Воспитательное мероприятие «Я живу на Ямале»
материал (5 класс)

Вануйто Ольга Дмитриевна

Воспитательное мероприятие «Я живу на Ямале»

 

Цель:

- продолжать расширять знания воспитанников о  культуре своего народа, его обычаях, традициях;

Задачи:

- развивать любознательность, творческий интерес к традициям и обычаям своего народа, прививать любовь к родной земле,

- воспитывать уважение к духовному богатству и мудрости своего народа, интерес к окружающему миру,

-  расширить кругозор воспитанников.

Оборудование: занятие в чуме

Дата и место проведения: 21 апреля в 11.00 ч. в этнопарке «Лимбя».

 

Ход мероприятия:

Ведущий:

- Здравствуйте, ребята, гости! Сегодня совершим путешествие по родному краю, в котором мы живём. Изучая его историю, мы учимся любить свою Родину и беречь её природу.  

- Знаете ли вы, как называется ваш родной край? (Ответы детей)

Ямал – в переводе с ненецкого языка – край Земли. Расположен этот край на самом севере, поэтому здесь круглый год чувствуется холодное дыхание Северного Ледовитого океана и Арктики.  Ямал – это бескрайние просторы тундры, разделённые бесчисленными озёрами, реками и болотами. Это тайга и горы с несметными богатствами недр, это долгая полярная ночь, освящаемая сполохами полярного сияния, это край новых городов, где древние традиции соседствуют вновь возникшими. Здесь многие из нас родились и выросли, здесь мы сейчас живем. Территория округа включает три крупных полуострова: Ямал, Тазовский, Гыданский. Природные условия Ямало – Ненецкого автономного округа суровы. Они даже сложнее, чем почти во всех других северных регионах Земли. Нефтяные и газовые месторождения Западной Сибири природа защитила от человека и мощными болотами, и мерзлотными грунтами. Пейзаж Ямала мил и дорог и тем, для кого Ямал – родная земля, и тем, для кого север стал вторым домом, малой родиной.

 

Родной  Ямал  – заметный  край  России.

Земля легенд  и  сказок старины.

В твои просторы, зори молодые.

Мы с детских лет всем сердцем влюблены.

 

Ученик:

Сегодня Ямал населяют представители многих наций и народов. Среди них есть и коренные, и пришлые. Главной частью культуры коренных народов Ямала являются традиционные обусловленные самой природой хозяйственные занятия. Самым древним видом хозяйственных занятий человека было собирательство. Человек собирал то, что давала ему природа. С давних времен человек умел различать полезные и вредные плоды, растения, грибы. Северяне собирают в летнее время ягоды: морошку, голубику, чернику, бруснику, клюкву.

- Все ли эти растения являются лекарственными?

- Свежие листья, какого растения прикладывают при ссадинах, ожогах и укусе насекомых? (Одуванчик, подорожник)

- Ягода заменяет лимон? (Голубика, клюква, брусника, черника)

- Плоды каких кустарников содержат очень много витамина С.(Шиповник)

- Какие болезни лечит красавица – береза? (Почки березы используются как мочегонное, потогонное и желчегонное средство)

- Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты? ( Торфяной мох, он хорошо впитывает кровь и гной, содержит дезинфицирующее вещество сфагнол)

 

Ведущий:

Другим древним хозяйственным занятием народов Ямала была охота. Еще за три тысячилетия до нашей эры человек изготавливал копии. Главным объектом охоты был дикий олень. В мифах ненцы называли его илебць дающий жизнь. Другим видом хозяйственной деятельности с древности было рыболовство. У ненцев рыбная ловля не была основным средством жизни, она являлась средством пропитания лишь летом. Первым производящим видом хозяйства на Севере стало кочевое оленеводство. Вся жизнь их была связана с оленем. Оленей ценили, их дарили, ими воздавали благодарность. Приходилось самим изготавливать почти все, что требовалось в хозяйстве: утварь, одежду, предметы быта. Основным материалом для народов Севера служило дерево. Из древесины особенно ценили лиственницу и березу. Вот почему хозяйственные занятия жителей тундры обязательно включали себя и ремесло.

 

Ненецкие загадки:

•  Встает  –  пересчитывает,  спать  ложиться  –  пересчитывает?  (завязки

женской ягушки) – ненецкая загадка.

•  В  бобровую  одежду  одетый  на  улицу  выходит.  В  беличью  одежду

одетый в чум входит? (теплый и холодный воздух) – ненецкая загадка.

•  Где опустятся два крыла, там водовороты кружатся? (весла) – ненецкая

загадка.

•  Старика волшебника одевают и раздевают? (чум) – ненецкая загадка.

•  У старухи нос негладкий? (наперсток) – ненецкая загадка.

•  Под снегом ворует? (капкан) – ненецкая загадка.

•  Ходит, а следов не видно? (рыба) – ненецкая загадка.

• Злые сердца я вылечиваю? (огонь) – ненецкая загадка.

• В ночь беззвездную до чума

  Кто добраться вам поможет?

  Кто разыщет путь по ветру,

  Если в тундре бездорожье? (Олень)

• В одном гнезде четыре яйца, в каждом яйце по семь птенцов. (Месяц, неделя, луна)

• Летом, красным сукном одетая, на одной ножке стоит. (Морошка)

• Летом меховые, зимой берестяные (Рога оленя)

• Четыре девушки одним платком накрыты. (Стол)

• Идёт, идёт, а следа не видно. (Лодка)

 

- Ребята, почему северный олень является самым главным животным для

северных народов?  (Ответы детей)

-  Верно. Олень, запряженный в нарты, служит средством передвижения по

тундре. Мясо оленя идёт в пищу. Из шкуры оленя шьют одежду и обувь, шкурами накрывают чум.

- На бескрайних просторах Севера живут малочисленные коренные народы,

назовите их.  (Ответы детей)

-  Это ханты, ненцы, селькупы, коми, манси. Сурова природа севера, но она

может дать людям все, что нужно для жизни. Давайте подумаем, что же нужно коренным

жителям севера, чтобы выжить здесь? (Ответы детей)

- Правильно, им нужна теплая одежда, сытная пища, жилище.

-  Подумайте и скажите, какой можно назвать жизнь коренных жителей? (Ответы детей)

-  Верно, чтобы выжить в таких условиях, нужно быть сильными и смелыми

людьми, много трудиться. Давайте повторим, какие основные виды занятий коренных

жителей (Ответы детей).

- Мужчины ходят на охоту и ловят рыбу, занимаются оленеводством.

Женщины поддерживают огонь в чуме, готовят еду, занимаются рукоделием и сбором

ягод. Шьют обувь и одежду из оленьих шкур: ягушку и малицу, украшают бисером,

вышивают замысловатые узоры.

 Сегодня, ребята, мы узнали много нового о суровом и прекрасном Севере. Коренные жители Севера, давно живущие на этой земле, будь они ненцы, ханты или

селькупы, несмотря на тяжелую и трудную жизнь, - люди добрые и берегут свою

природу, потому что она является их неотъемлемой частью. Северная земля хранит в себе

бесчисленные природные богатства – нефть, газ, ягоду, рыбу, пушнину. Наше небо радует

нас северным сиянием – восьмым чудом света. Мы с вами тоже должны беречь и охранять её.

Ведущий:

«Вопрос – ответ».

1. Ребята, как называется наша родная земля, место, где мы родились и

живем? (Ямал)

2. Как называют людей, которые живут на Севере, на  Ямале  (северянами)

3. Как переводится название нашего края - Ямал? (край земли)

4. Назовите столицу нашего округа. (Салехард)

5. Назовите Ф.И.О. губернатора нашего края? (Артюхов Дмитрий Андреевич, выбран 9 сентября 2018 года)

6. Что изображено на гербе нашего округа? (Два белых медведя по краям, посередине олень)

7. Назовите коренных жителей севера (ханты, ненцы, селькупы, манси, коми.)

8. Какими промыслами занимаются народы Севера? (охота, оленеводство, рыболовство)

9. Жители севера строят себе жилище в форме конуса, как называется такое

жилище? (чум.)

10. При помощи чего коренные жители передвигаются по тундре? (на оленьих

упряжках)

11. При езде оленей погоняют шестом. Как называется такой шест? (хорей.)

12. Женщины северных народностей сами шьют себе, мужчинам и детям

верхнюю одежду из шкур оленей. Как называется зимняя мужская одежда с

капюшоном и рукавицами из оленьих шкур? (малица)

13. Как называется женская верхняя зимняя одежда? (ягушка)

14. Что называют узорной письменностью народов Ямала? (орнамент)

15. Назовите разновидность обуви у северных народов (унты, пимы, бурки)

16. Какие ягоды растут у нас в тундре? (черника, голубика, брусника, красная

и черная смородина, морошка, можжевельник, водяника, шиповник)

17. Что едят олени? (ягель, мох)

ЯМАЛ

Люблю тебя, седой Ямал!
Ты путеводною звездою
Дорогу в жизни озарял
И был всегда со мною.

Ты- край снегов, зимы суровой.
Ты – край полярного сиянья,
Благополучия основа,
России нашей достоянье!

Седой Ямал, в моей судьбе
Ты принял яркое участье.
Спасибо хочется тебе
Сказать за все минуты счастья.

Ты – край, что нас объединил,
Сплотил и сделал всех сильнее.
Ты – край, который научил
Душой быть чище и светлее.

Люблю тебя, седой Ямал!
Люблю за красоту природы.
Всегда ты будешь восхищать
Своим простором и свободой!

Ведущий:

Тундра для ненцев – это огромный, просторный чум.  В ней он знает каждую равнину, сопку по известным ему приметам:  шепоту земли в полярную ночь и  стужу. Северяне бережно чтят природу родного края, чтобы сохранить её для будущего поколения. Запретов в жизни тундры, которые должны беспрекословно выполнять взрослые и дети, за века выработано немало. Вот лишь некоторые из них.

  • Северный человек берет от природы столько, сколько необходимо для жизни;
  • Не принято стрелять в линных гусей;
  • Не принято нарушать покой пушного зверя способом загона;
  • Нельзя разводить костёр на случайных местах, а только там, где есть жизненная необходимость, потребность.

 

Ведущий:

- Как жаль, что быстро время пролетело. Мы с вами многое узнали  о природе своего красивого края, закрепили все то, что знали. И мы очень рады, что наша встреча для вас прошла с пользой. И в  заключении мне хочется закончить словами, которые близки всем нам:

 

Дороже нет родного края,

Где отчий дом, семья, друзья.

Его я славлю, воспеваю -

Ведь это родина моя!

На этом наше мероприятие подошло к концу!

Всем до новых встреч!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_vospitatelskogo_chasa_ya_zhivu_na_yamale.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитательное мероприятие «Я живу на Ямале»

Цель: 

- продолжать расширять знания воспитанников о  культуре своего народа, его обычаях, традициях;

Задачи: 

- развивать любознательность, творческий интерес к традициям и обычаям своего народа, прививать любовь к родной земле,

- воспитывать уважение к духовному богатству и мудрости своего народа, интерес к окружающему миру,

-  расширение кругозора воспитанников.

Оборудование: занятие в чуме

Дата и место проведения: 21 апреля в 11.00 ч. в этнопарке «Лимбя».

Ход мероприятия:

Ведущий:

- Здравствуйте, ребята, гости! Сегодня совершим путешествие по родному краю, в котором мы живём. Изучая его историю, мы учимся любить свою Родину и беречь её природу.  

- Знаете ли вы, как называется ваш родной край? (Ответы детей)

Ямал – в переводе с ненецкого языка – край Земли. Расположен этот край на самом севере, поэтому здесь круглый год чувствуется холодное дыхание Северного Ледовитого океана и Арктики.  Ямал – это бескрайние просторы тундры, разделённые бесчисленными озёрами, реками и болотами. Это тайга и горы с несметными богатствами недр, это долгая полярная ночь, освящаемая сполохами полярного сияния, это край новых городов, где древние традиции соседствуют вновь возникшими. Здесь многие из нас родились и выросли, здесь мы сейчас живем. Территория округа включает три крупных полуострова: Ямал, Тазовский, Гыданский. Природные условия Ямало – Ненецкого автономного округа суровы. Они даже сложнее, чем почти во всех других северных регионах Земли. Нефтяные и газовые месторождения Западной Сибири природа защитила от человека и мощными болотами, и мерзлотными грунтами. Пейзаж Ямала мил и дорог и тем, для кого Ямал – родная земля, и тем, для кого север стал вторым домом, малой родиной.

Родной  Ямал  – заметный  край  России.

Земля легенд  и  сказок старины.

В твои просторы, зори молодые.

Мы с детских лет всем сердцем влюблены.

Ученик:

Сегодня Ямал населяют представители многих наций и народов. Среди них есть и коренные, и пришлые. Главной частью культуры коренных народов Ямала являются традиционные обусловленные самой природой хозяйственные занятия. Самым древним видом хозяйственных занятий человека было собирательство. Человек собирал то, что давала ему природа. С давних времен человек умел различать полезные и вредные плоды, растения, грибы. Северяне собирают в летнее время ягоды: морошку, голубику, чернику, бруснику, клюкву.

- Все ли эти растения являются лекарственными?

- Свежие листья, какого растения прикладывают при ссадинах, ожогах и укусе насекомых? (Одуванчик, подорожник)

- Ягода заменяет лимон? (Голубика, клюква, брусника, черника)

- Плоды каких кустарников содержат очень много витамина С.(Шиповник)

- Какие болезни лечит красавица – береза? (Почки березы используются как мочегонное, потогонное и желчегонное средство)

- Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты? ( Торфяной мох, он хорошо впитывает кровь и гной, содержит дезинфицирующее вещество сфагнол)

Ведущий:

Другим древним хозяйственным занятием народов Ямала была охота. Еще за три тысячилетия до нашей эры человек изготавливал копии. Главным объектом охоты был дикий олень. В мифах ненцы называли его илебць дающий жизнь. Другим видом хозяйственной деятельности с древности было рыболовство. У ненцев рыбная ловля не была основным средством жизни, она являлась средством пропитания лишь летом. Первым производящим видом хозяйства на Севере стало кочевое оленеводство. Вся жизнь их была связана с оленем. Оленей ценили, их дарили, ими воздавали благодарность. Приходилось самим изготавливать почти все, что требовалось в хозяйстве: утварь, одежду, предметы быта. Основным материалом для народов Севера служило дерево. Из древесины особенно ценили лиственницу и березу. Вот почему хозяйственные занятия жителей тундры обязательно включали себя и ремесло.

Ненецкие загадки:

•  Встает  –  пересчитывает,  спать  ложиться  –  пересчитывает?  (завязки

женской ягушки) – ненецкая загадка.

•  В  бобровую  одежду  одетый  на  улицу  выходит.  В  беличью  одежду

одетый в чум входит? (теплый и холодный воздух) – ненецкая загадка.

•  Где опустятся два крыла, там водовороты кружатся? (весла) – ненецкая

загадка.

•  Старика волшебника одевают и раздевают? (чум) – ненецкая загадка.

•  У старухи нос негладкий? (наперсток) – ненецкая загадка.

•  Под снегом ворует? (капкан) – ненецкая загадка.

•  Ходит, а следов не видно? (рыба) – ненецкая загадка.

• Злые сердца я вылечиваю? (огонь) – ненецкая загадка.

• В ночь беззвездную до чума

  Кто добраться вам поможет?

  Кто разыщет путь по ветру,

  Если в тундре бездорожье? (Олень)

• В одном гнезде четыре яйца, в каждом яйце по семь птенцов. (Месяц, неделя, луна)

• Летом, красным сукном одетая, на одной ножке стоит. (Морошка)

• Летом меховые, зимой берестяные (Рога оленя)

• Четыре девушки одним платком накрыты. (Стол)

• Идёт, идёт, а следа не видно. (Лодка)

- Ребята, почему северный олень является самым главным животным для

северных народов?  (Ответы детей)

-  Верно. Олень, запряженный в нарты, служит средством передвижения по

тундре. Мясо оленя идёт в пищу. Из шкуры оленя шьют одежду и обувь, шкурами накрывают чум.

- На бескрайних просторах Севера живут малочисленные коренные народы,

назовите их.  (Ответы детей)

-  Это ханты, ненцы, селькупы, коми, манси. Сурова природа севера, но она

может дать людям все, что нужно для жизни. Давайте подумаем, что же нужно коренным

жителям севера, чтобы выжить здесь? (Ответы детей)

- Правильно, им нужна теплая одежда, сытная пища, жилище.

-  Подумайте и скажите, какой можно назвать жизнь коренных жителей? (Ответы детей)

-  Верно, чтобы выжить в таких условиях, нужно быть сильными и смелыми

людьми, много трудиться. Давайте повторим, какие основные виды занятий коренных

жителей (Ответы детей).

- Мужчины ходят на охоту и ловят рыбу, занимаются оленеводством.

Женщины поддерживают огонь в чуме, готовят еду, занимаются рукоделием и сбором

ягод. Шьют обувь и одежду из оленьих шкур: ягушку и малицу, украшают бисером,

вышивают замысловатые узоры.

 Сегодня, ребята, мы узнали много нового о суровом и прекрасном Севере. Коренные жители Севера, давно живущие на этой земле, будь они ненцы, ханты или

селькупы, несмотря на тяжелую и трудную жизнь, - люди добрые и берегут свою

природу, потому что она является их неотъемлемой частью. Северная земля хранит в себе

бесчисленные природные богатства – нефть, газ, ягоду, рыбу, пушнину. Наше небо радует

нас северным сиянием – восьмым чудом света. Мы с вами тоже должны беречь и охранять её.

Ведущий:

«Вопрос – ответ».

1. Ребята, как называется наша родная земля, место, где мы родились и

живем? (Ямал)

2. Как называют людей, которые живут на Севере, на  Ямале  (северянами)

3. Как переводится название нашего края - Ямал? (край земли)

4. Назовите столицу нашего округа. (Салехард)

5. Назовите Ф.И.О. губернатора нашего края? (Артюхов Дмитрий Андреевич, выбран 9 сентября 2018 года)

6. Что изображено на гербе нашего округа? (Два белых медведя по краям, посередине олень)

7. Назовите коренных жителей севера (ханты, ненцы, селькупы, манси, коми.)

8. Какими промыслами занимаются народы Севера? (охота, оленеводство, рыболовство)

9. Жители севера строят себе жилище в форме конуса, как называется такое

жилище? (чум.)

10. При помощи чего коренные жители передвигаются по тундре? (на оленьих

упряжках)

11. При езде оленей погоняют шестом. Как называется такой шест? (хорей.)

12. Женщины северных народностей сами шьют себе, мужчинам и детям

верхнюю одежду из шкур оленей. Как называется зимняя мужская одежда с

капюшоном и рукавицами из оленьих шкур? (малица)

13. Как называется женская верхняя зимняя одежда? (ягушка)

14. Что называют узорной письменностью народов Ямала? (орнамент)

15. Назовите разновидность обуви у северных народов (унты, пимы, бурки)

16. Какие ягоды растут у нас в тундре? (черника, голубика, брусника, красная

и черная смородина, морошка, можжевельник, водяника, шиповник)

17. Что едят олени? (ягель, мох)

ЯМАЛ

Люблю тебя, седой Ямал!
Ты путеводною звездою
Дорогу в жизни озарял
И был всегда со мною.

Ты- край снегов, зимы суровой.
Ты – край полярного сиянья,
Благополучия основа,
России нашей достоянье!

Седой Ямал, в моей судьбе
Ты принял яркое участье.
Спасибо хочется тебе
Сказать за все минуты счастья.

Ты – край, что нас объединил,
Сплотил и сделал всех сильнее.
Ты – край, который научил
Душой быть чище и светлее.

Люблю тебя, седой Ямал!
Люблю за красоту природы.
Всегда ты будешь восхищать
Своим простором и свободой!

Ведущий:

Тундра для ненцев – это огромный, просторный чум.  В ней он знает каждую равнину, сопку по известным ему приметам:  шепоту земли в полярную ночь и  стужу. Северяне бережно чтят природу родного края, чтобы сохранить её для будущего поколения. Запретов в жизни тундры, которые должны беспрекословно выполнять взрослые и дети, за века выработано немало. Вот лишь некоторые из них.

  • Северный человек берет от природы столько, сколько необходимо для жизни;
  • Не принято стрелять в линных гусей;
  • Не принято нарушать покой пушного зверя способом загона;
  • Нельзя разводить костёр на случайных местах, а только там, где есть жизненная необходимость, потребность.

Ведущий:

- Как жаль, что быстро время пролетело. Мы с вами многое узнали  о природе своего красивого края, закрепили все то, что знали. И мы очень рады, что наша встреча для вас прошла с пользой. И в  заключении мне хочется закончить словами, которые близки всем нам:

Дороже нет родного края,

Где отчий дом, семья, друзья.

Его я славлю, воспеваю -

Ведь это родина моя!

На этом наше мероприятие подошло к концу!

Всем до новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология проведения воспитательного мероприятия: виртуальная экскурсия – «Кронштадт - живой памятник истории» III учебного курса (7 класс)

ВведениеКронштадт – это город Воинской Славы, живой памятник истории. Историческая часть Кронштадта и Кронштадтская крепость входят в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В городе, который является райо...

Тема воспитательного мероприятия «О доброте, верности, любви ко всему живому» /беседа-размышление/ в 6 классе

Цель: Осмысление нравственных проблем, воспитание личности духовно – нравственной, умеющей сострадать, любить всё живое, умеющей отвечать за себя, своих близких....

Методическая разработка воспитательного мероприятия «Рисуем музыку» на Всероссийский дистанционный конкурс среди классных руководителей на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий

Тематическое направление - приобщение детей к культурному наследию. Разработка представлена в форме технологической карты в соответствии со структурой ФГОС. Важнейшей целью ставилось способствовать ра...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по проведению воспитательного мероприятия, посвященного Всемирному дню здоровья, в рамках реализации ДООП (раздел воспитательные мероприятия)

Методические рекомендации содержат цель, основные задачи, материально-техническое обеспечение и примерный ход занятия. Реализуется в рамках ДООП для обучающихся младшего школьного возраста....

Воспитательное мероприятие «Афганистан – живая память»

Цель: формирование у учащихся патриотических качеств. Задачи:Образовательные: - рассказать о войне в Афганистане; Развивающие:- развитие интереса к истории прошлого столетия; - расширен...

самоанализ воспитательного мероприятия "Язык - живая душа народа"

Мероприятие «Язык – живая душа народа»  проходило в форме беседы.Беседа сопровождалось показом презентации.Ребята узнали об истории возникновения праздника родного языка, о том,...

Методическая разработка по туристко - краеведческой Направленности «Я живу на Ямале»

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с ...