МЕТОДИКА «СПОСОБНОСТЬ САМОУПРАВЛЕНИЯ» (Н. М. ПЕЙСАХОВ)
материал (5 класс)
Методика "Способность самоуправления"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_sposobnost_samoupravleniya_n._m._peysahov.doc | 90 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИКА «СПОСОБНОСТЬ САМОУПРАВЛЕНИЯ» (Н. М. ПЕЙСАХОВ)
Для того, чтобы планировать свое дальнейшее профессиональное будущее и конкретные шаги по достижению своих целей, важно знать, что у вас есть решимость и упорство следовать своим решениям, силы не отступать перед первыми же трудностями. Перед путешествием длиною в жизнь важно оценить свои возможности правильно, изучить особенности собственного реагирования на трудности или рутину и, при необходимости, развить те качества, которые необходимы, но на данный момент недостаточно развиты.
Инструкция к тесту
Предлагаемая анкета даёт возможность узнать о способностях владеть собой в различных ситуациях. В анкете приведены две группы утверждений:
- 1. Утверждения, требующие обращения к опыту, например, п. 5. Если вы действительно часто оцениваете свои действия и поступки, стараетесь найти ответ на поставленный вопрос, то смело отвечайте «да», а если вы это делаете редко, то отвечайте «нет».
- 2. Утверждения, характеризующие ваши отношения к общепринятому мнению, например, п. 28. Если вы согласны с мнением, то отвечайте «да», а если не согласны, то отвечайте «нет». Ответ «да» обозначен «+», ответ «нет» - знаком «-».
Тестовый материал
- Практика показывает, что я верно определяю свои возможности в любой деятельности.
- Я предусмотрительный человек.
- Берусь только за то, что смогу довести до конца.
- Обычно хорошо представляю, что нужно сделать, чтобы добиться задуманного.
- Постоянно пытаюсь найти ответ на вопрос «Что такое хорошо и что такое плохо?».
- Прежде чем сделать окончательный шаг, я взвешиваю все «за» и «против».
- Всегда отдаю себе отчет в том, что со мной происходит.
- Непредвиденные препятствия не мешают мне довести дело до конца.
- У меня не хватает терпения долго разбираться в том, что не решается сразу.
- В своих поступках и делах не люблю заглядывать далеко вперед.
- Редко задумываюсь о главных целях своей жизни.
- Отсутствие продуманных планов не мешает мне добиваться хороших результатов.
- Часто затрудняюсь сказать, того ли я достиг, чего хотел.
- На выбор моих решений влияют не поставленные цели, а настроение в данный момент.
- Мне часто кажется, что целый час или два исчезли неизвестно куда.
- Тот, кто считает необходимым исправлять все допущенные промахи, не замечает, как совершает новые.
- Когда нужно разбираться в сложной обстановке, чувствую прилив энергии и сил.
- Я четко представляю свои жизненные перспективы.
- Умею отказываться от всего, что отвлекает меня от цели.
- В своих поступках и словах следую пословице: «Семь раз отмерь, один — отрежь».
- Уделяю много времени тому, чтобы понять, с каких позиций надо оценивать свои действия.
- В своих действиях я успешно сочетаю риск с осмотрительностью.
- Необходимость проверять самого себя стала моей второй натурой.
- Когда у меня портятся отношения с людьми, могу их изменить.
- Как правило, мне бывает трудно выделить главное в сложившейся ситуации.
- Жизнь показывает, что мои прогнозы редко сбываются.
- Люди, которые всегда четко знают, чего хотят, представляются мне слишком рациональными.
- Удача сопутствует тому, кто не планирует заранее, а полагается на естественный ход событий.
- Мне не хватает чувства меры в отношениях с близкими.
- Меня угнетает необходимость принимать срочные решения.
- Обычно мало слежу за своей речью.
- Некоторые свои привычки я охотно бы изменил, если бы знал, как это сделать.
- Что я хочу и что должен делать — вот предмет моих постоянных раздумий.
- Заранее знаю, каких поступков можно ожидать от людей.
- Обычно с самого начала четко представляю будущий результат.
- Пока не сложился в голове четкий, конкретный план, не начинаю серьезного разговора.
- У меня всегда есть точные ориентиры, по которым я оцениваю свой труд.
- Я всегда учитываю последствия принимаемых мной решений.
- Внимательно слежу за тем, понимают ли меня во время споров.
- Я готов снова и снова заниматься совершенствованием уже законченной работы.
- Сколько ни анализирую свои жизненные трудности, не могу достичь полной ясности.
- Жизнь так сложна, что я считаю пустой тратой времени предвосхищать ход событий
- Следование однажды поставленной цели очень обедняет жизнь.
- Считаю, что планируй, не планируй, а обстоятельства всегда сильнее.
- В последнее время ловлю себя на том, что придаю большое значение мелочам, забывая о главном.
- Мне обычно не удаётся найти правильное решение из-за большого количества возможных вариантов.
- В ссорах не замечаю, как «выхожу из себя».
- Сделав дело, предпочитаю не исправлять даже явные просчёты.
Ключ к методике Пейсахова
В приложение к методике созданы бланки для ответов, куда испытуемый заносит знаки согласия («+») и несогласия («-»)с утверждениями. Эти бланки по структуре расположения пунктов соответствуют ключу, разработанному для удобства обработки данных каждого испытуемого.
Образец для заполнения
Ответы на вопросы (N) | Баллы | |||||||
1 | 17 | 33 | 9 | 25 | 41 |
| ||
2 | 18 | 34 | 10 | 26 | 42 |
| ||
3 | 19 | 35 | 11 | 27 | 43 |
| ||
4 | 20 | 36 | 12 | 28 | 44 |
| ||
5 | 21 | 37 | 13 | 29 | 45 |
| ||
6 | 22 | 38 | 14 | 30 | 46 |
| ||
7 | 23 | 39 | 15 | 31 | 47 |
| ||
8 | 24 | 40 | 16 | 32 | 48 |
|
По ключу вся совокупность пунктов методики делится на две части: положительную (верхняя часть бланка) и отрицательную (нижняя часть бланка). В положительной части ключа за каждый ответ «+» к общему результату по звену, а также к суммарному результату по ССУ прибавляется 1 балл. В отрицательной части балл прибавляется за каждый ответ «-» .
В ключе пункты расположены так, что удобно подсчитывать по горизонтали результат по каждому звену, а затем общий результат по ССУ.
К тесту прилагается локальная оценочная шкала, позволяющая количественные результаты перевести в качественные.
Расчет значений. Обработка результатов
Подсчитать количество ответов «да» и «нет» в первой строке (см. контрольную карточку), найти сумму; затем — количество ответов «да» и «нет» во второй строке, найти сумму и т. д.
Бланк контрольной карточки
| Результат, баллы | Наименование этапов самоуправления | Оценка уровня самоуправления по шкале | ||||||||
Да | Нет | ||||||||||
1 | 17 | 33 | 9 | 25 | 41 | Анализ противоречий | |||||
2 | 18 | 34 | 10 | 26 | 42 | Прогнозирование | |||||
3 | 19 | 35 | 11 | 27 | 43 | Целеполагание | |||||
4 | 20 | 36 | 12 | 28 | 44 | Планирование | |||||
5 | 21 | 37 | 13 | 29 | 45 |
| Критерий оценки качества |
| |||
6 | 22 | 38 | 14 | 30 | 46 |
| Принятие решения |
| |||
7 | 23 | 39 | 15 | 31 | 47 |
| Самоконтроль |
| |||
8 | 24 | 40 | 16 | 32 | 48 |
| Коррекция |
| |||
|
|
|
|
|
| Общая сумма | Общая способность самоуправления |
|
Пример обработки контрольной карточки
|
Результат, баллы | Наименование этапов самоуправления | Оценка уровня самоуправления по шкале | |||||||||||
Да (+) | Нет (+) | |||||||||||||
1+ | 17- | 33- | 9- | 25+ | 41- | Z1=1+2=3 | Анализ противоречий | средний | ||||||
2- | 18+ | 34+ | 10+ | 26+ | 42+ | Z2=2+0=2 | Прогнозирование | Ниже среднего | ||||||
3+ | 19+ | 35+ | 11- | 27+ | 43- | Z3=3+2=5 | Целеполагание | Выше среднего | ||||||
4- | 20- | 36+ | 12- | 28- | 44+ | Z4=1+2=3 | Планирование | средний | ||||||
5 | 21 | 37 | 13 | 29 | 45 | Z5= | Критерий оценки качества |
| ||||||
6 | 22 | 38 | 14 | 30 | 46 | Z6= | Принятие решения |
| ||||||
7 | 23 | 39 | 15 | 31 | 47 | Z7= | Самоконтроль |
| ||||||
8 | 24 | 40 | 16 | 32 | 48 | Z8= | Коррекция |
| ||||||
|
| Общая сумма | Общая способность самоуправления |
|
Психодиагностическая шкала
Показатели | Уровни способности самоуправления | ||||
Низкий | Ниже среднего | Средний | Выше среднего | Высокий | |
Мужчины Σобщ. | 0 – 13 | 14 – 22 | 23 – 31 | 32 – 40 | 41 |
Женщины Σобщ. | 0 – 11 | 12 – 21 | 22 – 30 | 31 – 39 | 40 |
Σi - этапы | 0 – 1 | 2 | 3 – 4 | 5 | 6 |
Определить общую способность к самоуправлению
Σобщ. = Σ1 + Σ2 + Σ3 + … Σ8;
Затем Σобщ. сравнить с психодиагностической шкалой, учитывая свою половую принадлежность.
При этом все возможные результаты делятся по пяти градациям: низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий; для каждого из этих уровней обозначены граничные значения (по звеньям и по общей ССУ).
Психодиагностическая шкала
| низкий | ниже среднего | средний | выше среднего | высокий |
Звенья | 0 - 1 | 2 -3 | 4 - 7 | 8 -9 | 10 |
Общая ССУ | 0 -19 | 20 -36 | 37 -50 | 51 -65 | 66 -80 |
Если результаты анкетирования лежат в правой части шкалы, то в целом система самоуправления у данного человека имеется, однако в этом случае существует опасность того, что данный человек слишком расчётлив и рационален, что ему не хватает эмоций. Об этом стоит подумать, следует понаблюдать за собой, проанализировать свои поступки и действия с точки зрения уравновешивания рационального и эмоционального.
Если результаты анкетирования легли в зоне низких оценок, то у данного человека ещё нет целостной системы самоуправления, а сформированы лишь отдельные звенья. Скорее всего, такой человек сильно переживает свои неудачи, но дальше этого не идёт. У него эмоциональная оценка преобладает над рациональным анализом, т.е. полноценный цикл самоуправления в этом случае даже не начинается, а поэтому и не формируется.
Чтобы лучше узнать о сформированности отдельных этапов системы управления, сравните свои результаты с цифрами, приведёнными в шкале и определите степень развития каждого из восьми звеньев процесса самоуправления. Все они оцениваются по одной шкале от 0 до 6 баллов. Посмотрите, какие из этих восьми звеньев развиты хорошо, а какие слабо. Подумайте над этим и решите, что нужно делать дальше, как развить у себя способность прогнозировать, планировать, контролировать и т.д. До сих пор речь шла о первой стадии развития системы самоуправления, о её горизонтальной структуре.
Создание вертикальной организации системы самоуправления является целью второй стадии развития. Человек должен научиться сознательно и целенаправленно изменять всю иерархию форм своей активности: общение, поведение, деятельность, переживания. Это можно осуществить последовательно, начиная с нижнего этажа, - с чувств и эмоций. Возможны и другие пути, например, можно начинать совершенствование способности управлять собой с того, что лучше получается, к чему есть устойчивый интерес.
Интерпретация
Способность к самоуправлению включает следующие этапы:
- Анализ противоречий или ориентировка в ситуации - это психическая деятельность субъекта самоуправления, результатом которой является субъективная модель ситуации.
- Прогнозирование - это умственная деятельность субъекта самоуправления, результатом которой является еще одна модель-прогноз. Он основан на анализе прошлого и настоящего.
- Целеполагание - выступает как умственная деятельность субъекта самоуправления, а ее результатом является субъективная модель желаемого, должного. В основе целеполагания лежит прогноз. Это переход от предположения вероятности произвести изменение к предположению о возможных результатах.
- Планирование – умственные действия субъекта самоуправления, их результат-модель средств достижения цели - план, как система средств и последовательности их применения.
- Принятие решения – переход от плана к действиям, возможности в реальность. Это самоприказ: приступить к делу.
- Критерии оценки – выступают как результат всей системы отношений личности к другим людям, к себе, своим возможностям, самооценки субъекта. Субъект решает, какими должны быть показатели, которыми будут оцениваться успехи в реализации плана.
- Самоконтроль – сбор информации о том, как идет выполнение плана в реальном общении, поведении, деятельности.
- Коррекция – изменения реальных действий, общения и поведения, а также системы самоуправления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика создания и развития системы школьного самоуправления
Методика создания и развития системы школьного самоуправления ...
Методика создания и развития системы школьного самоуправления
Методика создания и развития системы школьного самоуправления ...
Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе.
В помощь классному руководителю....
Методика уровня самоуправления в классе
Методика уровня самоуправления в классе...
Методика уровня самоуправления в классе
Методика уровня самоуправления в классе...
Опыт работы органов ученического самоуправления Детской Школьной Организации «Исток» в развитии интереса и способностей обучающихся к коллективной и индивидуальной работе
Выступление старшей вожатой МАОУ СОШ № 27 на МО старших вожатых на тему «Опыт работы органов ученического самоуправления Детской Школьной Организации «Исток» в развитии интерес...
Анкета по методике Щеблановой Е.И._Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей
Анкета по методике Щеблановой Е.И._Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей...