Доклад: "Организация проектной деятельности в ОУ"
материал
Задача педагога: способствовать становлению исследовательской и творческой позиции личности школьника.
Проектная деятельность способна повысить степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности;
способствует развитию социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий, приобретению детьми опыта исследовательско-творческой деятельности;
пробуждает интерес к чтению, воспитывает положительные ученические, человеческие качества, эстетический вкус, информационную грамотность.
проектное обучение всегда ориентировано на самостоятельную активно-познавательную практическую деятельность учащихся при решении личностно-значимой проблемы, в процессе которой происходит открытие основных закономерностей научной теории и их глубокое усвоение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_proektnoy_deyatelnosti_v_ou.docx | 25.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на педагогическом совете:
«Организация проектной деятельности
в образовательном учреждении»
Подготовила:
Кобелева О.В.
Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициативу, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у обучающихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем – профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни.
Важнейшим становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принятые решения, четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытым для новых контактов и культурных связей.
Ориентируясь на формирование целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, модернизация настаивает на создании таких условий обучения, при которых ученики уже в стенах школы приобретут "опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности". Следовательно, уже в стенах школы человек должен овладеть суммой современных универсальных умений, научиться применять их в повседневной жизни.
Самостоятельность обучающихся лежит в основе проектной деятельности.
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Метод проектов возник еще в начале прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником У.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Суть метода проектов – стимулировать интерес школьников к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний
Проектная деятельность – это составная часть обучения и воспитания, является одним из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствует формированию ключевых компетенций учащихся, их социальной адаптации.
Проект- это работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата.
Проект — от латинского «брошенный вперед», прототип, прообраз какого-либо объекта.
Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей. Чтобы разобраться в них, требуются различные виды классификаций.
По количеству участников: индивидуальными или групповыми
По длительности: краткосрочными (до 1 месяца) или долгосрочными
(более 1 месяца)
По методу, доминирующему в проекте:
- исследовательскими (требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, соответствующих методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов.);
- творческими (предполагают следующую структуру: определение потребности, исследование имеющихся объектов, обозначение требований к объекту проектирования, выработка первоначальных идей, их анализ и выбор одной, планирование, изготовление, оценка);
- информационными (призваны научить учащихся добывать и анализировать информацию, направлены на сбор информации и ознакомление с ней заинтересованных лиц, анализ и обобщение фактов; схожи с исследовательскими проектами и являются их составной частью, требуют презентации и её разработки.);
- практико-ориентированными (направленные на решение общественных или социальных проблем, нацелены на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт проекта заранее определён и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона и др.);
- игровыми (предполагает имитации социальных и деловых отношений, литературных персонажей в определённых исторических и социальных условиях; обязательно намечаются проблема и цели проекта. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли заключен договор и разрешен конфликт?).
По предметно-содержательным областям:
в рамках одной предметной области:
- литературные (исследуется творчество писателей, сопоставляются различные точки на литературные произведения, жанровые сочинения, собственные литературные произведения);
- естественно-научные (исследуется чётко обозначенная проблема конкретного естественно-научного направления);
- экологические (исследуются проблемы, затрагивающие экологию местности, требующие привлечения научных методов и интегрированных знаний);
- лингвистические (затрагивают проблемы изучения русского и иностранного языков);
- культурологические (связаны с историей, культурой, искусством и традициями народов разных стран);
- спортивные (раскрывают историю и развитие отдельных видов спорта, спортивных соревнований, состязаний, исследуют олимпийское движение);
- географические (связаны с организацией и проведением экспедиций, раскрывают практическое значение географических открытий);
- исторические ( исследуются разнообразные исторические проблемы и факты, прогнозируется развитие политических событий, анализируется прошлое);
- обществоведческие (исследуется чётко обозначенная проблема конкретного обществоведческого направления);
- музыкальные (исследуются любые аспекты музыкальной жизни различных стран);
межпредметные проекты;
надпредметные (включающие дисциплины, не входящие в школьную программу).
Основной целью проекта является формирование творческого мышления у учащихся. ( По мнению И.Т Тарасовой)
Задачи проектной деятельности:
- повышение мотивации учащихся в получении дополнительных знаний;
- изучение учащимися важнейших методов научного познания;
- развитие исследовательских и творческих способностей, умения ориентироваться в информационном пространстве, анализировать факты, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения;
- развитие умения интегрировать знания из различных областей для решения проблем;
- развитие коммуникативных умений и навыков.
Любой проект, независимо от типа, имеет практически одинаковую структуру. Обобщив исторический опыт разработки метода проектов, можно выделить следующие основные этапы работы над проектом:
I этап- подготовительный.
Включает в себя: выбор темы, формулировка гипотезы (предположения о результатах и путях их достижения, определение целей и задач), определение целей и задач.
II этап- поисковый (исследовательская деятельность).
Включает в себя: поиск и сбор информации, изучение специальной литературы, обмен информацией между участниками проекта.
III этап – аналитический.
Включает в себя: анализ информации, отбор наиболее значимых данных, выстраивание общей логической схемы выводов для подведения итогов.
IV этап – презентация полученных результатов.
Включает в себя: оформление пакета документов, информационных стендов, иллюстраций, схем, диаграмм и т.п; защита проекта, подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы.
Иными словами, итогом работы ученика над проектом может быть как идеальный продукт (сделанное на основе изучения информации умозаключение, выводы, сформированные знания), так и продукт материальный ( изделие, туристический проспект с целью представления своей "малой родины", созданием газеты и т.д.).
Итак, сущность проектной деятельности – решить проблему, а значит, применить в данном случае необходимые знания и умения из различных областей жизни, получив реальный и ощутимый результат.
Что такое исследовательский проект?
Исследовательский проект - деятельность учащихся, связанная с решением учащимися исследовательской задачи с заранее неизвестным решением
Основное отличие творческого проекта от исследовательского
Творческий проект - деятельность направлена на получение конкретного результата – продукта, который можно реально предъявить
Исследовательский проект - деятельность направлена на решение проблемы. Отрицательный результат («проблема нерешаема» ) – тоже результат
Требования к выбору темы проекта
- Важно, чтобы тема была интересна не только на данный момент, но и будет востребована в будущем;
- Тема должна быть актуальна;
- Тема также должна быть реализуема в имеющихся условиях;
- Формулировка темы может содержать спорный момент;
- Тема должна быть интересна и научному руководителю, и учащемуся.
Школьная форма – «за» и «против», Вред сладких напитков: миф и реальность?, Фаст-фуд – еда или беда?
Обоснование актуальности исследования заключается в том, что автор должен объяснить, почему он считает необходимым проводить исследования по данной теме именно сейчас.
- Актуальность может состоять, например, в необходимости получения новых данных, в необходимости проверки новых методов и т.д.
- Необходимо указать практическую значимость работы, для каких целей можно применять результаты исследования.
Гипотеза – предложение, еще не доказанная и не подтвержденная опытом догадка…
Требования к гипотезе:
- Гипотеза должна соответствовать фактам, быть проверяемой
- Правдоподобность, т.е. соответствие уже имеющимся знаниям по проблеме
- Любая гипотеза должна быть опровержима хотя бы в принципе. Неопровержимые предположения гипотезами не являются
- В результате исследования гипотеза подтверждается или опровергается
- В неё включаются понятия и категории, являющиеся неоднозначными.
Цель исследования – это конечный ожидаемый результат, которого хотел бы достичь исследователь в завершении своей работы.
- Цель формулируется кратко и предельно точно, выражая то основное, что намеревается сделать исследователь.
- Цель соответствует теме исследования. Можно поставить целью: выявить, установить, уточнить, разработать, обосновать, доказать и т.д.
Задачи исследования - это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой, а также действия по достижению промежуточных результатов, направленных на достижение цели.
- Первая задача, как правило, связана с анализом взглядов на предмет исследования
- Вторая задача – с анализом реального, современного состояния предмета исследования, динамики внутренних противоречий развития.
- Третья задача – со способами преобразования, моделирования, опытно-экспериментальной проверки.
- Четвертая задача – с практическими аспектами работы, с проблемой управления исследуемым объектом
Структура исследовательской работы
- Титульный лист
- Содержание
- Введение (Постановка проблемы, актуальность, новизна, практическая значимость, гипотеза, цель, задачи, объект, предмет, методы исследования)
- Основная (содержательная) часть по разделам, главам (в соответствии с задачами)
- Заключение (связана напрямую с задачами работы; сформулированы выводы)
- Список использованных источников
- Приложение (графики, диаграммы, схемы, иллюстрации, фотографии, таблицы и т. п.)
В заключение сделаем основные выводы.
Задача педагога: способствовать становлению исследовательской и творческой позиции личности школьника
Проектная деятельность способна повысить степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности;
способствует развитию социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий, приобретению детьми опыта исследовательско-творческой деятельности;
пробуждает интерес к чтению, воспитывает положительные ученические, человеческие качества, эстетический вкус, информационную грамотность.
проектное обучение всегда ориентировано на самостоятельную активно-познавательную практическую деятельность учащихся при решении личностно-значимой проблемы, в процессе которой происходит открытие основных закономерностей научной теории и их глубокое усвоение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Организация кружковой работы в 1 классе как средство повышения результативной деятельности обучения английскому языку на раннем этапе»
«Организация кружковой работы в 1 классе как средство повышения результативной деятельности обучения английскому языку на раннем этапе»...
Доклад "Организация активной учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках физики"
В докладе представлены различные методы организации активной учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках физики и информатики...
Стендовый доклад "Организация здоровьесберегающей деятельности в условиях ФГОС"
В 2014 году участвовала в районных педагогических чтениях "Рализация ФГОС: результаты и проблемы" в номинации "Организация здоровьесберегающей деятельности"....
Доклад "Организация научно-исследовательской деятельности учащихся по истории и обществознанию"
Теоретическое описание методики и алгоритма научно-исследовательской деятельности учащихся; практический опыт их применения....
Доклад "Организация проектной и исследовательской деятельности на уроках литературы как средство развития познавательной активности обучающихся в рамках реализации ФГОС"
Действительно, одним из условий, позволяющих воспитывать у обучающихся стремление к открытию новых знаний, является развитие потребности в поисковой активности....
Доклад "Организация проектной деятельности на уроках ПТО"
Применение метода проектов на уроках ПТО....
Доклад «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ФГОС»
laquo;ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ФГОС»Цель работы: – стимулировать развитие...