Организации самостоятельной работы по чтению нот с листа на фортепиано
статья
В статье рассказано об основных принципах организаии самостоятельной работы учащихся, при работе над чтением с листа на фортепиано.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_1.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Организации самостоятельной работы по чтению нот с листа на фортепиано
Анфимова А.С.
В своей статье я хотела бы затронуть очень актуальную, на мой взгляд, проблему - низкое развитие навыков чтения с листа у людей, имеющих даже профессиональное высшее образование в музыке. На мой взгляд, эти навыки должны формироваться ещё в школе. В процессе обучения необходимо оптимальным образом решить на технологическом уровне задачи, заключающиеся в формировании базовых компонентов умения игры с листа. Ведь именно на их основе достигается непрерывность процесса озвучивания нотного текста, уверенность в чтении нот с листа.
Для достижения поставленной цели существуют условия, выполнение которых помогает в развитии умения.
1. Системность в организации процесса обучения умению играть с листа. Это условие предполагает, что «каждый отдельный урок должен рассматриваться не изолированно, не локально, а как определенное звено в цепи других уроков, ...отдельные компоненты которой распределяются и актуализируются в зависимости от общей логики обучения и конкретных задач на данном этапе учебно-образовательного процесса» [3, с. 18].
2. Регулярность работы над развитием навыков игры нотных текстов с листа. Это положение особенно актуально на начальном этапе обучения. Даже незначительный перерыв в занятиях чтением с листа оказывает разрушающее воздействие на еще слабо сформированное, нестабильное умение. Для его закрепления необходим достаточно продолжительный период непрерывных занятий. Длительный перерыв в обучении ведет к ослаблению всех компонентов, участвующих в процессе чтения.
3. Прохождение максимального объема материала. За одно занятие необходимо проигрывать с листа возможно большее количество разнообразного нотного материала. При этом акцент делался на чтение небольших по объему произведений, но с четко выраженными трудностями исполнения. Параллельно с ними стоит выполнять специальные упражнения на тот же вид навыков. В этом случае реализация поставленных задач наиболее результативна.
4. Стремление к тому, чтобы после каждого занятия школьника (или студента) оставались положительные психологические ощущения, которые поддерживали бы внутреннюю мотивацию студента в период самостоятельной работы над развитием умения играть с листа.
Существует опасность при отработке технологических навыков ущемления художественной стороны воспитания музыканта. Поэтому необходимо учесть основное методологическое положение теории исполнительства и музыкальной педагогики: нацеленность на гармоничное развитие обучающегося, при котором художественные и технические задачи должны быть самым тесным образом взаимосвязаны. В этом плане обучение чтению нот с листа не составляет исключения.
Для развития художественной стороны возможен выбор изучаемого материала, несколько облегченный в техническом отношении. Основная установка на это проигрывание, наряду с непрерывностью процесса и преодолением технических трудностей – максимально выразить эмоционально-образное содержание произведения. Этот элемент очень важен, так как с его помощью у обучающихся формируются представления оконечных целях чтения нот с листа.
Основным методологическим положением, позволяющим интенсивно развивать навыки, необходимые для успешного чтения с листа, является нацеленность на непрерывность игры. На его основе активизируется развитие и координация всех компонентов умения. Поэтому весьма существенную роль имеют следующий метод стимуляции целостного процесса чтения с листа: специальная установка на непрерывность игры и игра в ансамбле, либо под аудиозапись.
Психологическая установка на игру в предполагаемых концертных условиях создаёт у играющего с листа настрой на «концертное» исполнение, искусственные концертные условия, мобилизуя исполнительский аппарат.
Такую установку необходимо давать до устного анализа произведения и непосредственного процесса озвучивания нотного текста. Студенту говорится примерно следующее: «Представьте ситуацию: через несколько минут Вам надо играть с листа на сцене только что увиденный, не игранный ранее нотный текст... Выступление сорвется, если Вы будете делать остановки, исправлять ошибки. Поэтому, что бы ни случилось, не останавливайтесь и играйте до конца». Подобная рекомендация, данная в самом начале работы над произведением или упражнением, должна привести к тому, что не только процесс игры пройдет под девизом непрерывности исполнения, но и во время краткого предварительного обзора нотного текста активизируются процессы восприятия, мышление, память музыканта.
Список использованных источников
- Алексеев, А. Д. Методика обучения игре на фортепиано / А. Д. Алексеев. -М.: Музыка, 1971.-274 с.
- Баренбойм, Л. А. Музыкальная педагогика и исполнительство / Л. А. Баренбойм. - Л.: Музыка, 1974. - 336 с.
- Буховцев, А. Н. Пособие для приобретения первоначального навыка в чтении нот в фортепианных ключах / Сост. А. Буховцев / А. Н. Буховцев. - М.: П. Юргенсон, ценз. 1897. - 20 с.
- Верхолаз, Р. А. Вопросы методики чтения нот с листа / Р. А. Верхолаз. - М.: АПН РСФСР, 1960. - 45 с.
- Гофман, И. Фортепьянная игра. Ответы на вопросы о фортепьянной игре / И. Гофман. - М.: Музгиз, 1961.-223 с.
- Либерман, Е. Работа над фортепианной техникой: Учебное пособие / Е. Либерман. - 2-е изд., доп., перераб. - М.: Музыка, 1985. - 136 с.
- Мейлих, Е. Некоторые вопросы методики и организации занятий по чтению с листа и музицированию: Учебно-методическое пособие для педагогов фортепианного отделения музыкальных школ / Е. Мейлих. - Рига: Метод, каб. учеб. заведений, 1981. - 20 с.
- О работе концертмейстера / Ред.-сост. М. Смирнов. - М.: Музыка, 1977.-С. 5.
- Цатурян, К. А. Чтение с листа / К. А. Цатурян // Теория и методика обучения игре на фортепиано. -М.: ВЛАДОС, 2001. - С. 126-138.
- Цыпин, Г. М. Музыкально-исполнительское искусство: Теория и практика / Г. М. Цыпин. - СПб.: Алетейя, 2001. - 318 с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование навыков чтения нот с листа на фортепиано
За последние двадцать-тридцать лет среди пианистов заметно ухудшился навык хорошего чтения нот с листа. Безусловно, есть объективные причины сложившейся на сегодняшний день ситуации в сфере культурно ...
Работа по теме самообразования: Формирование ключевых компетенций учащихся через организацию самостоятельной работы на уроках биологии.
Работа над темой самообразования:Формирование ключевых компетенций учащихся через организацию самостоятельной работы на уроках биологии....
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы "Работа с источниками на занятиях по истории"
Работа с источниками на учебных занятиях по истории: методические рекомендации по организации самостоятельной работы .Методические рекомендации предназначены для студентов, но могут быть полезны...
самостоятельная работа по чтению по теме "О животных"
самостоятельная работа...
"Методическая разработка по организации самостоятельной работы обучающихся в классе фортепиано"
В самостоятельной работе должны присутствовать разные виды заданий: игра технических упражнений, гамм и этюдов (с этого задания полезно начинать занятие и тратить на это примерно треть времени); разбо...
организация самостоятельной работы на уроках физики во время проведения лабораторных работ
из личного опыта...
Презентация "Организация самостоятельной работы на уроке истории",Методические указания по выполнению самостоятельных работ
Материал предназначен для использования при организации самостоятельной работы студентов во время урока и во внеурочной деятельности...