Почему дети не читают? Проблема и пути ее решения.
статья
Попытка проанализировать, почему современные дети не любят и не умеют читать, а также предложить пути решения этой проблемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie_konkurs_1.docx | 10.29 КБ |
Предварительный просмотр:
В своей статье я хотела бы затронуть одну очень важную проблему, с которой, наверное, столкнулся сегодня каждый учитель, вне зависимости от предмета, который он преподает - дети не умеют осмысленно читать. И я говорю не только о том, что они не любят читать, хотя, безусловно, это взаимосвязанные вещи, а о том, что большие трудности у них вызывает именно работа с текстом.
Сегодня государство поставило перед собой цель улучшить качество образования, но, к сожалению, все мы понимаем, что на данный момент оно оставляет желать лучшего. Современные дети сталкиваются с огромным количеством трудностей, одна из которых - подготовка к урокам. При переходе из начальной школы в среднюю пятиклассник оказывается не готов к тому количеству устных предметов, которые у него появляются. Это и литература, и обществознание, и биология, и география… Ребенок не способен воспринимать такое количество визуальной информации, он умеет читать, но не умеет анализировать текст, не понимает смысл прочитанного. А если он не понимает смысл прочитанного, то он не может выполнить задание. Это если мы говорим о детях, чья техника чтения соответствует норме, а иногда и выше нормы. Но здесь следует упомянуть, что существуют дети, которые просто не успевают прочитать текст, а следовательно, и выполнить задание. Эта проблема существует и на уроках, но особенно она актуальна для разных диагностических работ (ВПР, НИКО и т.д.). Да что говорить, даже на устном экзамене по русскому языку в 9 классе нередко появляются учащиеся, которые просто не успевают прочитать текст за отведенные 2 минуты.
Вообще, конечно, проблема детского нечтения - одна из самых активно обсуждаемых в современной педагогике, и существует огромное количество различных мнений, рекомендаций и возможных путей ее решения, и наша задача - из всего этого многообразия выбрать реально работающие. Итак, что же я предлагаю делать для решения этой проблемы? Или, точнее, что я уже делаю.
Конечно, предметы, которые я преподаю, непосредственно связаны с текстом больше всех остальных. И первое, чему я уделяю сегодня внимание на своих уроках - это именно комплексный анализ текста. Умение находить ключевые слова, задавать вопросы и отвечать на вопросы, опираясь на прочитанный материал, умение пересказывать прочитанный текст - вот то основное, чему я учу своих учеников. Оказывается, что дети боятся текста, и самая главная моя цель - это, конечно, помочь им преодолеть этот страх перед чтением.
Что касается художественного текста, здесь часто обнаруживается еще одна проблема - ограниченный словарный запас. Но даже после того, как все слова становятся понятны, ребята все равно сталкиваются с трудностями понимания текста произведения. В таком случае я стараюсь показать детям, что сюжет произведения, его герои близки им самим, пытаюсь задавать проблемные вопросы, которые бы вызвали отклик у них. Например, на одном из недавних уроков в 6 классе у нас произошла бурная дискуссия во время обсуждения рассказа Ф. А. Искандера “Тринадцатый подвиг Геракла” на тему допустимости или недопустимости подшучивания над учениками учителем. Ребята разделились на две группы, оказалось, что эта тема для них очень актуальна, и, следовательно, текст вызвал у них живой интерес. Моим детям также очень нравится становиться соавторами писателя. Иногда это попытка перенести героев в современный мир, иногда - размышление о том, что осталось за рамками произведения. Например, как-то мы сделали выставку работ, где ребята попытались ответить на вопрос, что же произошло с героями романа А. С. Пушкина “Дубровский” после описываемых в произведении событий. Такие задания, на мой взгляд, как раз помогают ребятам преодолеть страх перед текстом.
В начале своего выступления я упомянула, что нелюбовь к чтению и неумение читать - вещи взаимосвязанные. Хотелось бы поподробнее об этом поговорить. Действительно, оказывается, что детям, которые с книгой “на ты”, гораздо легче воспринимать и анализировать текст, причём не только художественный, но и научный. Как же помочь ребенку полюбить читать?
Даниэль Пеннак настоятельно просил (умолял!) не использовать свое педагогическое эссе “Как роман” как орудие педагогической пытки, но я всё-таки не смогла удержаться. В своей книге он говорит о том, что чтение вслух родителем, учителем может творить чудеса. В прошлом году я провела первый эксперимент на классе, в котором обычно произведение прочитано не более чем у 5 учеников, весь урок я читала вслух повесть А. А. Лиханова “Последние холода”. Во-первых, они слушали как завороженные, во-вторых, к следующему уроку произведение дочитали почти все! К сожалению, мы не можем позволить себе такую роскошь как чтение не по программе, о которой говорит Пеннак, но иногда я все-таки пользуюсь этим приемом.
Существует еще одна идея, близкая к идее Пеннака, - идея “Громких чтений”, здесь уже допускается комментирование по ходу чтения, обсуждение произведения.
Вообще в нашей школе ведется активная работа по прививанию любви к чтению. В прошлом году мы стали победителями всероссийского конкурса “Поддержка детского и юношеского чтения”, и сегодня наша первая цель - разработка и реализация информационно-медийного сопровождения, которое бы способствовало развитию чтения. Очень многое уже сделано - зоны для буккроссинга, современная медиатека, создание он-лайн портала “Ключ”, куда дети могут выкладывать свои произведения, а также получить рекомендации по чтению. Конечно, в первую очередь это работает на тех детей, которые уже читают, но подростки, видя успешность своих одноклассников, части сами берутся за книгу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
доклад "экологические проблемы и пути их решения"
Этот материал был раскрыт на муниципальной экологической конференции "Природа встречает друзей". Было уделено внимание водным,почвенным ресурсам, состоянию окружающей среды нашей области и Можайского ...
Современные проблемы в осуществлении духовно-нравственного воспитания детей и подростков в школе. Пути их решения.
Выступление на научно-практической конференции «Просвещение и нравственность: забота государства, церкви и общества» посвящено актуальной проблеме в ОУ. В небоьшой статье кратко и ёмко исследуются при...
Федосеева Т.А. Учебно-исследовательская работа школьников: методические проблемы и пути их решения // Актуальные проблемы коммуникативного образования в 21 веке: сборник научных статей по материалам VII Международной научно-практической конференция (28 ап
Федосеева Т.А. Учебно-исследовательская работа школьников: методические проблемы и пути их решения // Актуальные проблемы коммуникативного образования в 21 веке: сборник научных статей по материалам V...
Статья на тему: «Социализация детей с ОВЗ. Проблемы и пути решения»
В статье рассматриваются проблемы и пути решения социализации детей с ОВЗ...
"Воспитание детей в семье: проблемы и пути решения"
Выступление на общешкольном родительском собрании...
Информационная безопасность детей в образовательной организации: проблемы и пути их решения.
Введение гаджетов в жизнь человека начинается с самых ранних лет, при этом свободный доступ детей и подростков к информации не всегда способствуют развитию здорового мышления, напротив, может негативн...
Преподавание математики в начальных классах школы для детей с нарушениями слуха: проблемы и пути их решения.
В докладе описна наиболее часто встречающиеся проблемы и пути их решения при преподавании математики в школе для детей с нарушениями слуха....