Возрастные особенности детей младшего школьного возраста
методическая разработка

Колесникова Кристина Юрьевна

Динамика изменения значимости личности учителя на протяжении начальной школы. Значимость данного периода для психического и физического развития ребенка.Характеристика позновательной деятельности, восприятия и развития нравственной сферы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozrastnye_osobennosti_mladshego_shkolnika.docx14.93 КБ

Предварительный просмотр:

Возрастные особенности детей младшего школьного возраста

Период младшего школьного возраста начинается в 6(7) лет и продолжается до 10(11), то есть с момента поступления в первый класс и до окончания начальной школы. Первый раз ребенок приходит в школу и попадает в совершенно новую для себя обстановку. Большое количество сверстников, учебная деятельность и учитель который контролирует и направляет детей. Учебная деятельность является ведущей у младшего школьника. В такой социальной ситуации, когда ребенок начинает осваивать знания, когда у него происходит развитие интеллектуально-познавательной деятельности, личность учителя является чрезвычайно значимой. Ребенок прислушивается к тому, что педагог говорит о его сверстниках и о нем, какие дает оценки. В связи с этим в первом классе довольно часто дети оценивают своих одноклассников также как их учитель.

Во 2 классе становятся теснее взаимоотношения с одноклассниками, а значимость личности учителя снижается. Для ребенка в этом возрасте большое значение имеет их положение в группе и наличие друзей. Для второклассников характерно стремление к лидерству и соперничество, это связано с тем, что появляются оценки. Однако, не смотря на важность для ребенка высоких оценок, при выборе друзей они не играют большой роли. То есть дети, которые учатся плохо, все равно могут иметь много друзей и даже быть лидерами и «звездами» в классе.

Данный период значим как для физического, так и для психического развития ребенка. Дети совершенствуют свое умение взаимодействовать с другими людьми, как со сверстниками, так и с учителем. Значимым становится чувство сопереживания и эмпатия.

Среди познавательных процессов ведущая роль принадлежит мышлению. Его содержание изменяется и в отличие от дошкольников, младшие школьники способны выделять наиболее существенные связи и отношения в предметах и явлениях. Это проявляется не только в учебной деятельности, но и во взаимоотношениях с другими людьми.

Важным компонентом развития мыслительных операций является анализ. Анализ позволяет разделять целое на составные части, элементы, свойства.

Формируется способность отличать существенные признаки и связи от несущественных. Появляется способность видеть проявления различных качеств и отделять их от конкретных обстоятельств.

Помимо мышления в младшем школьном возрасте активно развиваются и перестраиваются и другие психические процессы. Восприятие становится более дифференцированным, учащиеся становятся способны выделять большое количество деталей и из них вычленять наиболее существенное. Рост произвольности восприятия делает его целенаправленным и управляемым процессом. Дети способны сосредотачивать внимание на предмете и переключать его между различными качествами в зависимости от цели наблюдения.

Младший школьник усваивает множество новых понятий, в том числе и нравственных, включающих в себя качества личности. В первом классе дети, как правило,  оценивают поступки с точки зрения результата.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что благодаря развитию мыслительных операций и увеличению словаря, младший школьник, в отличие от дошкольника способен давать более полную характеристику личности, включающую в себя не только внешние, но и внутренние проявления.

Список литературы

1.        Колесникова К.Ю. Половой дипсихизм образа друга у младших школьников: ВКР – РГПУ им. Герцена, 2018 – 40 с.

2.        Архиреева, Т.В. Гендерные особенности кристического самоотношения и его детерминации у детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс] / Т.В. Архиреева  // Культурно-историческая психология - 2011. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=17035031

3.        Карпушова, О. А. Образ сверстника как фактор развития самопознания младших школьников в образовательном процессе: диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук: 19.00.07 / Карпушова Ольга Александровна. - Волгоград , 2015. - 256 с.

4.        Кочишвили, С.С., Землянухина, Т.М. К проблеме ценности дружбы у современного младшего школьника [Электронный ресурс] / С.С. Кочишвили, Т.М. Землянухина // Психология и педагогика: Актуальные проблемы и тенденции развития. Материалы II международной научно-практической конференции (очно-заочной). Ответственный редактор Е.В. Сахарова. – 2016.

5.        Шамухаметова, Е. С. Особенности межличностного эмпатического взаимодействия младших школьников [Электронный ресурс] / Е.С. Шамухаметова // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2015. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-mezhlichnostnogo-empaticheskogo-vzaimodeystviya-mladshih-shkolnikov


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему:" Учёт психологических особенностей детей младшего школьного возраста в работе со слабоуспевающими учениками на уроках английского языка ".

В настоящее время в преподавании иностранного языка происходит этап качественного преобразования и обновления. Иностранный язык как учебный предмет активно внедряется в практику работы начальной школы...

Статья по теме: "Психологические особенности детей младшего школьного возраста" (доклад на МО).

Доклад о том, для чего необходимо знать психологические особенности детей....

Теоретическое занятие для педагогов По теме: «Возрастные особенности детей младшего школьного возраста»

Младший школьный возраст является специфическим этапом в развитии ребенка. В это время ребенок начинает систематическое школьное обучение и осваивает новый вид деятельности – деятельность учебну...

Возрастные особенности детей младшего школьного возраста

Младший школьный возраст – период (от 6 до 11 лет) время серьезной физиологической перестройки организма. В этот период активно развивается нервная система, увеличивается интенсивность работы мн...

Учёт возрастных особенностей детей младшего школьного возраста в процессе обучения хореографии.

В данной работе представлены теоретические основы использования принципа "учёт возрастных особенностей" в обучении детей младшего школьного возраста, особенности и методика использования дан...

Возрастные особенности детей младшего школьного возраста

Младшие школьники очень эмоциональны. Они не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление, они очень непосредственны и иоткровенны в выражении радости, горя, печали, страха, удо...