Программа профессиональной подготовки «Младшая медицинская сестра по уходу за больными»
рабочая программа (10, 11 класс)

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «Младшая медицинская сестра по уходу за больными»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_novaya_s_2018_goda.doc351.5 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация

В современном здравоохранении нельзя недооценивать роль младшей медицинской сестры. В системе паллиативной помощи, где все пациенты нуждаются в квалифицированном уходе, младшая медицинская сестра является незаменимым специалистом. 

Специалист, прошедший обучение, квалифицированно и эффективно исполняет свои функциональные обязанности, применяя на практике теоретические знания и умения. В общем процессе ухода за тяжелобольным младшая медицинская сестра чаще остальных медработников находится в палате с пациентом, а следовательно – ближе к нему. 

Младшая медицинская сестра не только осуществляет уход, но и своим внимательным отношением, чуткостью и добротой стремится улучшить качество жизни пациента, поскольку правильное общение медицинского работника с пациентом уже является своего рода лекарством. 

Младшая медицинская сестра по уходу за больными относится к младшему медицинскому персоналу.

Пояснительная записка

Профессиональная подготовка обучающихся III ступени образования осуществляется в соответствии с Законом РФ от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования, приказом Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования», приказом Минобрнауки РФ от 20 августа 2008 года №241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

Программа профессиональной подготовки «Младшая медицинская сестра по уходу за больными» предлагается для обучающихся 10-11 классов, проявивших интерес к биологическим дисциплинам. Программа рассчитана на 2 года обучения, в количестве 240 часов (по 4 часа в неделю, включая учебную и производственную практику). Практическое обучение чередуется с теоретическим обучением. Курс является профессионально-ориентированным. Программа включает новые для обучающихся знания, не содержащиеся в базовых программах. Она направлена на удовлетворение познавательных интересов отдельных обучающихся в области медицинской деятельности человека. В учебно-методический комплект входит учебное пособие «Основы сестринского дела»  Обуховец Т.П. и Черновой О.В. и практикум «Основы сестринского дела» Обуховец Т.П.; допущено Министерством образования РФ в качестве учебного пособия для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования; Ростов-на-Дону, 2016 год. 

Программа включает аннотацию; пояснительную записку; учебный план и план производственной практики; учебно-тематические планы теоретических и практических занятий по разделам; содержание программы по разделам; требования к знаниям, умениям и навыкам; список литературы.

Содержание программы разработано на основе анализа профессиональной деятельности младшей медицинской сестры в различных отделениях лечебных учреждений, с учетом возрастных особенностей обучающихся, имеющихся у них знаний по биологии, химии, физике и другим дисциплинам, изучаемым по учебным программам общеобразовательной школы.

Для развития интереса к профессии и формирования на его основе профессиональных интересов и склонностей теоретические знания построены на основе принципов развивающего обучения, включены в содержание занятий сведения по истории медицины и информация о перспективах ее развития.

Учебная программа предусматривает посещение учреждений здравоохранения, медицинских учебных заведений, специализированных выставок и музеев, встречи с медицинскими работниками.

Для обучающихся 10-х классов предусмотрена учебная практика в количестве 36 часов. Содержание практики: работа в медицинском пункте школы по расширению и закреплению знаний, полученных в процессе обучения. Для обучающихся 11-х классов предусмотрена  производственная практика в количестве 80 часов. Содержание практики: работа в медицинском учреждении по расширению и закреплению знаний, полученных в процессе двух лет обучения. Cроки проведения производственного обучения, практики, определяются учебным заведением.

При составлении программы использованы программы элективных курсов следующих авторов: Баенбаева Н.Б. «Основы медицинских знаний», Бердикова П.Н. «Основы медицины», Сандакова В.А. «Основы медицинских знаний».

        Программа позволяет обучающимся оценить свои потребности и возможности и сделать обоснованный выбор будущей профессиональной деятельности.

        

        Цель программы: содействие профессиональному самоопределению обучающихся путём приобретения специальных знаний, умений и навыков в области профессии «младшая медицинская сестра по уходу за больными».

        

        Основные задачи программы:

  • сформировать общее представление о медицине как науке, возникшей в глубокой древности; о великих учёных – Гиппократе, Авиценне, Сербском и других выдающихся светил прошлого;
  • дать основы медицинских знаний;
  • вооружить обучающихся знаниями и практическими навыками оказания первой доврачебной помощи в различных опасных для жизни ситуациях;
  • формировать интерес к профессиям, связанным с медициной;
  • формировать знания, умения и навыки общего ухода за больными;
  • развивать уверенность в себе и успешность.

Для достижения поставленных целей и задач необходимо использовать следующие методы и формы организации деятельности обучающихся: лекции, практические занятия, анкетирование, решение проблемных вопросов и задач, тестов, деловые игры, подготовка сообщений, написание рефератов, составление презентаций, встречи с интересными людьми медицинской направленности, экскурсии в учреждения здравоохранения, самостоятельная работа по поиску информации в разных источниках, включая Интернет-ресурсы.

Результатом освоения программы является овладение обучающимися видами профессиональной деятельности – решение проблем пациента посредством сестринского ухода и участия в организации безопасной окружающей среды для участников лечебно-диагностического процесса, в том числе профессиональными и общими компетенциями.

Контроль уровня усвоения изучаемого материала. Уровень усвоения программного материала и практических навыков в значительной мере определяется по результатам выполнения практических заданий, контрольных (тестовых) работ, устного опроса, выполнения индивидуальных письменных заданий на карточках, промежуточного (итогового) и итогового экзаменов.

Общая характеристика профессиональной деятельности выпускников

Область профессиональной деятельности выпускников: осуществление ухода за больным в системе первичной медико-санитарной и медико-социальной помощи.

Объекты профессиональной деятельности выпускников:

  • пациент, нуждающийся в профессиональном уходе;
  • окружение пациента;
  • бытовые условия проживания пациента;
  • условия больничной среды;
  • средства ухода за больным;
  • средства обеспечения безопасной больничной среды.

Обучающийся по профессии «младшая медицинская сестра по уходу за больными» готовится к следующим видам деятельности:

  • решение проблем пациента посредством сестринского ухода;
  • участие в организации безопасной окружающей среды для участников лечебно-диагностического процесса.

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся:

Выпускник, освоивший программу, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

1. понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

2. организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

3. анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

4. осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

5. использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

6. работать в команде, эффективно общаться с одногруппниками, медицинскими работниками, пациентами.

7. бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

8. соблюдать правила охраны труда, пожарной безопасности и техники безопасности.

Выпускник, освоивший программу, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

1. Решение проблем пациента посредством сестринского ухода:

  • эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности, соблюдать принципы профессиональной этики;
  • осуществлять уход за пациентами различных возрастных групп в условиях учреждения здравоохранения и на дому;
  • консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и самоухода;
  • оформлять медицинскую документацию;
  • оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.

2. Участие в организации безопасной окружающей среды для участников лечебно-диагностического процесса.

  • обеспечивать инфекционную безопасность;
  • обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала;
  • участвовать в санитарно-просветительской работе среди населения;
  • владеть основами гигиенического питания;
  • обеспечивать производственную санитарию и личную гигиену на рабочем месте.

Обучающиеся должны знать:

  • основы медицинской психологии, этики и деонтологии;
  • историю медицины;
  • организацию медицинской службы;
  • факторы, влияющие на безопасность пациента и персонала;
  • принципы санитарно-гигиенического воспитания и образования среди населения;
  • основы профилактики внутрибольничной инфекции;
  • правила оказания первой медицинской помощи в разных ситуациях;
  • особенности ухода за больными с различной патологией;
  • классификацию инфекционных болезней, способы профилактики инфекций;
  • особенности работы младшего и среднего медицинского персонала;
  • правила проведения лечебных процедур;
  • общий уход за больными.

Обучающиеся должны уметь:

  • собирать информацию (определять проблемы) о состоянии здоровья пациента;
  • оказывать помощь медицинской сестре в подготовке пациента к лечебно-диагностическим мероприятиям;
  • обеспечивать безопасную больничную среду для пациента, его окружения и персонала;
  • проводить текущую и генеральную уборку помещений с использованием различных дезинфицирующих средств;
  • составлять памятки для пациента и его окружения по вопросам ухода и самоухода, инфекционной безопасности, физических нагрузок, употребления продуктов питания;
  • использовать правила эргономики в процессе сестринского ухода и обеспечения безопасного перемещения больного;
  • оказывать первую доврачебную помощь;
  • ухаживать за больными с различной патологией;
  • приготовить и использовать элементарные антисептические средства;
  • вести медицинскую документацию;
  • оказывать помощь при потере, смерти, горе; осуществлять посмертный уход;
  • обеспечивать санитарные условия в учреждениях здравоохранения и на дому.

Требования к оцениванию качества освоения

основной профессиональной образовательной программы

Оценка качества освоения основной профессиональной образовательной программы должна включать текущий контроль знаний, промежуточную и итоговую аттестацию (экзамен) обучающихся.

Конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух недель обучения.

Необходимым условием допуска к итоговой аттестации (экзамен) является представление документов, подтверждающих освоение обучающимся компетенций при изучении им теоретического материала и прохождении учебной и производственной практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности. В том числе выпускником могут быть предоставлены отчеты о ранее достигнутых результатах, дополнительные сертификаты, свидетельства (дипломы) олимпиад, конкурсов, творческие работы по профессии, характеристики с мест прохождения производственной практики.

Учебный план

№ п/п

Разделы программы

Всего часов

1 год обучения

(10 класс)

2 год обучения

(11 класс)

Количество часов

Теория

Практика

Теория

Практика

1.

Введение в дисциплину.

Теоретические основы сестринского дела. Охрана труда

49

17

5

20

7

2.

Безопасная больничная среда

14

7

7

-

-

3.

Манипуляционная техника

46

14

14

9

9

4.

Уход за больными по видам заболеваний

39

10

14

6

9

5.

Первая доврачебная помощь при неотложных состояниях

16

7

9

-

-

6.

Учебная (производственная) практика

116

-

36

-

80

ИТОГО

280

55

85

35

105

ВСЕГО

280

140

140

Учебно-тематический план теоретических  занятий по разделу

«Введение в дисциплину»

№ п/п

Тема

Всего часов

1 год обучения

(10 класс)

2 год обучения

(11 класс)

Количество часов

Теория

Практика

Теория

Практика

1.

Основы организации системы здравоохранения в России

2

2

-

-

-

2.

Основные типы учреждений здравоохранения

2

2

-

-

-

ИТОГО

4

4

0

0

0

ВСЕГО

4

4

0

Содержание программы по разделу

«Введение в дисциплину»

Тема №1. Основы организации системы здравоохранения в России. Основные термины и понятия. Показатели, характеризующие состояние здоровья. Система здравоохранения в России. Правовая и юридическая база сестринского дела.

Основы медицинского страхования. Роль сестринского персонала в системе первичной медико-санитарной помощи населению. 

Тема №2. Основные типы учреждений здравоохранения. Устройство и функции больниц.

Основные направления деятельности средних медицинских работников в различных отделениях ЛПУ.

Учебно-тематический план теоретических  и практических занятий по разделу

«Теоретические основы сестринского дела»

№ п/п

Тема

Всего часов

1 год обучения

(10 класс)

2 год обучения

(11 класс)

Количество часов

Теория

Практика

Теория

Практика

1.

История сестринского дела

6

4

2

-

-

2.

Перспективы развития сестринского дела

2

-

-

2

-

3.

Философия сестринского дела

2

-

-

2

-

4.

Сестринская деонтология и биоэтика

2

2

-

-

-

5.

Общение в сестринском деле

4

2

2

-

-

ИТОГО

16

8

4

4

0

ВСЕГО

16

12

4

Содержание программы по разделу

«Теоретические основы сестринского дела»

Тема №1. История сестринского дела. О развитии ухода за рубежом.

Предпосылки, сущность и основные направления реформы сестринского дела в России.

Уровни подготовки медицинских сестер в России. Роль, цели и задачи Ассоциации российских медицинских сестер. Стандартизация в сестринском деле.

Оценка качества работы медицинской сестры. Значение проведения научных изысканий и перспективы развития сестринского дела в России. 

Практика. Подготовка и написание рефератов (докладов, презентаций и др.) о людях, внесших свой вклад в историю медицины, ее развитие. Например, «История сестринского дела, как часть истории человечества», «История создания ВОЗ», «История становления национальных обществ и международных организаций Красного Креста и Красного Полумесяца», «Общины сестёр милосердия», «Русские женщины. От сестры милосердия до медицинской сестры», «Наследие Ф. Найтингейл».

Тема №2. Перспективы развития сестринского дела. Основные направления и события реформирования сестринского дела в России. Реформирование сестринского образования и практической деятельности.

Самоуправление и консолидация сестринской профессии. Проведение научных исследований в сестринском деле. Развитие международного сотрудничества.

Тема №3. Философия сестринского дела. Основные понятия, содержание, принципы и этические элементы философии сестринского дела.

Целостный взгляд на природу здоровья. О некоторых концептуальных моделях сестринского дела.

Тема №4. Сестринская деонтология и биоэтика. Принципы сестринской этики и деонтологии.

Моральная и правовая ответственность медицинских работников. Определение понятий «биоэтика», «медицинская тайна». 

Тема №5. Общение в сестринском деле. Основные термины и понятия. Понятие и функции профессионального общения. Зоны комфорта при общении. Уровни общения.

Средства общения. Основные стили общения. Мастерство общения медсестры. Факторы, способствующие и препятствующие общению. Критерии эффективности общения. 

Практика. Решение проблемно-ситуационных задач.

Учебно-тематический план теоретических и практических занятий по разделу

«Сестринский процесс»

№ п/п

Тема

Всего часов

1 год обучения

(10 класс)

2 год обучения

(11 класс)

Количество часов

Теория

Практика

Теория

Практика

1.

Понятие о потребностях

3

-

-

2

1

2.

Понятие о стандартах сестринского ухода

1

-

-

1

-

3.

Введение в сестринский процесс.

2

-

-

2

-

4.

Субъективное и объективное сестринское обследование

6

-

-

4

2

5.

Сестринская диагностика или определение проблем пациента

3

-

-

2

1

6.

Определение целей сестринского вмешательства и планирование ухода

2

-

-

1

1

7.

Планирование и реализация объема сестринских вмешательств

2

-

-

1

1

8.

Оценка результатов и коррекция ухода

2

-

-

2

-

9.

Документация сестринского процесса

1

-

-

1

-

ИТОГО

22

0

0

16

6

ВСЕГО

22

0

22

Содержание программы по разделу

«Сестринский процесс»

Тема №1. Понятие о потребностях. Потребности человека в здоровье и болезни. Основные теории и классификации потребностей. Основные положения теории потребностей А. Маслоу. Сущность потребностно - информационной теории. Роль медицинской сестры в восстановлении и поддержании независимости пациента в удовлетворении потребностей. Роль медицинской сестры в оздоровлении образа жизни пациента и его семьи. Общество и самоактуализация личности. Основные жизненно важные потребности.

Практика. Решение проблемно-ситуационных задач.

Тема №2. Понятие о стандартах сестринского ухода. Понятие о качестве сестринской помощи. Стандартизация в российском здравоохранении. Стандартизация сестринских технологий.

Тема №3. Введение в сестринский процесс. Понятие об этапах сестринского процесса. Основные термины и понятия. Методы обследования пациента. Сестринский диагноз: его отличие от врачебного. Из истории сестринского диагностирования. Планирование сестринского ухода. Реализация плана сестринского ухода. Оценка эффективности сестринского ухода.

Тема №4. Субъективное и объективное сестринское обследование. Сбор и анализ информации. Оценка функционального состояния пациента. Пульс и его характеристика. Артериальное давление. Наблюдение за дыханием. Измерение суточного диуреза и определение водного баланса.

Практика. Примерный лист сестринского динамического наблюдения.

Тема №5. Сестринская диагностика или определение проблем пациента. Трудности формулирования сестринского диагноза. Классификация проблем пациента. Примеры формулировки проблем пациента.

Практика. Решение задач на выявление и формулировку проблем пациента.

Тема №6. Определение целей сестринского вмешательства и планирование ухода. Понятие о формулировании целей и планировании ухода. Участие пациента в формулировании целей. Виды целей. Ожидаемые результаты. Требования к формулированию целей.

Практика. Составление плана ухода.

Тема №7. Планирование и реализация объема сестринских вмешательств. Требования к определению объема сестринских вмешательств. Методы сестринских вмешательств. Требования к реализации плана.

Практика. Отчет о реализации плана ухода.

Тема №8. Оценка результатов и коррекция ухода. Понятие об эффективности ухода. Аспекты, критерии и источники оценки. Действия сестринского персонала при отсутствии эффекта ухода. Оформление выписного эпикриза. Есть ли будущее у сестринского процесса?

        Тема №9. Документация сестринского процесса. Принципы ведения документации. Рекомендации по ведению документации. Организация сестринского процесса терапевтическим пациентам.

Учебно-тематический план теоретических  и практических занятий по разделу

«Безопасная больничная среда»

№ п/п

Тема

Всего часов

1 год обучения

(10 класс)

2 год обучения

(11 класс)

Количество часов

Теория

Практика

Теория

Практика

1.

Инфекционный контроль. Инфекционная безопасность

12

6

6

-

-

2.

Безопасная среда для пациента и персонала

4

2

2

-

-

ИТОГО

16

8

8

0

0

ВСЕГО

16

16

0

Содержание программы по разделу

«Безопасная больничная среда»

Тема №1. Инфекционный контроль. Инфекционная безопасность. Возбудители и типичные места обитания ВБИ. Заболевания, относящиеся к ВБИ. Механизмы передачи ВБИ. Факторы, влияющие на восприимчивость хозяина к инфекции. Меры контроля и безопасности в профилактике ВБИ. Основные требования. Внешний вид медицинского работника. Правила пользования защитной одеждой. Уровни обработки рук медицинского работника. Правила надевания и снятия стерильных перчаток. Профилактика ВБИ. Дезинфекция и стерилизация.

Основные федеральные законы, нормативно-правовые акты, приказы, методические рекомендации и инструкции по соблюдению санитарно-противоэпидемического режима ЛПУ. Виды, методы и уровни дезинфекции. Дезинфицирующие средства. Средства и режимы дезинфекции. Режимы дезинфекции объектов при особо опасных инфекциях. Борьба с плесневыми грибками. Виды контроля пригодности дезинфицирующих средств. Средства проведения дезинфекционных мероприятий. Требования к оборудованию для дезинфекции. Правила безопасности труда при работе с дезинфицирующими средствами.

Первая помощь при отравлении дезинфицирующими средствами. Хранение и приготовление хлорсодержащих средств и растворов. Требования к выбору дезинфицирующих средств, применяемых в ЛПУ различного профиля. Техника приготовления дезинфицирующих средств. Особенности гигиенической уборки помещений стационара. Личная гигиена пациентов. Профилактика (текущая) дезинфекция в ЛПУ. Контроль качества текущей и заключительной дезинфекции. Дезинфекция предметов ухода за пациентом способом полного погружения (судно, мочеприемник, клеенка), двукратного протирания (пузырь для льда, грелка, ртутный термометр). Профилактика профессионального заражения в процедурном кабинете, заражения инфекциями, передающимися парентеральным путем, в том числе ВИЧ-инфекцией. Журнал регистрации медицинских аварий (профилактика ВИЧ-инфекции).

Система сбора, хранения, транспортировки и утилизации медицинских отходов ЛПУ. Правила пользования полиэтиленовым пакетом (ПО) для сбора и хранения одноразовых медицинских отходов. Правила пользования емкостью-контейнером для сбора острого одноразового инструментария (ЕК-01), для сбора ваты, бинтов и прочих мокнущих расходных материалов (органических и отходов). Хранение и транспортировка отходов. Правила пользования колесной опорой с баком и внутрикорпусным контейнером на трех колесах (тележке). Утилизация отходов ЛПУ.

Схема этапов обработки изделий медицинского назначения. Понятие о стерилизации, методы и способы стерилизации. Критические параметры при различных методах стерилизации. Централизованное стерилизационное отделение (ЦСО). Условия, обеспечивающие стерильность медицинских изделий в ЦСО. Стерилизационные упаковки. Применение пакетов для стерилизации. Понятие об автоклавировании. Воздушный метод стерилизации. Порядок работы на воздушных стерилизаторах (сухожаровые шкафы). Стерилизация растворами химических веществ, газами.

Контроль стерильности. Методы контроля стерилизации. Подготовка перевязочного материала для стерилизации (салфеток, тампонов, шариков, турунд). Укладка в стерилизационные коробки перевязочного материала. Целевая укладка для накрытия стерильного стола. Надевание стерильного халата. Накрытие стерильного стола. Подготовка к работе стерильного лотка.

Практика. Решение ситуационных задач.

Проведение работ по соблюдению требований инфекционной безопасности. Основы профилактики ВБИ. Основные требования профилактики ВБИ. Меры контроля и безопасности на рабочем месте в ЛПО. Рекомендации пациенту по соблюдении. Общих мер профилактики ВБИ. Мытье рук на социальном, гигиеническом, хирургическом уровнях. Уровни деконтаминации рук. Гигиенический и хирургический уровни обработки рук. Использование санитарной одежды (спецодежды) и индивидуальных средств защиты. Использование медицинских перчаток.

Оснащение рабочего места адекватно виду выполняемых работ. Виды, методы, уровни дезинфекции. Характеристика основных средств дезинфекции по классам. Правила охраны труда при работе с дезинфицирующими средствами. Правила оказания помощи при попадании средств дезинфекции на кожные покровы и слизистые. Средства проведения дезинфекционных мероприятий. Требования к оборудованию для дезинфекции. Хранение и приготовление дезинфицирующих средств и растворов. Требования к выбору дезинфицирующих средств. Пользование методическими указаниями к средствам дезинфекции, ПСО и стерилизации. Структура методических указаний. Виды контроля пригодности дезинфицирующих средств. Средства проведения дезинфекционных мероприятий. Техника приготовления дезинфицирующих растворов. Особенности применения дезинфицирующих средств. Экспресс-контроль содержания действующих веществ в рабочих растворах дезинфектантов.

Требования к обращению с медицинскими отходами. Классификация медицинских отходов ЛПО. Требования к сбору медицинских отходов. Сбор первичных медицинских отходов в мягкую и твердую упаковки. Способы сбора и утилизации отходов ЛПО при иммунизации населения. Правила пользования емкостью-контейнером сбора ваты, бинтов и прочих мокнущих расходных материалов. Правила пользования емкостью-контейнером для сбора органических и микробиологических медицинских отходов. Хранение и транспортировка отходов ЛПО. Способы утилизации отходов ЛПО. Проблемы и их решение в области сбора, хранения и удаления отходов ЛПО.

Дезинфекция предметов ухода, способы дезинфекции. Профилактика профессионального заражения в ЛПО. Особенности гигиенической уборки помещений ЛПО. Схема проведения генеральной уборки процедурного кабинета. Бельевой режим стационара. Предстерилизационная очистка (ПСО) изделий медицинского назначения. Понятие о стерилизации. Понятие об автоклавировании. Применение стерилизационных упаковок. Методы стерилизации, режимы, сроки стерильности. Виды контроля проведения дезинфекционных и стерилизационных мероприятий. Подготовка перевязочного материала для стерилизации (салфеток, тампонов, шариков, турунд). Порядок работ по соблюдению инфекционной безопасности и техники безопасности при выполнении простых медицинских услуг.

Тема №2. Безопасная среда для пациента и персонала. Основные термины и понятия. Понятие ЛОР, его элементы, значение. Виды режимов двигательной активности.

Безопасная транспортировка тяжелобольного внутри лечебного учреждения. Удерживания, помощь при ходьбе, перемещения и размещения тяжелобольного пациента в постели. Методики безопасности обслуживающего персонала при обращении с пациентами. Перемещение тяжелобольного в постели. Факторы риска в работе медицинской сестры.

Практика. Соблюдение мер безопасности при обращении с пациентом. Понятие о лечебно-охранительном режиме, его элементы, значение. Режимы двигательной активности пациента. Виды положения пациента в постели. Стандартные меры по созданию безопасной больничной среды для пациента. Основы эргономики. Понятие о биомеханике движений тела человека. Организация эргономичного рабочего места. Биомеханика тела медицинского персонала при перемещении тяжестей.

Методики обращения с пациентами. Подготовка к перемещению. Размещение и безопасное «перекатывание» пациента в постели. Особенности безопасной транспортировки в ЛПО. Транспортировка на носилках. Способы перекладывания тяжелобольных пациентов. Методики безопасного перемещения пациента одной и двумя медсестрами. Проведение занятий медицинской сестрой по обучению пациента самоуходу.

Учебно-тематический план теоретических  и практических занятий по разделу

«Манипуляционная техника»

№ п/п

Тема

Всего часов

1 год обучения

(10 класс)

2 год обучения

(11 класс)

Количество часов

Теория

Практика

Теория

Практика

1.

Прием пациента в стационар

6

2

4

-

-

2.

Личная гигиена пациента

6

2

4

-

-

3.

Фармакотерапия в сестринской практике

10

-

-

6

4

4.

Методы простейшей физиотерапии

6

2

4

-

-

5.

Термометрия

4

2

2

-

-

6.

Питание и кормление пациента

6

2

4

-

-

7.

Клизмы. Газоотводная трубка

4

2

2

-

-

8.

Катетеризация мочевого пузыря

2

-

-

1

1

9.

Манипуляции, связанные с уходом за стомами

2

-

-

1

1

10.

Зондовые манипуляции

2

-

-

1

1

11.

Лабораторные методы исследования

2

-

-

1

1

12.

Инструментальные методы исследования

2

-

-

1

1

13.

Сердечно-легочная реанимация

4

-

-

2

2

14.

Потери, смерть, горе. Боль

2

-

-

1

1

ИТОГО

58

12

20

14

12

ВСЕГО

58

32

26

Содержание программы по разделу

«Манипуляционная техника»

Тема №1. Прием пациента в стационар. Основные термины и понятия. Санитарная обработка пациента при педикулезе.

Проведение гигиенической ванны или душа. Антропометрия.

Практика. Оценивание показателей здоровья пациента. Проведение термометрии, способы измерения температуры тела.

Проведение антропометрических исследований. Наблюдение за дыханием. Измерение суточного диуреза и определение водного баланса.

Оказание медицинских услуг при приеме пациента в стационар. Устройство и функции приемного отделения стационара. Поступление пациента в стационар.

Осуществление полной/частичной санитарной обработки пациента. Способы транспортировки пациента в отделение стационара.

Тема №2. Личная гигиена пациента. Основные термины и понятия. Положение больного, устройство функциональной кровати. Подготовка и смена постельного белья тяжелобольному продольным и поперечным способами. Смена нательного белья и одежды тяжелобольному. Подача судна и мочеприемника.

Уход за кожей тяжелобольного пациента. Уход и профилактика пролежней. Уход за полостью рта, за глазами, за носом, за ушами, за волосами, за промежностью и половыми органами тяжелобольных. Мытье ног в постели тяжелобольному пациенту.

Практика. Осуществление ухода за пациентами различных возрастных групп в условиях учреждения здравоохранения и на дому. Последовательность обработки больных. Проведение гигиенического ухода.

Пролежни: места образования, стадии развития; факторы, способствующие развитию пролежней; профилактика пролежней.

Уход за кожей и естественными складками, опрелости (причины, места образования, меры профилактики), смена подгузника, уход за наружными половыми органами. Проведение профилактики пролежней.

Соблюдение личной гигиены пациента.

Тема №3. Фармакотерапия в сестринской практике. Основные термины и понятия. Порядок оформления требований-накладных.

Получение лекарственных средств лечебным отделением ЛПУ. Порядок хранения, учета и выдачи лекарственных средств.

Способы введения лекарственных средств в организм. Наружный путь введения лекарственных средств: через кожные покровы, слизистые оболочки и дыхательные пути. Энтеральный путь введения лекарств: через рот, под язык, через прямую кишку. Ингаляторное введение лекарственных средств. Энтеральное введение лекарственных средств. Парентеральный путь введения лекарственных средств. Внутримышечное и внутривенное введение лекарств.

Взятие крови из периферической вены на биохимическое и бактериологическое исследование. Последовательность забора крови. Постинъекционные осложнения.

Профилактика инфильтратов, абсцессов. Оказание доврачебной помощи при осложнениях при применении лекарственных средств. Помощь при инфильтрате. Оказание помощи пациенту при поломке иглы во время инъекции. Оказание помощи при медикаментозной и воздушной эмболии. Некроз (омертвение) тканей.

Оказание помощи при ошибочном введении лекарственного препарата и образовании некроза тканей. Тромбофлебит. Гематома. Анафилактический шок. Аллергические реакции. Отек Квинке. Крапивница. Повреждение нервных стволов. Сепсис.

Практика. Лекарственная терапия в сестринской практике. Порядок получения, хранения и учета лекарственных средств.

Особенности расходования и учета наркотических анальгетиков. Порядок применения лекарственных средств.

Способы (пути) введения лекарственных средств. Применение лекарств наружно. Введение лекарственных средств в глаза, нос, уши. Ингаляторное введение лекарственных средств.

Применение увлажненного кислорода. Применение лекарственных средств энтерально. Введение лекарственных средств парентерально, внутривенно (капельно).

Тема №4. Методы простейшей физиотерапии. Постановка банок. Компресс на кожу. Применение грелки.

Применение пузыря со льдом. Постановка горчичников. Постановка медицинских пиявок.

Практика. Применение простейших физиотерапевтических процедур. Гирудотерапия.

Постановка медицинских банок. Виды компрессов.

Применение грелки. Подача пузыря со льдом.

Применение горчицы. Водолечение.

Тема №5. Термометрия. Понятия и термины. Температура тела и ее измерение.

Измерение температуры тела в подмышечной впадине. Регистрация данных термометрии. Помощь при гипертермии (лихорадке).

Практика. Проведение термометрии, способы измерения температуры тела, наблюдение за температурой тела.

Уход за лихорадящими больными. Кормление лихорадящих больных.

Тема №6. Питание и кормление пациента. Основные принципы лечебного питания. Режим и организация питания. Кормление тяжелобольного с ложки и поильника. Искусственное питание (через назогастральный зонд, через гастростому). Составление порционного требования на пищеблок и раздаточную. Раздача пищи. Планирование необходимой помощи пациенту при возникновении проблем, связанных с кормлением. Помощь во время приема пищи.

Санитарно-гигиеническая уборка пищеблока и буфетных в отделениях стационара. Контроль за посещением пациентов и передачей продуктов. Контроль за санитарным состоянием тумбочек, холодильников, сроком хранения пищевых продуктов. Характеристика лечебных диет.

Практика. Основные принципы лечебного питания и приготовления лечебных диет.

Режим питания. Организация лечебного питания.

Планирование необходимой помощи пациенту при возникновении проблем, связанных с кормлением.

Методики искусственного кормления пациента.

Тема №7. Клизмы. Газоотводная трубка. Основные термины и понятия.

Постановка очистительной, сифонной, гипертонической, масляной, капельной клизмы. Постановка газоотводной трубки.

Практика. Постановка очистительной и лекарственной клизмы.

Постановка гипертонической и масляной микроклизмы. Применение сифонной клизмы.

Тема №8. Катетеризация мочевого пузыря. Основные термины и понятия. Проверка прохождения катетера при введении его в мочевой пузырь. Введение катетера женщине, мужчине.

Практика. Виды урологических катетеров. Принципы ухода за мочевым катетером. Катетеризация мочевого пузыря женщине, мужчине. Уход за промежностью пациента (пациентки) с мочевым катетером.

Тема №9. Манипуляции, связанные с уходом за стомами. Основные термины и понятия. Уход за пациентом с трахеостомой, гастростомой. Особенности питания при наличии стом пищеварительного тракта. Виды калоприемников и правила работы с ними. Обработка калового свища. Постановка сифонной клизмы пациенту с колостомой при задержке стула. Постановка газоотводной трубки в колостому. Промывание мочевого пузыря через цистостому.

Практика. Пособие при стомах. Трахеостома. Стомы пищеварительного тракта. Гастростома. Свищи кишечника – еюностома, илеостома, колостома. Применение калоприемников. Обучение пациента уходу за стомой (колостомой). Виды калоприемников. Эпицистома. Промывание мочевого пузыря (ирригация) через эпицистостому.

Тема №10. Зондовые манипуляции. Основные термины и понятия. Промывание желудка. Ацидометрия. Фракционное зондирование желудка тонким зондом. Дуоденальное зондирование. Уход при рвоте. Пациент в сознании. Пациент ослаблен или без сознания.

Практика. Промывание желудка с применением толстого зонда. Помощь при рвоте.

Тема №11. Лабораторные методы исследования. Исследования крови, мокроты. Собирание мокроты на общий клинический анализ мокроты. Забор материала из зева и носа для бактериологического исследования. Исследования мочи, кала. Бактериологическое исследование.

Практика. Подготовка к лабораторным и инструментальным методам исследования. Лабораторные исследования, их этапы. Типы и виды клинических анализов. Первый этап лабораторных исследований. Исследования крови, мокроты. Забор материала из зева, носа. Забор материала на менингококк из носоглотки. Сбор мочи для общего клинического анализа. Исследования кала.

Тема №12. Инструментальные методы исследования. Рентгенологические методы исследования. Эндоскопические исследования. УЗИ-эхография.

Практика. Рентгенологические методы исследования, их виды. Подготовка пациента к рентгенологическим исследованиям. Подготовка к исследованию желудка и двенадцатиперстной кишки. Пероральная холецистография и холеграфия (рентгенологическое исследование желчного пузыря и желчевыводящих путей). Ирригоскопия (рентгенологическое исследование толстого кишечника). Внутривенная (экскреторная) пиелография (рентгенологическое исследование почек и мочевыводящих путей).

Эндоскопические исследования. Бронхоскопия. Фиброгастродуоденоскопия (эндоскопическое исследование пищевода, желудка и двенадцатиперстной кишки). Ректороманоскопия (эндоскопическое исследование прямой и сигмовидной кишки). Колоноскопия (эндоскопическое исследование толстой кишки). Эндоскопические исследования в урологии. Цистоскопия. Этапы проведения дезинфекции и стерилизации эндоскопов, не проникающих в стерильные полости организма. Возможные осложнения при проведении эндоскопических исследований.

Ультразвуковые исследования. УЗИ-эхография. Положения пациента при УЗИ. УЗИ органов брюшной полости (ультразвуковое исследование печени, желчного пузыря, поджелудочной железы, селезенки) и почек. УЗИ с определением сократительной способности желчного пузыря. УЗИ органов малого таза (мочевого пузыря, матки, яичников, предстательной железы). УЗИ почек, сердца и сосудов.

Тема №13. Сердечно-легочная реанимация. Признаки клинической смерти. Основные принципы оказания помощи. Причины, приводящие к внезапной остановке сердца.

Восстановление проходимости дыхательных путей. Искусственная вентиляция легких. Искусственная вентиляция легких методом «изо рта в рот». Непрямой массаж сердца у взрослых и пожилых. Признаки биологической смерти.

Практика. Сердечно-легочная реанимация вне лечебного учреждения. Оказание первой помощи в случае клинической смерти. Понятие о первичном реанимационном комплексе. Действия спасателя в экстремальной ситуации. Определение наличия обструкции дыхательных путей. Первый способ искусственного дыхания одним реаниматором. Восстановление свободной проходимости дыхательных путей. Оказание первой помощи при обструкции дыхательных путей инородным телом пострадавшему в сознании, без сознания, с избыточной массой тела, беременным. Самопомощь при обструкции дыхательных путей. Возможные осложнения при проведении сердечно-легочной реанимации, их профилактика. Критерии эффективности проводимых реанимационных мероприятий.

Проведение сердечно-легочной реанимации пострадавшему одним и двумя спасателями. Закрытый (непрямой) массаж сердца (ЗМС) у взрослых и пожилых. Полный цикл сердечно-легочной реанимации (СЛР) вне медицинских учреждений. Терминальные состояния, его виды.

Тема №14. Потери, смерть, горе. Боль. Понятие и принципы паллиативной помощи. Хосписное движение. Психологическая помощь семье и близким обреченного. Обучение их элементам ухода и психологической помощи.

Практика. Сестринская практика в адаптации тяжелобольного человека к возникшему качеству жизни. Роль медицинской сестры в удовлетворении потребностей обреченного человека. Уход за обреченным человеком в стационаре и на дому. Принципы обслуживания пациентов в условиях хосписа. Потери, смерть, горе. Эмоциональные стадии горевания, особенности общения с умирающим. Стадии траура. Посмертный уход.

Учебно-тематический план теоретических и практических занятий по разделу

«Уход за больными по видам заболеваний»

№ п/п

Тема

Всего часов

1 год обучения

(10 класс)

2 год обучения

(11 класс)

Количество часов

Теория

Практика

Теория

Практика

1.

Уход за терапевтическими больными

20

10

10

-

-

2.

Уход за неврологическими и психическими больными

4

2

2

-

-

3.

Уход за больными с заболеваниями уха, горла, носа

8

4

4

-

-

4.

Уход за больными с поражением глаз

4

2

2

-

-

5.

Уход за хирургическими больными

24

-

-

12

12

6.

Уход за беременными, роженицами, родильницами и гинекологическими больными

4

3

1

-

-

7.

Уход за здоровыми и больными детьми

12

-

-

8

4

8.

Уход за инфекционными больными

10

6

4

-

-

9.

Уход за больными с кожными и венерическими заболеваниями

6

-

-

4

2

ИТОГО

92

27

23

24

18

ВСЕГО

92

50

42

Содержание программы по разделу

«Уход за больными по видам заболеваний»

Уход за терапевтическими больными

Тема №1. Заболевания органов дыхания. Уход за больными. Общие симптомы заболеваний органов дыхания. Бронхит. Бронхиальная астма. Воспаление легких (пневмония). Туберкулез легких. Причины. Уход за больными. Профилактика.

Практика. Определение общего состояния пациента, типа дыхания, частоты и глубины. Основные симптомы заболевания. Сбор мокроты для лабораторных исследований. Ингаляции при заболеваниях органов дыхания. Оксигенотерапия.

Тема №2. Заболевания сердечно-сосудистой системы. Уход за больными. Основные симптомы заболеваний органов кровообращения. Острая сосудистая недостаточность. Инфаркт миокарда. Гипертоническая болезнь. Причины. Общие правила ухода за больными. Профилактика.

Практика. Определение пульса. Измерение артериального давления.

Тема №3. Заболевания органов пищеварения. Уход за больными. Общие симптомы заболеваний органов пищеварения. Болезни органов пищеварения. Хронический гастрит. Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки. Причины. Уход. Профилактика.

Практика. Оказание доврачебной помощи. Подготовка пациента к УЗИ органов брюшной полости и рентгенологическому исследованию желудка и кишечника.

Тема №4. Заболевания почек и мочевыводящих путей. Уход за больными. Основные симптомы заболеваний. Почечно-каменная болезнь. Нефрит. Доврачебная помощь при почечной колике. Диурез и его нарушения. Подготовка пациента и сбор мочи на общий анализ, по Ничипоренко, по Зимницкому. Причины. Клинические признаки. Уход.  Профилактика.

Практика. Основные симптомы заболеваний почек и мочевыводящих путей. Доврачебная помощь при почечной колике. Подготовка пациента и сбор мочи на общий анализ, по Ничипоренко, по Зимницкому. Оформление направления в лабораторию.

Тема №5. Заболевания эндокринной системы. Уход за больными. Сахарный диабет. Щитовидная железа. Ожирение. Основные симптомы. Профилактика.

 Уход за неврологическими и психическими больными

Уход за неврологическими и психическими больными. Роль младшей медицинской сестры в работе неврологического отделения. Особенности течения неврологических заболеваний. Организация психиатрической и наркологической помощи больным. Течение психических заболеваний.

Практика. Приём больных в неврологическое и психиатрическое отделения.

Уход за больными с заболеваниями уха, горла, носа

Тема №1. Уход за больными с заболеваниями уха, горла, носа. Ознакомление с ходом процедуры «удаление серной пробки и инородных тел из слухового прохода». Первая помощь при травмах уха. Особенности ухода за больными с заболеваниями уха. Уход за больными с заболеваниями глотки. Уход за больными с заболеваниями гортани. Уход за больными с ожогами полости рта, глотки и пищевода. Инородные тела гортани, трахеи, бронхов, пищевода. Особенности ухода за больными с заболеваниями полости носа и околоносовых пазух. Подготовка больных к операциям.

Практика. Туалет наружного слухового прохода. Наложение повязки при травме уха. Согревающий компресс на область уха. Закапывание капель в ухо и введение мазей в слуховой проход. Остановка носового кровотечения.

Уход за больными с поражением глаз

Тема №1. Уход за больными с поражением глаз. Методы местного применения лекарственных средств. Уход за больными с конъюктивитом. Уход за больными с повреждениями глаз.

Практика. Наложение повязок на один, оба глаза. Монокулярная наклейка. Промывание и закапывание глаз, закладывание мази в глаза. Подстригание ресниц.

Уход за хирургическими больными

Тема №1. Особенности организации работы младшей медицинской сестры хирургического отделения. Уход за хирургическими больными. Предоперационный период. Послеоперационный период.

Тема №2. Асептика. Антисептика. Приготовление перевязочного материала. Укладка материала в бикс и разгрузка бикса. Подготовка к стерилизации и стерилизация медицинских перчаток, перевязочного материала, инструментария. Подготовка рук к операции. Надевание стерильного халата. Виды антисептики.

Практика. Приготовление перевязочного материала. Укладка материала в бикс для стерилизации. Подготовка к стерилизации медицинских перчаток, перевязочного материала, инструментария. Разгрузка бикса. Материальное обеспечение. Последовательность выполнения.

Тема №3. Анестезия. Анестезиология. Понятие обезболивания. Общее обезболивание. Классификация в зависимости от путей введения. Анестезирующие вещества. Местная анестезия. Виды местной анестезии в зависимости от места применения анестезирующего вещества. Осложнения общей и местной анестезии.

Практика. Анестезирующие вещества. Отличительные признаки общей и местной анестезии. Подготовка больного к наркозу. Классификация местной и общей анестезии в зависимости от путей введения анестезирующего вещества (составление таблицы).

Тема №4. Кровотечения. Гемостаз. Понятие о кровотечении. Причины кровотечений. Классификация кровотечений. Способы остановки кровотечений.

Практика. Способы временной остановки кровотечений: пальцевое прижатие сосуда к кости, максимальное сгибание конечности, наложение резинового жгута, наложение жгута- закрутки, наложение давящей повязки. Материальное обеспечение. Последовательность выполнения.

Тема №5. Инфузии. Трансфузии. Понятие о гемотрансфузии. Групповые особенности крови. Методы переливания крови. Схема переливания крови.

Практика. Определение группы крови при помощи стандартных сывороток. Резус-фактор и его определение. Мероприятия, проводимые перед переливанием крови. Техника проведения проб на совместимость крови донора и реципиента. Материальное обеспечение. Последовательность выполнения. Оценка результатов.

Тема №6. Десмургия. Хирургический инструментарий. Понятие о десмургии. Классификация мягких повязок по их назначению. Типы бинтовых повязок. Правила наложения бинтовых повязок. Классификация хирургического инструментария.

Практика. Типы бинтовых повязок. Правила наложения бинтовых повязок. Техника наложения мягких повязок: бинтовые повязки на голову, повязки на область грудной клетки, повязки на верхнюю и нижнюю конечность. Материальное обеспечение. Последовательность выполнения.

Тема №7. Виды травм. Иммобилизация. Раны. Ушибы. Растяжения. Переломы. Вывихи. Ожоги. Обморожения. ЧМТ. Клинические признаки. Первая помощь. Виды иммобилизации. Виды стом: трахеостома, гастростома, илеостома, колостома, цистостома. Уход за больными с трахеостомой, гастростомой. Виды трахеостомических трубок. Фиксация трубки с помощью повязки. Защита кожи вокруг стомы; предупреждения инфицирования и травм кожи вокруг стомы. Уход за больными при повреждениях органов брюшной полости. Уход за больными с травмами позвоночника и таза, повреждениями мочеполовых органов. Уход за ожоговыми больными, за больными с отморожениями.

Практика. Виды иммобилизации. Правила наложения транспортных шин. Транспортная иммобилизация при ЧМТ, повреждении костей таза, позвоночника, верхних и нижних конечностей. Транспортная иммобилизация подручными средствами. Материальное обеспечение. Последовательность выполнения.

Участие в наложении шин. Участие в приготовлении гипсовых бинтов, лонгет и наложении гипсовой повязки.

Тема №8. Доврачебная медицинская помощь. Понятие о реанимации. Признаки клинической смерти. Техника реанимационных мероприятий.

Практика. Техника проведения реанимационных мероприятий: искусственное дыхание, наружный массаж сердца. Материальное обеспечение. Последовательность выполнения.

Уход за беременными, роженицами, родильницами и гинекологическими больными

Тема №1. Уход за беременными, роженицами, родильницами и гинекологическими больными. Организация работы младшей медицинской сестры акушерско-гинекологического стационара. Понятие о беременности. Признаки беременности. Уход в дородовом периоде за беременными. Уход за роженицей. Понятие и периоды родов. Санитарно-гигиенические требования, мероприятия по инфекционной безопасности в родовспомогательных учреждениях. Послеродовый период.

Практика. Первый туалет новорождённого.

 Уход за здоровыми и больными детьми

Тема №1. Анатомо-физиологические особенности и гигиена грудного и новорожденного ребёнка. Периоды детства. Физическое и психическое развитие ребёнка. Физическое воспитание и закаливание ребенка. Нервно-психическое развитие ребенка. Особенности нервной системы. Вскармливание новорожденных и грудных детей.

Практика. Ознакомление с аптечкой для новорожденных. Обработка глаз, лица, носовых ходов, слуховых проходов, кожных складок, стрижка ногтей. Обработка пупочной ранки. Обработка кожи при опрелостях. Подмывание ребенка, применение воздушной и гигиенической ванны. Закаливание и массаж ребенка. Измерение веса, роста, окружности головы, груди грудным детям. Пеленание новорожденных. Подготовка матери и ребёнка к кормлению грудью. Контрольное кормление. Утренний туалет грудного ребёнка. Гигиеническая ванна. Антропометрические данные.

Тема №2. Иммунопрофилактика. Цель иммунизации. Виды вакцин. Календарь прививок. Условия проведения профилактических прививок. Хранение и транспортировка вакцин.

Тема №3. Детские инфекционные заболевания. Виды иммунитета. Пути передачи инфекционных заболеваний. Ветряная оспа. Корь. Скарлатина. Кишечные инфекции. Воздушно-капельные инфекции. Эпидемический паротит. Источник. Клинические признаки. Уход. Осложнения. Профилактика.

 

Уход за инфекционными больными

Тема №1. Наблюдение и уход за больными с инфекционными заболеваниями. Понятие о микробиологии и эпидемиологии. Отличие инфекционных заболеваний от неинфекционных. Особенности организации работы младшей медицинской сестры инфекционной больницы. Периоды инфекционных заболеваний. Грипп, ОРВИ: отличительные признаки. Туберкулёз: туберкулинодиагностика, причины, клинические признаки, уход, профилактика. Менингит: источник, механизм передачи, основные формы, клинические признаки. Дизентерия, пищевые токсикоинфекции,  вирусные гепатиты и ВИЧ-инфекции.

Практика. Правила приёма пациентов в инфекционное отделение. Осмотр кожных покровов и видимых слизистых оболочек. Функциональные исследования. Выполнение лечебных манипуляций. Соблюдение санитарно-противоэпидемических мероприятий при уходе за больными: смена халатов, шапочек, масок при входе и при выходе из бокса. Обработка рук мылом и дезинфектантом.

Обработка индивидуальной плевательницы, дезинфекция мокроты. Режим кварцевания.

Уход за больными с кожно-венерическими заболеваниями

Тема №1. Наблюдение и уход за больными с кожно-венерическими заболеваниями. Понятие о кожно-венерических заболеваниях. Чесотка. Гонорея. Сифилис. Общие симптомы кожных и венерических болезней. Общие принципы диагностики кожных и венерических болезней. Пути заражения. Клинические признаки. Профилактика.

Практика. Отличительные признаки кожно-венерических заболеваний. Осмотр кожных покровов и видимых слизистых оболочек. Функциональные исследования. Выполнение манипуляций и уход за больными с соблюдением санитарно- противоэпидемических мероприятий.

Учебно-тематический план теоретических и практических занятий по разделу

«Первая доврачебная помощь при неотложных состояниях»

№ п/п

Тема

Всего часов

1 год обучения

(10 класс)

2 год обучения

(11 класс)

Количество часов

Теория

Практика

Теория

Практика

1.

Неотложная помощь при  кровотечениях

3

1

2

-

-

2.

Помощь при несчастных случаях. Травмы.

3

1

2

-

-

3.

Неотложная помощь при ожогах

2

1

1

-

-

4.

Неотложная помощь при отморожениях

2

1

1

-

-

5.

Неотложная помощь при отравлениях

2

1

1

-

-

 6.

Первая помощь при лучевой болезни

2

1

1

-

-

7.

Наложение повязок

2

1

3

-

-

ИТОГО

18

7

11

0

0

ВСЕГО

18

18

0

Содержание программы по разделу

«Первая доврачебная помощь при неотложных состояниях»

Тема №1. Неотложная помощь при кровотечениях. Общие признаки кровотечения. Смешанные кровотечения.

Практика. Наложение жгута, закрутки. Применение пузыря со льдом.

Тема №2. Помощь при несчастных случаях. Травмы. Травмы живота. Травмы грудной клетки. Черепно-мозговые травмы. Основные правила иммобилизации. Неотложная помощь при синдроме длительного сдавливания. Травматический шок. Электротравма.

Практика. Неотложная помощь на месте происшествия. Закрытые и открытые повреждения грудной клетки. Сотрясение мозга. Ушиб головного мозга. Неотложная помощь при травматическом шоке, электротравме. Наложение шин при повреждении ключицы, кисти, стопы, верхних и нижних конечностей.

Тема №3. Неотложная помощь при ожогах. Термические ожоги. Химические ожоги. Ожоговая болезнь.

Тема №4. Неотложная помощь при отморожениях.

Тема №5. Неотложная помощь при отравлениях. Пищевые отравления. Алкогольное отравление. Отравление лекарственными препаратами снотворного действия. Отравление наркотиками. Укусы ядовитых змей и насекомых. Отравление грибами.

Тема №6. Первая помощь при лучевой болезни. Симптомы острой и хронической лучевой болезни. Первая медицинская помощь при действии радиации.

Тема №7. Наложение повязок. Виды повязок. Мягкие повязки. Типы жестких повязок. Правила наложения стерильных повязок на голову и грудь. Правила наложения стерильных повязок на живот и верхние конечности. Правила наложения стерильных повязок на промежность и нижние конечности.

Практика. Наложение повязок на верхние и нижние конечности. Наложение косыночных повязок, повязок на кисть, стопу, пращевидных повязок на нос и нижнюю челюсть, на голову («Чепец»). Наложение повязки на грудь.

Учебно-тематический план теоретических и практических занятий по разделу «Охрана труда»

№ п/п

Тема

Всего часов

1 год обучения

(10 класс)

2 год обучения

(11 класс)

Количество часов

Теория

Практика

Теория

Практика

1.

Общие требования по охране труда. Охрана труда в ЛПУ.

6

2

2

-

2

ИТОГО

6

2

2

0

2

ВСЕГО

6

4

2

Содержание программы по разделу

«Охрана труда»

Тема №1. Общие требования по охране труда. Предмет, цель, задачи, структура и содержание курса. Правовые основы и законодательные положения по охране труда. Правила и нормы по охране труда. Охрана труда в лечебно-профилактическом учреждении. Понятие о производственном травматизме и профессиональных заболеваниях.

Практика. Соблюдение ПДД и норм поведения по пути следования и во время проведения практических занятий и тематических экскурсий вне учебного заведения. Охрана труда в лечебно-профилактическом учреждении: требования по ТБ перед началом работы, во время работы, по окончании работы. Требования по ТБ в аварийных ситуациях.

 

План учебной (производственной) практики

№ п/п

Перечень практических работ

Часы

10 класс

11 класс

1.

Экскурсии

16

36

2.

Учебная практика (отработка навыков в медицинском пункте образовательного учреждения)

20

-

3.

Производственная практика: отработка навыков по уходу за больными с различными нозологическими заболеваниями (лабораторно-практическое обучение):

- в терапевтическом отделении;

- в хирургическом (травматологическом) отделении;

- в детском отделении;

- в неврологическом отделении;

- в приемном отделении.

-

44

ИТОГО

36

80

Требования к знаниям, умениям, навыкам

Обучающиеся 10 класса в конце первого года обучения должны знать:

- основы медицинской психологии, этики и деонтологии;

- историю медицины;

- организацию и основные принципы здравоохранения;

- общие принципы медицинской пропаганды;

- правила соблюдения личной гигиены;

- микроорганизмы и их роль в возникновении инфекционных заболеваний;

- основы фармакологии;

- технику инъекции;

- сведения по общему уходу за больными;

- сведения по уходу за больными с отеками, одышкой, болями в сердце, с заболеваниями органов дыхания и их профилактику;

- как оказать помощь при болях в сердце, одышке, легочном кровотечении, бронхиальной астме;

- профилактику заболеваний внутренних органов;

- правила сбора мокроты;

- сведения по уходу за больными с заболеваниями желудочно-кишечного тракта;

- как оказать первую помощь при болях в животе, при желудочно-кишечном кровотечении;

- правила сбора кала на яйце глист, скрытую кровь;

- подготовку больного к рентгенологическому исследованию желудка, кишечника, желчного пузыря;

- о современных методах диагностики и лечения желудочно-кишечного тракта;

- о профилактике желудочно-кишечных заболеваний;

- особенности ухода и диеты больных с заболеваниями почек и мочевыводящих путей;

- технику сбора анализов мочи (общий, на сахар, по Зимницкому);

- о профилактике заболеваний почек;

- особенности ухода при сахарном диабете, как оказать помощь при диабетической коме, гипогликемии и гипергликемии;

- о профилактике сахарного диабета.

Обучающиеся 10 класса в конце первого года обучения должны уметь:

- составлять и проводить беседы о здоровом образе жизни;

- применять знания по медицинской психологии, этике, деонтологии;

- соблюдать личную гигиену и режим дня;

- проводить текущую и генеральную уборку в лечебно-профилактических учреждениях с использованием дезинфицирующих средств;

- проводить смену нательного и постельного белья, перекладывать и сопровождать больного;

- проводить кормление больного;

- ставить банки, горчичники, накладывать компресс, давать кислород;

- закапывать лекарственные вещества в глаза, уши, нос;

- выполнять инъекции (на фантоме);

- делать очистительную и питательную клизмы;

- подавать судно;

- считать пульс и дыхание;

- измерять артериальное давление и оценивать показатели;

- промывать желудок беззондовым методом;

- проводить профилактику пролежней;

- оказать доврачебную помощь при сердечно-сосудистых заболеваниях, обмороке, коллапсе;

- оказывать помощь при одышке, приступе бронхиальной астме, легочном кровотечении, кровохарканье;

- производить реанимацию;

- собирать мочу на анализ.

Обучающиеся 11 класса в конце второго года обучения должны знать:

- основы медицинской психологии, этики и деонтологии;

- асептику и антисептику;

- анестезию и анестезиологию;

- предоперационный, операционный и послеоперационный периоды;

- профилактику травматизма;

- классификацию ран;

- об уходе и оказании первой медицинской помощи за больными с хирургическими заболеваниями;

- о раневой инфекции;

- о роли профилактических прививок;

- об ожогах;

- об обморожениях;

- об электротравме;

- о вывихах;

- о переломах;

- о травмах головы, грудной клетки, брюшной полости, таза и позвоночника;

- о десмургии (технике наложения повязок);

- об уходе за больными после полостных операций;

- об уходе за больными с заболеваниями мочеполовой системы;

- о терминальных состояниях;

- о работе в отделениях реанимации и интенсивной терапии;

- постановления и решения по охране здоровья матери и ребенка;

- о режиме работы в родовспомогательных учреждениях;

- о профилактике гинекологических заболеваний;

- об инфекционных заболеваниях, их классификации и роли профилактики в распространении инфекции;

- о нервно-психических заболеваниях и особенностях ухода за больными;

- об анатомо-физиологических особенностях и периодах развития детского возраста;

- о роли санитарного режима в детских учреждениях;

- об особенностях ухода за детьми;

- о профилактике распространения инфекционных заболеваний;

- о кожно-венерических заболеваниях и профилактических заболеваниях;

- о заболеваниях уха, горла и носа, уходе и профилактике этих заболеваний;

- о заболевании глаз и их профилактике.

Обучающиеся 11 класса в конце первого года обучения должны уметь:

- применять знания по медицинской психологии, этике и деонтологии на практике;

- готовить материал для стерилизации;

- оказывать доврачебную помощь при травмах; ранах, ожогах, обморожениях;

- останавливать кровотечение путем давящей повязки и накладывания жгута;

- оказать доврачебную помощь при шоке, при вывихах, переломах (из транспортных шин и подручных средств);

- оказывать доврачебную помощь при травмах головы, грудной клетки, брюшной полости, позвоночника, верхних и нижних конечностей;

- накладывать повязки;

- делать наружный массаж и искусственную вентиляцию легких;

- проводить санитарную обработку больных;

- ухаживать за больными в предоперационном, операционном и послеоперационном периодах;

- проводить санитарно-эпидемиологический режим в родовспомогательных учреждениях;

- наблюдать и ухаживать за роженицей и родительницей;

- проводить профилактику гинекологических больных;

- ухаживать за больными с нервно-психологическими заболеваниями;

- проводить санитарно-профилактические мероприятия в детских учреждениях;

- ухаживать за больными с заболеваниями уха, горла, носа;

- ухаживать за больными с заболеваниями глаз.

Список литературы

  1.  Бубнов В.Г, Бубнова Н.В.«Основы медицинских знаний» / учебное пособие для учащихся 9-11 классов  - М.: АСТ, 1999.
  2. Мухина С.А., Тарновская И.И. «Основы сестринского дела» / практическое руководство – М.: Гэотар-Медиа, 2008 (2010).
  3. Мухина С.А., Тарновская И.И. «Теоретические основы сестринского дела» / учебник, 2-е изд., испр. и доп. – М.: Гэотар-Медиа, 2008 (2010).
  4. Обуховец Т.П., Склярова Т.А., Чернова О.В. «Основы сестринского дела» / медицина для вас – Ростов: Феникс, 2002.
  5. Островская И.В., Широкова Н.В. «Основы сестринскогодела» / учебник – М.: Гэотар-Медиа, 2008.
  6. Смирнов А.Т.«Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» / учебное пособие для учащихся 10-11 классов - М.: Просвещение, 2003.
  7. Туркина Н.В., Филенко А. «Общий уход за больными» / учебник – М.: КМК, 2007.
  8. Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический материал (экзаменационные билеты) для контроля знаний обучающихся по предмету "Младшая медицинская сестра по уходу за больными" в 11 классе

Методический материал (экзаменационные билеты) для  контроля знаний обучающихся по предмету "Младшая медицинская сестра по уходу за больными"  в 11 классе...