Использование ИТО в процедурах оценивания качества обучения
статья
Внедрение системы тестирования в общеобразовательных учебных заведениях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Использование ИТО в процедурах оценивания качества обучения | 22.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья
«Использование ИТО в процедурах оценивания качества обучения»
Учитель МБОУ «Ляминская СОШ» Н.Г.Шалагина
Цель применения ИТО (информационных технологий обучения) состоит в формировании информационной культуры обучаемых, не сводящейся лишь к умениям в области обработки информации, а подразумевающей всестороннее развитие личности обучаемого.
Внедрение системы тестирования в общеобразовательных учебных заведениях, широкое распространение многочисленных сертификационных циклов в системе профессиональной подготовки – это те основные факторы, которые способствовали росту интереса к возможностям информационных технологий по оцениванию качества обучения.
Но в качестве неотъемлемого требования, предъявляемого к любой процедуре оценивания, необходима гарантия того, что использующиеся методы оценки адекватно отражают уровень достижения целей изучения учебного курса, приобретения соответствующих знаний, умений и навыков, развития личностных качеств обучаемых.
Особенности качественных и количественных подходов к оцениванию, методика измерения его результатов, наконец, использование различных технических средств довольно долго находятся в центре внимания отечественной педагогической науки. В исследованиях и нормативных документах последних лет представлены четкие требования к используемым заданиям, критериям оценивания, разработаны методики контроля качества обучения и соответствующие технологические процедуры.
Оценивание, по сути дела, сводится к изучению какого-либо образца поведения человека, полученного в некоторый фиксированный момент времени. Основной вопрос: насколько представительным является данный образец поведения оцениваемого человека, поскольку именно на его основе делаются выводы о его статусе – достижениях, потенциале и способностях, интеллекте и мотивации.
Для проведения оценивания в первую очередь необходимо понимать, с какой целью выполняется оценивание и кто оценивается. Это очень важно, поскольку на одном и том же материале в ходе тестирования можно оценивать обученность или обучаемость, реакцию учащихся, поведение в сложной обстановке, эффективность использующихся методических приемов, наконец, значимость самого теста.
В частном случае, для процесса обучения, оценивание ставит своей целью получение оценки, содержащей как качественные, так и количественные показатели работы обучаемого.
Критериально-ориентированное оценивание опирается на явно сформулированные цели и задачи изучения учебного курса и позволяет определить, в какой степени испытуемые овладели идентифицированными компонентами. В этом типе оценивания критерии усвоения задаются заранее.
Нормативно-ориентированное оценивание используется в тех случаях, когда необходимо ранжировать достижения в выбранной группе обучаемых, определяя количество достигнувших определенного балла в течение некоторого времени. Соответствующие тесты широко применяются не только для оценивания хода и результатов обучения, но и для оценки интеллектуальных способностей. Естественно, что соответствующие показатели для ранжирования могут устанавливаться, исходя из конкретного контекста процедуры оценивания: одно и то же значение показателя интеллектуального развития может характеризовать высокий результат для одной группы и средний или даже низкий – для другой.
Для оценивания результатов учебно-познавательной деятельности используются различные функциональные подходы, которым можно придать следующий смысл: диагностический – для идентификации сильных и слабых сторон; обобщающий – для получения итоговой оценки в конце работы с единицей изучения. Однако на практике в процедуре оценивания первый подход зачастую выступает в качестве подчиненного. Например, результаты, полученные в ходе диагностического оценивания (контрольная работа) могут учитываться в обобщающем и т.д. Современные представления о сущности диагностики обучения связывают с ней не только проверку знаний, умений и навыков обучаемых, но и возможность рассмотрения полученных результатов в связи со способами их достижения. Анализ данных диагностирования позволяет выявлять тенденции, прогнозировать дальнейший ход учебно-воспитательного процесса и, в конце концов, эффективно управлять им.
В контексте применения в процедурах оценивания ИТО основной акцент делается на педагогическое тестирование – совокупность методических и организационных мероприятий, обеспечивающих разработку педагогических тестов, подготовку и проведение стандартизованной процедуры измерения уровня подготовленности испытуемых, а также обработку и анализ результатов.
Разработка педагогических тестов ведется с должным методическим обоснованием их применения и обработки результатов тестирования, с учетом основных психолого-педагогических принципов обучения. Задания в тестах должны быть подобраны таким образом, чтобы можно было проверить основные уровни усвоения обучаемыми знаний. Напомним, что к их числу относят:
1) знание основных понятий и определений изучаемой темы;
2) понимание и умение применять полученные знания при решении типовых задач;
3) умение анализировать различные ситуации, находить решения нестандартных задач;
4) умение обобщать изученный материал, устанавливать связи с ранее изученными темами.
Этим уровням соответствуют определенные разновидности тестовых заданий. Тесты с заданиями закрытого типа, содержание которых сопровождается несколькими занумерованными вариантами ответа, а испытуемому предлагается выбрать номер (номера) правильного ответа, могут использоваться для проверки разных уровней усвоения: выбор одного правильного ответа из нескольких предложенных соответствует уровням 1 и 2; выбор нескольких правильных ответов из предложенного списка – уровням 2 и 3. Задания открытого типа, в которых испытуемому предлагается самостоятельно указать правильный ответ без указания возможных вариантов ответа, пригодны для проверки всех уровней усвоения знаний.
Если учащимся младших классов, изучающим правописание гласных после шипящих, предлагается вписать пропущенную букву, то речь идет о 1-м уровне. Но в тесте может быть представлена нестандартная задача, вопрос или задание (без указания возможных вариантов ответа), позволяющие оценить усвоение изученного материала на 3-м и 4-м уровнях. В естественнонаучных областях это может быть и расчетная, и качественная задача, ответ которой должен быть однозначным. Вот пример очень просто формулируемой задачи из области занимательной астрономии*. На полюсе солнце полгода находится над горизонтом, полгода же – под горизонтом. А луна? Ответ очень прост: полмесяца. Но для того чтобы его получить, нужно очень хорошо представлять себе положение плоскости эклиптики, орбиты и взаимное расположение небесных тел в динамике. Более сложно подготавливать тестовые задания 3-, 4-го уровней для гуманитарных дисциплин. Но и это вполне возможно. Вспомним каверзные вопросы из телевизионной передачи «Умники и умницы» на сопоставление различных исторических фактов, также предполагающие вполне конкретные ответы.
Применение ИТО позволяет педагогу привлечь новые и улучшить традиционные методы оценивания, гарантирует качественное выполнение процедуры оценивания. (Педагоги явно ощущают недостатки традиционной системы контроля, которые вполне очевидны и являются во многом продолжением ее достоинств.)
Устный опрос достаточно универсален и его реализация, на первый взгляд, не представляет никаких проблем. Однако он может быть только выборочным и не давать педагогу возможности проверить знания всех обучаемых, а в случае слабых ответов иногда превращается в своеобразное выяснение отношений. Тестовый контроль в такой ситуации имеет явные преимущества, позволяя без особых затрат времени опросить всех обучаемых по всем темам изучаемой дисциплины и способствуя повышению рентабельности образования за счет экономии времени преподавателей. Такая форма контроля как экзамен в силу субъективности педагогов часто не позволяет обоснованно оценить уровень знаний обучаемых, а тестовый контроль достаточно универсален и может использоваться как в средней школе, так и в высшей. Преимущество тестового контроля состоит в том, что он является научно обоснованным методом эмпирического исследования и позволяет преодолеть субъективные оценки знаний обучаемых.
Автоматизированное тестирование.
Предметные тесты. Говоря об эффективности информационных технологий для организации процедуры оценивания на основе педагогических тестов по определенным предметам, или предметных тестов, ведут речь об использовании вопросов с набором вариантов возможного единственного ответа – тесты типа MCQ (англ. Milti Choice Question, т.е. вопрос с множественным выбором). Но может потребоваться применение и других вариантов опроса, например, необходимость допускать многократные ответы, ввод текста, чисел в фиксированном или в свободном формате, когда сравнение введенного ответа с эталоном ведется по так называемым ключевым словам.
Автоматизированные тесты типа MCQ представляют достаточно эффективный метод массовой проверки уровня фактических знаний за относительно короткое время. Однако педагоги должны понимать ограниченность возможностей подобного тестирования. Это касается, в первую очередь, использования тестов MCQ для оценки знаний, умений и навыков, связанных с продуктивной деятельностью обучаемого, поскольку подобное тестирование способно выполнить оценку лишь на уровне узнавания или воспроизведения изученных ранее объектов. Но это не отрицает возможности тестов для объективной проверки качества обучения в ходе диагностического и обобщающего тестирования, разумеется, при условии использования большого количества продуманных вопросов с таким количеством вариантов, которое бы поставило в затруднительное положение тех обучаемых, которые рассчитывали угадать ответ.
Современные контролирующие программы обычно не знают ограничений, связанных с необходимостью использования формул (математика, химия и др.): в этих случаях используются или специальные символы, или в текст вопроса включаются графические объекты.
Структурирование вопросов и адаптивные тесты. Автоматизированное тестирование может основываться на различных алгоритмах предъявления вопросов испытуемому, в том числе и на изменяющих ход опроса в зависимости от успешности ответов.
Современные контролирующие системы способны адаптироваться и к неверным ответам, предъявляя в этом случае так называемые наводящие вопросы или даже вопросы, содержащие подсказку. Такие функции превращают подобную систему уже в обучающую. Естественно, что алгоритм экзамена или обучения должен быть запрограммирован заранее, так, чтобы с помощью одной и той же программы на одной и той же базе данных с вопросами можно было реализовать и контроль, и обучение. Для наполнения таких систем от преподавателя требуется большая работа по структурированию вопросов: сложный вопрос в случае неверного ответа должен предъявляться в несколько приемов, с тем чтобы даже более длинным путем, но подвести обучаемого к правильному ответу.
Главное преимущество адаптивного теста перед традиционным – его эффективность. Адаптивный тест может определить баллы экзаменуемого с помощью меньшего количества вопросов, иногда уменьшая длину теста на 60 %, это – главная причина, по которой следует отдавать предпочтение адаптивным тестам.
Критериально-ориентированные тесты. Для объективной оценки достигнутого качества обучения, в том числе и при работе с обучающими программами, особый интерес представляют критериально-ориентированные тесты. Проект отраслевого терминологического стандарта Центра тестирования определяет критериально-ориентированный тест как частный случай теста, предназначенного для абсолютного, т.е. персонального, тестирования, позволяющий оценить, преодолел ли испытуемый определенный порог усвоения учебного материала. При этом результаты тестирования сравниваются с некоторым заранее заданным критерием уровня подготовленности. Таким образом, речь идет не столько о самих тестах, сколько об интерпретации тестовых результатов.
Учет преподавателем при выставлении оценки такой творческой, продуктивной деятельности может положительно повлиять на стремление обучаемых более основательно изучить соответствующую дисциплину, проявить свою самостоятельность и инициативность, наконец, продемонстрировать уровень владения современными информационными технологиями.
Без адекватной оценки качества обучения и развития обучаемых трудно говорить о сбалансированном учебном курсе. Использование различных информационных технологий расширяет возможности оценивания и создает условия для организации оперативной обратной связи в ходе процесса обучения. Однако, рассматривая применение ИТО как части общей стратегии, нельзя ограничивать их место лишь проведением автоматизированных тестирований.
Список литературы
1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. – М., 1994.
2. Беспалько В. П. Программированное обучение (дидактические основы). – М., 1970; Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. – М., 1984.
3. Буравлев А. И., Переверзев В.Ю. Выбор оптимальной длины педагогического теста и оценка надежности его результатов // Дистанционное образование. - 1999. - № 2.
4. Владимиров В.Н., Урусов Н.А. О возможностях компьютеризованного тестового контроля: Компьютер и историческое знание. – Барнаул, 1994. – С. 179.
5. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 192 с.
6. Майоров А. Н. Тесты школьных достижений: Конструирование, проведение, использование. – СПб., 1997.
7. Переверзев В.Ю. Критериально-ориентированные педагогические тесты для итоговой аттестации студентов. – М., 1999.
Источники Internet
8. Зимина О.В., Кириллов А. И. Рекомендации по созданию электронного учебника. Академия XXI век. http:/'/www.academiaxxi.ru/'meth_papers/ А O_recom_t.htm
9. Матрос Д. Ш. Информационная модель школы // Электронный журнал «Педагогические и информационные технологии». – 2001. – № 1. http://scholar.urc.ac.ru/ped_journal/numeral/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование мультимедийных технологий для повышения качества обучения
Эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия. Использование мультимедийных средств обучения д...
Новый подход к оцениванию качества обучения по биологии
Модульно - рейтинговая система применительно к уроку биологии...
"Использование интерактивных упражнений для повышения качества обучения английскому языку" (Обобщение работы по теме самообразования)
У многих возникают сложности в описании своего педагогического опыта работы. Надеюсь мой вариант будет кому-то полезен. Опыт работы над темой самообразования представлен в виде презентации с описанием...
"Использование интерактивных упражнений для повышения качества обучения английскому языку" (Обобщение педагогического опыта)
В работе отражена актуальность, новизна, научная обоснованность, результативность и оптимальность испотльзования интерактивных упражненйи на уроках английского языка. Описан опыт работы с ресурсом ...
Мастер – класс «Современные подходы к оцениванию качества обучения учащихся по химиии»
Рабочие материалы и презентация мастер-класса...
Использование Интернет-ресурсов для повышения качества обучения французскому языку.
Список интернет-ресурсов, которые могут быть использованы при обучении французскому языку....
"Использование результатов оценочных процедур (ЕГЗ, ОГЭ, Всероссийских проверочных работ, национальных исследований качества образования, международных сопоставительных исследований и других) в повышении качества образования".
Формирование системы оценки качества образования является одним из ключевых приоритетов развития образования в Российской Федерации. Все более широкое признание получает тот факт, что измерение учебны...