Работа с одаренными детьми
статья
Предварительный просмотр:
«Работа с одаренными детьми»
«Талантливые дети – это национальное достояние, а раскрытие и развитие их способностей приведет к сохранению и приумножению интеллекта нации».
С. Д. Мартин
«Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод».
В. А. Сухомлинский
Одной из основных задач школы в рамках модернизации российской системы образования является создание условий, обеспечивающих выявление, творческое развитие и поддержку талантливых и одаренных детей, интеллектуальный и творческий потенциал которых рассматривается в последнее время в качестве основного капитала государства. В нашей школе в связи с этим реализовывается программа «Одаренные дети».
Имеющиеся условия, четко выстроенная система и организация работы, высококвалифицированные учителя, которые обладают всеми качествами, предъявляемыми к личности педагога:
- профессионально грамотный;
- владеющий современными педагогическими технологиями;
- способный к экспериментальной и творческой деятельности;
- хороший психолог, воспитатель и умелый организатор учебно-воспитательного процесса;
- интеллигентный, любознательный и эрудированный;
- готов к работе с одаренными детьми,
- имеющий позитивную Я – концепцию, целеустремленный, эмоционально стабильный,
- знаток во всех областях человеческой жизни,
помогают выявить, раскрыть, развить и применить талант, одаренность учеников.
Такие учащиеся в силу личностных особенностей наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления. Поэтому важную роль в деле поиска, поддержки и сопровождения одаренных детей играет психолого-педагогическая служба лицея. Социальный педагог оказывает посильную помощь в преодолении социальных и личностных трудностей.
Учителя лицея считают, что каждый ребенок уникален. Один обладает способностью быстро и без ошибок решать математические задачи, другой имеет способность к рисованию, у третьего – "золотые руки", у четвертого предрасположенность к спортивным успехам, у пятого – организаторские способности…
Но как сказал американский психолог Бенджамин Блум: «Каковы бы ни были способности детей в раннем возрасте, без активной поддержки и специальных методов обучения, они вряд ли достигли бы тех высот, покорив которые, они стали знаменитыми». Поэтому учителя как на уроках, так и во внеурочной деятельности применяют различные методы:
-исследовательский;
-частично-поисковый;
-проблемный;
-проективный
и формы работы с одаренными учащимися:
- классно-урочная (работа в парах, в малых группах)
- мастер-классы, деловые игры,
- разноуровневые задания,
- творческие мастерские;
- дискуссия;
- групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
- факультативы;
- элективные курсы;
- кружки по интересам;
- занятия исследовательской деятельностью;
- конкурсы;
- предметные Недели;
- интеллектуальные марафоны;
- научно-практические конференции;
- участие в олимпиадах;
- работа по индивидуальным планам;
- сотрудничество с другими школами, ВУЗами
Мы стараемся придерживаться принципа непрерывности выявления и поддержки одаренных детей начиная с детского сада, продолжая цепочку: начальная школа - основная - старшая школа.
Опыт работы показывает, что чем раньше учитель начинает работу с одарённым ребёнком, тем полнее, шире раскрывается его талант. Поэтому необходимо очень ответственно относиться к этому моменту. С первых дней обучения ребенка развивать все его личностные качества в целом и только на этой основе ведут целенаправленную работу по развитию индивидуальных способностей. Было бы замечательно, если реализуемый с сентября 2011 года ФГОС нового поколения позволит максимально использовать возможности внеурочной деятельности для выявления одаренности младших школьников. Многие учителя разрабатывают и реализуют индивидуальные программы развития учеников.
Большую роль педагоги лицея уделяют механизму учета индивидуальных достижений учащихся. Начиная с первого класса каждый школьник формирует портфолио.
В рамках реализации программы предпрофильного обучения на 2-й ступени образования разработаны и используются программы элективных курсов, ориентирующих за знаниевое содержание будущей деятельности, на отработку универсальных учебных действий, а также дальнейшее самоопределение учащихся. На 3-й ступени образования ведется обучение по двум направлениям: техническое (инженерное) и гуманитарное. Много лет лицей сотрудничает с Чебоксарским политехническим институтом (филиалом) Московского государственного открытого университета имени Виктора Степановича Черномырдина. На проводимых вузом олимпиадах и научно-практических конференциях наши ученики занимают призовые места. С этого учебного года открывается инженерный класс. Обучать десятиклассников будут и преподаватели института.
Учителя же делают всё от них зависящее, чтобы обеспечить развитие детей, придерживаясь формулы одаренности: Одаренность = Способности + Мотивация + Дальнейшее развитие. Сотрудничество «учитель – ученик» дает свои плоды, и они нас радуют. Успеваемость лицеистов составляет 100%, успешность в обучении - 59%. Количество учащихся - участников республиканских, всероссийских, международных интеллектуальных и творческих конкурсов, альтернативных олимпиад возросло с 65 процентов от общего количества обучающихся в 2007 году до 83 процентов в 2012 году.
Об эффективности работы с одаренными детьми говорят результаты их участия в предметных олимпиадах. За последние пять лет ими завоевано одно призовое место в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников, 17 - в региональном и 262 в муниципальном.
При сдаче ЕГЭ эти ребята получают высокие баллы и без труда поступают в ВУЗ по выбранному профилю. Многие выпускники обучаются в престижных вузах Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Нижнего Новгорода, Саратова и других городов. За последние пять лет 18 лучших из лучших были награждены золотой медалью «За особые успехи в учении», 24 - серебряной.
Большую роль в работе с одаренными детьми играет организация воспитательного процесса. В первую очередь создаются условия для формирования социальной креативности и лидерских способностей. С этой целью разработана рейтинговая система оценки активности лидеров самоуправления и классных коллективов. Благодаря работе классного и школьного органов самоуправления большинство учащихся принимают активное участие в мероприятиях различного уровня, творческих конкурсах и спортивных соревнованиях, КВНах, оказывают помощь пожилым людям, участвуют в благотворительных акциях, разрабатывают и реализуют социальные проекты.
Для положительной мотивации одаренных детей и работающих с ними педагогов в школе существует система стимулирования: благодарности, грамоты, премии.
За последние два года 6 учащихся были удостоены специальной стипендии Президента Чувашской Республики за особую творческую устремленность, один ученик стал лауреатом премии Президента Российской Федерации по поддержке талантливой молодежи. Двум ученикам за высокие показатели в учебе и общественной деятельности были вручены путевки во всероссийский детский центр "Орленок".
Мы радуемся, что ежегодно в базе данных "Одаренные дети " появляются новые имена.
Но несмотря на большую работу по выявлению одаренных детей и дальнейшего их сопровождения, существуют и проблемы:
- кадровая:
- несовершенство системы специальной подготовки педагогов, работающих с одаренными детьми;
- отсутствие программы психолого-педагогического просвещения родителей по вопросам детской одаренности;
- недостаточная мотивация учащихся к получению дополнительных знаний;
- малое количество часов для работы с одаренными детьми.
Тем не менее, уважаемые коллеги, от нас с вами зависит, насколько наши выпускники будут свободно мыслящими, мотивированными на образование в течение всей жизни, способными принимать самостоятельные решения, готовыми взять на себя ответственность за свое будущее и судьбу отечества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на заседании педагоггического совета по теме :"Одаренность. работа с одаренными детьми в свете инициативы "Наша новая школа"
Текст доклада на заседании педагогического совета по теме "Одаренность. Работа с одаренными детьми в свете идей инициативы "Наша новая школа"...
Методическая разработка с одаренными детьми в ДШИ «Особенности работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования»
Система работы с одарёнными детьми посвящён комплексному исследованию условий для внедрения в образовательный процесс учреждения развивающих форм и методов обучения, направленных на ...
Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми в школе.
Выступление на методическом объединении...
Организация работы с одаренными детьми. Индивидуализация работы с одаренными детьми.
Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных образовательных программ, учебного плана и учебных ...
Система работы с одаренными детьми. Рекомендации педагогам по работе с одаренными детьми.
Рекомендации педагогам по работе с одаренными детьми....
Работа с одаренными детьми в МАОУ СОШ № 1 г. Лабытнанги в сфере научно-исследовательской и проектной деятельности: из практики работы в области создания личностно-ориентированной образовательной среды для одаренных детей
АннотацияВ статье описывается система работы образовательной организации с одаренными детьми в области научно-исследовательской и проектной деятельности включающую в себя тьюто...