«Современная семья: состояние, поддержка, проблемы»
консультация
«Современная семья: состояние, поддержка, проблемы»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremen_semya.docx | 26.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему:
«Современная семья: состояние, поддержка, проблемы»
Семья, будучи наиболее универсальным, всеобъемлющим социальным институтом, отражает в себе практически все социальные проблемы, которые существуют в современном обществе: малообеспеченность, социальную дезадаптированность, трудности многодетных семей и инвалидов, специфичность положения беженцев, насилие над детьми и женщинами, юное материнство и многое другое.
Если семья плохо справляется с выполнением своих функций, то речь идет о дисфункции, которая приводит семью в аномальное состояние.
Дисфункция семейных отношений могут вызвать следующие причины:
· экономические, когда прожиточный уровень семьи ниже черты бедности из-за избыточной иждивенческой нагрузки на одного работающего члена;
· асоциальные, связанные с алкоголизмом, наркоманией, противоправным поведением, низким культурным уровнем;
· психологические, такие как жестокость, агрессивность, грубость, супружеская неверность, ревность, эгоизм;
· медицинские, связанные с психическими и инфекционными заболеваниями;
В чистом виде та или иная причина встречается очень редко, как правило, они дополняют и усугубляют друг друга, поэтому проблемы семьи необходимо решать комплексно.
К семьям социального риска или, как их еще называют, «социально уязвимым семьям» относятся прежде всего семьи:
- малообеспеченные по разным причинам, в том числе в связи с безработицей, избыточной иждивенческой нагрузкой, студенческие, с детьми-инвалидами и родителями-инвалидами и так далее;
- неполные, в том числе семьи одиноких матерей;
- многодетные;
- беженцев и вынужденных переселенцев;
- военнослужащих срочной службы с детьми;
- семьи с различными патологиями, асоциальные и другие.
Все они в той или иной мере нуждаются в социальной помощи и поддержке.
В помощи специалистов по социальной работе могут нуждаться в различных ситуациях даже те семьи, которые не относятся официально к группе риска. Проблемы экономического, психологического, межличностного характера могут нарушать гармонию семейных отношений и привести семью к кризису и краху. Семейные проблемы могут быть самыми разнообразными: связанными с напряженностью отношений между супругами, между родителями и детьми, с малообеспеченностью, с алкоголизацией и наркотизацией одного или всех членов семьи и так далее. К сожалению, в нашем обществе принято решать проблемы семьи, когда они достигли пика напряженности и конфликтности. Профилактике же семейных дисфункций в предкризисном состоянии внимания уделяется недостаточно. Между тем это одна из важнейших задач социальной работы сегодня. Иногда сравнительно небольшая помощь, оказанная в нужный момент, может снять напряжение и сохранение стабильности в семье. Даже сравнительно благополучные полные малодетные семьи, не относящиеся официально к группе риска, могут переживать конфликтные и кризисные ситуации и попадать в зону внимания социальных работников и педагогов.
В теории конфликта самым лучшим способом его разрешения считается компромисс. Семейная терапия включает в себя нахождение компромисса между супругами, между родителями и детьми, а также коррекцию поведения и обучение навыкам неконфликтного общения. Такая работа проводится путем индивидуальных бесед и интервью, групповой психотерапии и игровой терапии. Причины конфликтов могут быть разными, поэтому в первую очередь необходимо самым тщательным образом изучить проблемы, существующие в конкретной семье, ознакомиться с особенностями личностей супругов, их семейными и брачными установками. Ведь расхождения в семейно-брачных установках могут довольно долго оставаться невыявленными, а в трудные моменты семейной жизни или под влиянием внешних проблем может обнаружиться, что супруги придерживаются разных взглядов на семью, имеют несовпадающие представления о воспитании детей, решении финансовых и других проблем.
Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые подвергаются изменению, развитию. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным.
Цели и задачи работы с родителями:
- Установление контакта, общей благоприятной атмосферы общения с родителями учащихся.
- Изучение воспитательных возможностей семей.
- Формирование активной педагогической позиции родителей, повышение воспитательного потенциала семьи.
- Вооружение родителей необходимыми для воспитания детей психолого – педагогическими знаниями и умениями, основами педагогической культуры.
- Предупреждение наиболее распространенных ошибок родителей в воспитании детей.
- Оказание помощи родителям в организации педагогического самообразования.
Семья, как и школа, - это своего рода посредник между формирующейся личностью ребенка и обществом. Значит, родители должны иметь представление о целях и задачах, конечном результате воспитания, что поможет в воспитании собственного ребенка. Как мобилизовать родителей на непосредственное включение в педагогический процесс? В практике современной отечественной общеобразовательной школы рассматривается традиционно сложившаяся и утвердившаяся форма работы школы с родителями – родительское собрание.
Основное назначение собраний – повысить уровень психолого – педагогической культуры родителей, вызвать интерес к научным путям решения проблем семейного воспитания, побудить к анализу и коррекции своих взаимоотношений с детьми с педагогических позиций.
Планируя психолого – педагогическое просвещение родителей, нужно исходить из следующих задач:
- сделать школу и семью союзниками в воспитании детей;
- обеспечить полное взаимопонимание и согласованное взаимодействие школы и семьи в осуществлении комплексного подхода к воспитанию;
- нейтрализовать возможное отрицательное влияние семьи на ребенка;
- компенсировать проблемы семейного воспитания: выявлять, поддерживать и развивать воспитательный потенциал семьи.
Принципы проектирования родительского всеобуча:
- учет личностных интересов, склонностей и возможностей родителей;
- включение родителей в учебно – воспитательные ситуации через интегрированные широкие творческие задачи, образующие целесмысловое поле;
- постоянная актуализация самоопределения родителей в целях и смыслах их деятельности;
- культивирование конструктивного взаимодействия и общения родителей;
- увязывание содержания всеобуча и социальной поддержки педагогов.
Можно выделять некоторые основные направления, внутри которых создаются ситуации совместной продуктивной деятельности и психолого – педагогического самообразования родителей:
- психолого – педагогическое образование родителей;
- проведение семинаров, конференций, родительских собраний;
- планирование, реализация, рефлексия мероприятий как крупномасштабной продуктивной задачи всего коллектива;
- разработка проектов стратегического или тактического значения (например, создание совместных научно – исследовательских проектов);
- совместное оформление и описание опыта воспитательной деятельности.
Формы работы с родителями
1. Научно – практическая родительская конференция – форма сочетания пропаганды педагогических знаний с практическим передовым опытом семейного воспитания. Их организаторами выступают родительский комитет и актив класса. Это могут быть заседания, посвященные отдельным воспитательным проблемам.
Конференции проводятся 1 – 2 раза в год, так как требуют тщательной подготовки. Ход конференции обсуждается на родительском комитете: продумывается план, выявляются семьи, чей опыт воспитания достоин распространения.
Примерные темы для совместного обсуждения на конференции:
- «Основы построения общения с ребенком»
- «Права и обязанности ребенка в семье»
- «Стили и методы воспитания ребенка в семье»
- «Психология ребенка»
- «Особенности адаптации ребенка в школе»
- «Предупреждение правонарушений несовершеннолетних» и др.
2. Наиболее распространенной формой работы с родителями является классное родительское собрание. Главным ее предназначением является согласование, координация и интеграция усилий школы и семьи в создании условий для развития личности ребенка. Родительское собрание – одна из основных универсальных форм взаимодействие школы с семьями учащихся и пропаганды психолого- педагогических знаний. Эта школа повышения у родителей компетентности в вопросах обучения детей, формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив.
Первое родительское собрание является, как правило, организационным и проводится в начале сентября. Последующие собрания проводятся один раз в четверть. На первом родительском собрании классный руководитель раскрывает перед родителями необходимость и задачи взаимодействия. Общим решением, определяя основные направления работы, на этом же собрании выбирается родительский комитет. Собираются материалы о возможности организации работы родителей класса в виде предложений, изложенных в анкете.
Эти предложения могут быть такими:
- поручения, предполагающие проявление родителями активной воспитательной позиции, непосредственную работу с детьми, проявление творчества, инициативы. Организаторских способностей: руководство кружком по своей специальности, руководство спортивной секции, руководство клубом, руководство турнирами, олимпиадами, руководство экскурсиями. Составление сценариев классно – семейных праздников, организация и подготовка совместных с детьми выступлений. Творческих отчетов;
- поручения, предполагающие содействие в проведении воспитательной работы, оказание организационной помощи: содействие в проведении экскурсий4 содействие в проведении классно – семейных праздников и общешкольных мероприятий; содействие в организации встреч с интересными людьми; содействие в создании материально – технической базы класса;
- поручения, предполагающие непосредственное участие в развитии и укреплении материально – технической базы ОУ: трудовое участие в оборудовании кабинетов; изготовление оборудования, приборов, наглядных пособий; помощь в ремонтных работах, благоустройстве школы; спонсорская помощь школе.
Родительское собрание включает в себя шесть обязательных компонентов:
- Анализ учебных достижений учащихся класса. В этой части собрания классный руководитель знакомит родителей с результатами учебной деятельности класса. С рекомендациями педагогов – предметников.
- Знакомство родителей с состоянием эмоционального климата в классе. Темой для разговора здесь могут быть взаимоотношения учащихся, внешний вид и другие вопросы.
- Психолого- педагогическое просвещение. Этот компонент можно выделить в отдельный пункт собрания, но можно естественным образом включить в структуру других составляющих.
- Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, классные вечера, приобретение учебной литературы и пр.).
- Рефлексия. В конце родительского собрания родители оценивают его значимость, актуальность, полезность.
- Личные беседы с родителями.
Организуя родительские собрания, можно придерживаться следующих принципов:
- родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе;
- тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей;
- собрание должно носить как теоретический, так и практический характер (разбор ситуаций, тренинги, дискуссии);
- классный руководитель должен не назидать, а общаться с родителями. Давая им возможность высказать свое мнение в ходе собрания, а не после него;
- родительское собрание не должно быть длительным, главным в его содержании является четкость, лаконичность, системность;
- каждое родительское собрание должно давать родителям пищу для размышлений и полезную информацию, которую можно использовать во благо ребенку.
Структура проведения родительского собрания:
1) Информация общего характера (достижения и перспективы развития школы, изменение плана, предстоящие мероприятия, планируемые расходы: зачем и почему). Отдельно – благодарность тем родителям, которые помогли классу и школе.
2) Анализ развития детей за определенный период:
- личностные изменения (проблемы, возникающие между детьми, данные диагностик);
- учебная деятельность (уровень мотивации, достижения, проблемы).
3) Обсуждение конкретной проблемы (просвещение родителей, обучение родителей, повышение их психолого – педагогической компетенции).
4) Принятие решения собрания.
5) Индивидуальные консультации с родителями.
Семь правил успешного проведения родительского собрания
1-Уважайте! 2-Помогайте! 3-Объясняйте! 4-Доверяйте! 5-Учитесь! 6-Спрашивайте! 7-Благодарите!
Важно!
- Говорите о проблеме, а не о персоналиях.
- Отмечайте успехи и резервы. Никаких обсуждений конкретного ребенка. Если хвалите, то всех – за что – нибудь.
- Классный руководитель не диктует правильное решение, а стимулирует к его поиску коллектива родителей.
Таким образом, все индивидуальные, групповые и коллективные формы работы с родителями призваны наладить взаимодействие между школой и семьей, повысить эффективность процесса воспитания детей с нарушениями интеллекта в семье и школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок «Проблемы современной семьи. Уроки великого Л.Н. Толстого»
Урок «Проблемы современной семьи. Уроки великого Л.Н. Толстого»...
Проблемы современной семьи
информационный материал...
«Современное состояние и проблемы дальнейшего развития физической культуры и спорта в России»
В Российской Федерации насчитывается 87 тыс. дошкольных учреждений, которые посещают около 9 млн. детей, или 65% их общей численности. В настоящее время в большинстве дошкольных учреждений отсутствуют...
Терроризм: состояние и проблемы противодействия.
XXI век принёс человечеству массу величайших открытий в различных сферах деятельности. Но с этими достижениями и открытиями в жизнь пришла большая беда под названием терроризм....
Состояние и проблемы детского чтения. Некоторые приёмы приобщения детей к чтению и художественной литературе.
Чтение - один и зважнейших видов речевой деятельности. Как привить любовь к ккнигам? Делюсь некоторыми приёмами....
Статья на тему: «Проблемы современной семьи на примере Гимназии № 33 г. Улан-Удэ»
Начало XXI века обусловлено колоссальными изменениями, которые испытывает на себе российская семья, являясь важнейшим общественным институтом, имеющим решающее значение как для индивидуальной жи...
Статья "Современное состояние и проблемы финансовой грамотности населения."
В последние 10 лет в Российской Федерации все большее внимание уделяется вопросам повышения уровня финансовой грамотности как важнейшего фактора экономического развития страны, финансового потенциала ...