Особенности воинского воспитания суворовцев
статья
В последние годы в обществе отмечается повышенное внимание к проблемам образования молодёжи. На этом фоне наибольшую динамику приобрели кадетское образование и воспитание.В данной статье автор рассматривает особенности воинского воспитания суворовцев в системе довузовского образования , различия кадетского и суворовского воинского образования. автор основывается на личном опыте работы в суворовском училище.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 26.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности воинского воспитания суворовцев
Будущее России – это будущее сильного, высокотехнологичного и единого суверенного государства с развитым гражданским обществом. На сегодняшний день формирование социально-прогрессивного типа личности XXI века, патриота своей страны является одной из важнейших задач образования. В последние годы в обществе отмечается повышенное внимание к проблемам образования молодёжи. На этом фоне наибольшую динамику приобрели кадетское образование и воспитание.
Древняя традиция, связанная с обучением и воспитанием юношества с младенческих лет военному делу , существовала с Афинских времён до нашей эры. В знаменитой школе Платона, начиная с 4-х лет до 6-ти лет, обучали гимнастике, а с 6-ти – военным играм. И эта традиция развивалась и продолжалась. Начало кадетскому движению положила когда-то Франция. Кадет или младший воин – это тот, кто значительно младше по возрасту и положению. Затем в Германии зародились кадетские корпуса, и Пётр I подхватил эту идею. Именно с Петра I началось кадетское движение – с открытия навигационных школ.В 50 гарнизонных полках решением Петра I были созданы специальные школы, где было определено 50 вакансий, где обучались дети солдат. Поэтому в то время очень часто звучало выражение «вскормлен с копья». Тем самым подчёркивалось особое достоинство того человека, который достиг достаточных высот в армейской службе, в карьере, и понимании того, что всё это начиналось с младенчества, когда он воспитывался при полках и получал основы воинской службы.
В царское время при всех императорах России это движение постоянно поддерживалось и развивалось, и не было периода, чтобы были какие-то глубокие спады, несмотря на разную конъюнктуру и экономического, и социального развития. Но, к сожалению, в 17-м году на этом движении была поставлена точка. И не смотря на это, в годы Гражданской войны, с 22-го года, снова началось возрождение подготовительных курсов, а ближе к Великой Отечественной войне появились специальные школы, в первую очередь, артиллерийские, танковые. Уровень подготовки для поступления в эти учебные заведения был значительно выше.
И эти добрые традиции, заложенных ещё при Петре I, продолжились в 1943 году, когда было издано совместное постановление ЦК ВКПБ и правительства Советского Союза, где шла речь о первоочередных мероприятиях в областях, освобождённых от фашистских полчищ. И последним пунктом было решение создать суворовские учебные заведения по образу старых кадетских корпусов.
На созданные Суворовские училища возлагалось несколько функций. Вначале, в 1943 году, было создано 9 училищ, и постепенно с каждым годом число суворовских и нахимовских училищ росло. В первую очередь, это оказание помощи и поддержки сиротам, детям, чьи отцы погибли на фронтах Великой Отечественной войны. Но главное направление, говоря терминами сегодняшнего дня – это военно-патриотическое воспитание. Это формирование позитивной мотивации на продолжение офицерской службы после окончания этих училищ.
В системе довузовского образования в стране вообще существует два направления, которые имеют одну и ту же цель. Есть гражданская система довузовского образования под эгидой Министерства просвещения РФ – это огромная сеть, которая насчитывает тысячи кадетских корпусов, классов.
И есть система довузовского образования Министерства обороны РФ, куда входят на сегодняшний день:
суворовские училища – 11
кадетские корпуса- 8
нахимовские училища -4 ( с филиалами)
президентские кадетские училища- 6
И в этой системе по планам МО РФ будет в ближайшие годы будет открыто еще несколько учебных заведений, т.к. они очень востребованы временем.
В чём разница между суворовскими училищами и кадетскими корпусами?
Они отличаются рядом принципиальных положений. Рассмотрим на примере МСВУ.
Это военное училище. В военном училище по сравнению со средней школой(но суворовцы также в 9-м классе сдают ОГЭ, в 11-м классе - ЕГЭ), сильная военно-профессиональная составляющая. В училище ставится задача: выпускать из суворовского училища готового командира мотострелкового отделения танкового экипажа, поэтому ребят-суворовцев с удовольствием берут в военные учебные заведения . Она реализуется по ряду направлений. Во-первых, у нас есть кафедра основ военной подготовки и основ безопасности жизнедеятельности. Основы военной подготовки – специальная дисциплина, где изучаются основные дисциплины: уставы, строевая подготовка, тактика, и другие предметы. В училище элемент военно-профессиональный гораздо выше, понимая, что приток сержантов из ранее действовавших частей ограничен.
Во-вторых, сам уставной порядок, организация жизни и деятельности, быт, субординация, военная форма одежды, участие в ритуалах и военных парадах – в этих направлениях суворовское училище на голову выше, чем кадетские корпуса.
Порядок жизнедеятельности в довузовских учебных заведениях определен Приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 г. № 515 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности в федеральных государственных общеобразовательных организациях со специальными наименованиями «президентское кадетское училище», «суворовское военное училище», «нахимовское военно-морское училище», «кадетский (морской кадетский) военный корпус» и в профессиональных образовательных организациях со специальным наименованием «военно-музыкальное училище», находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, и приема в указанные образовательные организации».
В Московское суворовское училище зачисление в суворовцы идёт после четвёртого класса в пятый, 10-11 лет. Каждый год конкурс при поступлении в училище растёт ( до 7-8 человек на место). Конечно, в основе желания обучаться в МСВУ лежат комплексные причины, но в первую очередь – это осознанный выбор ребят, которые сами приняли решение, что они будут служить . И на этот выбор во многом влияет изменившееся отношение общества к армии, её социальный статус, а также та военно-патриотическая работа, которая проводится сегодня у нас в обществе. Во-вторых, это позиция родителей, которые говорят: «Мы прекрасно понимаем, что суворовское училище по качеству образования, по порядку, по уровню дисциплины значительно выше, чем средние школы».
Каждый год по приказу министра обороны в училище принимают на конкурсной основе по итогам испытаний. Они проще по форме подачи, проходят в форме собеседования – задаются вопросы, на которые ребята отвечают. Это русский язык, математика, иностранный язык, физическая подготовка, психологическое тестирование. Это достаточно сложное испытание, которое проходят не все. Это тесты по определению уровня интеллекта, психической устойчивости. И это здоровье. Требования к здоровью такие же, как при поступлении в высшее военное учебное заведение. Всё-таки, училище готовит для поступления в высшее военное учебное заведение. Потом определяется совокупный балл, ребята ранжируются по количеству набранных баллов и под 80 подводится черта. Этот список направляется в главное управление кадров, и там принимается окончательное решение. В середине августа издаётся приказ, и к 25-26 августа ребята прибывают в училище, одеваем в форму, и 1 сентября стоят в форме, начинают ходить строевым шагом. А 3 октября присяга – торжественная клятва суворовца. И с этого момента ребята начинают ходить в посуточный наряд , с них начинают требовать, как с людей, которые надели форму и алые погоны суворовца.
Рота, в которую поступают ребята – это их дом родной на все 7 лет. Есть командир роты ( старший воспитатель), у него есть заместитель – педагог- организатор. В каждом взводе ( классе), состоящим из 20-ти суворовцев, есть классный руководитель-воспитатель( офицер в запасе, имеющий опыт военной службы и воспитания подчиненных) и второй воспитатель. Плюс младшие воспитатели, которые выполняют функции контроля в ночное время. Ребята находятся под постоянным воспитательным контролем. Переменный состав суворовского училища – это 560 человек- суворовцев. 7 рот по 80 человек, итого 560.
После того, как идёт зачисление в 10-11 лет, суворовцы живут в училище на полном пансионе. Суворовцы с понедельника по субботу находятся в училище круглосуточно. Существует строгий распорядок дня, по которому живут суворовцы изо дня в день.
Подъём в 7 часов утра, физическая зарядка. Четверг – банный день. Всё по распорядку дня, как в воинской части, с соблюдением уставных требований. Развод суточного наряда, суворовцы несут службу и изучают обязанности.
Питаются пять раз: завтрак, обед, полдник, ужин, и поздний ужин. Выбор из трёх блюд, питание отличное. Анкетирование, которое проводится регулярно, свидетельствует о том, что почти 95 % суворовцев признают качество питания на отличную оценку. И суворовцы, и родители довольны.
Учебный процесс построен традиционно: занятия по базовым дисциплинам – русский язык, математика, физика и т.д.. но с определённым упором и акцентом на военно-профессиональное содержание. Важны не сами знания по себе, а знания в действии, и их применение к будущей офицерской практике. Это до обеда. До 5-6 уроков в день.
После обеда вступает в действие система дополнительного образования – более 30 разных кружков и секций, их направленность также военно-профессиональная. Максимально используется потенциал всех учебных дисциплин, чтобы воспитанников ориентировать на то, чтобы после окончания училища они пошли в высшие военные учебные заведения.
Отведено время (от1,5 ч до 3 ч ) для самоподготовки, где суворовцы под руководством воспитателей выполняют домашние задания. Далее традиционная вечерняя прогулка, вечерняя проверка и отбой. А по субботам, если суворовец хорошо учится, нет двоек и нарушений дисциплины, москвичи и жители ближайшего Подмосковья идут в увольнение, а в воскресенье вечером возвращаются, и неделя начинается вновь. Так же, как и в школах, есть каникулы – осенние, зимние, весенние и летние.
Нужно отметить, что по мере обучения и жизни в училище для воспитанников идёт процесс привыкания к воинской дисциплине, строгому соблюдению формы одежды, субординации, распорядка дня.
Суворовцы МСВУ во время обучения в училище получают первые навыки строевой подготовки: сначала на плацу училища во время перемещения внутри училища, построений, торжественных прохождений. Затем в 7 классе участвуют в первом параде Марша кадет г.Москвы на Поклонной горе в мае, затем участвуют в Торжественном марше на Красной площади 7 Ноября , посвященному военному параду 1941 года.
С января суворовцы 8-11классов начинают плановую подготовку к главному параду 9 Мая на Красной площади. На базе училища формируется парадный расчёт – 120 человек, 10 шеренг по 12 человек плюс 10 запасных. Итого 130 и 8 офицеров. И три раза в неделю, а то и каждый день проходит строевая подготовка. Много времени уделяется строевому слаживанию отделений и рот. Это своеобразное испытание на прочность суворовцев МСВУ. По итогам последних парадов парадный расчёт Московского суворовского училища был признан одним из лучших из всей совокупности парадных расчётов, которые проходили по Красной площади.
В 10-м классе суворовцы принимают участие в полевом выходе, когда они выезжают на полигон Московского общевойскового училища, и в течение двух недель – стрельба, вождение, тактика, отработка нормативов по основным учебным военным дисциплинам, сдача зачётов.
Заканчивая цикл среднего учебного заведения, в 11-е классе воспитанники сдают Единый государственный экзамен.
Существует славная традиция, когда выпускники МСВУ вместе с музыкальным училищем и Пансионом Министерства обороны выходят на Соборную площадь, и выпуск проходит там. Обычно прибывают руководители Министерства обороны, главнокомандующий Сухопутных войск, и вместе с аттестатом зрелости вручается значок «Выпускнику суворовского училища», который для них очень дорог. Суворовцы всегда, даже если достигают высоких званий, носят этот значок рядом с академическим знаком высоких академий, которые они закончили. Они дорожат своим кадетским братством.
После выпуска суворовцы делают профессиональный выбор. Существует позитивная тенденция: с каждым годом всё большее количество выпускников поступают в высшие военные учебные заведения. А так как МСВУ являемся неотъемлемой частью Сухопутных войск, мы подчинены главкому Сухопутных войск, то растёт процент поступающих в высшие военные учебные заведения Сухопутных войск. Очень многие идут в десантники, большой процент поступает в Военный университет на различные специальности.
Полководческое и военно-политическое наследие Суворова, имя которого носят воспитанники, сегодня актуально для обучения и воспитания суворовцев. Суворовская наука побеждать – это национальное достояние России. К сожалению, иногда оно растаскивается на цитаты Александра Васильевича Суворова.. Наука побеждать – это нечто большее, чем цитаты. Это целый комплекс направлений, который имеет актуальную значимость и для сегодняшнего дня. Его знаменитая фраза «каждый солдат должен знать манёвр» ставит перед педагогами, воспитателями задачу формирования сознательного бойца, а не какого-то автомата, который не представляет в чём смысл его действий. Важно его представление о соотношении человека и оружия, значимости морального фактора, духовного фактора. Суворов призывает нас к вере и говорит, что «учить войско без веры, всё равно, что коленом железо точить». Христолюбивое воинство всегда составляло основу любой победы, поэтому у нас в училище уделяется внимание формированию религиозной культуры. В МСВУ воспитанники могут посещать храм, который находится на территории училища и там находятся мощи трёх святых – Георгия Победоносца, Фёдора Фёдоровича Ушакова и Дмитрия Солунского.
Многое из « науки побеждать» сегодня имеет актуальное значение, поэтому Министр обороны РФ Шойгу С.К. , выступая перед суворовцами 1 сентября 2015 года ,сказал: «Главное ваше назначение, ребята, это учиться побеждать». А нам, педагогам и воспитателям – учить ребят побеждать, и в этом основной смысл и назначение нашей образовательной деятельности.
Принимая ребят в пятый класс училища в 10-11 лет, и завершение суворовского училища уже в достаточно зрелом возрасте – 17-18 лет – это оптимальное время, которое даёт возможность активно влиять всем субъектам воспитательного и образовательного процесса( педагогам, воспитателям, родителям ) на формирование личности суворовца. Этот временной отрезок в 7 лет оптимален для того, чтобы решить эту задачу с хорошим конечным результатом и вывести ребят на цифру 90-100% –ребят, которые по окончании суворовского училища поступают в высшие военные учебные заведения. Главная функция и назначение училище – формирование личности будущих военных, патриотов, которые составят костяк будущей офицерской элиты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
родительское собрание "Особенности семейного воспитания"
родителшьское собрание в 6 классе....
"Патриотическое воспитание суворовцев на уроках химии"
Доклад на научно-практической конференции "Развитие личности суворовца в условиях современного суворовского училища", 2011 г....
Патриотическое воспитание суворовцев
Одной из целей воспитания в процессе изучения естественнонаучного цикла дисциплин является воспитание патриотизма. Патриотизм - интегративное качество личности, характеризующее выс...
ОБЖ_11класс_50_Основные особенности воинской деятельности
Учебный материал по курсу ОБЖ для 11 классов старшей школы....
НОВЫЕ ПОДХОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СУВОРОВЦЕВ В СВЕТЕ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
В данной методической разработке ключевым звеном является модель выпускника училища. Предполагается, что результатом воспитательной системы на компетентностной основе будет не просто функционально - г...
«Особенности взаимоотношений среди суворовцев. Профилактика конфликтов»
Цель работы: Методическая разработка «Особенности взаимоотношений среди суворовцев. Профилактика конфликтов» подготовлена педагогом-организатором 7 учебного курса МсСВУ Халевиным Андреем Ю...
Военно-патриотическое воспитание суворовцев на уроках литературы
«Любовь к Отчизне и любовь к людям – это два быстрых потока, которые, сливаясь, образуют могучую реку патриотизма», - писал В. А. Сухомлинский. Воспиты...