Организации самостоятельной работы по чтению нот с листа на фортепиано
статья

Анфимова Анна Сергеевна

В статье рассказано об основных принципах организаии самостоятельной работы учащихся, при работе над чтением с листа на фортепиано.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_1.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Организации самостоятельной работы по чтению нот с листа на фортепиано

Анфимова А.С.

В своей статье я хотела бы затронуть очень актуальную, на мой взгляд, проблему -  низкое развитие навыков чтения с листа у людей, имеющих даже профессиональное высшее образование в музыке. На мой взгляд, эти навыки должны формироваться ещё в школе. В процессе обучения необходимо оптимальным образом решить на технологическом уровне задачи, заключающиеся в формировании базовых компонентов умения игры с листа. Ведь именно на их основе достигается непрерывность процесса озвучивания нотного текста, уверенность в чтении нот с листа.

Для достижения поставленной цели существуют условия, выполнение которых помогает в развитии умения.

1.        Системность в организации процесса обучения умению играть с листа. Это условие предполагает, что «каждый отдельный урок должен рассматриваться не изолированно, не локально, а как определенное звено в цепи других уроков, ...отдельные компоненты которой распределяются и актуализируются в зависимости от общей логики обучения и конкретных задач на данном этапе учебно-образовательного процесса» [3, с. 18].

2.        Регулярность работы над развитием навыков игры нотных текстов с листа. Это положение особенно актуально на начальном этапе обучения. Даже незначительный перерыв в занятиях чтением с листа оказывает разрушающее воздействие на еще слабо сформированное, нестабильное умение. Для его закрепления необходим достаточно продолжительный период непрерывных занятий. Длительный перерыв в обучении ведет к ослаблению всех компонентов, участвующих в процессе чтения.

3.        Прохождение максимального объема материала. За одно занятие необходимо проигрывать с листа возможно большее количество разнообразного нотного материала. При этом акцент делался на чтение небольших по объему произведений, но с четко выраженными трудностями исполнения. Параллельно с ними стоит выполнять специальные упражнения на тот же вид навыков. В этом случае реализация поставленных задач наиболее результативна.

4.        Стремление к тому, чтобы после каждого занятия школьника (или студента) оставались положительные психологические ощущения, которые поддерживали бы внутреннюю мотивацию студента в период самостоятельной работы над развитием умения играть с листа.

Существует опасность при отработке технологических навыков ущемления художественной стороны воспитания музыканта. Поэтому необходимо учесть основное методологическое положение теории исполнительства и музыкальной педагогики: нацеленность на гармоничное развитие обучающегося, при котором художественные и технические задачи должны быть самым тесным образом взаимосвязаны. В этом плане обучение чтению нот с листа не составляет исключения.

Для развития художественной стороны возможен выбор  изучаемого материала, несколько облегченный в техническом отношении. Основная установка на  это проигрывание, наряду с непрерывностью процесса и преодолением технических трудностей – максимально выразить эмоционально-образное содержание произведения. Этот элемент очень важен, так как с его помощью у обучающихся формируются представления оконечных целях чтения нот с листа.

Основным методологическим положением, позволяющим интенсивно развивать навыки, необходимые для успешного чтения с листа, является нацеленность на непрерывность игры. На его основе активизируется развитие и координация всех компонентов умения. Поэтому весьма существенную роль имеют следующий метод стимуляции целостного процесса чтения с листа: специальная установка на непрерывность игры и игра в ансамбле, либо под аудиозапись.

Психологическая установка на игру в предполагаемых концертных условиях создаёт у играющего с листа настрой на «концертное» исполнение, искусственные концертные условия, мобилизуя исполнительский аппарат.

Такую установку необходимо давать до устного анализа произведения и непосредственного процесса озвучивания нотного текста. Студенту говорится примерно следующее: «Представьте ситуацию: через несколько минут Вам надо играть с листа на сцене только что увиденный, не игранный ранее нотный текст... Выступление сорвется, если Вы будете делать остановки, исправлять ошибки. Поэтому, что бы ни случилось, не останавливайтесь и играйте до конца». Подобная рекомендация, данная в самом начале работы над произведением или упражнением, должна привести к тому, что не только процесс игры пройдет под девизом непрерывности исполнения, но и во время краткого предварительного обзора нотного текста активизируются процессы восприятия, мышление, память музыканта.

Список использованных источников

  1. Алексеев, А. Д. Методика обучения игре на фортепиано / А. Д. Алексеев. -М.: Музыка, 1971.-274 с.
  2. Баренбойм, Л. А. Музыкальная педагогика и исполнительство / Л. А. Баренбойм. - Л.: Музыка, 1974. - 336 с.
  3. Буховцев, А. Н. Пособие для приобретения первоначального навыка в чтении нот в фортепианных ключах / Сост. А. Буховцев / А. Н. Буховцев. - М.: П. Юргенсон, ценз. 1897. - 20 с.
  4. Верхолаз, Р. А. Вопросы методики чтения нот с листа / Р. А. Верхолаз. - М.: АПН РСФСР, 1960. - 45 с.
  5. Гофман, И. Фортепьянная игра. Ответы на вопросы о фортепьянной игре / И. Гофман. - М.: Музгиз, 1961.-223 с.
  6. Либерман, Е. Работа над фортепианной техникой: Учебное пособие / Е. Либерман. - 2-е изд., доп., перераб. - М.: Музыка, 1985. - 136 с.
  7. Мейлих, Е. Некоторые вопросы методики и организации занятий по чтению с листа и музицированию: Учебно-методическое пособие для педагогов фортепианного отделения музыкальных школ / Е. Мейлих. - Рига: Метод, каб. учеб. заведений, 1981. - 20 с.
  8. О работе концертмейстера / Ред.-сост. М. Смирнов. - М.: Музыка, 1977.-С. 5.
  9. Цатурян, К. А. Чтение с листа / К. А. Цатурян // Теория и методика обучения игре на фортепиано. -М.: ВЛАДОС, 2001. - С. 126-138.
  10. Цыпин, Г. М. Музыкально-исполнительское искусство: Теория и практика / Г. М. Цыпин. - СПб.: Алетейя, 2001. - 318 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков чтения нот с листа на фортепиано

За последние двадцать-тридцать лет среди пианистов заметно ухудшился навык хорошего чтения нот с листа. Безусловно, есть объективные причины сложившейся на сегодняшний день ситуации в сфере культурно ...

Работа по теме самообразования: Формирование ключевых компетенций учащихся через организацию самостоятельной работы на уроках биологии.

Работа над темой самообразования:Формирование ключевых компетенций учащихся через организацию самостоятельной работы на уроках биологии....

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы "Работа с источниками на занятиях по истории"

Работа с источниками на учебных занятиях  по истории: методические рекомендации по организации самостоятельной работы .Методические рекомендации предназначены для студентов, но могут быть полезны...

"Методическая разработка по организации самостоятельной работы обучающихся в классе фортепиано"

В самостоятельной работе должны присутствовать разные виды заданий: игра технических упражнений, гамм и этюдов (с этого задания полезно начинать занятие и тратить на это примерно треть времени); разбо...

Презентация "Организация самостоятельной работы на уроке истории",Методические указания по выполнению самостоятельных работ

Материал предназначен для использования при организации самостоятельной работы студентов во время урока и во внеурочной деятельности...