые лучи применяют в дошкольных учреждениях и для дезинфекции игрушек, воздуха помещений. С этой целью используют специальные лампы БУВ (бактерицидные увиолевые), а также эритемно-увиолевые лампы ЭУВ. Лампы БУВ применяют только для обеззараживания предметов и воздуха в помещениях. Лампы ЭУВ, созданные советскими светотехниками в содружестве с гигиенистами, излучают главным образом средние и длинноволновые ультрафиолетовые лучи. В детских учреждениях их применяют осенью и зимой для восполнения дефицита естественных ультрафиолетовых лучей. Лампы помещают в специальных светильниках или люстрах и подвешивают на потолке вместе с осветительными приборами. Так как в их излучении почти отсутствуют коротковолновые ультрафиолетовые лучи, они не оказывают, как ртутно-кварцевые лампы, вредного влияния на слизистые оболочки глаз и при их применении темные очки не нужны. Дети могут облучаться в одежде (воздействию подвергаются только открытые части тела — руки, шея, лицо, волосистая часть головы). Во время облучения дети играют, делают гимнастику и пр. Облучение следует проводить в осенне-зимний период (3—4 месяца) ежедневно в хорошо проветренном помещении в течение нескольких часов.

В жаркие дни перегревание ребенка может наступить, даже если он находится под рассеянными солнечными лучами. Поэтому летом на прогулке надо чаще поить детей и следить за их общим состоянием. Первые признаки перегревания — покраснение лица, потливость. В таком случае малыша немедленно уводят в тень, умывают прохладной водой, дают пить, обеспечивают спокойную игру.

Частое, дробное облучение солнцем может привести к повышению реактивности центральной нервной системы: ребенок становится возбужденным, раздражительным, теряет аппетит, плохо спит, худеет. Такой ребенок должен гулять только в тени.

Тяжелым последствием перегревания является тепловой и солнечный удар. Тепловой удар сопровождается потливостью, покраснением кожи, сухостью слизистых, одышкой. Дети жалуются на головную боль, становятся вялыми, поднимается температура, возможна рвота, через несколько часов — понос. Ребенка надо умыть прохладной водой, уложить в постель, назначить разгрузочную диету, обильное питье. Обычно через сутки состояние здоровья нормализуется.

При солнечном ударе клиническая картина развивается через 6—8 часов после облучения. Ребенок бледнеет, становится раздражительным, капризным. Появляются озноб, головная боль, повышается температура, теряется аппетит; возможны тошнота, рвота, расстройство желудочно-кишечного тракта. Такой ребенок нуждается в постельном режиме, разгрузочной диете, обильном питье. К концу суток все явления обычно проходят.

Общими противопоказаниями для пребывания детей на солнце являются истощение, резкая анемия, сильная возбудимость, острые формы туберкулеза, малярия и все другие заболевания в остром периоде.

Для других средств закаливания — воздуха и воды — противопоказаний нет. В том или ином виде они могут применяться всем детям, различие состоит только в форме их использования.

Правила приема солнечных ванн

Солнечные ванны лучше принимать лежа, с покрытой головой, в месте, где есть свободный доступ воздуха, облегчающий теплоотдачу. Лучшее время — с 8 до 11 часов утра, когда воздух менее нагрет; за 1,5 часа до еды или спустя 1,5—2 часа после еды.

Вначале пребывание под солнцем ограничивается 8—10 мин. Затем эту процедуру ежедневно увеличивают на 5—10 мин. и постепенно доводят до 30—40 мин. Принимая солнечные ванны, необходимо через каждые 5—10 мин. менять положение тела. После солнечных ванн рекомендуются водные процедуры, из которых лучше всего купание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме "Значение физической активности. Закаливание организма"

Разработку можнол использовать при изучении курса биологии в 8 классе, а также при изучении курса ОБЖ....

Закаливание организма и его значение в укреплении здоровья

Всем известно, что закаливание приносит большую оздоравливающую пользу для организма человека (проверено годами на своём организме). Эта презентация расскажет о закаливании и его роли в укреплении здо...

Закаливание организма

Закаливание - это различные мероприятия, связанные с рациональным использованием естественных сил природы для повышения сопротивляемости организма вредным влияниям различных внешних факторов. ...

закаливание

: Проект посвящен исследованию влияния закаливания на здоровье человека. Изучая факты публицистической литературы, анализируя анкетные данные, делая наблюдения, участники проекта знакомятся с по...

Проблемное обучение на уроках биологии. Разработка урока биологии в 8 классе по теме "Терморегуляция организма. Закаливание"

Системно-деятельностный подход к обучению учащихся на уроке биологии в 8 классе по теме "Терморегуляция организма. Закаливание". Второй урок  по теме "Покровные органы. Теплорегуляция" в 8 классе...

Презентация к уроку биологии в 8 классе по теме Терморегуляция организма. Закаливание.

Слайды презентации используются при изучении нового материала, при самостоятельной работе учащихся с таблицами,  схемами, решении биологических задач....

Беседа с родителями: «Закаливание организма. Виды закаливания»

Цель беседы: познакомить родителей с методами закаливания, развивать интерес к здоровому образу жизни.В беседе делается акцент на то, что основными принципами закаливания являются: системати...