Анализ и самоанализ урока по ФГОС
статья

Ламатханова Лариса Сергеевна

Анализ и самоанализ урока по ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад

 « Анализ и самоанализ урока по ФГОС»

(1 слайд) Анализ и самооценка урока есть необходимый элемент педагогического творчества. В ходе анализа учитель получает возможность взглянуть на свой урок как бы со стороны, осознать его как явление в целом, осмыслить совокупность собственных теоретических знаний, способов, приемов работы в их практическом преломлении во взаимодействии с классом и конкретными учениками. Это-рефлексия, позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны, определить нереализуемые резервы, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности. Оценка профессионального мастерства учителя – позволяет постоянно выявлять профессиональные затруднения, своевременно оказывать учителю помощь, видеть его рост, способствовать успешной аттестации. В. А. Сухомлинский писал: «Сильным, опытным становится педагог, который умеет анализировать свой труд…» Умение анализировать свою педагогическую деятельность на уроке лежит в основе творческого труда учителя.

 (слайд 2) Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. Главная роль в этом принадлежит учителю. Перед которым стоит задача: Чему учить, ради чего учить, как учить.

(3 слайд)Перед нами часто встает проблема: по каким критериям оценивать современный урок, как лучше анализировать его эффективность и качество?

(4 слайд)На уроке, как в фокусе, концентрируется вся деятельность педагога, его научная подготовка, педагогические навыки, методические умения, способность организовать самостоятельную работу всех школьников. Реальная ценность урока — его результат; степень усвоения материала учениками.

(5 слайд) Анализ урока – это мысленное разложение проведенного урока на его составляющие с глубоким проникновением в их сущность, задачи с целью оценить конечный результат своей деятельности путем сравнения запланированного с осуществленным  учетом успехов и продвижения учащихся.

К числу основных критериев оценки урока относится в первую очередь соблюдение на нем принципов обучения, а также критериев оценки деятельности школы, утвержденных Министерством просвещения.

Опираясь на эти требования, мы можем проанализировать

  1. само построение учебного процесса на уроке,
  2. выявить оптимальность задач,
  3. рациональность избранного учителем цели, содержания урока, форм и методов обучения.

(слайд 6) Цель анализа заключается в выявлении методов и приемов организации деятельности учителя и учащихся на уроке, которые приводят или не приводят к позитивным результатам. Основной же задачей при этом является поиск резервов повышения эффективности работы учителя и учащихся.

(слайд 7) Существует множество видов анализа и у каждого - своя цель.

1 – краткий (оценочный) анализ – это общая оценка учебно-воспитательной функции урока,  достижение основных целей и задач;

2 – структурный (поэтапный) анализ – это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей учащихся;

3 – системный анализ – это рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач урока, обеспечение формирования знаний, умений и навыков учащихся, усвоения ими способов обучения;

4 – полный анализ – это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока,        проводится с целью изучения и разбора всех аспектов урока;

5 – структурно-временной анализ – это оценка использования времени урока по каждому его этапу;

6 – комбинированный анализ  это оценка (одновременная) основной дидактической цели урока и структурных элементов;

7 – психологический анализ – это изучение выполнения психологических требований к уроку (обеспечение познавательной деятельности учащихся развивающего типа);

8 – дидактический анализ – это анализ основных дидактических категорий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приемов и средств обучения и учения школьников, дидактическая обработка учебного материала урока, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью учащихся и т.п.);

9 – аспектный анализ – это рассмотрение отдельных элементов урока с точки зрения какой-либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности учащихся;

10-  комплексный анализ - в единстве и взаимосвязи целей, содержания, форм и методов организации урока.

(слайд 8,9) Наиболее распространенными типами анализа являются полный, системный, , краткий и аспектный. 

Любой анализ привносит научную составляющую в деятельность учителя, поскольку является основным методом познания чего-либо. Но самое главное - реальная ценность урока — его результат; степень усвоения материала учениками. Какими бы внешне эффектными приемами ни пользовался педагог, но, если учащиеся  не усвоили тему, урок эффективным назвать нельзя.

( слайд 10) В связи с введением ФГОС анализ урока приобрел сочетание традиционных и принципиально новых аспектов.

  1. Формулировка цели, учебных задач (с указанием направленности на личностные, предметные и метапредметные результаты), позиции учителя и учеников
  2. Создание подготовленной информационно-образовательной среды
  3. Эффективность содержания, направленность используемых видов деятельности на формирование УУД (познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные учебные действия)

Основой является: самоанализ в инновационном режиме и критерии технологической компетентности.( слайд 11)

 (12 слайд) СХЕМЫ АНАЛИЗА УРОКОВ могут быть разными в зависимости от типа уроков в рамках формирования УУДе.

            на основе типологии уроков в рамках формирования УУДе

  1. 1 ТИП УРОКА - УРОК ПОСТАНОВКИ УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ

  2 ТИП УРОКА - УРОК МОДЕЛИРОВАНИЯ И ПРЕОБРАЗОВАНИЯ МОДЕЛИ

  1. 3 ТИП УРОКА - УРОК РЕШЕНИЯ ЧАСТНЫХ ЗАДАЧ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ОТКРЫТОГО СПОСОБА (ПОНЯТИЯ)
  2. 4 ТИП УРОКА - УРОК КОНТРОЛЯ
  3. 5 ТИП УРОКА - УРОК ОЦЕНКИ

( слайд 13) Но основными в анализе урока являются

                               

1. Постановка цели   (дидактической задачи) урока

  • Наличие постановки цели (ДЗ)
  • Кем, когда сформулирована цель (ДЗ)
  • Соответствие цели (ДЗ) этапу обучения
  • Соответствие цели индивидуальному развитию школьников
  • Соответствие цели (ДЗ) и отобранного содержания
  • Результативность достижения цели (решения ДЗ)

2. Методы, приёмы, формы обучения

  • Какие методы, приёмы, формы использованы учителем
  • Адекватность  выбранных методов, приёмов, форм цели (ДЗ) урока
  • Соответствие  УМК

3. Самостоятельная работа школьников (как форма организации учебной деятельности)

  • Уровень самостоятельности школьников при достижении цели (решении ДЗ) урока
  • Характер самостоятельной учебной деятельности (репродуктивный, частично-поисковый, творческий)

4. Практическая направленность урока

  • Использование опыта ребёнка
  • Использование заданий, упражнений, учебных задач, ориентированных на практическое применение знаний в жизни
  • Актуализация событий, значимых для края, страны, мира (при необходимости) 

5. Формирование и развитие УУД

  • Обеспечение условий для формирования и развития

                        - личностных УУД

                        - регулятивных УУД

                        - познавательных УУД

                        - коммуникативных УУД

  • Регулятивные: учащиеся самостоятельно определяют цель урока, составляют план, действуют по плану, оценивают результат своей работы.
  • Познавательные: учащиеся извлекают информацию из предложенных источников, ее анализируют / классифицируют/ сравнивают и др.
  • Коммуникативные: учащиеся четко формулируют свою позицию, способны к пониманию других, считыванию явной  информации или подтекста, к сотрудничеству.
  • Личностные: учащиеся ориентируются в системе ценностей, выбирают правильные направления, способны оценивать поступки, находить мотивы совершенным действиям.

6. Рефлексия урока

  • Достигнута ли цель урока (ДЗ)
  • Организована ли рефлексия урока
  • На какой результат направлена оценка (личностный, метапредметный, предметный)
  •  На что направлена рефлексия – на результат или на процесс

Слайд 14 – основные требования к анализу урока учителем.

                   

Схема анализа урока по ФГОС

Класс___________

Предмет_________

Учитель___________________________________________________________

Тема урока_________________________________________________________

Этапы анализа

Баллы

1

 Прослеживаются основные цели урока: образовательная, развивающая, воспитательная.

2.

Соответствие урока требованиям ФГОС

2.1

Ориентация на новые образовательные стандарты

2.2

Нацеленность деятельности на формирование УУД

2.3

Использование современных технологий: проектная, исследовательская, ИКТ, др.

3

Содержание урока:

3.1

Научная правильность освещения материала на уроке

3.2

Соответствие возрастным особенностям

3.3

Соответствие содержания урока требованиям программы

3.4

Связь теории с практикой

3.5

Использование жизненного опыта учеников с целью развития познавательной активности и самостоятельности

3.6

Связь изучаемого материала с ранее пройденным материалом

3.7

Межпредметные связи

4

Определение темы урока. Постановка целей и задач

4.1

Учитель сообщает тему. Этап целеполагания отсутствует

4.2

В процессе формулирования темы, определения цели и задач принимают участие обучающиеся

5

Планирование деятельности. Осуществление практической деятельности

5.1

Этап планирования отсутствует. Учащиеся выполняют ряд задач

5.2

Работа ведется по плану, предложенному учителем

5.3

Учебные действия осуществляются по намеченному плану

6

Форма взаимодействия в ходе урока

6.1

Применение диалоговых форм общения

6.2

Создание нестандартных ситуаций при использовании знаний учащихся

6.3

Осуществление обратной связи: ученик – учитель

6.4

Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы

6.5

Реализация дифференцированного обучения. Наличие заданий для детей разного уровня обученности

6.6

Обучающиеся самостоятельно формулируют возникшие затруднения и осуществляют их коррекцию

6.7

Использование наглядного материала: в качестве иллюстрирования, для эмоциональной поддержки, для решения обучающих задач

6.8

Формирование навыков самоконтроля и самооценки

7

Психологические основы урока

7.1

Реализация развивающей функции обучения. Развитие качеств: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи

7.2

Ритмичность урока: чередование материала разной степени трудности, разнообразие видов учебной деятельности

7.3

Наличие психологических пауз и разрядки эмоциональной сферы урока

7.4

Наличие физкультминутки

8

Домашнее задание

8.1

Оптимальный объем

8.2

Доступность инструктажа

8.3

Дифференциация, представление права выбора

9

Подведение итогов деятельности

9.1

Подведение итогов не осуществляется ни в каком виде

9.2

Учитель выясняет у обучающихся, что они узнали, запомнили

9.3

Учитель организует рефлексию

10

Наличие элементов нового в педагогической деятельности учителя (отсутствия шаблона)

Итого:

За каждый критерий ставятся баллы от 0 до 2: 0 – критерий отсутствует, 1 – проявляется частично, 2 – в полном объеме.

Конечно, не все этапы оценивания универсальны для всех предметов, но, учитывая их, каждый педагог может самостоятельно определить степень соответствия организации урока требованиям ФГОС ООО, современным требованиям к уроку и сделать вывод о его возможной эффективности.

Самоанализ урока

( слайд 14) Не вызывает сомнений, что совершенствование мастерства учителя и учебного процесса в целом во многом зависит от грамотно организованного самоанализа урока. Учитель может испытывать затруднения в ходе конструирования урока, при создании моделей уроков разного типа в соответствии с основными идеями ФГОС. Самоанализ может позволить выявить причины недостаточной эффективности при решении тех или иных учебно-воспитательных задач, принять их во внимание при дальнейшем проектировании учебно-воспитательного процесса.

Самоанализ урока, рефлексивная деятельность сегодня приобретает для учителя немаловажное значение. Учитель, не владеющий навыками осмысления своих профессиональный действий, не умеющий мысленно оглянуться и восстановить ход проведенного урока, не сможет в полной мере соответствовать идеологии стандартов второго поколения.

Самоанализ урока дает возможность:

  1. правильно формулировать и ставить цели своей деятельности и деятельности учащихся на уроке;
  2. развивать умения устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения целей;
  3. формировать умения четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда;
  4. формировать самосознание ученика, когда он начинает видеть связь между способами действий и конечным результатом урока.

Как же построить урок, чтобы реализовать требования стандартов второго поколения?

Для построения урока в рамках ФГОС ООО прежде всего важно понять, какими должны быть критерии по определению соответствия урока требованиям стандарта. Так, к ним можно отнести следующие положения.

Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

  • Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.).
  • Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
  • Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
  • Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
  • На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
  • Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
  • Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
  • Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
  • Учитель принимает и поощряет выражаемую учеником собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
  • Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
  • На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т. д.).

 ( слайд 15) При планировании урока любого типа, как и при его анализе по окончании, учитель может и должен ответить на следующие вопросы:

  1. Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим, как этот урок работает на последующие уроки?
  2. Какие особенности учащихся нужно учесть преподавателю при планировании и организации урока (в этом случае существенную помощь может оказать краткая психолого-педагогическая характеристика класса: количество слабоуспевающих, сильных учащихся)?
  3. Какое сочетание методов обучения надо выбрать для объяснения нового материала?
  4. Какие именно УУД формируются в процессе урока?

Пример: «В процессе выстраивания работы с детьми по этой теме я планирую сформировать следующие УУД:

Личностные: …

Познавательные: …

Регулятивные: ….

Коммуникативные: …»

  1.  Каким образом происходит обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности?
  2. В чем выражается метапредметность, межпредметность урока?
  3. За счет чего и в каком направлении происходит развитие учеников?

Важный этап подготовки урока – отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока.

При планировании урока важно определить, какой этап урока оказался ключевым. «Считаю, что главный этап урока – это …» .

К важным вопросам, на которые учитель должен обязательно найти ответ при анализе сценария учебного занятия, относятся следующие:

  1. Рационально ли распределено время, отведенное на все этапы урока?
  2.  Логичны ли «связки» между этими этапами?
  3. Отобраны ли дидактические материалы, ТСО, наглядные пособия в соответствии с обозначенными целями урока?

Если при подготовке к уроку вы четко можете ответить на большинство перечисленных вопросов, то можно сказать, что первый этап подготовки урока завершен.

Анализ урока должен начинаться самоанализом и заканчиваться самооценкой, конкретными требованиями учителя к самому себе. При самоанализе он дает краткую характеристику проведенному уроку, целям, которые ставил, анализирует их достижение, объем содержания материала и качества усвоения, применяемые методы и их оценку, активность учащихся, их приемы и организация их труда, самооценку качеств и сторон своей личности (речь, логика, характер отношений с учениками). В заключение учитель высказывает свои предложения по улучшению качества урока делает общие выводы и намечает меры по совершенствованию своего педагогического мастерства. Но педагог может объяснить при этом почему именно так решил провести урок что его заставило выбрать данную методику, стиль и характер собственной деятельности, работы учащихся. Всякая методика урока оправдана, если дает максимальный обучающий и воспитывающий результат и соответствует силам и способностям данного учителя. При анализе урока учителя необходимо учитывать его индивидуальность особенности, дарования, сильные стороны. Нельзя навязывать общие одинаковые рекомендации, приемы, методы. Что годится для одного, нецелесообразно для другого. Всякие рекомендации по улучшению проведения уроков должны обязательно опираться на достижения учителя на его сильные стороны Недостатки и слабости надо объяснить таким способом, чтобы было ясно, как надо работать над собой. При анализе уроков важно поощрять творческое их проведение, побуждать учителя к самостоятельной разработке структуры и  методики урока.

Раздаточный материал:

САМОАНАЛИЗ УРОКА

Класс:__

Тема урока:_ «_______________»

Тип урока и его структура: ______________________

1.Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим, как этот урок работает на последующие уроки?

2.Краткая психолого-педагогическая характеристика класса (кол-во слабоуспевающих, сильных уч-ся…) Какие особенности учащихся были учтены при планировании урока?

3.Какие УУД формировались в процессе урока?

4.В процессе выстраивания работы с детьми по этой теме я планировала сформировать следующие УУД

Личностные:

Познавательные:

Регулятивные:

Коммуникативные:

5.Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности

6.Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока. Выделить главный этап и дать полный его анализ, основываясь на результатах обучения на уроке?

7.Какое сочетание методов обучения было выбрано для объяснения нового материала?

8.Считаю, что главный этап урока – это

9.Осуществление развития учащихся в процессе обучения (осуществление

метапредметности)

«модель и способ»

«рисунок и схема»

«роль и позиция»

«содержание и форма»

«изменение и развитие»

10.Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли «связки» между этими этапами? Показать, как другие этапы работали на главный этап?

11.Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целями?

12.Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся? На каких этапах урока? В каких формах и какими методами осуществлялся? Как организовано регулирование и коррекция знаний учащихся?

13.Как Вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ и самоанализ урока

Здесь дается схема анализа и самоанализа урока, которая позволяет вам подготовится к любой проверке....

Пособие для учителя по анализу и самоанализу урока

Анализ урока необходим для повышения качества обучения.Урок рассматривается сегодня не только как деятельность учителя, т.е. как форма обучения, но и как деятельность ученика, т.е. как форма учения. А...

Анализ и самоанализ урока

В работе приводятся схемы анализа и самоанализа урока....

Анализ и самоанализ урока - путь к его совершенствованию

Данная работа является зачетной работой на курсах ПК и представляет собой систематизацию имеющихся видов анализов урока с приложением в виде схем....

Формы анализа и самоанализа урока: методические рекомендации для студентов педколледжа (С.В. Грек, М.П. Михеева)

В данных рекомендациях раскрываются схемы-требования к анализу уроков в зависимости от вида обучения, типа урока, его структурных компонентов.Рекомендации предназначены для студентов, обучающихс...

Современный урок. Типология уроков. Анализ и самоанализ урока.

Изучение сущности и структуры урока приводит, к выводу, что урок является сложным педагогическим объектом. Как и всякие сложные объекты, уроки могут быть разделены на типы по различным признакам. Этим...

Типология уроков. Современный урок. Анализ и самоанализ урока.

                 Изучение сущности и структуры урока приводит, к выводу, что урок является сложным педагогическим объектом. Как и всякие сложные объ...