НОД по обучению грамоте "Звук и буква У"
план-конспект
Знакомство со звуком и буквой У, упражнение в произнесении звука, выделение звука в словах, названиях предметов и картинок; определение его места в слове, развитие слухового внимания и памяти.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.84 КБ |
![]() | 1.07 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по обучению грамоте с использованием ИКТ.
Тема: «Звук и буква У».
Задачи:
- Знакомство со звуком и буквой У, упражнение в произнесении звука, выделение звука в словах, названиях предметов и картинок; определение его места в слове, развитие слухового внимания и памяти.
- Развитие любознательности и познавательной мотивации; развитие воображения и творческой активности;
- Реализация самостоятельной творческой деятельности детей при «превращении» звука «У».
- Обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи при ответах на поставленные вопросы; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности.
- Развитие мимических мышц лица, развитие крупной и мелкой моторики обеих рук.
- Развитие самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
Оборудование: компьютер, колонки; презентация в power point, индивидуальные зеркала, тетради для индивидуальной работы, символ звука, картинка с артикуляцией звука, предметные картинки, названия которых содержат звук У; буква У; простые и цветные карандаши.
Ход:
Орг. момент. (Дети сидят на стульчиках, перед ними на компьютере открытая презентация)
- Ребята, сегодня мы с вами будем продолжать учиться слушать и слышать. И к нам в гости кто-то придет, он будет с нами общаться и играть, и его помощником будет наш компьютер. Сядьте поудобнее, и слушайте внимательно. Самый внимательный догадается, с каким звуком мы будем сегодня знакомиться (в презентации включается первый ролик со звуком ветра, на экране картинка ветра). Скажите, какой звук вы слышите? (Ответы детей). Хорошо. А теперь? (включен ролик с воем волков, картинка с волком.) Услышали какой-нибудь звук?- ответы детей. Кто-нибудь догадался, о каком звуке мы будем говорить? (ответы детей).
Основная часть:
- Да, ребята, вы угадали, сегодня у нас в гостях звук «У». Давайте посмотрим на нашего гостя. (На экране появляется картинка с графическим изображением-символом звука.) Это уже знакомый нам человечек, посмотрите на его губы, они как будто вытянуты в трубочку. Если смотреть на человечка и его губы, то можно угадать звук, который он произносит. И сейчас я предлагаю вам вспомнить звуки, с которыми мы уже познакомились. А поможет нам в этом знакомый мальчик. ( А, О, Э, и У)
Возьмите зеркальца и посмотрите на себя, когда вы произносите звук У. (дети произносят звук У, на экране появляется картинка с изображением артикуляции звука). Обращаем внимание, губы вытянуты в трубочку. Язычок спокойно лежит, звук поется, преграды нет, он не спотыкается, значит это звук гласный, и обозначать мы его будем красным.
(На экране изображение нотки, заборчика и красного квадрата.)
наш гость – звук У приготовил нам много интересных игр. И вот первая из них. Игра называется «Певцы».
Я в нашем хоре буду солисткой. Я буду громко петь гласные звуки, а вы мне подпевать, но уже тише, как эхо.
А, У, АУ, АОУ, АОА, УА, АУА.
- Замечательно, мы с вами сейчас попели, а когда людям нравится выступление, то они хлопают в ладоши. Мы с вами сейчас тоже похлопаем в ладоши нашему звуку У.
Игра называется «Аплодисменты». Хлопаем, когда услышим звук У. Помним о том, что звук можно не только на слух определить, но и увидеть по губам.
У, а, и, у, к, Т, п, у. Та-по-ту-ры-ду-ма-су. Утка, удочка, мука, сук, рука.
- Молодцы, замечательно мы с вами похлопали нашему звуку У.
-Какое же следующее задание придумал звук? Давайте посмотрим на экран компьютера. Звук снова просит поиграть с ним.
-У нас с вами снова игра, называется она «Найди меня». Звук решил сыграть с нами в прятки, он затаился в наших картинках. Перед нами есть «паспорт» слова, нам надо определить, где же находится звук - в начале, середине или конце. (Дети выставляют под картинкой квадрат в схеме слова, соответствующий месту звука). На магнитной доске.
Молодцы, верно отыскали звук, и он просит у нас передышки, смотрите, на экране у нас изображена переменка! А это значит, что пора немного отдохнуть.
Физкультминутка
Встали ровно, улыбнулись
К потолку все потянулись,
Справа руку дали другу,
Влево все пошли по кругу.
Отпустили руки, встали.
Сели-встали, сели-встали,
Руки вверх, вперед и вниз,
Покружись, остановись.
Головой ты покачай,
И тихонько снова встань.
Руки, ноги мы размяли
И нисколько не устали.
- Ну, вот мы с вами и отдохнули, а пока мы отвлеклись, на нашем экране появилось новое задание. Смотрите-ка, в нашем экране кто-то что-то зарыл. Давайте найдем что это.
Игра «Клад» Звук У оказывается уже до нас побывал в группе и что-то здесь где-то спрятал. Что же это такое? Оглядитесь по сторонам, может среди всего вам знакомого и изученного есть и незнакомое. (КАРТИНКА С БУКВОЙ У у доски)
- Действительно, это буква У. Ребята, скажите, а почему у нас тут появилась буква У, у нас же был звук У в гостях? (Ответы детей, что звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем и читаем.) Давайте решим, на что похожа буква У (варианты детей).
«У» - сучок в любом лесу,
Ты увидишь букву «У».
Удобная буква,
Удобно в ней то,
Что можно на букву
Повесить пальто.
«У» - это длинные заячьи уши,
Как хорошо ими шорохи слушать.
- А из каких элементов состоит буква У? (Из двух палочек) Скажите, а куда смотрит буква У? (смотрит влево).
- Что же нам теперь приготовила наша гостья? Ух ты, это же печатная машинка, буква просит вас написать её с помощью ваших пальцев.
РИСУЕМ В ВОЗДУХЕ ПАЛЬЧИКАМИ, А ЗАТЕМ ТОЛЬКО ГЛАЗКАМИ)
Игра « Печатная машина».
Напечатанные листы уже готовы. Буква У предлагает ее нарядить в нарядное платье. А вот каким цветом оно будет, решать вам? (КРАСНЫМ, ПОТОМУ ЧТО ГЛАСНЫЙ).
Буква У предлагает вам в приготовленном тексте найти все буквы У и зачеркнуть их.
(РАБОТА НА ЛИСТКАХ).
- Ну, вы настоящие машинисты! Раз вам все под силу, У просит вас отгадать загадку.
Я вырос на грядке, характер мой гадкий.
Куда ни приду, всех до слез доведу. (ЛУК)
- Я предлагаю немного поколдовать и превратить это слово во что-нибудь интересное и необычное. Игра «Волшебные превращения»
Попробуйте произнести каждый звук в этом слове отдельно. А теперь заменим каждый звук в слове цветными квадратиками, то есть зашифруем его. И это я предлагаю вам сделать самостоятельно.
- готовы? Проверяем, первый звук вы обозначили… красным? Нет, а почему? (НА ЭКРАНЕ СХЕМА)
- Замечательные получились у вас превращения, зашифрованное слово, вы настоящие волшебники!
А это значит, что вы запомнили букву У и ее образ.
- посмотрите на экран, она просит вас создать свой образ с помощью любого строительного материала.
Игра «Песочный строитель».
Итог:
Ребята, вы сегодня так старались, так хорошо трудились и были умничками, что буква У, уходя к другим детям в гости, оставила вам прощальный подарок - ФЕЙЕРВЕРК! ( на экране изображение фейерверка).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Игра «Певцы»
ИГРА «Аплодисменты»
игра «Найди меня»
У Буква У. На дереве я сук найду, и это будет буква У.
Игра «Печатная машинка»
Игра «Волшебные превращения»
Игра «Строитель»
Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/28/picture-355966-1385652072.jpg)
Открытый урок английского языка во 2-ом классе по теме"Обучение чтению гласной буквы Е в закрытом слоге"
Разработанный урок английского языка во 2 классе определяется целями государственной политики в сфере образования. Внедрение нового ФГОС требует от учителя особого подхода в разработке...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/26/picture-82838-1356534712.jpg)
Обучение интонации и буквам французского алфавита
Данное пособие поможет вам правильно обучить детей буквам французского алфавита. т.к. у них будет возможность неоднократного повторени. Удачно подобранные упражнения по интонации научат детей не толко...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/02/picture-188956-1359782606.jpg)
Урок русского языка для учащихся подготовительного класса. Обучение письму элементов букв.
Данный урок разработан для учащихся подготовительного класса специальной (коррекционной) школы VIII вида. Основные задачи урока - профилактика нарушений письма у дошкольников с ОВЗ, так как эти наруше...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/23/picture-463458-1677156352.jpg)
Конспект урока по обучению грамоте (чтение) Буква Й, й звук й. 1 класс
Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе (Азбука Н. В. Нечаева, К. С. Белорусец)...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/24/picture-1120925-1551015501.jpg)
Логопедическое пособие по обучению грамоте "Гласные буквы (игра с прищепками)"
Цель - учить обучающихся с ОВЗ обозначать гласные звуки буквами, находить одинаковые буквы. Содержит 20 карточек для работы с основными гласными и набор прищепок....