Статья на тему: «Проблемы современной семьи на примере Гимназии № 33 г. Улан-Удэ»
статья по обществознанию (7 класс)

Цырендашиев Жамьян Жаргалович

 

Начало XXI века обусловлено колоссальными изменениями, которые испытывает на себе российская семья, являясь важнейшим общественным институтом, имеющим решающее значение как для индивидуальной жизни человека, так и для социального, экономического культурологического развития общества. 

У каждого человека существует свое представление о семье и семейных отношениях. Эти взгляды могут и отличаться друг от друга: кто-то отрицает особую роль семьи в развитии общества, для кого-то она, быть может важнейшая жизненная ценность. Однако одно, безусловно: именно семья формирует человека, систему его ценностей и взглядов, в ней формируется личность человека. Семья – неотъемлемая ячейка общества, и невозможно уменьшить ее значение. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходились без семьи. Обозримое будущее общества также не мыслится без семьи. Для каждого человека семья – начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает, прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме.

Глубокий кризис современного российского общества и кризис семьи тесно взаимосвязаны и имеют общие корни. Общество покоится на духовно-нравственных основах человеческой души, которые закладываются в семье, в ней формируются, из нее вырастают. Из семьи человек выносит в общественную и государственную жизнь те качества, которые становятся источником созидания либо разрушения. Как больная клетка создает больные организмы, так духовно ущербная семья воспроизводит в общество нравственно нездоровые отношения.

Таким образом, тема нашего исследования актуализируется следующим:

во-первых, семья – один из основных социальных институтов общества, краеугольный камень человеческой жизни;

во-вторых, что этот институт в настоящее время переживает глубокий духовный и социально-экономический кризис;

в-третьих, исходя из вышеперечисленного, наш край не является исключением, где перечисленные проблемы носят ярко выраженный характер.

Гипотеза заключается в изучении проблем семей посредством интервью, опросов, анкетирования и их связи с общероссийскими тенденциями.

Изучение проблем семьи в общероссийском масштабе и сопоставлением с узко локализированной ситуацией в рамках исследования является целью нашей работы.

В соответствии с целью необходимо выделить поставленные задачи:

  1. выявить роль семьи и раскрыть понятие;
  2. изучить проблемы семьи в российском обществе;
  3. на локальном примере выявить ситуацию в семьях нашей школы.

Объектом исследования выступает семья в современном российском обществе.

Предметом являются проблемы семьи на примере на примере учащихся «Гимназии № 33» г. Улан-Удэ.

        Для достижения поставленной цели и решения задач были использованы следующие методы:

  1. социологические – опрос, анкетирование;
  2. общенаучные – анализ, синтез;
  3. социальных наук – описательный, компаративистский.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

X Региональная конференция

XXVII Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ

им. В. И. Вернадского

                                          

Направление: Экономика, социология, право

Тема: «Проблемы современной семьи на примере Гимназии № 33 г. Улан-Удэ»

Автор: Леонтьев Сергей

ученик 7 класса «Б» МАОУ «Гимназия № 33 г. Улан-Удэ»

Научный руководитель: Цырендашиев Ж.Ж.

учитель истории и обществознания                          

Улан – Удэ

2020 г.

Содержание

Введение 3

  1. Семья как социальный институт5
  2. Проблемы современной семьи в Российском обществе9
  3. Проблемы семьи на примере учащихся «Гимназии № 33» г. Улан-Удэ………..12

Заключение15

Список литературы16

Введение

Начало XXI века обусловлено колоссальными изменениями, которые испытывает на себе российская семья, являясь важнейшим общественным институтом, имеющим решающее значение как для индивидуальной жизни человека, так и для социального, экономического культурологического развития общества. 

У каждого человека существует свое представление о семье и семейных отношениях. Эти взгляды могут и отличаться друг от друга: кто-то отрицает особую роль семьи в развитии общества, для кого-то она, быть может важнейшая жизненная ценность. Однако одно, безусловно: именно семья формирует человека, систему его ценностей и взглядов, в ней формируется личность человека. Семья – неотъемлемая ячейка общества, и невозможно уменьшить ее значение. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходились без семьи. Обозримое будущее общества также не мыслится без семьи. Для каждого человека семья – начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает, прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме.

Глубокий кризис современного российского общества и кризис семьи тесно взаимосвязаны и имеют общие корни. Общество покоится на духовно-нравственных основах человеческой души, которые закладываются в семье, в ней формируются, из нее вырастают. Из семьи человек выносит в общественную и государственную жизнь те качества, которые становятся источником созидания либо разрушения. Как больная клетка создает больные организмы, так духовно ущербная семья воспроизводит в общество нравственно нездоровые отношения.

Таким образом, тема нашего исследования актуализируется следующим:

во-первых, семья – один из основных социальных институтов общества, краеугольный камень человеческой жизни;

во-вторых, что этот институт в настоящее время переживает глубокий духовный и социально-экономический кризис;

в-третьих, исходя из вышеперечисленного, наш край не является исключением, где перечисленные проблемы носят ярко выраженный характер.

Гипотеза заключается в изучении проблем семей посредством интервью, опросов, анкетирования и их связи с общероссийскими тенденциями.

Изучение проблем семьи в общероссийском масштабе и сопоставлением с узко локализированной ситуацией в рамках исследования является целью нашей работы.

В соответствии с целью необходимо выделить поставленные задачи:

  1. выявить роль семьи и раскрыть понятие;
  2. изучить проблемы семьи в российском обществе;
  3. на локальном примере выявить ситуацию в семьях нашей школы.

Объектом исследования выступает семья в современном российском обществе.

Предметом являются проблемы семьи на примере на примере учащихся «Гимназии № 33» г. Улан-Удэ.

        Для достижения поставленной цели и решения задач были использованы следующие методы:

  1. социологические – опрос, анкетирование;
  2. общенаучные – анализ, синтез;
  3. социальных наук – описательный, компаративистский.

  1. Семья как социальный институт

Семья - это группа людей, объединенная брачными или родственными отношениями на основе взаимной любви, чувства родства, единства духовных интересов и стремлений, нравственной ответственности ее членов друг за друга, их взаимной помощи и поддержки.[1] Также, семья – наиболее распространенный вид социальной группы, основная ячейка общества, в которой рождается, формируется, развивается и большую часть времени в течение жизни находится человек. Семейные отношения обычно определяют психологию и поведение человека, поэтому семья представляет особый интерес для социально-психологического исследования. Типичная современная семья в развитых европейских странах состоит из 2– 6 человек: мужа, жены, детей и ближайших родственников по материнской и отцовской линиям — бабушек и дедушек.[2]

Активнейшее воздействие семья оказывает на развитие духовной культуры, на социальную направленность личности, мотивы поведения. Являясь для ребенка микромоделью общества, семья оказывается важнейшим фактором в выработке системы социальных установок и формирования жизненных планов. Общественные правила впервые осознаются в семье, культурные ценности общества потребляются через семью, познание других людей начинается с семьи. Диапазон воздействия семьи на воспитание детей столь же широк, как и диапазон общественного воздействия.

В рамках исторического направления рассматривается происхождение семьи и ее развитие в различных социально - экономических формациях. Существует множество подходов и теорий в этом вопросе.

О. Конт понимал семью как категорию изменяющуюся, историческую и при этом считал ее основной общественной группой, которая выполняет самые важные функции.

Заметный вклад в развитие теории семьи внес французский социолог Ле – Плей , который считал, что семья является единственным способом выводить дальнейшее поколения развивая добро и подавляя зло, если семья не справится с укрощением «маленьких варваров», то прежде всего пострадает общество. В течение длительного периода 19 века семья рассматривалась как изначальная и самая маленькая ячейка общества и ученых интересовала не столько она сама, сколько ее отношение к государству.

Ф. Энгельс особенно внимательно рассматривал эволюцию форм семьи, ее развитию от групповых форм к моногамии. Вклад в теорию семьи внес и Э. Дюркгейм. Влияние на социологию семьи оказала теория «социальных групп» американского социолога Кули. Он ввел понятие первичных групп (семьи, соседства, детской группы), которые являются общественными первичными ячейками и характеризуются интимными, личностными, неформальными связями, непосредственным общением, устойчивостью, малыми размерами. В первичных группах происходит социаизация личности.[3]

А. Г. Харчева считает, что семья – наиболее распространенный вид социальной группы, основная ячейка общества, в которой рождается, формируется, развивается и большую часть времени в течение жизни находится человек.

Во второй половине 20 века происходит осознание социальной важности процессов изменения семьи. Появляется социально-психологические подходы к изучению семьи. Рассматриваются проблемы современной семьи:

– несоответствие функционирования семьи общественным потребностям (низкая рождаемость, высокое число разводов, низкий воспитательный потенциал и т.д.);

– противоречия между мужскими и женскими ролями, между ролями семейными и профессиональными. Низкая сплоченность группы;

– падение престижа традиционного брака.

Социальные исследования идут в следующих направлениях:

– изучения мотивации вступления в брак, возраст вступления в брак, прекращение брака;

– изучение структуры семьи, ее численности, распределения ролей на основании этих исследований создание несколько типологий семей;

– отношения, складывающиеся в семье, как между супругами, так и между поколениями;

– качество жизни, материального уровня жизни семьи и влияние этих факторов на семейные отношения;

– функции семьи, их изменение, трансформация и влияние этих изменений на размеры семьи, деторождение.

Для понимания семьи как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье. Семейная роль — один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяются на супружеские (жена, муж), родительские мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший) и т.д. Ролевые отношения в семье могут характеризоваться ролевым согласием или ролевым конфликтом. В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций.[4]

Социальная практика показывает, что для человеческого общества жизненно важно упорядочить, регламентировать и закрепить некоторые социально-значимые отношения, сделать их обязательными для членов общества. Базисным элементом регулирования общественной жизни являются социальные институты.

«Социальный институт - это определенная организация социальной деятельности и социальных отношений, осуществляемая посредством взаимосогласованной системы целесообразно ориентированных стандартов поведения, возникновение и группировка которых в систему обусловлены содержанием конкретной, решаемой социальным институтом задачи».

Социальные институты обеспечивают реализацию основополагающих потребностей общества, связанных с его материальным обеспечением, интеграцией социальных групп, воспроизводством и сохранением духовных ценностей и т. д. Благодаря их наличию обеспечивается воспроизводство населения, материальных и духовных благ, социализация человеческих индивидов, преемственность поколений и многое другое. Социальные институты функционируют лишь при наличии соответствующих общественных потребностей. При исчезновении таких потребностей их функционирование постепенно прекращается, и они отмирают.

Семья утрачивает свои позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других функциях. Традиционные роли, при которых женщина рожала и воспитывала детей, вела хозяйство, а муж был хозяином, собственником имущества, экономически обеспечивал семью, заменились ролевыми, при которых женщина стала играть равную или выше роль с мужчиной. Это изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой позитивные и негативные последствия. С одной стороны, это способствовало утверждению равенства женщин и мужчин, с другой стороны усугубило конфликтные ситуации, снизило рождаемость.

Если семья имеет несколько детей, то появляются естественные условия для формирования полноценного семейного коллектива. И это обогащает жизнь каждого члена семьи и создает благоприятную обстановку для успешного выполнения семьей воспитательной функции. В семье, где один ребенок, все это сильно усложняется. А. С. Макаренко писал: «Можно, например, решительно утверждать, что воспитание единственного ребенка более трудное дело, чем воспитание нескольких детей. Даже в том случае, если семья испытывает некоторые материальные затруднения, нельзя ограничиваться одним ребенком».[5]

Таким образом, семья является тем социальным институтом, который регулирует отношения не только между мужем и женой, и отношения между родителями и детьми.

  1. Проблемы современной семьи в Российском обществе

Проблемы современной семьи относятся к числу наиболее важных и актуальных. Не случайно, при характеристике семьи все чаще слышны выражения «демографическая катастрофа», «семья скоро отомрет», призывы «спасите семью». Правда, есть и успокаивающие суждения: мол ничего опасного в сфере семейных отношений не происходит. Просто осуществляется постепенный переход от устаревшей модели семьи к новой, отвечающей требованиям современного образа жизни. Это, якобы, нормальное развитие событий и тревожится по этому поводу нет никаких оснований.

И все же оснований для тревоги по поводу семьи больше, чем достаточно. Семья действительно находится в кризисе. И причиной этого кризиса, если рассматривать в широком плане являются общие глобальные социальные изменения, рост мобильности населения, урбанизация, секуляризация и другие, которые ведут за собой расшатывание «семейных устоев». [6]Эти и ряд других факторов обусловили падение семьи, как социального института общества, изменение ее места в ценностных ориентациях. Известно, что в годы советской власти социальный статус семьи был относительно не высоким, хотя государство оказывало существенное влияние на семейные отношения.

В годы реформ произошло резкое снижение этого статуса. Оказались подорванными экономические, социальные, нравственные основы семьи, что ускорило процесс девальвации семейного образа жизни, пожизненного брака, малодетности, роста престижа одиночно-холостяцкой независимости и др.

Говоря о сокращении рождаемости нельзя не сказать о том, что данный процесс сопровождается ростом внебрачных рождений. В селе же доля внебрачных рождений уже сегодня превысила этот показатель. В республике резко возросло число детей, рождающихся больными.

Не может не тревожить общественность большое количество разводов. Без преувеличения можно сказать, что происходит катастрофический рост разводов. Основными причинами разводов являются злоупотребление спиртными напитками, бытовая неустроенность супругов, супружеская неверность, проблема распределений домашних обязанностей, психологическая несовместимость. Увеличение разводов повлекло за собой значительное увеличение числа детей, оставшихся без одного из родителей. Ослабляется роль родителей в воспитании. Это происходит в силу трудовой занятости, перегруженности бытовыми проблемами, потери нравственных ориентиров, переоценки ценностей, а нередко неумения и нежелания заниматься с детьми, особенно отцов.

За последнее десятилетие еще больше обострились проблемы социального сиротства, увеличилось количество детей, брошенных родителями или отобранных у них по закону. Растет число детей, убегающих из семей вследствие жестокого обращения с ними или отсутствия взаимопонимания. Все больше появляется малолетних бомжей, бродяг, попрошаек, растет и феминизируется подростковая и детская преступность.[7]

Не могут не тревожить негативные тенденции в социокультурной сфере, системе воспитания, которые наметились в последние полтора десятилетия. Размыты идеалы и нравственные ценности, резко сокращен выпуск отечественной детской литературы и произведений искусства, экраны телевидения и кинотеатров заполнены зарубежными фильмами, зачастую пропагандирующими жестокость, насилие, порнографию, уменьшается число детских библиотек, внешкольных учреждений эстетического направления, многие из них функционируют на платной основе.[8]

В качестве первоочередных мер, стоящих перед теми, кто занимается проблемами семейных отношений, являются следующие: во-первых исследование вопросов положения семьи в современном обществе, ее функций, образа жизни и разработка конкретных рекомендаций по оказанию помощи семье, совершенствованию семейных отношений в целом; обеспечить выполнение федерального закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», добиваться выполнения правительством РФ и местными органами власти законодательства, федеральных и местных программ, направленных на оказание помощи семье, защиту прав и интересов детей; добиваться полного бюджетного финансирования на федеральном и региональном местном уровнях всей социальной инфраструктуры детства: образования, здравоохранения, культуры и отдыха.

Причины кризисного положения семей можно условно разделить на экономические и социальные. Экономические - потеря работы, невыплата заработной платы или пособий, низкий уровень оплаты труда - являются наиболее характерными. Среди социальных причин часто встречаются такие, как алкоголизм, тунеядство, противоправное поведение одного или обоих супругов. Как правило, этому сопутствует низкий культурный уровень, бездуховность, безответственность перед детьми. Ребенок, растущий в такой семье, часто неуравновешен, психологически подавлен, формирует стереотипы общественного поведения неадекватные общей социальной и культурной среде. Очень часто дети именно из таких семей - трудные дети, трудные подростки, среди которых встречаются юные правонарушители.

Наряду с психоэмоциональными и физиологическими причинами к социальным причинам распада семей специалисты относят следующие причины:

- пьянство одного из супругов. Данная причина занимает первое место среди причин распада семей и в советский период. Но тогда по этой причине разваливалось до 50% семей, сегодня по этой причине распадается 80% семей;

- несогласие с традиционным распределением ролей в семье.

- неблагоприятные жилищные и бытовые условия;

Исторически так сложилось, что основная нагрузка по ведению домашнего хозяйства выполняется женщинами. Социальная проблема заключается в том, что женщина наряду с мужчиной и наравне с ним участвует в общественном производстве. Таким образом, отвоеванное право для женщин участвовать в общественном производстве наравне с мужчиной обернулось для нее не только победой, но и поражением, так как прибавило женщине новые проблемы;

- низкий уровень культуры семейно-брачных отношений;

- повышение взаимной требовательности супругов друг к другу.

Таким образом, в реальной жизни психоэмоциональные, физиологические и социальные проблемы семьи тесно взаимосвязаны. Наряду с негативными явлениями в семейно-брачных отношениях, приводящих к распаду семей, обозначились и положительные тенденции в росте самосознания супругов. Также, надо отметить, что объективной социальной причиной ухудшения семейно-брачных отношений является и низкий уровень социальных услуг, социальной работы с семьями.

В силу социально-экономических потрясений в стране современная семья испытывает огромные трудности. Российское общество, находящееся в социально-экономическом кризисе, не в состоянии помочь и поддержать институт семьи. Не выдерживая внешнего деструктивного натиска, семья рушится.

  1. Проблемы семьи на примере учащихся «Гимназии № 33» г. Улан-Удэ.

В рамках нашего исследования необходимо упомянуть о «печальной семейной статистике» современной Бурятии. В I квартале 2017 года в Сибирском федеральном округе было зарегистрировано 25,5 тысяч браков и 20,9 тысяч разводов. Показатель Бурятии в это время показывает нам, что было зарегистрировано 1216 пар. Из этого числа развестись предпочли 857 супругов – таким образом, на 100 браков приходится 70 разводов, подсчитали в Новосибирскстате.[9]

Помимо прочего, наша печальная статистика нашей республики не отстаёт от всей России, которая по количеству разводов - первая в мире. Такие цифры прозвучали на круглом столе по проблемам семьи в Министерстве соцзащиты населения. Каждый второй брак в Бурятии заканчивается разводом. Соцопросы показали: это стало обыденным явлением. Более того, половина опрошенных рассматривают разводы как положительный момент. Но самым беззащитным и уязвимым звеном во взрослых конфликтах были и остаются дети. Сегодня была предпринята ещё одна попытка найти новые способы сохранения семей в республике.[10]

Основные причины сходны с общероссийскими показателями.
Это насилие в семье, разные взгляды на воспитание детей, пьянство или занятость одного из супругов. А главная предпосылка для быстрого распада семьи - неготовность молодых людей к вступлению в брак.

Нами с помощью анонимного анкетирования была предпринята попытка выявления столь удручающих данных. Так, было опрошено 112 учащихся 7-х классов, которые нам показали следующие результаты:

 

(1 – 2 слайды)

Данные показывают высокий степень открытости и взаимопонимания в семье, ни один из учеников не ответил в сторону негативных отношений. Подавляющее большинство считает свою семью дружным коллективом, лишь 12 ответили «не совсем дружным».

(3 слайд)

Ввиду занятости семей данный показатель распределился следующим образом, но все равно значительная часть семей собирается вместе.

(4 слайд)

Данные свидетельствует что ¼ анкетируемых любит делится впечатлениями, но помимо, семьи вместе большей части решают семейные проблемы и хозяйственно-бытовые дела.

 

  Конечно, наши семьи пребывают не без ссор, по результатам 1/3 и ¼, что является внушительным показателем на фоне других ответов. Причинами ссор является непонимание членов семьи друг друга, говоря нам о менее болезненном содержании конфликтов.  Все же, из данных диаграмм, следует заметить отсутствие злоупотребления алкоголем – один из основных показателей семейных проблем.

Способы разрешения демонстрируют нам поговорку: «не выноси ссор из избы» - члены семьи примиряются, либо находят обоюдное решение. Реакция на конфликты прямо вытекает из предыдущих ответов – дети пытаются в большинстве случаев помирить родителей. Также, обратим внимание на процент «безразличных» и «переживающих» - не лучший показатель, требующий работы психолога и улучшения семейного микроклимата.  

Таким образом, состояние «конфликтности» наших семей является вполне удовлетворительным. Семейные отношения достаточно крепкие, а процент «очень хороших» и «хороших» непомерно высок. Конечно, данные мало что могут выразить о ситуации в целом республики, но дает намного обнадеживающие показатели, в отличие от заявленных средних по нашему краю.

Заключение

Повинуясь общим тенденциям развития семейных отношений, наша республика далеко не исключение. Ей также присущ тот блок проблем сложившиеся по стране. Прежде всего это социально-экономические проблемы, порождающие насилие в семье, пьянство, разгул и т.д. Не менее значимым становится кризис духовных ценностей, уже давно нет того «ореола святости» семьи, как это было в традиционных обществах.

Пример нашей школы показывает маленькое исключение из правила, но ведь наличие этого исключения, лишь подтверждает правило. Исходя из данных анкетирования, можно заключить – ученики нашей школы живут более чем в благополучных семьях. Конечно для более объективной картины, наличие опросов и анкетирования недостаточно. Нужна работа с родителями, консультации с педагогом-психологом, наличие данных о экономическом положении семьи и т.д. Но рамки нашей работы подразумевали на примере показать семейные проблемы, через мнение самих учеников. По итогам выяснилось, что ученики нашей школы живут в семьях, которые имеют хорошие показатели «благополучия семей», отличающихся от в среднем по стране и республики Бурятия.

   

Список литературы:

1. А.И. Кравченко Обществознание. М.: Просвещение, 2009. – 134 с.

2. Бойко В.В. Любовь, семья, общество / В.В. Бойко. – М.: 2001. – 295 с.

3. Бреева Е.Б. Программа социальной работы с безработными и их семьями / Е.Б. Бреева. – М.: 2003. – 315 с.

4. Витек К.Л. Проблемы супружеского благополучия / К.Л. Витек. – М.: 2006. – 237 с.

5. Гребенников И.В. Основы семейной жизни: учебное пособие для студентов педагогических институтов / И.В. Гребенников. – М.: 2003. – 277 с.

6. Кравченко А.И. Общая социология: учеб. пособие для вузов / А.И. Кравченко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 479 с.

7. Радугин А.А. Социология: учебник / А.А. Радугин. – М.: 2006. – 268 с.

8. Синельников А.Б. Кто заинтересован в повышении рождаемости государство или семья? Семья в России / А.Б. Синельников. – М.: 2003. – 281 с.

9. Кравченко А.И. Обществознание. М.: Просвещение,2009. – 134 с.

10.  Ковалев С.В. Психология современной семьи. М.: Просвещение, 2005. – 208 с.

Интернет – источники:

  1. https://www.baikal-daily.ru/news/15/254879
  2. https://www.infpol.ru/147418-v-buryatii-katastroficheskimi-tempami-rastet-chislo-razvodov

Приложение № 1


[1] А.И. Кравченко Обществознание. М.: Просвещение, 2009. – 134 с.

[2] Бойко В.В. Любовь, семья, общество / В.В. Бойко. – М.: 2001. – 295 с.

[3] Бреева Е.Б. Программа социальной работы с безработными и их семьями / Е.Б. Бреева. – М.: 2003. – 315 с.

[4] Витек К.Л. Проблемы супружеского благополучия / К.Л. Витек. – М.: 2006. – 237 с.

[5] Гребенников И.В. Основы семейной жизни: учебное пособие для студентов педагогических институтов / И.В. Гребенников. – М.: 2003. – 277 с.

[6] Кравченко А.И. Общая социология: учеб. пособие для вузов / А.И. Кравченко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 479 с.

[7] Радугин А.А. Социология: учебник / А.А. Радугин. – М.: 2006. – 268 с.

[8] Синельников А.Б. Кто заинтересован в повышении рождаемости государство или семья? Семья в России / А.Б. Синельников. – М.: 2003. – 281 с.

[9] https://www.baikal-daily.ru/news/15/254879

[10] https://www.infpol.ru/147418-v-buryatii-katastroficheskimi-tempami-rastet-chislo-razvodov


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока на основе технологической карты по современной литературе "Быть или не быть..."(проблемы современной молодёжи на примере рассказа Л. Петрушевской "Глюк")

Данный конспект поможет учителю провести урок 8,9,10,11 классе по современной литературе.Познакомить с Петрушевской, а также одним из её рассказав "Глюк"...

Урок «Проблемы современной семьи. Уроки великого Л.Н. Толстого»

Урок «Проблемы  современной семьи.  Уроки великого Л.Н. Толстого»...

Проблемы современной семьи

информационный материал...

Статья по теме "Проблемы изучения литературы в современной школе"

В статье рассматриваются актуальные вопросы изучения литературы в школе через личностно-ценностное осмысление школьниками содержания литературных произведений. Ищутся точки соприкосновения ценностей х...

Статья на тему: «Эмоциональное состояние подростка на примере школы Енсан г. Пусан (Республики Корея) и гимназии № 33 г. Улан-Удэ (Российская Федерация).

Человеческие эмоции — огромная сила, которой подвластны не только наши мысли, но и наши действия. Они, как и чувства, воспринимаются человеком в качестве его собственны...

Статья на тему "ПРОБЛЕМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ: ШКОЛАХ, ЛИЦЕЯХ, ГИМНАЗИЯХ"

Автор: Бовина А.С., студентка магистратуры ИТМО, педагог дополнительного образования, педагог-организатор ГБОУ СОШ №547.Ключевые слова: педагогика, воспитательная работа, внеурочная деятельность старш...