Игровая программа " По лесным тропинкам" для детей младшего школьного возраста
материал
Игровая программа подготовлена с целью воспитания внимательного, бережного отношения к природе, чувства ответственности за нее. Развивает наблюдательность и мыслительную деятельность обучающихся. формирует ответственность за свои поступки.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Игровая программа «Лесная сказка»
для младших школьников.
Цель: Закрепление и уточнение знаний детей о природе.
Задачи:
Образовательные: расширять представления о лесе и его обитателях, формировать элементы экологического сознания .
Развивающие: развивать познавательную активность, обогащать словарный запас детей.
Воспитательные: воспитывать любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней.
Ведущий: Добрый день, дорогие ребята! Мы рады вас видеть на нашей игровой программе.
ИГРА «ЗНАКОМСТВО»
Тани руки вверх подняли.
Оли, Вики завизжали.
Насти, Светы помахали,
Наташи в ладоши похлопали,
Миши, Саши и Серёжи засвистели,
А Марины все присели,
Ксюши, Даши дружно мяукнули,
А Максимы немного хрюкнули.
Никита, Данил и Антон – крикните «Ой»
Лена, Юля и Андрюша – крикните «Ай»
Про кого я не сказала
И сегодня промолчала,
Как единая семья,
Давайте крикнем дружно «Я»!
Прошу тех, кто любит игры и шутки, говорить громко - Я! Итак! - Кто любит игры? - Кто любит мультики?
- Жевательные резинки?
- Стирательные резинки?
- Корзинки?
- Пирожное?
- Мороженое?
- Шоколад?
- Мармелад?
- Клад?
- А подзатыльники?
- Кто любит загорать?
- Кто любит орать?
- Купаться в грязной луже?
- Кто не моет уши?
- Петь и танцевать?
- А играть?
Ну что ж, тогда поиграем детвора.
Ведущий: Сегодня мы отправимся в путешествие по тропинкам леса, по дороге будем делать несколько остановок. Все дети примут участие в нашей программе, и мы сможем поощрить самого лучшего знатока и друга природы. И сейчас я предлагаю вам отправится путешествовать в осенний лес. И чтобы нам с вами добраться до леса я предлагаю поиграть в игру на внимание «По дороге в лес» Мы идем по дороге ( это значит что мы топаем ножками) Если мы идем по мосту ( хлопаем по коленочкам) Опавшие листья шуршат под ногами ( трем ладонь об ладонь) если закапал дождик ( хлопаем в ладоши) Светит солнышко (поднимаем ручки вверх и тянемся) Идем по дороге ( это значит что мы топаем ножками) Идем по мосту ( хлопаем по коленочкам) Опавшие листья шуршат под ногами ( трем ладонь об ладонь) Закапал дождик ( хлопаем в ладоши) Светит солнышко (поднимаем ручки вверх и тянемся) Идем по дороге ( это значит что мы топаем ножками) Опавшие листья шуршат под ногами ( трем ладонь об ладонь) Идем по мосту ( хлопаем по коленочкам) Закапал дождик ( хлопаем в ладоши) Пошел сильный ливень ( хлопки в ладоши) Светит солнышко (поднимаем ручки вверх и тянемся)
Ведущий: Мы отправляемся гости к лесным жителям и нам надо вспомнить правила вежливости. Из предложенных мною заданий выберите правило вежливости.
1.Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.
2.В лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки сплести, букеты нарвать. Подумаешь, много зелени- еще вырастет!
3.Наконец-то можно пошуметь, покричать, по-аукать и, главное, никому не мешаешь!
4.Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.
5. Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны. (Ответы детей)
Если в лес пришёл гулять, Свежим воздухом дышать, Бегай, прыгай и играй, Только, чур, не забывай, Что в лесу нельзя шуметь, Даже очень громко петь. Испугаются зверушки, Убегут с лесной опушки. Ветки дуба не ломай, Никогда не забывай Мусор с травки убирать, Зря цветы не надо рвать! Из рогатки не стрелять: Ты пришёл не убивать! Бабочки пускай летают, Ну кому они мешают? Здесь не нужно всех ловить, Топать, хлопать, палкой бить. Ты в лесу – всего лишь гость. Здесь хозяин – дуб и лось. Их покой побереги, Ведь они нам не враги! Помоги лесным зверюшкам, Приготовь для них кормушки. И тогда любой зверёк – Будь то ласка иль хорёк, Ёж лесной, речная рыба –Скажет: “Ты – мой друг! Спасибо”
Ведущий Лес – это родной дом растений, птиц, животных. Животные прислали нам свои объявления. Сейчас я их зачитаю, а вы попробуйте отгадать, кто написал объявление.
«Узнай по объявлению».
1.Приходите ко мне в гости! Адреса не имею. Свой домик ношу с собой. (Улитка)
2.Друзья! Кому нужны иглы, обращайтесь ко мне. (Еж) 3.Помогите меня разбудить весной. Приходите с медом. (Медведь)
4.Что – то очень скучно стало выть на луну одному. Кто составит мне компанию? (Волк)
5.Тому, кто найдет мой хвост! Оставьте себе на память. Я успешно ращу новый. (Ящерица)
6.Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обведу вокруг пальца. Учитывая все это, прошу называть меня по имени отчеству. Патрикеевной больше не называть. (Лиса)
7.Всем, всем, всем! У кого возникла надобность в рогах, раз в год обращайтесь ко мне. (Лось)
Ведущий: Очень много загадок у природы: не хватит всей жизни чтобы разгадать. Но ориентироваться в лесу, знать растения, грибы, насекомых, безусловно, надо ребята «Кто кем был в детстве?»
1.Медведь – могучий великан, был в детстве … медвежонком,
2.А этот хищный волк – маленьким … волчонком.
3.А хитрющая лиса- рыженьким … лисенком,
4.Длинноухий быстрый заяц в детстве был… зайчонком.
Ведущий : Впереди нас ждет болото. И чтобы его преодолеть вам необходимо пробраться по болотным кочкам. Предлагается игра по болотным кочкам. Подвижная игра « По болотным кочкам»
Ведущий: Я предлагаю отгадать вам загадки. За правильный ответ дает вам право поучаствовать в игровой программе «Поле чудес».
Сосны, елки, березы, клены
Это лес - наш друг зеленый
Добрый друг, шумит, поет.
И в прохладную тень зовет
А вы знаете, что для вас
Он загадки свои припас.
Отборочный тур для 1 тройки.
1.Дотронься летом до ствола этого дерева он прохладный даже на солнцепеке. Такое может быть только у одного дерева: ведь кора этого дерева не нагревается на солнце.( Береза) 2.В народе это дерево называют самым сладким - у него самый вкусный и душистый мед.( Липа) 3. У каких деревьев осенью листья красные?(У клена, рябины.) 4.Какое дерево на Земле самое высокое?
Ответ: Секвойя, что растет в Америке, имеет высоту 112 м; австралийский эквалипт достигает такой же высоты . С кроны этих деревьев можно заглянуть на крышу 30-этажного дома.
Ведущий . Ребята вам по описанию необходимо определить о ком идет речь.
Заяц У этого лесного жителя задние лапы сильные передних. Спит чутко, дремлет в полусне с открытыми глазами, лишь на минуту их закрывая. Во время сильных метелей и снегопадов прячется в неглубоких ямках, в кустах. Ложится в ямку со скока, поэтому поблизости не бывает следов.
Белка К зиме этот зверек утепляет свое гнездо, которое служит надежной защитой во время сильных морозов и непогоды. Гнездо свое строит в развилках веток или в дуплах деревьев. Шар из веток высоко на елках. В нем один или два выхода, а внутри стенки выставлены мхом.( Гнездо это называется гайно)
Лиса Охотится лесной житель в сумерках или ночью за птицами, зайцами, ежами. Подкрадывается к добыче незаметно, неожиданно бросается на нее и хватает острыми зубами. Любит, как кошка, поиграть с добычей. Уничтожая мышей, этот зверь приносит пользу. Во время сильных метелей и непогоды ищет убежище, сворачивается клубком и прикрывается хвостом. (Зимой можно видеть, как лиса нюхает снег. На самом деле по запаху под снегом она выслеживает мышей, быстро роет передними лапками снег и хватает добычу)
Медведь Прежде чем отправиться в зимнюю спячку, этот лесной житель путает свои следы, как заяц, петляет по бурелому, воде, скачет вбок со следа, одним словом, туда-сюда не раз пройдется.Яму, выкопанную где-нибудь под корнями дерева, выстилает травой, сухим папоротником еще до первого снега. Ложиться головой к лазу, прикрывает морду лапой и спит. В это время он пищи не употребляет, а живет за счет накопленного жира.
Как называются жилища лесных животных? у лисы (нора), у белки (дупло), у волка (логово), у медведя(берлога), у мышки (нора), у крота (нора).
Отборочный тур для 2 тройки.
1.Из какого дерева изготавливают лыжи? (Береза) 2.Какие дрова самые жаркие?(Дубовые, березовые.) 3. У какого дерева семена снабжены "парашютами"?(У тополя) 4.Какое дерево на Земле имеет самый толстый ствол?
Ответ: Баобаб, растущий в Африке, имеет ствол толщиной 9 м. За его стволом может спрятаться городской автобус. А секвойя может быть и еще толще - до 12 м.
Ведущий: Скажите ребята, а вы знаете каких видов животных больше всего на нашей планете? Эти животные обитают и в земле, и в воде, и в воздухе. (Насекомые) Участникам необходимо выбрать правильный вариант ответа
– Нос долог, голос тонок. Кто его убьёт, тот свою кровь прольёт.
- Муха
- Клещ Комар
– На лугах живёт скрипач, носит фрак и ходит вскачь.
- Кузнечик
- Блоха
- Долгоносик
– Над цветком порхает, пляшет, веерком узорным машет.
- Оса
- Бабочка
- Пчела
– В лесу у пня суета и беготня, народ рабочий весь день хлопочет.
- Пчёлы
- Муравьи
- Стрекозы
– Не моторы, а шумят, не пилоты, а летят, не змеи, а жалят.
- Жуки
- Осы
- Сверчки
Ребята, а почему наша матушка-природа распорядилась так, что на планете Земля много насекомых? (Они являются кормом для птиц)
1.Он соло пел среди ветвей,
Певца назвали… (соловей)
2.У дупла листок пришпилен
А живет здесь дядя … (филин)
3. Прячьтесь, куры! В небе ясном
Черной тенью кружит … (ястреб)
4.Кто на елке на суку,
Счет ведет: ку – ку, ку – ку? (кукушка)
5.Плотник с острым долотом
Строит дом с одним окном. (дятел)
6. Верещунья, белобока,
А зовут ее … (сорока).
Назовите зимующих у нас птиц: дятел, снегирь, воробей.
Перелётные: кукушка, скворец, стриж.
Игра «Летает – не летает».
Воспитатель произносит слова. Если он называет летающий предмет, игроки "летают" (поднимают руки). Если назван нелетающий предмет, то игроки не поднимают руки. ( ворона, сорока, воробей, кукушка, снегирь, синица, журавль, соловей, сова, дятел, лиса, волк, мышь, сурок, медведь, белка, заяц, лось, кабан, барсук.)
Отборочный тур для 3 тройки.
1.Какое дерево чаще всего высаживают в городах?(Липу, тополь) 2.У кого зимой появляется детеныш? (Медведь) 3. Какое хвойное дерево на зиму сбрасывает свои листья-иголки?(Лиственница) 4.Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок?( Клен)
Ведущий . Давайте заглянем под деревья, что там такое притаилось?
- Кто сидит на крепкой ножке
В бурых листьях у дорожки?
- Встала шапка из травы
Нет под шапкой головы (Гриб)
Нет грибов дружней, чем эти -
Знают взрослые и дети.
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу. (Опята).
Ведущий: Вот мы с вами путешествуем по лесу и вышли на грибную поляну Под опавшие листочки
Дружно спрятались грибочки
Очень хитрые сестрички
Эти желтые (лисички)
Он к поклонам не привык
Толстый, важный (Боровик)
Этот гриб нам всем знаком.
С кружевным воротником,
Он стоит на белой ножке,
Среди травки у дорожки.
Он в красивой красной шляпе
В белый модненький горох
Подарить хотел я маме,
Но она сказала "Ох!"
Хоть красив он и на вид
Но для нас он ядовит (Мухомор)
Ведущий: Назовите какие вы знаете съедобные и несъедобные грибы.(груздь, сыроежка, волнушка, рыжик, шампиньон, опенок, боровик; мухомор, поганка).
Подвижная игра «Собери грибы» Участникам на время предлагается набрать больше грибов.
Ведущий: Часто можно видеть, слышать, что где-то в лесу пожар! А ведь там животные: маленькие и большие обитатели леса. КАК ИМ НУЖНА ПОМОЩЬ! Причем она должна быть оказана в считанные минуты. Трудно приходиться тогда экологам - спасателям. Этим людям необходимы такие качества, как смелость, быстрота, ловкость, умение общаться с пострадавшими, аккуратность, точность. ( беседа) Каковы причины лесных пожаров? (молния, непотухший костер, окурок)
И сейчас мы с вами попытаемся показать момент спасения животных, птиц пожарниками, спасателями.
Представьте себе, что вы СПАСАТЕЛИ – пожарники .
На столе вырезанные буквы( представим, что это нуждающиеся в вашей помощи, обитатели леса) надо из этих букв на другом конце класса, на доске составить плакат «Берегите лес от пожара».
Ведущий: Вот сколько замечательного и удивительного мы увидели в лесу. Лес – это богатство для нашей страны. И мы должны его беречь.
Лес не только для нашей забавы,
Он – богатство нашей страны,
Все деревья в нем, ягоды, травы
Нам на пользу, друзья, взращены.
Каждый куст берегите, ребята!
Где росток ты увидишь простой,
Может вырасти дуб в три обхвата,
Березняк иль малинник густой!
А уж, сколько орехов и ягод!
Так, пожалуй, считать – не сочтешь!
Свято помни, что лес – наша радость,
Вместе с лесом и сам ты растёшь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игровых приёмов в коррекции внимания детей младшего школьного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
В статье раскрываются игровые приёмы коррекции внимания младших школьников....
Программа по ритмике для детей младшего школьного возраста
Программа по ритмике предназначена для детей 6-7летнего возраста и включена в общую программу для подготовки детей к...
Программа "Диагностика речевого развития детей младшего школьного возраста"
Логопедическая диагностика является важнейшим компонентом логопедической работы. Программа направлена на определение актуального уровня речевого развития ребёнка....
Программа воспитательной работы для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья "Ступени совершенства"
Программа воспитательной работы...
Социо-игровая технология в дополнительном образовании детей младшего школьного возраста. Занятие по теме «Пищевые цепи сообщества лугов».
Разработка занятия дополнительного образования по теме "Пищевые цепи сообщества лугов" с использованием социо-игровой технологии А.П. Ершовой, В.М. Букатова, Е. Е. Шулешко. Социо-игровая технология по...
Программа "Развитие познавательных способностей детей младшего школьного возраста с особыми образовательными потребностями"
Давыдова Н.И. Программа "Развитие познавательных способностей детей младшего школьного возраста с особыми образовательными потребностями" // 2016 г....
Конспекты к программе "Развитие познавательных способностей детей младшего школьного возраста с особыми образовательными потребностями"
Коррекционно-развивающая программа групповых занятийКонспекты к программе "Развитие познавательных способностей детей младшего школьного возраста с особыми образовательными потребностями"...