"Музыкальные игры для детей"
материал
Практическое пособие, позволяющее в игровой форме научить детей музыкальным понятиям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalnye_igry.docx | 22.57 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Последние годы всё настойчивее проявляется необходимость и актуальность музыкально-эстетических занятий с детьми дошкольного возраста.
Главная задача музыкальной педагогики - помочь в воспитании гармонично развитого человека современного общества, человека высокого художественного вкуса. Чтобы выполнить эту нелёгкую задачу надо как можно раньше начинать приобщение детей к искусству.
Мир музыки необозрим. Она всюду, надо только услышать её. Как помочь ребёнку понять и осознать сложный мир музыкальных звуков?
В детстве закладываются основы личности человека, пробуждаются интересы, увлечения, и всё увиденное и услышанное усваивается быстро, легко запоминается на долгие годы. А музыка - самое эмоциональное искусство. Сегодня дошкольное развитие детей поднялось на новую ступень.
В ДМХШ «Апрель» много лет реализуется дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Сольфеджио для детей дошкольного возраста». Она разработана с целью подготовки детей к поступлению в Детскую музыкально-хоровую школу «Апрель».
Активное формирование музыкальных способностей, творческих и исполнительских навыков у детей дошкольного возраста в условиях музыкального учебного заведения, в частности, в подготовительных группах является одним из важнейших факторов, определяющих успех дальнейшего музыкального обучения. Раннее приобщение детей к музыке создает необходимые условия для всестороннего гармонического развития личности ребенка, а так же помогает выявлению детей, обладающих профессиональными музыкальными данными.
Специфика музыкального воспитания в подготовительных группах определяется возрастными особенностями в развитии и восприятии детей дошкольного возраста. Детям дошкольного возраста свойственна свободная творческая деятельность, которая проявляется интуитивно в играх, движении под музыку, фантазировании различных мелодий. В процессе занятий педагог руководит творческими поисками детей, стимулирует и направляет их фантазию. Используя способность детей к подражанию, педагог умело организует детское творчество, показывая для начала возможные варианты выполнения заданий. Это способствует пробуждению инициативы и воспитанию самостоятельности у детей. Практические навыки, приобретенные в процессе интуитивной творческой деятельности, постепенно подводят детей к осознанному творчеству. В процессе обучения широко используется дидактический материал в виде различных наглядных пособий, помогающих освоению программных требований по сольфеджио.
Программа предусматривает групповую форму учебной работы с учащимися. Групповая работа позволяет оптимизировать учебный процесс и облегчает проведение занятий. Освоение учащимися комплекса знаний, приобретение ими умений и навыков возможно при условии постоянной фронтальной работы со всей группой по всем разделам программы, что требует разумного планирования учебного процесса в целом и детальной подготовки к каждому последующему занятию. В процессе обучения используется тематическая форма учебных занятий. Используется принцип чередования разных видов работы на занятии.
Начиная освоение музыкальной грамоты, педагог должен подружить детей с нотами. Это не всегда бывает легко. Имея большой практический опыт работы с детьми дошкольного возраста, хочу поделиться с несложными, но эффективными играми, применяемыми на занятиях.
Игры с нотами
Для игр необходимо следующее оборудование:
- напечатанная клавиатура у каждого ребенка;
- большая клавиатура (формат А0), где показывает педагог;
- фланелеграф с расчерченным нотным станом и ноты из бархатной бумаги;
- карточки с нотами (каждая формата А4);
- карточки с заданиями-ребусами.
Подготовительные игры
Важно донести до детей мысль, что музыканты всего мира пользуются одинаковой нотацией. Ноты, написанные во Франции, Италии, Германии, Америке, Австралии, смогут сыграть музыканты любой другой страны. Нотная запись выглядит одинаково и понятна людям, знакомым с музыкальной грамотой.
«Нотные прятки»
Всего названий нот семь: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Ноты могут прятаться в разных словах. Педагог называет слово, а дети на слух пытаются расслышать и назвать спрятанную ноту.
ДОрога, ФАбрика, коЛЯска, СИла, МИска и т.д.
«Придумай слово»
Детям дается задание самим найти слова, где спрятаны ноты.
Знакомство с нотацией начинается со знакомства с нотным станом. Это нотный дом из пяти линеек. Как этажи у нашего дома считаются снизу, так и линейки считаются снизу. Ноты могут размещаться на линейке, между линейками, под и над линейками.
«Нотке – место»
Дети на своем нотном стане размещают ноты по указанию педагога на, под, над и между линейками. Когда дети овладеют этим навыком, переходим к более сложному варианту.
«Размести по адресу»
Дети на своем нотном стане размещают ноты по точному адресу, указанному педагогом:
- разместите ноту на 2 линейке;
- разместите ноту между 1 и 2 линейкой и т.д.
Только после овладения навыком правильного счета линеек и размещения нот переходим к знакомству с нотами. Первая нота для знакомства – соль. Затем изучаются расположенные рядом ля и фа. Далее осваиваются ноты ми, ре, до и завершают знакомство с нотами си и до второй октавы. Следующие игры позволяют выработать у детей не только знание нотации, но и навык нахождения нот на клавиатуре.
«Покажи ноту»
Педагог показывает карточку с нотой, дети, не называя ее, показывают на клавиатуре.
Другая разновидность этой игры: педагог показывает на клавиатуре клавишу, а ребенок размещает ноту на соответствующем месте на нотном стане.
После того, как дети уверенно справляются с размещением нот на нотном стане и знают их названия в пределах первой октавы, периодически можно использовать более сложные игры.
«Прочитай слово»
На карточке записано слово, в котором спрятаны ноты. Нота обозначена соответствующим нотным знаком, остальные звуки – буквами.
«Прочитай сказку»
Примеров сказок много в интернете, главное, приготовить карточки или медиапроектор, чтобы дети могли выполнить данное задание.
«Пропала нота»
На нотном стане педагог размещает несколько нот по порядку (например от соль до до вниз или от соль до до вверх), затем убирает одну из нот и просит узнать какая нота пропала.
«Найди ошибку»
На нотном стане педагог размещает несколько нот в произвольном порядке. Педагог называет ноты, дети внимательно слушают и определяют, все ли ноты названы правильно. Затем сообщают, где была ошибка и исправляют ее на нотном стане.
Ритмические игры
Знакомство с ритмом у дошкольников начинается с освоения четвертей (шаг цапли, называем та) и восьмых (шаг ежиков, называем тик-тик). Дети осваивают сочетание четвертей и восьмых, прохлопывая длинные и короткие звуки, знакомятся с графическим обозначением длительностей. Каждый ребенок приносит на занятие ритмические карточки (каждая в 2 экземплярах):
- та, та
- тик-тик та
- та тик-тик
- тик-тик тик-тик.
Во втором полугодии дети осваивают ритмические фигуры с шестнадцатыми длительностями:
Тири-тири (маленькие ежата)
Тик-тири (дед Ворчун)
Тири-тик (девочки-воображалочки)
«Придумай слово»
К заданному ритму просим детей придумать слова, можно объединить их тематически: вкусные, природные, сказочные и т.д. Используются простые ритмические фигуры: та-та; Тик-тик та; Та тик-тик.
«Раздели слова»
Педагог называет слова, дети прохлопывают их и поднимают карточку, соответствующую слову.
Детям нравится делить слова, объединенные общей темой.
Вкусные слова:
Та, та – каша, булка, масло
Тик-тик та – апельсин, виноград, пирожок
Та тик-тик – яблоко, пряники, блинчики
Зимние слова:
Та, та – сугроб, метель, мороз, снежок
Тик-тик та – снегопад, Новый год, снеговик
Та тик-тик – шарики, елочки
Сказочные герои:
Та, та – Пьеро, Кощей
Тик-тик та – Карабас, Дед Мороз, Бармалей
Та тик-тик – Золушка.
«Цапли – ёжики»
Игра помогает развить координацию и внимание у детей. Дети встают в круг. Ноги шагают цаплями (ровный пульс), а хлопками дети выполняют команды педагога:
«Цапли» (хлопают и называют та, та), ёжики (ти-ти, ти-ти). После знакомства с другими ритмическими фигурами, они добавляются в игру. Команды чередуются в произвольном порядке, с повторением, что позволяет активизировать внимание.
«Прочитай ритм»
Педагог показывает ритмические карточки, каждый ребенок хлопает по 2 карточки. Важно, чтобы не было остановок между детьми.
«Придумай ритм»
Дети выкладывают ритмическими карточками свой придуманный ритм (из 2 карточек, заканчивают обязательно та). Каждый ребенок прохлопывает свой ритмический узор, а затем дети переходят на место соседа и прохлопывают придуманный им ритм. Дети двигаются на место соседа, пока каждый ребенок не прохлопает все варианты придуманного ритма.
«Ритм и пульс»
После знакомства с понятиями ритма и пульса, дети осваивают их в практической деятельности. Исполняя разученные песенки, дети хлопают то пульс (ровные хлопки), то ритм (сочетание длинных и коротких звуков).
При уверенном освоении навыка, можно разделить детей на 2 группы. Одна будет хлопать ритм, другая – пульс, исполняя знакомую песенку. Затем группы меняются.
«Упрямый ритм»
Детям предлагается ритмический рисунок (ритмическая карточка), который заупрямился и хочет, чтобы хлопали только его. Педагог исполняет на фортепиано музыкальное произведение, а дети хлопают заданный ритмический рисунок.
Другой вариант игры:
Ребенок, который сбился, перестает хлопать, остаются несколько детей, сумевших безошибочно хлопать заданный ритм.
«Вопрос – ответ»
Педагог задает ритмический вопрос с использованием изученных ритмических фигур (объем 2 такта в размере 2/4), ребенок должен придумать и прохлопать свой ответ в таком же объеме. Рекомендую проводить эту игру шагая: вопрос – 4 шага цапли и ответ – 4 шага цапли, ладошами прохлопывается произвольный ритм.
Другой вариант игры: вопрос задает ребенок, ответ дает педагог.
Когда игра перестанет быть сложной, можно разгадать (назвать ритмослогами) один из вопросов или ответов, а затем и записать его на доске.
«Фотографирование ритма»
Педагог предлагает детям зрительно запомнить ритмический рисунок (объем 2 такта в размере 2/4) в течение 3-5 секунд ( в зависимости от сложности). Затем каждый прохлопывает ритм, который он запомнил, задача детей определить, кто хлопал правильно. Затем педагог снова показывает ритм и дети проверяют свои ответы.
Другой вариант игры: увидеть- запомнить – прохлопать и записать. Дети записывают ритм в своих тетрадях, один из детей на доске.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий музыкальной игры для детей и их родителей "До-ми-соль".
Музыкальная игра проводится на внеклассном мероприятии вместе с родителями воспитанниковколлектива. В подготовке, организации и проведении игры дети принимают самое непосредственное участие. Они могу ...
Музыкальная игра для детей и их родителей "ДО-МИ-СОЛЬ"
Музыкальная игра проводтся для родителей и детей. Дети принимают самое непосредственное участие в поднотовке и проведении игры. Они могу быть ведущими и пошниками, оформителями и музыкальными оператор...
Музыкальная игра "Солнышко и Дождик" для детей 4-летнего возраста \авторская\
Музыкальная игра "Солнышко и Дождик" для детей 4-летнего возраста...
Музыкальные инструменты. Игра-знакомство с музыкальными инструментами для детей младшего дошкольного возраста.
Музыкальные инструменты.Игра-знакомство с музыкальными инструментами для детей младшего дошкольного возраста. Описание игры: Дети стоят в зале в кружочке ( если еще не могут то в хаот...
Музыкальные игры для детей младшего школьного возраста с ОВЗ
Музыкальные игры...
Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальной памяти у детей младшего школьного возраста с ОВЗ
Музыкально-дидактические игры...