Программа кружка Юных друзей природы
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Настоящая программа может быть реализована в рамках организации внеурочной деятельности по географии.

Скачать:


Предварительный просмотр:



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Доброминская средняя школа» муниципального образования   «Глинковский район» Смоленской области

                                                                                                                                               УТВЕРЖДАЮ

                                                                                                                                                                 Директор школы

                                                                                                                                                             ________/________________

                                                                                                                                                                                                            Ф.И.О.

.                                                                                                                                               01.09.2018 г.

Рабочая программа

на 2018-2019 учебный год

кружка «Юные друзья природы»

для 5-9 классов

учитель: Шарабурова Т.М.

Утверждена на заседании педагогического совета.

Протокол № 1 от 30.08.2018 года

Программа составлена в соответствии с:

  • Закон «Об образовании в Российской Федерации»
  • Конституция Российской Федерации (статьи 9,36,42,58,71,72,114)
  • Федеральный закон об охране окружающей среды (от 2002г.)
  • Федеральный закон о животном мире (ст.35)
  • Федеральный закон об охране атмосферного воздуха (ст.14)

Цель курса «Юные друзья природы »: формирование сознательно-научного, нравственно-этического отношения учащихся к окружающей среде на интеллектуальной и эмоционально-чувственной основе. Только при таком отношении соблюдение моральных и правовых норм, практическая деятельность экологического характера приобретают добровольный, свободный характер.

Целью обучения в дополнительном образовании является формирование творчески развитой личности ребенка путем совершенствования знаний и умений, формирования общей экологической культуры, формирование ответственного отношения к окружающей среде, воспитание начальных навыков экологической культуры.

задачи:

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных работ;

- углубление и расширение имеющихся у школьников бытовых знаний экологии и знаний о природе, полученных в начальной школе;

- формирование экологического взгляда на мир, целостного представления о взаимодействии живой и неживой природы с человеком, т. е. с самими школьниками, как частью природы;

- воспитание экологической культуры, которая поможет учащимся сейчас и в будущем жить в гармонии с окружающей средой, убережет от разрушительных для экосистем действий.

Содержание программы ориентировано на добровольные, разновозрастные и одновозрастные группы детей  и рассчитано на возрастное звено 5 – 9 классы.

При проведении занятий используются различные методы: рассказ, беседа, диспут, игра и т.д., а также экологические рассказы и экологические сказки, что легко воспринимается детьми и заставляет их размышлять и делать свои собственные выводы. Как наглядный материал применяются экологические плакаты, экологические рисунки, презентации.

Программа рассчитана на 1 учебный год, 1 час в неделю. Предполагается проведение как теоретических, так и практических занятий.

Обучение предусматривает получение знаний не только на специальных занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, практической работы и нацелено на общее развитие ребят, предполагает развитие наблюдательности, внимания и т.д.

Данная программа по экологии предполагает обучение в игровой форме, что очень важно для дополнительного образования. При проведении занятий ребята рисуют, слушают и обсуждают экологические сказки, рассказы, работают с экологическими рисунками, составляют самостоятельно рассказы, что способствует развитию творческих способностей детей.

1. Планируемые результаты освоения программы курса «Юные друзья природы» в 5-9 классах:

Личностными результатами изучения программы являются:

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

Осознавать потребность и готовность к самообразованию в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды  гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметными результатами изучения программы является (УУД).

Регулятивные УУД

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).

Вычитывать все уровни текстовой информации.

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Учащиеся должны уметь:

ОПИСЫВАТЬ:

  • грамотно использовать основные научные категории, необходимые для выполнения исследовательской работы: проблема, объект и предмет исследования; цель, задачи, гипотеза; методы исследования;
  • владеть понятийным и терминологическим аппаратом, используемым в экологии: экосистема, элементы экосистемы, экологическое взаимодействие, экологическое равновесие, развитие экосистем, экологический мониторинг;
  • определять типы наземных и водных экосистем своей местности;
  • уметь использовать приборы, необходимые для изучения экологических факторов и компонентов экосистем.

ОБЪЯСНЯТЬ:

  • экологические взаимодействия в экосистемах своей местности;
  • изменения, происходящие в экосистемах в результате саморазвития или под воздействием антропогенного фактора;
  • необходимость сохранения естественных экосистем своей местности;
  • зависимость здоровья человека от качества окружающей среды.

ПРОГНОЗИРОВАТЬ И ПРОЕКТИРОВАТЬ:

  • анализировать данные, полученные при изучении состояния экосистем своей местности;
  • сравнивать результаты своих исследований с литературными данными;
  • прогнозировать дальнейшие изменения экосистем своей местности;
  • планировать мероприятия, направленные на улучшение состояния экосистем местного уровня;
  • оформлять результаты исследований в виде творческих отчетов, научных сообщений, рефератов, проектов.

Основные составляющие природы.

Учебно-тематический план

Тема

Всего

часов

1.

Ознакомительное занятие.

1

2.

Экология и её влияние на живые организмы

1

3.

Земля - наш общий дом.

1

4.

Основные оболочки Земли

1

5.

Пищевые связи.

1

6.

Хищники

1

7.

Конкуренция и соперничество.

1

8.

Симбиоз.

1

9.

Атмосфера, значение её чистоты для живых организмов.

1

10.

Царство почвы - уникальный мир природы.

1

11.

Вода - чудо природы.

1

12.

Акция "Чистый берег".

1

13.

Пресные воды - наше богатство.

1

14.

Уязвимое море.

15.

Экологический рассказ. Диспут.

1

16.

Экология в нашем доме.

1

17.

Экомир моей семьи

1

18.

Экология человека.

1

19.

Экология насекомых.

20.

Бионика - наука о подражании живым 
существам.

1

21.

Растения лечат людей.

1

22.

Природа моей страны.

1

23.

Красная книга Смоленской области

1

24.

Экологический марафон.

4

25.

Вопросы задает природа.

1

26.

Они любили и любят свою Землю..

2

27.

Разрабока индивидуальных проектов,  участие в конкурах различных уровней.

3

Всего: 34

Содержание программы

1. Ознакомительное занятие.

Знакомство с ребятами. Задачи объединения. Техника безопасности.

2Экология и её влияние на живые организмы

Почему возникла необходимость экологического образования. Законы экологии. Принципы обманного благополучия. Экология и мы.

3. Земля - наш общий дом.

Понятие об экологии как о науке, которая исследует, каким образом растения и животные связаны друг с другом, как они приспособлены к окружающей их природе и как они сами влияют на природу.

4. Основные оболочки Земли

Живая и неживая природа. Их взаимосвязь, отличия. Неживые компоненты: воздух, почва, вода. Живые компоненты природы: растения, грибы, животные, микроорганизмы, человек. Человек - часть природы.

5. Пищевые связи

Что такое пищевые цепочки? Цепочка жизни в море. Какому насекомому поставлен памятник и за какие "заслуги". Может ли человек вмешиваться в природу?

6. Хищники

Растения-жертвы. Жертвы защищаются ядом, шипами, отпугивающими веществами, и т.д. Животные-жертвы и их защита: покровительственная окраска, особое поведение малая подвижность, предупредительная окраска, яд и т.д.

7. Конкуренция и соперничество

Что ж делать, если все одинаковые? Когда мало - плодиться и размножаться, а много - с голода помирать? Как можно соперничать? Злые и добрые хищники бывают только в сказках. Могут ли существовать в природе понятия "добра" и "зла"? Зачем в природе нужны хищники, может быть, надо от них избавиться?

8. Симбиоз

Что дают животным "дружеские отношения"? Есть ли это проявление у растений. Примеры "дружбы" и её результаты.

9. Атмосфера, значение её чистоты для живых организмов

Чем все дышат. Растительный покров Земли - ее легкие. Загрязнения воздуха. Озоновые дыры. Кислотные дожди. Значение атмосферы для жизни на Земле. Воздушные процедуры и здоровье человека.

10. Царство почвы - уникальный мир природы

Почва - источник питательных веществ для растений, место жизни животных. Загрязнение почв и их охрана. Как растения помогают бороться с загрязнением почвы.

11. Вода - чудо природы

Вода - самое важное вещество на Земле. Вода в природе. Круговорот воды в природе. Как подчеркивали важность воды на Земле писатели?

12. Акция "Чистый берег"

Правила поведения в природе. Работа с экологическими плакатами и экологическими рисунками.

13. Пресные воды - наше богатство.

Использование пресной воды человеком. Сколько надо воды, чтобы почистить зубы? Пресные воды: поверхностные, подземные. Методы очистки воды. Проблемы недостатка пресной воды. Водные процедуры, закаливание и наше здоровье.

14. Уязвимое море.

Сценарии, стихи о воде, море. Экологические размышления.

15. Экологический рассказ. Диспут

Так об экологии пишут дети. Знакомство с детскими работами.

16. Экология в нашем доме

Стоит ли убирать пыль? Чем опасны моющие средства? Почему пластмасса может быть опасной для здоровья? Опасные игрушки. Можно ли жечь осенние листья? Спецотходы у нас дома.

17. Экомир моей семьи

Вкусно, полезно, красиво. Природа в нашем доме. Экология души.

18. Экология человека.

Будем взаимно вежливы. Экология и наше здоровье. Чем мы питаемся? Так ли безопасно жевать жевательную резинку?

19. Экология насекомых

Насекомые-вредители сельскохозяйственных культур. Охраняемые насекомые "Легенда о пауках". "Общественные" насекомые. Мудрость насекомых. Куда и зачем летят жуки? Сколько точек у божьей коровки? Ядовитые насекомые. Почему нельзя шуметь в лесу?

20. Бионика - наука о подражании живым существам

Чем занимается бионика? Инкубатор придуман не человеком. Реактивное движение не только у самолетов и ракет. Чем знаменито перо птицы?

21. Растения лечат людей

История поиска и использования лекарственных растений. Легенды о лекарственных травах. Как приготовить себе природное лекарство? Культурные растения, используемые как лекарственные.

22. Природа моей страны.

Разнообразие природы. Великие равнины. Великие пустыни. Бескрайняя тайга

23. Красная книга Смоленской области

Почему она красная? "Неприкосновенные в природе". Знакомство с обитателями Красной книги.

24. Экологический марафон.

25. Вопросы задает природа.

Обобщающие занятия в конце учебного года. Вопросы и ответы.

26. Они любили и любят  свою Землю.

Поговорим о писателях-натуралистах (Дж. Даррелл, Э.Сетон-Томпсон, Н.Н.  Дроздов и другие). Их судьба, увлечения и вклад в экологию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Юные друзья полиции"

План работы кружка «Юные друзья полиции» . Кружок рассчитан на 1 час в неделю, 34 часа в год....

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования кружка "Юные знатоки природы"

Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает человеку стать великодушнее, справедливее, ответственнее. Любить и беречь природу может тот, кто ее знает, изучает, пони...

Интеллектуально - познавательная игра по экологии "Юные друзья природы"

«Природа покоряется лишь тому, кто сам ей подчиня­ется»Ф. Бэкон. Цель: Актуализация знаний, необходимых для правильного обращения с природой.Задачи: воспитывать любовь и интерес к родному к...

Программа кружка "Юные друзья пожарных"

В программу кружка"Юные друзья пожарных" входит пояснительная записка и темы, которые расматриваются на занятии. Данная программа рекомендуеися для учащихся 7-8 классов....

Визитка команды "ЭКОС" на слёт "Юные друзья природы"

Визитка команды "ЭКОС" на слёт школьных лесничеств и детских  экологических организаций "Юные друзья природы". Этот слёт проходил в областном палаточном лагере Челябинской области на озере Тургоя...

Рабочая программа кружка "Юный помощник природы"

Рабочая программа экологического кружка в основной школе...

Рабочая программа кружка "Юные друзья полиции"

Рабочая программа внеклассной работы. Кружок "ЮДП"...