Доклад: "Организация проектной деятельности в ОУ"
материал

Кобелева Ольга Владимировна

Задача педагога: способствовать становлению исследовательской и творческой позиции личности школьника.

Проектная деятельность способна повысить степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности;

    способствует развитию социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий, приобретению детьми опыта исследовательско-творческой деятельности;

    пробуждает интерес к чтению, воспитывает положительные ученические, человеческие качества, эстетический вкус, информационную грамотность.

проектное обучение всегда ориентировано на самостоятельную активно-познавательную практическую деятельность учащихся при решении личностно-значимой проблемы, в процессе которой происходит открытие основных закономерностей научной теории и их глубокое усвоение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_proektnoy_deyatelnosti_v_ou.docx25.78 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на педагогическом совете:

«Организация проектной деятельности

в образовательном учреждении»

Подготовила:

Кобелева О.В.

Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициативу, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у обучающихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем – профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни.

Важнейшим становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принятые решения, четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытым для новых контактов и культурных связей.

Ориентируясь на формирование целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, модернизация настаивает на создании таких условий обучения, при которых ученики уже в стенах школы приобретут "опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности". Следовательно, уже в стенах школы человек должен овладеть суммой современных универсальных умений, научиться применять их в повседневной жизни.

Самостоятельность обучающихся лежит в основе проектной деятельности.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Метод проектов возник еще в начале прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником У.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Суть метода проектов – стимулировать интерес школьников к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний

Проектная деятельность – это составная часть обучения и воспитания, является одним из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направлена на выработку  самостоятельных исследовательских умений, способствует формированию ключевых компетенций учащихся, их социальной адаптации.

Проект- это работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата.

 Проект — от латинского «брошенный вперед», прототип, прообраз какого-либо объекта.

Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей. Чтобы разобраться в них, требуются различные виды классификаций.

По количеству участников:  индивидуальными или групповыми

По длительности:   краткосрочными (до 1 месяца)  или долгосрочными

(более 1 месяца)

По методу, доминирующему  в проекте:

  • исследовательскими (требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, соответствующих методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов.);
  • творческими (предполагают следующую структуру: определение потребности, исследование имеющихся объектов, обозначение требований к объекту проектирования, выработка первоначальных идей, их анализ и выбор одной, планирование, изготовление, оценка);
  • информационными (призваны научить учащихся добывать и анализировать информацию, направлены на сбор информации и ознакомление с ней заинтересованных лиц, анализ и обобщение фактов; схожи с исследовательскими проектами и являются их составной частью, требуют презентации и её разработки.);
  • практико-ориентированными (направленные на решение общественных или социальных  проблем,  нацелены на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт проекта заранее определён и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона и др.);
  • игровыми (предполагает имитации социальных и деловых отношений, литературных персонажей в определённых исторических и социальных условиях; обязательно намечаются проблема и цели проекта.  Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли заключен договор и разрешен конфликт?).

По предметно-содержательным областям:

в рамках одной предметной области:

  • литературные (исследуется творчество писателей, сопоставляются различные точки на литературные произведения, жанровые сочинения, собственные литературные произведения);
  • естественно-научные (исследуется чётко обозначенная проблема конкретного естественно-научного направления);
  • экологические (исследуются проблемы, затрагивающие экологию местности, требующие привлечения научных методов и интегрированных знаний);
  • лингвистические (затрагивают проблемы изучения русского и иностранного языков);
  • культурологические (связаны с историей, культурой, искусством и традициями народов разных стран);
  • спортивные (раскрывают историю и развитие отдельных видов спорта, спортивных соревнований, состязаний, исследуют олимпийское движение);
  • географические (связаны с организацией и проведением экспедиций, раскрывают практическое значение географических открытий);
  • исторические ( исследуются разнообразные исторические проблемы и факты, прогнозируется развитие политических событий, анализируется прошлое);
  • обществоведческие (исследуется чётко обозначенная проблема конкретного обществоведческого направления);
  • музыкальные (исследуются любые аспекты музыкальной жизни различных стран);

межпредметные  проекты;

надпредметные (включающие дисциплины, не входящие в школьную программу).

Основной целью проекта   является формирование  творческого мышления у учащихся. ( По мнению И.Т Тарасовой)

Задачи проектной деятельности:

  • повышение мотивации учащихся в получении дополнительных знаний;
  • изучение учащимися важнейших методов научного познания;
  • развитие исследовательских и творческих способностей, умения ориентироваться в информационном пространстве, анализировать факты, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения;
  • развитие умения интегрировать знания из различных областей для решения проблем;
  • развитие коммуникативных умений и навыков.

Любой проект, независимо от типа, имеет практически одинаковую структуру. Обобщив исторический опыт разработки метода проектов, можно выделить следующие основные этапы работы над проектом:

I этап- подготовительный.

Включает в себя: выбор темы, формулировка гипотезы (предположения о результатах и путях их достижения, определение целей и задач), определение целей и задач.

 II этап- поисковый (исследовательская деятельность).

Включает в себя: поиск и сбор информации, изучение специальной литературы, обмен информацией между участниками проекта.

III этап – аналитический.

Включает в себя: анализ информации, отбор наиболее значимых данных, выстраивание общей логической схемы выводов для подведения итогов.

 IV этап – презентация полученных результатов.

Включает в себя: оформление пакета документов, информационных стендов, иллюстраций, схем, диаграмм и т.п; защита проекта, подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы.

Иными словами, итогом работы ученика над проектом может быть как идеальный продукт (сделанное на основе изучения информации умозаключение, выводы, сформированные знания), так и продукт материальный ( изделие, туристический проспект с целью представления своей "малой родины", созданием газеты и т.д.).

Итак, сущность проектной деятельности – решить проблему, а значит, применить в данном случае необходимые знания и умения из различных областей жизни, получив реальный и ощутимый результат.

Что такое исследовательский проект?

Исследовательский проект - деятельность учащихся, связанная с решением учащимися исследовательской задачи с заранее неизвестным решением

Основное отличие творческого проекта от исследовательского

Творческий  проект -  деятельность направлена на получение конкретного  результата – продукта, который можно реально предъявить

Исследовательский проект - деятельность направлена на решение проблемы. Отрицательный результат («проблема нерешаема» ) – тоже результат

Требования к выбору темы проекта

  • Важно, чтобы тема была интересна не только на данный момент, но и будет востребована в будущем;
  • Тема должна быть актуальна;
  • Тема также должна быть реализуема в имеющихся условиях;
  • Формулировка темы может содержать спорный момент;
  • Тема должна быть интересна и научному руководителю, и учащемуся.

Школьная форма – «за» и «против», Вред сладких напитков: миф и реальность?, Фаст-фуд – еда или беда?

Обоснование актуальности исследования заключается в том, что автор должен объяснить, почему он считает необходимым проводить исследования по данной теме именно сейчас.

  •  Актуальность может состоять, например, в необходимости получения новых данных, в необходимости проверки новых методов и т.д.
  •   Необходимо указать практическую значимость работы, для каких целей можно применять результаты исследования.

Гипотеза – предложение, еще не доказанная и не подтвержденная опытом догадка…

Требования к гипотезе:

  • Гипотеза должна соответствовать фактам, быть проверяемой
  • Правдоподобность, т.е. соответствие уже имеющимся знаниям по проблеме
  • Любая гипотеза должна быть опровержима хотя бы в принципе. Неопровержимые предположения гипотезами не являются
  • В результате исследования гипотеза подтверждается или опровергается
  • В неё включаются понятия и категории, являющиеся неоднозначными.

 Цель исследования – это конечный ожидаемый результат, которого хотел бы достичь исследователь в завершении своей работы.

  •  Цель формулируется кратко и предельно точно, выражая то основное,  что намеревается  сделать исследователь.
  •  Цель соответствует теме исследования. Можно поставить целью: выявить, установить, уточнить, разработать, обосновать, доказать и т.д.

Задачи исследования - это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой, а также действия по достижению промежуточных результатов, направленных на достижение цели.

  • Первая задача, как правило, связана с анализом взглядов на предмет исследования
  •  Вторая задача – с анализом реального, современного состояния предмета исследования, динамики внутренних противоречий развития.
  •  Третья задача – со способами преобразования, моделирования, опытно-экспериментальной проверки.
  •  Четвертая задача – с практическими аспектами работы, с проблемой управления исследуемым объектом

Структура исследовательской работы

  • Титульный лист
  • Содержание
  • Введение (Постановка проблемы, актуальность, новизна, практическая значимость, гипотеза, цель, задачи, объект, предмет, методы исследования)
  • Основная (содержательная) часть по разделам, главам (в соответствии с задачами)
  • Заключение (связана напрямую с задачами работы; сформулированы выводы)
  •  Список использованных источников
  • Приложение (графики, диаграммы, схемы, иллюстрации, фотографии, таблицы и т. п.)

В заключение сделаем основные выводы.

Задача педагога: способствовать становлению исследовательской и творческой позиции личности школьника

Проектная деятельность способна повысить степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности;

    способствует развитию социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий, приобретению детьми опыта исследовательско-творческой деятельности;

    пробуждает интерес к чтению, воспитывает положительные ученические, человеческие качества, эстетический вкус, информационную грамотность.

проектное обучение всегда ориентировано на самостоятельную активно-познавательную практическую деятельность учащихся при решении личностно-значимой проблемы, в процессе которой происходит открытие основных закономерностей научной теории и их глубокое усвоение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Организация кружковой работы в 1 классе как средство повышения результативной деятельности обучения английскому языку на раннем этапе»

«Организация кружковой работы в 1 классе как средство повышения результативной деятельности обучения английскому языку на раннем этапе»...

Доклад "Организация активной учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках физики"

В докладе представлены различные методы организации активной учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках физики и информатики...

Стендовый доклад "Организация здоровьесберегающей деятельности в условиях ФГОС"

В 2014 году участвовала в районных педагогических чтениях  "Рализация ФГОС: результаты и проблемы" в номинации "Организация здоровьесберегающей деятельности"....

Доклад "Организация научно-исследовательской деятельности учащихся по истории и обществознанию"

Теоретическое описание методики и алгоритма научно-исследовательской деятельности учащихся; практический опыт их применения....

Доклад "Организация проектной и исследовательской деятельности на уроках литературы как средство развития познавательной активности обучающихся в рамках реализации ФГОС"

      Действительно, одним из условий, позволяющих воспитывать у обучающихся стремление к открытию новых знаний, является развитие потребности в поисковой активности....

Доклад "Организация проектной деятельности на уроках ПТО"

Применение метода проектов на уроках ПТО....

Доклад «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ФГОС»

laquo;ОРГАНИЗАЦИЯ       ПРОЕКТНОЙ       ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В  РАМКАХ   ФГОС»Цель работы: – стимулировать развитие...