Диплом: Создание цикла бесед "Музыкальное искусство Южного Урала" для воспитания патриотизма у школьников
учебно-методический материал
Диплом: Создание цикла бесед "Музыкальное искусство Южного Урала" для воспитания патриотизма у школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diplomnaya_rabota.doc | 311.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования. Южный Урал имеет колоссальные традиции и играет немаловажное значение в историко-культурном развитии России. Этот удивительный творческий край дал миру известных музыкантов, композиторов, писателей, художников, ученых и других выдающихся деятелей литературы и искусства.
Столица Южного Урала город Челябинск, сегодня является одним из ведущих культурных центров России. Изучение лучших исторических традиций культуры, знакомство с современным состоянием культурной жизни города Челябинска - важная задача воспитания духовно богатой и патриотически настроенной личности школьника.
Современное понимание патриотизма характеризуется многовариантностью, разнообразием и неоднозначностью. Во многом оно объясняется сложной природой данного явления, многоаспектностью его содержания и многообразием форм проявления. Кроме того, проблема патриотизма рассматривается разными исследователями в различных исторических, социально-экономических и политических условиях, в зависимости от личной гражданской позиции, отношения к своему Отечеству, от использования различных сфер знаний и т. п.
Проблема воспитания патриотизма у современных школьников привлекала и продолжает привлекать внимание ведущих педагогов исследователей, психологов:
- Е. А. Ануфриева;
- Я. А. Коменский;
- А. С. Макаренко;
- Л.И. Мищенко;
- В. А. Сухомлинский;
- К.Д. Ушинский;
- А. В. Усова и др.
Политики, музыканты, краеведы, историки, искусствоведы в своих выступлениях, статьях, книгах отмечают потенциальные возможности музыкального искусства для воспитания патриотизма. В научно-исследовательской деятельности ученых – музыковедов города Челябинска В. Вольфовича, А. Кривошея, Т. Синецкой, нашли отражение различные аспекты краеведения и региональной культуры: история и перспективы развития музыкального искусства и образования, творчество композиторов Уральского региона, история исполнительского искусства, творческие портреты деятелей музыкальной культуры и педагогики, сохранение и изучение фольклорных традиций народов Южного Урала, жанровое разнообразие произведений современных композиторов и их трактовка.
Изучение художественной культуры и музыкального искусства Южного Урала, в частности города Челябинска, является одной из проблем музыкознания на современном этапе. Нельзя любить свой край и не знать талантливых его представителей, их музыкальные произведения, основные направления и жанры их музыкальных сочинений. В этом видится противоречие. На основе актуальности проблемы нами сформулирована тема исследования: Создание цикла бесед «Музыкальное искусство Южного Урала» для воспитания патриотизма у школьников.
Цель исследования: Разработать цикл бесед «Музыкальное искусство Южного Урала» с целью воспитания патриотизма у школьников и обосновать эффективность его проведения во внеурочной музыкальной деятельности.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что проведение цикла бесед «Музыкальное искусство Южного Урала» для воспитания патриотизма у школьников во внеурочной музыкальной деятельности будет способствовать воспитанию патриотизма у школьников.
Объект исследования: Учебно - воспитательный процесс во внеурочной музыкальной деятельности.
Предмет исследования: Воспитание патриотизма посредством проведения цикла бесед «Музыкальное искусство Южного Урала» у школьников 6 класса.
Задачи исследования:
1. На основе анализа искусствоведческой справочной литературы раскрыть исторические особенности развития музыкального искусства Южного Урала и города Челябинска;
2. Путем изучения психолого-педагогической литературы дать характеристику понятия патриотизма;
3.Отобрать и систематизировать теоретический и музыкальный материал для цикла бесед во внеурочной деятельности;
4. Апробировать возможность включения цикла бесед «Музыкальное искусство Южного Урала» для воспитания патриотизма у школьников;
5. Обобщить результаты апробации, сделать выводы, о её целесообразности
Методы теоретического исследования:
- отбор, изучение и анализ литературы;
- систематизация изученного материала;
- обобщение
Методы эмпирического исследования:
- наблюдение;
- тестирование;
- анкетирование;
- беседа
Практическая значимость ВКР раскрывается в разработанности и универсальности применения бесед об искусстве Южного Урала, ее апробированности и универсальности использования широким кругом аудитории.
Структура ВКР:
- Титульный лист;
- Оглавление;
- Введение;
- Основная часть (главы, выводы по главам);
- Заключение;
- Список использованной литературы.
ГЛАВА I. ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА У ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ БЕСЕД О МУЗЫКАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ ЮЖНОГО УРАЛА
|
Современное понимание патриотизма характеризуется многовариантностью, разнообразием и неоднозначностью. Во многом оно объясняется сложной природой данного явления, многоаспектностью его содержания и многообразия форм проявления. Кроме того, проблема патриотизма рассматривается разными исследователями в различных исторических, социально-экономических и политических условиях, в зависимости от личной гражданской позиции, отношения к своему Отечеству, от использования различных сфер знаний и т.п.
Термин «патриотизм» употребляется не только в научно-исследовательской литературе, но и в выступлениях, дискуссиях, статьях, предвыборных программах политиков и политических партий, движений, деятелей культуры, искусства и т. д. Диапазон толкования термина очень велик: От идеально-возвышенного до ругательно - унизительного.
Спекулятивные воззрения на почве патриотизма представляют собой формы так называемого лжепатриотизма. Все они рассматривается как преднамеренные извращения истинного смысла и значения патриотической идеи [15].
Достаточно полно раскрыто содержание данного понятия в монографии И.Е. Кравцова: «Патриотизм - это любовь к своему отечеству; к родным местам ("земле отцов"), к родному языку, к передовой культуре и традициям, к продуктам труда своего народа, к прогрессивному общественному и государственному строю. Патриотизм - это беззаветная преданность своей Родине, готовность защищать ее независимости»[5].
И.Ф. Харламов рассматривает патриотизм как взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения, включающую любовь к Родине, активный труд на благо Родины, следование и умножение трудовых традиций народа, бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны, привязанность и любовь к родным местам, стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее, воинскую храбрость, мужество и самоотверженность, братство и дружбу народов, нетерпимость к расовой и национальной неприязни, уважение обычаев и культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними.
Т. Н. Мапькорская, относя патриотизм к нравственным качествам, включает в его любовь к Отечеству, готовность к его защите, неразрывную связь с интернационализмом, нетерпимость к любым проявлениям национализма и шовинизма, приверженность к народной культуре, знание национальных традиций, национальное достоинство, гордость и честь, что находит свое воплощение в гражданственности [16].
Воспитание является механизмом взаимодействия между поколениями, обеспечивающим вхождение подрастающих поколений о жизнь общества, становление их активными субъектами конкретного исторического процесса.
В различных исторических эпохах, в зависимости от социально-экономических условий жизни общества и господствующей в нем идеологии в воспитание вкладывали различные аспекты.
Я. А. Коменский отмечал, что одним из главных направлений воспитания должно быть воспитание у ребенка стремления оказывать пользу своими услугами возможно большему числу людей. Он писал в "Великой дидактике": "Тогда лишь наступило бы счастливое состояние в делах частных и общественных, если бы все прониклись желанием действовать в интересах
общего благополучия" [22].
В отечественной школе всегда уделялось большое внимание воспитанию у подрастающих поколений нравственных качеств личности, коллективизма, гражданственности, любви к своей Родине, уважительного отношения к истории своей Родины, к геральдике, к своему народу. При этом большую роль в воспитании патриотических чувств играли средства массовой информации: радио, высокохудожественные отечественные кинофильмы, театр, художественная литература.
Педагогические исследования по проблеме патриотического воспитания советского периода многочисленны и разнообразны. В них раскрываются как теоретико-методологические аспекты (сущность понятия "патриотизм" и "советский патриотизм", его характеристики, пути и средства формирования и др,), так и прикладные (различные направления патриотического воспитания: военно-патриотическое, воспитание на трудовых и боевых традициях советского народа, взаимосвязь патриотического, эстетического, группового воспитания учащихся различного возраста и др.).
А.С. Макаренко отмечал, что патриотизм проявляется не только в героических поступках. От настоящего патриота требуется не только "героическая вспышка", но и длительная, мучительная, нажимная работа, часто даже очень тяжелая, неинтересная, грязная" [9].
Особое значение в исследовании вопросов патриотического воспитания этого периода имеют работы В. А. Сухомлинского, который считал, что школа должна воспитывать у молодежи стремление к беззаветному служению Родине, к активной трудовой и общественной деятельности. Определяя советский патриотизм как "благородную любовь советского народа к своему социалистическому отечеству». В.А. Сухомлинский подчеркивал, что одной из главных воспитательных задач школы является подготовка учащихся к простому, будничному, повседневному труду, труду для общества как к патриотической деятельности, причем сама деятельность детей, организуемая педагогом с данной целью, представляет движущую силу формирования личности растущего гражданина. В своих работах В.А. Сухомлинский также указывал и на трудности в воспитании патриотизма, объясняя их тем, что в повседневной жизни мы не встречаемся с мерой, с помощью которой можно было бы измерить эту "трудно постижимую ценность" - патриотизм. Любовь к Отечеству становится силой духа только тогда, когда у человека запечатлены в сознании образы, связанные с родным краем, языком, когда появляется чувство гордости от того, что все это - твоя Родина.
Идеологической основой патриотического воспитания в современной школе являются духовно-нравственные ценности нации. Сущность патриотического воспитания в современных условиях может трактоваться как развитие чувства личности, патриотического сознания, основанного на гуманистических духовных ценностях своего народа[25].
Так, еще недавно вместо воспитания коллективизма стала внедряться идея воспитания индивидуализма, эгоцентризма, вместо воспитания патриотизма стало пропагандироваться воспитание космополитизма, неуважительного отношения к отечественной истории, к своему народу. Это приводит к тому, что понятия "патриотизм", "патриот" приобретают негативный оттенок. В.В. Путин в одном из интервью с сожалением отмечал, что слово "патриотизм" "подчас используется в ироническом или даже ругательном смысле. Однако для большинства россиян оно сохранило свое первоначальное, полностью позитивное значение. Это чувство гордости своим отечеством, его историей, свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее... утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения" [22].
Однако процессы частичной утраты патриотизма происходят и в российском обществе, особенно среди молодежи, по таким причинам, как:
• резкое стремление экономического статуса молодежи, значительная часть которой находятся на грани бедности и нищеты в силу падения жизненною уровня, сокращения расходов на питание, отдых, образования, бытовые нужды и т. д.
• "ухудшение здоровья (как физического, так и психического), демографической ситуации в обществе, что привело к деградации генофонда, снижение нравственного, интеллектуального потенциала и к падению роли молодежи как социального ресурса в целом:
• усиление духовного кризиса молодежи, девальвация ее важнейших социально-экономических ценностей, преобладание негативных, асоциальных мотивов в поведении, приспособление к изменившимся жизненным условиям, прежде всего в материальном плане, и нередко противоправным путем.
Но, как пишет А.В. Усова, "если мы хотим сохранить свою страну, если мы хотим возродить прежнее величие своей Родины, нам необходимо коренным образом пересмотреть свое отношение к воспитанию школьной и студенческой молодежи». Тем более что в отечественной педагогике есть много наработок в области воспитания подрастающего поколения, в том числе и воспитания патриотизма - самого высокого чувства в человеке, являющимся как бы общественным цементом, связывающим людей в честное, дружное общество, чувства, которое, по утверждению К.Д. Ушинского, "последним гибнет даже в злодее"[5].
Выделяя патриотическое воспитание в условно самостоятельное направление воспитательной работы, необходимо отметить его органическую взаимосвязь с другими направлениями (гражданским, нравственным, трудовым, эстетическим и другими видами воспитания), что представляет собой гораздо более сложное сочетание, чем соотношение части и целого. Это связано еще и с тем, что:
- во-первых, патриотизм, возникает и развивается как чувство, все более социализируясь и возвышаясь посредством духовно-нравственного обогащения;
- во-вторых, понимание высшего развития чувства патриотизма неразрывно связано с его действенностью, что в более конкретном плане проявляется в активной социальной деятельности, действиях и поступках, осуществляемых субъектом на благо Отечества;
- в-третьих, патриотизм, будучи глубоко социальным по своей природе явлением, представляет собой не только грань жизни общества, но источник его существования и развития, выступает как атрибут жизнеспособности, а иногда и выживаемости социума;
- в-четвертых, в качестве первоосновного субъекта патриотизма выступает личность, приоритетной социально-нравственной задачей, которой является осознание своей исторической, культурной, национальной, духовной и иной принадлежности к Родине как высшего принципа, определяющего смысл и стратегию ее жизни, исполненной служению Отечеству;
- в-пятых, истинный патриотизм - в его духовности.
Патриотизм как возвышенное чувство, незаменимая ценность и источник, важнейший мотив социальной значимой деятельности, наиболее полно проявляется в личности, социальной группе, достигшей высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития. Истинный, духовный в своей основе патриотизм предполагает бескорыстное, беззаветное вплоть до самопожертвования служение Отечеству [22].
В связи с этим мнением учителя при организации воспитательно-образовательного процесса правомерно учитывать замечание Е.А. Ануфриева о том, что систематическое глубокое обогащение всех сторон воспитательной работы патриотическим содержанием есть необходимое условие воспитания патриота.
Осуществление патриотического воспитания основывается на совокупности принципов, которые отражают общие закономерности и принципы воспитательного процесса и специфику патриотического воспитания младших школьников в общеобразовательной школе. К их числу относятся:
- обусловленность патриотического воспитания развитием общества и происходящими в нем событиями;
- обусловленность содержания, форм и методов, средств и приемов патриотического воспитания возрастными и индивидуальными особенностями учащихся;
- диалектическое единство и органическая связь между учебным материалом и содержанием внеклассных и внешкольных мероприятий;
- интеграция патриотического воспитания с другими направлениями воспитательной работы;
- опора на новые концепции организации и осуществления учебно-воспитательного процесса и на новое понимание основных педагогических понятий;
- опора на положительное в личности воспитанника и создание благоприятной психологической атмосферы в процессе педагогического взаимодействия:
- координация взаимодействия школы, семьи и общественности в системе патриотического воспитания.
Так, Л.И. Мищенко, отмечая, что нравственные качества личности, определяющие ее направленность, подразделяются на три группы, характеризующие отношения человека к самому себе, другим людям и обществу, к различным видам деятельности и к различным материальным ценностям, предлагает рассматривать патриотизм как сложное, многогранное интегральное качество, охватывающее все три группы, проявляющиеся в отношении личности к людям, обществу, труду и другим видам деятельности, к материальным ценностям и формирующееся в процессе реализации этой системы взаимосвязанных отношений [5].
Таким образом, с учетом особенностей патриотического воспитания в современном обществе цель данного процесса определяется как воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, свой родной край, его историю, культуру и музыку.
- Становление музыкального искусства на Южном Урале
Музыкальное искусство Южного Урала стало активно развиваться с конца XIX века. Сначала оно проявлялось в основном в форме любительства. В этом особенно преуспели самые богатые южноуральцы, братья Покровские и управляющий винокуренным заводом М. Д. Кетов, которые имели собственные небольшие оркестры и хоры, дававшие спектакли и открытые концерты. Среди жителей Челябинска даже ходили такие разговоры: «Чтобы поступить к Покровским или Кетову на работу, надо непременно уметь петь или играть на каком – либо инструменте».
Становление в Челябинске сначала любительского, а вскоре и профессионального симфонического оркестра и профессионального музыкального искусства связано с деятельностью Григория Давыдовича Моргулиса. 2 сентября 1907 г. был дан первый открытый концерт организованного им симфонического оркестра.
С именем другого выдающегося музыканта-просветителя неразрывно связано народно – инструментальное искусство Южного Урала. Сергея Яковлевича Садаков – организатор профессионального музыкального образования на струнных народных инструментах Челябинской области. Сергей Яковлевич принимал самое активное участие в становлении и развитии струнных народных инструментов на Южном Урале, он является первым педагогом – профессионалом в области струнных народных инструментов, воспитавшим в нашем регионе целый ряд исполнителей и педагогов в этой сфере. Благодаря этому блестящему музыканту и замечательному педагогу струнные народные инструменты получили широкое признание в нашем регионе, сформировались как оркестровые, так и сольные ансамбли [7].
С. Я. Садаков заложил основу профессионального искусства в нашем регионе. Становление его как музыканта – это отражение одного из этапов формирования профессионального народно инструментального искусства Южного Урала.
Сергей Яковлевич родился в 1905 г. в крестьянской семье в деревне Идяш Бирского уезда Уфимской губернии. Неизгладимый след оставили детские впечатления от ярких деревенских праздников, определившие любовь к народной песне, струнным народным инструментам, коллективному музицированию. Сергей рано начал свою трудовую деятельность. Из-за непосильной арендной платы семье пришлось переехать в Челябинск. В1919 г. Садаков – старший, работавший почтальоном, в числе других почтовиков был мобилизован в Сибирь. Служебная командировка растянулась на год. Чтобы как-то поддержать семью в голодное время Сергей поступил учеником в типографию, а затем рассыльным на телеграф. Вскоре рассыльный был назначен телеграфистом и в течение короткого промежутка времени в совершенстве освоил незнакомую до этого специальность. Блестящий музыкальный слух (на телеграфном аппарате «Клопфер» работали как раз на слух) и высокие профессиональные навыки позволили Сергею занять первое место в городском конкурсе телеграфистов, прошедшем в апреле 1927 г. За победу конкурсанту была вручена денежная премия в размере 25 рублей и командировка на областной этап конкурса. Там Сергею «...постановлением Жюри Телеграфистов выдана денежная премия в сумме ста двадцати (120) рублей за лучшую работу на аппарате “Клопфер” на происходившем в мае 1927 г. в Свердловске первом Уральском Конкурсе Телеграфистов». В этом же году победитель был командирован в Москву на Всесоюзный конкурс телеграфистов. На нем челябинский телеграфист также одержал блестящую победу. Уже тогда начали проявляться организаторские способности юноши. Он принимает самое активное участие в общественной деятельности, «имеет ряд выборных должностей» [7].
Помимо руководства оркестром ДК ЧТЗ, работы в музыкальном училище С. Я. Садаков являлся постоянным консультантом и помощником (от Дома народного творчества) оркестровых коллективов в самых отдаленных уголках Челябинской области. Он вел курсы для руководителей оркестров и ансамблей народных инструментов, был членом жюри многочисленных смотров художественной самодеятельности самого разного уровня, активно занимался шефской работой, безоговорочно считался самым авторитетным специалистом в сфере струнных народных музыкальных инструментов, ансамблевого и оркестрового исполнительства [12].
Сергей Яковлевич Садаков, беззаветно преданный русским народным музыкальным инструментам, проделал работу, значение которой трудно переоценить. Он заложил основу ансамблевого, оркестрового и сольного исполнительства в Уральском регионе, определил пути развития струнных русских народных инструментов, организовал систему музыкального образования и воспитания народников. О педагогическом таланте Сергея Яковлевича можно судить по его ученикам. Для многих из них музыкальное училище стало лишь одним из этапов в большую музыкальную жизнь - консерваторию, институт искусств. Учениками Сергея Яковлевича были Г. Пулькин, Т. Лихачева (первый педагог-домрист с высшим образованием), О. Власо (также окончивший Уральскую консерваторию), А. Лоскутов (композитор, дирижер, музыкант) и многие другие. Неимоверное количество детей и взрослых прошло через оркестры и ансамбли, возглавляемые С. Я. Садаковым, приобщаясь к русской музыкальной культуре, к коллективному музицированию посредством русских народных инструментов.
«Люди, своим титаническим трудом возрождающие нашу музыкальную историю, сами вошли в историю. Дела и творения их становятся памятниками, представляющими собой уникальную ценность, составляющими национальное богатство». Эти слова в полной мере можно отнести к результатам деятельности Сергея Яковлевича Садакова – пропагандиста, исполнителя, педагога и общественного деятеля в сфере русских народных инструментов Челябинской области.
С 1929 года в Челябинске начал стабильно проводить местные музыкальные радиопередачи Радиоузел. Своих музыкантов на радиоузле не было, для выступлений приглашались коллективы и солисты. Предложили сыграть ансамблю медиков. После первого выхода в эфир Садакову выдали гонорар на всех, и в последующем каждый выход в эфир также оплачивался. Достаточно высокий исполнительский уровень, мобильность коллектива позволили выходить в эфир по 2-3 раза в неделю.
С 30 – х годов возникает традиция проведения в масштабах города празднования памятных музыкальных дат. Так, отмечались важные даты жизни и творчества деятелей мировой музыкальной культуры:
- Л. Бетховена;
- Ж. Бизе;
- Дж. Верди;
- М. П. Мусоргского;
- П. И. Чайковского;
К этим событиям готовились специальные вечера симфонической и камерной музыки. Деятельность, осуществляющую музыкальное просвещение города Челябинска организовывали Объединенное концертное бюро, Радиокомитет и музыкальное училище.
Музыкальное училище открылось в 1936 году. Наряду с выполнением основной задачи – подготовки профессиональных работников для филармоний, театров, клубов музыкальное училище развернуло активную просветительскую деятельность в самых различных слушательских аудиториях. Обычным явлением стали выступления учащихся и педагогов в рабочих клубах, на заводах, в школах и детских домах, в воинских частях. А концертно-шефская помощь стала неотъемлемой частью просветительской деятельности.
Ростки филармонического просвещения, безусловно, нужно искать в деятельности этих трех организаций. Однако ни Объединенное концертное бюро, ни музыкальное училище, ни Радиокомитет, несмотря на свою активную пропагандистскую деятельность, не могли вести планомерное просвещение в сфере симфонической и камерной музыки, литературного творчества в городе, а тем более на территории области. В кругах общественности все чаще высказывалось мнение о необходимости создания новой музыкально-концертной организации, располагающей своими профессиональными творческими коллективами, которая могла бы осуществлять музыкальное просвещение в Челябинской области [2].
В начале 30-х годов в Челябинске начали свою деятельность такие интересные профессиональные творческие коллективы, как:
- духовые оркестры ЧТЗ и клуба железнодорожников;
- украинские хоры станкостроя и ЧТЗ;
- джаз-оркестры банка и ЧГРЭС;
- этнографический хор и ансамбль баянистов тракторозаводцев;
- татаро-башкирский хор станкостроя.
Позже в Челябинске появляются и другие очаги культуры, это: музей декоративно-прикладного искусства Урала, челябинская картинная галерея, выставочный зал, Челябинская областная библиотека А.С. Пушкина, челябинский областной краеведческий музей
Интересна история открытия одного из крупнейших на Урале объектов культуры – театра оперы и балета имени М.И. Глинки.
Его открытие планировалось на 7 ноября 1941 года. Однако война внесла свои коррективы, и в почти готовое здание поместили эвакуированный московский завод «Калибр». На сцене, в самом «горячем месте», в те годы размещался самый горячий цех завода – термический. И после войны пришлось паяльными лампами выжигать въевшиеся в стены копоть и масло.
В первые дни и месяцы после открытия театра сюда больше шли бывшие рабочие «Калибра». Шли, чтобы не только посмотреть оперу или балет, но и вспомнить годы, проведённые в его стенах у станков. Истинное своё назначение здание обрело уже в 50 – е годы, когда его реконструировали. Лишь 29 сентября 1956 года – день первой премьеры - день рождения нового театра в Челябинске. Театр открылся премьерой бессмертного творения А. Бородина «Князь Игорь».
Значительное место в музыкальной жизни города занял институт культуры, открывшийся в 1968 году. Тысячи выпускников вуза – музыкантов – педагогов и руководителей художественной самодеятельности успешно трудятся в Челябинске, области и во всех уголках страны. В институте много творческих коллективов: академический и народные хоры, духовой и эстрадные оркестры, ансамбль песни и пляски, фольклорный ансамбль. Наибольшую известность среди коллективов получил оркестр русских народных инструментов «Малахит» под руководством В. Г. Лебедева. Это один из ведущих музыкальных коллективов города, имеющий широкую известность по всей стране.
С 1983 года в городе существует Челябинская организация Союза композиторов России.
Союз композиторов России – Всероссийская общественная организация, объединяющая профессиональных композиторов и музыковедов из 48 регионов Российской Федерации.
Союз композиторов России является правопреемником основанного в 1960 году Союза композиторов РСФСР. На Первом Учредительном Съезде, который состоялся в Москве, в апреле 1960 года, Первым Секретарем Правления единогласно был избран Дмитрий Дмитриевич Шостакович.
С того времени, Союз композиторов России возглавляли:
- Дмитрий Шостакович (1960—1968);
- Георгий Свиридов (1968—1973);
- Родион Щедрин (1973—1990);
- Владислав Казенин (1990—2014);
- Рашид Калимуллин (с декабря 2015).
1983 год можно назвать настоящим композиторским десантом советской музыки в городе Челябинске. Тогда на дни советской музыки в Челябинск приехали композиторы Я. Френкель, Л. Лядова, В. Казенин, В. Агафонников, Н. Пузей, Б. Тищенко, Ю. Чичков, С. Крымский, А. Журбин, М. Таривердиев и другие. Дни советской музыки положили начало новой традиции – показа самой широкой челябинской аудитории достижений советского музыкального искусства [19].
Песенное творчество Уральских композиторов гордится множеством произведений большой этической ценности. К ним относятся патриотические песни героического склада. Они благотворно воздействуют не только на ум, но и на сердце, на нравственную сторону личности. Рядом с ними можно поставить и многие лирические песни о дружбе и любви. В песенном творчестве композиторов Урала безграничный выбор песен для разных возрастов, и различных тематик. Идеи, положенные в основу любой песни, могут быть не во всем близки школьникам или частично устареть. Но они все равно сохраняют большую моральную воспитательную роль, если в них воплощены высокие нравственные идеалы. В тоже время они воздействуют на учащихся и своим этическим величием. Без этической ценности нет большего искусства, настоящей музыки [8].
Также в 80 – х годах XX столетия стал наблюдаться повышенный интерес к самодеятельной песне. Она охватила все возрасты и слои населения. Клубы самодеятельной песни возникли во всех городах области. Фестивали самодеятельной песни, проводимые на Ильменах, собирают многотысячную аудиторию из многих городов страны. С Ильменского фестиваля началась творческая деятельность талантливого барда, поэта и композитора О. Митяева.
Творчество профессиональных композиторов и особенности профессиональной музыки города Челябинска будет рассмотрено в следующем параграфе.
- Профессиональная музыка в городе Челябинске
В первой трети XX века музыкальная жизнь в крупных городах Южного Урала, как правило, развивалась по нескольким направлениям:
- профессиональные музыкальные театры;
- художественная самодеятельность;
- отдельные концерты гастролеров;
- многочисленные музыкально-просветительские организации
Именно деятельность последних организаций несла в себе ростки филармонического просвещения, ставшего в последующее время ведущим в государственной культурной политике в музыкально – концертной сфере.
На данный момент музыкальная жизнь города Челябинска представлена всеми вышеназванными направлениями и огромным количеством музыкальных жанров, каждый из которых имеет свои особенности. Количество таких жанров увеличивается. Основным музыкальным жанром является классика, которая является основой и прародителем других популярных на сегодняшний день жанров в музыке и даже в другом искусстве. Все, как известно, начиналось с классических произведений.
В творческом портфеле композиторов города Челябинска произведения разных жанров: предназначенные для театральной сцены, симфонические и камерные сочинения, сочинения кантатно-ораторного жанра, музыка для русских народных инструментов, камерно – вокальные сочинения, песни.
Например, в области симфонической музыки большую популярность имеют четыре симфонии М. Смирнова; три симфонии, «каприччио в стиле бит» и две симфонические сюиты из балета «Тезей» В. Веккера; симфонический триптих и симфониетта Е. Гудкова; симфония «Рождество» и балетная симфония «Фаус – сюита» А. Кривошея; симониетта В. Семенко; симфония В. Сидорова.
Назовем музыкантов и композиторов Южного Урала 20 и 21 веков разных лет.
Композиторы Южного Урала: Маркиан Петрович Фролов, Виктор Николаевич Трамбецкий, Вячеслав Иванович Щелоков, Борис Дмитриевич Гибалин, Григорий Никандрович Белоглазов, Николай Михайлович Хлопков, Любовь Борисовна Никольская, Александр Григорьевич Фридлендер, Петр Петрович Золтс, Николай Михайлович Пузей, Клара Абрамовна Кацман, Павел Петрович Малый, Евгений Павлович Родыгин, Олег Аркадьевич Моралев, Михаил Иосифович Гальперин, Валентин Александрович Лаптев, Геральд Николаевич Топорков, Евгений Павлович Кичанов, Владимир Иванович Горячих, Ольга Акимовна Головина, Вадим Давидович Биберган, В. Веккер, В. Семенко, В. Сидоров. М. Смирнов, Е. Гудков, Владислав Игоревич Казенин, Елена Михайловна Поплянова, Алан Рудольфович Кузьмин, Анатолий Давидович Кривошей, Лариса Валерьевна Долганова, Владимир Григорьевич Ошеров, Татьяна Юрьевна Шкербина.
Музыканты Южного Урала: Моргулис Григорий Давидович, Филиппова Екатерина Андреевна, Садаков Сергей Яковлевич, Крылов Василий Федорович, Зак Исидор Аркадьевич, Факторович Натан Григорьевич, Эйдинов Семен Григорьевич, Гитлин Ревекка Германовна, Шутов Иван Исидорович, Ведерников Александр Филиппович, Плешивцев Иван Антонович, Губницкая Светлана Зейликовна, Алексик Андрей Андреевич, Гунн Генадий Семенович, Стрельцов Валерий Дмитриевич, Шереметьев Владимир Александрович, Синецкая Татьяна Михайловна [19].
Каждый из них внесли свой яркий, неповторимый, самобытный вклад в историю становления и развития профессионального музыкального искусства на Южном Урале и в городе Челябинске.
Ярким представителем молодых современных композиторов Челябинска является Алан Кузьмин.
Композитор родился 9 апреля 1973 года в городе Челябинске. Окончил теоретическое отделение Челябинского музыкального училища им. П. И. Чайковского, композиторское отделение Уральской государственной консерватории им. М. П. Мусоргского, творческую аспирантуру («композиция») вышеназванной консерватории. С 2000 г. является преподавателем кафедры истории и теории музыки Челябинской государственной академии культуры и искусств (ЧГАКИ), с 2002 г. член СК России, с 2005г. в должности доцента.
Кузьмин А. Р. удостоен дипломами различной степени. Так, с 1992г. – лауреат и стипендиат всероссийской программы «Новые имена» в номинации «Композиторское творчество». С 2001г. – лауреат премии Губернатора Челябинской области. В 2003г. объявлена благодарность Губернатора Челябинской области за большой вклад в развитие музыкальной культуры и искусства Челябинской области. В 2004 г. удостоен стипендии Президента России. В 2005г. – лауреат государственной премии Челябинской области в номинации «музыкальное искусство». В 2006г. награжден дипломом ЧГАКИ «За достижение в творческой и исполнительской деятельности» в номинации «композиторское творчество». В 2008 г. – почётной грамотой Губернатора Челябинской области «За плодотворную творческую деятельность»
Назовем некоторые из его произведений: 1991 г. Две прелюдии для фортепиано; 1993 г. Соната для фортепиано; 1997 г. Кантата «Осень» для смешанного хора и оркестра на цикл стихов Б. Пастернака; 1997 г. Кантата «Осень» для смешанного хора и оркестра на цикл стихов Б. Пастернака; 1999 г. Симфония № 1; 2001 г. Симфония № 2; 2002 г. Симфоническая поэма «Ultima Thule»; 2003 г. «Трансценденция» цикл для сопрано и русского народного оркестра на стихи В. Набокова; 2006 г. Симфония № 3 [20].
Современный профессиональный композиторский Челябинск представляют:
- Е. Поплянова;
- А. Кузьмин;
- А. Кривошей;
- Л. Долганова;
- В. Ошеров;
- Т. Шкербина
- Роль и значение внеурочно - музыкальной деятельности
Организация взаимосвязи урочной и внеурочной работы повышает эффективность педагогического процесса, создает условия для его интенсификации. Именно внеурочная деятельность даёт опыт творческой деятельности, поскольку предоставляет возможность учащимся попробовать свои силы в разных её формах. Также она обладает значительными возможностями и для развития индивидуальных способностей, даёт простор детской изобретательности и фантазии.
Моменты, когда учитель сумел вызвать окрылённость и неподдельный интерес учащихся к предмету, являются для него поистине самыми счастливыми. Из них и складывается радость педагогического труда. Благодаря такому общему подъему дети начинают смотреть на учителя открыто и влюблённо, ожидая, не подарит ли он им еще мгновения занимательности и увлеченности. Широкие возможности создания атмосферы творческого вдохновения, самостоятельной индивидуальной и коллективной практической деятельности учащихся открываются во внеурочной музыкальной работе [3].
- Деятельность учителя музыки и детей во внеурочное время осуществляется на единых принципах и ведёт к главной цели музыкального образования - воспитанию музыкальной культуры детей как части всей духовной культуры. Все требования, предъявляемые к уроку музыки как уроку искусства, относятся и к неурочным формам: дух живого образного искусства, атмосфера сотрудничества, содружества, сопричастности, сотворчества - вот характерные черты занятий искусством.
Организация внеурочной музыкальной деятельности позволяет решить следующие задачи музыкального воспитания школьников:
- углубление теоретических знаний и развитие практических навыков учащихся, проявивших музыкальные способности;
- способствование возникновению интереса у большинства учеников, привлечение некоторых из них в ряды «любителей музыки»;
- организация досуга учащихся в свободное от учебы время.
Разнообразные формы внеурочных занятий предусматривают большие возможности в этом направлении: музыкальные гостиные, игры - путешествия, викторины, конкурсы, концерты, праздники, кружки, вокальные ансамбли, хор, индивидуальные занятия музыкой, лекторий (детская филармония). Это форма своеобразного кругозора. Челябинская детская филармония рассматривается как учреждение дополнительного образования школьников и молодежи.
- Участие школьников в различных внеклассных мероприятиях по музыке развивает не только их познавательные интересы, но и способствует расширению музыкального кругозора.
В рамках нашего исследования мы обратились к форме беседы для внеурочных музыкальных занятий.
Беседа - это форма, которая давно и прочно вошла в практику образовательной деятельности. Не смотря на традиционность этой формы, она обладает рядом преимуществ, на основании которых мы разработали цикл бесед: «Музыкальное искусство Южного Урала» для воспитания патриотизма у школьников, структура которого будет представлена в следующем параграфе.
- Структура и содержание цикла бесед
Проблема формирования патриотизма всегда привлекала к себе пристальное внимание педагогов, воспитателей, музыкантов-практиков. При воздействии средствами музыкального искусства формирование патриотизма зависит от содержания, направленности и методов воздействия.
Накопление детьми разнообразных впечатлений от музыкальных произведений - одна из задач внеурочных мероприятий в форме цикла бесед. Чем ярче и образней представлена в цикле бесед музыка, тем осознанней и глубже ее восприятие детьми.
Основные критерии отбора музыкального материала для цикла бесед- художественная ценность, доступность, яркая образность художественных произведений. Кроме того, важность значений имеет воспитательная цель.
Сборник цикла бесед представлен следующими конспектами внеурочных занятий:
- «Знаем ли мы наш край»;
- «Становление профессионального искусства на Южно Урале»;
- «Культурная жизнь города Челябинска»;
- «Композиторы Южного Урала»;
- «Обобщающая игра «Что, Где, Когда?».
Каждый конспект цикла бесед включает в себя:
- Музыкальный материал
- Иллюстративный материал (презентация, аудиозаписи, наглядности).
Представленные в цикле бесед конспекты, основаны на музыкальном творчестве Южного Урала.
В приложении находится диск с электронным вариантом сборника и презентациями к беседам. Сборник можно будет использовать учителям музыки, студентам музыкальных специальностей, педагогам дополнительного образования.
Выводы по I главе
Изучение общих характеристик понятия патриотизм выявило, что это явление - многоаспектно и многообразно. Как правило, понятие «патриотизм» употребляется в совокупности с нравственными чувствами, чертами поведения, духовно - нравственными ценностями. Воспитание патриотизма требует специальных механизмов воздействия. Особенно актуальной проблемой воспитания патриотизма стало для современного времени характеризующегося частичной утратой принципов и основ отечественной гражданственности.
В связи с этим правомерным видится обращение к истории развития музыкального искусства на Южном Урале.
История музыкальной жизни Челябинска связана с периодом его основания. Ещё в XVII и XIX веках в городе устраивались концерты, музыкальные собрания, выписывалась музыкальная литература, и продавались музыкальные инструменты, хотя говорить о развитой музыкальной культуре того времени не приходится. Встречались страстные любители музыки (Г. Д. Моргулис, С. Я. Садаков), которые своей просветительской деятельностью способствовали процессу развития музыкальной культуры Челябинска.
Становление музыкального искусства в Челябинске – интересный исторический процесс. Активно он начал развиваться с конца XIX века. Сначала это проявлялось в основном в форме любительства. 1920-1930-е годы в характеризуются массовым привлечением самых широких слоев населения к музыкальному искусству. Административные структуры, отвечающие за развитие культуры, нашли один из самых коротких путей в этом направлении - посредством приобщения к игре на гармони, балалайке, домре и гитаре. Поэтому в те годы отмечается появление огромного числа ансамблей струнных и народных инструментов, кружков при различных организациях и учреждениях.
Профессиональная музыка в городе Челябинске начала своё развитие в деятельности, осуществляющей музыкальное просвещение города Челябинска. Её организовывали Объединенное концертное бюро, Радиокомитет и музыкальное училище (с 1936 года). Позже профессиональное музыкальное искусство сосредоточится в работе оперного театра и института культуры.
С 1983 года в городе начала свою профессиональную деятельность Челябинская организация Союза композиторов России. Это способствовало появлению и продвижению ярких музыкантов-исполнителей и композиторов.
Привлечение школьников к восприятию музыкального искусства родного края приводит к воспитанию интереса к ней, а в целом патриотических чувств. Успех данного процесса зависит от методов и приемов обучения, применяемых в том числе во внеурочной музыкальной деятельности.
Внеурочная деятельность представляет собой совокупность различных видов деятельности, обладает широкими возможностями художественного воздействия на школьника. Для эффективной деятельности по воспитанию патриотизма нами определена форма беседы. Беседа – это интегрированная форма проведения занятий, доступная детям, поскольку включает: слушание музыкальных произведений, теоретическую (информационную) и практическую (исполнительскую) части, обязательно игровые моменты.
Созданный нами сборник мы назвали «Музыкальное искусство Южного Урала» для воспитания патриотизма у школьников. В него включены 5 бесед:
- «Знаем ли мы наш край»;
- «Становление профессионального искусства на Южно Урале»;
- «Культурная жизнь города Челябинска»;
- «Композиторы Южного Урала»;
- «Обобщающая игра «Что, Где, Когда?»
ГЛАВА II. АПРОБАЦИЯ ЦИКЛА БЕСЕД «МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО ЮЖНОГО УРАЛА» ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА У ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Задачи и практическая методика апробации цикла бесед «Музыкальное искусство Южного Урала»
Апробация нашего исследования проходила на базе МАОУ СОШ № 104 в 6 (1) классе.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов № 104 г. Челябинска" филиал.
Сроки проведения апробации составили четыре недели.
Задачи апробации:
1. Разработать цикл бесед «Музыкальное искусство Южного Урала» для
апробации.
2. Апробировать возможность включения цикла бесед с учётом условий
базы практики.
3. Обобщить результаты апробации.
Таблица 2.1.
Технологическая карта практической деятельности в педагогической апробации
Срок апробации: 19 февраля- 17 марта 2018 г.
№ п/п | Тема беседы | Задача беседы по практической части ВКР | Методическое средство практической деятельности на беседе | средства выявления показателей апробации |
21.02.18 | «Знаем ли мы наш край» | Развивать эмоциональную отзывчивость | Музыкальное приветствие (Видеофрагмент на фоне вокально -инструментального ансамбля «Ариэль» о Южном Урале); Народная песня «Во поле береза стояла»; Ансамбль «Ариэль» «Это Южный Урал». | Констатирующий: - Анкетирование |
22.02.18 | «Становление профессионального искусства на Южном Урале» | Вызывать интерес к искусству | Музыкальное приветствие; Звучание балалайки; «Полянка, русский народный наигрыш»; | Формирующий: -Наблюдение |
25.02.18 | «Культурная жизнь города Челябинска» | Развивать эмоциональную отзывчивость | Музыкальное приветствие (Видео о театрах Челябинска); Игра «Открой лепесток»; Ошеров «Кировка»; Шкербина «Аркаим»; Поплянова Хоровой фестиваль; Русский народный оркестр «Малахит». | Формирующий: - Наблюдение |
27.02.18 | «Композиторы Южного Урала» | Развивать умение фантазировать | Музыкальное приветствие, «Утренняя песенка» Е. Поплянова; «Шла коза на каблуках»; Татьяна Шкербина «Аркаим». | Формирующий: -Наблюдение |
28.02.18 | Обобщающая игра «Что? Где? Когда?» | Развивать умение творчески самовыражаться | Музыкальное приветствие; Обобщающая игра «Что? где? когда?»; Видеофрагмент мюзикла «Кировка»; Русский народный оркестр «Малахит». | Контрольный: -Анкетирование |
Необходимо сделать несколько пояснений к представленной технологической карте:
1. Распределение сроков проведения бесед зависело от графика школьных мероприятий, праздничных дней.
2. В содержании графы «методическое средство» представлен музыкальный материал. Все произведения представлены с указанием композиторов.
3. В содержании графы «методическое средство» введены видео-фрагменты.
Они подобраны в соответствии с темой бесед.
2.2. Методический инструментарий отслеживания результатов апробации
Для оценки уровня развития патриотизма у школьников нами были определены следующие критерии:
Выражение интереса к культурному наследию малой Родины. Интерес - это побуждение познавательного характера. Интерес связан с потребностью человека. В контексте нашего исследования представлен интерес по содержанию. Отличительной чертой такого интереса служит эмоционально окрашенное отношение человека к определенному содержательному направлению. Потребность узнать что-то новое об объекте интереса, повышенное внимание к нему формируется через практическую значимость для человека.
Наличие знаний о музыкальном искусстве Южного Урала. Данный критерий определен нами в связи с тем, что воспитание патриотизма сопряжено с ценностным отношением к знаниям об интересующей области. В данном случае — об искусстве Южного Урала. Оно определяется сознательным и активным отношением человека к поиску различной информации и структурированию своих знаний. Важны, как процесс накопления знаний, так и наличие (запас) определённых знаний уже усвоенного. По сути, воспитание патриотизма в каком-то смысле зависит от круга музыкальных интересов и музыкальных знаний.
Эмоциональная отзывчивость на музыкальный материал Южно Уральских композиторов. Обращаясь к данному критерию, мы руководствовались следующими психолого-педагогическими положениями.
Процесс восприятия музыки порождает у субъекта положительную или отрицательную эмоцию, чувство, связанное с удовольствием или неудовольствием. Как форма проявления потребностей личности эмоции выступают в качестве внутренних побуждений к деятельности. Эти внутренние побуждения, выражающиеся в чувствах, обусловлены реальными отношениями индивида к окружающему его миру. Появление эмоционального отклика будет, таким образом, зависеть от процесса воспитания патриотизма.
Таблица 2.2.
Критерии и показатели воспитания патриотизма у учащихся
Критерии | Показатели | Уровни |
Выражение интереса к культурному наследию малой Родины |
| Высокий: Проявляется систематически; Присутствует постоянно |
Средний: Проявляется редко; Присутствует ситуативно | ||
Низкий: Не проявляется; Отсутствует | ||
Наличие знаний о музыкальном искусстве Южного Урала |
| Высокий: Проявляется систематически; Присутствуют постоянно |
Средний: Проявляются редко; Присутствует ситуативно | ||
Низкий: Не проявляется; Отсутствует | ||
Эмоциональная отзывчивость на музыкальный материал Южно Уральских композиторов |
| Высокий: Сформированы на высоком уровне; Проявляется систематически |
Средний: Сформированы достаточно; Проявляется редко | ||
Низкий: Не сформированы; Не проявляются |
Уровни воспитанности патриотизма у учащихся
Высокий уровень:
-Проявляется систематически;
-Присутствует постоянно;
-Сформированы на высоком уровне
Средний уровень:
-Проявляется редко;
-Присутствует ситуативно;
-Сформированы достаточно;
Низкий уровень:
- Не проявляется;
-Отсутствует;
-Не сформированы;
-Не проявляются
Для отслеживания результатов апробации мы использовали следующие диагностические средства: наблюдение, анкета. Охарактеризуем эти методы.
Наблюдение как метод изучения психики применяется давно. Наблюдение за ходом деятельности ученика на уроке в естественных или в экспериментальных условиях дает убедительный материал о становлении и характерных особенностях познавательного интереса. Наблюдение дает возможность собрать факты в их живой взаимосвязи, проследить процесс становления и развития интересов у учащихся.
Основные сложности наблюдения в том, чтобы выделить в поведении главное и не подметить реально наблюдаемый факт собственной интерпретацией. Важнейшее его достоинство в том, что он позволяет увидеть психическое явление в реальной жизни.
Анкета для выявления уровня наличия определённых знаний у учащихся.
Анкета является специализированным методам психодиагностического исследования, применяя которую можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. На основании изученных опросников и анкет Т. В. Челышевой и Ю. В. Янике нами была составлена собственная анкета, отражающая направление нашего исследования.
Анкета на выявление уровня воспитанности патриотизма.
Цель исследования: Выявить чувство патриотизма у детей 6 класса.
Анкета «Знаешь ли ты свой край»
- Считаешь ли ты себя патриотом?
а) Да б) Нет
- Интересуешься ли ты историей родного края?
а) Да б) Нет
- Интересуешься ли ты культурой и музыкой родного края?
а) Да б) Нет
- Вспомни и напиши театры и концертные площадки города Челябинска.
- Любишь ли ты природу?
а) Да б) Нет
- Имеешь ли ты дома книжки, связанные с патриотизмом?
а) Да б) Нет
- Бывал ли ты в оперном театре?
а) Да б) Нет
- Бывал ли ты в концертном зале Филармонии?
а) Да б) Нет
- Какие чувства, у тебя вызывает патриотизм? (Опиши).
- Знакомы ли тебе имена этих композиторов?
(Рядом со знакомым композитором поставить галочку).
а) Шкербина б) Ошеров в) Кривошей г) Поплянова
2.3. Характеристика базы апробации
Структура класса:
Класс 1 тип: общеобразовательный; УМК: «Перспектива».
Класс, где проходила преддипломная практика, занимается по программе Критской. В классе 27 человек (13 мальчиков, 14 девочек). Возраст учащихся класса составляет 12-13 лет.
Не все учащиеся посещали детские дошкольные учреждения, из 27 человек – 10 не посещали, что отрицательно отразилось на подготовке детей к школе.
12 человек посещали дошкольные учреждения. Хороший уровень подготовки наблюдается у 8 детей. Эти дети и проявляют большую активность на уроках.
Есть дети неплохо подготовленные, но пассивно ведут себя на уроках (4 человека).
Слабо подготовлены к школе 5 человек (дети не умеют представлять, воображать).
На переменах ребята очень подвижны. На уроках бывает трудно организовать детей, много времени уходит на наведение порядка. Но это не во всех классах, есть классы очень спокойные.
На момент преддипломной практики учитель музыки достаточно уделял внимание классу, помогал устранить ошибки практикантов. Учитель музыки одним своим взглядом мог помочь навести тишину в классе. Учитель музыки так же как его практиканты ответственно подошли к своей работе.
Для проведения экспериментальной работы апробации нами были определены 10 учащихся:
1.Данил М.- не обладает фантазией, не проявляет инициативы, не умеет слушать задание.
2.Дарья Х.- обладает фантазией, проявляет инициативу инициативы, не умеет слушать задание.
3.Дмитрий Ф.- обладает фантазией, проявляет инициативу, умеет слушать и выполнять задание.
4.Кристина К. Обладает знаниями, воспитанностью, проявляет инициативу, умеет слушать и выполнять задание.
5.Юля В.- не обладает фантазией, не проявляет инициативу, не умеет слушать задание.
6.Витя П.- обладает фантазий, проявляет интерес, умеет высказываться, слушать и выполнять задание.
7.Гоша М.- обладает культурой поведения, проявляет способности к музыке, умеет благодарить.
8.Данил У.- обладает воспитанностью, проявляет интерес к музыке, умеет высказываться.
9.Таня К.- обладает обаянием, проявляет радостные эмоции, умеет слушать.
10.Витя Д.- обладает грамотной речью, проявляет творческие задатки, умеет принимать критику.
2.4. Ход и результаты экспериментальной апробации
Согласно плана проведено 2 диагностических среза:
• констатирующий – 21 февраля
• контрольный – 16 марта
• Вся практическая работа между срезами – формирующий этап
На констатирующем этапе дети заполняли анкету. Учащиеся выполняли работу с анкетой, отвечая на вопросы о нашем крае. Анкета так и называется «Знаешь ли ты свой край». В анкете присутствуют вопросы о патриотизме, о природе, о композиторах и др.
На формирующем этапе из запланированных 5 бесед проведено 5.
Самыми удачными были 2 беседы: «Знаем ли мы наш край»; «Культурная жизнь города Челябинска».
Таблица 2.3.
Результаты констатирующего среза (К1)
№ | Критерии | Выражение интереса к культурному наследию малой Родины | Наличие знаний о муз. искусстве Южного Урала | Эмоциональная отзывчивость на муз. материал Южно Уральских композиторов | Выраженность в уровнях |
1 | Данил М. | Х | Н | Н | низкий |
2 | Дарья Х. | Х | Х | Х | средний |
3 | Дмитрий Ф. | Н | Х | Х | средний |
4 | Кристина К. | Х | Х | Н | средний |
5 | Юля В. | Н | Н | Н | низкий |
6 | Витя П. | Х | Х | Х | средний |
7 | Гоша М. | Х | Х | Х | средний |
8 | Данил У. | О | Х | Х | средний |
9 | Таня К. | Х | О | Х | средний |
10 | Витя Д. | О | О | Х | высокий |
Расшифровка результатов:
О- «отлично» Х-«хорошо» Н-«неудовлетворительно»
Из таблицы видно, что 8 человек имеют средний уровень, 1 человек высокий, и 2 человека – низкий.
Таблица 2.4.
Результаты контрольного среза (К2)
№ | Критерии | Выражение интереса к культурному наследию малой Родины | Наличие знаний о муз. искусстве Южного Урала | Эмоциональная отзывчивость на муз. материал Южно Уральских композиторов | Выраженность в уровнях |
1 | Данил М. | Х | Н | Х | средний |
2 | Дарья Х. | Х | О | О | высокий |
3 | Дмитрий Ф. | Н | Х | Х | средний |
4 | Кристина К. | Х | Х | Н | средний |
5 | Юля В. | Н | Н | Н | низкий |
6 | Витя П. | О | О | О | высокий |
7 | Гоша М. | Х | Х | Х | средний |
8 | Данил У. | О | Х | О | высокий |
9 | Таня К. | Х | О | Х | средний |
10 | Витя Д. | О | О | Х | высокий |
Расшифровка результатов:
О- «отлично» Х-«хорошо» Н-«неудовлетворительно»
Из таблицы видно, что 4человека имеют высокий уровень (по сравнению с 1), 5 человек средний (по сравнению с 8), и 1 человек низкий уровень (по сравнению с 2).
Таблица 2.5.
Сравнительные результаты констатирующего и контрольных срезов | |||||||||
№ | Критерии | Выражение интереса к культурному наследию малой Родины | Наличие знаний о музыкальном искусстве Южного Урала | Эмоциональная отзывчивость на муз. материал Южно Уральских композиторов | Выраженность в уровнях | ||||
К1. | К2. | К1. | К2. | К1. | К2. | К1. | К.2. | ||
1 | Данил М. | Х | Х | Н | Н | Н | Х | средний | Выше среднего |
2 | Дарья Х. | Х | Х | Х | О | Х | О | высокий | высокий |
3 | Дмитрий Ф. | Н | Н | Х | Х | Х | Х | Выше среднего | средний |
4 | Кристина К. | Х | Х | Х | Х | Н | Н | высокий | высокий |
5 | Юля В. | Н | Н | Н | Н | Н | Н | средний | средний |
6 | Витя П. | Х | О | Х | О | Х | О | высокий | высокий |
7 | Гоша М. | Х | Х | Х | Х | Х | Х | высокий | средний |
8 | Данил У. | О | О | Х | Х | Х | О | высокий | высокий |
9 | Таня К. | Х | Х | О | О | Х | Х | средний | Выше среднего |
10 | Витя Д. | О | О | О | О | Х | Х | высокий | средний |
Расшифровка результатов:
О- «отлично» Х-«хорошо» Н-«неудовлетворительно»
Рис. 1 Сравнительные результаты работы по воспитанию патриотизма у школьников
На формировании констатирующего и контрольного этапах, была выявлена положительная динамика учащихся, уровень повышения заинтересованности в воспитании патриотизма у школьников.
Рис. 2. Динамика уровня сформированности воспитания патриотизма у школьников 6 класса.
Выводы по II главе
В соответствии с намеченной целью осуществлена апробация цикла бесед «Музыкальной искусство Южного Урала» для воспитания патриотизма у школьников. Были поставленны задачи:
1. Разработать цикл бесед «Музыкальное искусство Южного Урала» для
апробации.
2. Апробировать возможность включения цикла бесед с учётом условий
базы практики.
3. Обобщить результаты апробации.
Апробация выполнялась на базе школы № 104 (ф).
Для апробации были определены следующие критерии:
- Выражение интереса к культурному наследию малой Родины;
- Наличие знаний о музыкальном искусстве Южного Урала;
- Эмоциональная отзывчивость на музыкальный материал Южно Уральских композиторов.
Кроме того, разработаны показатели и диагностические средства (наблюдение и анкета).
Для апробации нами была отобрана группа учащихся в составе 10 человек (6 мальчиков и 4 девочки). Каждому из которых дана краткая характеристика.
Согласно плану апробации было проведено 2 среза: констатирующий и контрольный. На формирующем этапе было проведено 5 бесед, содержание и структура которых описаны в параграфе 1.5.
Сравнение результатов констатирующего и контрольных срезов выявило положительную динамику, что отражено в представленных таблицах, гистаграмме и графике. Задача апробации выполнена.
Заключение
На основе отбора, изучения, анализа психолого-педагогической литературы мы осветили проблему исследования – Как средствами музыкального искусства Южного Урала развить чувство патриотизма у детей.
Мы выявили необходимость в формировании развития патриотизма у детей, а также раскрыли содержание и формы внеурочной деятельности. Важным показателем патриотизма школьника является не только знание истории Отечества, но и интерес к истории родного края, в том числе история музыкального искусства родного края.
Изученный материал адаптирован и представлен в цикле бесед для школьников. Цель исследования - разработать цикл бесед «Музыкальное искусство Южного Урала» с целью воспитания патриотизма у школьников и обосновать эффективность его проведения во внеурочной музыкальной деятельности – достигнута.
В соответствии с намеченной целью ставились следующие задачи:
1. На основе анализа искусствоведческой справочной литературы раскрыть исторические особенности развития музыкального искусства Южного Урала и города Челябинска;
2. Путем изучения психолого-педагогической литературы дать характеристику понятию патриотизма;
3.Отобрать и систематизировать теоретический и музыкальный материал для цикла бесед во внеурочной деятельности;
4. Апробировать возможность включения цикла бесед «Музыкальное искусство Южного Урала» для воспитания патриотизма у школьников.
5. Обобщить результаты апробации, сделать выводы, о её целесообразности., Задачи выполнены.
Выдвинутая нами гипотеза, что проведение цикла бесед «Музыкальное искусство Южного Урала» во внеурочной музыкальной деятельности будет способствовать воспитанию патриотизма у школьников, подтверждена.
Проведенное нами исследование убедило нас в правильности выбранной темы. Педагогические исследования по проблеме патриотического воспитания многочисленны и разнообразны. В них раскрываются как теоретико-методологические аспекты (сущность понятия "патриотизм", "патриотическое воспитание", «гражданственность», их характеристики, пути и средства формирования и др.), так и прикладные (различные направления патриотического воспитания: военно-патриотическое, воспитание на трудовых и боевых традициях советского народа, взаимосвязь патриотического, эстетического, группового воспитания учащихся различного возраста и др.).
Результат нашей работы можно использовать в практической деятельности не только в рамках образовательного процесса в начальной школе, но и в центрах дополнительного образования, детских садах и в среднем звене образовательной школы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аверина, Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников. Начальная школа // Начальная школа. - 2011. - №11. - С.68 - 71.
2. Вендрова, Т.Е. Воспитание музыкой / Т.Е. Вендрова, И.В. Пигарева. - М.: Просвещение, 2011. - 205 c.
3. Внеурочная деятельность как условие воспитания музыкальной культуры школьников. – URL: http://pedsovet.su/publ/164-1-0-1308
4. Вольфович, В.А. Музыканты Южного Урала / В.А. Вольфович. Областная организация общества «Знание», 1991. - 195 с.
5. Воспитание патриотизма как педагогическая проблема. – URL: http://vestnik.osu.ru/2011_11/34.pdf
6. Гуськов, Ю.В. Военно-патриотическое воспитание как фактор оптимизации отношений государства и гражданского общества / Ю.В. Гуськов. - М.: МПСИ, 2010. - 311 c.
7. История Южного Урала. - URL: http://www.bigcountry.ru/page1.php?idm=228
8. Исследование методом опроса. – URL: https://allbest.ru/otherreferats/psychology/00007074_0.html
9. Макаренко, А.С. Воспитание гражданина / А.С. Макаренко. - М.: Просвещение, 2012. - 304 c.
10. Микрюков, В.Ю. Военно-патриотическое воспитание в школе: 1-11 классы [Текст] - М.: ВАКО, 2009. - 192 с.
11. Макаренко, А.С. Воспитание гражданина / А.С. Макаренко. - М.: Просвещение, 2012. - 304 c.
12.Музыкальные жанры [Электронный ресурс]: http://allbest.ru/o-2c0a65635b2bc78a4d43b88421306d37.html
13. Патриотизм и национализм как факторы российской истории (конец XVIII века - 1991 г.). - М.: Российская политическая энциклопедия, 2015. - 784 c.
14. Пашкович, И.А. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработка занятий [Текст] - Волгоград: Учитель, 2006. - 169 с.
15. Патриотизм - духовный стержень народов России. - М.: Экономическая литература, 2013. - 480 c.
16. Патриотическое воспитание подростков. – URL: https://revolution.allbest.ru/pedagogics/00518056_0.html
17. Педагогика. – URL: https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00132903_0.html
18.Савченко, В. И. Авторизованная "Программа нравственно-патриотического и духовного воспитания дошкольников" / В.И. Савченко. - М.: Детство-Пресс, 2013. - 320 c.
19. Синецкая Т.М. Композиторы Южного Урала. / Т.М. Синецкая. Монографическое исследование. – Челябинск, дом печати, 2003. – 352 с.
20. Синецкая Т. Елена Поплянова // Композиторы Южного Урала:. - Челябинск: Дом печати, 2003. – С. 235 – 271; Крылова Л. А мы на уроке играем. – Веч. Челябинск. – 1993, 2 дек.; Лукина М. Под музыку Вивальди и детской сказки. – Веч. Челябинск, 1994, 6 марта; Рубинская Н. «Уральский уникум» + Фея колыбельных // Автограф. Челябинск-АРТ, 1999, №3 (6). – С. 41 – 42; Лукина М. Поплянова Елена Михайловна. – Челябинск: Энцикл. / Сост. В.С. Боже, В.А. Черноземцев. – Челябинск, 2001. – С. 644
21. Сергей Яковлевич Садаков. Этапы жизненного пути. – URL: https://socionet.ru/publication.xml?h=spz:cyberleninka:12291:5668771
22. Сущность патриотического воспитания. – URL: http://www.faireducation.ru/striloms-451-2.html
23. Т. Синецкая. О чем рассказывала музыка (заметки с пленума уральских композиторов). – Вечерний Челябинск. – 1997, 28 апреля.
24. Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду. - М.: Сфера, 2010. - 160 c
25. Янов, Александр Россия и Европа. 1462-1921. В 3 книгах. Книга 3. Драма патриотизма в России. 1855-1921 / Александр Янов. - М.: Новый хронограф, 2016. - 688 c.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование проектного метода в процессе воспитания гражданственности и патриотизма младших школьников
Материал о воспитании гражданственности и патриотизма младших школьников...
Статья по теме семинара "Воспитание гражданственности и патриотизма у школьников"
В данной статье представлен материал районного семинара заместителей директоров по ВР по теме "Воспитание гражданственности и патриотизма у школьников"...
Воспитание патриотизма у школьников на основе традиций и культуры татарского народа. Воспитание патриотизма у школьников на основе традиций и культуры татарского народа.
ПатриотизмОснованный на традициях...
Научно-исследовательская работа как средство воспитания патриотизма у школьников.
В статье анализируются этапы научно-исследовательской работы школьников, а так же средства и методы по развитию патриотизма средствами научно-исследовательской работы в современной школе....
Воспитание патриотизма современных школьников
Первым шагом к воспитанию патриотизма современных школьников может стать историческое краеведение.История родного края близкая и родная именно потому, что она рассказывает о людях, живу...
Цель проекта: создание условий для обогащения детей знаниями о ВОВ, воспитание патриотизма, чувства гордости за свою семью.
Задачи проекта:1. Познакомить с историей Великой Отечественной войны, полной примеров величайшего героизма и мужества людей в борьбе за свободу Родины;2. Подвести к...
«Школьный журнал как средство воспитания патриотизма современных школьников»
О создании школьного журнала "От и До" и воспитательных задачах, которые он помогает реализовать...