Программа с родителями и детьми
рабочая программа
Для работы с родителями и детьми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ак-Дашская средняя общеобразовательная школа»
«Одобрено» педсоветом школы Протокол № __ от «___» _______ 20 __ г | «Согласовано» ЗД по ВР ________/Сарыглар Н.Д./ от «__» _______ 20 __ г | «Утверждаю» директор школы: ________ /Ооржак В.Д./ от «__» ______ 20 _ г |
Программа с родителями и детьми
«Заботливый родитель»
Составитель программы:
Тюлюш Аржаана Орлановна,
педагог-психолог
с. Ак-Даш -2018
Пояснительная записка
В последние годы наблюдается негативная тенденция повышения уровня суицидальной активности населения республики Тыва. По данным Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Республике Тыва показатель по суицидам превышает российский в 1,8 раза (30,1 на 100 тыс. населения) и по Сибирскому Федеральному округу – в 1,2 раза (44,4 на 100 тыс. населения). Это в 3 раза больше предельно-критического уровня, установленного Всемирной организацией здравоохранения. Суициды взрослых оказывают разрушительное влияние на детей, учитывая особенности развития в период детства. За 5 месяцев 2013г. по данным МВД по РТ зарегистрировано 5 суицидов и 10 парасуицидов среди детей и подростков (за АППГ зарегистрировано 10 суицида, 23 парасуицида). Наблюдается динамика снижения суицидальной активности среди подростков. Важным фактором столь высоких показателей частоты самоубийств и их характер во многом зависит от социально-экономического благополучия семьи. Как правило, частота самоубийств у детей и подростков больше всего зарегистрировано в кожуунах, где низкий уровень жизни населения, высокий уровень пьянства, преступности.
Во всех случаях суицидальных действий проведено психолого-педагогическое расследование специалистами Центра «Сайзырал». Анализ мотивов совершений детьми и подростками суицида и факторов их обуславливающих показал, что чаще всего несовершеннолетние совершили суициды по причине семейных конфликтов, в основном из-за ссоры или обиду на мать – 6 случаев, на отца – 1 случай, на родственников и опекунов – 2 случая, по причине чувства горя при утере близкого – 3 случая, неустановленные – 3 случая.
Министерством образования и науки Республики Тыва во исполнение Плана мероприятий Минобрнауки России по профилактике суицидального поведения среди обучающихся образовательных учреждений на 2011-2015 годы (Приказ Минобрнауки России от 26 октября 2011 г. № 2537) продолжена работа по профилактике суицидального поведения в образовательной среде. Министерством в начале февраля принят приказ «О дополнительных мерах по профилактике суицидального поведения среди обучающихся, воспитанников учреждений образования Республики Тыва» от 5 февраля 2013 г. за № 150/д , согласно которому проводится мониторинг эффективности профилактических программ в ОУ всех типов и видов.
По данным мониторинга в основном реализуется программа комплексная лицензированная профилактическая программа «Несущая свет», разработанная ГБОУ РЦПМСС «Сайзырал». Данная программа доработана модульной коррекционно-развивающей профилактической подпрограммой «Заботливый родитель» и «Материнская нежность» к комплексу «Психолого-медико-социального сопровождения семьи по предупреждению возможного неблагополучия ребенка».
Актуальность программы обусловлена высокой значимостью роли семьи в воспитании и развитии ребенка. Анализ обращений к психологам в РЦПМСС «Сайзырал» показал, что многие родители не знают эмоциональных потребностей своих детей и не обладают необходимыми навыками и умениями для эффективного взаимодействия с детьми (например, суициды среди несовершеннолетних происходили в результате ссоры с членами семьи). Поэтому в психологической коррекции нуждаются не только дети, но и их родители: им нужно помочь сформировать социально ориентированные признаки эмпатии. Большинство родителей ошибочно считают, что им известны и сами эти навыки, и способы их использования, потому что в нашем обществе не принято обучать родителей эффективному взаимодействию со своими детьми. Успешная адаптация в социуме, возможность жить в условиях соблюдения законов в обществе невозможна без развития внутренних нравственных ценностей. Развитие способности к эмпатии способствует адаптации детей в правовом и социокультурном пространстве. Социально-ориентированные признаки эмпатии можно считать основными в процессе установления гуманных отношений. Развитие эмпатии особенно важно в период отрочества, когда у подростков интенсивно развиваются нравственные ценности, жизненные перспективы новые взгляды на жизнь, на отношения между людьми. А в процессе проведения психологической коррекции это гарантирует понимание и взаимопроникновение во внутренний мир другого человека, обеспечения оптимальной оценки и прогноза наиболее адекватных форм поведения. Установлено, что практически все трудновоспитуемые поддаются более эффективному педагогическому воздействию при формировании открытых, доверительных отношений между взрослым и ребенком. По мнению В.В. Бойко, эмпатия является «ценнейшим средством познания человеческой индивидуальности в целях воспитания и обучения, лечения и профилактики» [32. С. 116]. Эмпатия играет ключевую роль в тех видах деятельности, эффективность которых в большой степени зависит от межличностного взаимодействия, как, например, обучение и воспитание.
В программе представлены психологические технологии работы с родителями по предупреждению возможного неблагополучия в поведении у ребенка: страхи, агрессивность, бродяжничество, зависимости от ПАВ, суициды и др.
Сфера использования: образовательная
Круг пользователей: психологи
Цель (цели) разработки: Цель: формирование социально-ориентированных признаков эмпатии у родителей для перехода на более высокий уровень внутрисемейного взаимодействия; сохранение и укрепление позитивных связей с окружающим миром.
Основные задачи, решаемые внедрением разработки:
1. Развить психологическую культуру семьи, сформировать представление о родительском функционировании; расширить психолого-педагогическую компетентность по вопросам психологии семейных отношений, психологии воспитания и закономерностей общего психического, эмоционального, коммуникативного, возрастно-психологического развития с учетом типа ОУ, в котором учится ребенок.
2. Содействовать изменению самого отношения родителей к семейной жизни и задачам воспитания; обобщенной установки родителей к детям и переводу её в сферу эмоционального принятия ребенка с целью развития эмоционального комфорта и эмпатических тенденций в детско-родительских отношениях.
3.Совершенствовать восприятие супругами друг друга и своего ребенка в гуманистическом континууме.
4. Способствовать изменению эмпатийного отношения у ребенка к сверстнику, что в дальнейшем должно сказаться на перемене его внутренней позиции, то есть в переходе к более сложной форме эмпатического реагирования на других людей
Продолжительность программы: реализация в течение учебного года проводятся
1. Этап – мониторинг ситуации и планирование,
2. Этап внедренческий: Модуль 1. Родительские собрания «Заботливый родитель»;
Модуль 2. Детско-родительский Гостинная «Материнская нежность»
3. Подведение итогов выходящая диагностика (апрель)
Режим и формы работы
Ежемесячно Родительские собрания
Каникулярное время гостиная «Материнская нежность»
Режим | Формы | Контингент | |
1 | Сентябрь | Собрание | Родители |
2 | Диагностика | Дети, родители | |
3 | Октябрь | Собрание | Родители |
4 | Ноябрь | Собрание | Родители |
5 | Гостиная (Тренинг) | Родители Дети | |
6 | Январь | Собрание | Родители |
7 | Гостиная(Тренинг) | Родители Дети | |
8 | Февраль | Родительское собрание | Родители |
9 | Март | Родительское собрание | Родители |
Гостиная (Тренинг) | Дети, родители | ||
Апрель | Родительское собрание | Родители | |
Диагностика | Дети, родители |
Привлечение специалистов: юрист, психотерапевт, уполномоченный по права ребенка
Ожидаемые результаты от внедрения.
Формирование у родителей понимания значимости детско-родительских отношений в социоэмоциональном развитии ребенка; установки на необходимость развития эмпатии ребенка как ведущего фактора его личностного развития и социального благополучия; мотивации к изменению родительского воззрения на стиль общения с ребенком, к переориентации на более гуманистическую, субъект — субъектную позицию во взаимодействии с детьми.
Способы проверки ожидаемых результатов:
Отчеты самонаблюдение, письменные отчеты
Тестирование до и после тренинга: опросник Айзенка на измерение эмоционального состояния, незаконченные предложения, рисунок «несуществующего животного.
Основой, на которой строится программа, является изучение современных публикаций в области детско-родительских отношений и социально-ориентированных признаков эмпатии (см. список литературы), обобщение передового опыта и анализ собственной практики специалистов в данной области. Методологическую и теоретическую основу программы составили основополагающие методологические принципы и концепции отечественной психологии: психологическая теория о культурно-историческом развитии высших психических функций Л.С.Выготского, особенно его положение об единстве аффективных и интеллектуальных процессов, теория восприятия человека человеком А.А. Бодалева, теория социальных эмоций А.В. Запорожца, концепция онтогенетически-ориентированной психокоррекции Ю.С. Шевченко, а также зарубежной психологии: теория привязанности Дж.Боулби, концепция временных перспектив Ф.Зимбардо и др.
Анализ содержательных аспектов работы с детьми с отклонениями в поведении. Приводит к выводу о необходимости повышения ее эффективности за счет форм профессионального взаимодействия, основанных на следующих принципах:
Принцип гуманизма в отношениях между взрослыми и детьми. Основан на признании самоценности личности и ориентирует на прочувствование и принятие позиции равенства и личностного роста в отношениях в семье, принцип дает возможность ребенку почувствовать свою значимость, полноправие в отношениях со взрослыми, а родителям почувствовать в ребенке личность.
Принцип индивидуального подхода в отборе родителями предлагаемых психологом средств развития позитивных эмпатических отношений с ребенком в зависимости от собственных потребностей, интересов, в выборе способа реализации рекомендаций и коррекционно-развивающих средств.
Принцип уважения личности родителя - уважая личность родителя, специалисты принимают его мнение о ребенке, его личный опыт, решения и ожидания, оставляя за собой право на корректировку (психологическую коррекцию) их мнений и решений, исходя из приоритета прав ребенка на адекватное развитие
Принцип социальной связанности через включение родителей и детей в совместные виды деятельности. Родители активно проводят время вместе с ребенком и находятся на территории его интересов.
Принцип активного участия родителей в коррекционно-развивающей программе. Этот принцип позволяет повысить педагогическую грамотность, психологическую компетентность родителей и «включить» механизмы личностного саморазвития.
Принцип семейно-центрированности - специалисты взаимодействуют не только с ребенком, но и с его родителями и его ближайшим окружением; семья это система, а возникшие проблемы это результат изменений внутри системы
Принцип «моделирующей силы эмоций», то есть осознание, моделирование и разрешение родителями проблемных и конфликтных межличностных ситуаций в связи с действием социально-перцептивных стереотипов с целью устранения деструктивных форм поведения и обучения адекватным способам реагирования в проблемных, стрессовых ситуациях взаимодействия.
Принцип фиксированности на решении. Психолог интерпретирует полученные результаты с позиции соответствия индивидуально-психологическим особенностям родителей, требованиям коррекционно-развивающей программы с учетом перспектив ее развития и возможностей компенсации. Он акцентирует внимание на потенциалах родителей, а не ограничивает их, поддерживает и стимулирует их поисковую активность.
Принцип ответственности
- профессиональной: специалисты ответственны за принятые решения и рекомендации, которые затрагивают интересы ребенка;
- родительской: родители ответственны за реализацию потенциала ребенка в духовно-нравственном направлении.
Актуальность работы с семьей подчеркивается растущим вниманием со стороны государства к нуждам семьи. Создается нормативно-правовое поле, которое является гарантом благополучия семьи.
Детско-родительская коррекция выстроена таким образом, чтобы укрепить отношения между родителями и ребенком. В процессе занятий программа позволит родителям и детям лучше узнать друг друга, родители получат ответы на волнующие их вопросы, они становятся более чувствительными и научаются проявлять поддержку, создавать психологический фон в семье, в которой они могут чувствовать себя в достаточной безопасности.
Новизна разработки.
В ОУ психологическая помощь обычно направлена на информирование и просвещение родителей через родительские собрания, куда не всегда приглашают психолога. Данная программа рассчитана на специалиста психолога и предполагает системные родительские лектории с целью реконструкции когнитивных и поведенческих аспектов родительского воспитания. А в клубе на семейных групповых встречах психолог будет иметь возможность скорректировать эмоциональный аспект детско-родительских отношений при активном изменении когнитивных и поведенческих позитивно-конструктивной направленности схем взаимодействия.
Содержание разработки.
Программа состоит из двух модулей информационного и коррекционно-развивающего с учетом возраста ребенка и типа ОУ. Первый блок в основном имеет информационную направленность и рекомендован для проведения родительских собраний в течение учебного года. Основным подходом является анализ в воспитании и самопомощь. Особую роль здесь играют примеры из жизни. Самопомощь учит справляться с теми конфликтами и проблемами, с которыми человек сталкивается ежедневно. Самопомощь, основанная на анализе, подразделяется на пять ступеней: наблюдение, дистанцирование, инвентаризация, ситуативное одобрение, вербализация и расширение цели. Эти пять ступеней подробно описываются на примерах. На собраниях рекомендуется использовать притчи, конкретные жизненные ситуации в качестве опоры для понимания. Примеры это не предписание, не универсальное средство, а альтернатива, которая для родителей в его особой ситуации могла бы стать наиболее подходящими, в любом случае родители выбирают способ реагирования на конкретную проблемную ситуацию. Понимание собственных проблем будет достигнуто благодаря наглядному, образному мышлению и эмоционально окрашенному воображению без фиксации родителей на их на слабостях и семейных конфликтах. Это поможет создать дистанцированное отношение к собственным проблемам и подскажет путь для решения конкретных проблемных ситуаций.
Второй модуль практической реализации системы знаний психологической культуры семьи, который рассчитан на диагностику анализ семейной микросреды и коррекцию воспитательного подхода, осуществляемую специалистом в групповом режиме в течение каникулярного периода.
Практическая значимость. Данная программа реализована в ОУ республики всех типов и видов по данным мониторинга эффективности профилактических программ в ОУ республики Тыва:
- на родительских собраниях «Заботливый родитель» (512 часа),
- работа с 475 детьми, нуждающимися в индивидуальном психолого-педагогическом подходе (согласно ВШУ) из них посещено 463 семьи на дому.
- организовали психолого-педагогическое сопровождение родителей, воспитывающих детей, находящихся в кризисном состоянии. Всего проведено в рамках работы гостиной «Материнская нежность» 103 встречи.
Привлечение родителей к клубной работе в форме гостиной даёт положительные результаты. Родители вооружаются психолого-педагогическими знаниями и умениями воспитания, получают возможность поддерживать друг друга, осознают свои права и обязанности.
Учебно-тематический план
воспитательной образовательной программы
для образовательных учреждений
№ п/п | Тема занятия | Количество часов |
I. | Блок Родительские университеты «Заботливый родитель» | 14 |
1.1.1. | Вы и Ваши дети | 2 |
2 | Мир в вашем доме: психотерапия повседневной жизни | 2 |
3 | Сильная мать – сильное дитя | 2 |
4 | Как на самом деле любить подростка | 2 |
5 | Роль отцовского воспитания | 2 |
6 | «Царственная пара». Духовное воспитание. | 2 |
7 | Мир детей в пространстве мира взрослого | 2 |
II. | Блок коррекции детско-родительских отношений | 88 |
2.1. | Диагностика семейной микросреды | 40 |
2.2. | Особенности семейной системы | 16 |
2. 3. | Знакомство или «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» | 4 |
2.4. | Нам чувства разные нужны, чувства разные важны. | 4 |
2.5. | Конфликты и их решение | 4 |
2. 6. | «Победа над страхом делает нас сильнее!» | 4 |
2.7. | Чуткость, отзывчивость, сердечность, любовь изгоняют страх | 4 |
2.8 | Кратчайшее расстояние между людьми | 4 |
2. 9. | Семейные победы | 4 |
2.10 | Заключительное занятие | 4 |
ИТОГО | 102 |
Продолжительность реализации (внедрения) разработки. Данная программа реализуется в течение учебного года.
Этапы реализации программы:
- Информационно-просветительский - универсальный.
- Диагностический, специализированный.
- Корекционно-развивающий
- Итоговый.
Уровень проработанности разработки - основной, внедренческий.
Программа первого блока спланирована автором-составителем и дополнила второй блок, который реализуется с 2010 года.
Уровень программы: учебная программа «Материнская нежность»
Срок обучения: 102 часов.
Целевые группы: родители и учащиеся 6-7 классов общеобразовательных учреждений
Количество участников первого блока все родители 6-7 классов
Количество участников второго блока: 6-7 семей по желанию и рекомендациям психолога.
Возрастной и количественный состав группы, условия проведения занятия
Информационная часть программы предназначена для родительской аудитории 6-7 классов. Формирование тренинговых семейных групп из числа посещающих родительские собрания происходит на добровольной основе. Комплектование проводится с учетом проблем, имеющихся у детей. Как правило, в группу входят дети близкого возраста; наиболее целесообразны следующие возрастные границы: 10—11 лет.
Вместе с ребенком занятия посещает кто-то из родителей (можно по очереди), либо лицо, заменяющее родителя, но обязательно тот, кто непосредственно занимается его воспитанием. В особых случаях, когда конфликт отношений связан с одним из родителей, рекомендуется посещение группы именно этим родителем.
Количественный состав тренинговой группы 6-7 пар (12—15 человек). Предпочтительны разнополые группы.
Цикл включает 9 занятий, продолжительность каждого 6 часов. Занятия проводятся в течение недели.
Возникающее чувство группы и групповой сплоченности — важные характеристики процесса родительско-детской психокоррекции, поэтому после второго занятия группа «закрывается» и новые участники к ней не присоединяются, даже если из первоначального состава кто-то выбыл.
Для проведения занятий требуется игровой зал большой площади, с ковровым покрытием.
Противопоказаниями для посещения групп являются:
— у детей — умственная отсталость, тяжелые формы заикания, психотические состояния;
— у родителей — наличие собственных глубинных личностных проблем (это может препятствовать концентрации на нуждах ребенка).
Литература
- Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других – М.: Информационно-издательский дом Филинъ, 1996.
- Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. – СПб.: Речь, 2001.
- Диагностика и коррекция психического развития дошкольников/Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – Минск: «Унiверсiтэцкае»,1997.
- Директору школы о сотрудничестве с родителями/ Под ред. д.п.н., проф. А.С.Роботовой, к.п.н. И.А.Хоменко, к.п.н., доц. И.Г.Шапошниковой.-М.,2001.
- Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.
- Захаров А.И.Неврозы у детей и психотерапия. – СПб.: СОЮЗ, 1998.
- Клинико-психологическая диагностика взаимоотношений в семьях подростков с психопатиями, акцентуациями характера, неврозоподобными состояниями. Методические рекомендации. – Л., 1987.
- Ковалёв С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни: тесты, опросники, ролевые игры. – М.: Просвещение, 1991.
- Куликова Т.А.. Семейная педагогика и домашнее воспитание.-М., 2000.-
- Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. Описание и руководство к использованию. – Петрозаводск: Петроком,1992.
- Практикум по гендерной психологии/Под ред. И.С. Клециной. – СПб.: Питер, 2003. – С. 272-274, С. 292-297
- Психологическая помощь и консультирование в практической психологии/Под ред. М.К. Тутушкиной. – СПб.: Издательство «дидактика Плюс», 1998. -352 с.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М.: Владос, 1995.
- Семья глазами психолога (сборник методик)/Сост. С.Ф. Спичак. – Москва: Издательство «Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. – С. 6-10
- Фримен Д. Техники семейной психотерапии – СПб.: Питер, 2001.
- Целуйко В.М. Психология современной семьи. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 288 с.
- Эйдемиллер Э.Г. Системная семейная психотерапия.Практикум по психотерапии. – СПб.: Питер, 2002.
- Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. – СПб.: Речь, 2003.
- Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/20/picture-182812-1358695744.jpg)
Беседа с родителями "Проблема взаимоотношений между родителями и детьми"
небольшая беседа о проблемах во взаимоотношениях в семье, причины непонимания между родителями и детьми...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/15/picture-265111-1376569437.jpg)
Памятка для родителей "Принципы отношений родителей с детьми"
Памятку для родителей классные руководители могут использовать при проведении родительских собраний....
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/31/picture-911498-1490949153.jpg)
Программа работы психолога с детьми "группы риска" и их родителями
Программу можно использовать школьному педагогу- психологу...
беседа с родителями на тему "Проблема взаимоотношений между родителями и детьми"
рассматрены основные проблемы взаимоотношений родителей и детей...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/27/picture-1104046-1666844647.jpg)
Как добиться взаимопонимания между родителями и детьми. Чего хотели бы от родителей подростки?
Чаще всего взрослые думают, что ребенок мечтает о большей свободе, о новом компьютере или модной одежде. На самом деле это не так. Во время анонимных опросов большинство подростков признаются, что хот...
![](/sites/default/files/pictures/2022/08/25/picture-59482-1661412100.jpg)
Программа ранней помощи "Первые шаги" (программа психолого-педагогической , методической, диагностической помощи родителям с детьми от 0 до 3 лет с ОВЗ и риском развития
Программа ранней помощи "Первые шаги"(программа психолого-педагогической , методической,диагностической помощи родителям с детьми от 0 до 3 летс ОВЗ и риском развития...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/28/picture-675650-1443454904.jpg)
"Контроль со стороны родителей за детьми во внеурочное время" Уважаемые родители!!!
«Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нра...