Микробиологическое лото по теме «Учение об инфекции и инфекционном процессе».
методическая разработка
Микробиологическое лото по теме «Учение об инфекции и инфекционном процессе» может быть использованно в качестве закрепления пройденного материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mikrobiologicheskoe_loto_po_teme.docx | 35.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Николаевский-на-Амуре филиал коренных малочисленных народов Севера краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения
«Хабаровский государственный медицинский колледж»
Министерства здравоохранения Хабаровского края
Методическая разработка дидактической игры по теме:
«Учение об инфекционном процессе»
дисциплина «Основы микробиологии и иммунологии»
Раздел 1.Общая микробиология
Тема 1.4. Учение об инфекционном и эпидемическом процессах
Отделения 34.02.01 «Сестринское дело»
31.02.01 «Лечебное дело»
г. Николаевск – на - Амуре
2019 год
ОДОБРЕНО ЦМК общепрофессиональных дисциплин Протокол № ______ «____»__________________ Председатель ЦМК ОПД ___________Шайтанова Е. И. | Методические рекомендации по созданию учебно-методического комплекса дисциплины, профессионального модуля, различных видов практик НФ КМНС ХГМК. |
РАССМОТРЕНО Учебно-методическим советом НФ КМНС ХГМК Протокол №________ «___»_________________ | УТВЕРЖДАЮ Зав. Отделом УВР ________________Азарова А. Г. «___»________________ |
Составитель:
Шайтанова Е. И., преподаватель дисциплины «Основы микробиологии и иммунологии» НФ КМНС ХГМК
Методические указания для преподавателя:
Специальность: 34.02.01 «Сестринское дело» и 31.02.01 «Лечебное дело»
Дисциплина: «Основы микробиологии и иммунологии»
Вид занятия: семинарское
Продолжительность занятия: 20 минут
Цель: Формировать у студентов общие и профессиональные и компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.
Освоение учебной дисциплины является базой, на которой будут формироваться следующие профессиональные компетенции, соответствующие основным видам профессиональной деятельности:
Проведение профилактических мероприятий.
ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.
ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.
ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах.
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
ПК 2.3. Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами.
ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.
ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.
Задачи:
- Организовать деятельность студентов систематизацию и закрепление знаний полученных при изучении темы «Учение об инфекционном и эпидемическом процессе»;
- Продолжить развитие учебно-интеллектуальных умений; выделять главное и существенное; устанавливать причинно-следственные связи;
- Воспитать уважение к людям, науки, их достижениям продолжить формирования умения работать в коллективе, принимать совместные решения.
Студент должен иметь представление: об инфекции, инфекционном процессе и его формах, классификации инфекционных болезней.
Студент должен знать:
- Формы взаимоотношений микроорганизмов и макроорганизмов;
- Роль микроорганизмов и макроорганизмов, факторов окружающей среды в возникновении и развитии инфекционного процесса;
- Свойства патогенных микроорганизмов;
- Формы инфекционного процесса;
- Фазы развития инфекционного процесса;
- Механизмы передачи инфекции.
Междисциплинарные связи:
- Биология;
- Технология оказания медицинских услуг;
- Сестринское дело в терапии и хирургии;
- Гигиена и экология человека.
Средства обучения и контроля:
- Методическая разработка семинарского занятия;
- Раздаточный материал по данной теме.
Основные источники:
- Основы микробиологии и иммунологии [Электронный ресурс] : учебник / Под ред. В.В. Зверева, М.Н. Бойченко - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2016. - http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970435991.html
Дополнительные источники:
- Медицинская паразитология : лабораторная диагностика : учебник / В. П. Сергиев [ и др.] ; под ред. В. П. Сергиева, Е. Н. Морозова. – Ростов н/ Д : Феникс, 2017. – 250, [1] с. : ил. – (Библиотека ПМГМУ им. И. М. Сеченова).
- Основы микробиологии, вирусологии и иммунологии. К.С. Камышева. – Изд. 3-е. – Ростов н/ Д : Феникс, 2014. – 281, [1] с. – (Медицина)
- Основы микробиологии и иммунологии. Курс лекций [Электронный ресурс]: учебное пособие / Мальцев В.Н., Пашков Е.П., Хаустова Л.И. - М. : Медицина, 2005. - (Учеб, лит. Для студ. мед. Училищ). - http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN5225042791.html
Микробиологическое лото по теме «Учение об инфекционном и эпидемическом процессах».
- Процесс взаимодействия между организмом хозяина и возбудителем (инфекция)
- Совокупность биологических и физиологических реакций, происходящих в организме хозяина при внедрении в него патогенных микробов (инфекционный процесс)
- Клиническое проявление инфекционного процесса, сопровождающегося рядом характерных признаков и симптомов (инфекционное заболевание)
- Форма взаимоотношений между организмами различных видов, из которых один использует другого в качестве среды обитания и источника питания, нанося ему вред (паразитизм)
- Микроорганизмы, вызывающие заболевания человека и животных (патогенные)
- Форма проявления инфекции, при которой клиническая картина характерна для данного заболевания (типичная)
- Форма проявления инфекции, при которой ряд признаков выражен слабо или отсутствует (амбулаторные, атипичные, стертые)
- Форма проявления инфекции, при которой отсутствуют внешние проявления признака болезни (скрытая, бессимптомная)
- Форма проявления инфекции, при которой возбудитель заболевания может длительное время находится в организме больного, не проявляя себя (латентная)
- Видовой признак, который проявляется лишь в восприимчивом микроорганизме и характеризуется способностью вызывать заболевание (патогенность)
- Динамическое индивидуальное свойство (способность) данного штамма вызывать инфекционный процесс (вирулентность)
- Наименьшее количество возбудителя или токсина, вызывающее в определенный срок гибель конкретного количества животных (летальная доза)
- Минимальное количество микробов, способное вызвать инфекционное заболевание у определенного количества опытных животных (инфицирующая доза)
- Способность каждого вида патогенных микробов в случае проникновения в организм и размножения в нем вызывать определённую, имеющую характерную клиническую картину, инфекционную болезнь (специфичность)
- Ядовитые вещества — продукты жизнедеятельности микроорганизмов, обладающие высоким молекулярным весом и антигенными свойствами (токсины).
- Продуцируются микробом в окружающую среду, обладают высоко выраженной ядовитостью (Экзотоксины).
- Являются структурными компонентами бактериальной клетки и поступают в окружающую среду только после ее разрушения (Эндотоксины).
- Время, прошедшее с момента внедрения патогенного микроба до появления первых клинических признаков заболевания (инкубационный период)
- Появление общих симптомов заболевания (продромальный период)
- Клиническое проявление инфекционного процесса (период развития болезней)
- Прекращение размножения возбудителя и полное восстановления гомеостаза (период выздоровления или реконвалесценция)
- Повторное заражение, вызванное тем же возбудителем, у человека, ранее перенесшего это заболевание (реинфекция)
- Попадание в организм больного тех же самых возбудителей во время болезни (суперинфекция)
- Течение болезни ограниченное во времени от нескольких дней до нескольких недель (острое)
- Течение заболевания, продолжающееся месяцы, а иногда и годы (хроническое)
- Заболевание характеризующиеся приступообразным, повторным развитием инфекционного процесса после его затихания (рецидивирующее)
- Экзогенная инфекция – возникающая после заражения микробами извне
- Эндогенная инфекция – вызвана возбудителями, находящимися в самом организме – условно – патогенными представителями нормальной микрофлоры.
- Очаговая инфекция – возбудитель остается на месте внедрения и не распространяется по организму.
- Генерализированная инфекция – микроб распространяется по организму различными путями.
- Септицемия – место нахождения и размножения микробов кровь и лимфа.
- Септикопиемия – возникновение вторичных гнойных очагов в органах и тканях
- Антигенемия или токсинемия – поступление в кровь антигенов и токсинов
- Живой организм, являющийся местом естественной жизнедеятельности и размножения патогенных микробов, из которого происходит заражение людей или животных (источник инфекции)
- Инфекции, при которых источником инфекции служит человек (антропонозы)
- Инфекции, при которых источником являются больные животные (зоонозные)
- Инфекции, при которых источником служат объекты окружающей среды (сапронозы)
- Способ перемещения возбудителя инфекционных и инвазивных заболеваний из зараженного организма в восприимчивый (механизм передачи)
- Элементы внешней среды, обеспечивающие перенос микробов из одного организма в другой (факторы передачи)
- Конкретные элементы внешней среды или их сочетание, обеспечивающие попадание возбудителя из одного организма в другой при определенных внешних условиях (путь передачи)
- Обычный уровень заболевания в данный исторический промежуток времени (спорадическая заболеваемость)
- Уровень заболеваемость превышает уровень спорадических заболеваний (эпидемия)
- Уровень заболеваемости резко превышает уровень обычных эпидемий (пандемия)
- Инвазивность – способность микробов проникать через кожные покровы и слизистые оболочки.
- Агрессивность – способность противостоять защитным факторам организма и размножаться в нем.
Инфекция | Инфекция, при которой возбудитель остается на месте внедрения и не распространяется по организму. | Эндотоксины | Инкубационный период |
Суперинфекция | Инвазивность | Инфекционное заболевание | Течение болезни ограниченное во времени от нескольких дней до нескольких недель |
Пандемия | Типичная форма | Механизм передачи | Сапронозы |
Реинфекция | Реконвалесценция | Специфичность | Инфекция, при которой место нахождения и размножения микробов является кровь и лимфа. |
Заболевание, характеризующиеся приступообразным, повторным развитием инфекционного процесса после его затихания | Инфекция | Эндотоксины | Зоонозные |
Патогенность | Типичная форма | Суперинфекция | Инфекционное заболевание |
Путь передачи | Реконвалесценция | Период развития болезней | Инфицирующая доза |
Патогенные микробы | Агрессивность | Инфекционный процесс | Инфекция, возникающая после заражения микробами извне |
Антропонозы | Скрытая форма | Возникновение вторичных гнойных очагов в органах и тканях | Паразитизм |
Летальная доза | Спорадическая заболеваемость | Инфекция, вызвана возбудителями, находящимися в самом организме – условно – патогенными представителями нормальной микрофлоры. | Латентная форма |
Факторы передачи | Инфекционный процесс | Патогенность | Период развития болезней |
Инфекция, при которой происходит поступление в кровь антигенов и токсинов | Атипичные формы | Экзотоксины | Источник инфекции |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по предмету основы медицинских знаний на тему: Способы защиты организма от инфекционных заболеваний. Иммунитет
Вид занятия: урок Форма проведения занятия:урок усвоения новых знаний Продолжительность занятия:40 минут Место проведения занятия:учебный кабинет Цели занятия: Дидактическая: сформировать ...
Научно-исследовательская работа по теме : «ПРОФИЛАКТИКА ВНУТРИБОЛЬНИЧНОЙ ИНФЕКЦИИ ПРИ УХОДЕ ЗА ТЯЖЕЛО БОЛЬНЫМИ С ПОМОЩЬЮ СРЕДСТВ ПРОДУКЦИИ «ПАУЛЬ ХАРТМАНН»
Внутрибольничная инфекция - любое клинически распознаваемое инфекционное заболевание,...
Формирование устойчивой мотивации к учению как к жизненно важному процессу.
В местах лишения свободы отбывают наказание, как правило, лица педагогически запущенные, с низким уровнем образования, нравственно опустошенные. Сделать так, чтобы учащийся-осужденный проявил интерес ...
Формирование мотивации учения на основе гуманизации образовательного процесса и использования активных методов обучения при реализации ФГОС
Гуманизация обучения математики предполагает особые отношения между учителем и учащимися, реализуя творческие начала каждого школьника. Учитель-предметник выступает не только как информатор, источник ...
ЛОТО МАТЕМАТИЧЕСКОЕ, ЛОТО ПО ТЕМАМ, КОММУНИКАТИВНАЯ ДОСКА
ЛОТО ДЛЯ ГРУПП И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО 10 КАРТОЧЕК НА КАЖДУЮ ТЕМУ.ВАРИАНТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ : ЧЕГО НЕ СТАЛО, 4 ЛИШНИЙ, РАЗБЕЙ ПО ГРУППАМ, ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРИЕНТИРОВКА, ЗАГАДКИ ПО ПРИЗНАКАМ...
Презентация по теме "Профилактика энтеровирусной инфекции"
Презентация по теме "Профилактика энтеровирусной инфекции"....
Конспект урока по ОБЖ в 8 классе на тему: "Предупреждение и защита от инфекционных заболеваний"
Материал содержит конспект урока и презентацию по теме : "Предупреждение и защита от инфекционных заболеваний". Предмет ОБЖ 8 класс....