Методический материал проведения занятий "Туристические находки"
методическая разработка

Данный материал можно использовать на туристическом кружке

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon turist_nahodki.doc319 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КУРГАНИНСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА СТ. ПЕТРОПАВЛОВСКОЙ

Методический материал «Туристические находки»

Чернов  Сергей  Викторович

педагог дополнительного образования

ст. Петропавловская, 2017

Пояснительная  записка

Представьте себе, что вы с несколькими приятелями, подобно Робинзону Крузо,  оказались на необитаемом острове. Привычный уклад жизни нарушен. Вся деятельность направлена на обеспечение первостепенных нужд. Оставшись один на один с природой, ты постигаешь истинные жизненные ценности…и восхищаешься творением природы.

Двадцатый век, как век научно – технической революции, продвинул развитие общества во всех сферах  на небывалый до этого высокий уровень. Однако одновременно он принес и колоссальные катастрофы самого различного характера. Анализ причин указал  на проявление человеческого фактора, незнания или неумения использовать знания в области безопасности. Человек здравомыслящий, обладающий знаниями в области проблемы безопасности, именно он является активным созидателем в движении вперед, в движении безопасном. Поэтому необходима подготовка людей, владеющих проблемами безопасности на всех уровнях.

Дети в возрасте от 11 – 13  лет достигают наиболее высоких темпов развития физического потенциала в целом. Для них характерным является стремление к неординарным поступкам, жажда состязаний, тяга к творчеству. У юношей и девушек закладываются основные черты личности, заканчивается формирование характера. Поэтому необходимо привитие умений и навыков, позволяющих в условиях экстремальных ситуаций не только осуществлять грамотные действия по спасению, оказать помощь попавшим в беду людям, а случае необходимости  руководить  проведением поисково- спасательных работ.

Программа разрабатывалась в соответствии с требованиями к содержанию и оформлению  образовательных программ дополнительного образования детей Министерства образования РФ, дополняет и у углубляет программы «ОБЖ», «Биология», «Технология», «Краеведение», «Физическая культура».

Программа кружка рассматривает темы,  касающиеся подготовки и осуществления, как простого туристического похода, так и сложного, опасного путешествия. Дает практические советы, относительно походного быта, пополнения запасов  продовольствия и воды, приготовления пищи, а также ориентирования на местности и характера действия в экстремальных ситуациях, например в зоне ближайшего стихийного бедствия.

Кроме того, программа предусматривает особенности перемещения  и выживания в различных климатических зонах, на морях и океанах, знания о животных и растениях, представляющих опасность для человека. Содержит информацию об оказании первой помощи при болезнях и несчастных случаях, от которых, не застрахован не один путешественник.  А также, разъясняет  особенности горных, водных, велосипедных походов.

Учитывая  тягу молодых людей этого возраста к состязательности, романтике и высокую степень социализации личности программа предполагает    проводить  соревнования типа преодоления спортивно- туристической  полосы препятствий, проведения поисково – спасательных работ, а также различного рода «Школ безопасности», многодневные и однодневные туристические походы в теплый и холодный периоды года.  

Благодаря полученным знаниям, дети  будут  учиться: самостоятельно мыслить, осуществлять поиск, работать творчески, приобщаться к науке, учитывать пути и возможности своего организма и природной среде, в которой они живут.

Направленность  дополнительная образовательная  программа  «Азимут» направлена на воспитание полноценной личности: активной, здоровой нравственно и физически, высокоинтеллектуальной, адаптированной к жизни, способной к творческой деятельности. Программа позволяет решать задачи приобщения подростков к здоровому образу жизни, выработки у них правильного поведения в нестандартных и экстремальных ситуациях. Предлагаемый курс нацелен на развитие у учащихся  воли, силы, выносливости, умения преодолевать трудности, формирование умения жить в коллективе и овладение секретами общения в нем, создание мотивации разумной организации досуга, приобретение специальных знаний и умений по туризму.  Программа  предлагает  разнообразные виды деятельности учащихся, дети обучаются туристическим навыкам, правилам поведения в  вынужденной автономии, оказанию первой медицинской помощи, знакомятся с историей, монументами и памятниками Великой Отечественной Войны своего района и края. Программа предусматривает выездные  и пешие походы по историческим местам, по местам отдыха с целью опознавания, тренировки и наведения порядка на территории памятников, в пути следования и местах отдыха. При использовании современных  технологий имеется  возможность использования сети Интернет для  знакомства с другими туристическими  объединениями по  краю, для встреч, совместных походов, отдыха и соревнований.

Новизна дополнительной образовательной  программы  «Азимут» заключается в совмещении туризма, краеведения, активного отдыха и позволяет по окончании 3-летнего курса обучения подготовить квалифицированного спортсмена-туриста.  Так  как  туристские походы и экскурсии очень привлекательный для детей,  в них есть возможность постоянного совершенствования спортивного мастерства и изучения природного, культурного и исторического наследия своей малой родины. Программа носит образовательно - развивающий и  физкультурно-спортивный характер. Содержание программы направлено на создание условий для укрепления и сохранения физического и психического здоровья учащихся. 

Актуальность  Данный курс призван сформировать у учащихся простейшие туристские навыки по пешеходному туризму, обеспечить безопасные походы и развивать экологическое мировоззрение. Физическая нагрузка, связанная с систематическими движениями на свежем воздухе в любую погоду, оказывает благоприятное влияние на нервную систему и весь организм.

Педагогическая целесообразность  В экскурсиях и походах учащиеся глубже познают окружающую природу в целом, природу родного края, закаляют здоровье, учатся организовывать свой досуг, развивают смекалку и находчивость. Данный курс способствует  расширению и углублению знаний по школьным курсам географии, биологии, экологии, краеведению и ОБЖ и  пропагандирует здоровый образ жизни.

Отличительной  особенностью  дополнительной образовательной  программы  «Азимут» является деятельный подход к воспитанию, образованию и развитию ребенка. Программа предполагает межпредметные связи, тесно переплетаясь со школьными предметами: ОБЖ, кубановедением, географией, математикой, историей, биологией, физкультурой.

Адресат  программы. Комплектовать состав туробъединения первого  года обучения следует из учащихся возраста 11-13 лет. Рекомендуемый минимальный состав группы 15 человек. Заниматься в объединении могут физически развитые учащиеся, отнесенные к основной группе здоровья. В период комплектования туробъединения следует организовать медицинский осмотр детей и получить на каждого члена группы медицинскую справку - разрешение врача заниматься туризмом и спортивным ориентированием. Если у кого-то имеются заболевания, следует проконсультироваться у врача на предмет допуска к занятиям. Перед многодневным походом и спортивными соревнованиями каждый член группы должен предоставить допуск врача. При приеме обучающихся в туристское объединение необходимо получить от родителей заявление с просьбой о зачислении их детей. Там же родители подтверждают, что они ознакомились с условиями занятий и обязуются их выполнять. В самом начале работы объединения необходимо провести инструктаж по правилам поведения и соблюдения мер безопасности в период проведения занятий, тренировок, походов и других мероприятий и сделать об этом запись в журнале учета работы объединения.

Уровень  программы, объем  и  сроки реализации:     

Курс программы обучения рассчитан на 3 года и построен на основе особенностей возраста, пола, уровня физической подготовленности детей, программа  реализуется  на  базовом  уровне и состоит из разделов:

•        Туристические навыки и пешеходный туризм;

•        Физическая подготовка;

•        Техника и тактика пешеходного туризма;

•        Основы выживания и медицинская подготовка;

•        Краеведение.

Во второй год - 216 ч. идет закрепление практических навыков  и расширение   туристской подготовки. Учащиеся проходят подготовку по организации и проведению туристических слетов, соревнований, участвуют в зачетном походе.

Обучающиеся  в практике применяют знания топографии, ориентирования, охраны природы, участвуют в викторинах. в процессе занятий знакомятся с природой и достопримечательностями родного края, ведут краеведческую работу, узнают истории и  легенды, связанные с местами, где проходит разработанный ими  маршрут, на и конкурсах центра, туристских соревнованиях и слетах.

За 3 года обучения  обучающиеся получают не только специфические знания и навыки по   пешеходному туризму, но и приобретают умение ориентироваться на незнакомой местности по   карте и компасу, организовывать жизнедеятельность группы в различных условиях, преодолевать  сложные естественные препятствия, оказывать первую доврачебную  медицинскую помощь.

Форма обучения: очная

Режим  занятий: продолжительность  одного  занятия  составляет -45  минут,  проводятся  спаренные  занятия -3  раза  в  неделю, 216  часов  на  2  и  3  годах  обучения.

Особенности  организации  образовательного  процесса,   Данная программа предусматривает проведение  теоретических и практических учебно-тренировочных занятий, выполнение контрольных упражнений, участие в соревнованиях и одно и многодневных походах. Теоретические занятия проводятся как в процессе практических занятий, так и отдельно. При составлении программы автор руководствовался следующими принципами:

- Научности. Единая система деятельности педагога и обучающихся в объединении управляется целями и задачами воспитания. Дидактический принцип научности осуществляется в планировании туристско-краеведческой работы, в системном подходе к ней. Учет современных достижений в области психологии, педагогики, социологии. Программа интегрирует школьные дисциплины ОБЖ, физики, физкультуры, математики, географии, биологии и др. в постоянные разделы программы.

- В основу деятельности объединения постоянного состава положен принцип последовательности, постепенности и систематичности. Составные части педагогической системы взаимосвязаны и образуют целостное единство.

- Принцип коллективизма. Имеет особое значение в воспитании обучающихся. Полноценная работа объединения невозможна без реализации в нем этого принципа. Только сплоченный туристский коллектив способен пройти сложный маршрут и выполнить поставленные задачи без травм и несчастных случаев.

При реализации данной программы применяются разнообразные формы и методы работы:

Словесные методы: рассказ, беседа, работа с книгой, дискуссия, лекция.

Наглядные методы: использование оборудования спортивного зала; просмотр фотографий, видеофильмов, картин, схем, плакатов, рисунков, макетов.

Практические методы: спортивные тренировки, со­ревнования, походы, зачетные занятия. Для эффективного усвоения учебного материала практическую деятельность следует проводить на местности в форме соревнований, походов, сборов.

Методы контроля: теоретические и практические зачеты, тестирование.

Цель программы:

Данная программа  способствует воспитанию всесторонне развитой личности ребенка, социально-адаптированной к современным условиям. Это и является ее основной целью. Программа будет считаться реализованной, если за 3 года обучения обучающиеся овладеют основами туристической культуры, слагаемыми которой являются: знания в области пешеходного туризма, умение адекватно вести себя в экстремальных ситуациях, осуществлять туристическую и спортивную деятельность.

Задачи:

Обучающие:

 •         приобретение расширенных знаний об окружающем мире,  овладение основами знаний по пешеходному туризму;

•        формирование умений и навыков по организации туристского быта;

Развивающие:

•        развитие двигательных способностей для прохождения туристского маршрута и участия в соревнованиях;

•        развитие у воспитанников высоких морально-волевых качеств: выносливости, взаимовыручки, самостоятельности, честности, ответственности за порученное дело, требовательности к себе и к товарищам;

Воспитательные:

•        пропаганда туризма, как эффективного средства воспитания, обучения и оздоровления детей и подростков ;

•        социальная адаптация подростков в обществе;

•        воспитание патриотическое, экологическое, трудовое, нравственное, физическое.

Содержание программы

          В соответствии с общими задачами объединения, каждый год обучения решает свои этапные задачи.

Второй год обучения:

•         дальнейшее укрепление здоровья и закаливание организма;

•        повышение уровня разносторонней туристской подготовленности;

•        совершенствование техники пешеходного туризма;

•        закрепление основ ориентирования;

•        дальнейшее развитие самостоятельных навыков в обеспечении жизнедеятельности в природных экстремальных условиях;

•        расширение знаний и приобретение навыков в организации и практическом судействе соревнований по туризму и ориентированию;

•        совершение одно и многодневных походов;

•        участие в школьных, районных  и краевых соревнованиях по туризму и ориентированию.

Содержание  учебного плана второго года обучения.

№ п/п

Наименование раздела, темы.

Количество  часов

Формы  аттестации,

контроля

Теория

Практика

Всего

1.

Обеспечение  безопасности

0,5

3,5

4

2

Основы туристско-спортивной подготовки

0,5

1,5

2

3

Туристская топография и ориентирование на местности

3

37

40

4

Организация туристского быта в полевых условиях

1,5

11,5

12

5

Краеведение.

2

14

16

6.

Основы медико-санитарной подготовки

3

21

24

7

Туристское многоборье

8

88

96

8

Походы

2,5

7,5

10

9

Общая и специальная физическая подготовка

1,5

10,5

12

Всего часов

216

1.Обеспечение  безопасности.

Теория. Соблюдение правил безопасности при выполнении различных видов упражнений. Требование безопасности при использовании различных спортивных снарядов и туристского снаряжения. ТБ при тренировках в спортзале и на местности. Значение физической и тактической подготовки  в предупреждении безопасности. Утомление, усталость, беспечность, самоуверенность, пренебрежение и др. факторы, являющиеся причинами нарушений правил ТБ и травматизма. Правила безопасности в спортивных походах и экскурсиях. Правила поведения туристов-спортсменов. Правила обращения с огнем, легковоспламеняющимися жидкостями и предметами. Безопасность при выборе места ночлега. ТБ при заготовке, разделке дров, обращении с колюще-режущими предметами. соблюдение правил при разведении костров. Действия в аварийной (экстремальной) ситуации.

Практика. Понятие аварийной ситуации. Алгоритм действий в аварийной ситуации. Определение направления выхода. Действия  при природно-климатических катаклизмах (сель, лавина, наводнение, пожар). Организация поиска заблудившихся и отставших на маршруте. Правила поведения при посещении культурно-зрелищных учреждений, музеев, стадионов, спортсооружений. Плавательных бассейнов. Правила посадки и высадки из общественного транспорта с рюкзаками. ПДД для пешеходов. Правила поведения и общения в городском и пригородном транспорте. Организация движений группы вдоль автодорог и ж\д магистралей.

2.Основы туристско-спортивной подготовки

Теория. Виды спортивного туризма и их краткая характеристика. Туристские походы и путешествия. Спортивные походы. Развитие туризма, роль выдающихся туристов –спортсменов в развитии российского туризма, самодеятельный туризм. Нормативные документы (спортивные походы и туристское многоборье). Нормативные документы по организации и проведению турпоходов, экскурсий.

Практика. Правила проведения соревнований, спортивных походов. Права и обязанности участников спортивных и туристских соревнований и походов. Разрядные нормативы по спортивному туризму. Воспитательная роль туристского многоборья. Роль туризма в формировании общей культуре личности. Значение спорта и туризма в  подготовке к службе в армии. Законы, правила, нормы, традиции российского туризма.

3.Туристская топография и ориентирование на местности

Теория. Карты для туризма и спорта. Масштабы карт План и карта. Топографическая карта. Возраст карты. Сетка карты. Ориентирование карты по сторонам горизонта. Масштаб карт, виды. Измерение расстояний на карте и на местности. Условные знаки топографических и спортивных карт. Условные знаки топографических и спортивных карт. Изображение масштабных и немасштабных объектов. Знаки гидрологии, растительности, рельефа, искусственных сооружений и др. особенности в изображении различных условных знаков. Рисовка  топознаков. Чтение топографических и спортивных карт. Изображение рельефа на картах. Формы земной поверхности: холм, гора, низина, котловина, и т.д.. изображение неровностей  местности – рельефа с помощью горизонталей и условных знаков крутизна склонов , уклон. Определение высоты и крутизны склона. Работа с компасом. Азимут.

Практика. Устройство компаса, типы. Правила обращения и работы с компасом. Ориентир. Понятие «горизонт». Стороны горизонта. Понятие «азимут». Определение «А» по компасу. Ориентирование карты по компасу. Определение «А» на предмет. Виды ориентирования на местности. Виды туристского ориентирования  (по легенде, маркированный и обозначенный маршрут, по выбору, в заданном направлении) и их отличия. Способы отметки на КП. Техника ориентирования на местности. Виды ориентиров. Необходимость непрерывного чтения карты. Ориентирование в пойме речной долины, лесу, поле, степи и горах. Ориентирование  по легенде и азимуту. Определение точки стояния на местности по карте. Выбор вариантов движения до КП и определение оптимального маршрута движения. Действия в случае потери ориентировки. Границы полигонов. Понятие аварийная ситуация, потеря ориентировки. Алгоритм действий при потере ориентировки на местности. Потере карты, компаса, выхода за границы полигона, карты. Понятие «граница полигона».Ориентарование  на  местности.

4.Организация туристского быта в полевых условиях

Теория. Биваки. Организация бивачных работ. Понятие «бивак». Выбор площадки для бивака в лесном массиве, на берегу реки, в горах, степи. Планировка бивака и организация бивачных работ. Устройство костра, кухни. Выбор и расчистка площадок для установки палаток, приема и приготовления пищи, заготовки и хранения дров, сушки снаряжения. Типы костров, их назначение и свойства. Снаряжение для похода: групповое, личное. Понятие о личном и групповом снаряжении. Требования к личному снаряжению (лето, зима, межсезонье). Типы спальных мешков, рюкзаков, палаток их преимущества и недостатки.

Практика. Правила укладки рюкзака. Предметы личной гигиены. Костровое снаряжение, медаптечка, ремнабор. Специальное туристское снаряжение. Значение рационального питания в походах. Меню. Список необходимых продуктов.  Требование к фасовке и упаковке. Распределение  и транспортировка. Работа завхоза по питанию, обязанности дежурных.. требования при мытье котлов и личной посуды в полевых условиях.

5. Краеведение.

Теория. Родной край. Природные особенности. История. Климат, гидрология. Месторождения полезных ископаемых. Транспортные магистрали. История заселения и освоения. Экскурсионные объекты родного края, музеи. Понятие «экскурсионный объект». Памятники природы, истории, культуры. Краеведческие и природные музеи. Археологические и геологические объекты.. Краеведческие наблюдения в походе. Цели и задачи наблюдений в походе.

Практика. Организация наблюдений в походе. Журнал наблюдений. Составление отчета. Распределение обязанностей в группе. Охрана окружающей среды. Законы РФ об охране окружающей среды. Утилизация бытового мусора, пищевых отходов в походе. Понятия «экологическая обстановка», «экологическое загрязнение», «экологически чистый маршрут, источник. продукт».Краеведческие этапы на дистанции КТМ.  Работа команды на этапе. Задания по топографии, краеведению, истории родного края, животному миру, памятникам природы. Определение и описание растительности.

6. Основы медико-санитарной подготовки

Теория. Личная гигиена туриста. Санитарно-гигиенические нормы и требования по их соблюдению. Личная гигиена.  Питьевой режим на тренировках, в походе и на соревнованиях. Профилактика заболеваний и травм в спортивных походах и на занятиях. Значение закаливания. Спортивные травмы и их предупреждение. Предупреждение мозолей, натоптышей, потертостей        и других травм. Медицинская аптечка. Состав аптечки. Назначение медикаментов. Хранение и транспортировка аптечки. Назначение и дозировка препаратов. Различия  в принципе их действия. Личная аптечка. Определение сроков годности препаратов. Признаки заболеваний и травм.

Практика. ПДП при  пищевом отравлении, ушибе, растяжении, вывихе, тепловом и солнечном ударе, переохлаждении. Переломы. Кровотечения. Раны и их обработка. Транспортировка пострадавшего. Способы транспортировки пострадавшего и требования к ним. Способы изготовления транспортных средств из подручных материалов. Требования к средствам для транспортировки пострадавшего. Врачебный контроль и самоконтроль. Порядок осуществления врачебного контроля. Показания и противопоказания к занятиям различными видами туризма. Самоконтроль: режим дня, самочувствие, объективные данные.

7. Туристское многоборье

Теория. Виды туристского многоборья. Виды соревнований: водный, лыжный, пеший, горный, спелео. Соревнования: личные, лично-командные, командные. Дистанции: длинная , короткая. Положение, условия. Принципы определения результатов. Узлы: назначение, свойства, применение. Работа с карабинами. Технические этапы пешей дистанции 1-го класса. Понятия «дистанция», «технический этап», «время работы на этапе», «рабочая зона этапа», «КВ». характеристика этапов. Система штрафов. Типичные ошибки. Границы этапа, контрольные линии. Виды соревнований: водный, лыжный, пеший, горный, спелео. Соревнования: личные, лично-командные, командные. Дистанции: длинная , короткая. Положение, условия. Принципы определения результатов..

Практика. Узлы: назначение, свойства, применение. Работа с карабинами. Технические этапы пешей дистанции 1-го класса. Понятия «дистанция», «технический этап», «время работы на этапе», «рабочая зона этапа», «КВ». характеристика этапов. Система штрафов. Типичные ошибки. Границы этапа, контрольные линии. Система  штрафов. Типичные  ошибки. Границы  этапа. Контрольные линии. Техника  и  тактика  пешего туристского  многоборья. Организация страховки и самостраховки. Организация командной страховки. Понятия «страхующий», «страхуемый». Индивидуальная страховочная система, регулировка и уход. Безопасность при организации страховки и самостраховки. Маркировка веревки. Организация работы команды по прохождению КТМ.(Навесная переправа) Тактика работы в связке. Взаимодействие команды. Организация работы команды по прохождению КТМ.(Параллельные  перила) Тактика работы в связке. Взаимодействие команды. Организация работы команды по прохождению КТМ.(Переправа  по  бревну с  наведением  перил) Тактика работы в связке. Взаимодействие команды. Организация работы команды по прохождению КТМ.(Подъем, траверс, спуск) Тактика работы в связке. Взаимодействие команды. Организация работы команды по прохождению КТМ.(Переправа  по  бревну параллельный  маятник) Тактика работы в связке. Взаимодействие команды. Организация работы команды по прохождению КТМ. Переправа  вброд. Способы  переправы. Организация работы команды по прохождению КТМ. Переправа  вертикальный  маятник. Организация работы команды по прохождению КТМ. Разведение костра, кипячение  воды на  скорость, пережигание  нити. Организация работы команды по прохождению КТМ. Организация бивака. Тактика личного прохождения дистанции.

8. Походы

Теория. Подготовка к походу. Разрядные требования. Виды походов. Обязанности и права участников похода. Этапы подготовки. Проверка и подготовка снаряжения. Подбор снаряжения в зависимости от вида туризма, сезона, задач. Требования к организации привалов и ночлегов. Привалы «прогоночный», «минутка», «обеденный».

Практика. Организация укрытий во время дождя. Движение группы. Техника и тактика в некатегорийных походах. Планирование и составление графика движения. Технические и тактические  приемы преодоления естественных препятствий. Движение по осыпям, травянистым склонам. Преодоление опасных участков. Режим походного дня. Режим походного дня: продолжительность переходов, привалы. Организация дежурства в походе. Нормативы времени для разбивки и обустройства лагеря. Нештатные ситуации. Подведение итогов похода. Подготовка отчета и его оформление. Составление отчета по должностям. Правила составления отчета.

9. Общая и специальная физическая подготовка

Теория. Влияние физических упражнений на организм спортсмена. Требования к физической подготовке. Ее место и значение в развитии спортсмена. Характеристика средств физической подготовки. Общая физическая подготовка. Специфические особенности бега в лесу, по пересеченной местности.

Практика. Спортивные и подвижные игры. Специальная физическая подготовка. Специальные силовые и беговые упражнения. Привыкание к повышению нагрузок. Прием контрольных нормативов. Сдача контрольных нормативов по ОФП, специальной туристской подготовке

По окончании второго года обучения обучающиеся  должны знать:

-         значение пешеходного туризма, туристскую систему в Краснодарском  крае;

-        туристские возможности родного края для пешеходных путешествий;

-        специфику пешеходных путешествий;

-        вопросы организации, подготовки и проведения  пешеходного похода;

-        снаряжение, применяемое в пешеходных походах;

-        организацию питания в пешеходном походе;

-        вопросы топографии и ориентирования на местности;

-        основы техники и тактики пешеходных походов;

-        основы обеспечения безопасности в пешеходных походах,

-        организацию привалов и ночлегов;

-        значение и содержание физической подготовки туриста ;

-        вопросы личной гигиены туриста, основы доврачебной медицинской помощи;

  должны уметь:

-     составить план подготовки к  степенному зачетному походу, разработать маршрут 3-х дневного похода;

-        пользоваться личным и групповым снаряжением и специальным туристским снаряжением;

-        составлять меню, раскладку продуктов для многодневного похода;

-        ориентироваться на местности, двигаться по азимуту;

-        использовать технические приемы передвижения и преодоления несложных естественных препятствий;

-        транспортировать пострадавшего с помощью подручных средств;

-        организовывать привалы, ночлеги, базовые лагеря в условиях похода;

-        скомплектовать  мед. аптечку, оказать доврачебную помощь, определять и применять лекарственные растения;

-        вести краеведческие наблюдения в походе;

-        составить отчет о степенном походе;

Календарный  учебный  график  2  года  обучения.

2

Дата

Тема  занятия.

Место  проведения

Форма  контроля

Форма занятия

Время проведения

занятия

Кол-во

часов

1.

Обеспечение  безопасности

1.1

Правила  безопасности  при  занятиях  спортом. Правила безопасности в спортивных походах и экскурсиях

2

1.2

Действия в аварийной (экстремальной) ситуации.

2

4

2

Основы туристско-спортивной подготовки

2.1

Виды туризма, история развития. Нормативные документы Воспитательная роль туристского многоборья.

2

2

3

Туристская топография и ориентирование на местности

3.1

Карты для туризма и спорта. Масштабы карт.

2

3.2

Условные знаки топографических и спортивных карт

2

3.3

Условные знаки топографических и спортивных карт

2

3.4

Условные знаки топографических и спортивных карт

2

3.5

Условные знаки топографических и спортивных карт

2

3.6

Условные знаки топографических и спортивных карт

2

3.7

Изображение рельефа на картах.

2

3.8

Изображение рельефа на картах.

2

3.9

Работа с компасом. Определение азимута на  предмет.

2

3.10

Работа с компасом. Определение азимута на  предмет.

2

3.11

Работа с компасом. Определение азимута на  предмет.

2

3.12

Работа с компасом. Определение азимута на  предмет.

2

3.13

Работа с компасом. Движение  по  изимуту.

2

3.14

Работа с компасом. Движение  по  изимуту.

2

3.15

Работа с компасом. Движение  по  изимуту.

2

3.16

Работа с компасом. Движение  по  изимуту.

2

3.17

Виды ориентирования на местности. Техника ориентирования на местности.

2

3.18

Виды ориентирования на местности. Техника ориентирования на местности.

2

3.19

Ориентирование  на  местности.

2

3.20

Ориентирование  на  местности.

2

40

4

Организация туристского быта в полевых условиях

4.1

Биваки. Организация бивачных работ

2

4.2

Биваки. Организация бивачных работ

2

4.3

Снаряжение для похода: групповое, личное

2

4.4

Снаряжение для похода: групповое, личное

2

4.5

Питание в походе

2

4.6

Питание в походе

2

12

5

Краеведение.

5.1

Родной край. Природные особенности. История.

2

5.2

Родной край. Природные особенности. История.

2

5.3

Экскурсионные объекты родного края, музеи

2

5.4

Экскурсионные объекты родного края, музеи

2

5.5

Краеведческие наблюдения в походе. Охрана окружающей среды.

2

5.6

Краеведческие наблюдения в походе. Охрана окружающей среды.

2

5.7

Краеведение на туристских соревнованиях.

2

5.8

Краеведение на туристских соревнованиях.

2

16

6.

Основы медико-санитарной подготовки

6.1

Личная гигиена туриста. Профилактика заболеваний и травм в спортивных походах и на занятиях

2

6.2

Личная гигиена туриста. Профилактика заболеваний и травм в спортивных походах и на занятиях

2

6.3

Медицинская аптечка. (Медикаменты  их  предназначение)

2

6.4

Медицинская аптечка. (Медикаменты  их  предназначение)

2

6.5

Оказание первой доврачебной помощи (остановка  кровотечения)

2

6.6

Оказание первой доврачебной помощи (остановка  кровотечения)

2

6.7

Оказание первой доврачебной помощи(при  переломе, вывихе))

2

6.8

Оказание первой доврачебной помощи(при  переломе, вывихе

2

6.9

Оказание первой доврачебной помощи(искусств. дыхание)

2

6.10

Оказание первой доврачебной помощи(искусств. дыхание)

2

6.11

Транспортировка пострадавшего. Врачебный контроль и самоконтроль.

2

6.12

Транспортировка пострадавшего. Врачебный контроль и самоконтроль.

2

24

7

Туристское многоборье

7.1

Виды туристского многоборья. Технические этапы пешей дистанции 1-го класса

2

7.2

Виды соревнований: водный, лыжный, пеший, горный, спелео.

2

7.3

Узлы: назначение, свойства, применение. Работа с карабинами.

2

7.4

Узлы: назначение, свойства, применение. Работа с карабинами.

2

7.5

Узлы: назначение, свойства, применение. Работа с карабинами.

2

7.6

Узлы: назначение, свойства, применение. Работа с карабинами.

2

7.7

Узлы: назначение, свойства, применение. Работа с карабинами.

2

7.8

Узлы: назначение, свойства, применение. Работа с карабинами.

2

7.9

Технические этапы пешей дистанции 1-го класса

2

7.10

Система штрафов. Типичные ошибки. Границы этапа, контрольные линии

2

7.11

Техника и тактика пешего туристского многоборья

2

7.12

Техника и тактика пешего туристского многоборья

2

7.13

Организация страховки и самостраховки. Тактика работы в связке. Взаимодействие команды

2

7.14

Организация страховки и самостраховки. Тактика работы в связке. Взаимодействие команды

2

7.15

Организация страховки и самостраховки. Тактика работы в связке. Взаимодействие команды

2

7.16

Организация работы команды по прохождению КТМ.(Навесная переправа) 

2

7.17

Организация работы команды по прохождению КТМ. .(Навесная переправа) 

2

7.18

Организация работы команды по прохождению КТМ. .(Навесная переправа)

2

7.19

Организация работы команды по прохождению КТМ. .(Навесная переправа) 

2

7.20

Организация работы команды по прохождению КТМ. .(Навесная переправа)

2

7.21

Организация работы команды по прохождению КТМ. .(Навесная переправа) 

2

7.22

Организация работы команды по прохождению КТМ. .(Навесная переправа) 

2

7.23

Организация работы команды по прохождению КТМ.(Параллельные перила) 

2

7.24

Организация работы команды по прохождению КТМ.(Параллельные перила) Тактика работы в связке. Взаимодействие команды

2

7.25

Организация работы команды по прохождению КТМ.(Параллельные перила) 

2

7.26

Организация работы команды по прохождению КТМ.(Параллельные перила) 

2

7.27

Организация работы команды по прохождению КТМ.(Параллельные перила) 

2

7.28

Организация работы команды по прохождению КТМ.(Переправа  по  бревну с  наведением  перил) 

2

7.29

Организация работы команды по прохождению КТМ.(Переправа  по  бревну с  наведением  перил) 

2

7.30

Организация работы команды по прохождению КТМ.(Переправа  по  бревну с  наведением  перил) 

2

7.31

Организация работы команды по прохождению КТМ.(Переправа  по  бревну с  наведением  перил) 

2

7.32

Организация работы команды по прохождению КТМ. (Подъем, траверс, спуск) 

2

7.33

Организация работы команды по прохождению КТМ. (Подъем, траверс, спуск) 

2

7.34

Организация работы команды по прохождению КТМ. (Подъем, траверс, спуск) 

2

7.35

Организация работы команды по прохождению КТМ.(Переправа  по  бревну параллельный маятник) Тактика работы в связке. Взаимодействие команды

2

7.36

Организация работы команды по прохождению КТМ.(Переправа  по  бревну параллельный маятник) Тактика работы в связке. Взаимодействие команды

2

7.37

Организация работы команды по прохождению КТМ.(Переправа  по  бревну параллельный маятник)

2

7.38

Организация работы команды по прохождению КТМ.(Переправа  по  бревну параллельный маятник)

2

7.39

Организация работы команды по прохождению КТМ. Переправа  вброд. Способы  переправы.

2

7.40

Организация работы команды по прохождению КТМ. Переправа  вброд. Способы  переправы.

2

7.41

Организация работы команды по прохождению КТМ. Переправа  вертикальный  маятник.

2

7.42

Организация работы команды по прохождению КТМ. Переправа  вертикальный  маятник.

2

7.43

Организация работы команды по прохождению КТМ. Разведение костра, кипячение  воды на  скорость, пережигание  нити.

2

7.44

Организация работы команды по прохождению КТМ. Разведение костра, кипячение  воды на  скорость, пережигание  нити.

2

7.45

Организация работы команды по прохождению КТМ. Организация бивака.

2

7.46

Организация работы команды по прохождению КТМ. Организация бивака.

2

7.47

Тактика личного прохождения дистанции.

2

7.48

Тактика личного прохождения дистанции.

2

96

8

Походы

8.1

Подготовка к походу

2

8.2

Привалы и ночлеги

2

8.3

Техника и тактика в некатегорийных походах

2

8.4

Режим походного дня

2

8.5

Подведение итогов похода

2

10

9

Общая и специальная физическая подготовка

9.1

Общая физическая подготовка. Специальная физическая подготовка

2

9.2

Общая физическая подготовка. Специальная физическая подготовка

2

9.3

Общая физическая подготовка. Специальная физическая подготовка

2

9.4

Общая физическая подготовка. Специальная физическая подготовка

2

9.5

Общая физическая подготовка. Специальная физическая подготовка

2

9.6

Общая физическая подготовка. Специальная физическая подготовка

2

12

Всего часов

144

Условия  реализации  программы.

Материально – техническое обеспечение – занятия  проводятся  в  спортивном  зале  и  на  спортивной площадке МБОУ ДО ЦДТ ст. Петропавловской.

Перечень оборудования, инструментов  и  материалов - для занятий туристического объединения используется снаряжение и оборудование, имеющиеся в ЦДТ и  приобретенное  родителями обучающихся личное снаряжение: палатка, рюкзак, спальник, аптечка, карабины, страховочные  системы, веревки, схемы, плакаты, макеты, диафильмы, кинофильмы и др..

Информационное  обеспечение: видео-, фото-, интернет  источники.

Формы  аттестации.

1. Наблюдение.

2. Собеседование.

3. Спортивные достижения учащихся.

4. Мини-соревнования и контрольные упражнения по туристским навыкам.

5. Тестирование уровня физического развития и сдача контрольных нормативов

6. Игры на местности.

7. Участие в районных туристских соревнования, повышение спортивного уровня выступления.

8. Промежуточное и итоговое тестирование обучающихся

Оценочные  материалы.

При оценке знаний и умений учитывается факт участия, стабильность посещения занятий и интереса к работе в объединении. Кроме того, оценивается динамика личных достижений и удовлетворенности детей и родителей на основе собеседований.

Результативность деятельности детей в кружке оценивается также методом личной диагностики, результаты туристических походов, туристических слётов, участие ребят в районных и краевых конкурсах и  соревнованиях.

Методические материалы.

Теоретические занятия - устное изложение учебного материала: рассказ, объяснение, лекция, беседа.

-Зависимость успеха устного изложения от его тесной связи с практикой, подбора и правильного использования фактов, установления атмосферы взаимопонимания с аудиторией, активности обучаемых, умелого построения и эмоциональности изложения материала.

-Практические занятия в помещении. Обучение конкретным и практическим темам, когда рассказ и объяснение руководителя сопровождаются демонстрацией и отработкой приемов и навыков без обязательности действий на местности.

-Теоретические и практические занятия в помещении должны сопровождаться показом натуральных или изобразительных средств наглядности (схемы, плакаты, макеты, диафильмы, кинофильмы и др.).

-Практические занятия на местности. Отработка методики оценки обстановки и принятия решения на преодоление препятствия, выработка тактического плана действий; отработка технических приемов, способов преодоления препятствий и мер по обеспечению безопасности. Порядок отработки технических приемов: краткое объяснение, личный показ, повторный показ одним из обучаемых, отработка приема (тренировка), разбор и домашние задания.

-Самостоятельная работа (выполнение домашних заданий); работа с печатными источниками, выполнение письменных и графических заданий, самостоятельное изучение и отработка технических приемов.

Литература.

Для  учащихся:

1.Бардин К.В. Азбука туризма. М., Просвещение, 2003.

2.Голов В.П. Изучение рельефа в курсе географии. М., Просвещение, 2003.

3.Клименко А.И. Карта и компас — мои друзья. М., Детская литература, 2005.

4.Куприн А.М. Занимательно об ориентировании. Изд-во ДОСААФ, 2002.

5.Лесогор Н.А., Толстой Л.А., Толстая В.В. Питание туристов в походе. М., Пищевая промышленность, 2010.

6.Штюрмер Ю. А. Опасности в туризме, мнимые и действительные. М., Физкультура и спорт, 2012.

7.Снаряжение для горного туризма: Техническое творчество туристов/ Сост.Л.Б.Директор. – М.: Профиздат, 2007.

8.. В.И.Тыкуп Спортивное ориентирование. М. – Просвещение, 2000.

9. Фесенко Т.Е. Книга молодого ориентировщика. – М.: ЦДЮТур, 2007

Для педагога:

1. Антропов К., Расторгуев М. Узлы, «ГУРИЯ» ЗУГДИДИ 2002.

2. Расторгуев М., Ситникова С. Карабинные узлы. «КРОУ ЛИМИТЕД» МОСКВА 2005.

3. Навесная переправа (Авторы-составители: Ю.А.Богащенко, И.В.Бормотов). Москва – 2009.

4. В.Ф.ШИМАНОВСКИЙ Переправы вброд через водные преграды (Методические рекомендации) Центральное рекламно-информационное бюро «Турист», Москва — 2014.

5. Коструб А.А. Медицинский справочник туриста. – 2-е изд. перераб. и доп.- М.: Профиздат, 2000.

6. Питание в туристском путешествии. – М.: Профиздат, 2006.

7. Школа альпинизма. Начальная подготовка: Учеб. Ш67 издание/Сост. Захаров П. П., Степенко Т. В.—М.;Физкультура и спорт, 2009

8. В.М.Алешин Карта в спортивном ориентировании. – М.: ФиС, 2003.

9. Спортивное ориентирование/Программы для системы дополнительного образования детей/ М.: ЦДЮТур, 2009.

10. Картография с основами топографии. Под ред. А.В.Гедымина. Ч.1. – М.: Просвещение, 2003.

11. Практикум по картографии с основами топографии. Под ред. А.В.Гедымина. – М.: Просвещение, 2011.

12. Топография с основами геодезии. Под ред. А.С.Харченко. – М.: Высшая школа, 2006.

13. Исаченко А.Г. Физико-географическое районирование и ландшафтоведение. – М.: Высшая школа, 2008.

14. «Школа жизни – окружающий мир» (Сборник программно-методических материалов). – М., 2004

15. В.Гаазов. Путешествие по ожерелью Северного Кавказа. Ставрополь 2004

16. «Регламент проведения соревнований по группе дисциплин «Дистанция – пешеходная», - Туристско-спортивный союз России, М.,2009

17. Куликов B.M., Константинов Ю.С. Топография и ориентирование в туристском путешествии. 2001

18. Ганопольский В.И. Уроки туризма: Пособие для учителей. Мн.,2002 г.

19. Попчиковский В.Ю. Организация и проведение туристских походов. М., 2003 г.

20. Энциклопедия туриста. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2006 г.

21. Н.Н.Устиновский Техника туристского многоборья. – М., 2002 г.

22. «Живописная Россия. Отечество наше в его земельном, историческом, племенном, экономическом и бытовом значении. Кавказ. Том IX.» Под общей редакцией П.П.Семенова, - М., 2008

23. «Исторический обзор Терека, Ставрополья и Кубани», - М., 2008

24. А.Цуциев «Атлас этнополитической истории Кавказа 1774-2004гг.», - М.: Изд-во «Европа», 2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методический материал для проведения цикла классных часов "Моя Малая Родина"

Данная работа представляет собой рекомендации по проведению цикла классных часов по изучению родного города....

Разработка учебно-методического материала для проведения городского Мастер-Класса по теме: Составление инструкционных карт. МК направлен на реализацию проекта «100% детей ОВЗ, включенных в систему дистанционного обучения».

Разработка учебно-методического материала для проведения городского  Мастер-Класса по теме: Составление инструкционных карт.  МК направлен на реализацию проекта «100% детей ОВЗ, включенных в...

Методический материал. Проведение внеклассного мероприятия. Родительское собрание в группе ГПД.

Методический материал. (Проведение внеклассного мероприятия)РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ В группе продленного дня НА ТЕМУ:   «Взаимодействие семьи и школы в формировании здорового образа жизни »...

Методический материал проведения математического вечера «КВМ - клуб веселых математиков» для учащихся старших классов. (внеклассная работа)

Математический вечер для старшеклассников – внеклассное мероприятие, которое имеет воспитательные и образовательные цели.Вызывает интерес к предмету, преображает знания о явлениях окружающего мира, ок...

Методический материал проведения математической игры "Измеряем величины"

В метариале даны рекомендации по проведению математической игры для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью 5-9 классов....