Вклад А.П. Усовой в развитие отечественной дошкольной педагогики
статья

Клочкова Елена Сергеевна

Курсовая работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kursovaya_klochkova_2.doc179.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РФ

ГОУ ВПО «Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина»

Факультет педагогики и психологии дошкольной

Курсовая работа на тему

«Вклад А.П. Усовой в развитие отечественной дошкольной педагогики»

Исполнитель:

Клочкова Елена

студентка IV курса

группы Д – 41 (ОЗО)

Научный руководитель:

к. п. н., доцент

Чуйкова Ж.В.

г. Елец

2013

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические основы развития дошкольной педагогики в период середины 19 начала 20 веков……………………………………………………..6

1.1 Предпосылки развития дошкольной педагогики в период 19 века в России……………………………………………………………………………...6

1.2 Возникновение и развитие первых дошкольных учреждений в России…10

1.3 Вклад К.Д. Ушинского, П.Ф. Каптерева, Л.Н. Толстого в развитие дошкольной педагогики как науки……………………………………………..13

Выводы к 1-й главе………………………………………………………………19

Глава 2. Вклад А.П. Усовой в развитие отечественного дошкольного образования………………………………………………………………………21

2.1 Этапы жизненного пути А.П. Усовой……………………………………...21

2.2 Вопросы целенаправленного обучения в системе А.П.Усовой…………..23

2.3 Реализация идей А.П.Усовой в теории и практике современного дошкольного образования………………………………………………………26

Выводы ко 2-й главе…………………………………………………………..…32

Заключение……………………………………………………………………….33

Список литературы………………………………………………………………35

Введение

В настоящее время историко-педагогические исследования в нашей стране приобретают особое значение. Осознание их теоретической важности и возрастание реального статуса в системе педагогических наук в значительной мере определяется и стимулируется социальными условиями бытия науки, сложившимися на современном этапе общественного развития. Исторически подтверждено, что общество, осуществляющее коренные изменения в своем укладе или переживающее кризисные состояния, связанные с поиском новых, нетрадиционных путей своего развития, неизбежно обращается к своему прошлому. Одна из тенденций, отличающих современное состояние истории дошкольной педагогики в России, заключается в том, что все отчетливее проявляется стремление ученых к рефлексии генезиса педагогического познания не только через анализ достаточно традиционных объектов историко-педагогических исследований – творческого наследия ученых, но и путем разработки истории научных областей, направлений и отдельных проблем педагогики. При этом все большее внимание уделяется истории разработки теоретико-методологи-ческих аспектов науки, развитию педагогических знаний в конкретные хронологические периоды и т.д.

В условиях модернизации российского дошкольного образования роль теоретического знания возрастает. Модернизация предполагает расширение и обогащение содержания воспитания и обучения, насыщение жизни ребенка яркими, необычными, интересными событиями, повышение качества воспитания и обучения, пересмотр программ дошкольного образования с точки зрения их соответствия требованиям социально-экономического и научного прогресса.

Теория такого сложного, изменчивого объекта, как единый процесс воспитания и обучения ребенка раннего и дошкольного возраста, не появляется вдруг. Она есть результат длительного исторического опыта. Каждый последующий этап ее развития предполагает критическое освоение идей прошлого. Но не каждый из периодов истории был для теории дошкольной педагогики в одинаковой степени плодотворным. Наиболее интенсивно она развивалась там и тогда, где борьба различных направлений и течений педагогической мысли сопровождалась накоплением новых знаний о реальностях единого процесса воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста и его закономерностях, составляющих непреходящие ценности педагогической науки. К числу таких периодов относится и конец XIX – начало XX вв. в России.

На рубеже XIX-XX вв. прогрессивные русские педагоги подвергали радикальному пересмотру все стороны воспитания до школы, его содержание, формы и методы. В то время создавались новые воспитательные системы, которые исключали пассивность и педагогическую запущенность ребенка, стимулировали его активность и самодеятельность. Отдельные передовые для того времени дошкольные учреждения и воспитатели предпринимали попытки такого построения педагогического процесса, которое обеспечивало бы условия именно общего развития всех сторон психики ребенка. Велись экспериментальные исследования влияния воспитания и обучения на формирование личности ребенка раннего и дошкольного возраста. Широко известны такие деятели этого периода как: Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Н.И. Пирогов, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, К.Д. Ушинский, А.С. Симонович, Е.Н. Водовозова, П.Ф. Каптерев, Л.Н. Толстой и др.

Одним из видных прогрессивных педагогов того времени является и Александра Платоновна Усова. Ей разработаны и изучены различные вопросы дошкольного воспитания. Но не смотря на то, что исследования Усовой проводились в 20 веке, многие из её идей используются в практике дошкольного воспитания и по сей день.

Однако в педагогической литературе отсутствует анализ педагогического наследия А.П. Усовой, её вклад в развитие дошкольной педагогики освещен неполно. Все исследования и разработки Усовой изучаются лишь в истории развития дошкольной педагогики. А развитие науки на месте не стоит, появляются новые исследования и разработки в области дошкольной педагогики, в которых в какой-то мере проявляются и положения Усовой. Отсутствие же педагогического анализа использования наследия Усовой в современном мире и побудило нас выбрать темой нашего исследования: «Вклад А.П. Усовой в развитие отечественной дошкольной педагогики».

Тема исследования: Вклад А.П. Усовой в развитие отечественной дошкольной педагогики.

Гипотеза исследования: идеи разработанные А.П. Усовой являются актуальными и востребованными  в теории и практике современного дошкольного образования.

Цель исследования: изучить и проанализировать вклад А.П. Усовой в развитие отечественной дошкольной педагогики.

Задачи исследования:

  • проанализировать педагогическую литературу по данной проблеме;
  • рассмотреть теоретические основы развития дошкольной педагогики в период середины 19 начала 20 веков;
  • рассмотреть вопросы целенаправленного обучения в системе А.П.Усовой;
  • проанализировать реализацию идей А.П.Усовой в теории и практике современного дошкольного образования.

Глава 1. Теоретические основы развития дошкольной педагогики в период середины 19 начала 20 веков

  1. Предпосылки развития дошкольной педагогики в период 19 века в России

Развитие дошкольной педагогики и выделение её в отдельную область научных знаний неотделимо от общественно-политической жизни страны и мира в целом. Рассмотрим, как же происходило развитие дошкольной педагогики в 19 веке в России.

В конце XVIII — начале XIX в. в России, как и несколько раньше в странах Западной Европы, назревал кризис самодержавно-крепостнических отношений. Передовые русские мыслители и деятели подвергали все более решительной критике крепостничество и сложившуюся систему воспитания. В начале XIX в. правительство, стремясь сохранить крепостнический строй и господствующее положение дворян и в то же время пытаясь приспособиться к новым требованиям, провело школьную реформу. Было создано министерство народного просвещения, разработавшее государственную систему народного образования. Это, безусловно, было очень важно для дальнейшего развития просвещения [3, с. 152].

Но наиболее значительное развитие школы и педагогики в России пришлось на вторую половину XIX в. - эпоху важных социальных реформ, предпринятых в ходе отмены крепостной зависимости крестьянства. В обществе широко распространялся взгляд на просвещение как на способ изменения условий жизни. В педагогике нарастало внимание к отдельной личности. Как необходимое условие для выработки принципов воспитания и обучения рассматривалось изучение характера, быта, потребностей народных низов. В этот период в России развернулось мощное общественно-педагогическое движение. Борьба против сословной школы и за утверждение светскости образования, догматизма и схоластики, зубрежки и муштры, за образование женщин, уважительное отношение к личности ребенка, разработка на прогрессивных началах дидактических вопросов, требование широкой сети народных школ — таковы были важнейшие вопросы, выдвинутые русской прогрессивной педагогикой 60-х гг. XIX в.

Под влиянием общественно-педагогического движения в эти годы развивается педагогическая журналистика и издаются журналы: "Учитель", "Журнал для воспитания", "Русский педагогический вестник", "Журнал Министерства народного просвещения", "Педагогическим сборник", "Журнал для родителей и наставников" и др. Вопросы воспитания и народного образования освещались также литературными, политическими и профессиональными журналами. Например, в "Современнике" – журнале революционно-демократического направления были помещены статьи педагогического содержания Н.Г.Чернышевского (1828-1889) "Заметки в журналах", "Научились ли?" и Н.А. Добролюбова (1836-1861) "О значении авторитета в воспитании", "Всероссийские иллюзии, разрушаемые розгами" [16, с. 214].

В 1856 г. в журнале "Морской сборник" печатается статья известного русского хирурга Н.И.Пирогова (1810-1881) под названием "Вопросы жизни", которая имела значительный отклик в педагогических и общественных кругах, пробудив, как писал К.Д.Ушинский, "спавшую педагогическую мысль". В статье поднималась проблема общечеловеческого воспитания, цель которого автор видел в подготовке к жизни высоконравственного человека с широким умственным кругозором: "Быть человеком - вот к чему должно вести воспитание". Будучи попечителем Одесского и Киевского учебных округов, Н.И.Пирогов проявил себя сторонником и участником прогрессивных преобразований в системе просвещения. Он настаивал на либеральных, коллегиальных началах управления учебными заведениями, выступал против регламентации сверху программ обучения. В статье "Нужно ли сечь детей" осуждал применение телесных наказаний, доказывал антипедагогичность применения розг, считая, что это "уничтожает в ребенке стыд"[16, с. 221].

Н.И. Пирогов придавал огромное значение роли матери в воспитании детей дошкольного возраста. Говорил о необходимости педагогической подготовки матерей. Считал, что в развитии дошкольников большое место занимает игра.

В первой половине XIX в. появился целый ряд общественных деятелей, представителей культуры и педагогов, каждый из которых внес вклад в развитие педагогики в целом и дошкольной педагогики в частности.

В.Г. Белинский – наметил возрастную периодизацию (от рождения до 3 лет – младенчество; от 3 до 7 лет – детство; от 7 до 14 – отрочество). Он придавал большое значение умственному и физическому развитию дошкольников, наглядности и детским играм, эстетическому воспитанию. Был сторонником семейного воспитания и большую роль в воспитании дошкольника отводил матери[21, с. 194].

А.И. Герцен – также был сторонником семейного воспитания. Им была написана педагогическая работа «Разговор с детьми».

Огромное влияние на развитие дошкольной педагогики этого периода оказал К.Д. Ушинский. Он был сторонником семейного воспитания, но понимал необходимость создания системы дошкольного общественного воспитания. Высказывал соображения о деятельности воспитателей дошкольных учреждений. Подготовил книгу для детского чтения и обучения «Родное слово». Это книга сохранила свое значение до сих пор.

Идея выделения дошкольной педагогики в отдельную отрасль педагогической науки принадлежит немецкому педагогу Фридриху Фребелю (1782–1852), который является создателем первой системы дошкольного воспитания и основателем детских садов. Фребель одним из первых привлек внимание общественности к необходимости именно педагогической работы с детьми до семи лет. Фребель во многом был первооткрывателем в педагогике. Главные положения его педагогической системы сохраняют свою актуальность и сегодня. До появления системы Фребеля задачи воспитания сводились к развитию ума, расширению знаний и выработке полезных навыков. Фребель стал говорить о целостном, гармоничном воспитании человека, впервые ввел в педагогику принцип деятельности. Система Фребеля оказала колоссальное влияние на развитие дошкольной педагогики и на долгое время завоевала всю Европу. Особой популярностью Фребель пользовался в России, где у него было множество последователей[6, с. 132].

В 60-е гг. XIX в. стали открываться первые детские сады. Они работали по системе Ф. Фребеля. Детские сады были платные, частные.

В 1866–1869 гг. выходил специальный педагогический журнал «Детский сад». Его редакторы – А.С. Симонович и Л.М. Симонович. А.С. Симонович открыла несколько детских садов. На основе своей педагогической деятельности она разработала некоторые педагогические и методические подходы к организации дошкольного воспитания.

Значительный вклад в разработку проблем воспитания дошкольников внесла детская писательница Е.Н. Водовозова. В конце 60-х гг. она была за границей и изучала там опыт семейного воспитания и организации детсадов. В 1871 г. она опубликовала книгу «Умственное и нравственное воспитание детей от первого появления сознания до школьного возраста». Книга предназначалась для воспитателей детских дошкольных учреждений и матерей[6,с. 145].

В конце XIX века стало постепенно расти количество дошкольных учреждений, предназначенных для детей из бедных семей: фабричные ясли; народные детские сады. Появлялись они преимущественно в городах с развитой промышленностью, там, где родители были заняты на производстве. Несмотря на слабое финансирование, организационные и методические трудности, некоторые педагоги занимались поиском и апробацией эффективных программ – методик, материалов, лучших форм организации работы с детьми. Так постепенно накапливался практический опыт по общественному воспитанию детей дошкольного возраста, росла потребность в научно-обоснованной и стройной науке по дошкольному воспитанию.

1.2 Возникновение и развитие первых дошкольных учреждений в России

Первые детские сады в России появились в 60-х годах ХIX века по инициативе частных лиц, благотворительных и филантропических обществ, некоторых передовых земств. Было их мало, и, за редким исключением, все они были платными. Государство не принимало участия в их организации. Плата за посещение частных детских садов была очень высокой, время пребывания в них ограничивалось обычно 4-мя часами, поэтому их услугами могли пользоваться только состоятельные родители.

Направление воспитательной работы и подбор персонала всецело зависели от лиц, содержавших детские сады.

Первый бесплатный, так называемый народный детский сад для детей низших слоев населения был открыт в 1866 году при благотворительном "Обществе дешевых квартир" в Петербурге. Занятия в нем, как и в других дошкольных учреждениях, проводились по системе Фребеля.

Самым первым в России "детским садом" было петербургское заведение Аделаиды Семеновны Симонович (1840-1933), которое она открыла вместе с мужем в 1866 году в Петербурге. Заведение принимало в себя детей 3-8 лет, "сад" был платным[21, с. 342].

Аделаида Симонович стала первой в России "садовницей" - так она себя именовала официально. Симонович была большой фантазеркой, в программе ее "сада" были придуманные ей подвижные игры, конструирование и даже курс родиноведения.

Но и этого ей показалось мало. "Садовница" хотела, чтобы идеи немецкого педагога Фребеля стали российской практикой, и начала издавать специальный журнал "Детский сад", посвящённый вопросам дошкольного образования.

В дальнейшем А.С. Симонович изучая особенности детей убедилась в невозможности правильного воспитания по системе Фребеля и обратилась к идее народного воспитания, предложенной К.Д. Ушинским.

Рассматривая детский сад как "связывающее звено между семьей и школой", она полагала, что он должен готовить детей к школьному обучению. По ее мнению, занятия в детском саду должны иметь характер игры.

Будучи не удовлетворенной фребелевской методикой проведения игр и занятий, она подготовила собственные примерные методические разработки по родиноведению, подвижным играм и гимнастике, рассказыванию, рисованию и выкладыванию, конструированию, вырезыванию, плетению и другим видам работы, считала необходимым привлекать детей к выполнению некоторых обязанностей (например, к дежурствам), приучать к взаимопомощи и товариществу, к ограничению своих желаний[21, с. 343].

В старшем дошкольном возрасте ею вводится более систематическая подготовка к школе в специальном элементарном классе. Ребенок, продолжая играть, одновременно привыкает к усидчивости, знакомится с азбукой, письмом и счетом.

В детском саду Симоновичей все было приспособлено для творческой педагогической работы: удобное расположение просторных, светлых комнат с балконами, сад и площадки для игр и занятий детей на воздухе.

Симоновичи стремились приспособить содержание работы детского сада к русским условиям. Они ввели подвижные игры, которые отражали отдельные виды труда и моменты быта русского народа и сопровождались русскими народными песнями.

А.С. Симонович правильно указывала, что воспитание детей является не частным делом, а общественной обязанностью родителей и что для правильного ее выполнения требуются соответствующая обстановка и надлежащие материальные условия жизни, а также хотя бы элементарное знание родителями педагогической науки[21, с. 344].

Разрабатывая свою систему работы детского сада, А.С. Симонович взяла за основу систему Фребеля, дополнив ее отдельными занятиями, заимствованными из опыта русских детских садов. Хотя, методические разработки А.С. Симонович встречали в печати справедливую критику, однако ее заслуги в развитии русской дошкольной педагогики второй половины XIX века несомненны: пропагандируя в России идею общественного дошкольного воспитания, она открыла опытный детский сад, углубленно работала над определением содержания и методики воспитательной работы в нем, над установлением связи детского сада со школой[21, с. 346].

Следует отметить и детский сад Л.К. Шлегер. Луиза Карловна Шлегер (1863-1942) была известным деятелем дошкольного воспитания в дореволюционные годы и в первые годы Советской власти и оказала заметное влияние на развитие теории дошкольного воспитания. В ряде работ ("Материалы для бесед с маленькими детьми", "Практическая работа в детском саду" и др.) содержатся ценные советы по методике организации бесед с дошкольниками, изучению детей, индивидуальной работе, применению специальных упражнений для развития органов чувств.

Педагогическая деятельность Шлегер началась в 1882 г., а с 1905 года она стала активным участником обществ "Сетлемент" и "Детский труд и отдых", проводивших воспитательные мероприятия для детей московской бедноты. На одной из рабочих окраин Москвы был открыт детский сад, где члены общества работали безвозмездно[3, с. 311].

Детский сад представлял собой педагогическую лабораторию, где создавалась новая методика воспитания, основанная на уважении личности ребенка и заботе о его всестороннем развитии. Основная задача детского сада - создать такую обстановку, в которой ребенок мог всесторонне развиваться и чувствовать себе свободно, находил бы отклики всем своим запросам и интересам.

Сотрудники детского сада Л.К. Шлегер занимались изучением влияния среды, взрослых на развитие ребенка, искали новые методы воспитания детей из пролетарской среды, занимались углубленной разработкой методических вопросов воспитания детей дошкольного возраста, изучали литературу и опыт работы зарубежных педагогов и детских садов.

К началу ХХ века в России было открыто довольно большое число дошкольных учреждений как платных для интеллигенции и рождающейся буржуазии, так и бесплатных детских садов, площадок, приютов, очагов для детей низших слоев населения, а также для детей-сирот.

В целом развитие дошкольных учреждений в России шло крайне медленно. Государственные ассигнования на дошкольное воспитание были ничтожны. В государственном бюджете Российской империи на 1913 год по статье "Занятия с детьми дошкольного возраста" предусматривались затраты в среднем на одного ребенка-дошкольника в размере 1 коп. в год[16, с. 249].

К октябрю 1917 года в стране имелось всего около 280 детских садов, сосредоточенных в крупных городах, из них 250 - платные.

Такое положение дошкольных учреждений в дореволюционной России вполне закономерно. Перед ними и не ставилась задача организации воспитания детей широких народных масс. Правительство рассматривало детские сады лишь как учреждения для помощи буржуазному семейному воспитанию или для призрения сирот.

Дошкольное воспитание в России существовало и развивалось лишь благодаря энтузиазму педагогов, которых следует выделить А.С. Симонович, Е.Н. Водовозову, Л.К. Шлегер, Е.И. Тихееву и др.

1.3 Вклад К.Д. Ушинского, П.Ф. Каптерева, Л.Н. Толстого в развитие дошкольной педагогики как науки 

Вторая половина XIX в. была порой расцвета русской педагогики, представители которой внесли достойный вклад в развитие мировой педагогической мысли.

Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) является великим русским педагогом, основоположником народной школы в России, создателем глубокой, стройной педагогической системы, автором замечательных учебных книг, по которым в течение более полувека обучались десятки миллионов человек в России. Он — «учитель русских учителей» — разработал систему подготовки народных учителей в учительской семинарии, лучшие народные учителя в своей педагогической работе руководствовались сочинениями Ушинского[3, с. 312].

К. Д. Ушинский считал, что человек должен быть совершенным физически, умственно и нравственно, гармонически развит. Воспитание поэтому он определял как целеустремленный, сознательный процесс формирования гармонически развитой личности. Среди различных сторон воспитания Ушинский главное место отводил воспитанию нравственности. Он писал: «...мы смело высказываем убеждение, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями» [3, с. 313].

Воспитание по мнению Ушинского, должно развить у ребенка твердый характер и волю, стойкость, чувство долга.

Воспитание патриотизма, беззаветной, деятельной любви к родине занимает в системе нравственного воспитания, рекомендуемой Ушинским, главное место в соответствии с основой всей его педагогической системы — народностью. Любовь к родине, писал Ушинский наиболее сильное чувство человека.

Нравственное воспитание должно развить в детях уважение и любовь к людям, искреннее, доброжелательное и справедливое отношение к ним.

К.Д. Ушинский совершенно правильно считает деятельность и активность ребенка одним из важнейших условий его воспитания и обучения. В своих психологических высказываниях Ушинский подчеркивает большое значение воли. Обучение он понимает как активный процесс. Ребенку в процессе обучения не все будет интересно, но пусть он благодаря напряжению воли, сознанию своего долга приучается преодолевать и неинтересное, и трудное. Взгляды его на важное значение деятельности и активности ребенка ярко выражены в высказываниях о труде[27, с. 187].

Ушинский придавал большое значение физическому труду, считал очень полезным, чтобы человек в своей деятельности сочетал физический и умственный труд, подчеркивал большое воспитательное значение сельскохозяйственного труда (особенно в сельских школах). Говоря о труде, он указывал, что «учение есть труд и должно остаться трудом, но трудом полным мысли». Он решительно возражал против развлекающего, забавляющего обучения, против стремления некоторых педагогов сделать обучение для детей как можно более легким. Дети в процессе учения должны приучаться к труду, к преодолению трудностей[17, с. 185].

Ушинский составил две учебные книги для начального обучения: «Родное слово» предназначалось для первоначального обучения, начиная с букваря, в котором главное внимание обращено на русский язык; «Детский мир» — для учащихся несколько более старших (примерно третий и четвертый годы обучения), в нем центр тяжести лежит на сообщении детям первоначальных сведений по естествознанию и географии. Обе эти учебные книги являются образцом богатства содержания, совершенства языка и методики.

Своей деятельностью К.Д. Ушинский значительно расширил и обогатил новыми приемами методику наглядного обучения, внес много нового относительно развития активности и деятельности детей.[5, с. 235].

Лев Николаевич Толстой (1829-1910). Активная педагогическая деятельность Л.Н. Толстого начинается с 1859 г., когда он открывает в Ясной Поляне школу для крестьянских детей и продолжается (с перерывами в разное время) до конца его жизни.

В I860 г. Л.Н.Толстой совершает поездку за границу. Там он знакомится с работой школ Франции, Италии, Бельгии, Англии и Германии. Школы стран Западной Европы произвели на Л.Н.Толстого отрицательное впечатление. Отметив в качестве основных недостатков этих школ формализм, педантизм, отсутствие всякой свободы учащихся, он приходит к выводу, что заимствовать опыт этих школ нельзя, что в России надо строить школу на иной основе. Такой основой ему представляется идея свободного воспитания.

Приступив по возвращении из-за границы к занятиям в Яснополянской школе (1861), Л.Н.Толстой широко экспериментирует постановку работы на основе этой идеи и в результате достигает значительных успехов: учащиеся охотно посещали школу, прилежно, с большим интересом занимались в ней, проявляли большую творческую активность и самостоятельность в работе, прочно овладевали знаниями. Убежденный в правоте своей позиции, он добивается разрешения на издание журнала "Ясная Поляна". В первых номерах журнала были помещены статьи Л.Н.Толстого "О народном образовании", "О свободном возникновении и развитии школ в народе", "О методах обучения грамоте" и др. В 70-х гг. Л.Н.Толстой составил "Азбуку" с книгами для чтения. К каждой из четырех книг приложено руководство для учителя. В 1875 г. он издал "Новую азбуку", которая пользовалась популярностью и до конца XIX в. выдержала 30 изданий[12, с. 198].

Главный пункт педагогической концепции Л.Н.Толстого - идея "свободного воспитания". По его мнению, надо предоставить ребенку максимальную свободу, покончив с традиционным стилем принуждения и наказания. Воспитывать ребенка бессмысленно, так как сознание нравственного идеала у детей сильнее, чем у взрослых. Взрослые должны давать только материал, чтобы они могли развиваться. Он идеализировал природу детей. В своем учении отрицал целенаправленное воспитательное воздействие на детей. Был сторонником семейного воспитания, главное условие - здоровый семейный уклад (согласованность родителей, взаимное уважение, единый подход), необходимость воспитания любви и привычки к труду. Воспитание детей должно быть направлено на гармоническое развитие сил и способностей, выступал против телесных наказаний в семейном воспитании[10, с. 154].

Много ценных мыслей высказал он по вопросам методики обучения. При выборе методов обучения советовал исходить из отношения учеников к тому или другому методу. Особое место Толстой отводил "живому слову учителя" (рассказ, беседа), а также экскурсиям.

Петр Федорович Каптерев (1849—1922).

Каптерев внес ценный вклад в развитие дошкольной и семейной педагогики. Широкую известность получили его труды “Задачи и основы семейного воспитания”, “О природе детей”, “О детских играх и развлечениях”, а также “Энциклопедия семейного воспитания и обучения”, редактором которой он был с 1898 г[25, с. 369].

В этих трудах П. Ф. Каптерев дал историю, семейного воспитания в России, выделив его отрицательные и положительные черты, в частности он указывал, что в семьях трудящихся огромное внимание уделяется воспитанию у детей патриотизма, трудолюбия, нравственных качеств. Как одну из отрицательных черт он называл приверженность к телесным наказаниям, которые категорически отрицал[25, с.370].

По мнению Каптерева, в период промышленного развития, когда в общественное производство вовлекается женщина, а от работников требуется грамотность и знание, семейное воспитание детей с раннего возраста следует сочетать с общественным воспитанием в детских садах и школах.

Через все труды Каптерева проходит идея народности воспитания, разработанная К. Д. Ушинским. Исходя из этой идеи, Каптерев стремился активно содействовать развитию отечественной теории дошкольного воспитания, отвечающей потребностям России и основанной на учете практики лучших детских садов и на данных детской психологии. Он опровергал мнение о том, что Фребель будто бы являлся основоположником дошкольного воспитания, и доказывал, что над развитием дошкольных учреждений, предшествовавших детскому саду, работали не только немцы, но и другие народы, в частности русские люди. Теории детского сада надо разрабатывать, считал Каптерев, применительно к национальным потребностям народов, в особенности отдельных государств[10, с. 143].

Детский сад Каптерев считал первой ступенью в системе общественного воспитания детей. “Детский сад следует признать необходимым воспитательным учреждением в ряду других... Детский сад заключает в себе элементы семьи и школы”.

П. Ф. Каптерев впервые в истории русской дошкольной педагогики сделал попытку определить, как должна усложняться воспитательная работа в детском саду в связи с возрастными особенностями детей.

В противовес существовавшей практике проведения дидактических игр и систематизированных занятий с детьми по строго установленному плану и расписаниям, Каптерев выдвинул принцип свободной постановки воспитательно-образовательной работы детского сада — без строго установленных программ и расписаний.

П. Ф. Каптерев указывал на важную роль детского коллектива в воспитании чувства товарищества у детей. Он рекомендовал воспитательнице при подготовке к занятиям учитывать интересы всего детского коллектива и индивидуальные особенности детей группы. Он правильно указывал, что “жизнь в обществе товарищей — серьезная наука, чрезвычайно богатый источник возбуждения и развития детей”[26, с. 385].

В педагогическом наследии П. Ф. Каптерева нашла отражение его разнообразная педагогическая деятельность. Он был педагогом большой эрудиции, умелым популяризатором достижений педагогики. В его многочисленных трудах педагоги находили много полезных в методическом отношении советов.

Выводы к 1-й главе

Становление и развитие дошкольной педагогики в России конца XIX – начала XX вв., актуализация ее теоретических проблем определялись социально-историческими условиями того времени, которые характеризовались борьбой различных по своей классовой природе сил за влияние на подрастающее поколение, расширением сферы образования, возникновением дошкольных учреждений, возраставшим стремлением широких слоев народа к знанию, общественным движением за научно обоснованное воспитание детей раннего и дошкольного возраста.

Состояние дошкольной педагогики и важнейшие тенденции ее развития на рубеже веков обусловливались общим прогрессом науки и внутренней логикой развития педагогической теории.

В конце XIX – начале XX вв. дошкольная педагогика формировалась в относительно самостоятельную отрасль педагогической науки, что сопровождалось уточнением ее предмета, появлением новых и переосмыслением традиционных ее понятий, появлением большого количества новой педагогической литературы по воспитанию и обучению детей раннего и дошкольного возраста.

Большой вклад в развитее отечественной дошкольной педагогики данного периода внесли: Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Н.И. Пирогов, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, К.Д. Ушинский, А.С. Симонович, Е.Н. Водовозова, П.Ф. Каптерев, Л.Н. Толстой и др.

Также данная эпоха знаменита тем, что начали появляться первые детские сады.

Самым первым в России "детским садом" было петербургское заведение Аделаиды Семеновны Симонович (1840-1933), которое она открыла вместе с мужем в 1866 году в Петербурге. Заведение принимало в себя детей 3-8 лет, "сад" был платным.

Первый бесплатный, так называемый народный детский сад для детей низших слоев населения был открыт в 1866 году при благотворительном "Обществе дешевых квартир" в Петербурге. Занятия в нем, как и в других дошкольных учреждениях, проводились по системе Фребеля.

Развитие системы детских садов привело к необходимости развития дошкольной педагогики как науки. Возросла потребность в научно-обоснованных разработках по организации жизни и деятельности детей в дошкольных учреждениях.

Глава 2. Вклад А.П. Усовой в развитие отечественного дошкольного образования

2.1 Этапы жизненного пути А.П. Усовой

Александра Платоновна Усова родилась 30 октября (11 ноября) 1898 года в Иркутской губернии.

Александра Платоновна начала педагогическую деятельность в 1921 г. в Иркутске учителем начальной школы. Получала высшее педагогическое образование в ЛГПИ им. А.И. Герцена. По окончании обучения (1926 год)  работала там же в качестве преподавателя.

С 1938 по 1941 год А.П. Усова заведовала кафедрой в Московском областном педагогическом институте им. Н.К.Крупской. С 1942 по 1945 год возглавляла Центральный научно-методический кабинет по дошкольному воспитанию Министерства просвещения РСФСР. С 1945 года руководила секцией дошкольного воспитания НИИ теории и истории педагогики АПН РСФСР[23, с. 5].

 В 1950 году Усова А.П. стала членом - корреспондентом Академии педагогических наук. В 1959 году после защиты докторской диссертации ей была присвоена ученая степень доктора педагогических наук. Со дня основания НИИ дошкольного воспитания (1960 год), возглавляла здесь лабораторию дидактики.

А.П. Усова разрабатывала теоретические основы обучения детей дошкольного возраста в детском саду и семье. Исследовала пути оптимизации подготовки их к поступлению в школу; ею заложены основы психолого-педагогические концепции готовности к школьному обучению.

Под руководством А.П. Усовой исследовались проблемы содержания, форм и методов обучения в детском саду; результаты этих исследований нашли воплощение в программах воспитания в дошкольных учреждениях СССР[23, с. 6].

А.П. Усова разработала положение о двух уровнях знаний, которыми могут овладевать дошкольники.

Значительный вклад А.П. Усова внесла в разработку проблем детской игры. Критиковала типичные ошибки воспитателей, которые либо предоставляют детям полную самостоятельность и никак не вмешиваются в детскую игру, либо, наоборот, подвергают игру чрезмерной регламентации и контролю[24, с. 7]. 

А.П. Усовой было разработано изданное в 1947 году методическое письмо «Обязательные занятия в детском саду». Большую пользу практическим работникам принесли ее книги «Занятия в детском саду» и «Вопросы обучения в детском саду».

А.П. Усова была председателем объединённой комиссии АПН РСФСР и АПН СССР по разработке комплексной программы воспитательной работы с детьми от раннего возраста до поступления в школу. Результатом работы этой комиссии явилась «Программа воспитания в детском саду», которая была издана в 1963 году, затем сё содержание уточнялось, дорабатывалось[16, с. 375].

А. П. Усовой исследованы основные проблемы детского сада: игра, обучение, сенсорное воспитание, народное творчество, организация педагогического процесса. Её научные труды широко известны в нашей стране и за рубежом. Среди них - «Обязательное занятия в детском саду», «Обучение в детском салу», «Игра и организация жизни детей», «Русское народное творчество в детском саду» и др.

Также результатом многолетних исследований проблемы дошкольной дидактики, проведенных А. П. Усовой и возглавляемым ею сектором дошкольного воспитания Института теории истории педагогики АПН РСФСР является книга «Обучение в детском саду». В этой книге рассматривается роль образовательной работы в воспитательном процессе детского сада, дается характеристика учебной деятельности ребенка и особенностей ее формирования, раскрывается процесс обучения на занятиях, анализируются образовательные элементы в программных документах детского сада.

А.П. Усова большую часть своей жизни посвятила разработке проблем дошкольного воспитания. А результаты её исследований и научных работ являются актуальными и востребованными до сих пор.

2.2 Вопросы целенаправленного обучения в системе А.П.Усовой

А. П. Усова одна из первых выдвинула положение о необходимости системы знаний и умений для дошкольников, причем такой системы, в которой существенную роль играют общие знания, отражающие простые закономерности и зависимости между явлениями реального мира. Как показал ряд педагогических и психологических исследований, дошкольное детство нельзя рассматривать как период накопления лишь отдельных конкретных представлений о вещах. На протяжении дошкольного детства наблюдаются существенные сдвиги в умственном развитии, формируются общие представления и понятия, складываются важные мыслительные операции — умение анализировать, сравнивать, обобщать и т. д. [27, с. 261].

В связи с этим А. П. Усова ставила вопрос о такой систематизации знаний для дошкольников, которая бы, с одной стороны, учитывала их возрастные особенности, а с другой — способствовала формированию у детей общих представлений и понятий, развитию их мыслительных способностей. Она указывала, что четкая систематизация усваиваемых детьми знаний и правильная организация процесса обучения позволяют давать детям значительно более сложные знания, чем те, которые они усваивают в процессе повседневной жизни. Воспитатель на занятиях не только в доступной форме излагает знания, но и раскрывает детям способы мыслительной деятельности, которые необходимы для овладения этими знаниями. Все это, несомненно, способствует общему развитию детей, формированию у них широких познавательных способностей, являющихся основой успешного обучения в школе[23, с. 12].

А.П. Усова обосновала положение о двух уровнях знаний, которыми могут овладеть дети.

К первому уровню она отнесла элементарные знания, которые дети приобретают в процессе игр, жизнедеятельности, наблюдения и общения с окружающими людьми; ко второму, более сложному уровню, отнесла знания и умения, усвоение которых возможно только в процессе целенаправленного обучения.

При этом А.П. Усова выделила три уровня учебной деятельности в зависимости от познавательных мотивов детей, умения слушать и руководствоваться указаниями взрослого, оценивать сделанное, осознанно достигать поставленных целей. При этом она подчеркивала, что первого уровня дети достигают не сразу, а только к концу дошкольного детства, под влиянием целенаправленного и систематического обучения[24, с. 25].

Решая проблемы целенаправленного дошкольного воспитания А.П.Усова пришла к выводу, что, для того чтобы ребенок успешно развивался в умственном отношении, надо организовать его чувственный опыт, развивать его сенсорные способности. Исследования в области сенсорного воспитания, проходившие под ее руководством, обогатили теорию дошкольной педагогики, важны они по своей практической и по сей день.

Ценным вкладом в теорию и практику советского дошкольного воспитания явились исследования А.П.Усовой, которые были посвящены разработке вопросов содержания и методов дошкольного обучения, а также его влияния на умственное развитие ребенка. А.П.Усова сделала важный шаг вперед в разработке основных положений дошкольной дидактики. Под ее руководством, сотрудники сектора дошкольного воспитания АПН РСФСР, впервые по-новому разработали теоретические основы обучения в детском саду; была определена программа того, что должно было быть усвоено детьми за время их пребывания в детском саду.

Результатом этой работы стала книга «Обучение в детском саду». В этой книге рассматривается роль образовательной работы в воспитательном процессе детского сада, дается характеристика учебной деятельности ребенка и особенностей ее формирования, раскрывается процесс обучения на занятиях, анализируются образовательные элементы в программных документах детского сада[23, с. 2].

Содержание книги А. П. Усовой «Обучение в детском саду» является в настоящее время актуальным, ее переиздание окажет большую помощь практическим работникам детских садов в дальнейшем совершенствовании воспитания и обучения детей, в решении новых, более сложных задач всестороннего развития ребенка, в подготовке детей к систематическому обучению в школе[23, с. 3].

Рассматривая вопросы дошкольной дидактики А.П. Усова  в 50-е годы сформулировала пять основных положений, которые остаются актуальными и по сей день:

- во-первых, деятельность детей вызывается и поддерживается на протяжении всего учебного времени эмоциями радости и интереса;

- во-вторых, осуществляется коллективная деятельность детей и педагога;

- в-третьих, обучение строится на базе интеллектуальной активности высокого уровня, обеспечивающего открытие каждой индивидуальностью способа приобретения знаний и умений;

- в-четвёртых, каждый участник устремлён к результату, для достижения которого применяется прогнозирование, предвосхищение его и успеха от своей деятельности;

- в-пятых, необходимо волевое усилие каждого в достижении результата, поэтому необходима дисциплина во время занятия или урока[21, с. 374].

Усовой, очевидно, захотелось найти форму, в которой бы дети, направляемые воспитателем, могли активно использовать своё умение думать и одновременно могли слышать, что и как думают другие. И она нашла форму занятия. Усова использовала слово «занятие» вместо слова «урок», чтобы подчеркнуть отличие дошкольного учреждения от школы.

Идея занятий, разработанная в 1950-е - 1960-е годы в научной школе А. П. Усовой, делает доступным маленьким детям существенное понимание «опыта человечества» в самых разных сферах жизни. Грамотно организованная система занятий позволяет детям овладевать различными умениями настолько, что в дальнейшем все дети могут самостоятельно и творчески реализовывать без помощи взрослого свои замыслы в соответствующем виде деятельности.

Итак, как видно Усова разрабатывала вопросы целенаправленного обучения дошкольников в различных аспектах. Это и вопрос о систематизации знаний для дошкольников, и положение об уровнях знаний детей, и выделенные ею три уровня учебной деятельности, и исследования А.П.Усовой, которые были посвящены разработке вопросов содержания и методов дошкольного обучения, это и вопросы дошкольной дидактики и разработка занятий в ДОУ.

2.3 Реализация идей А.П.Усовой в теории и практике современного дошкольного образования

Дошкольное образование является неотъемлемой составной частью и первым звеном в единой системе непрерывного образования, где происходит становление основ личности. В соответствии с общепринятой возрастной периодизацией развития человека дошкольное детство охватывает период от рождения до 7 лет, когда происходит активное формирование двигательной, чувственной и интеллектуальной сфер ребенка, развитие его речи и основных психических процессов, способностей и социально значимых качеств. Высокая интенсивность процесса формирования личности в период дошкольного детства позволяет особенно эффективно осуществлять педагогическое взаимодействие с ребенком и решать задачи его развития, воспитания и обучения. Именно это положение дает основание считать проблемы целенаправленного обучения дошкольников в соответствии с их специфическими возрастными особенностями наиболее актуальными для современного этапа развития дошкольной педагогики.

Современное состояние отечественного дошкольного образования ориентируется именно на данные положения, что находит свое отражение в нормативных документах, определяющих отношение к подрастающему поколению, приоритетность прав детей в обществе и особенности социальной и образовательной политики: "Декларация прав ребенка" (1959), "Конвенция о правах ребенка" (1989), "Концепция дошкольного воспитания" (1989), "Временное положение о дошкольном учреждении" (1991), "Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении" (1995), "Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации" (1995).

В современной дошкольной педагогике проблема организации образовательной работы в дошкольных учреждениях занимает особое место. Это связано с тем, что сегодня со всей остротой встает вопрос о необходимости конструирования воспитательно-образовательной работы, ориентированной на принципы гуманности, ненасилия, субъектности, целостности и интегративности[11, с. 129].

Проблема определения оптимального содержания воспитательно-образовательной работы решалась в исследованиях А.П.Усовой. Её дидактические положения легли в основу создания единых, типовых государственных образовательных программ, предусматривающих овладение детьми двумя категориями знаний и умений: первая — знания, приобретаемые в ходе повседневного общения с окружающим миром; вторая — знания, приобретаемые в процессе специально организованного учебного процесса на занятиях[2, с. 83].

Идея проведения специально организованных занятий направленных на получение дошкольниками определенных знаний в дальнейшем получила стремительное развитие - стали появляться образовательные программы с прописанными в них целями и задачами воспитательно-образовательной работы на каждом возрастном этапе; выделяться методики развития речи, музыкального, экологического, физического, математического образования и др. К настоящему времени создано огромное количество разнообразных пособий и методик по проведению специализированных занятий для дошкольников.

В настоящее время в рамках реформирования системы отечественного дошкольного образования продолжается активный процесс создания различных образовательных программ для дошкольных учреждений. Данные программы определяют содержательную характеристику воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

Современные программы предусматривают организацию образовательного процесса как на специальных занятиях, так и в нерегламентированных видах деятельности в свободное время на основе оптимального сочетания их индивидуальных и коллективных форм.

В настоящее время в качестве комплексных образовательных программ выступают работы крупных отечественных педагогических научных коллективов. Дадим краткую характеристику некоторым из них.

1. Программа "Детство", разработанная авторским коллективом преподавателей кафедры дошкольной педагогики Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена (Санкт-Петербург) под руководством В.И.Логиновой.

Данная программа создавалась как программа обогащенного, многогранного, целостного развития и воспитания ребенка-до-школьника в различных видах детской деятельности под лозунгом "Познавать, чувствовать, творить". В основе программы лежит признание самоценности дошкольного детства как периода полноценного, естественного становления познавательной и мотивационно-эмоциональной сфер посредством преодоления внутренних противоречий развития человеческой личности.

Содержание программы объединено в четыре основных блока: "Познание", "Гуманное отношение", "Созидание", "Здоровый образ жизни", единство которых обеспечивает взаимосвязь двух процессов — социализации и индивидуализации ребенка на основе теории амплификации, т. е. максимальной реализации возрастного потенциала дошкольников посредством полноценного проживания ими данного жизненного периода и создания условий для обогащения процесса познания окружающего мира в специфически детских видах деятельности[17, с.175].

2. Программа "Радуга", созданная авторским коллективом лаборатории дошкольного воспитания Института общего образования Министерства образования Российской Федерации под руководством Т. Н.Дороновой (Москва).

Программа строится на основе признания:

•необходимости полноценного проживания ребенком-дошкольником соответствующего возрастного периода, когда каждый год является решающим для становления определенных психических функций: младший дошкольный возраст — ориентация на формирование целенаправленности в детской деятельности; средний дошкольный возраст — развитие интереса к знаковой системе, отражающей особенности реальной действительности; старший дошкольный возраст — развитие произвольности психических процессов;

•ведущей роли деятельности в психическом развитии ребенка и становлении его личностных новообразований;

•обеспечения формирования у дошкольников определенных типов мотивации (игровой, общения и личной заинтересованности), которые побуждают их к освоению нового материала.

Структура программы определяется ее названием — по аналогии с семью цветами радуги выделяются важнейшие виды детской деятельности. При этом в программе раскрываются своеобразие этих видов деятельности, их педагогическая целесообразность, а также даются конкретные методические рекомендации по планированию и проектированию соответствующей воспитательно-образовательной работы в различных возрастных группах[17, с. 177].

3. Программа "Развитие", автором которой являются сотрудники Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО (руководитель JI.А. Венгер).

В основу программы легли следующие теоретические положения:

•теория амплификации А.В. Запорожца с установкой на "самоценность" дошкольного периода развития человека;

•концепция JI.A. Венгера о развитии способностей как универсальных ориентировочных действиях детей с помощью педагогических средств, соответствующих их возрастным особенностям.

При этом программа ориентирует на развитие умственных и художественных способностей ребенка, а также специфических видов детской деятельности посредством выстраивания системы постепенно усложняющихся учебных задач и обобщенных способов действий. В качестве основы развития рассматриваются собственный чувственный опыт ребенка, процесс его целенаправленной фиксации и образного обобщения. В программе выделены возрастные периоды дошкольного детства, для каждого из которых дана подробная характеристика основных направления педагогической работы[17, с. 179].

4. Программа "Истоки", созданная сотрудниками центра "Дошкольное детство" им. А. В. Запорожца под руководством Л. А. Парамоновой, признает всестороннее развитие ребенка и формирование его способностей основной целью воспитательно-образовательной работы.

Неповторимые индивидуальные особенности каждого ребенка базируются, по мнению авторов программы, на следующих характеристиках: компетентности, креативности, инициативности, самостоятельности и ответственности, произвольности, свободе поведения и безопасности, самосознании и самооценке, получающих свое развитие на протяжении всего периода дошкольного детства при благоприятных условиях, создаваемых педагогом.

Структура программы выстроена на основе выделения таких возрастных периодов, как раннее (от рождения до 3 лет) и дошкольное детство (от 3 до 7 лет), их психологической характеристики и оценки роли ведущей деятельности (общение, предметная и игровая). Задачи, содержание и условия педагогической работы представлены по направлениям социального, познавательного, эстетического и физического развития дошкольников[17, с. 181].

Кроме этого, в современных условиях отечественного дошкольного образования широкое распространение получили как комплексные программы — "Детский сад — дом радости" (Н. М. Крылова), "Одаренный ребенок" (JI.A.Венгер, О.М.Дьяченко), так и парциальные — "ТРИЗ", "Юный эколог", "Мы" (Н.Н.Кондратьева), "Росток" и т.д.

Проанализировав сложившиеся в отечественной дошкольной педагогике подходы к организации образовательного процесса в рамках традиционных и инновационных систем, можно сделать вывод о том, что обучение детей дошкольного возраста ориентируется на общедидактические положения (впервые, как мы знаем, разработанные А.П. Усовой). Итак, мы видим, что современная педагогическая наука подтвердила и обогатила теоретические положения А.П. Усовой о принципах организации занятий с дошкольниками.

Выводы по 2-й главе

Александра Платоновна Усова является прогрессивным педагогом-новатором своего времени. Всю свою жизнь она посвятила педагогической деятельности. Она разрабатывала теоретические основы обучения детей дошкольного возраста в детском саду и семье. Исследовала пути оптимизации подготовки их к поступлению в школу; ею заложены основы психолого-педагогической концепции готовности к школьному обучению.

Под руководством Усовой исследовались проблемы содержания, форм и методов обучения в детском саду; результаты этих исследований нашли воплощение в программах воспитания в дошкольного учреждениях СССР.

Александра Платоновна разработала положение о двух уровнях знаний, которыми могут овладевать дошкольники. Считала, что овладение теоретическим знаниями на специально организованных занятиях необходимо и играет важную роль в умственном развитии ребёнка. Усова, однако, предупреждала о необходимости ограниченного применения специальных учебных занятий, сочетания их с другими формами воспитательно-образовательной работы - педагогически организованной игрой и доступной дошкольникам трудовой деятельностью.

А. П. Усовой исследованы основные проблемы детского сада: игра, обучение, сенсорное воспитание, народное творчество, организация педагогического процесса. Её научные труды широко известны в нашей стране и за рубежом. Среди них - «Обязательное занятия в детском саду», «Обучение в детском салу», «Игра и организация жизни детей», «Русское народное творчество в детском саду» и др.

Также результатом многолетних исследований проблемы дошкольной дидактики, проведенных А. П. Усовой и возглавляемым ею сектором дошкольного воспитания Института теории истории педагогики АПН РСФСР является книга «Обучение в детском саду».

Усовой сделан большой вклад в развитие отечественной дошкольной педагогики. Но важны ее открытия не только как исторический факт, ведь идеи выдвинутые Александрой Платоновной находят свое отражение и применение и в современном дошкольном образовании.

Заключение

Становление и развитие дошкольной педагогики в России конца XIX – начала XX вв., актуализация ее теоретических проблем определялись социально-историческими условиями того времени, которые характеризовались борьбой различных по своей классовой природе сил за влияние на подрастающее поколение, расширением сферы образования, возникновением дошкольных учреждений, возраставшим стремлением широких слоев народа к знанию, общественным движением за научно обоснованное воспитание детей раннего и дошкольного возраста.

Состояние дошкольной педагогики и важнейшие тенденции ее развития на рубеже веков обусловливались общим прогрессом науки и внутренней логикой развития педагогической теории.

В конце XIX – начале XX вв. дошкольная педагогика формировалась в относительно самостоятельную отрасль педагогической науки, что сопровождалось уточнением ее предмета, появлением новых и переосмыслением традиционных ее понятий, появлением большого количества новой педагогической литературы по воспитанию и обучению детей раннего и дошкольного возраста.

Большой вклад в развитее отечественной дошкольной педагогики данного периода внесли: Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Н.И. Пирогов, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, К.Д. Ушинский, А.С. Симонович, Е.Н. Водовозова, П.Ф. Каптерев, Л.Н. Толстой и др.

В этот период начали появляться первые детские сады. Развитие системы детских садов привело к необходимости развития дошкольной педагогики как науки. Возросла потребность в научно-обоснованных разработках по организации жизни и деятельности детей в дошкольных учреждениях. Одним из видных педагогов-исследователей того времени является Усова А.П.

Александра Платоновна Усова является прогрессивным педагогом-новатором своего времени. Всю свою жизнь она посвятила педагогической деятельности. Она разрабатывала теоретические основы обучения детей дошкольного возраста в детском саду и семье. Исследовала пути оптимизации подготовки их к поступлению в школу; ею заложены основы психолого-педагогической концепции готовности к школьному обучению.

Под руководством Усовой исследовались проблемы содержания, форм и методов обучения в детском саду; результаты этих исследований нашли воплощение в программах воспитания в дошкольного учреждениях СССР.

Усовой сделан большой вклад в развитие отечественной дошкольной педагогики. Но важны ее открытия не только как исторический факт, ведь идеи выдвинутые Александрой Платоновной находят свое отражение и применение и в современном дошкольном образовании. Современная педагогическая наука подтвердила и обогатила теоретические положения А.П. Усовой о принципах организации занятий с дошкольниками.

Список литературы:

  1. Абрамян, Л.А. Игра дошкольника  [текст] / Л.А. Абрамян, Т.В. Антонова и др. М.: Просвещение, 1989 – 169 с.
  2. Аджи, А.В. Конспекты интегрированных занятий в средней группе  [Текст] / А.В. Аджи. Воронеж.: Учитель, 2006 - 278 с.
  3. Айдашева, Г.А., Дошкольная педагогика [текст]  / Г.А.Айдашева, С.В.Ассаулова.  Издательство «Феникс», 2004 – 425 с.
  4. Арапова-Пискарева, Н.А., Веракса, Н.Е. Воспитание и обучение в старшей группе детского сада: Программа и методические рекомендации  [текст] / Н.А. Арапова-Пискарева, Н.Е. Веракса и др., М.: Мозаика-Синтез, 2006 – 282 с.
  5. Белозёрцев, Е. П. Педагогическое образование: реалии и перспективы // Педагогика. – 1992. – №12.
  6. Болотина, Л.Р.,. Комарова, Т.С Дошкольная педагогика [текст] / Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова. М.: Академия, 1997 - 239 с.
  7. Бондаренко, А.К., Матусик, А. И. Воспитание детей в игре [текст] / А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. М., 1983 – 174 с.
  8. Бондаренко, Т.М. Комплексные занятия во второй младшей группе детского сады [текст] / Т.М. Бондаренко. М.: Учитель, 2007 – 134 с.
  9. Венгер, Л. А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сб. научных трудов. – М., 1978.
  10. Веракса, Н.Е., Веракса, А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве: Пособие для педагогов дошкольных учреждений [текст] / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса.  М.: Мозаика-Синтез, 2006 – 274 с.
  11. Голицына, Н.С. Занятия в детском саду: Перспективное планирование: Вторая младшая и средняя группы  [текст] / Н.С. Голицына. М.: Скрипторий, 2007 – 269 с.
  12. Дуброва, В. П., Милашевич, Е. П. Организация методической работы в дошкольном учреждении [текст] /  В.П. Дуброва, Е.П. Милашевич. М., 1995 – 225 с.
  13. Жуковская, Р. И. Воспитание ребенка в игре [текст] /Р.И. Жуковская. М., 1963 – 167 с.
  14.  Запорожец А. В. Проблемы дошкольной игры и руководства ею в воспитательных целях // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сб. научных трудов. – М., 1978.
  15.   Иванкова Р. А. Планирование педагогической работы по формированию сюжетно-ролевой игры у детей раннего и дошкольного возраста // Дошкольное воспитание: Традиции и современность. – М., 2002 – выпуск четвертый.
  16. Козлова, С.А., Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика  [текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. М.: Академия, 2007 – 415 с.
  17. Крулехт, М. В. Экспертные оценки в образовании : учеб. пособие для студ. фак. дошкольного образования высш. пед. учеб. Заведений [текст]  / М. В. Крулехт, И. В. Тельнюк.  М.: Издательский центр «Академия», 2002 – 348 с.
  18. Леонтьев, А. Н. Психологические основы дошкольной игры // Психологическая наука и образование. – 1996. – №3.
  19. Михайленко, Н.Я. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста [текст] / Н. Я. Михайленко. – М., 1978 – 294 с.
  20. Поддъяков, Н.Н. Вопросы создания системы знаний // Основы дошкольной педагогики / Под ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марковой. - М.: Педагогика, 1980, - с.156-170
  21. Смирнов, С.А., Котова, И.Б. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. Для студ. и сред. учеб. заведений [текст] / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов и др. М., 1999 – 634 с.
  22. Стеркина, Р. Б. Программно-методическое обеспечение ДОУ: проблемы и перспективы // Обруч. – 1999. – №5.
  23. Усова, А.П. Обучение в детском саду  [текст] / А.П. Усова. М.: Просвещение, 1970 – 208 с.
  24. Усова, А. П. Роль игры в воспитании детей [текст] / Под ред. А. В. Запорожца. – М., 1976 – 362 с.
  25. Шабаева, М.Ф. История дошкольной педагогики [текст] / М. Ф. Шабаева, В. А. Ротенберг, И. В. Чувашев. М.: Просвещение, 1989 – 462 с.
  26. Шабаева, М.Ф. История педагогики [текст] / М. Ф. Шабаева, М.: Просвещение, 1981 – 542 с.
  27. Ядэшко, В.И., Сохин, Ф.А. Дошкольная педагогика [текст] / В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохин. М.: Просвещение, 1978 – 363 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вклад уральцев в победу в Великой Отечественной войне

данная разработка урока позволит ознакомит обучающихся с тем, как трудились, жили и воевали во время Великой Отечественной войны; показать героизм и самоотверженность, проявленные народом Урала на при...

дипломная работа по дошкольной педагогике

Государственные долговые ценные бумаги2.1.5. Расчёт геометрических параметров зубчатой передачи. ее повторяют. Курсовая работа……………………………………………………………………15 дипломной работы (недель) 10 щн - угловая ско...

«Вклад моего прадедушки в летопись Великой Отечественной войны».

Рассказ о прадедушке Матвееве Иване Павловиче, участнике ВОВ...

Вечер, посвященный Дню Победы «Вклад ученых в Победу в Великой Отечественной войне».

Одной из задач школы всегда была и остается – воспитание патриотических чувств, трепетного отношения к людям, чей подвиг в годы Великой Отечественной войны бессмертен. И кто как не учитель, и не важно...

Вклад советских учёных-биологов в Великой Отечественной войне

Цель урока. Анализируя ход исторических событий Великой Отечественной войны, определить роль Северной Осетии и осетин в укреплении обороноспособности страны, показать глубокий патриотизм и героизм люд...

Статья "Инновационный подход к организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе детей, имеющих нарушения в интеллектуальном развитии журнал "Дошкольная педагогика" № 5 (140)/май/2018

Инновационный подход к организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе детей, имеющих нарушения в интеллектуальном развитии...

Исследовательская работа Тема: «Вклад военных топографов в победу Великой Отечественной войны»

Тема: «Вклад военных топографов в победу Великой Отечественной войны» Цель:  изучить  деятельность топографических отрядов в годы Великой Отечественной войны.Задачи:Изучить ...