Формирование информационной инфраструктуры в системе сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи Санкт-Петербурга
статья

Войнова Анна Владимировна

 Проблема формирование информационной инфраструктуры в системе сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи Санкт-Петербурга

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_formirovanie_informatsionnoy_infrastruktury.docx27.61 КБ

Предварительный просмотр:

Буюкли Н.А., Войнова А.В.,

методисты отдела научно-технического творчества

и профессионального самоопределения детей и молодежи

ГБНОУ ДУМ СПб

Формирование информационной инфраструктуры в системе сопровождения профессионального самоопределения

детей и молодежи Санкт-Петербурга

        Профориентационная работа создает условия для осознанного выбора профессии, что в настоящее время очень актуально, так как жесткие требования рынка труда к уровню знаний, практических навыков и компетенций специалиста, высокая конкуренция при трудоустройстве на хорошо оплачиваемую работу не позволяют беспечно относиться к результатам обучения.

Главным аспектом удачного профессионального будущего для молодого гражданина является самоопределение, и здесь на первый план выходит работа по сопровождению профессионального самоопределения. Именно она сейчас является одной из ступенек будущего успеха. Поэтому, чтобы работа по профориентации была наиболее эффективной, необходимо использовать современные методы и формы работы с обучающимися:

 

  1. Переход от пассивных методов работы к практико-ориентированным.

Проведение профессиональных проб для школьников по профессиям и специальностям, преподаваемым в том или ином ОУ. Профессиональные пробы проводятся с целью создания условий для раскрытия способностей учащихся, помощи старшеклассникам в адаптации к системе профессионального обучения, профессиональной коррекции и самоопределения каждого подростка.

2. Активное использование в профориентации элементов различных форм, методов и стандартов международного движения «WorldSkills».

3. Использование современных игровых технологий, в том числе популярную у молодежи форму проведения досуга – квест.

4. Профессионально-образовательное информирование с использование интернет-ресурсов.

Молодежь активно пользуется ресурсами сети Интернет. Нужно максимально использовать эту тенденцию – дать возможность «покорять» глобальную сеть с пользой, а для этого заинтересовывать, искать новые формы и идеи для профориентационной работы.

          Итак, чем может быть полезен Интернет для школьника, находящегося на распутье выбора,  и помогающих ему специалистов?

  1. Сеть Интернет предлагает ряд сайтов, где пользователь может познакомиться с секретами выбора профессии.
  2. Интернет позволяет познакомиться:

- с миром профессий;

- описаниями  различных  профессий;

- должностными инструкциями  работника той или иной профессии;

- классификатором «Профессии рабочих, должности служащих и тарифные разряды»;

- рейтингами самых востребованных, высокооплачиваемых профессий.

  1. В сети Интернет школьники могут пройти профориентационное тестирование on-line.
  2. Познакомиться с сайтами ОУ профессионального и высшего образования.
  3. Дистанционное изучение информационных программ и технологий, которые применяются в различных профессиональных сферах. Например, графический редактор «Компас» при обучении специальности «Судостроение»; изучение программного обеспечения специальности «Технология продукции общественного питания» для расчета калькуляции, меню и т.д.; изучение программ для обработки цифровых изображений в профессии «Наладчик аппаратного и программного обеспечения». Это будет способствовать активизации познавательной и творческой деятельности школьников средствами компьютерной визуализации, повышению уровня практикоориентированности профориентационной работы, закреплению знаний, умений и навыков в области информатики и информационных технологий; формированию устойчивого интереса школьников к профессиональной деятельности с помощью средств ИКТ.
  4. Интернет предлагает подборку психологических профориентационных игр, приемов, разработок занятий,  которые могут быть использованы психологами, педагогами при индивидуальной или групповой работе с учащимися.
  5. В Интернете психологи могут найти подборку психологических профориентационных тестов.

В современной ситуации, характеризующейся насыщенностью среды профессионального самоопределения Санкт-Петербурга, многообразием и неоднородностью стихийно развивающихся профориентационных практик, центральную роль приобретает процесс психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения школьников. В связи с этим важной задачей выступает разработка и апробация различных моделей психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, в том числе модели:

  • цифровой навигации по существующим профориентационно значимым информационным ресурсам и практикам и др.

        Возможности таких ресурсов должны целенаправленно и комплексно использоваться в рамках Концепции развития системы сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи Санкт-Петербурга,  и это должны быть Интернет-ресурсы различного типа, отражающие актуальное состояние экономики, профессионального и высшего образования, рынка труда и профессий.

В настоящее время профориентационная работа в регионе имеет ряд особенностей: разнородность проводимых мероприятий, существенные различия в подходах, отсутствие координации. Решением части этой проблемы должно стать появление единой региональной информационной платформы. Исходя из  опыта различных секторов экономики, можно утверждать, что при внедрении программного обеспечения, автоматизации процессов существенно повышается производительность, требуются меньшие человеческие ресурсы для достижения большего результата. Сектор профориентации не  является исключением, внедрение частичной автоматизации некоторых процессов будет только на пользу.

Основные цели, направления и задачи работы по формированию и развитию современной системы сопровождения профессионального самоопределения в Санкт-Петербурге включают  Формирование информационной инфраструктуры, основные задачи которой:

  • формирование и развитие единой региональной цифровой платформы, обеспечивающей единое информационное и проектно-деятельностное пространство, необходимое для эффективного функционирования Системы;
  • формирование и системное обновление городской информационной системы «Навигатор профессий Санкт-Петербурга»;
  • подготовка и систематическое обновление современных цифровых материалов профориентационной направленности;
  • систематическое проведение общегородских и районных информационных мероприятий профориентационной направленности (вебинары и пр.);
  • популяризация в регионе деятельности, реализуемой в рамках Системы, с использованием потенциала СМИ.

Ожидаемые результаты на среднесрочную перспективу - создание единой информационной цифровой платформы профессионального самоопределения в регионе, включающей «Навигатор профессий Санкт-Петербурга».

Разработка цифровой платформы «Профориентационная карта города», обеспечивающей эффективную горизонтальную координацию действий всех институциональных субъектов, участвующих в решении текущих задач функционирования Системы, а также её дальнейшее развитие.

Внедрение информационных технологий в сектор профессиональной ориентации детей и  молодежи вкупе с  действующими механизмами позволит добиться реального социально-экономического эффекта для региона, сделать процесс профориентации для всех его участников проще, интереснее и  привлекательнее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Решение проблем психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащейся молодежи в процессе экспериментальной деятельности"

Борисова Л.А. ,Московский педагогический государственный университет,Волошко И.Г. ,директор ГОУ СОШ с углубленным изучением английского языка № 1234Чарнецкий С.Н.,ГОУ СОШ  с углубленным изу...

Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения детей с особыми образовательными потребностями

Особенности профессионального самоопределения детей с ОВЗВ настоящее время особую актуальность приобретает проблема успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Особенности...

Проблема профессионального самоопределения детей и молодежи в современном обществе.

Профессиональное самоопределение личности – сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность определяется степенью согласованности психологических возможно...

"Единство и непрерывность в системе сопровождения профессионального, образовательного и общего самоопределения в общеобразовательных организациях"

Статья в Сборнике материалов по итогам реализации Концепции развития системы сопровождения профессионального самоопределениядетей и молодежи Иркутской областидо 2020 года "Роль и место образовате...