«Личностное развитие школьника на всех ступенях обучения через взаимодействие школы и семьи»
материал
Предварительный просмотр:
«Личностное развитие школьника на всех ступенях обучения через взаимодействие школы и семьи»
Педагог-психолог: Иванова Н.Д.
Пути личностного развития учащихся
В педагогике и психологии рассматриваются следующие понятия: индивид – человек - личность – индивидуальность.
Индивид – человек, как единичное природное существо.
Человек – это живое существо, обладающее даром мышления, речью, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе жизнедеятельности.
Личность – человек, как представитель общества, свободно и ответственно определяющий свою позицию среди людей.
Индивидуальность – это совокупность унаследованных и выработанных в процессе жизни физических и психических особенностей, отличаемых индивида от всех остальных. Проявляется индивидуальность в чертах характера, темперамента, в эмоциональной, интеллектуальной и волевой сфере, в интересах, потребностях и способностях человека.
Личность развивается в деятельности, когда для этого есть необходимые условия и предпосылки. Биологические предпосылки – это генетика человека, задающая рост, созревание, активность, реагирование и поведение.
1. Наследственность – свойство организма передавать от родителей к детям определенные качества и особенности. Наследственность обусловлена генами.
2. Задатки – это анатомо-физиологические особености организма, являющиеся предпосылками развития особенностей.
3. Способности – это индивидуальные особенности личности, которые являются уровнями успешного осуществления определенного рода деятельности (рисование, занятие музыкой).
Формирование личности – всегда разделенный между ребенком и взрослым процесс. Чем меньше роль культурного взрослого, тем больше роль тела ребенка, в первую очередь его генов и инстинктов. Чем сильнее культурное, воспитывающее влияние взрослого, тем больше влияние души - вначале души взрослого, а потом, когда она пропитает почву ребенка, это уже и влияние души самого ребенка.
Также на формирование личности оказывает влияние ряд социальных факторов:
1. Среда – это действительность, в условиях которой происходит развитие человека. На формирование личности влияет географическая, национальная, социальная, семейная, окружающая среда. Развитие ребенка невозможно без социального окружения, но качество этого окружения бывает различным, и нередко, на определенном этапе это же социальное окружение (например, неблагополучная семья, друзья, которые могут оказывать негативное влияние) перестают способствовать развитию, а то и начинают прямо препятствовать.
2. Общение – это форма, с помощью которой мы воспринимаем и приобретаем новых друзей, одна из универсальных форм активности личности, проявляющаяся в установлении и развитии межличностных отношений.
3. Воспитание – это целенаправленный, планомерный, непрерывный процесс воздействия воспитателя на воспитанника, с целью гармоничного развития личности. Развитие ребенка определяется не только его организмом, но и теми взрослыми, которые находятся с ним рядом.
4. Самовоспитание – это работа по совершенствованию самого себя, изменению своих качеств.
Развитие личности возможно только в деятельности. В процессе жизни человек постоянно участвует в самых разнообразных видах деятельности: творческой, учебной, познавательной, трудовой, спортивной и т.д.
Какими же путями развивается личность?
1. Игра – вначале руководимая извне, позже запускаемая самостоятельно.
2. Дело – вначале совместные с кем-то дела, позже самостоятельные.
3. Учеба и тренировка – вначале учат нас, после мы можем учить себя сами.
4. Физическое развитие – в теле человека заложена возможность его развития как личности. Если мы хотим развить свою или чью-то личность, начинать нужно с развития тела.
5. Разрешение внутренних противоречий – до определенного возраста каждый переход на новую ступень развития личности нередко является одновременно и личностным кризисом.
6. Внутренняя работа – осознание, анализ, принятие решений, выполнение их.
В формировании личности велика роль самовоспитания. Оно начинается с осознания и принятия объективной цели как субъективного, желательного мотива своих действий. Субъективная постановка цели поведения порождает сознательное напряжение воли, определение плана деятельности. Осуществление этой цели обеспечивает развитие личности. Поэтому так важно привлекать учащихся к постановке целей и самому педагогу правильно их формулировать.
Эти пути требуют освоения (подталкивают к освоению) новых ролей, требуют приобретения новых знаний, выработки новых умения и навыков. С другой стороны, некоторые знания, умения, навыки и роли являются необходимыми предпосылками всех этих путей.
Ребёнок растёт не в безвоздушном пространстве, и при любой его почве и при любых его семечках за его почвой ухаживают внимательные садовники , меняя её состав. Внимательные садовники имеют возможность в почву вовремя сажать семена культуры, и, даже если они зарастают лопухами, почву пропалывают. Ребёнок – не одно семя, из которого все заданным образом растёт, а скорее почва с различными семенами. На эту почву с уже имеющимися семенами (врожденные начала в ребёнке) могут падать и другие семена (культурное начало). Что-то попадает случайно, что-то благодаря усилиям садовников: родители и педагоги прививают ребёнку лучшие семена человеческой культуры. Ребёнок растёт не один, а в экосистеме. В таком представлении развитие ребёнка задаётся не только изнутри, оно может запускаться и извне, в случае естественного занесения семечек из общекультурного окружения или осознанной работы садовника: родителей и педагогов.
Хотите, чтобы человек стал личностью?
Тогда поставьте его с самого начала –
с детства – в такие взаимоотношения с другим человеком
(со всеми другими людьми), внутри которых
он не только мог бы, но и вынужден был
бы стать личностью… Именно всестороннее,
гармоничное (а не уродливо-однобокое)
развитие каждого человека и является главным
условием рождения личности, умеющей
самостоятельно определять пути своей жизни,
свое место в ней, свое дело, интересное и важное
для всех, в том числе и для него самого.
Э. В. Ильенков (выдающийся философ и психолог-педагог)
Результаты методики «Мой личностный рост» для изучения активности обучающихся в деятельности по саморазвитию
(С.С. Кункевич)
Цель методики: определить степень активности учащихся-подростков в деятельности по саморазвитию своей личности
Ход проведения.
Каждому учащемуся предлагалось прочитать утверждения и самостоятельно ответить на вопрос: «Насколько часто он так поступает?» Для этого ученику необходимо было написать напротив каждого утверждения или его номера цифру, которая означает ответ, соответствующий его точке зрения.
Цифры означают следующие ответы:
3 – всегда;
2 – часто;
1 – редко;
0 – никогда.
Показателем активности подростка в деятельности по саморазвитию (А) является частное от деления суммы баллов его ответов на количество ответов. Если А больше 2,2 балла, то можно констатировать высокую степень активности; если же А больше 1,5 балла, но меньше 2,2 или А меньше 1,5 балла, это соответственно свидетельствует о среднем или низком уровне активности учащегося в работе по саморазвитию.
Всего в диагностике приняли участие - 31 обучающийся с 7 по 11 класс:
- высокая степень активности по саморазвитию своей личности - 16 (52%)
- средняя степень активности по саморазвитию своей личности - 10 (32%)
- низкая степень активности по саморазвитию своей личности - 5 (16%)
"Не воспитывай детей, они всё равно будут похожи на тебя. Воспитывай себя" (Английская пословица)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы взаимодействия семьи и школы в личностном развитии школьника
Являясь классным руководителем 9 класса, меня заинтеревовал вопрос: "Какие факторы влияют на личностный рост учащихся? "С моей точки зрения, личность формируется и развивается в соответствии с ее врож...
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И СЕМЬИ ВО ИМЯ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКА
Выступление на IV межрегиональной научно – практической конференции «Психолого – педагогическое сопровождение формирования позитивной этнической идентичности и оптимизации межэтнических отношений как ...
презентация к педсовету "Личностное развитие школьника через взаимодействие семьи и школы"
Это презентация к тематическому воспитательному педагогическому совету. В презентации даны аналитические данные, статистика по данному вопросу и ряд рекомендаций. полноценной работа будет лишь тогда, ...
сценарий педагогического совета Личностное развитие школьника на всех уровнях обучения через взаимодействие семьи и школы
Сценарий педагогического совета "Личностное развитие школьника на всех уровнях обучения через взаимодействие семьи и школы" может быть полезен для начинающего заместителя директора, классных рук...
Проблемный педагогический совет по воспитательной работе «Личностное развитие школьника на всех ступенях обучения через взаимодействие школы и семьи» в интерактивной форме
Необычным будет и сам педсовет… т.к. в нашем зале присутствуют не только педагоги, но и представители родительской общественности. И мы надеемся, что такие диалоги в реальной жизни не будут иметь мест...
«Личностное развитие школьника через взаимодействие семьи и школы. Из опыта работы с семьёй в основной школе»
Взаимодействие с семьей – одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога....
"Взаимодействие школы и семьи во имя личностного развития школьника
laquo;Создание условий для развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства»...