Эссе к школьному этапу конкурса пед.мастерства.
статья
Предварительный просмотр:
Малыгина Варвара Анатольевна
Времена меняются…
Тетроrа mutantur et nos mutamur in illis.
Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними. (лат)
Работа с людьми, как никакая другая способствует переменам в человеке. Работа с людьми молодыми, тем более. Каждое новое поколение отличается от предыдущего, и разделяют эти поколения – не десятилетия, а буквально год-два. Только-только утрясешь в голове программу, распределишь часы, скоординируешь свои учительские амбиции и детские возможности и замечтаешься о паре-тройке лет размеренной жизни, ан нет. Начинай все сначала. Другие дети, другие решения. Но с каждым новым выпуском, все более мучает вопрос – а куда мы меняемся, что в детях действительно так серьезно поменялось, чтобы в погоне за соответствием новым временам менять структуру преподавания и меняться самим?
Вчера водила детей в Эрмитаж. Взгляд невольно останавливается на полотнах 16-17 века. Не от потрясения мастерством художника (хотя от этого тоже), а от понимания, что люди не поменялись за последние 5 веков. Жизнь изменилась, а люди – нет. Лица людей давно прошедшей эпохи читаются так же легко, как и персонажи современных фотографий. Глядя на изделия мастеров прошлого тысячелетия, приходишь все к тому же выводу – люди не изменились, не стали совершеннее, объем мозга не поменялся, скорости реакций – тоже вряд ли. И это за 500-600 лет. Что же могло измениться в наших учениках за какие-то 10 – 20 лет? Да ничего. Они такие же дети, как и мы были когда-то, и способности у них те же, и память, и возможности организма.
Почему же мы ждем, что к концу школы они освоят вещи, с которыми мы познакомились к концу обучения в институте, почему мы требуем посещения 7, 8 уроков, когда на 6-м, помнится, уже ничего не соображали?
Проще всего сказать, что ученики сейчас бестолковее, чем мы были когда-то. Это извечная ошибка «отцов» принижать возможности «детей». Если бы новое поколение было дурнее старого, как всем всегда кажется, то мир бы остановился в своем развитии. Они, действительно, отличаются от нас. Но не настолько, как мы думаем. Вместо того, чтобы вслед за ускоренным техническим прогрессом нестись к неопределенному будущему, не давая ни себе, ни ученикам время на «подумать», давайте притормозим, помолчим, подумаем. Мы, взрослые, учителя – это мостик между прошлым и будущим, мы осуществляем связь поколений, мы не должны быть абсолютно «современны» в худшем смысле этого слова. Мы еще помним, что обучение предполагает не бесконечную смену деятельности и активное участие в процессе, а, прежде всего, молчаливое размышление.
На мне с детства художественное слово оставляло неизгладимое впечатление. Стихотворение «Остановись» Евгений Евтушенко написал 50 лет назад. Почему же оно все чаще и чаще приходит мне на ум в последние годы?
Проклятье века — это спешка,
и человек, стирая пот,
по жизни мечется, как пешка,
попав затравленно в цейтнот. …
Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними. Это неизбежно. Главное, не забыть, с чего все началось и не переставать думать о том,чем все закончится.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе участника школьного этапа конкурса "Учитель года"
Представление опыта работы классного руководителя....
Технологическая карта урока, зонального этапа конкурса профессионального мастерства «Учитель года Самарской области – 2013»
Открытый урок по физической культуре...
Ход урока, зонального этапа конкурса профессионального мастерства «Учитель года Самарской области – 2013»
Описание этапов открытого урока по теме осанка...
Мастер класс, окружного этапа конкурса профессионального мастерства «Учитель года Самарской области – 2013»
Мастер класс на КПМ...
Положение муниципального этапа конкурса профессионального мастерства 2014-2015 учебный год
В положении содержится описание основных требований к материалам, предоставляемым на конкурс, а также прописаны сроки и условия предоставления материалов....
2015 год. Педагогическое эссе "Я-учитель" к конкурсу профессионального мастерства "Педагог года Югры - 2015"
В данном эссе я попыталась описать выбор професии, отразить видение себя в своей профессии, собственные педагогические принципы и подходы к образованию, свое понимание миссии педагога в современном об...
Заочный этап конкурса профессионального мастерства "Методическое портфолио"
а) "Интернет-ресурс":1. "Визитная карточка участника конкурса".2. "Методическое портфолио". б)"Методический семинар"....