Микробиологическое лото по теме «Учение об инфекции и инфекционном процессе».
методическая разработка

Шайтанова Екатерина Игоревна

Микробиологическое лото по теме «Учение об инфекции и инфекционном процессе» может быть использованно в качестве закрепления пройденного материала. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mikrobiologicheskoe_loto_po_teme.docx35.36 КБ

Предварительный просмотр:

Николаевский-на-Амуре  филиал  коренных малочисленных народов Севера краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения

«Хабаровский государственный медицинский колледж»

Министерства здравоохранения Хабаровского края

Методическая разработка дидактической игры по теме:

«Учение об инфекционном процессе»

дисциплина «Основы микробиологии и иммунологии»

Раздел 1.Общая микробиология 

Тема 1.4. Учение об инфекционном и эпидемическом процессах

Отделения 34.02.01 «Сестринское дело»

31.02.01 «Лечебное дело»

г. Николаевск – на - Амуре

2019 год

ОДОБРЕНО

ЦМК общепрофессиональных дисциплин

Протокол № ______

«____»__________________

Председатель ЦМК ОПД

___________Шайтанова Е. И.

Методические рекомендации по созданию учебно-методического комплекса дисциплины, профессионального модуля, различных видов практик НФ КМНС ХГМК.

РАССМОТРЕНО

Учебно-методическим советом

НФ КМНС ХГМК

Протокол №________

«___»_________________

УТВЕРЖДАЮ

Зав. Отделом УВР

________________Азарова А. Г.

«___»________________

Составитель:

Шайтанова Е. И., преподаватель дисциплины «Основы микробиологии и иммунологии»  НФ КМНС ХГМК

Методические указания для преподавателя:

Специальность: 34.02.01 «Сестринское дело» и 31.02.01 «Лечебное дело»

Дисциплина: «Основы микробиологии и иммунологии»

Вид занятия: семинарское

Продолжительность занятия: 20 минут

Цель: Формировать у студентов общие и профессиональные и компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.

Освоение учебной дисциплины является базой, на которой будут формироваться следующие профессиональные компетенции, соответствующие основным видам профессиональной деятельности:

Проведение профилактических мероприятий.

ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.

ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.

ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах.

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.3. Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами.

ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.

Задачи:

  1. Организовать деятельность студентов систематизацию и закрепление знаний полученных при изучении темы «Учение об инфекционном и эпидемическом процессе»;
  2. Продолжить развитие учебно-интеллектуальных умений; выделять главное и существенное; устанавливать причинно-следственные связи;
  3. Воспитать уважение к людям, науки, их достижениям продолжить формирования умения работать в коллективе, принимать совместные решения.

Студент должен иметь представление: об инфекции, инфекционном процессе и его формах, классификации инфекционных болезней.

Студент должен знать:

  1. Формы взаимоотношений микроорганизмов и макроорганизмов;
  2. Роль микроорганизмов и макроорганизмов, факторов окружающей среды в возникновении и развитии инфекционного процесса;
  3. Свойства патогенных микроорганизмов;
  4. Формы инфекционного процесса;
  5. Фазы развития инфекционного процесса;
  6. Механизмы передачи инфекции.

Междисциплинарные связи:

  1. Биология;
  2. Технология оказания медицинских услуг;
  3. Сестринское дело в терапии и хирургии;
  4. Гигиена и экология человека.

Средства обучения и контроля:

  1. Методическая разработка семинарского занятия;
  2. Раздаточный материал по данной теме.

Основные источники:

  1. Основы микробиологии и иммунологии [Электронный ресурс] : учебник / Под ред. В.В. Зверева, М.Н. Бойченко - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2016. - http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970435991.html

Дополнительные источники:

  1. Медицинская паразитология : лабораторная диагностика : учебник / В. П. Сергиев [ и др.] ; под ред. В. П. Сергиева, Е. Н. Морозова. – Ростов н/ Д : Феникс, 2017. – 250, [1] с. : ил. – (Библиотека ПМГМУ им. И. М. Сеченова).
  2. Основы микробиологии, вирусологии и иммунологии. К.С. Камышева. – Изд. 3-е. – Ростов н/ Д : Феникс, 2014. – 281, [1] с. – (Медицина)
  3. Основы микробиологии и иммунологии. Курс лекций [Электронный ресурс]: учебное пособие / Мальцев В.Н., Пашков Е.П., Хаустова Л.И. - М. : Медицина, 2005. - (Учеб, лит. Для студ. мед. Училищ). - http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN5225042791.html

Микробиологическое лото по теме «Учение об инфекционном и эпидемическом процессах».

  1. Процесс взаимодействия между организмом хозяина и возбудителем (инфекция)
  2. Совокупность биологических и физиологических реакций, происходящих в организме хозяина при внедрении в него патогенных микробов (инфекционный процесс)
  3. Клиническое проявление инфекционного процесса, сопровождающегося рядом характерных признаков и симптомов (инфекционное заболевание)
  4. Форма взаимоотношений между организмами различных видов, из которых один использует другого  в качестве среды обитания и источника питания, нанося ему вред (паразитизм) 
  5. Микроорганизмы, вызывающие заболевания человека и животных (патогенные)
  6.  Форма проявления инфекции, при которой клиническая картина характерна для данного заболевания (типичная)
  7. Форма проявления инфекции, при которой ряд признаков выражен слабо или отсутствует (амбулаторные, атипичные, стертые)
  8. Форма проявления инфекции, при которой отсутствуют внешние проявления признака болезни (скрытая, бессимптомная)
  9. Форма проявления инфекции, при которой возбудитель заболевания может длительное время находится в организме больного, не проявляя себя (латентная)
  10.  Видовой признак, который проявляется лишь в восприимчивом микроорганизме и характеризуется способностью вызывать заболевание (патогенность)
  11.  Динамическое индивидуальное свойство (способность) данного штамма вызывать инфекционный процесс (вирулентность)
  12.  Наименьшее количество возбудителя или токсина, вызывающее в  определенный срок гибель конкретного количества животных (летальная доза)
  13.  Минимальное количество микробов, способное вызвать инфекционное заболевание у определенного количества опытных животных (инфицирующая доза)
  14.  Способность каждого вида патогенных микробов в случае проникновения в организм и размножения в нем вызывать определённую, имеющую характерную клиническую картину, инфекционную болезнь (специфичность)
  15.  Ядовитые вещества — продукты жизнедеятельности микроорганизмов, обладающие высоким молекулярным весом и антигенными свойствами (токсины).
  16.  Продуцируются микробом в окружающую среду, обладают высоко выраженной ядовитостью (Экзотоксины).
  17.  Являются структурными компонентами бактериальной клетки и поступают в окружающую среду только после ее разрушения (Эндотоксины).
  18.  Время, прошедшее с момента внедрения патогенного микроба до появления первых клинических признаков заболевания (инкубационный период)
  19.  Появление общих симптомов заболевания (продромальный период)
  20.  Клиническое проявление инфекционного процесса (период развития болезней)
  21.  Прекращение размножения возбудителя и полное восстановления гомеостаза (период выздоровления или реконвалесценция)
  22.  Повторное заражение, вызванное тем же возбудителем, у человека, ранее перенесшего это заболевание (реинфекция)
  23.  Попадание в организм больного тех же самых возбудителей во время болезни (суперинфекция)
  24.  Течение болезни ограниченное во времени от нескольких дней до нескольких недель (острое)
  25.  Течение заболевания, продолжающееся месяцы, а иногда и годы (хроническое)
  26.  Заболевание характеризующиеся приступообразным, повторным развитием инфекционного процесса после его затихания (рецидивирующее)
  27.  Экзогенная инфекция – возникающая после заражения микробами извне
  28.  Эндогенная инфекция – вызвана возбудителями, находящимися в самом организме – условно – патогенными представителями нормальной микрофлоры.
  29.  Очаговая инфекция – возбудитель остается на месте внедрения и не распространяется по организму.
  30.  Генерализированная инфекция – микроб распространяется по организму различными путями.
  31.  Септицемия – место нахождения и размножения микробов кровь и лимфа.
  32.  Септикопиемия – возникновение вторичных гнойных очагов в органах и тканях
  33.  Антигенемия или токсинемия – поступление в кровь антигенов и токсинов
  34.  Живой организм, являющийся местом естественной жизнедеятельности и размножения патогенных микробов, из которого происходит заражение людей или животных (источник инфекции)
  35.  Инфекции, при которых источником инфекции служит человек (антропонозы)
  36.  Инфекции, при которых источником являются больные животные (зоонозные)
  37.  Инфекции, при которых источником служат объекты окружающей среды (сапронозы)
  38.  Способ перемещения возбудителя инфекционных и инвазивных заболеваний из зараженного организма в восприимчивый (механизм передачи)
  39.  Элементы внешней среды, обеспечивающие перенос микробов из одного организма в другой (факторы передачи)
  40.  Конкретные элементы внешней среды или их сочетание, обеспечивающие попадание возбудителя из одного организма в другой при определенных внешних условиях (путь передачи)
  41.  Обычный уровень заболевания в данный исторический промежуток времени (спорадическая заболеваемость)
  42.  Уровень заболеваемость превышает уровень спорадических заболеваний (эпидемия)
  43.  Уровень заболеваемости резко превышает уровень обычных эпидемий (пандемия)
  44.  Инвазивность – способность микробов проникать через кожные покровы и слизистые оболочки.
  45.  Агрессивность – способность противостоять защитным факторам организма и размножаться в нем.


Инфекция

Инфекция, при которой возбудитель остается на месте внедрения и не распространяется по организму.

Эндотоксины

Инкубационный период

Суперинфекция

Инвазивность

Инфекционное заболевание

Течение болезни ограниченное во времени от нескольких дней до нескольких недель

Пандемия

Типичная форма

Механизм передачи

Сапронозы


Реинфекция

Реконвалесценция

Специфичность

Инфекция, при которой место нахождения и размножения микробов является кровь и лимфа.

Заболевание, характеризующиеся приступообразным, повторным развитием инфекционного процесса после его затихания

Инфекция

Эндотоксины

Зоонозные

Патогенность

Типичная форма

Суперинфекция

Инфекционное заболевание

Путь передачи

Реконвалесценция

Период развития болезней

Инфицирующая

доза

Патогенные микробы

Агрессивность

Инфекционный процесс

Инфекция, возникающая после заражения микробами извне

Антропонозы

Скрытая форма

Возникновение вторичных гнойных очагов в органах и тканях

Паразитизм

Летальная доза

Спорадическая заболеваемость

Инфекция, вызвана возбудителями, находящимися в самом организме – условно – патогенными представителями нормальной микрофлоры.

Латентная форма

Факторы передачи

Инфекционный процесс

Патогенность

Период развития болезней

Инфекция, при которой происходит поступление в кровь антигенов и токсинов

Атипичные формы

Экзотоксины

Источник инфекции


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по предмету основы медицинских знаний на тему: Способы защиты организма от инфекционных заболеваний. Иммунитет

Вид занятия:  урок Форма проведения занятия:урок усвоения новых знаний Продолжительность занятия:40 минут Место проведения занятия:учебный кабинет Цели занятия: Дидактическая: сформировать ...

Формирование устойчивой мотивации к учению как к жизненно важному процессу.

В местах лишения свободы отбывают наказание, как правило, лица педагогически запущенные, с низким уровнем образования, нравственно опустошенные. Сделать так, чтобы учащийся-осужденный проявил интерес ...

Формирование мотивации учения на основе гуманизации образовательного процесса и использования активных методов обучения при реализации ФГОС

Гуманизация обучения математики предполагает особые отношения между учителем и учащимися, реализуя творческие начала каждого школьника. Учитель-предметник выступает не только как информатор, источник ...

ЛОТО МАТЕМАТИЧЕСКОЕ, ЛОТО ПО ТЕМАМ, КОММУНИКАТИВНАЯ ДОСКА

ЛОТО ДЛЯ ГРУПП И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО 10 КАРТОЧЕК НА КАЖДУЮ ТЕМУ.ВАРИАНТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ :  ЧЕГО НЕ СТАЛО, 4 ЛИШНИЙ, РАЗБЕЙ ПО ГРУППАМ, ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРИЕНТИРОВКА, ЗАГАДКИ ПО ПРИЗНАКАМ...

Презентация по теме "Профилактика энтеровирусной инфекции"

Презентация по теме "Профилактика энтеровирусной инфекции"....

Конспект урока по ОБЖ в 8 классе на тему: "Предупреждение и защита от инфекционных заболеваний"

Материал содержит конспект урока и презентацию по теме : "Предупреждение и защита от инфекционных заболеваний".  Предмет ОБЖ 8 класс....