Конспект занятия «От безответственности до преступления один шаг»
план-конспект

Новикова Марина Викторовна

 

 Цель занятия  «От безответственности до преступления один шаг»: показать взаимосвязь между безответственностью и противоправными поступками.

Задачи: способствовать формированию правовой культуры подростков; учить давать оценку сложившейся ситуации; подвести воспитанников к выводу о том, как поведение человека влияет на его жизнь и жизнь окружающих.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие на тему: «От безответственности до преступления один шаг»

Цель: показать взаимосвязь между безответственностью и противоправ-

ными поступками.

Задачи: способствовать формированию правовой культуры подростков;

учить давать оценку сложившейся ситуации;

подвести воспитанников к выводу о том, как поведение человека

влияет на его жизнь и жизнь окружающих.

Ход мероприятия:

1. Введение в тему.

- Здравствуйте ребята. Сегодня мне бы хотелось вместе с вами обсудить проблему подростковой безответственности, которая часто ведет к совершению правонарушений и преступлений.

- «От тюрьмы и от сумы не зарекайся!» - это суровое предупреждение пришло в наш быт из прошлого. Оно напоминает о самых неблагоприятных поворотах судьбы. Ведь путь за решётку не только злостных преступников, но и людей, не знающих удержу в выпивке. Сколько случаев, когда человек напился, ударил, заснул, а очнулся в камере.

- Именно в годы юности подросток сам протаптывает тропинку к высокому забору с колючей проволокой. Не успев ещё узнать радости жизни, он уже в кабинете у следователя, с трудом осознавая, что наступает ответственность. Не папина, не мамина, а его ответственность.

- «Не знал, не думал, не хотел», этот лепет нам часто приходиться слышать. А это уже безответственность. Поэтому одна из наших задач – предупредить Вас об опасностях игры с законом.

2. Работа с качествами ответственного и безответственного человека.

- Прежде всего, хотелось бы поговорить о том, что значит ответственность, и какой он, безответственный человек.

- А для этого предлагаю дорисовать два шаблона, которые я вывесила на доске. Один из них – шаблон солнца. Он будет символизировать ответственного человека. Другой – шаблон тучи, он будет символизировать безответственного человека.

- На столе качества тех и других. Каждый из вас будет брать по листочку и определять, что это – солнечный лучик или хмурая тучка.

Качества:

(-) безволие, лень, ненадежность, трусость, несамостоятельность, эгоизм, безнравственность, двуличность;

(+) сознательность, сильная воля, честность, порядочность, правдивость, трудолюбие, законопослушность, настойчивость, упорство.

- Молодцы, вы правильно назвали качества ответственного и безответственного человека. А как вы думаете, эти качества врожденные или

приобретенные?

- Конечно, никто не рождается безответственным или ответственным человеком. Эти качества человек приобретает в ходе воспитания и самовоспитания.

3. Работа с понятиями «ответственность» и «безответственность».

- А теперь давайте заглянем в словарь. Как он определяет слово «ответственность»?

- Ответственность – волевое качество, проявляющееся в поступках человека.

Ответственный человек адекватно отвечает за то, что ему поручено, может взять на себя ответственность, имеет развитое чувство долга.

- Что является показателем безответственности?

- А вот показателями безответственности являются:

1) нежелание и неумение принимать решения;

2) состояние постоянной лени и бессилия;

3) неумение думать о других людях;

4) нежелание отвечать за свои поступки;

5) невозможность предсказать последствия своих поступков как для себя так и для других.

- Ребята, как вы думаете, могут ли эти качества привести к большим жизненным проблемам?

4. Обсуждение историй.

- А теперь давайте разберём истории противоправных поступков ваших ровесников и подумаем, какие качества безответственного человека привели героев истории на скамью подсудимых.

История 1.

- Несовершеннолетние Н. и Е. встретили ночью на улице гражданина К., без всякой на то причины избили его, причинив гражданину К. вред здоровью средней тяжести. По делу было установлено, что мотивом избиения стали неприязненные отношения, ранее сложившиеся между несовершеннолетним Н. и гражданином К. Несовершеннолетние Н. и Е. были осуждены по подпункту «а» ст. 213 УК РФ – хулиганство.

(Несовершеннолетние Н. и Е. – группа лиц – совершили хулиганство, т. е. грубое нарушение общественного порядка, сопровождающееся применением насилия к гражданину К. Они посягали на его здоровье, т. к. нанесен вред здоровью средней тяжести).

- Ребята, какие качества личности сформированы у несовершеннолетних? (Безволие, злопамятность, безнравственность, двуличие...)

История 2.

- Выпускник детского дома, студент 2 курса профессионального лицея. Систематически пропускает занятия, ведет разгульный образ жизни, злоупотребляет спиртными напитками, портит государственное имущество в общежитии лицея. Конфликтует с преподавателями лицея и воспитателями общежития. Администрация лицея долго закрывала глаза на поведение юноши, пыталась призвать его к совести, довести до выпуска. Однако молодой человек поведения своего не исправил, наоборот, завел знакомство с ребятами из неблагополучных семей, требовал денежных выплат, положенных сироте. В итоге – после исполнения 18 лет юноша был отчислен из состава студентов.

- Какие качества сформированы у данного подростка? (Лень, несамостоятельность, эгоизм, безнравственность).

- Что бы вы посоветовали ему в сложившейся ситуации?

История 3.

- Студентка 1 курса педагогического колледжа. Сирота. Хотела поступить только в педагогический колледж. Поступила. Со второго месяца учебы стала пропускать занятия, ходить к матери, ведущей аморальный образ жизни. Стала пропадать на несколько дней, выпивать. Её доставили в отделение полиции в нетрезвом виде. Поведение девушки рассматривалось на заседании КДН и ЗП. Несмотря на это, девушка талантлива: у нее хорошо развито актерское мастерство, она хорошо рисует, мастерски читает стихи. Администрация колледжа доверила ей защищать честь колледжа на муниципальном этапе конкурсе чтецов. За время подготовки девушка делала вид, что готовится к конкурсу. Однако, в день испытаний она не пришла, мало того – отключила телефон и пропала на два дня.

- Какие качества личности проявлены в данной ситуации? (Лень, ненадежность, несамостоятельность, эгоизм, безнравственность, двуличность).

- Ребята, как вы видите, безответственный человек – не хозяин своей жизни и судьбы. Он беспомощен во всех начинаниях, ничего из задуманного он не в состоянии воплотить, у него нет друзей, потому что он может подвести в любой момент, он легко идет на нарушения закона, потому что безволен и не в состоянии предусмотреть последствия своих поступков.

5. Игра «Паровозик».

- А теперь давайте поиграем в игру «Паровозик». Не забыли ещё, как в неё играть? Тогда под музыку на игру – становись! (выстраиваемся «паровозиком»)

- Я предлагаю всем закрыть глаза. Ваша задача – идти туда, куда вас ведет «машинист». Это будет тот, кто стоит в колонне первым. Он будет под звуки поезда водить вас по комнате. Все готовы? Тогда – поехали! (Идет игра. По ходу игры несколько раз меняем «машинистов»).

6. Анализ игры.

- В какой роли вам было интересно?

- В какой роли было трудно?

- Как вы чувствовали себя в разных ролях?

- Когда кто-то принимал решение куда двигаться, что он чувствовал?

- Когда вас с закрытыми глазами ведут неизвестно куда, что вы чувствовали?(Ответы детей)

7. Подведение итогов.

- Да, ребята, люди безвольные и безответственные в жизни сидят и ждут «доброго волшебника», который «прилетит в голубом вертолете» и решит за них все проблемы – но это далеко не так. Каждый из вас выбирает свой путь в жизни.

- Ребята, как вы думаете степень ответственности – это личное дело каждого. Так ли это? (Ответы детей)

- Человек не может отвечать за всё. Он не может отвечать за то, что другой человек не выполнил своих обязанностей, но за свои поступки должен отвечать каждый.

- Друзья, вы в начале дороги своей большой жизни. Вам жить и творить, создавать свои семьи и растить своих будущих детей. Пусть цитата из Уолта Уитмена, американского поэта, поможет вам понять: «Ни я, ни кто другой не может пройти эту дорогу за вас, вы должны пройти её сами!» И пройти, разумеется, по-человечески достойно, грамотно, живя по закону: «Разумно, полезно для себя и приятно для других».

 



Предварительный просмотр:

Занятие на тему: «От безответственности до преступления один шаг»

Цель: показать взаимосвязь между безответственностью и противоправ-

ными поступками.

Задачи: способствовать формированию правовой культуры подростков;

учить давать оценку сложившейся ситуации;

подвести воспитанников к выводу о том, как поведение человека

влияет на его жизнь и жизнь окружающих.

Ход мероприятия:

1. Введение в тему.

- Здравствуйте ребята. Сегодня мне бы хотелось вместе с вами обсудить проблему подростковой безответственности, которая часто ведет к совершению правонарушений и преступлений.

- «От тюрьмы и от сумы не зарекайся!» - это суровое предупреждение пришло в наш быт из прошлого. Оно напоминает о самых неблагоприятных поворотах судьбы. Ведь путь за решётку не только злостных преступников, но и людей, не знающих удержу в выпивке. Сколько случаев, когда человек напился, ударил, заснул, а очнулся в камере.

- Именно в годы юности подросток сам протаптывает тропинку к высокому забору с колючей проволокой. Не успев ещё узнать радости жизни, он уже в кабинете у следователя, с трудом осознавая, что наступает ответственность. Не папина, не мамина, а его ответственность.

- «Не знал, не думал, не хотел», этот лепет нам часто приходиться слышать. А это уже безответственность. Поэтому одна из наших задач – предупредить Вас об опасностях игры с законом.

2. Работа с качествами ответственного и безответственного человека.

- Прежде всего, хотелось бы поговорить о том, что значит ответственность, и какой он, безответственный человек.

- А для этого предлагаю дорисовать два шаблона, которые я вывесила на доске. Один из них – шаблон солнца. Он будет символизировать ответственного человека. Другой – шаблон тучи, он будет символизировать безответственного человека.

- На столе качества тех и других. Каждый из вас будет брать по листочку и определять, что это – солнечный лучик или хмурая тучка.

Качества:

(-) безволие, лень, ненадежность, трусость, несамостоятельность, эгоизм, безнравственность, двуличность;

(+) сознательность, сильная воля, честность, порядочность, правдивость, трудолюбие, законопослушность, настойчивость, упорство.

- Молодцы, вы правильно назвали качества ответственного и безответственного человека. А как вы думаете, эти качества врожденные или

приобретенные?

- Конечно, никто не рождается безответственным или ответственным человеком. Эти качества человек приобретает в ходе воспитания и самовоспитания.

3. Работа с понятиями «ответственность» и «безответственность».

- А теперь давайте заглянем в словарь. Как он определяет слово «ответственность»?

- Ответственность – волевое качество, проявляющееся в поступках человека.

Ответственный человек адекватно отвечает за то, что ему поручено, может взять на себя ответственность, имеет развитое чувство долга.

- Что является показателем безответственности?

- А вот показателями безответственности являются:

1) нежелание и неумение принимать решения;

2) состояние постоянной лени и бессилия;

3) неумение думать о других людях;

4) нежелание отвечать за свои поступки;

5) невозможность предсказать последствия своих поступков как для себя так и для других.

- Ребята, как вы думаете, могут ли эти качества привести к большим жизненным проблемам?

4. Обсуждение историй.

- А теперь давайте разберём истории противоправных поступков ваших ровесников и подумаем, какие качества безответственного человека привели героев истории на скамью подсудимых.

История 1.

- Несовершеннолетние Н. и Е. встретили ночью на улице гражданина К., без всякой на то причины избили его, причинив гражданину К. вред здоровью средней тяжести. По делу было установлено, что мотивом избиения стали неприязненные отношения, ранее сложившиеся между несовершеннолетним Н. и гражданином К. Несовершеннолетние Н. и Е. были осуждены по подпункту «а» ст. 213 УК РФ – хулиганство.

(Несовершеннолетние Н. и Е. – группа лиц – совершили хулиганство, т. е. грубое нарушение общественного порядка, сопровождающееся применением насилия к гражданину К. Они посягали на его здоровье, т. к. нанесен вред здоровью средней тяжести).

- Ребята, какие качества личности сформированы у несовершеннолетних? (Безволие, злопамятность, безнравственность, двуличие...)

История 2.

- Выпускник детского дома, студент 2 курса профессионального лицея. Систематически пропускает занятия, ведет разгульный образ жизни, злоупотребляет спиртными напитками, портит государственное имущество в общежитии лицея. Конфликтует с преподавателями лицея и воспитателями общежития. Администрация лицея долго закрывала глаза на поведение юноши, пыталась призвать его к совести, довести до выпуска. Однако молодой человек поведения своего не исправил, наоборот, завел знакомство с ребятами из неблагополучных семей, требовал денежных выплат, положенных сироте. В итоге – после исполнения 18 лет юноша был отчислен из состава студентов.

- Какие качества сформированы у данного подростка? (Лень, несамостоятельность, эгоизм, безнравственность).

- Что бы вы посоветовали ему в сложившейся ситуации?

История 3.

- Студентка 1 курса педагогического колледжа. Сирота. Хотела поступить только в педагогический колледж. Поступила. Со второго месяца учебы стала пропускать занятия, ходить к матери, ведущей аморальный образ жизни. Стала пропадать на несколько дней, выпивать. Её доставили в отделение полиции в нетрезвом виде. Поведение девушки рассматривалось на заседании КДН и ЗП. Несмотря на это, девушка талантлива: у нее хорошо развито актерское мастерство, она хорошо рисует, мастерски читает стихи. Администрация колледжа доверила ей защищать честь колледжа на муниципальном этапе конкурсе чтецов. За время подготовки девушка делала вид, что готовится к конкурсу. Однако, в день испытаний она не пришла, мало того – отключила телефон и пропала на два дня.

- Какие качества личности проявлены в данной ситуации? (Лень, ненадежность, несамостоятельность, эгоизм, безнравственность, двуличность).

- Ребята, как вы видите, безответственный человек – не хозяин своей жизни и судьбы. Он беспомощен во всех начинаниях, ничего из задуманного он не в состоянии воплотить, у него нет друзей, потому что он может подвести в любой момент, он легко идет на нарушения закона, потому что безволен и не в состоянии предусмотреть последствия своих поступков.

5. Игра «Паровозик».

- А теперь давайте поиграем в игру «Паровозик». Не забыли ещё, как в неё играть? Тогда под музыку на игру – становись! (выстраиваемся «паровозиком»)

- Я предлагаю всем закрыть глаза. Ваша задача – идти туда, куда вас ведет «машинист». Это будет тот, кто стоит в колонне первым. Он будет под звуки поезда водить вас по комнате. Все готовы? Тогда – поехали! (Идет игра. По ходу игры несколько раз меняем «машинистов»).

6. Анализ игры.

- В какой роли вам было интересно?

- В какой роли было трудно?

- Как вы чувствовали себя в разных ролях?

- Когда кто-то принимал решение куда двигаться, что он чувствовал?

- Когда вас с закрытыми глазами ведут неизвестно куда, что вы чувствовали?(Ответы детей)

7. Подведение итогов.

- Да, ребята, люди безвольные и безответственные в жизни сидят и ждут «доброго волшебника», который «прилетит в голубом вертолете» и решит за них все проблемы – но это далеко не так. Каждый из вас выбирает свой путь в жизни.

- Ребята, как вы думаете степень ответственности – это личное дело каждого. Так ли это? (Ответы детей)

- Человек не может отвечать за всё. Он не может отвечать за то, что другой человек не выполнил своих обязанностей, но за свои поступки должен отвечать каждый.

- Друзья, вы в начале дороги своей большой жизни. Вам жить и творить, создавать свои семьи и растить своих будущих детей. Пусть цитата из Уолта Уитмена, американского поэта, поможет вам понять: «Ни я, ни кто другой не может пройти эту дорогу за вас, вы должны пройти её сами!» И пройти, разумеется, по-человечески достойно, грамотно, живя по закону: «Разумно, полезно для себя и приятно для других».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол. «От безответственности до преступления один шаг».

Сегодня мы собрались за нашим круглым столом для того, чтобы поговорить об ответственности и безответственности, а также о последствиях безответственности....

«От безответственности до преступления один шаг.»

« От тюрьмы и от сумы не зарекайся!» - это суровое предупреждение пришло в наш быт из прошлого. Оно напоминает о самых неблагоприятных поворотах судьбы. Ведь путь за решётку не только злостных п...

Круглый стол «От безответственности до преступления один шаг»

Цели:1. Показать, какую ответственность люди несут друг перед другом. 2. Развивать и корригировать навыки умения вести дискуссию,  высказывать своё  мнение. 3. Воспитывать чув...

сценарий классного часа "От безответственности до преступления один шаг"

Разработка сценария классного часа подходит для учащихся 8 -9 класса....

Воспитательский час: «От безответственности до преступления один шаг».

Воспитатель: Сегодня мне бы хотелось вместе с вами обсудить проблему подростковой безответственности, которая часто ведет к совершению правонарушений и преступлений.«От тюрьмы и от сумы не зарек...