Программа по доп.образованию. Искусство
рабочая программа (5 класс)
Программа составлена в соответствии с новыми требованиями. Позволяет развивать в детях творческий потенциал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prgr.dop_.obr_._1.docx | 66.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Направленность программы - художественная.
Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.
В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.
Уровень освоения программы - ознакомительный.
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа предусматривает более подробное изучение изобразительного искусства с применением нетрадиционных форм рисования.
Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение учащихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.
Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:
- занятия в свободное время;
- обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги);
- учащимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия;
- допускается переход учащихся из одной группы в другую (по возрасту).
Педагогическая целесообразность программы объясняется, какие изменения произойдут в детях, если их включить в предлагаемые виды деятельности, если они усвоят предлагаемое содержание, если их работа будет организована в предлагаемых формах.Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.
Принцип построения программы:
На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития детей на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников. Этапы программы:
- ознакомительный
- развивающий
- исследовательский
Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, в группе первого года обучения дети выполняют творческие задания, в группе второго года – тоже, но на более сложном творческом и техническом уровне, оттачивая свое мастерство, исправляя ошибки. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.
Возраст учащихся, участвующих в реализации данной образовательной программы 10-11лет. Учащиеся этого возраста способны на высоком уровне усваивать разнообразную информацию о видах изобразительного искусства.
Возрастные особенности.
Рисуют дети обычно по представлению, опираясь на имеющийся у них запас знаний об окружающих их предметах и явлениях, еще очень неточных и схематичных.
Характерная особенность изобразительного творчества детей на первом его этапе - большая смелость. Ребенок смело изображает самые разнообразию события изсвоей жизни и воспроизводит особенно увлекающие его литературные образы и сюжеты из прочитанных книг.
Среди рисующих детей можно встретить два типа рисовальщиков: наблюдателя и мечтателя. Для творчества наблюдателя характерны образы и сюжеты, увиденные в жизни, для мечтателя - образы сказок, образы воображения. Одни рисуют машины, дома, события из своей жизни, другие - пальмы, жирафов, ледяные горы и северных оленей, космические полёты и сказочные сценки.
Ребенок, рисуя, часто мысленно действует среди изображаемых им предметов, он только постепенно становится по отношению к своему рисунку посторонним зрителем, находящимся вне рисунка и смотрящим на него с определенной точки зрения. Более же старшие дети, у которых развивается постепенно критическое отношение к своей продукции, часто бывают не удовлетворены своим рисунком, ищут совета и поощрения у взрослого и, если не находят, разочаровываются в своих возможностях.
Объем программы: 2ч. Х 36 недель =72 ч
Сроки реализации образовательной программы – 1 год.
Режим занятий: 1 раз в неделю по средам с 14.30. до 16.00.
Формы организации образовательного процесса и виды занятий:
Коллективная работа и индивидуальный подход, беседа, практическое занятие, пленэр, выставки и творческие отчеты.
Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества учащихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Также актуальной формой проведения занятий является пленэр – рисование с натуры на свежем воздухе. Лучшие работы периодически будут представлены на выставках, как на внутришкольных, так и участвовать в районных мероприятиях. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.
Методы
Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:
- Предоставление учащемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем.
- Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности позволяет овладевать приемами творческой работы всеми учащимися.
- В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент.
- Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия.
- Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.
- Объекты творчества учащихся имеют значимость для них самих и для общества.
Учащимся предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии.
Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.
Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).
Среди методов такие, как беседа, объяснение, лекция, игра, конкурсы, выставки, праздники, эксперименты, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.
В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, мастер-классы, когда педагог вместе с учащимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.
Цель и задачи программы
Цель программы: развить творческие способности детей в области изобразительного искусства с учётом индивидуальных возможностей.
Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач:
- воспитательной – формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания;
- художественно-творческой – развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;
- технической– освоения практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).
В целом занятия в кружке способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.
Содержание программы
Учебный план
№ п/п | Название темы | Количество часов | Формы организации занятий | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | ||||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | Беседа. Проведение инструктажа. | ||
2 | Орнамента-льная композиция | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа. Показ. Самостоятельная работа. | Творчес-кое задание |
3 | Тоновая растяжка | 1 | 0,5 | 0,5 | Показ. Совместная работа с педагогом. | Наблюдение |
4 | Стихия – вода | 1 | 1 | Самостоятельная работа. | Творчес-кое задание | |
5 | Стихия - огонь | 1 | 1 | Самостоятельная работа. | Творчес-кое задание | |
6 | Листья и веточки | 1 | 1 | Пленэр. Практическая работа. Индивидуальный подход. | ||
7 | Золотая осень | 3 | 0,5 | 2,5 | Беседа. Пленэр. Индивидуальный подход. Практическая работа. Выставка. | Критерии оценки работы |
8 | Натюрморт. Графика | 1 | 0,5 | 0,5 | Объяснение. Показ. Самостоятельная работа. | Наблюдение |
9 | Натюрморт. Живопись | 2 | 0,5 | 1,5 | Объяснение. Показ. Практическая работа. | Критерии оценки работы |
10 | Зимняя сказка | 4 | 1 | 3 | Пленэр. Беседа. Индивидуальный подход. Практическая работа. Выставка. | Критерии оценки работы |
11 | Отражение в воде | 1 | 0,5 | 0,5 | Показ. Объяснение. Самостоятельная работа. | Творчес-кое задание |
12 | Кляксогра-фия | 1 | 1 | Самостоятельная работа. | Творчес-кое задание | |
13 | Портрет животного | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа. Показ. Самостоятельная работа. | Наблюдение |
14 | Русская сказка с животными в костюмах | 2 | 0,5 | 1,5 | Показ. Объяснение. Практическая работа. Демонстрация. | Критерии оценки работы |
15 | Небо в искусстве | 2 | 0,5 | 1,5 | Объяснение. Творческая работа. Индивидуальный подход. Выставка. | Творчес-кое задание. Критерии оценки работы |
16 | Цветы и травы весны | 3 | 1 | 2 | Показ. Объяснение. Творческая работа. Индивидуальная работа. Защита. Демонстрация. | Проект |
17 | Улицы моего города | 2 | 1 | 1 | Показ. Объяснение. Совместная работа с педагогом. Самостоятельная работа. | Наблюдение |
18 | Прогулка по весеннему саду | 2 | 2 | Творческая работа. Защита проекта. Выставка. | Проект | |
19 | Я мечтаю | 1 | 1 | Творческая работа. Выставка. | Наблюдение | |
20 | Аттестаци-онная творческая работа | 3 | 3 | Практическая деятельность. Творческая работа. Защита проекта. Выставка. | Диагнос-тическая карта | |
Итого: | 34 | 8,5 | 24.5 |
Учебно-тематический план.
- Вводное занятие.(1 час)
Теория - Условия безопасной работы. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с планом работы.
- Орнаментальная композиция.(1 час)
Выполнение линий разного характера: прямые, волнистые линии красоты, зигзаг. Организация плоскости.
- Тоновая растяжка.(1 час)
Понятие «тон». Понятия «холодные и теплые цвета». Одноцветная акварель – «гризайль».
- Стихия – вода.(1 час)
Холодные цвета. Акварель. Рисование по методу ассоциаций.
- Стихия – огонь.(1 час)
Теплые цвета. Акварель. Рисование по методу ассоциаций.
- Листья и веточки.(1 час)
Рисование с натуры. Графика. Упражнения на выполнение линий разного характера: прямые, изогнутые, прерывистые, исчезающие. Пленэр. Эскиз.
- Золотая осень.(3 часа)
Живопись. Пленэр. Рисование осеннего дерева с натуры.Цветом обозначается и заливается пятно кроны дерева, плотно расположенное в листе. Затем кистью прорисовывается ствол, ветки и плоды. Декоративная проработка кроны листьями, узора на ветках, стволе. Контрастная заливка фона.Передать в цвете различные настроения осени (ранняя осень, поздняя, дождливая, ветреная, туманная).Пользоваться элементами перспективы, светотени, композиции и т. д. в рисовании с натуры.
- Натюрморт. Графика.(1 час)
Рисование с натуры. Натюрморт – набросочный характер рисунков с разных положений, положение предметов в пространстве. Свет и тень – падающая, собственная.Беседа о натюрморте, как о жанре живописи. Иллюстративный материал.
- Натюрморт. Живопись.(2 часа)
Рисование с натуры. Ассиметричная композиция. Тёплая цветовая гамма. Гуашь, акварель.Изобразительные свойства акварели. Декоративное рисование. Ритмический ряд, взаимодействие элементов, понятие фона и равновесия в композиции. «Фрукты на скатерти» - композиция из фруктов на ковре на контраст.
- Зимняя сказка.(4 часа)
Живопись. Рисование зимнего дерева. Характер деревьев. Цветом обозначается и заливается пятно кроны дерева, плотно расположенное в листе. Затем кистью прорисовывается ствол, ветки и плоды. Декоративная проработка кроны листьями, узора на ветках, стволе. Контрастная заливка фона.Ограниченная палитра. Изобразительные свойства гуаши.Анализировать форму, конструкцию, пространственное положение, тональные отношение, цвет изображаемых предметов.Пользоваться элементами перспективы, светотени, композиции и т. д. в рисовании по памяти и с натуры.
- Отражение в воде.(1 час)
Монотипия. Интерпретация явлений природы: акварель, тушь чёрная, заострённые палочки.Овладение приемами акварельной техники "по-сырому".Видеть цветовое богатство окружающего мира и передавать свои впечатления в рисунках.
- Кляксография.(1 час)
Кляксография в чёрном цвете. Превратить пятно в зверушку.Правила плоскостного изображения, развитие силуэта и формы в пятне.
- Портрет животного.(1 час)
Цветная графика. Передача характера животного (хитрое, грустное, жалкое, злое). Средства: линия, пятно, штрих, силуэт, ритм, контраст.
- Русская сказка с животными в костюмах.(2 часа)
Живопись. Декоративный и реалистический подход к композиции (решение костюма, передача окружения). Роль декоративного пятна.Подчинение колорита образному решению. Отразить в работе характер героя через его одежду, руки, жест, позу, выражения лица, причёску. Выбор сказочного героя.
- Небо в искусстве.(2 часа)
Использование цвета в живописи для отражения эмоционального состояния. Овладение приемами акварельной техники "по-сырому".Творческая работа – иллюстрация прочитанных стихотворений.
- Цветы и травы весны.(3 часа)
(1)Цветная графика. Натюрморт по наблюдению. Составить на листе композицию из цветов, используя все, или некоторые из наблюдаемых растений. Цветная акварельная подготовка и прорисовка тушью или фломастерами.
(2)Изобразительные свойства акварели. Ритм пятен и линий. Иллюстративный материал. Свободный выбор живописных средств. Сближенные цветовые отношения. Пластика природных форм и линий. Рисование с натуры и по представлению.
(3)Открытка – поздравление. Использование аппликации, орнаментики. Рисовать кистью элементы растительного орнамента. Выполнять орнамент в круге, овале, ленте. Творческая работа.
- Улицы моего города.(2 часа)
Линейная перспектива. Наброски, рисунки с натуры. Пленэр. Рисование с натуры. Графика.Дома – линиями, штрихами. Люди – силуэты.Различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы.Развитие пространственно-объемного изображения, соблюдение соразмерности элементов и подчинения их общему замыслу.
- Прогулка по весеннему саду.(2 часа)
Композиция – фантазия. «Весна на другой планете». Живопись. Развитие фантазии, воображения, свобода эксперимента в технике. «Зеленая планета», «Весна на голубой планете», «Розовый сад», «Планета золотых деревьев».Пользоваться элементами перспективы, светотени, композиции и т. д. в рисовании на темы и по представлению.
- Я мечтаю.(1 час)
Живопись. Движение масс, линий в листе, как способ передачи настроений, эмоций, напряжения.Свободная композиция. Сопровождение музыкой.
- Аттестационная творческая работа.(3 часа)
Свободный выбор тем и материалов для исполнения. Пленэр. Рисование с натуры.
Оформление работ к выставке.Выставка работ, награждение активных кружковцев.
Планируемые результаты:
Личностные результаты
- осознавать роль художественной культуры в жизни людей;
- эмоционально «проживать» художественные произведения, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать своё отношение к художественным произведениям, к творчеству своих товарищей, своему творчеству.
- обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей о произведениях искусства, о собственных работах , работах своих товарищей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов, художественные сравнения, применение художественных терминов)
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, художественных произведений, стремиться к совершенствованию собственной художественной культуры;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к художественных произведений, к ведению диалога с автором , посредством собственного мнения о конкретном произведении художника;
- интерес к рисованию, к созданию собственных рисунков, к художественной форме общения;
- интерес к изучению шедевров искусства великих художников;
- осознание ответственности за выполненное художественное произведение.
Предметные результаты
- знание художественных терминов;
- знание некоторых художников и их произведений;
- соблюдение последовательности выполнения работы;
- умение сравнивать и правильно определять пропорции предметов, их расположение, цвет;
- умение изображать предметы в перспективе, понятие о линии горизонта;
- способность анализировать изображаемые предметы, выделять особенности формы, положения, цвета.
Метапредметные результаты
Регулятивные
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
- учиться работать по предложенному учителем плану.
- самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в иллюстрациях, в работах художников;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: с помощью художественных образов передавать различные;
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план последовательности работы над художественным произведением);
- пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Коммуникативные УУД
- оформлять свои мысли в устной и художественной форме;
- слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами передачи эмоций с помощью художественных образов, перенесенных на бумагу;
- понимать то, что хочет сказать художник своим произведением;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
- адекватно использовать художественные средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи с использованием терминологии художника.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы, находить ответы.
Обучаемые
Должны знать:
- отдельные произведения выдающихся мастеров прошлого и настоящего;
- особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства;
- разнообразие возможных выразительных средств изображения;
- значение понятий: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, линейная и воздушная перспективы;
- закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основные закономерности наблюдательной, линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции;
- различные приёмы работы карандашом, акварелью, гуашью;
- знать деление изобразительного искусства на жанры, понимать специфику их изобразительного языка;
- роль изобразительного искусства в духовной жизни человека, обогащение его переживаниями и опытом предыдущих поколений.
Должны уметь:
- видеть цветовое богатство окружающего мира и передавать свои впечатления в рисунках;
- выбирать наиболее выразительный сюжет тематической композиции и проводить подготовительную работу;
- анализировать форму, конструкцию, пространственное положение, тональные отношение, цвет изображаемых предметов;
- пользоваться элементами перспективы, светотени, композиции и т. д. в рисовании на темы и с натуры;
- передавать тоном и цветом объём и пространство в натюрморте, пейзаже, портрете;
- применять в рисунке выразительные средства (эффекты освещения, композиции, штриховки, разные приёмы работы акварелью, гуашью), добиваться образной передачи действительности;
- работать в определённой цветовой гамме;
- добиваться тональной и цветовой градации при передаче объёма предметов несложной формы;
- передавать пространственные планы способом загораживания;
- передавать движение фигур человека и животных;
- сознательно выбирать средства выражения своего замысла;
- свободно рисовать кистью орнаментальные композиции растительного характера;
- решать художественно творческие задачи, пользуясь эскизом, техническим рисунком.
Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
Дата | Время |
Сентябрь - 13.09.,20.09,27.09. | 14.30.-16.00 |
Октябрь - 5.10., 12.10,19.10,26.10. | 14.30.-16.00. |
Ноябрь - 4.11, 11.11,18.11,25.11. | 14.30.-16.00. |
Декабрь - 1.12,8.12,15.12,22.12,20.12. | 14.30 -16.00. |
Январь - 13.01.,20.01,27.01. | 14.30 -16.00. |
Февраль - 3.02,10.02, 17.02,24.02. | 14.30.-16.00. |
Март - 5.03, 12.03, 19.03. | 14.30-16.00. |
Апрель - 4.04.,11.04,18.04,25.04, Май - 3.05,8.05,15.05,22.05,29.05. | 14.30.-16.00 14.30.16.00. |
Содержание занятий.
Основы художественной грамоты (Теоретическая часть)
- Свойства живописных материалов, приёмы работы с ними: акварель, гуашь.
- Цвет в окружающей среде. Основные и дополнительные цвета. Основные сочетания в природе.
- Основы рисунка. Роль рисунка в творческой деятельности. Упражнения на выполнение линий разного характера. Художественный язык рисунка: линия, штрих, пятно, точка.
- Основы живописи. Цвет – язык живописи. Рисование с натуры несложных по форме и цвету предметов, пейзажа с фигурами людей, животных.
- Основы композиции. Понятия «ритм», «симметрия», «асимметрия», «уравновешенная композиция». Основные композиционные схемы.
- Создание творческих тематических композиций. Иллюстрирование литературных произведений.
- Беседы по истории искусств. Экскурсии на выставки, натурные зарисовки на пленере. Выставки, праздничные мероприятия. Художественные материалы. Акварель, тушь, гуашь – свободное владение ими.
- Рисунок. Значение рисунка в творчестве художника. Упражнения набросочного характера. Передача пространства на плоскости, представление о перспективе – линейной, воздушной.
- Графика. Материалы – тушь, перо, типографская краска, картон, клише, матрицы из различных материалов.
- Эстамп, монотипия. Создание образных работ с использованием знаний по композиции, рисунку, цветоведению.
- Цветоведение. Воздействие цвета на человека. Гармония цветовых отношений.
- Композиция. Основные правила композиции:
- объединение по однородным признакам;
- соблюдение закона ограничения;
- основа живой и статичной композиции;
- группировка элементов, обеспечение свободного пространства между группировками;
- подчёркивание субординации между группировками и их взаимосвязь (линией, пластикой, «Законом сцены»).
- Беседы по истории мировой культуры с показом иллюстративного материала. Посещение выставок. Работа на воздухе.
Календарно-тематический план(Практическая часть)
№ | Тема. Краткое содержание | Кол.час. | Сроки провед. |
1 | Вводное занятие. Условия безопасной работы. Знакомство с планом работы. | 1 | Сентябрь 2018г. |
2 | «Орнаментальная композиция». Выполнение линий разного характера: прямые, волнистые линии красоты, зигзаг. Организация плоскости. | 1 | |
3 | «Тоновая растяжка». Понятие «тон». Одноцветная акварель – «гризайль». | 1 | |
4 | Холодные цвета. Стихия – вода. Акварель. Рисование по методу ассоциаций. | 1 | |
5 | Теплые цвета. Стихия - огонь. Акварель. Рисование по методу ассоциаций. | 1 | |
6 | «Листья и веточки». Рисование с натуры. Графика. Упражнения на выполнение линий разного характера: прямые, изогнутые, прерывистые, исчезающие. Пленэр. Эскиз. | 1 | Октябрь 2018г. |
7 | «Золотая осень». Живопись. Пленэр. Рисование осеннего дерева с натуры. | 3 | |
8 | «Натюрморт». Графика. Живопись. Рисование с натуры. Набросочный характер рисунков с разных положений. Свет и тень – падающая, собственная. | 1 | Ноябрь 2018г. |
9 | «Натюрморт». Живопись. Рисование с натуры. Ассиметричная композиция. Гуашь, акварель. | 2 | |
10 | «Зимняя сказка». Живопись. Рисование зимнего дерева. Декоративная проработка кроны листьями, узора на ветках, стволе. Контрастная заливка фона. | 4 | Декабрь 2018г. |
11 | Монотипия. «Отражение в воде». Интерпретация явлений природы. | 1 | Январь 2019г. |
12 | Кляксография в чёрном цвете. Превратить пятно в зверушку. | 1 | |
13 | «Портрет животного». Цветная графика. Передача характера животного (хитрое, грустное, жалкое, злое). Средства: линия, пятно, штрих, силуэт, ритм, контраст. | 1 | |
14 | «Русская сказка с животными в костюмах». Живопись. Декоративный и реалистический подход к композиции (решение костюма, передача окружения). | 2 | |
Февраль 2019г. | |||
15 | «Небо в искусстве». Использование цвета в живописи для отражения эмоционального состояния. Творческая работа. | 2 | |
16 | «Цветы и травы весны». Изобразительные свойства акварели. Ритм пятен и линий. Свободный выбор живописных средств. Рисование с натуры и по представлению. Открытка – поздравление. Использование аппликации, орнаментики. Творческая работа. | 3 | Март 2019г. |
17 | «Улицы моего города». Линейная перспектива. Наброски, рисунки с натуры. Пленэр. Рисование с натуры. Графика. | 2 | Апрель 2019г. |
18 | «Прогулка по весеннему саду». Композиция – фантазия. «Весна на другой планете». Живопись. «Зеленая планета», «Весна на голубой планете», «Розовый сад», «Планета золотых деревьев». | 2 | |
19 | «Я мечтаю». Свободная композиция. Сопровождение музыкой. | 1 | Май 2019г. |
20 | Аттестационная творческая работа. Свободный выбор тем и материалов для исполнения. Оформление работ к выставке. Пленэр. Рисование с натуры. | 3 |
Условия реализации программы
Для организации занятий нужен специально оформленный и оборудованный кабинет. Для оформления стен используются работающие стенды следующих направлений:
- основные жанры живописи;
- наш вернисаж;
- богатства земли Русской;
- техника безопасности;
- информация.
Стенды должны быть работающими, легко трансформируемыми и часто обновляемыми.
Необходимо отвести достаточное место для стенда «Наш вернисаж», где систематически вывешивать лучшие работы и репродукции картин с информацией об авторе, чередуя то и другое, обобщая творчество больших художников и творчество самих учащихся.
Стенд по технике безопасности лучше всего сделать в карикатурной веселой форме, в виде наглядных, веселых шаржей.
Стенд для информации должен быть мобильным, желательно чтобы информацию готовили дети.
На следующем стенде «Богатство земли Русской» желательно рассказать о видах народного творчества, о богатстве и выразительности изделий народных умельцев.
Из оборудования в кабинете необходимо иметь посуду для наведения красок; достаточный обтирочный материал; доску школьную; мел школьный белый, мел цветной.
Для постановки натуры нужно иметь легкий, переносной столик, к нему несколько видов драпировки, осветительную лампу на штативе.
Кабинет необходимо оснастить компьютером, экраном для демонстрации слайдов, магнитофоном с красивой музыкой на дисках.
Формы оценивания и отслеживания результатов реализации программы
Главным результатом реализации программы является создание каждым учащимся своего оригинального продукта, а главным критерием оценки учащегося является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый ребёнок.
Для отслеживания результатов реализации программы применяются различные методы. Диагностика (анкетирование, творческие задания) динамики художественного развития личности; определения результативности художественных и педагогических воздействий; активизации познавательной мотивации и творческих способностей.
Так же проводится педагогическое наблюдение. Каждый ребенок в течение календарного года принимает участие в конкурсах, выставках различного уровня, начиная от участия в выставках школьного объединения и заканчивая городскими, региональными и всероссийскими конкурсами.
Итогом творческой работы каждого ученика в процессе обучения станет проект. Внешний результат метода проектов можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат – опыт деятельности – станет бесценным достоянием учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.
Оценочные материалы
Образовательные результаты данной программы могут быть выявлены через критерии оценки выполнения творческой работы.
№ | Ф.И.О. ребёнка | Название работы | Техника исполнения | Аккуратность | Самостоятельность | Завершенность |
«5» - работа аккуратна, завершена, выполнена самостоятельно.
«4» - работа аккуратна, завершена, выполнена с помощью педагога.
«3» - работа не аккуратна, завершена, выполнена с помощью педагога.
В последующем работа может строиться на основе методики коллективных творческих дел:
— определение задачи;
— ее обсуждение;
— воплощение в материале;
— анализ работы.
Итоговый контроль в форме выставки детского творчества.
В конце курса заполняется диагностическая карта результатов каждого учащегося.
Фамилия, имя обучаемого | Оценка |
Организация рабочего места | |
Свободное владение инструментами и приспособлениями Владение художественными материалами: гуашью, тушью, акварелью, перьями, карандашом, кистями. Применение выразительных средств: линии, света, объема, симметрии и асимметрии. | |
Основы композиции, использование всей площади листа, вертикальное или горизонтальное расположение листа по замыслу. | |
Основы декоративной живописи, понятие «орнамент», условность подбора красок в декоративной живописи. Умение компоновать растительный и геометрический орнаменты в ленте, круге, овале. | |
Освоение перспективного рисунка, передача в рисунке ближних и дальних предметов, прием загораживания. Знание и применение законов линейной и воздушной перспектив. | |
Умение решать художественно-творческие задачи, пользуясь эскизом, техническим рисунком. | |
Умение работать в определенной цветовой гамме: ограниченной, заданной или выбранной. | |
Умение передавать объем предметов тональной или цветовой градацией. | |
Умение передавать характер движения фигур человека и животных. | |
Свободное, творческое комбинирование различных техник, средств художественной выразительности в своих работах. | |
Обращение к литературному и иллюстрированному материалу при создании творческих композиций. | |
Проявление творчества и фантазии в создании работ. | |
Стремление к совершенству и законченности в работе | |
Система оценок: «3» — 1 уровень (низкий), «4» - 2уровень (средний), «5» - 3 уровень (высокий) |
Методические материалы
- Материально-техническое обеспечение:
- помещение для занятий в соответствии с действующими нормами СаНПина;
- оборудование (мебель, аппаратура, ноутбук, проектор для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала)
- Инструменты и приспособления: краски гуашь, акварель, кисти разной толщины, палитры, карандаши, ножницы.
Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и нормам СаНПина и правилам техники безопасности работы. Особое внимание следует уделить рабочему месту.
- Методическое обеспечение:
- Диски с репродукциями картин
- Диски с видеофильмами
- Комплекты демонстрационных таблиц по изобразительному искусству
- Альбомы по искусству
- Художественные материалы и инструменты
- Натурный и натюрмортный фонд изобразительного искусства (муляжи, макеты, гербарии, изделия декоративно-прикладного искусства, предметы быта, гипсовые геометрические тела)
- Комплект словарей и энциклопедий по искусству
- Наглядные пособия
- Репродукции картин
Список литературы
Для учащихся:
1.Карандаш / Под ред. Д. Льюиса; Пер. с англ. О. А. Ермоченко; Худ.обл. М. В. Драко. – Мн.: ООО «Попурри», 2001. – 144 с.: ил. – (Серия «Техника исполнения»).
2.От Моне до Пикассо. Французская живопись второй половины XIX – начала XX века в Эрмитаже / А. Г. Костеневич. – Изд. «Аврора», Ленинград, 1989.
3.Энциклопедический словарь юного художника.
Для педагога:
1.Н.М. Сокольникова. Обучение в 1-4 классах по учебнику «Изобразительное искусство». — М.: АСТ, Астрель, 2009
2.Е.А.Ермолинская; Е.С.Медкова;Л.Г Савенкова. Изобразительное искусство: 5класс. - М.:Вентана-Граф,2012.
Интернет ресурсы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Письмо Минобрнауки "О рекомендациях по аттестации педагогических работников, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования и дополнительные образовательные программы в области культуры и искусства"
N 03-83 от 08 февраля 2011 г. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования О рекомендациях по аттестации педагогических ...
Рабочая программа по дополнительному образованию "Вокальное искусство"
Рабочая программа "Вокальное искусство" разработана для работы с хоровым коллективом в системе дополнительного образования или при общеобразовательной школе. В программу включена работа не только с хо...
Рабочая программа по дополнительному образованию "Вокальное искусство"
Рабочая программа "Вокальное искусство" разработана для работы с хоровым коллективом в системе дополнительного образования или при общеобразовательной школе. В программу включена работа не только с хо...
Рабочая программа по курсу Изобразительное искусство.Модуль:" Декоративно- прикладное искусство в жизни человека" Уровень образования: среднее, 5 класс
Программа разработана в соответствиии с требованиями ФГОС основного общего образования. Разработана на основе примерных программ по ИЗО "Просвещение" 2013г., " Изобразительное искусство и художественн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА УРОВНЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ 5-7 КЛАССОВ (составлена на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б. М. Нем
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ПРЕДМЕТУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА УРОВНЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ 5-7 КЛАССОВ(составлена на основе авторской программы «Изобразительное искус...
Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине Английский язык образовательной программы среднего профессионального образования для профессии 43.02.13 Технология парикмахерского искусства на базе основного общего образования
В результате освоения учебной дисциплины «Английский язык» обучающийся должен обладать, предусмотренными Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образо...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «История искусства» Основной общеобразовательной программы основного общего образования (срок реализации – 35 часов)
Программакурса Внеурочной деятельности"История искусства "10 класс Основной общеобразовательной программы основного общего образования( срок реализации35 часов)....