решение профзадачи
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Решение профзадачи
Условие задачи
Задача 2.
Вы активно используете ИКТ (информационно-коммуникационные технологии) в обучении предмету. Учащиеся с интересом включаются в учебный процесс, показывают хорошие учебные достижения по предмету. В последнее время вы фиксируете трудности учащихся в выполнении заданий по изучаемой теме и понимаете, что активное использование только учебника и средств ИКТ (компьютерные программы, интерактивные тренажеры) не позволяет достичь прочного освоения учащимися учебного материала.
Предложите решение, предусматривающее использование различных элементов предметной среды учебной дисциплины.
1.Сформулируйте конкретную задачу с учетом реального контекста раскрытия описанной ситуации профессиональной деятельности. Контекст определите самостоятельно с учетом Вашего профессионального опыта и кратко опишите его
ФГОС второго поколения предполагает широкое использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе. Информационные технологии помогают сделать процесс обучения творческим и ориентированным на обучающегося .Главным преимуществом этих технологий является наглядность, так как большая доля информации усваивается с помощью зрительной памяти. В настоящее время в учебном процессе используется достаточно большое количество программных и технических разработок, реализующих различные методические подходы . Использование ИКТ в учебном процессе позволяет значительно улучшить качество обучения за счет его индивидуализации, наглядности, активизации творческой и самостоятельной работы учащихся. Надо отметить, что индивидуализация является необходимой при процессе восприятия и усвоения, особенно при изучении нового материала.
Актуализация задачи для конкретного класса.
Cуществует вероятность, что, увлекшись применением ИКТ на уроках, можно перейти от развивающего обучения к наглядно-иллюстративным методам. Новые технологии искусственно накладываются на традиционные образовательные каноны, а порой вступают с ними в противоречия. Так, например, использование калькулятора и табличных процессоров в компьютере, хотя и сокращают время вычисления на уроках математики, но совершенно не способствуют формированию навыков счёта. Лёгкий доступ к различного рода электронным справочникам и энциклопедиям атрофирует способность работать с книгой. Построение графиков и чертежей с помощью компьютера лишают учащегося возможности самостоятельно анализировать и фантазировать.
Колоссальные объёмы информации, представляемые некоторыми средствами информатизации, такими как электронные справочники, энциклопедии, Интернт-порталы подвергают школьника «соблазну» следовать по предлагаемой ссылке, что при неумелом использовании, может отвлечь от основного направления изучаемого материала. Оказавшись один на один с потоком предлагаемой информации, ученик оказывается в затруднительном положении, связанном с выбором важной и нужной. Использование информационных ресурсов, опубликованных в сети Интернет, чаще у современного школьника сводится к бездумному скачиванию готовых проектов, рефератов, докладов, что не способствует повышению эффективности его обучения и воспитания. И, наконец, не следует забывать о том, что чрезмерное и не оправданное использование большинства средств информатизации негативно отражается на здоровье всех участников образовательногопроцесса.
Внедрение ИКТ должно помогать развитию творческих способностей обучающихся, способствовать обучению новым навыкам и умениям, развитию логического мышления. Процесс обучения должен быть направлен не на умение работать с определёнными программными средствами, а на технологии работы с различными видами информации.
2. Сформулируйте перечень вопросов, на которые нужно найти ответы для поиска решения задачи в описанном Вами контексте, и предложите конкретные действия, необходимые для их выполнения. В процессе выполнения этого «шага-задания» заполните следующую таблицу, раскрывающую логику Ваших размышлений:
№ | Вопрос, на который нужно найти ответы для поиска решения задачи | Конкретные действия по поиску ответа на поставленный вопрос |
1. | Какие формы работы позволят максимально заинтересовать ребенка? | Отбор видов деятельности, которые позволят наиболее продуктивно решить задачу |
2. | Как эффективно спланировать деятельность учащихся, чтобы не вызывать переутомления и потери интереса к предмету? | Составление технологической карты урока |
3. | Оранизация рефлексии урока с оценкой формирования предметных знаний и коммуникативных умений? | Разработка приемов рефлексии для оценки эффективности проведенного урока |
4. | Как оценить эффективность урока по решению поставленных задач? | Сомоанализ проведенного урока |
5. | Что я сделала не так? | Анализ собственной деятельности при решении задачи |
3. Какую информацию (о чем?) и из каких источников (научная, методическая, художественная литература, документы, люди и др.) вам необходимо собрать для решения этой задачи? Какими методами работы с информацией Вы при этом будете пользоваться? В процессе выполнения этого «шага-задания» заполните следующую таблицу, раскрывающую логику Ваших размышлений:
№ | Содержание собираемой информации (о чем?) | Источник этой информации | Метод работы с этой информации |
1. | Исследовать и обосновать целесообразность использования икт на уроках математики | Методики применения цифровых образовательных ресурсов в информационно – телекоммуникационном сопровождении региональной системы образования ЦОР в современной системе средств обучения. | Анализ, систематизация знаний |
2. | Пути повышения эффективности и результативности учебного процесса с использованием ИКТ в школе. | Учебный портал по использованию ЭОР в образовательной деятельности School-collection.edu.ru | Изучение материалов, отбор методов и приемов для организации учебной деятельности |
3. | Развивать умение ориентироваться в информационном пространстве | Вопросы информатизации образования. Научная литература |
4. Предложите решение задачи в виде конкретного материала (плана урока, описания применения конкретного метода, технологии, организации деятельности субъектов образовательного процесса, фрагмента рабочей программы и др. – вариант описания выберите сами), учитывающего предложенное содержание ситуации профессиональной деятельности и заданный Вами контекст.
Приведу несколько преимуществ проведения уроков с применением ИКТ по сравнению с классическим уроком.
Этап урока | Урок с применением ИКТ | «Классический» урок |
1. Проверка домашнего задания | 1)Домашнее задание проверяется с помощью сканера или документ-камеры Работа ученика сканируется и выводится на доску или через документ-камеру выводится на доску. Ученик поясняет свое решение. При необходимости учитель или другие ученики исправляют допущенные ошибки. Если задача имеет несколько решений, на доску с помощью сканера выводятся другие варианты, и учащиеся имеют возможность быстро сравнить различные способы решения задачи. На сканирование работы затрачивается менее 1 минуты, остальное время используется непосредственно на разбор заданий. 2)Учитель задает вопрос, который одновременно появляется на экране. При необходимости на экран проецируется иллюстрация или анимация к вопросу. | Ученик выходит к доске со своей тетрадью, переписывает решение, а затем объясняет его другим ученикам. При этом тратится в среднем от 5 до 10 минут, в зависимости от скорости письма ученика. Если же задание выполнено несколькими способами, то время на воспроизведение этих заданий на доске увеличивается. 2) Учащиеся на слух воспринимают заданный учителем вопрос, что снижает степень его понимания некоторыми учениками. На выполнение иллюстрации к заданию необходимо время, кроме того, чертеж, выполненный на плоскости, не передает истинную картину, а, значит, возникает необходимость использования различных моделей. |
2.Устная работа | На экран проецируется текст, иллюстрация, чертеж, схема. При этом все необходимое появляется на экране последовательно, что позволяет избежать ненужного нагромождения.
| Возможны два варианта: 1.Схемы, чертежи подготовлены заранее. Достоинство: экономия времени на уроке. Недостатки: а) большое количество текста, схем, чертежей на доске мешает некоторым учащимся сосредоточиться на конкретном задании; б) на доске остается мало места для дополнительных выкладок к каждому конкретному заданию, что может привести к непониманию каких-то моментов решения. 2. Записи, чертежи, схемы выполняются и стираются по мере выполнения заданий. Недостаток: невозможность вернуться к ранее выполненным заданиям. |
3. Объяснение нового материала | Если данная тема недостаточно полно изложена в учебнике, то данный материал раздается учащимся в печатном виде (создается справочник ученика, содержащий основные понятия и термины) Учитель на доске комментирует раздаточный материал, при необходимости дополняя его другими примерами, обращает внимание на наиболее важные моменты, отвечает на вопросы учащихся. Материал распечаток при этом, как правило, выводится на доску. | Материал, которого нет в учебнике, диктуется ученикам. Затем на доске приводятся примеры решений, которые учащиеся также записывают в тетради. На диктовку в среднем тратится 4 минуты, в зависимости от объема материала и от скорости письма учащихся. Кроме потери времени на конспектирование, имеется еще один недостаток: если учащийся недостаточно внимателен, то при списывании решения с доски он может допустить ошибки, которые затем затрудняют понимание материала или приведут к проблемам при выполнении заданий подобного типа |
4..Первичное закрепление материала | ||
1)Отработку материала можно разнообразить примерами из различных источников. Для этого достаточно распечатать подборку заданий, а на экран вывести заготовленные заранее условия. 2) Использование готовых схем, чертежей позволяет письменно решить на уроке 3-4 задачи, а также сравнить различные способы решения одной и той же задачи и рассмотреть вопрос, сколько различных решений она может иметь. | 1)Использование дополнительного материала ограничено наличием достаточного количества сборников. Диктовка условий заданий также ведет к потере времени, а значит, и к снижению эффективности урока 2) Письменно решаются только 1-2 задачи, в крайне редких случаях -3 . Времени на разбор разных способов решения задачи, а также количества решений в зависимости от исходных данных, как правило, не остается | |
5. Закрепление материала, самостоятельная работа учащихся | При выполнении заданий по вариантам учащиеся решают их в тетрадях. Затем с помощью сканера решение проецируется на доску, и учитель просит учащихся прокомментировать полученное решение. Таким образом, исключается бездумное списывание с доски, экономится время на воспроизведение решения. Можно быстро проводить проверку усвоения материала путем тестирования (фронтального или индивидуального) с последующим разбором (используются печатные тексты или презентация с заданиями, проверка и разбор теста осуществляется также с помощью презентации или с помощью сканера). | Существует два способа организации этой части урока. Основная часть учащихся выполняет задания в тетрадях, а два-четыре школьника (по одному-два человека от каждого варианта) одновременно решают задания своего варианта на доске. Затем эти задания комментируются. При этом способе есть существенный недостаток: часть учащихся вместо того, чтобы решать задания самостоятельно, списывает их с доски, а значит данный материал остается неотработанным. Сначала все учащиеся решают задания на местах, а затем по одному представителю от каждого варианта выходят к доске и воспроизводят свое решение. При этом процент списывающих школьников сокращается, но имеет место потеря времени. |
6.Выдача домашнего задания и подведение итогов урока | 1) Учащимся может быть задано не только общее, но индивидуальное домашнее задание, которое выдается в виде распечаток 2) Вся информация, появляющаяся в процессе урока на доске сохраняется. Это дает возможность быстро просмотреть задачи, решенные на уроке, повторить основные моменты, сделать выводы. | 1) Домашнее задание задается по учебнику или записывается на доске. При этом все учащиеся, как правило, получают одинаковое задание. 2) Из-за нехватки свободного места на доске большая часть решенных задач будет стерта. Значит, при подведении итогов урока единственное, к чему может адресовать учащихся учитель,- это их тетради. Если у учащихся возникает в конце урока вопрос по какому-либо заданию или при формулировке выводов, приходится восстанавливать все записи на доске. |
ОПИСАНИЕ МЕТОДИКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ
НА УРОКЕ МАТЕМАТИЕИ В 11 КЛАССЕ
ПО ТЕМЕ «ЛОГАРИФМЫ В ЗАДАЧАХ ЕГЭ»
ЭТАП 1 | Повторение пройденного материала | Затраченное время |
Цель | Текущий контроль знаний. Актуализация имеющихся знаний | |
Основной вид деятельности со средствами ИКТ |
|
|
ЭТАП 2 | Целеполагание | |
Цель | Формирование познавательных мотивов учебной деятельности: стремления приобрести умения |
|
Основной вид деятельности со средствами ИКТ | Постановка учителем проблемы и осознание учащимися цели познавательной деятельности: фрагмент компьютерной презентации – собственный ресурс ,использование открытой базы заданий(ФИПИ) | 2 мин |
ЭТАП 3 | Отработка учебных действий | |
Цель | Формирование умений применять новое знание на практике |
|
Основной вид деятельности со средствами ИКТ | Проверка правильности выполнения заданий – собственный ресурс (компьютерная презентация),использование ЭОР при выполнение заданий. | 27 мин |
ЭТАП 4 | Рефлексия |
|
Цель | Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока | |
Основной вид деятельности со средствами ИКТ | Проецирование оценочного листа | 1 мин |
Этап 5 | Домашнее задание | |
Цель | Планирование учебно-познавательной деятельности учащихся при подготовке к следующему уроку | |
Основной вид деятельности со средствами ИКТ | Создание индивидуальных работ для учащихся через интернет ресурсы(Решу егэ, школьный портал),консультации в любое время, быстрое оценивание работы | 5 мин |
5. Сформулируйте способ (метод, методику, прием и т.п.) оценки эффективности предложенного Вами решения.
Результативность сдачи ЕГЭ во многом определяется тем, насколько эффективно организован процесс подготовки с использованием ИКТ на всех ступенях обучения, со всеми категориями обучающихся.
6. Аргументируйте предложенное решение (обоснуйте, почему Вы выбрали именно этот вариант решения).
Математика является не только очень важным учебным предметом общеобразовательной школы, но и весьма сложным, так как математическими способностями обладают не многие школьники, а обучать математической грамоте необходимо всех и единый экзамен сдают все. Применение новых информационных технологий позволяет мне разнообразить и комбинировать средства педагогического воздействия на учащихся, усилить мотивацию учения и улучшить усвоение нового материала, дает возможность качественно изменить самоконтроль и контроль над результатами обучения, а также своевременно корректировать и обучающую деятельность, и деятельность учения. В целом реализуется индивидуальный подход в обучении при 100% охвате класса активной работой. В результате достигается заметное повышение объема и качества знаний, умений и навыков.
7. В каких других ситуациях профессиональной деятельности применимо предложенное решение? Что именно может быть использовано в предложенном решении в других ситуациях.
ИКТ применяется практически на всех уроках. Основное условие – обоснованность выбора данного приема в конкретном контексте урока. Использование информационных технологий на уроках возможность проявить себя любому из учащихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик. Так, дети с математическими способностями чаще работают по изготовлению программных продуктов- презентаций. Дети “гуманитарии” выбирают- работу по составлению кроссвордов или сообщений, докладов, рефератов.
8. Укажите, какие действия необходимо предпринять педагогу в процессе подготовки и реализации предложенного решения, чтобы не были нарушены этические нормы профессиональной деятельности педагога и/или права других субъектов образовательного процесса, профессионального сообщества в процессе реализации этого решения. В процессе выполнения этого «шага-задания» заполните следующую таблицу, раскрывающую логику Ваших размышлений:
№ | Действия учителя, совершаемые в процессе решения задачи | Этические нормы и/или права, которые могут быть нарушение которых предотвращает предложенное действие |
1. | Общение с учащимися | Уметь слушать и понимать ученика, планировать согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться(работать в парах,группах). |
2. | Мотивация к обучению | Сделать обучение трудным, но посильным. Чем чаще проверяются и оцениваются работы, тем интереснее работать. |
3. | Задание усложненной домашней работы | Домашняя работа задается не на один день, а на более продолжительное время |
9. Опишите возможные последствия предложенного Вами решения задачи в ближайшей перспективе (на следующем уроке, в данной четверти, в течение учебного года и т.д.) для Вас как педагога и обучающихся.
На мой взгляд, на уроках математики заявленная проблема в какой-то степени может быть решена путём использования компьютерных технологий, которые, во-первых, имеют в своей основе строгий алгоритм действий ученика. Ведь не каждый ученик, выучив правила, может ими пользоваться. Использование алгоритмов, схем-карт, таблиц, то есть ориентирующих схем, упорядочивает процесс обучения.
Во-вторых, в связи с острой проблемой экономии времени в ходе учебного процесса перед современной школой также ставится задача — найти средства и приёмы обучения, позволяющие максимально экономить время на уроке. На мой взгляд, использование компьютера на уроках и является одним из таких средств.
В-третьих, я считаю, что обучение с использованием информационно-коммуникационных технологий, — это и уровневая дифференциация, потому что в условиях этой технологии ученик имеет право на выбор содержания своего образования, уровня усвоения. При этом деятельность учителя должна обеспечить возможность каждому школьнику овладеть знаниями на обязательном или более высоком уровне .
В соответствии с поставленными целями, ИКТ должны помочь ученику получить более качественные знания, которые необходимы для успешной сдачи Единого Государственного Экзамена.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация процесса учения учащихся при решении задач. Логико-психологические этапы решения задач
Этот материал будет интересен молодым специалистам...
Интегрированный урок в 9 классе математика+ физика «Применение математических методов решения уравнений 2-й степени при решении физических задач».
Интегрированный урок в 9 классематематика+ физика«Применение математических методов решения уравнений 2-й степени при решении физических задач». Разработали: учитель...
Урок математики и ИКТ в 9 классе по теме: "Приближенное решение уравнений в электронных таблицах" (Графический способ решения уравнений)
Данный интегрированный урок может провести любой учитель математики, хорошо владеющий информационно-коммуникационными технологиями. Цель урока: научить учащихся решать уравнения графическим спос...
Алгебраический метод решения задач В-9 – элемент решения задач С4
В статье представлено пошаговое решение задач В9 алгебраическим способом. И применение этого способа после выработки алгоритма действий к решению задач С4. Приложена презентация, в которой представлен...
Методическая разработка урока алгебры в 7 классе "Различные способы решения систем линейных уравнений" способы решения систем уравнений
Урок алгебры в 7 классе направлен на обобщение и систематизацию различных способов решения систем уравнений: метода сравнения, сложения, подстановки, графического метода, метода Крамера, выбора рацион...
Решение уравнений. Решение задач с помощью уравнений.
Презентация по теме "Решение уравнений"...
Тест по темам « Решение уравнений и их систем», «Решение неравенств и их систем» и «Решение уравнений, неравенств, систем неравенств с модулем».
Задания теста соответствуют содержанию учебника «Алгебра. 9 класс : учеб. для учащихся общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев , Н. Г. Миндюк , К. И. Нешков , И. Е. Феоктист...