Памятки для учащихся
материал
Памятки для учащихся по русскому языку и литературе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 10.5 КБ |
![]() | 42 КБ |
![]() | 651.02 КБ |
![]() | 13.5 КБ |
![]() | 14.14 КБ |
![]() | 349.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ лирического произведения.
1) Выходные данные (автор, название, год написания, история создания, место в творчестве автора, кому посвящено).
2) Тема и идея произведения.
3) Средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, метафора,олицетворение, и т. д.)
4) Язык стиха:
-звукопись,
-поэтическая лексика (синонимы,антонимы, архаизмы,неологизмы),
-морфология и синтаксис.
5)Ритм, размер, рифма.
6) Черты лирического героя.
7) Мое восприятие произведения.
Предварительный просмотр:
Эпизод и его роль в произведении.
Эпизод - основной структурный элемент в фабульно-сюжетной системе эпического, лироэпического или драматического произведения. Эпизод представляет нечто законченное целое, в котором воплощено какое-либо событие, и в то же время является одним звеном в общей событийной цепи художественного произведения, где все эпизоды связаны друг с другом многообразными связями: причинно-временными, причинно- следственными или временными. Сюжет произведения – это некоторый процесс, в котором эпизоды являются отдельными его фрагментами, получающими подлинный смысл лишь в составе целого, и выполняющими в нем определенную функцию.
Смена одного эпизода другим в художественном произведении может быть обусловлена изменением места действия или его участниками. Событие, заключенное в конкретном эпизоде , чаще всего содержит в себе какой-то определенный мотив: встречу героев,их спор,ссору и т. п. Содержательная функция эпизода, таким образом, может быть различной: характерологической, психологической, может знаменовать собой новый поворот в отношении героев: может быть просто оценочной.
Функция эпизода | Суть |
Характерологическая | В эпизоде раскрываются какие-либо стороны характера персонажа, его мировоззрение |
Психологическая | Дается представление о душевном состоянии героя |
Оценочная | Авторское слово открыто вторгается в повествование, автор дает характеристику персонажам и событиям |
Количество эпизодов в эпическом произведении определяется его жанром и в свою очередь влияет на жанровую природу произведения. Малые эпические формы ( рассказы, очерки, новеллы) строятся, как правило, на основе одного эпизода или небольшого их количества, тогда как романы, повести, имеющие разветвленную систему персонажей, естественно включают в себя множество эпизодов и персонажей.
Помимо сюжетно-фабульных, в эпическом произведении могут быть побочные. Вставные эпизоды, примером которых могут служить лирические отступления или «Повесть о капитане Копейкине» в «Мертвых душах» Н.В. Гоголя.
Виды эпизодов. | |
Эпизод, в котором герой оказался в ситуации какого-то выбора | Выбор этот, мотивировка поведения – средство глубоко психологической характеристики, средство создания образов персонажей |
Эпизод, в котором герои оказыва- ются в ситуации дуэли. | Противопоставление героев, их индивидуальных черт характера. Изображение непримиримости олицетворяемых ими сил. |
Эпизод, в котором описывается принадлежащая герою вещь (деталь) | Средство создания характера персона- жа. |
Эпизод –описание пейзажа | Средство создания характера персонажа |
СХЕМА АНАЛИЗА ЭПИЗОДА:
Чтобы успешно справиться с анализом эпизода, необходимо:
- хорошо знать и помнить сюжет произведения, его идейное содержание, историко-культурный материал, чтобы увидеть значимость данного отрывка в контексте всего произведения;
-внимательно прочесть предлагаемый эпизод;
- разбить данную сцену или отрывок на более мелкие смысловые фрагменты (т.е. проследить последовательность мысли автора);
-определить , какое место отведено данному эпизоду в композиции всего произведения (эпизод может быть частью композиции, предварять кульминацию, или развязку, быть кульминацией или развязкой, быть частью развития действия или эпилога;
- выяснить значение эпизода с точки зрения дополнительной характеристики персонажей , т.е. продумать ответы на вопросы: как раскрывается тот или иной образ в данной сцене? Что нового вносит данный эпизод во взаимоотношения героев, в понимание их поступков и дальнейших действий?
- выявить художественные приемы, которые использует автор в данном эпизоде; как эти художественные приемы соотносятся с художественными приемами всего произведения;
- каково авторское отношение к происходящему, как выражается авторская позиция в данном эпизоде;
- обратить внимание на языковые и стилистические средства ( т. е. собственно на языковую структуру данного отрывка), выписать выразительные слова или обороты;
- продумать вывод-обобщение своего анализа ( в чем смысл данного отрывка в контексте всего произведения, для чего автор ввел данный эпизод, какова его значимость и необходимость, связь с основным сюжетом . как в этом эпизоде отражено мастерство писателя).
Элементы анализа эпизода. | Клише |
Вступление | В этом произведении (назвать каком) автор поднимает проблему…., раскрывает тему…, затрагивает вопросы В нем поставлены актуальные для своего времени проблемы… Автора прежде всего волнует вопрос… Автор ставит острые социальные вопросы.. |
Место эпизода в композиции | - является частью сюжета завязки, кульминации, развязки), открывает повествование, завершает повествование; - играет роль внесюжетного элемента (является лирическим отступлением); - определяет проблематику произведения; - становится средством создания образа; - является пейзажной зарисовкой; -вставной рассказ (рассказ в рассказе) Эта глава (эпизод) – ключ к пониманию всего романа… Эта сцена является самым трагичным (впечатляющим, проникновенным. сильным …) эпизодом произведения…потому что позволяет читателю до конца осмыслить . понять и оценить образ главного героя Это один из эпизодов, который расширяет, углубляет представление о личности героя |
Смысловая функция эпизода | - играет роль биографической справки; - позволяет судить об образе жизни и характере героя; - дает представление о душевном состоянии героя; - становится новым витком в развитии сюжета; - разоблачает суть конфликта произведения; - позволяет судить об авторской позиции |
Характер героя | Создается при помощи: - прямой авторской характеристики; описания значительных подробностей его быта; - портрета; - внутреннего монолога героя; - системы оценок другими персонажами - предметно-бытовая детализация; Автор ,характеризуя своего героя обращается к традиционному набору средств: авторской характеристике, портрету, костюму, интерьеру Особое внимание уделено предметно-бытовой детализации, через которую и раскрывается характер героя… Автор дает развернутую портретную характеристику героя… Неслучайно так много внимания автор уделяет одежде героя… Автор показывает психологическое состояние героя через его мысли (комментарии автора…) |
Художественные приемы, позволившие создать образ героя | - гротеск и гипербола; - антитеза и сопоставление; - аллегория и иносказание; - метафоризация и олицетворение; - ирония |
Авторская позиция (настроение, пафос) | - ироническое; - сатирическое; - патетическое; - лирическое; - элегическое; - героическое; - романтическое; - сентиментальное - негативное Автор явно симпатизирует своему герою… Авторская позиция в романе выражена не прямо, а косвенно (через выбор ситуаций,поведение героев, паузы,пейзаж, портретную характеристику, выбор лексики, иронию) Герой является выразителем авторской позиции в произведении… |
Выводы | Таким образом, этот эпизод очень важен для понимания авторской позиции, для раскрытия внутреннего мира одного из героев .. В небольшом фрагменте отражаются основные проблемы произведения в целом. Как видим, в анализируемом фрагменте отсутствует действие, оно заменено подробнейшим описанием |
Роль пейзажа | Введен для того, чтобы: - обозначить авторскую позицию; - раскрыть психологический внутренний мир героя В этой пейзажной зарисовке можно увидеть… Этот пейзаж является органичным продолжением дум героя… Изображение….создает впечатление покоя, гармонии….навевает мысли, воспоминания Пейзаж введен для того, чтобы раскрыть внутренний мир героя… |
Роль интерьера | Описание комнаты введено для того, чтобы: - соотнести внешнюю обстановку и внутренний мир героя; -ощутить смену душевного состояния героя; - понять, что герой-….человек |
Предварительный просмотр:
Шаблон анализа лирического стихотворения
1. Краткая информация об авторе и стихотворении
- Стихотворение (___какое____), написанное (__кем и когда__) вызывает такие ассоциации:
- Создается такое настроение ---------------------
- Вызывает мысли о том, что --------------------------
- В творчестве поэта это стихотворение занимает важное место, так как ---------------
поэт любит и умеет видеть красоту природы, животных или др.
2. Тема и идея. Заглавие.
Тема –
- Это стихотворение (о чем стихотворение?)
- Стихотворение представляет собой яркий пример .. лирики (любовная, философская, пейзажная, тема поэта и поэзии, исповедальная и т.д.)
- Это стихотворение можно рассматривать как размышление (рассуждение) о…(природе, любви, жизни и тд)
Идея
- Автор хотел донести до читателя мысль о том…
- Этим стихотворением автор хотел сказать читателю о том, что…
- В стихотворении четко улавливается настроение (радость, уныние, восторг, надежда) … звучит мотив (грусти, ожидания чуда, любви к …
- Прочитав это стихотворение, я понял(а), что …..
- что я вижу, слышу, чувствую в стихотворении?
Заглавие
- Стихотворение названо так потому, что…
3. Сюжет:
- В этом стихотворении есть сюжет: образы событий (...каких именно...);
- Сюжет в стихотворении ярко не выражен, но передан через образы чувств (...).
- В основе содержания стихотворения – переживания лирического героя …
- Ведущее (переживание, чувство, настроение), отразившееся в поэтическом произведении….
- Яркая лирическая ситуацию, представленная в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя, восторг героя, любование природой и т.д.)
4. Композиция стихотворения
- Стихотворение состоит из … строф… Каждая строфа представляет законченную мысль
- Мысль первой строфы такова….
- Во второй строфе автор говорит о….
- в третьей строфе….. и тд по всем строфам
- Содержание и смысл строф (сопоставлены или противопоставлены?)
- Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод.
5. Характеристика образов (существительные-образы)-
- В первой строфе возникают образы (существительные)…
- Во второй строфе автор говорит…
- в третьей строфе….. и тд по всем строфам
- образы событий (...каких именно...);
- образы чувств (...).
- Образ лирического героя, авторское "Я" (сам автор, рассказ от лица персонажа, автор играет какую-то роль).
6. Художественные средства, с помощью которых созданы эти образы:
- Автор для создания образов использует (бытовую, повседневную; литературную, книжную; публицистическую; архаизмы, устаревшие слова) лексику.
- Автор использует глаголы, содержание которых отражает затронутые в тексте проблемы ... отмечает (что?) ...описывает (что?) ...касается (чего?) ... обращает внимание (на что?) ... напоминает (о чем?)
- Пространство представлено весьма интересно…( описание комнаты и всего, что в ней, от общего к частному, от частного к общему, описание представлено сверху вниз, описание пространства в ширину, выход на уровень неба, космоса…)
- Автор в произведении затрагивает временные рамки (прошлое, настоящее, будущее)
7. Рифма
8. Тропы.
9. Фигуры
10.
Рифма
Кольцевая |
Мужская - рифма с ударением на последнем слоге в строке.
Женская - с ударением на предпоследнем слоге в строке.
Дактилическая - с ударением на третьем от конца строки слоге, что повторяет схему дактиля - -_ _ (ударный, безударный, безударный), с чем, собственно, и связано название этой рифмы.
точной рифма является тогда, когда гласные и согласные звуки, входящие в созвучные окончания стихов, в основном совпадают. Точность рифмы увеличивается и от созвучия согласных звуков, непосредственно предшествующих последним ударным гласным в рифмующихся стихах.
Неточная рифма основана на созвучии одного, реже - двух з
ТРОПЫ | ПРИМЕРЫ | |
Эпитет - художественное определение | Куда ты скачешь, гордый конь? прозрачная дева | |
Сравнение - сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого. | яркий, как солнце | |
Аллегория (иносказание)-изображение отвлечённого понятия или явления через конкретные предметы и образы | весы – правосудие, крест – вера, сердце – любовь, «царь зверей» - вместо «лев» | |
Ирония - скрытая насмешка. | Откуда, умная, бредешь ты, голова? | |
Литота - художественное преуменьшение. преуменьшение размеров, силы, красоты описываемого. | ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка. «мужичок с ноготок» | |
Гипербола - художественное преувеличение, используемое, чтобы усилить впечатление | в сто сорок солнц закат пылал «реки крови», «море смеха» | |
Олицетворение - изображение неодушевлённых предметов, при которм они наделяются свойствами живых существ. | отговорила роща золотая душа поёт, река играет | |
Овеществление - уподобление явлений одушевлённого мира неодушевлённым предметам. | ||
Метафора - скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова как, как будто, словно отсутствуют, но подразумеваются | мертвая тишина, «работа кипит», «лес рук», «тёмная личность», «каменное сердце»… | |
Метонимия - сближение, сопоставление понятий по смежности обозначаемых понятий, когда явление или предмет обозначаются с помощью других слов и понятий. | Шипенье пенистых бокалов (вместо: пенящееся вино в бокалах) . Лес шумит" - подразумеваются деревья | |
синекдоха – употребление названия части вместо целого и наоборот | белеет парус одинокий (вместо: лодка, корабль) Москва, спалённая пожаром, Французу отдана? | |
перифраз – замена слова или группы слов, чтобы избежать повторения | автор «Горе от ума» (вместо А.С. Грибоедов) | |
ФИГУРЫ | ПРИМЕРЫ | |
Риторические вопросы, обращения, восклицания усиливают внимание читателя, не требуя от него ответа | Что стоишь, качаясь, тонкая рябина? Да здравствует солнце, да скроется тьма! | |
Повтор (рефрен) - неоднократное повторение одних и тех же слов или выражений. Разновидности повторов:
| Железная правда – живой на зависть, Железный пестик, и железная завязь. Мне хотелось бы знать. Отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? пришел, увидел, победил | |
Антитеза - потивопоставление | Где стол был яств, там гроб стоит | |
Эллипсис - пропуск отдельных слов для придания фразе дополнительного динамизма | я за свечкой – свечка в печку | |
Бессоюзие - намеренный пропуск союзов | Мелькают мимо будки, бабы, Мальчишки, лавки, фонари… | |
Многосоюзие - увеличение числа союзов между словами с целью замедлить речь вынужденными паузами, сделать её выразительнее | И пращ, и стрела, и лукавый кинжал Щадят победителя годы… | |
Параллелизм - одинаковое синтаксическое построение предложений | молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет. | |
Инверсия - нарушение общепринятого порядка слов, перестановка частей. | Изумительный наш народ. | |
каламбур – игра слов | Шел дождь и два студента. | |
оксюморон – соединение двух противоречащих понятий | живой труп, пожар льда, гигантский карлик. |
Предварительный просмотр:
Строение стихотворной речи.
1) В русском стихосложении учитывается свойства ударения. Ударение в русском языке может занимать любое положение в слове : в середине, начале, конце (свободное). Русское ударение является также подвижным, т.е. оно может перемещаться с одного слога на другой в различных формах одного и того же слова. Русское стихосложение основывается на количестве слогов и числе ударений , а также на соотношении ударных и безударных слогов . Такой стих называется силлабо-тоническим (слого-ударным)
Размеры стихосложения:
ямб: - - (ударение на втором слоге)
хорей: - - (ударение на первом слоге)
амфибрахий: - - - (ударение на первом слоге)
дактиль: - - - (ударение на втором слоге)
анапест: - - - (ударение на третьем слоге)
спондей: - - (два ударных слога)
пиррихий: - - (оба безударных слога)
2) Рифма:
мужская (ударение на последнем слоге): весна-красна
женская ( ударение на 2-м от конца слоге)
дактилическая(ударение на 3-м от конца слоге)
смежная (парная) аа-бб
перекрестная аб-аб
опоясывающая (кольцевая) аб-ба
открытая- оканчивается гласным
закрытая- оканчивается согласным
- 3 Строфа_-сочетание стихов (стихотворных строчек):
двустишие
трехстишие(терцин)
четыреххстишие (катрен)
восьмистишие (октава)
сонет-2 четырехстишия (абба,абба)
2 трехстишия (ааб,аба)
онегинская строфа- 14 строк
3 четырехстишия: абаб
аабб
абба
двустишие: аа
Предварительный просмотр:
Разные случаи постановки тире в предложении.
(Данные материалы учитель может использовать в соответствии с целями своего урока).
- Подлежащее и сказуемое – инфинитив. ( Биться в одиночку – жизни не перевернуть).
- Подлежащее и сказуемое – существительное в именительном падеже.(«Слово о полку Игореве» - настоящая жемчужина древнерусской литературы).
- Подлежащее – существительное, сказуемое – инфинитив. (Наивысшее человеческое счастье – бороться за что-то более значительное, чем личное счастье).
- Неполные предложения. (У трав иных цветенье каждый месяц, у кактуса – единожды в столетье).
- Распространённые приложения. (Мы, дедовский храня обычай, несём домой из гор добычу – оленя, сбитого стрелой).
- Вставные конструкции. Мой приход – я это мог заметить – вначале несколько смутил гостей.
- Однородные члены предложения с отношениями противопоставления. (Не рыбачий парус малый – корабли мне снятся. Хотел объехать целый свет – и не объехал сотой доли).
- Однородные члены предложения с обобщающим словом. (Спины лошадей, шлеи, вожжи, шины колёс – всё мокро и блестит на солнце, как покрытое лаком).
- Однородные члены предложения, вводное слово, обобщающее слово. (Но здравый смысл, твёрдость и свобода, горячее участие в чужих бедах и радостях – словом, все её достоинства точно родились в ней).
- Группа однородных членов предложения, характер пояснения, логическое ударение на обобщающем слове, отсутствует предупредительная пауза. (Всё окружающее – заборы, дома, деревья – в каком-то странном тумане колеблется, точно от ветра. Везде: над головой, под ногами и рядом с тобой – живёт, грохочет, торжествуя свои победы, железо.)
- Несогласованное определение, выраженное инфинитивом ( а именно). (У меня было одно желание – поскорее добраться до дома).
- Согласованные и несогласованные определения, тире для подчёркивания их смысловой значимости, так как выполняет функцию пояснительного члена предложения. (Перед глазами ротмистра стоял этот купец – маленький, сухонький, в длиннополом одеянии, в бархатном картузе и ярко вычищенных сапогах).
- Приложение в конце предложения, в котором даётся разъяснение. (Их напугала енотовидная собака – небольшое лохматое животное).
- Приложение носят пояснительный характер. (Партизаны – мужчины и женщины – конвоировали пленных солдат).
- Приложение в конце предложения, содержит разъяснение. (На маяке жил только сторож – старый глухой швед, бывший шкипер).
- Прямая речь впереди слов автора. («Какое число у нас сегодня?»- воскликнул он вдруг, не обращаясь ни к кому).
- Прямая речь, разорванная словами автора. («Мне кажется, ваше превосходительство,- заметил полковник,- нет лучше коляски, как венская»).
- Диалог.
- Что, есть у тебя книжка? – спросил Коновалов.
- Есть.
- Почитаешь мне?
- Ладно…
- Вот хорошо! Знаешь что? Поживу я месяц, возьму у хозяина денег и половину – тебе?
- На что?
- Купи книжек…
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/01/09/picture-6715.jpg)
Памятки для учащихся в портфолио ученика
Различные памятки для учеников как учить заданный материал, стихи, составлять план и т.п....
Методическая разработка - Памятка для учащихся и их родителей КАК ГОТОВИТЬСЯ К УРОКАМ ИСТОРИИ ДОМА
Данная методическая разработка представляет собой Памятку для родителей и детей, содержащую описание основных проблем, с которыми сталкиваются участники образовательного процесса при устной подготовке...
Алгоритм работы над домашним заданием по английскому языку.Памятка для учащихся и родителей
Эта памятка поможет оптимизировать выполнение домашних заданий по английскому языку...
Памятки для учащихся.
Папка включает памятки для учащихся: как составить план текста, как слушать новый материал на уроке истории, сделать анализ революции и сражения. ...
Памятки для учащихся
Данные памятки предназначены для учащихся разных возрастных групп и помогают им в работе с художественным текстом...
Памятка для учащихся "Сочинение по литературному произведению? Это просто"
Данная памятка окажет помощь учащимся в написании сочинения по литературному произведению...