Статья "Классный руководитель - это..."
статья
Эссе о роли классного руководителя в современной системе образования в России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_o_roli_klassnogo_rukovoditelya.docx | 19.71 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭССЕ
Классный руководитель – это…
Просыпаешься утром уже с мыслями о классе. Пьешь кофе, а в голове переплетаются планы, идеи, сомнения… Проверить, как идет работа по очередному проекту, побеседовать с нарушителем Стасом о деловом стиле одежды, позвонить родителям Никиты, если он снова опоздает, обсудить с учителем физкультуры успеваемость отличницы Ирмы, которой никак не даются нормативы – всё это и многое другое предстоит сделать еще до начала первого урока.
Собираешься, оглядываешь себя в зеркале очень критично. Дети всё замечают, нельзя позволить себе небрежности. Важны не только мои слова и поступки, но и внешний вид. Как говорил В.И. Даль, воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника. Если каждый учитель должен сам обладать острым умом, чутким сердцем, большим самообладанием, высокими нравственными воззрениями, то классный руководитель и подавно должен быть примером для своих учеников. Неспособному показать детям достойный личный пример, я убеждена, не под силу решение воспитательных задач, стоящих перед классным руководителем.
В школьной суете изо всех сил стараешься внимательно оценивать все изменения, которые происходят в бурлящем море классного коллектива, стараешься в непрерывном гуле не пропустить зов (а иногда - молчаливый) того, кому нужна помощь. Классный руководитель должен постоянно видеть как картину целиком, так и все ее детали: должен соединять воспитание дружного коллектива с воспитанием каждого отдельного человека, разностороннего, внутренне дисциплинированного, способного сопереживать искренне, мыслить ясно, преодолевать любые трудности достойно. А ведь сколько ни прочти трудов по педагогике и психологии, к каждому ребёнку найдется лишь один ключик – из миллионов бесполезных вариантов, не потеряться в которых должен классный руководитель. Потому все перемены посвящаешь ученикам, все свои «окна» открываешь для них. Ни на минуту не прекращается душевная работа!
Подходят к концу уроки – и начинается самое интересное. Внеклассная работа, то, чем ребята занимаются вместе, постепенно создает неповторимое лицо, присущее каждому хорошему классу. Собираетесь ли на экскурсию, концерт, киновечер, готовитесь ли к историческому квесту или спортивным соревнованиям, украшаете ли кабинет, составляете ли свою классную летопись – чем бы вы ни занимались, накапливается ваш общий классный багаж впечатлений, накапливается капитал идентичности каждого ребенка. И классный руководитель здесь – не только администратор, искусный дирижер, направляющий коллективную энергию в нужное русло. Ведь как раскрыть таланты детей, не блистая собственными? Чтобы ученики попробовали себя в роли операторов, сценаристов, актеров, превращаешься в зажигательного, но требовательного режиссера. Чтобы увлечь детей литературным творчеством, становишься сначала тихой музой за их плечами, затем – справедливым критиком.
А если хочешь, чтобы класс стал дружной семьей, - сама становишься мамой. Классной мамой, которая (почти как родная) может и пожалеть, и похвалить, и отругать, когда дети этого заслуживают.
Заканчивается рабочий день, но не заканчивается день классного руководителя. Выходя из школы, мысленно подводишь итоги: кто из ребят отличился? кто порадовал оценками, общественной работой, личными успехами? кто, наоборот, расстроил? проблемы с успеваемостью, дисциплиной, самоконтролем? Время пообщаться с родителями! Они ближайшие партнеры и единомышленники классного руководителя в сложнейшем деле воспитания. Ведь объединяет родителей и педагогов главное орудие и главный посредник воспитания, по мнению В.Г. Белинского,– любовь. Любовь к детям. Звонишь родителям учеников, приглашаешь на встречу, делишься своими «воспитательными» радостями и печалями, кирпичик за кирпичиком разбираешь ту стену недоверия и отчужденности, что некоторые выстраивают в попытке оградить себя от школьных дел. Постепенно родители начинают видеть соратника в классном руководителе, обращаться за советом и помощью. И так «на телефоне» в обсуждении классных новостей и проходит вечер…
И перед сном продолжаешь придумывать интересные классные часы, планировать свежие проекты и мероприятия. В детстве я росла в семье педагогов и все время удивлялась, и откуда берутся у них такие душевные силы? Как можно каждый день открываться, столько отдавать, ничего не оставляя про запас, как будто завтра сердце больше не понадобится? Но оказалось, сердечный огонь, душевные силы никогда не иссякают, пока рядом дети: ведь ты не просто отдаешь, ты «меняешь, не глядя» - ни разу не прогадав, и так тесно, так затейливо переплетаются детские и взрослые энергетические ниточки, так по-настоящему смотрят на тебя любопытные глаза…
…И засыпаешь снова с мыслями о любимом классе.
Журина С.Н., учитель истории и культуры Санкт-Петербурга
ГБОУ школы №543 Московского района
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы классного руководителя "Роль классного руководителя в профориентации учащихся в специальной (коррекционной) школы VIII вида"
В данной публикации представлен материал о деятельности классного руководителя коррекционной школы VIII вида по профориентации учащихся....
Обобщение опыта работы классного руководителя "Работа классного руководителя с семьями учащихся с ОВЗ в условиях МСКОУ СКОШ VIII вида г. Арзамаса"
В данной статье обобщен опыт работы классного руководителя с семьями учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида....
Новые формы взаимодействия классного руководителя и субъектов образовательного процесса. (Система работы классного руководителя с родителями обучающихся).
Программа развития воспитания в системе образования России на 1999–2001 гг. (приказ Министерства образования Российской Федерации от 18.10.99 № 574) выделяет воспитание как важнейшую стратегичес...
презентация к педсовету по теме "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"
тема выступления на педсовете "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"«Воспитание – высшее из благ, но только ...
презентация к педсовету по теме "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"
тема выступления на педсовете "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"«Воспитание – высшее из благ, но только ...
Выступление на семинаре классных руководителей "Роль классного руководителя в профилактике асоциального поведения учащихся и употребления ПАВ"
Доклад и презентация к выступлению на городском семинаре классных руководителей «Роль классного руководителя в профилактике асоциального поведения учащихся и употребления ПАВ»...
"Классный руководитель"-выступление на МО классных руководителей
Материал выступления включает презентацию выступления "Новые подходы к образованию воспитательного процесса"...