Народный праздничный костюм
план-конспект урока (5 класс)
Предварительный просмотр:
Тема урока: Народный праздничный костюм
Цель урока: ознакомиться праздничной одеждой русского народа , выполнить эскиз костюма.
Задачи урока: 1. Ознакомиться образцами народной одежды;
2.Рассмотреть женские головные уборы и изобразительные элементы на них ;
3. Выяснить значение орнамента на рукавах, подоле женских рубах, на сарафане, переднике;
4. Найти общее между изображением фронтона избы и женского костюма;
5.Сделать вывод, что крестьянская одежда не только костюм, а образная модель мироздания.
Планируемые результаты:
В познавательной сфере:
- давать определение изученных понятий:
костюм, рубаха, сарафан, панева, епанечка, душегрея, коруна, штаны-порты, зипун;
- описывать элементы народного костюма;
В ценностно-ориентационной сфере:
- анализировать и оценивать роль символов в украшении костюма;
Формирование универсальных учебных действий обучающихся:
Личностные УУД:
- осваивать древние корни своего народа;
- формировать ответственное отношение к обучению и познанию искусства.
Регулятивные УУД:
- определять цели и задачи в учебе;
- планировать пути достижения цели;
- оценивать результат на поставленную задачу.
Познавательные УУД:
- осознавать народный праздничный костюм как образное представление человека о мире;
- осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения творческих задач;
- выполнять эскизы.
Коммуникативные УУД:
- осуществлять совместную деятельность в группе;
- согласовывать свои действия с учителем и одноклассниками.
Оборудование: презентация «Народный праздничный костюм», бумага, карандаш, краски(акварель), кисти, фломастеры.
Ход урока.
1.Организационный момент
2.Целеполагание и мотивация .
(Слайд1)
-Как вы думаете, какая у нас сегодня тема урока?
(Слайд2) Тема урока «Народный праздничный костюм»
Цель урока? (Слайд3)
(Слайд4)- Какой в старину была жизнь крестьян?
Действительно, им приходилось очень много трудиться . Зато, когда приходил праздник, он был для крестьян долгожданным и желанным. К нему готовились.
Все надевали лучшую, праздничную одежду. Её шили сами и всем хотелось показать свои наряды, свое мастерство.
Формирование новых знаний.
. Национальные костюмы создавались многими поколениями людей. Русский народный костюм привлекает своей простотой и мудростью, богатой отделкой, цветным орнаментом, интересными деталями. У каждого узора и покроя есть своя история. Это делает русский костюм уникальным.
В течение нескольких веков в разных концах земли Русской складывались свои особенности в одежде и люди строго придерживались местных традиций. Отдельные черты отличали костюм каждой губернии, уезда и даже села. Для того чтобы создать такой костюм, требовалось большое мастерство. Оно включало в себя крой и шитье, плетение кружев и вышивку. Мастер должен был владеть и ткацким ремеслом: пояса и рукава большинства русских костюмов ткали. Такое платье носилось не месяцы, а годы.
(Слайд5) Согласно древним поверьям, одетая в богатый праздничный костюм женщина способна благотворно влиять на землю, дарующую богатый урожай.
Русский женский костюм был очень красочным и многообразным. Женский костюм был намного сложнее и многослойнее, чем мужской . Все детали костюма имели определенный смысл, закрепленный в традиции. Прежде всего, русский женский костюм не должен был подчеркивать формы тела: каждая женщина в нем была красавицей, статной и дородной.
В центральных и северных районах России женщины на праздники одевали сарафан. Сарафан был одеждой женщин всех сословий России вплоть до 40-х годов XX века, он подчеркивал красоту и стать русской женщины, такое богатство она “несла”, плывя, словно лебедушка. Отсюда походка, манера и стиль.
Праздничный сарафан шили из дорогой ткани, спереди украшали узорной (княжей) полосой, тесьмой, серебряным кружевом, узорными пуговицами. Украшения передавались из поколения в поколение. Каждый элемент орнамента имел свое значение и смысл:
В праздничный наряд входили коротенькие кофточки– епанечки, а в холода – душегреи.
(Слайд 6) Праздничные костюмы удивляют своим многоцветием. Будто кто-то собрал краски с цветущих лугов, с синих рек и поместил их на одежду. Всё в костюме напоминает о красоте родной земли. И основным мотивом проходит сочетание белого и красного цветов.
Основа женского костюма – белая длинная рубаха из холста или из шёлка. Летом рубаха нередко служила единственной одеждой девушек. Вышивка на рубахе не только украшала, но и оберегала женщину. Особенно тщательно украшались ворот, оплечья, грудь, подол жатвенной рубахи и рубахи-«сенокосицы». Считалось, чем богаче украшена рубаха, тем счастливее будет её владелица и это непременно скажется на её потомстве.
А в южных районах России модницы одевали поневный комплекс.
(Слайд 7) 1.Понева – клетчатая шерстяная юбка из двух полотнищ. Она одевалась непременно поверх рубахи . Понёву носили только замужние женщины. Подол женской рубахи и юбка-понёва часто украшались тканым или вышитым орнаментом, содержащим древние идеограммы земли, засеянного поля – веточки, цветы, условные изображения растений. Все эти узоры выражают идею земли, плодоносящей почвы.
2. Затем шел передник (запон, занавеска) . Передник обычно делали из холста , щедро украшали вышивкой , тканым узором, цветными отделочными вставками, шелковыми узорными лентами. . Передник нёс символику, связанную с землёй( ромбы, волнистые линии, образы матери-земли, птиц, дерева жизни). Он оберегал живот (что означает жизнь) женщины, вынашивающей дитя.
3. Далее одевали навершник – верхнюю короткую одежду без рукавов .
4.На голову надевали шапочку-сороку (кику).
(Слайд 8).Важной частью женского костюма был головной убор. Он являлся своеобразной визитной карточкой. По нему можно было узнать, из какой местности его владелица, ее возраст, семейное положение и социальную принадлежность. Почти каждая губерния (а иногда и уезд) имела свойственные только ей формы головных уборов.
Как известно, головные уборы замужних женщин отличались от головных уборов девушек. Считалось, что волосы замужней женщины обладают магической силой, и их нельзя носить непокрытыми. Отсюда и пошло выражение “опростоволоситься” – оказаться на людях с непокрытыми волосами, т.е. в неловком положении.
Головной убор был символом плодородия и силы. Обычно он состоял из нескольких частей (число деталей доходило до 12) и весил до 5 кг. Три основные из них:
- налобная часть – кичка с рогами или гладкая;
- чехол из кумача, бархата или ситца – “сорока”;
Девичьи головные уборы, в отличие от женских, оставляли открытыми волосы – символ красоты, невинности, брачных возможностей. В день венчания девушке надевали “сороку” (в распластанном виде этот головной убор напоминает птицу с длинным хвостом, отсюда название).
(Слайд9 )Форма и декор кокошников. Они нередко украшались изображениями солнца, звезд, древа жизни, птиц. Образный строй головных уборов в народных представлениях был связан с небом.
У многих народов старинные праздничные одежды имеют трехярусный строй украшений. Головной убор и верхняя часть костюма связаны с образом неба, поэтому в узорах этой части одежды обращались к солнцу, звездам птицам. Свисающие нити жемчуга, бусы, ленты, спускающиеся с головных уборов, символизируют дождь, капли росы, падающие на землю-матушку. А вот верхняя часть женской рубахи, её подол, понёва и передник выражали своими узорами идею земли. И украшались они знаками земли и плодородия.
(Слайд 10) Рассмотрим мужской праздничный костюм.
1.Основой мужского костюма была рубаха. Она доходила до колен и имела у ворота разрез посередине или сбоку (косоворотка) с воротником-стойкой или без него. Мужская рубаха украшалась вышивкой. Её носили навыпуск и обязательно подпоясывали. Рубаху шили обычно из домотканого белого холста. Иногда холст красили в синий или красный цвет. Белую же рубаху украшали красивой вышивкой - по низу рукавов, рубахи, по вороту.
2.Рубаху подпоясывали длинным шерстяным цветным поясом.
3. Частью костюма были штаны (порты). Штаны были неширокими, из крашенного в синий или черный цвет холста. Праздничные штаны часто бывали в полоску. Они заправлялись в сапоги или обёртывались онучами .
4.Верхней одеждой служили зипун или кафтан из домотканого сукна, запахивающийся на левую сторону, с застежкой на крючки или пуговицы .
(Слайд11) Что общего в форме верхней части женского костюма и фронтона избы?
Таким образом, можно сказать, что народный костюм – это не просто одежда, в народном праздничном костюме люди выражали свои представления о мире, частью которого они себя ощущали.
4.Физкультминутка .
5. Практическая работа.
Сегодня вам предстоит выполнить эскиз русского праздничного наряда. Представьте себя в роли художника-дизайнера. Работу цветом начните с поиска общего цветового решения, затем переходите к работе над орнаментом.
6. Итог урока, выставка и анализ работ.
7. Домашнее задание
Узнать о народных праздниках (как проходили, чему посвящались).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Русский народный праздничный костюм"
Материал по изучению русского костюма на уроках изобразительного искусства в 4 - 5 классах. Программа Б.М. Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд". Можно использовать на уро...
"Народный праздничный костюм"
г. Муром Владимирская областьМБОУ СОШ №13Снисар Г.Д. учитель I категорииИзобразительное искусство 5 класс...
Презентация по теме "Народный праздничный костюм". 5 класс
Народный праздничный костюм...
5 класс "Народный праздничный костюм"
презентация основана на ранее полученных знаний.Для быстрого выполнения задания использую трафарет человека....
Народный праздничный костюм технологическая карта урока ИЗО 5 класс ФГОС
Технологическая карта урока изобразительного искусства 5 класс по программе Б.М.Неменского ФГОС...
Народный праздничный костюм (северо-русский костюм)
В течение нескольких веков в разных концах земли Русской складывались свои характерные особенности в одежде, и люди строго придерживались местных традиций. Северорусский сарафанный комплекс составляли...
Народный праздничный костюм (южнорусский костюм)
В течение нескольких веков в разных концах земли Русской складывались свои характерные особенности в одежде, и люди строго придерживались местных традиций. В южнорусский комплекс входили: богато вышит...