Конспект урока по обучению грамоте (чтение) Буква Й, й звук й. 1 класс
план-конспект урока по литературе на тему
Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе (Азбука Н. В. Нечаева, К. С. Белорусец)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_urok_y.docx | 87.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок обучения грамоте
Тема урока: Звук [й], буква Йй. Чтение слов. Звуковой и звукобуквенный анализ слов.
Класс: 1
УМК: Н.В. Нечаева, К. С. Белорусец «Азбука», система Л. В. Занкова
Тема урока | Звук [й], буква Йй. Чтение слов. Звуковой и звукобуквенный анализ слов |
Цель урока (учебная, развивающая, воспитательная) |
|
Тип урока | Комбинированный урок |
Основные термины и понятия для изучения | Речь: устная и письменная, звуки гласные и согласные, звуки твердые и мягкие, буква- графическое изображение звука, звуковая схема, слово-предложение. |
Оборудование | Интерактивная доска, компьютер, схема звуков русского языка, индивидуальные кассы букв и слогов, наборы звуковых схем. |
Формы работы | Работа в парах, в группе, фронтальная работа |
Методические приемы мотивации обучения | Стимулирование интереса к учебе- «Удивляй»-на 1 этапе урока, «Читаем», «Ассоциативная схема. Понятия»- на 2 этапе урока |
Методические приемы проверки домашнего задания | «Узнай меня (звук)» |
Межпредметные связи | Русский язык, музыка |
Этап урока | Время, мин. | Приёмы и методы | Содержание деятельности |
Организация начала урока | 1 | «Удивляй» | Стихотворение |
Мотивация учебной деятельности | 2 | Словесно-дедуктивный | Анализ пословицы, практическая связь с жизнью |
Проверка домашнего задания | 5 | Упражнение | Дидактическая игра «Узнай звук» |
Актуализация опорных знаний | 10 | Частично-поисковый, наглядно-индуктивный | Эвристическая беседа, составление ассоциативной схемы, работа в парах |
Изучение нового материала | 10 | Частично-поисковый, словесно-традуктивный | Чтение слов, анализ, сравнение, поиск закономерности, обобщение, вывод |
Первичная проверка усвоения знаний | 5 | Частично-поисковый, практико-дедуктивный | Индивидуальная работа по карточкам, работа со схемами |
Первичное закрепление знаний | 5 | Частично-поисковый, практико-дедуктивный | Работа с книгой, поиск ответа на проблемный вопрос |
Контроль и самопроверка знаний | 5 | Частично-поисковый, практико-традуктивный | Работа в группах с заданиями разной степени сложности. |
Подведение итогов урока. Рефлексия | 2 | «Подведем итоги» | Упражнение, направленное на формирование самооценки первоклассников |
Информация о домашнем задании | 0 | Домашнее задание в 1 классе не задается |
Ход урока:
I. Организационный момент
Учитель: Как-то раз осенним утром
Кто-то заглянул в мое окно
На ладони появилось рыжее пятно.
Это солнце заглянуло- будто руку протянуло,
Тонкий лучик золотой
И, как с первым лучшим другом,
Поздоровалось со мной.
-Ребята, сегодня, как впрочем, и всегда, в нашем классе тепло, солнечно, уютно. Благодаря нашему хорошему настроению, радостным, лучезарным улыбкам, добрым сердцам.
2. Мотивация учебной деятельности
Учитель: Давайте сегодня, на уроке обучения грамоте, мы постараемся зажечь как можно больше огоньков знаний.
3.Формулирование темы и цели урока.
У: Посмотрите на доску и назовите предметы, которые на ней изображёны.
(На доске расставлены в ряд картинки с изображением майки, чайник, гайки, лайка, чайка.)
У: Постарайтесь запомнить их в указанном порядке. А сейчас закройте глаза.
(Учитель в это время делает в ряду предлагаемых картинок перестановку.)
У: Откройте глаза. Расскажите, как располагались картинки первоначально, как они располагаются сейчас, что изменилось.
Д: (Ответ даёт один ученик.) Первоначально картинки стояли так: майка, чайник, гайка, лайка чайка. Сейчас они расположены так: чайка, лайка, гайка, чайник, майка. Поменялись картинки с изображением чайник и лайка, майка и чайка.
У: Назовите новый для вас звук, который вы услышали в словах, и сформулируйте 1 часть темы нашего сегодняшнего урока.
Д: В каждом слове встречается звук [й], значит, первая часть нашей темы сегодняшнего урока «Звук [й]».
У: Рассмотрите изображения букв, выделите одну из них по трём признакам и сформулируйте 2 часть нашего урока.
(На доске буквы: а, о, и, у, Й, ё, ы)
Д: Я предлагаю исключить букву й. Она одна заглавная, все остальные строчные; она одна согласная, все остальные гласные; эту букву мы не изучали, а с остальными знакомы.
У: А теперь сформулируйте тему урока полностью.
Д: Тема сегодняшнего урока «Звук [й] и буква, которая его обозначает».
Д: Цель нашей работы такова:
- познакомиться с новым звуком и новой буквой;
- учиться отличать новые звук и букву от других звуков и букв;
- учиться читать слоги, слова и предложения с новой буквой.
Физминутка.
4.Знакомство с новым звуком.
У: Что за скрежет? Что за звон?
Дом на рельсах тут как тут,
Всех умчит он в пять минут.
Ты садись и не зевай,
Отправляется … Трамвай подъехал.
У: Произнесите слово трамвай, выделяя в нём последний звук.
Д: Трамва-й-й.
У: Назовите выделенный звук.(ЗЕРКАЛО)
Д: Это звук [й].
У: Произнесите несколько раз звук [й]. Что происходит с губами и языком при его произношении?
Д: При произношении звука [й] губы раскрыты не широко. Между зубами образуется небольшая щель. Середина язычка касается нёба.
У: Произнесите звук [й] ещё раз. Определите, как проходит воздух через горлышко при его произнесении; как образуется этот звук: твёрдо или мягко. Сделайте необходимые выводы.
Д: При произнесении звука [й] воздух встречает преграду, препятствие. Значит, он согласный. При его произнесении слышится голос и шум Звук [й] произносится мягко, значит, он мягкий.
У: Охарактеризуйте коротко звук [й].
Д: Звук [й] согласный, мягкий.
Лечит маленьких детей, лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит добрый доктор…Айболит
У: Айболит послушал ваши рассуждения, сделанный вами вывод и сказал мне, что в характеристике звука [й] требуется кое-что уточнить. Он предлагает, чтобы уточнение вы внесли сами. Айболит просит вас назвать слова, в которых звук [й] был бы твёрдым.
(Дети называют слова со звуком [й].)
У: Вы назвали много слов со звуком [й], но среди них нет ни одного слова, в котором этот звук был бы твёрдый. Я тоже таких слов не знаю. Какой мы можем сделать вывод?
Д: Звук [й] согласный, всегда мягкий.
5. Знакомство с новой буквой.
Был страшно злой этот сказочный герой,
Айболита в костер он бросал
C Танечкой и Ванечкой расправиться мечтал.
Но потом он стал добрей,
И даже полюбил детей. (Бармалей)
Бармалей спрашивает, звук Й повсюду летает, а какой буквой он обозначается на письме
Д: Это буква «Й краткое».
У: Бармалей спрашивает, а в какой домик мы поместим букву Й?
Д: Букву Й поместим в синий домик, потому что звук ,который она обозначает согласный.
У: А как вы думаете, почему букву так назвали?
Д: При произношении произносим коротко [й].
У: Буква Й официально была введена в Азбуку в 1735 году. Однако, у звука [й] и буквы и-краткое есть тайна- история их появления в русском языке. А так как вы уже знакомы с этой буквой, то её тайну можете разгадать самостоятельно.
( работа в парах по карточкам): прочитайте слова, измените данные слова так, чтобы появился звук [й]. Этот текст напечатан и на интерактивной доске.
Ученики вслух называют получившиеся
слова. Учитель открывает их на доске.
Учитель: что заметили?
Ученики: звук [й] получается из звука [и].
Учитель: вы правы. Буква и-краткое называется так потому, что составлена она была из буквы И, над котрой писали значок, который называли «кратка»-И с краткой. А потом и стали называть И-краткое.
У: Букву Й зовут «Й кратким».
Й как И в твоей тетрадке.
Чтобы Й не путать с И,
Сверху галочку пиши.
Физкультминутка
Я чайник — ворчун
Я чайник — ворчун, хлопотун, сумасброд, (Шагаем на месте.)
Я всем напоказ выставляю живот, (Руки на пояс, повороты туловища влево-вправо.)
Я чай кипячу, клокочу и кричу: (Хлопаем в ладоши.)
— Эй, люди, я с вами чай пить хочу! (Прыжки на месте.)
Работа с учебником стр. 34 №1
-Послушай и допиши букву. Прочитаем что получилось.
Доктор Айболит любит месяц года, о котором спрашивалось во 2 предложении.
Какой это месяц? (май)
Звукобуквенный разбор слова май.
Входят сказочные персонажи –пятиклассники: Айболит и Бармалей (музыка)
Добрый доктор я, лечу зверей,
Не справился с ним даже Бармалей.
А мы не просто так пришли,
Мы вам буквы принесли.
Работа в группах: по выбору
Бармалей: НАЙДИТЕ ЛИШНЮЮ БУКВУ м р и й
Айболит: СОСТАВЬТЕ ИЗ БУКВ СЛОВО (Айболит)
-Вот спасибо помогли, а мы отправляемся в Африку.(музыка)
Стр. 34 №3 чтение 1 столбика. Укажите гласные
Чтение 2 столбика. Укажите все мягкие согласные.
Чтение 3 столбика . Укажите все твердые согласные.
IX. Подведение итогов. Рефлексия.
Учитель: «Мир освещается солнцем, а человек знанием». Ваших знаний сегодня стало больше?
Ученики: да. Сегодня мы познакомились с новой буквой И-краткое и звуком -[й]- согласный, звонкий, мягкий, непарный, который она обозначает.
Учитель: Оцените свою работу сегодня на уроке. Если вы считаете, что вы сегодня работали очень хорошо, ваше солнце знаний стало светить еще ярче- поднимите большое солнышко, если у вас что-то не получилось на уроке ли вы что-то не поняли или не запомнили- поднимите маленькое солнышко.
-Как светло, тепло стало в нашем классе от ваших добрых сердец и хорошей работы на уроке. Завтра мы продолжим путешествовать вместе с нашей Азбукой, вновь будем разгадывать ее тайны, узнавать новое.
Благодарю за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по обучению грамоте в 1 классе "Изучение звука и буквы Х"
Тема: Изучение звука и буквы Хх. Выделение звука в слове, с опорой на картинки. Образование и чтение открытых и закрытых слогов. Соотнесение звука и буквы.Задачи: Познакомить со звуком и буквой ...
Серия конспектов уроков по обучению грамоте в 1 классе школы VIII вида
Уроки составлены по образовательной программе для учащихся 0 (подготовительного) и 1-4 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида (для детей с нарушени...
Конспект урока по обучению грамоте (письмо) в 1 классе С(К)ОШ VIII вида "Звук В"
конспект урока по обучению грамоте в 1 классе (письмо)...
Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе С(К)ОШ VIII вида
Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе(чтение) С(К)ОШ VIII вида "Звук и буква В"...
Конспект урока по обучению грамоте 1 класс "Разделительный ь"
Данный конспект урока разроботан в сответствии требований ФГОС для учащихся 1 класса....
Конспект урока по обучению грамоте в 1-м классе (письмо)
обучение грамоте — это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текс...