Программа для ЛОЛ
учебно-методическое пособие (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
ПРОГРАММА
ПРИШКОЛЬНОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛЕТНЕГО ЛАГЕРЯ С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ДЕТЕЙ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_lol.docx | 29.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое образовательное учреждение
«Уралинская основная общеобразовательная школа»
Большеуковского района Омской области
ПРОГРАММА
ПРИШКОЛЬНОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛЕТНЕГО ЛАГЕРЯ С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ДЕТЕЙ
«РИТМ»
Возраст детей: 6-15 лет
Срок реализации: лето 2014 г.
Авторы-составители:
Ермолаева Валентина Алексеевна,
Купрейкина Елена Николаевна
Уралы 2014г.
ПРОГРАММА
ПРИШКОЛЬНОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛЕТНЕГО ЛАГЕРЯ С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ДЕТЕЙ
1. Пояснительная записка
"Стремись быть смелым, добрым, умным и радость людям приноси.
Стремись к здоровью, ведь отсюда - все устремления души!"
Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности. Лагерь – это новый образ жизни детей, новый режим с его особым романтическим стилем и тоном. Это жизнь в новом коллективе, это, наконец, новая природосообразная деятельность. Ведь не зря в известной песне О. Митяева поется: «Лето – это маленькая жизнь!», а значит, прожить ее нужно так, чтобы всем: и детям и тем, кто будет организовывать отдых, было очень здорово. Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей.
Значимость летнего периода для оздоровления и воспитания детей, удовлетворения детских интересов и расширения кругозора невозможно переоценить. Проблемы организации летнего оздоровительного отдыха вытекают из объективных противоречий:
- между потребностью семьи и государства иметь здоровое, сильное подрастающее поколение и неудовлетворительным состоянием здоровья современных детей;
- педагогической заботой, контролем и желанием детей иметь свободу, заниматься саморазвитием, самостоятельным творчеством.
Лагерь размещается на базе муниципального казенного образовательного учреждения «Уралинская основная общеобразовательная школа» . В основу организации закладываются здоровьесберегающие технологии, реализующиеся в игровой форме.
Как свидетельствуют исследования занятости детей в летний период, не все дети имеют возможность поехать в загородные лагеря, выехать из города к родственникам. Большой процент детей остается не охваченным организованной деятельностью. Предоставленные сами себе дети подвержены влиянию улицы, дорожно-транспортным происшествиям, несчастным случаям, они невольно попадают в группы риска. Все это и натолкнуло на создание программы организации летнего отдыха детей. Использование программ и методик по развитию компонентов творческой индивидуальности дает возможность сохранить и развить богатые предпосылки детского возраста.
Психологи утверждают, что практически все дети обладают творческим потенциалом, который эффективно развивается при систематических занятиях. И в дальнейшем, приобретенные в течение лагерной смены творческие способности, навыки и умения дети эффективно перенесут на учебные предметы в школе, в повседневную жизнь, достигая значительно больших успехов, чем их менее творчески развитые сверстники.
Наш лагерь имеет достаточный потенциал, опыт организации летнего отдыха.
Организация летнего отдыха осуществляется по направлениям:
- спортивно-оздоровительное
- образовательно – досуговое
- эстетическое
- патриотическое
- эколого – валеологическое
- трудовое
- правовое
Цель:
Развитие личности ребенка, укрепление физического, психического и эмоционального здоровья детей, воспитание лучших черт гражданина.
Задачи:
1. Создание условий для организованного отдыха детей. Пропаганда здорового образа жизни.
2. Формирование интереса к различным видам деятельности.
3. Развитие познавательной активности, творческого потенциала каждого ребенка.
4. Формирование качеств, составляющих культуру поведения, санитарно-гигиеническую культуру.
5. Формирование положительного отношения родителей к работе пришкольного лагеря и привлечение их к участию в этой деятельности.
Принципы:
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребывание детей опирается на следующие принципы:
1. Принцип гуманизации отношений – построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребёнку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
2. Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности – результатом деятельности воспитательного характера в лагере является сотрудничество ребёнка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
3. Принцип демократичности – участие всех детей и подростков в программе развития творческих способностей.
4. Принцип дифференциации воспитания – дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:
♣ Отбор содержания, форм и методов воспитания в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями детей;
♣ Создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
♣ Взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
♣ Активное участие детей во всех видах деятельности.
5. Принцип творческой индивидуальности – творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
Ожидаемые результаты работы лагеря:
- укрепление здоровья детей;
- развитие у школьников интереса к занятиям физкультурой и спортом;
- расширение социального опыта;
- формирование коммуникативных умений, основы правильного поведения, общения, культуры, досуга;
- вырабатывание навыков ручного и общественно-полезного труда;
- чувство патриотизма;
-формирование осознанного отношения к себе, как к части окружающего мира.
Условия участия в программе:
добровольность, взаимопонимание, должностная субординация.
2. Методическое сопровождение программы
Основными методами организации деятельности являются:
- Метод игры (игры отбираются воспитателями в соответствии с поставленной целью);
- Методы театрализации (реализуется через костюмирование, обряды, ритуалы);
- Методы состязательности (распространяется на все сферы творческой деятельности);
- Метод коллективной творческой деятельности (КТД).
Формы и методы работы
Индивидуальные и коллективные формы работы в лагере осуществляются с использованием традиционных методов (беседа, наблюдение, поручение, конкурсы рисунков, плакатов, утренники, праздники, экскурсии); метод интерактивного обучения (социально-психологические тренинги, ролевые игры, дискуссии); в которых дети непросто «проходят» что-то, а проживают те или иные конкретные ситуации; методики коллективно-творческого воспитания Иванова И. П. Одним из важнейших средств и методов организации воспитательного пространства является создание органов детского самоуправления-самостоятельности в проявлении инициативы, принятии решения и его самореализации.
3. Этапы реализации программы
Подготовительный этап
Этот этап характеризуется тем, что за 1 месяц до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
Проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;
Издание приказа по школе о проведении летней кампании;
Разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребывание детей;
Подготовка методического материала для работников лагеря;
Отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере с дневным пребывание детей и подростков;
Составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции и т.д.).
Организационный этап
Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня. Основной деятельностью этого этапа является:
- Встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
- Запуск программы;
- Формирование органов самоуправления;
- Знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря. -формирование отрядов;
- Знакомство с режимом работы лагеря и правилами;
- Оформление уголков отрядов.
Основной этап
- Реализация основной идеи смены;
- Вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно-творческих дел;
- Образовательная деятельность;
- Оздоровительная деятельность;
- Культурно-досуговая деятельность;
- Методическая работа с воспитателями.
Заключительный этап
- Подведение итогов смены;
- Выработка перспектив деятельности организации;
- Анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесёнными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.
Содержание программы
Организационно – педагогическая деятельность
- Комплектование штата лагеря кадрами;
- Участие в семинарах по организации летнего отдыха для начальников лагерей;
- Совещание при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по организации летнего отдыха учащихся;
- Проведение инструктажей с воспитателями по технике безопасности и охране здоровья детей;
- Проведение родительских собраний «Занятость учащихся летом».
Оздоровительная работа
Основополагающими идеями в работе с детьми в пришкольном летнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены следующие мероприятия:
- Осмотр детей медицинским работником в начале и конце смены, ежедневный контроль за состоянием здоровья детей;
- Утренняя гимнастика;
- Соблюдение режима проветривания отрядных помещений и режима питья детей;
- Принятие солнечных и воздушных ванн (в течении всего времени пребывания в лагере в светлое время суток);
- Организация пешеходных экскурсий;
- Организация здорового питания детей;
- Организация спортивно – массовых мероприятий и подвижных игр;
Работа по сплочению коллектива воспитанников
Для повышения воспитательного эффекта программы и развития коммуникативных способностей с детьми проводятся:
ϖ Игры на сплочение коллектива;
Работа по развитию творческих способностей детей
Коллективно – творческие дела ( в соответствие с ежегодным планом):
ϖ Просмотр фильмов;
ϖ Концертно – развлекательные программы;
ϖ Игры –развлечения, викторины, соревнования, КВН;
ϖ Кружковая работа;
ϖ Выставки рисунков и поделок
Работа по привитию навыков самоуправления
ϖ Выявление лидеров, генераторов идей;
ϖ Распределение обязанностей в отряде;
ϖ Закрепление ответственных по различным видам поручений;
ϖ Дежурство по игровым комнатам.
ϖ Организация общественно - полезной работы с детьми
(помощь по уборке территорий; полив клумб и др.)
Работа по патриотическому воспитанию детей
ϖ Участие в районных мероприятиях
ϖ Конкурс художественного детского творчества (мини-выставка изделий детского декоративно-прикладного творчества: рукотворные игрушки-сувениры, полезные вещи в быту и т.д.);
ϖДень памяти – конкурс рисунков на бумаге.
Профилактические мероприятия
и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в летний период
Инструктажи для детей:
«Правила пожарной безопасности»;
«Правила поведения детей при прогулках и походах»;
«Правила при поездках в автотранспорте»;
«Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий»;
«Правила дорожного движения»;
«Правила безопасного поведения на водных объектах и оказания помощи пострадавшим на воде».
Беседы, планируемые медицинским работником:
«Если хочешь быть здоров – закаляйся!»
«Мой рост, мой вес»
«Как беречь глаза?»
«О вреде наркотиков, курения, употребления алкоголя»
Аналитическая деятельность по работе программы
Анализ выполнения программы в заключительный день работы ЛОЛ
ПО ОКОНЧАНИИ СМЕНЫ У ВСЕХ УЧАСТНИКОВ ПРОГРАММЫ:
Для педагогов:
- Повышение уровня педагогического мастерства;
- Отработка моделей взаимодействия педагогов с детским коллективом в рамках сюжетно-ролевой игры.
Для детей:
- Полный отдых и оздоровление детей;
- Сформированность представления у ребят об истории, культуре России, осознание себя как частицы, у которой есть Родина, прошлое, будущее;
- Знакомство детей с общественно-политической жизнью общества;
- Личностный рост ребенка. Его самореализация в творческой деятельности;
- Раскрытие творческого потенциала ребенка.
Для родителей:
- Чувство уверенности в силах ребенка;
- Удовлетворенность родителей летним отдыхом детей.
А также:
- будут сформированы гражданские качества, культура межличностных взаимоотношений;
- будет воспитано уважение к символам и атрибутам нашего государства;
- будет реализована мотивация к собственному развитию, участию в собственной деятельности, проявление социальной инициативы;
- будет развита индивидуальная, личная культура, приобщение к здоровому образу жизни;
- будут развиты коммуникативные, познавательные, творческие способности, умение работать в коллективе;
- будет создана мотивация на активную жизненную позицию в формировании здорового образа жизни и получении конкретного результата от своей деятельности;
- увеличится количество детей, принимающих участие в физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятиях.
- у детей сформируются умения и навыки, приобретенные через участие в конкурсах, мероприятиях, творческих делах, спортивных соревнованиях, которые будут способствовать личностному развитию и росту ребенка.
Список использованной литературы:
1. «Чтобы увидеть радугу……» (из опыта реализации педагогических программ в условиях детского оздоровительного лагеря). – Ижевск, 2001
2. «Решаем и планируем вместе» (методическое пособие в помощь организатору). – Москва., 1998.
3. Шмаков С.А. «Лето». – М.,1993.
4. Куцанова Л.В. «Летний досуг с детьми» (книги для воспитателей). – М., 1996.
5. «Фейерверк идей» (в помощь организации досуга) – Омск, 1999.
6. «Лето- это маленькая жизнь» - Хабаровск, 2003
Титов С.В. «Ура, каникулы» - М., 2001
7. «Обучение жизненно важным навыкам в школе» под редакцией Н.П. Майоровой. «Педагогика каникул» А.А. Маслов.- Омск 2006.
8. «Здравствуй, лето!» С. В. Титов. – Волгоград 2001.
9. «Ах, лето!» С. В. Савинова, В. А. Савинов. – Волгоград 2003
10. «Кипарис» Ю. Н. Григоренко, У. Ю. Кострецова . Москва 1999.
11. «Летний оздоровительный лагерь» Нормативно – правовая база» Е. А. Гурбина. Волгоград 2006.
12. Школа подготовки вожатых. А. А. Маслов. Омск – 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...
Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р
Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...
Программа по физической культуре разработана на основе примерной программы ФГОС основной школы и программы по физической культуры В.И.Ляха "Копмлексная программа по физическому воспитанию для 1-4 класса
Данная учебная программа предназначена для обучающихмя 1-4 класс....
Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв
Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...