Рабочая программа внеурочной деятельности
рабочая программа
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_etika.doc | 303.5 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа пос. Аверьяновский муниципального района Большечерниговский Самарской области
Рабочая программа |
внеурочной деятельности для учащихся основной школы возраст обучающихся 12-15 лет |
направление – духовно-нравственное |
Рабочую программу разработала:
Чугуевец Н.В. учитель истории и обществознания
первой квалификационной категории
ГБОУ ООШ пос. Аверьяновский
Рассмотрено на ШМО учителей
Протокол №
Руководитель ШМО _________ Величкина А.А.
Проверено заместителем директора по УР _______________ Е.А Краснова | «Утверждаю» и.о директора школы _____________ Ш.У. Мухамедгалиев Протокол педсовета № От Приказ по школе № от |
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения
пос. Аверьяновский
2019 г.
Программа внеурочной деятельности ««Этическая грамматика» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования ООП ООО школы.
Общение — основное условие гармоничного развития подростка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Общение со взрослыми и сверстниками даёт возможность подростку усваивать эталоны социальных норм поведения. В определённых жизненных ситуациях школьник сталкивается с необходимостью подчинить своё поведение моральным нормам и требованиям. Поэтому важным моментом в нравственном развитии подростка становится знание норм общения и понимания их ценности и необходимости.
Общение выполняет многообразные функции в жизни людей. Основными из них являются: организация совместной деятельности людей (согласование и объединение людей, их усилий для достижения общего результата);
формирование и развитие межличностных отношений (взаимодействие с целью налаживания отношений);
познание людьми друг друга.
Программа внеурочной деятельности «Этическая грамматика» направлена на формирование и развитие коммуникативной компетентности обучающихся, воспитание личности подростков посредством межличностного общения. Содержание программы раскрывается в аспекте требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Под коммуникативной компетентностью понимаем следующее – это умение ставить и решать определенные типа коммуникативные задачи: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации собеседника (партнеров), выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения. В качестве первейшего компонента в коммуникативную компетентность входит способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительное владение определенными нормами общения и поведения, владение «техникой» общения (правилами вежливости и др.).
В ходе выполнения программы используется вид внеурочной (внеучебной) деятельности – проблемно-ценностное общение, которое формирует и развивает эмоциональный мир школьника, учит грамотному восприятию жизненных проблем, ценностей и смысла жизни.
Общение играет особую роль в психологическом развитии подростков. Это развитие осуществляется следующим образом:
-обогащение коммуникативного опыта подростков путем постановки задач, требующих овладения новыми знаниями, умениями и навыками;
-благодаря возможности для подростка черпать в общении образцы действий
поступков взрослых;
-вследствие благоприятных условий для раскрытия подростками своего творческого начала при общении друг с другом на основе подкрепляющего действия мнений и оценок взрослого.
Основные мотивы общения:
- потребность во впечатлениях (познавательный мотив); потребность в активной деятельности;
-потребность в признании и поддержке (личностный мотив).
Общение осуществляется с помощью различных коммуникативных средств (речь, мимика, интонация, жесты и др.). Важную роль при этом играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника.
Вскрытие противоречий в развитии общения, предупреждение различных отклонений в развитии личности ребёнка возможно, если своевременно учесть особенности его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Это предусматривает учёт характерных форм поведения ребёнка в различных ситуациях, знание трудностей, возникающих в межличностном общении.
В процессе развития коммуникативных навыков большое внимание уделяется формированию личностных качеств подростков, их чувствам, эмоциям, их духовному миру. Содержание курса опирается на принципы педагогического оптимизма, гуманизма, направленного на воспитание у детей уважительного отношения к себе и окружающим, терпимого отношения к мнению собеседника, умения пойти на компромисс в нужной ситуации.
Цель: Познание и воспитание личности подростка посредством межличностного
общения.
Задачи:
1. Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
2. Привитие интереса к окружающим людям, развитие взаимоуважения, взаимодоверия и сочувствия.
3. Развитие навыков общения в различных ситуациях, умения противостоять отрицательным воздействиям среды.
Формы занятий:
-тренинги (коммуникативные, поведенческие), этические беседы,
ролевые игры: сюжетно-ролевые, словесные, музыкальные, подвижные, дебаты, тематические диспуты, проблемно-ценностные дискуссии,
Методы:
-проигрывание и анализ жизненных ситуаций, упражнения творческого характера (рисование, импровизации и т.п.), поведенческий тренинг, лекции с обратной связью, психологические игры, решение коммуникативных речевых задач, работа в парах, метод интервью, проблемное обучение.
Актуальность выбора курса ««Этическая грамматика»
Рабочая программа реализует идею межпредметных связей при обучении культуре общения, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам.
На современном этапе общественного развития повышения культуры поведения и общения молодежи – важнейшая задача. Курс внеурочной деятельности ««Этическая грамматика» формирует у учащихся, прежде всего, культуру устного общения.
Коммуникативное поведение личности формируется в процессе её индивидуального развития как члена определённой национально-культурной общности и представляет собой совокупность усвоенных путём подражания другим членам общества норм и традиций общения, а также включает сугубо индивидуальные нормы и традиции, сформировавшиеся в процессе индивидуальной практики человека, его личного опыта общения и взаимодействия с людьми.
Адекватное коммуникативное поведение – это такое коммуникативное поведение, которое соответствует принятым для определённого типа ситуации нормам и является эффективным. Таким образом, учащиеся должны освоить этикетные нормы общения (как надо? как принято?), правила и приёмы эффективного речевого воздействия (как лучше? как эффективней?).
Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы общего образования ФГОС. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей. Отличительной особенностью новых стандартов является включение в перечень требований к структуре основной образовательной программы:
- соотношение урочной и внеурочной деятельности обучающихся;
- содержание и объем внеурочной деятельности обучающихся.
Курс «Этическая грамматика» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся в возрасте от 10 до 15 лет.
Курс включает 136 занятий: одно занятие в неделю, 34 занятия за учебный год в 5 классе, 34 занятия в 6 классе, 34 занятия в 7 классе, 34 занятия в 8 классе. Эти занятия отличаются тем, что имеют не учебный характер. Так серьезная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает школьников.
Планируемые результаты
В основе реализации программы внеурочной деятельности «Этическая грамматика» лежит деятельностный подход, который предполагает:
-воспитание и развитие качеств личности подростков, отвечающих требованиям информационного общества;
- формирование психолого-педагогической среды развития обучающихся для формирования и развития их коммуникативной компетентности; развитие познания подростков и освоения мира личности обучающегося, его готовности к саморазвитию и деятельности;
-учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, значения видов деятельности форм общения при реализации программы внеурочной (внеучебной) деятельности.
Для достижения результатов первого уровня (приобретения школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни) оптимальна форма этической беседы.
Этическая беседа – это обращенное к слушателям развернутое личное высказывание выступающего, проникнутое неподдельными эмоциями и переживаниями и обязательно нацеленное на получение обратной связи от слушателей (в виде вопросов, ответов, непродолжительных реплик). Предметом общения здесь выступают морально-нравственные коллизии, представленные в реальных жизненных ситуациях и художественных текстах.
Хорошо организованная беседа – это всегда гибкое сочетание программирования и импровизации. У педагога должны быть в наличии ясное представление и умение удерживать основную нить разговора, и одновременно – разные сценарии развития коммуникации.
В рамках этической беседы основной канал общения – педагог-подростки. Эта форма не предполагает активной коммуникации школьников между собой (максимум допустимого – обмен детей непродолжительными репликами).
Дебаты – это образовательная форма, благодаря которой возможно обеспечить достижение результатов второго уровня – формирование позитивных отношений подростка к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом.
Образовательная технология «Дебаты» весьма популярна сегодня и многократно описана в педагогической литературе. В дебатах участвуют две стороны: утверждающая (команда, защищающая тему общения) и отрицающая (команда, опровергающая тему). Тема общения формулируется как утверждение. Цель сторон – убедить судей (экспертов) в том, что ваши аргументы лучше, чем аргументы вашего оппонента. Дебаты устроены по ролевому принципу: участник может защищать перед судьями ту точку зрения, которую в реальности не разделяет. Именно здесь и заложен мощный воспитательный потенциал этой формы: подбирая доказательства в пользу точки зрения, которая тебе изначально не близка, слушая и анализируя аргументы оппонента, можно придти к такому серьезному сомнению в собственных установках, что вплотную оказаться перед необходимостью ценностного самоопределения. В то же время, в игровом характере общения и главный подвох: перед участниками дебатов не стоит задача перехода к практическому действию, и определенная несерьезность, неполноценность происходящего ощущается практически всеми.
Задача перехода к практическому действию изначально стоит перед участниками проблемно-ценностной дискуссии. Все обсуждение строится таким образом, чтобы следующим после него шагом было деяние. Именно эта образовательная форма в наибольшей степени способствует достижению результатов третьего уровня – получению подростками опыта социального действия.
Цель проблемно-ценностной дискуссии – запуск социального самоопределения подростка и подготовка его к переходу в поле самостоятельных социальных действий. Предметом рассмотрения в такой дискуссии являются фрагменты и ситуации социальной реальности.
Проблемно-ценностная дискуссия – групповая форма работы. В этой форме выстраивается работа группы как последовательность ряда этапов.
- Организация «встречи» подростка с социальной ситуацией как проблемной.
Если социальная ситуация не будет выстроена как проблемная, то она может стать не столько объектом понимания, сколько объектом познания ребенка, воспринята им как учебная задача. Тогда не произойдет включения понимания как универсального способа освоения мира человеком, в котором, наряду с теоретическим знанием, существенную роль играют: непосредственное переживание («опыт жизни»), различные формы практики («опыт истории») и формы эстетического постижения («опыт искусства»).
- Реализуемая педагогом проблематизация должна привести школьников к осознанию «слабых мест» своей точки зрения, к привлечению новых средств понимания.
- В этот момент педагог должен перевести свою деятельность из плана проблематизации в план организации коммуникации. Коммуникация здесь особая – позиционная.
- Организация рефлексии подростками итогов дискуссии. Организующая роль педагога на данном этапе включает в себя предоставление учащимся на выбор той или иной формы фиксации рефлексивной позиции (ответы на вопросы, продолжение незаконченных предложений, интервью и т.д.) и ее выражения (устного, письменного, художественно-образного, символического), а также поддержание динамики рефлексивных процессов.
Этап рефлексии завершает процесс взаимодействия педагога и школьников в проблемно-ценностной дискуссии. Подросток будет готов к социальному определению, ибо освоил его важнейшие составляющие - понимание, проблематизацию, коммуникацию, рефлексию.
Результаты освоения программы.
- Информационный уровень компетентности
Обучающийся умеет извлекать из текста информацию в соответствии с коммуникативной задачей. Умеет использовать речь для регуляции своего поведения. Умеет задавать вопросы. Умеет оформлять свои мысли в устной им письменной форме с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Критично относится к своему мнению.
2. Деятельностный уровень компетентности
Обучающийся умеет участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Умеет отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. Умеет учитывать разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве. Умеет договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Умеет контролировать действия партнера.
3. Творческий уровень компетентности
Обучающийся умеет адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить сложные монологические высказывания, владеет диалогической формой коммуникации(дискуссия, дебаты), используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного взаимодействия, выполняя различные роли в группе, умеет сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Умеет осуществлять эвристические действия; выбирать стратегию решения; строить и проверять элементарные гипотезы.
На занятиях прежде всего развиваются:
- личностные УУД, которые обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях;
- коммуникативные УУД, которые обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
-познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.
Содержание курса «Этическая грамматика»
Раздел «Этика общения». Он призван раскрывать взаимосвязь внутреннего и
внешнего в этике поведения людей по отношению к окружающим, приобщать учащихся к
Раздел «Этика». Его цель — приобщение учащихся к нормам регламентированного
поведения среди людей. К этикету правомерно отнести так называемые правила
Раздел «Этика отношений к окружающему миру». Он призван способствовать
развитию эмоциональной отзывчивости на переживания другого человека, созданию условий для воспитания самоуважения, чувства собственного достоинства, проявлению
Овладение моральными нормами поведения, этической культурой усиливает интерес
ребенка к своей внутренней жизни, к качествам собственной личности, потребность в
самооценке, в сопоставлении себя с другими людьми.
Раздел «Этика отношений в коллективе». Как известно, основной чертой
взаимодействия детей в коллективе является стремление влиять на другого, общаться со
сверстниками. Если общение, которое психологами провозглашается особой деятельностью, морально окрашено, оно способствует познанию учениками другого и самих себя. При этом жизненные ситуации и решаемые проблемы в многообразной деятельности коллектива становятся предметом специального внимания на этических занятиях, связываются с анализом и самоанализом поступков, чувств, реакций детей, с миром разнообразных эмоций в сфере отношений. То, что эмоционально воспринято, что находит отклик чувств, становится побудительной основой опыта поведения.
Содержание развивающего курса «Этическая грамматика»
5 класс
Раздел 1. Знакомство (2 ч.)
Что такое этикет. Знакомство. Этикетные правила знакомства.
Коммуникативный тренинг «Я хочу общаться!»
Раздел 2. Правила общения в гостях (4 ч.)
Поведение за столом. У тебя в гостях друг. Поведение в гостях. Чем занять гостя. Прощание с гостем.
Поведенческий тренинг «Я в гостях или я гость».
Сюжетно-ролевая игра в “гости”.
Раздел 3.Правила приветствия и прощания (2 ч.)
Утреннее приветствие. Прощание перед сном.
Раздел 4. О вежливости (3 ч.)
Об уступчивости. Вежливая просьба, вежливый отказ.
Словесно-ролевая игра “Вежливая просьба, вежливый отказ”.
Раздел 5. Культура общения в общественных местах (6 ч.)
Поведение в общественном транспорте. Поведение в театре, кино, цирке, на концерте. Поведение в поликлинике, парикмахерской. Поведение в детской библиотеке. Поведение в магазине. Поведение в общественных местах.
Раздел 6. Этикет (6 ч.)
Этикет. Основные правила знакомства. Этикетные выражения при знакомстве со сверстниками и взрослыми. Поведение за столом. Сервировка стола к чаю. Нормы поведения дома. Чем занять гостя. Игры и развлечения.Поведенческий тренинг «Поиграйка!» Словесно-ролевая игра «Мои правила и порядки дома». Сюжетно-ролевая игра в “гости” в день рождения и в праздник.
Раздел 7. Общение с прекрасным (3 ч.)
Как слушать музыку. Красота – сестра добра и разума. (Живопись и поэзия).
Раздел 8. Правила общения в моей жизни (8 ч.)
Как писать письма, поздравления.
Искусство одеваться. Мода. Одежда в школе и дома. Поведение в общественном месте. Выработка правил поведения. Культура общения с телом– гигиена. Поведение в лесу. Общение с природой. Мое поведение. Итоговое занятие. Проблемно-ценностная дискуссия «Умение понимать другого».
Подвижные игры.
Тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1 | Раздел 1. Знакомство | 1 | 1 | 2 |
2 | Раздел 2. Правила общения в гостях | 2 | 2 | 4 |
3 | Раздел 3.Правила приветствия и прощания | 1 | 1 | 2 |
4 | Раздел 4. О вежливости | 2 | 1 | 3 |
5 | Раздел 5. Культура общения в общественных местах | 3 | 3 | 6 |
6 | Раздел 6. Этикет | 3 | 3 | 6 |
7 | Раздел 7. Общение с прекрасным (3 ч.) | 2 | 1 | 3 |
8 | Раздел 8. Правила общения в моей жизни (8 ч.) | 4 | 4 | 8 |
ИТОГО | 18 | 16 | 34 |
6 класс
Раздел 1. Правила общения (4 ч.)
Этикет. Для чего быть вежливым. Визитная карточка. Правила речевого этикета при встрече, прощании, за столом, по телефону. Поведение за столом. Сервировка стола к обеду. Правила общения. Умение слушать. Умение вежливо отказать.
Коммуникативный тренинг «Смыслы… я понимаю, что ты…».
Раздел 2. Искусство поздравления (3 ч.)
Комплименты. Искусство делать комплименты. Семейное торжество. Язык цветов. Как дарить и принимать подарки. Тренинг «Подари другу комплимент».
Сюжетно-ролевая игра подарок в день рождения и в праздник.
Раздел 3. Культура общения (11 ч.)
Неловкие ситуации. Черты характера. Внешний вид. Искусство одеваться. Мода. Гигиена одежды. Навещаем больного. Утешение, подбадривание. Как сформировать полезные привычки. Общение с природой. Экология природы и человека. Что такое дружба, товарищество. Правила хорошего тона, дурной тон. Коммуникативный тренинг «Эти неожиданные ситуации: как себя вести!?». Диспут «О чем говорит твой портфель». Словесно-ролевая игра «Какую выбрать одежду: модную или для здоровья?». Проблемно-ценностная дискуссия «Поведение в общественных местах и на природе».
Раздел 4. Культура гостеприимства (7 ч.)
Для чего быть вежливым. Правила гостеприимства. Приемы. Поведение за столом Как провести праздник дома. Подарки. Сервировка стола к праздничному обеду. Порядок подачи блюд. Правила общения. Воспитанность. Красен человек статью. Этикетные выражения поддержки, сочувствия, радости. Монолог. Диалог. Беседа. Диспут. Поведенческий тренинг «Проводим праздник дома». Словесно-ролевая игра «Красота внешняя и внутренняя». Сюжетно-ролевая игра «Почему ты нравишься окружающим или нет». Тренинг «Выражения поддержки, сочувствия, радости».
Раздел 5. Мы такие разные (4 ч.)
Загляни в себя. О чем говорит внешний вид. Женственность девочек. Мужественность мальчиков. Проблемно-ценностная дискуссия «Кто я? Зачем я живу? Что я могу?». Дискуссия «Мужественность и женственность».
Раздел 6. Общение в путешествии (5 ч.)
Умение вести себя в путешествии. Использование иностранных этикетных выражений в разговорной речи. Традиции разных народов. Деловой этикет. Итоговое занятие. Подвижные игры. Проблемно-ценностная дискуссия «Традиции разных народов». Коммуникативный тренинг «Решение деловых ситуаций».
Проблемно-ценностная дискуссия «Личность как самоценность в процессе общения»
Тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1 | Раздел 1. Правила общения | 2 | 2 | 4 |
2 | Раздел 2. Искусство поздравления | 2 | 1 | 3 |
3 | Раздел 3. Культура общения | 5 | 6 | 11 |
4 | Раздел 4. Культура гостеприимства | 4 | 3 | 7 |
5 | Раздел 5. Мы такие разные | 1 | 3 | 4 |
6 | Раздел 6. Общение в путешествии | 2 | 3 | 5 |
ИТОГО | 16 | 18 | 34 |
7 класс
Введение: «А растет человек до самой смерти» (М.Шагинян) (1 ч.)
Раздел 1. Основы порядочности. (7 ч.)
Познай себя. В тебе взрослеет гражданин. Где нет труда, сады там не цветут.
Праздник школьного вальса. О порядочности. Наедине с собой.
Раздел 2. Традиции этикета. (9ч.)
Основные требования этикета. Речь и этикет. Тон делает музыку.
Советы одинаковые и разные. Чтобы быть привлекательным.
За общим столом.
Раздел 3. Без добрых дел нет доброго имени. (10 ч.)
Истоки доброты. Торопись обрадовать. Чувство причастности. О культуре чувств.
Уголок Отчизны, отчий дом. Поговори со мною, мама. Что хранит твоя память.
Праздник благодарности. А каков же я?
Раздел 4.Один за всех и все за одного. (6 ч.)
Юмор — дело серьезное. О достоинстве. Подарок коллективу. Пожелания мальчикам и девочкам. Быть чувства достойным. «Открой своё, небывалое»
Заключение: Сотвори себя сам (педагогическое напутствие) (1 ч.)
Тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1 | Введение: «А растет человек до самой смерти» (М.Шагинян) | 1 | 0 | 1 |
2 | Раздел 1. Основы порядочности. | 4 | 3 | 7 |
3 | Раздел 2. Традиции этикета. | 6 | 3 | 9 |
4 | Раздел 3. Без добрых дел нет доброго имени. | 5 | 5 | 10 |
5 | Раздел 4.Один за всех и все за одного. (6 ч.) | 3 | 3 | 6 |
6 | Итоговое занятие. «Сотвори себя сам» (педагогическое напутствие) (1 ч.) | 1 | 0 | 1 |
ИТОГО | 20 | 14 | 34 |
8 класс
Раздел 1. Понятие «этикет» (3 часа)
Этикет как совокупность правил «хорошего тона», принятых в обществе и устанавливающих порядок поведения и общения людей в тех или иных этикетных ситуациях. Основные функции этикета. Понятие культурный человек. Понятие вежливости. Речевой этикет, этикет внешнего вида и этикет поведения, их соотношение и неразрывная связь. Сферы действия и виды этикета.
Раздел 2. История этикета (6 часа)
Зарождение этикета в древности. Возникновение этикета на этапе осознания человеком себя членом определенного коллектива. Семейный этикет в первобытные временна. Неравенство в семье, определяемое полом и возрастом ее членов.
Этикетные обязанности древних людей по отношению к почитаемым ими богам, правителям. Этикет в античном обществе.
Раздел 3. Виды и принципы современного этикета (3 часа)
Этикет поведения, этикет внешнего вида и речевой этикет как составляющие современного этикета. Принципы этикета как основа общих норм этикета.
Раздел 4. Понятие имиджа (3 часа)
Английское происхождение слова имидж. Имидж как публичная индивидуальность. Имидж как образ, который человек выбирает, создает и сознательно поддерживает, используя для достижения своих целей в жизни. Возможные имиджи начальника, преподавателя, учителя, родителей – «строгий», «добрый», «справедливый», «бескомпромиссный», и т.д. Три основные слагаемые имиджа – внешность, речь, поведение. Формирование
Раздел 5. Этикет внешнего вида (3 часа).
Законы моды и этикет. Структура этикета внешнего вида: одежда, прическа, силуэт, цветовая гамма. Соотношение этикета и моды. Функции одежды. Стиль как совокупность деталей внешнего вида, существующих в постоянном, одобряемом обществом единстве. Гармоничные сочетания одежды, аксессуаров, прически и т.п.
Раздел 6. Речевой этикет (4 часа)
Речевой этикет как совокупность правил речевого поведения людей.
Соблюдение правил речевого этикета как способ формирования благоприятного языкового паспорта человека. Структура положительного речевого паспорта: соблюдение норм культуры речи, правильная дикция, соблюдение норм общения и требований речевого этикета. Жаргон как особенности речи определенной, относительно замкнутой группы людей. Причины употребления жаргона. Правила речевого этикета относительно употребления жаргона и инвектив. Ругательства как «гигиенические» слова, как слова для личного употребления. Недопустимость общественного сквернословия
.Раздел 7. Этикетные нормы поведения среди сверстников (3 часа)
Этикет поведения в школьном коллективе. Проблема существования в группе.
«Ярлык» как отличительный знак личности подроста в группе. Этикет дружеских отношений. Этикет взаимоотношений юноши и девушки.
Раздел 8. Трудные случаи этикета поведения (4 часа)
Трудные случаи этикета как случаи, для которых нет четких норм, для которых большое значение имеет сама ситуация общения.
Невыполнение правил поведения в семье как одна из причин конфликтов. Вечность темы конфликта поколений. Этикет семейного общения. Профилактика конфликтов в семье. Этикет поведения в школьном коллективе. Этикет дружеских отношений.
Этикет взаимоотношений юноши и девушки. Правила поведения при ссоре.
Раздел 9. Этикет публичной дискуссии (5 часа)
Культура поведения, хорошие манеры. Уровень воспитанности. Общечеловеческие ценности, свобода и ответственность в общении. Практикум. Я и мои одноклассники. Взаимоотношения в нашем классе. Практикум «Я и права других людей». Практикум «Как подарить радость другу?». Практикум. Мониторинг развития коллектива. Секреты уверенности. Тренинговое занятие. «Радуга дружбы и оптимизма».
Тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1 | Раздел 1. Понятие «этикет» (3 часа) | 3 | 0 | 3 |
2 | Раздел 2. История этикета (6 часа) | 4 | 2 | 6 |
3 | Раздел 3. Виды и принципы современного этикета | 3 | 0 | 3 |
4 | Раздел 4. Понятие имиджа (3 часа) | 3 | 0 | 3 |
5 | Раздел 5. Этикет внешнего вида | 2 | 1 | 3 |
6 | Раздел 6. Речевой этикет (4 часа) | 2 | 2 | 4 |
7 | Раздел 7. Этикетные нормы поведения среди сверстников (3 часа) | 1 | 2 | 3 |
8 | Раздел 8. Трудные случаи этикета поведения (4 часа) | 3 | 1 | 4 |
9 | Раздел 9. Этикет публичной дискуссии (5 часа) | 2 | 3 | 5 |
ИТОГО | 23 | 11 | 34 |
Календарно-тематическое планирование
5 класс
№ | Тема | Кол-во часов | Дата |
1. | Знакомство Что такое этикет. Знакомство. | 1 | |
2. | Этикетные правила знакомства. | 1 | |
3. | Правила общения в гостях Поведение за столом. | 1 | |
4. | У тебя в гостях друг. Поведение в гостях. | 1 | |
5. | Чем занять гостя. Прощание с гостем. | 1 | |
6. | Ролевая игра в “гости”. | 1 | |
7. | Правила приветствия и прощания Утреннее приветствие. | 1 | |
8. | Прощание перед сном. | 1 | |
9. | О вежливости Об уступчивости. | 1 | |
10. | Вежливая просьба. Вежливый отказ. | 1 | |
11. | Ролевая игра “Вежливая просьба, вежливый отказ”. | 1 | |
12. | Культура общения в общественных местах Поведение в общественном транспорте. | 1 | |
13. | Поведение в театре, кино, цирке, на концерте. | 1 | |
14. | Поведение в поликлинике, парикмахерской. | 1 | |
15. | Поведение в детской библиотеке. | 1 | |
16. | Поведение в магазине. | 1 | |
17. | Поведение в общественных местах. | 1 | |
18. | Этикет Этикет. Основные правила знакомства. | 1 | |
19. | Этикетные выражения при знакомстве со сверстниками и взрослыми. | 1 | |
20. | Поведение за столом. Сервировка стола к чаю. | 1 | |
21. | Нормы поведения дома. | 1 | |
22. | Чем занять гостя. Игры и развлечения. | 1 | |
23. | Ролевая игра в “гости” в день рождения и в праздник. | 1 | |
24. | Общение с прекрасным Как слушать музыку. | 1 | |
25. | Красота – сестра добра и разума. (Живопись и поэзия) | 1 | |
26. | Умение понимать другого. | 1 | |
27. | Правила общения в моей жизни Как писать письма, поздравления. | 1 | |
28. | Искусство одеваться. Мода. Одежда в школе и дома. | 1 | |
29. | Поведение в общественном месте. Выработка правил поведения. | 1 | |
30. | Культура общения с телом – гигиена. | 1 | |
31. | Поведение в лесу. Общение с природой. | 1 | |
32. | Мое поведение. | 1 | |
33. | Культура общения. | 1 | |
34. | Итоговое занятие. Поведение человека и культура общения. | 1 |
6 класс
8 класс
№ занятия | Тема | Кол-во часов | Дата |
1. | Что такое этикет? | 1 | |
2. | Функции и значение этикета. | 1 | |
3. | Культурный человек – это… | 1 | |
4. | Зарождение этикета в древности. | 1 | |
5. | Этикет античности. | 1 | |
6. | Этикет эпохи Средневековья. | 1 | |
7. | Этикет эпохи Возрождения. | 1 | |
8. | Восточный и западный этикет: сходства и различия. | 1 | |
9. | Становление этикетных норм в России (16-20 вв.). | 1 | |
10. | Виды современного этикета. | 1 | |
11. | Принципы современного этикета. | 1 | |
12. | Этикет поведения в общественных местах. | 1 | |
13. | Понятие имиджа. | 1 | |
14. | Формирование имиджа. | 1 | |
15. | Имидж современного школьника | 1 | |
16. | Понятие имиджа. | 1 | |
17. | Формирование имиджа. | 1 | |
18. | Имидж современного школьника | 1 | |
19. | Трудные случаи русского речевого этикета. | 1 | |
20. | Языковой паспорт человека, его формирование. | 1 | |
21. | Недопустимость общественного сквернословия. | 1 | |
22. | Этикет письменного общения. | 1 | |
23. | Этикет поведения в школьном коллективе. | 1 | |
24. | Этикет дружеских отношений. | 1 | |
25. | Что такое настоящий друг. | 1 | |
26. | Этикет семейного общения. | 1 | |
27. | Привлечение внимания и поддержание отношений. | 1 | |
28. | Мы поссорились. | 1 | |
29. | Умей уступать. | 1 | |
30. | Дебаты как этикетная форма обсуждения проблемы. | 1 | |
31. | Правила проведения дебатов | 1 | |
32. | «Нужна ли школьная форма». Подготовка и проведение дебатов. | 1 | |
33. | «Всегда ли правы взрослые». Подготовка и проведение дебатов. | 1 | |
34. | Дебаты на свободную тему | 1 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Список литературы, используемый педагогом при составлении программы и организации учебного процесса
- Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. М., 2001– 116с. http://psylib.org.ua/books/vachk01/
- Игры: обучение, тренинг, досуг /под ред. В.В. Петрусинского, «Новая школа», М., 2004. http://www.klex.ru/h26
- Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. / Под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова М.: Просвещение, 2011 Серия: Стандарты второго поколения, http://www.labirint.ru/series/16745/
- Насонкина С.А. Уроки этикета/ Худ. И.Н. Ржевцева. – СПб.: Изд-во “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2003. – 40с.: Ил.
- Внеклассные мероприятия 5-7 класс. Волгоград, 2007
- Калейдоскоп школьных дел - Псков-Москва,2003
- Н.И.Дереклеева. Классный руководитель. М, 2001
- Через игру – к социализации [Текст] / авт.- сост. Л. В. Асталович. – Минск : Красико-принт, 2010. – 1 Бадмаев Б.Ц. Психология обучения речевому мастерству. М., 2008– 214с..
- Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет (учебное пособие по развитию коммуникативных способностей ребенка). – Екатеринбург: “ЛИТУР”, 2011. – 192с.
- Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. М., 2001– 116с.
- Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. М., 2003– 58 с.
- Григорьев, Д. В., Степанов П. В. Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в школе [Текст] / Д. В Григорьев, П. В. Степанов. – М., 2011. Центр теории воспитания ИТИП РАО – проект.
13. Григорьева Т.Г.Основы конструктивного общения. Практикум.– Новосибирск: Изд-во Новосиб. Ун-та; М.: Совершенство, 2005. – 116с.
14. Игры: обучение, тренинг, досуг /под ред. В.В. Петрусинского, «Новая школа», М., 2004.
15. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. / Под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова М.: Просвещение, 2011 Серия: Стандарты второго поколения
- Насонкина С.А. Уроки этикета/ Худ. И.Н. Ржевцева. – СПб.: Изд-во “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2003. – 40с.: Ил.
17. Электронное пособие. В помощь школьному психологу. Психологическая работа в школе. Выпуск 4. – М.: Изд-во «Учитель», 2011.
18. Учебник «Культура общения. Книга для учащихся. 8 класс». Авторы Н.В.Журавлёва, Л.Д.Мудрова, И.А.Стернин, Воронеж, 2009;
19. Программа «Культура общения. 1-9 классы» (Воронеж, 2008), разработанная кафедрой теории и практики коммуникации ВОИПКиПРО под общей редакцией И.А.Стернина;
Информационно-коммуникационные средства обучения: презентации, мультфильмы, видеофильмы по тематике
Интернет-ресурсы
http://school-collection.edu.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа деятельности школьного детского общественного объединения "Радуга"
Рабочая программа деятельности школьного детского общественного объединения "Радуга"...
Рабочая программа по внеурочной деятельности (Проектная деятельность) «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ГЕОМЕТРИИ»
Изучение геометрического материала в начальной школеиграет особую роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанныйс восприятием предметов различной ф...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Исследовательская деятельность»
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности«Исследовательская деятельность» 5 класс...
Рабочая программа деятельности патриотического клуба "Следопыт"
Память связывает поколения. Одной из важнейших задач современного образовательного учреждения продолжает оставаться воспитание человека, гражданина, патриота. Какие бы по...
Рабочая программа деятельности экологического отряда "Юный эколог" 5-9 класс
В программе выделено 3 направления: исследовательская деятельность, эколого-просветительская деятельность, общественно-полезная деятельность. Занятия в отряде чередуются с посещением музеев, села, гор...
Рабочая программа деятельности с детьми музыкального руководителя
Рабочая программа (далее Программа) разработана в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования МАДОУ «Детский сад № 6», адаптированной основной образовательно...
Рабочая программа деятельности классного руководителя МКОУ СОШ №7 с. Старомарьевка Акининой Елены Викторовны
Деятельность классного руководителя - целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе устава общеобразовательного учреждения, иных локальных актов, анализа предыдущей деятельнос...