История бумаги
статья (8 класс)
В Древней Руси писали на бересте (верхнем слое берёзовой коры). Точнее, не писали, а прорезывали буквы костяной или металлической палочкой — писалом. Много таких грамот найдено в новгородских землях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_bumagi.docx | 18.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Потребность обмениваться информацией и оставлять письменные свидетельства о своей жизни сущест-вовала у человека всегда. Древние люди рисовали на скалах быков и оленей, на которых они охотились. Но рисунки, сделанные углём или глиной, смывало дождём. Тогда первобытные художники стали выбивать силуэты животных на скалах острым камнем. Прошли тысячи лет, а скалы по-прежнему хранят следы жизни давно исчезнувших племён.
Однако долбить камень — удовольствие сомнительное. Со временем человек стал использовать для записи пластичную глину. Письменность на глине (не рисунки, а похожие на буквы значки и пиктограммы) появилась более пяти тысяч лет назад. Её считают достижением шумерской цивилизации, которая существовала на территории современного Ирака. Шумеры выдавливали знаки на табличках из сырой глины тростниковой палочкой, заострённой «клином». Отсюда и название — клинопись. Большие документы из десятков глиняных «страниц» хранились в ящиках. Можно представить, как тяжело доставались знания шумерским ученикам, если им приходилось таскать ящики с глиняными «учебниками».
В Египте в начале третьего тысячелетия до н.э. научились делать почти настоящую бумагу из высокого травянистого растения — папируса. От слова «папирус» произошло название бумаги в некоторых языках: papier — во французском и немецком, paper — в английском, papel — в испанском. Растение считалось царским, потому что пучок его листьев похож на лучи солнца — бога Ра, а срез трёхгранного стебля имеет форму пирамиды.
Европейцы, прежде всего греки и римляне, придумывали свои способы записи. Сменив много различных носителей (свинцовые листы, костяные пластинки и т.д.), начиная с VII века до н.э. они записывали тексты на деревянных дощечках, покрытых слоем воска. На податливом воске писали, как и на глине, острой палочкой — стилусом. Тексты и рисунки легко стирались его обратным тупым концом — никакой грязи «в тетрадках». Кстати, слово «тетрадь» произошло от скреплённых по четыре штуки таких дощечек («тетра» в переводе с греческого — четыре). Образцы античных «школьных тетрадей» дошли до нашего времени. На одной из них твёрдой рукой учителя начертано: «Будь прилежен, мальчик, чтобы тебя не выдрали». И ученик прилежно переписал эту мудрую мысль четыре раза.
У всех существовавших до бумаги «носителей информации», конечно, были недостатки. Глина не годилась для больших текстов из-за своей тяжести. Надписи на воске недолговечны. Папирус со временем темнел и ломался. А когда хитрые египтяне ввели запрет на вывоз папируса за границу, греки вспомнили, что в Персии для письма издревле использовался дефтер — высушенные шкуры животных. Кстати, в турецком и родственных ему языках слово «дефтер» и сейчас означает тетрадь.
Первыми переняли древнюю технологию жители греческого города Пергама. Они усовершенствовали процесс выделки шкур и во II веке до н.э. начали производство пергамента. Процесс этот был чрезвычайно дорогим и трудоёмким: шкуру промывали, удаляли самый грубый и жёсткий волос, несколько дней вымачивали в известковом растворе, очищали, сушили и вычёсывали. Затем натягивали на деревянные рамы и мездрили, то есть отделяли от кожи мездру (подкожную клетчатку). После этого шкуру шлифовали, натирали мелом и выглаживали пемзой.
Новый материал был прочным и долговечным, не темнел, не пересыхал, не трескался и не ломался. И главное, его можно было использовать много раз. Благодаря пергаменту до нас дошли древнейшие документы, которым (в отличие от папируса) время не нанесло непоправимого ущерба. Например, в сохранившемся молитвеннике Х века учёные обнаружили несколько слоёв записей, сделанных вдоль и поперёк, стёртых и зачищенных. Сейчас с помощью рентгена документ почти расшифрован, и в нём обнаружился древнейший трактат самого Архимеда! Кстати, книги, написанные на пергаменте, называют палимпсестами (от греческого слова palimpsēston — рукопись, писанная на пергаменте по смытому или соскобленному тексту.).
В странах Юго-Восточной Азии тоже перепробовали много способов сохранения текстов. Например, их выжигали на узких бамбуковых пластинах и скрепляли шнурами в «бамбуковые книги». Но такие книги занимали много места, а шнуры перетирались. Писали на шёлке, но он был слишком дорог. Использовали и более дешёвый носитель — листья пальм, которые сшивали затем в «книгу». Кстати, бумажный лист современной книги называется так в память о своём пальмовом прототипе.
Наконец, китайский император Лю Чжао, неудовлетворённый ни одним способом записи текстов, приказал найти им достойную замену. Чиновники крепко озаботились, и один из них — Цай Лунь — придумал-таки ту самую бумагу, способ производства которой со времени её изобретения (в 105 году н.э.) почти не изменился. По методу Цай Луня в качестве сырья можно было использовать древесные волокна, солому, траву, мох, тряпьё, паклю и даже растительные отходы.
Некоторые историки утверждают, что Цай Лунь подсмотрел процесс изготовления бумаги у бумажной осы. Эта оса строит гнёздо из бумаги, которую делает сама, пережёвывая и смачивая клейкой слюной волокна древесины. Но даже если сам способ «изобрели» осы, Цай Лунь первым подметил, расшифровал и сумел применить его.
Обе Америки — Северная и Южная, — отрезанные океаном от Евразии, создавали свои способы письменности. Коренные народы Южной Америки в XI—XVI веках придумали узелковое письмо «кипу» (quipu в переводе с языка индейцев кечуа означает узел). Их «послания» состояли из верёвок, к которым привязывали ряды шнурков. Смысл кипу зависел от типа и числа узелков, цвета и количества нитей, их расположения и переплетения. И хотя узелковый метод письменности в том или ином виде был в ходу в разных уголках Земли, его принято считать изобретением инков.
Индейские племена Северной Америки записывали информацию, нанизывая на шнуры небольшие раковины. Этот вид письменности назывался «вампум» — от индейского слова wampam (сокращённое от wampumpeag) — белые бусы. Переплетения шнуров образовывали полоску, которую обычно носили как пояс. Комбинируя цветные ракушки и рисунки на них, индейцы передавали от одного племени к другому целые послания.
В Древней Руси писали на бересте (верхнем слое берёзовой коры). Точнее, не писали, а прорезывали буквы костяной или металлической палочкой — писалом. Много таких грамот найдено в новгородских землях.
Слово «бумага» пришло в русский язык, предположительно, из итальянского (bambagia — хлопок). Своя бумага появилась на Руси к концу XVI века. В 1720 году Пётр I издал указ о строительстве фабрик по производству бумаги по всей стране: «…повелеть во всём государстве, во всякой губернии учинить бумажные заводы и под те заводы выбрать места на реках…»
На стендах музея можно увидеть самые разные растения, из которых делают бумагу — от сахарного тростника до болотной тины. Да-да, в 1920—1930-х годах в Новосибирске работала фабрика, где бумагу делали из водорослей. К сожалению, такого образца музею найти не удалось.
Один из залов выставки «Многоли-кая бумага» рассказывает о проблемах переработки бумаги. Дело в том, что бумажное производство наносит вред окружающей среде. Во-первых, потому, что основным сырьём для бумаги служит древесина, а во-вторых, в технологии её производства используется много химических веществ, которые вместе с водой попадают в почву и водоёмы. Безвредной может считаться лишь бумага ручного производства, например рисовая, конопляная, японская васи или локта, изготовляемая в странах Юго-Восточной Азии.
Целый зал выставки представляет бумагу как предмет творчества. Оказывается, из этого необычайно выразительного и податливого материала можно создать массу интересных вещей.
Древнее японское искусство оригами особо представлять не надо. Его основной принцип — правильно понять схему сборки и сложить изделие, соблюдая все пропорции. Существует ещё киригами, когда изделия вырезают из сложенного в несколько раз листа бумаги.
Сделать бумагу объёмной позволяет бумагопластика. В ней используется цветная бумага, подобная тонкому ватману, а также тонкая, полупрозрачная, ярко окрашенная декоративная бумага ручного производства.
В бумажной живописи бумага заменяет краску. Чтобы создать живописное полотно, кусочки специальной разноцветной бумаги «ханди» вырывают из размоченного в нужных местах листа и накладывают слоями.
Бумагокручение, или квилинг (см. «Наука и жизнь» № 11, 2009, с. 90), позволяет создавать ажурные, словно кружевные, композиции из тонких, скрученных особым образом полосок бумаги.
Декупаж — декорирование вырезками из бумаги различных предметов: коробок, рамок, ваз, ламп, мебели путём наложения одинаковых картинок друг на друга с помощью скотча и клея.
Выставка «Многоликая бумага» заставила заглянуть в глубь веков и задуматься о дне сегодняшнем. В набирающем обороты XXI веке, когда книги не читают, а больше слушают, когда общаются друг с другом через интернет или по мобильному телефону, не стоит забывать о бумаге. Пишите и рисуйте на ней, читайте то, что на ней написано, творите из неё! И ещё: разговор (и компьютерная переписка, кстати!) проходит, как ветер, а то, что написано или нарисовано на бумаге, остаётся будущим поколениям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.»
урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" предназначен для учащихся 1-4 классов коррекционной школы VIII вида. Урок "Мозаика из рваной бумаги.Птицы" развивает мелкуюмоторику, мышление,...
презентация "Как делают бумагу или история одной ёлочки"
Данная презентация поможет при прохождении темы о производстве бумаги в 4-5 классе (переплетно-картонажное дело) как дополнительный материал....
Классный час «История бумаги»
Материал будет полезен учителям и воспитателям, работающим с детьми младших классов....
Урок трудового обучения "Работа с бумагой «Изготовление елочной гирлянды из полос цветной бумаги»"
Урок для обучающихся 1 класса с нарушениями интеллектаТип урока: урок-практикумЦель: научить изготавливать ёлочную гирлянду из полос цветной бумаги.Задачи:ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: формировать умения работать ...
Конспект урока технологии 3класс "Рисуем бумагой по бумаге..."
Знакомство с нетрадиционной техникой работы с бумагой "Айрис-фолдинг"...
Урок на тему "Работа с бумагой. История возникновения и обработка"
Урок на тему "Работа с бумагой. История возникновения и обработка"...
Конспект урока по труду (Технология) 5 класс. Работа с бумагой. История возникновения и обработка.
Конспект урока по труду (Технология) 5 класс. Работа с бумагой. История возникновения и обработка....