Пчеловодом быть - сладко жить!?
материал
Мероприятие посвящённое одной из интересных профессий требующей в первую очередь терпения и любви к живой природе. Приурочено к старинному празднику "Медовый Спас".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pchelovodom_byt_-_sladko_zhit.docx | 33.57 КБ |
pchelovodom_byt_-_sladko_zhit.pptx | 2.54 МБ |
Предварительный просмотр:
Зиновьев А. В.
ПЧЕЛОВОДОМ БЫТЬ – СЛАДКО ЖИТЬ!?
Цель: Знакомство с миром профессий. Расширение кругозора воспитанниц.
Слайд 1
Сговорились долины и долы
Буйством красок июльских цвести.
Сколько мёду! Успеют ли пчелы
Все собрать и на крыльях снести?
Как торопятся! Как припадают
К разогретым тычинкам цветов!
Как их сладкая тяжесть кидает
На гудение тесных летков!
Всем добрый день.
Уж коли вам прийти сюда не лень.
Значит, вы согласны немного порезвиться.
Эрудицию и смекалку свою показать.
И в мероприятии участие принять.
А сейчас, я небольшую проверку знаний проведу.
Ну и помаленьку в курс дела вас введу.
Как вы слышали вначале,
Стихи на определённую тему прозвучали.
Кто из вас осмелиться сказать.
Что всё это может означать.
Ну, что же ваши догадки правдивы.
Для кого – то это может диво.
Но про пчёл мы будем вести беседу,
Ну что девчата, может, скажет, кто из вас.
Какой праздник в эти дни,
Отмечали в народе на Руси у нас?
Ответы воспитанниц.
Слайд 2
Конечно же: «Медовый Спас».
После Медового Спаса лето уходит со двора,
Значит, у пчеловодов наступает горячая и сладкая пора.
Собрать мёда свежий урожай,
Да и к зиме готовься не зевай.
В общем, дело у пчеловодов, было занимательным,
А сейчас вопрос внимательным.
Кто скажет, как тема наша звучит?
Вы совершенно правы.
Слайд 3
«Пчеловодом быть - сладко жить!?».
Кто из вас – любознательные.
И, от природы, более – наблюдательные.
На знаки препинания в конце предложения.
Внимание обратили, сами у себя и окружающих спросили.
Почему знаки вопроса и восклицания.
А вот у вас будет возможность выяснить.
Вопрос – это или утверждение.
По итогам мероприятия мы с вами ответ найдём.
И разберём.
Так ли легко пчеловодом быть?
И нас самом деле ему сладко доводиться жить?
Пожалуй, вы к свершениям готовы.
Я думаю первый блок заданий для вас не будет новым.
Поработать сейчас нужно, очень дружно.
Позвольте вначале вам информацию прочитать,
А затем и загадки загадать.
Только чур всем вместе хором отвечать.
Слайд 4
КРАСНЫЙ.
БЛОК № 1. ЗАГАДОЧНЫЙ.
С самых древних времен пчелок уважали и почитали их труд. С ними связаны легенды и мифы у многих народов. К примеру, древние египтяне считали, что когда человек умирает, его душа превращается в пчелу. Богиня Артемида, которая была покровительницей всех животных, часто изображалась в виде пчелы. Пчела, как и муравей, является символом трудолюбия и часто она символизирует покорность и усердие.
Загадки про пчёл, мёд.
Домовитая хозяйка
Полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком -
Он поделится медком. Пчела
Не мотор, а шумит,
Не пилот, а летит,
Не гадюка, а жалит. Пчела
Загадаю вам загадку
Вкусный он и очень сладкий
Быть здоровым помогает
Его пчелы собирают… (Мёд)
Пыльцу с лугов, деревьев и кустов
Жужжащий рой за лето соберёт -
И будет пчёлам на зиму готов.
Душистый, ароматный, сладкий… (Мёд)
Пчела - трудяга создаёт,
Лениво с ложки он течёт,
Так сам и просится к нам в рот
Густой, янтарный, сладкий… (Мёд)
Есть на свете сладкий дом,
Садом пахнет в доме том.
А жильцы, жужжа от радости,
В домик свой приносят сладости,
Угощая нас потом.
Угадайте - что за дом? (Улей)
С первым заданием вы справились успешно.
Вы все знаете, что стихи распространены повсеместно.
Так вот мне необходимы четыре участницы,
Выходите, пожалуйста, на это место.
Задача ваша очень уж проста.
В тексте слов не хватает неспроста.
Вам надо стихи прочитать,
И пропущенные слова вставлять.
Слайд 5
ОРАНЖЕВЫЙ.
БЛОК № 2. СТИХОТВОРНЫЙ.
Пчёлы, наверное, самые полезные для нас насекомые из всех насекомых земного шара. Все продукты жизнедеятельности пчел (а их немало: мёд, прополис, пчелиный воск, перга, маточное и трутневое молочко, обножка и пчелиный яд) человек использует с большой пользой для себя. Но есть одно но работать с пчёлами очень сложно.
Вставить пропущенные слова в стихах.
Если пил ты чай с медком,
С ней ты хорошо знаком.
Много меду собрала
Работящая пчела.
Зайдите к нам на огород:
Стоит под яблоней завод,
В нём - тысячи рабочих
Снуют с утра до ночи.
Гудит, работает завод
И нам даёт душистый мёд!
Есть на свете сладкий дом,
Садом пахнет в доме том.
А жильцы, жужжа от радости,
В домик свой приносят сладости,
Угощая нас потом.
Улей, этот чудо – дом.
Летит - гудит,
Сядет - молчит.
Целый день в трудах,
То в лугах, то в садах.
И кто ей друг -
Тот всегда с медком.
А кто ей не люб -
Спасайся бегом!
Ну а дальше предлагаю всем отрядом участие принять,
И для этого вам в круг всем встать.
Слайд 6
ЖЕЛТЫЙ.
БЛОК № 3. АКТИВНО – ПОДВИЖНЫЙ.
Пчела - символ трудолюбия и коллективизма.
При этом пчёлы передают информацию своим сородичам посредством танца. То есть, прилетая в улей, пчела вырисовывает в воздухе различные фигуры, таким образом, посредством символов передавая информацию о месте нахождения источников нектара и пыльцы, расстояние и примерное количество медоносов.
Задача участниц встать в круг. Одна из девушек показывает танцевальное движение, следующая подхватывает и повторяет его, и так по кругу.
Следующий этап; ведущая показывает движение и повторяет уже весь круг одновременно. Таким образом, выполняется несколько комбинаций. (4 – 5 мин).
Слайд 7
ЗЕЛЁНЫЙ.
БЛОК № 4. ЭРУДИРОВАННЫЙ.
Медовым, Первый Спас назван потому, что в этот день, 1 августа по старому стилю и 14 по новому, совершают малое водосвятие и начинают сбор меда, а также его освящение. Это праздник пчеловодов, когда в ульях заламывают первые соты, чтобы пчелы из других ульев не забрали весь мед. Крестьяне считали, что в этот день пчелы перестают давать мед. На Руси в этот день начинались медовые ярмарки.
Вопросы викторины.
1. Сколько времени может прожить пчела самостоятельно и сколько в семье, т. е. в сообществе?
(Ответ: самостоятельно может прожить
не более суток, а в семье – несколько месяцев).
2. Сколько видов пахучих веществ может различать пчела?
(Ответ: свыше 40 видов пахучих веществ).
3. Как долго живет пчела после ужаливания?
(Ответ: пчела, ужалив и утратив жало,
живет всего несколько часов и погибает.
Пчела, ужаленная другой пчелой, сразу же
погибает. Когда пчела умирает, она
высовывает или выбрасывает язычок).
4. С какой скоростью летает пчела?
(Ответ: средняя скорость 28—30 км/час).
5. На какое расстояние от пасеки летают пчелы?
(Ответ: пчелы предпочитают брать нектар
вблизи пасеки, на расстоянии до 1 км, в
отдельных случаях, в зависимости от вида
пчел, 3-4 км).
6. Когда пчелы жалят меньше всего?
(Ответ: пчелы менее агрессивны в теплые
солнечные дни между 9 и 11 часами и 15-17).
7. Чем издает пчела звук в полете?
(Ответ: звук, издаваемый пчелой в полете,
производится крыльями).
8. Мы знаем, что главной пчелой является матка, как отличить ее от рабочих пчел по внешним признакам?
(Ответ: матка крупнее рабочей пчелы. Длина
тела – 20-25 мм, а у рабочей пчелы – 12-14 мм.
Крылья покрывают брюшко наполовину, тогда
как у рабочей пчелы они покрывают его
полностью. На ножках матки нет
приспособлений для сбора пыльцы.
9. Существуют ли предания об исцеляющей силе меда?
(Ответ: да, например, былина об Илье Муромце
когда тот, испив напитка медвяного, принял
силу богатырскую).
10. Какие меры надо принимать, когда человека ужалит пчела?
(Ответ: чтобы уменьшить действие яда, сразу
после ужаления надо извлечь жало —
сковырнуть его и протереть больное место
нашатырным спиртом, соком лука или чеснока,
валидолом.
11. Как можно найти в лесу место обитания семьи диких пчел?
(Ответ: сейчас в лесу диких пчел мало, поэтому
найти дупло с пчелами очень трудно. Для
обнаружения пчел весной можно выставить
кормушку с медом (в наиболее вероятном месте
их сбора). Проследив, в каком направлении они
летают, можно постепенно дойти до гнезда).
12. Что такое зрелый мед?
(Ответ: когда пчелы запечатали все соты рамке).
Ну а далее вам будет совсем просто,
Три девушки, пожалуйста выходите на людное место.
Вам не придётся, не прыгать и не танцевать.
Ваша задача из фрагментов целое собрать.
Кто быстрее соберёт, та всю славу себе заберёт.
Слайд 8
ГОЛУБОЙ
БЛОК № 5. ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ – СОБИРАТЕЛЬНЫЙ.
Когда наступал Медовый Спас, пасечники одевали, праздничную одежду и выбирали самый крупный улей, в котором было больше всего мёда.
Собранные соты складывались только в новую посуду, сделанную из дерева. Кроме мёда, в храм также брали букетик летних цветов, в которые вплетали несколько головок мака. Часть освященных растений оставляли в доме или возле входа, что бы оградить жилье от нечистой силы. А маковые головки разбрасывали вокруг хлева со скотом, чтобы ведьмы ночью не воровали молока и не насылали болезней. Большую же часть букетика клали за икону. Считается, что там он излучает святую энергию и будет помогать в случае болезни.
Участникам вручается конверт с пазлами или фрагментами разрезанной картинки. Их задача, как можно быстрее собрать картину.
Ну а далее совсем интересно,
В этом блоке, будем петь мы песни.
Слайд 9
СИНИЙ
БЛОК № 6. ПЕСЕННЫЙ.
Участницам выдаётся текст детской песенки про пчелку, их задача исполнить песенку. Либо всем дружно всю песню, или вариант в стиле рэп (хип – хоп); и вариант ария (как оперная певица).
Песенка про Пчёлку Майю
попав в далекие края
там где играет свет и тень
случайно встретил пчёлку я
и это был счастливый день
а как тебя зовут
она сказала Майя
и в мире пчёлки нет такой как Майя
Майя прилетай скорей
почему все дружат с ней
она всегда приносит свет и радость мая
она всегда придет на помощь майя
Майя, все мы любим Майю Майя
(майя) Майя(майя)
Когда проснутся пчелки
Тогда причешут челки
Умоются над лужицей
И по лесу закружатся
Кто пчелок уважает,
Кто к ним не пристает
Того они не жалят
Тому приносят мед
Им каждая ромашка
Нальет нектара в чашку
И даже одуванчики
Нальют нектар в стаканчики
А кончится работа
Нальются медом соты
И вечером на пасике
Сыграют пчелки в классики
Кто пчелок уважает, кто к ним не пристает
Того они не жалят, тому приносят мед
Когда зима завьюжит
И льдом покроет лужи
Оденут пчелы валенки
И лягут в соты баиньки
Кто пчелок уважает, кто к ним не пристает
Того они не жалят, тому приносят мед
Слайд 10
ФИОЛЕТОВЫЙ
БЛОК № 7. ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЙ, ОБЩЕУКРЕПЛЯЮЩИЙ.
Приметы про пчел:
- Пчела жалит только грешника.
- Пчелы дружно летят к своим ульям, значит, скоро будет дождь.
- Перед засухою пчелы становятся злее, чаще жалят.
- Пчелы сидят на стенах улья – к сильной жаре.
- Трудится как пчелка.
Дорогие участницы вы все знаете, что пчёлы трудолюбивые. Вот и вам придётся немного потрудиться. Перед вами место действия, на нём рассыпаны фрагменты сот (шестиугольники) разного цвета. Ваша задача собрать, из фрагментов одного цвета геометрическую фигуру, (треугольник, квадрат). Кто быстрее.
Давайте дальше по порядку.
Вот послушайте загадку.
Какой, собирают урожай в этот день, но не на грядках?
Правильно мёд.
Что бы дальше не скучать, я предлагаю поиграть.
Я вам мовлю, слово мёд,
И на кого укажу рукой, говорит в ответ.
Да не просто отвечает, а прилагательное называет.
Приведём такой пример,
Мёд – сладкий, мёд – янтарный.
И так дальше продолжаем,
Только, чур, за другими не повторяем.
Проверим, насколько вам фантазии хватает.
Всех участников поздравляю.
И услышать я ответ желаю,
Кто из вас ответил на вопрос.
Все ведь знают, что сладок мёд.
А как же пчеловодом быть, ему сладко жить?
Ответы аудитории.
Вот ещё одна из профессий,
Она может быть и сладкой и интересной.
Коль вы душу вложите в неё,
И трудиться будете с желанием.
Будет сладким мёд вашими стараниями.
Закончить я хочу, как в старой доброй сказке.
И хочу от вас услышать подсказки.
Я начинаю, вы продолжаете.
И никто с начала мира
Не видал такого пира:
Я там был, мед, пиво пил,
Да усы лишь обмочил.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Медовый Спас . 2
Пчеловодом быть - сладко жить!? 3
БЛОК № 1. ЗАГАДОЧНЫЙ . 4
БЛОК № 2. СТИХОТВОРНЫЙ. Сговорились долины и долы Буйством красок июльских цвести. Сколько мёду! Успеют ли пчелы Все собрать и на крыльях снести? Как торопятся! Как припадают К разогретым тычинкам цветов! Как их сладкая тяжесть кидает На гудение тесных летков! 5
БЛОК № 3. АКТИВНО – ПОДВИЖНЫЙ . Первый Спас –на меде стоит. Второй Спас –яблоки едят. Третий Спас –на зеленых холстах холсты продают. 6
БЛОК № 4. ЭРУДИРОВАННЫЙ . 7
БЛОК № 5. ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ – СОБИРАТЕЛЬНЫЙ . Когда наступал Медовый Спас, пасечники одевали праздничную одежду и выбирали самый крупный улей, в котором было больше всего меда. Собранные соты складывались только в новую посуду, сделанную из дерева. Причем соты, которые срезались первыми, специально оставляли для того, чтобы понести в храм на освящение. 8
БЛОК № 6. ПЕСЕННЫЙ . Наши предки считали этот день "полднем" - последним отрезком летнего времен. Именно поэтому существовал обычай нести в церковь на освящение часть почти всех запасов земледельческого урожая. Как правило, делали это женщины. На Первый Спас замаливаются женские грехи: женщинам прощается всё. 9
БЛОК № 7. ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЙ, ОБЩЕУКРЕПЛЯЮЩИЙ . 10
11
Выдающийся врач древности Авиценна в «Каноне» завещал людям: «Хочешь сохранить здоровье, долголетие и молодость, обязательно ешь мед». 12
Сладкой всем жизни! 13
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно- просветительская программа по формированию здорового образа жизни "Здоровым быть-счастливо жить" для 2-9 классов
Учебно-просветительская программа "Здоровым быть- счастливо жить" направлена на совершенствование методов и форм сохранения и укрепления здоровья обучающихся.Программа призвана реализовать основ...
Классный час «Быть здоровым - жить в радости!»
Классный час посвящён пропаганде здорового образа жизни....
внеклассное мероприятие "Быть здоровым - жить в радости"
Методическая разработка внеклассного мероприятия, напраленного на пропаганду здорового образа жизни...
Быть здоровым - жить в радости (классный час для 5-7 классов)
О пропаганде здорового образа жизни....
Быть здоровым - жить в радости.
На данном классном часе речь пойдет о здоровом образе жизни и о вредных привычках, влияющих на здоровье человека. ...
Быть здоровым - жить в радости
Презентация к внеклассному мероприятию....
Быть здоровым - жить в радости
Сценарий внеклассного мероприятия для учеников 1-5-х классов....